РУБРИКИ |
Экономико-географическое положение Тверской области |
РЕКЛАМА |
|
Экономико-географическое положение Тверской областиЭкономико-географическое положение Тверской областиЭкономико-географическое положение Тверской областиЭГП – положение района, города на экономической карте, главн.составл.транспорт.геогр.положен. (ТГП) ТГП – это не ЭГП. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аспекты ЭГП |
Схемы, рисунки |
Содержание аспектов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Положение района на территории государства (окраины, пограничные, центральные) |
|
На севере центральной хозяйственной полосы Европейской части России (Центральный р-н) между столичными городами. С конца 19-го века область входит в хозяйственный комплекс Центрально-Европейского района |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Экономическое окружение (соседи, пограничные государства) и расположение по отношению к важнейшим культурным ценностям страны |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых зон страны |
|
Газопроводы Нефтепроводы Череповец – металлургическая база |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. ТГП положение к транспортным магистралям |
|
Железные дороги Автобан России Канал Москва Транзитное Коммуникационный коридор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Изменение ЭГП района |
18-й век – ориентация на Санкт-Петербург, конец 20-го века – переориентация на Москву, 1851 год – железнодорожная ветвь, 1861 – отмена крепостного права, центр обрабатывающей промышленности, начало 21 века – расширение транспортных, торговых услуг для регионов России и стран СНГ, с конца 20 века на Москву. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Выводы о возможности влияния ЭГП р-на на развитие хозяйства (см.выше) |
Активное развитие рекреационных функций |
Транзитность ЭГП – определяет многие особенности района
Рекреационная функция
История формирования и административно-территориального устройства
1. Первоначальный этап.
12 век – Владимиро-Суздальское княжество. Тверская область одновременно входила: Торжок и Север области – к Новгороду, Торопцу и Юго-запад – к Смоленску, Поволжье – к Владимиро-Суздальскому княжеству.
1130-1140 гг – Суздальско-Новгородский рубеж. Суздальские городни – крепости: одна из них Тверь (Юрий Долгорукий) – 1135 г., прямо – 1209.
Торопецкий удел – 13-й век (Великие Луки, Ржев, Холм)
13-й век – Торжок: 1- Владимирская часть, 2 – Новгородская часть.
До 2 пол. 15 века Новгород + Москва.
12 в. нач 13 в., после 1212 г. Тверь, Зубцов, Кснятин (Синятин) – Переяславское княжество
1. 1238-1248 г. – Тверское княжество как самостоятельное (1245 г.) за братом Ярослав.Ярослав. Александра Невского
Города: Тверь, Зубцов, Кашин, Старица, Калязин, Клин. Стержень – р.Волга.
14 в. + Ржевские земли
нач. 14 в. – внутреннее дробление, после 1318 г. – 4 удела: Тверь, Клин, Кашин, Зубцов. Примыкали к Волге.
Деление на более мелкие владения. 1339 г. – Зубцовский удел – раздел.
1345 г. – война Тверского и Кашинского княжеств
1375 г. – Кашинское княжество
1382 г. – Кашин примкнул к Твери.
Начало 15 века – Москва захватила Бежецкий удел
1485 г. – конец Княжеству Тверскому.
16-17 вв. Города Замосковны. – геогр. Области Земли Тверского княжества + Бежецкий уезд + Старица + Кашин + Зубцовский уезд
Делилось на уезды, волости, станы.
18-й век. Деление на губернии, в состав Ин-германская губерние (не все) + Смоленская губерния.
1819 г. – провинции в Петербуржскую провинцию
1727 – Тверская провинция
1777 – уезды
1775 – Тверское наместничество
1796 – упразднение наместничества, Тверская губерния – 9 уездов.
1935 – Калининская область.
Исторически область не представляла собой целостное территориальное образование.
Население
Состав и динамика
Численности и движение
Сохранили третье место в Центральной России. По России 27-е место (1989). Сокращение численности населения после 1990 г.
1990 – 71,6%
2000 – 73,7%
Население общее
1990 – 1652,9 тыс.чел (1196,3 городское и 456,6 – сельское)
1995 – 1602,2 тыс. чел (1181,2 и 421 соотв-но)
Естественное движение
Естественный прирост в минусе
1999 всего –21,2% (город –12,8, село –8,4)
стр. 110
стр.111 выбывшие Тверская обл. 51,2%, друг.обл. 39,8%
Средний возраст населения
1996 г. 39,2 лет (мужчины 35,6 лет, женщины 42,1 года)
стр. 116-117
2000 г. всего 0-15 лет 18%16-59 лет 57% 60 и старше 25%
Город трудоспособное население 59%, в селе 51%
Средняя продолжительность жизни мужчины 56,7 лет, женщины 71 год.
Процесс депопуляции – старения
Транспорт – главные особенности транспортной системы и транспортных узлов Тверской области
1. Ввоз над вывозом (транзитные перевозки)
2. Доминирующая роль автомобильного транспорта
3. Грузоперевозки
4. Нарастание густоты дорог с приближением к Твери
5. Прамоугольно-диагональная конфигурация магистральных дорог, треугольн.-межрайон. (внутри-областных дорог), преимущественно радиальная схема внутрирайонных дорог и система извилистых внутрихозяйственных дорог.
Преобалдание небольших районных транспортных узлов (сочетание ж/д, автодорог, пристаней). Крупные межрайонные и региональные ж/д и автомобильные узлы расположены на озерах, Волге и водохранилищах Волжской водной системы.
|
© 2000 |
|