РУБРИКИ

Экономико-географическая характеристика республики Татарстан

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экономико-географическая характеристика республики Татарстан

Экономико-географическая характеристика республики Татарстан

МПС РФ

СГУПС


Кафедра “Экономика транспорта”












КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: “Экономико-географическая характеристика республики Татарстан”

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Э-112

Хаустов С.Ю.

 

Проверил:

старший преподаватель

Никитина Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 1999

Содержание


Введение --------------------------------------------------------------------------- 3

Раздел 1. Экономико-географическое положение ----------------------- 4

Раздел 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов --- 8

Раздел 3. Население и трудовые ресурсы --------------------------------- 10

Раздел 4. Хозяйственный комплекс Татарстана ------------------------- 14

Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана --------------------------- 25

Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана ------------------------- 28

Заключение ----------------------------------------------------------------------- 29

Список использованной литературы и материалов --------------------- 32



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цель работы - показать республику Татарстан как структурную единицу ТОПС, обладающую природно-ресурсным, демографическим и хозяйственным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.

На основе системного подхода к комплексной оценке республики Татарстан с учётом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих её экономики как основы развития “вертикальных” и “горизонтальных” связей в экономическом районе и стране в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Экономико-географическое положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

граница республики Татарстан

границы сопредельных областей и республик

промышленные центры

прочие населённые пункты

реки,

в т.ч. судоходные

водохранилища

железные дороги

Автомобильные дороги:

магистральные общегосударственного значения

прочие общегосударственного значения

республиканского значения

прочие


газопроводы

нефтепроводы

Обрабатывающая промышленность:

машиностроение и металлообработка

химическая

автомобильная

нефтеперерабатывающая

строительных материалов

меховая

легкая

пищевая

лесная и деревообрабатывающая

сахарные заводы

Добывающая промышленность:

нефти

Электростанции:

тепловые

гидроэлектростанции

Сельскохозяйственные районы:

зерновой (рожь, пшеница) с посевами картофеля, мясо-

молочным скотоводством и свиноводством

пригородный овоще-картофельный с молочным

животноводством




Заселение территории современной Республики Татарстан началось еще в эпоху палеолита (около 100 тыс. лет назад). Первое                                            феодальное государство - Волжская Булгария - возникло в конце IX - начале X века н.э. и длительное время являлось единственным                                            развитым государством на крайнем востоке Европы. Основное население его составляли булгары - выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные                                            племена. Самые крупные города - Болгар и                                            Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.

Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Столица Волжской Булгарии, город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и съезд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской (в 1928 году, уже после образования ТАССР, арабская графика заменяется латинским алфавитом, а в 1938 г. вводится современный татарский алфавит, составленный на базе кириллицы).

С начала Х века в булгарских селениях уже имелись школы. Характерными элементами Булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; ажурные металлические украшения; бронзовые замки в виде животных; изделия из кожи; одежда, расшитая бисером и серебром.

В XIII веке на Волжскую Булгарию обрушились монголы Бату-хана. В 1236 году Булгария была завоевана и вошла в состав Золотой Орды. Золотая Орда того времени - крупнейшее средневековое государство Евразии, центр мировой политики мусульманского мира, очаг богатой цивилизации, представленной классическим симбиозом бывшей кочевой и новой городской культур. Здесь были созданы подлинные шедевры средневековой татарской литературы.

После распада Золотой Орды в 30-40 годах XV века на ее обширной территории создаются отдельные Татарские государства. Среди них и Казанское ханство (1445 г.), расположенное в северных пределах Волжской Булгарии, от реки Сура на западе и до реки Белой на востоке. Казань становится столицей Казанского ханства. XV век и первая половина XVI века - период расцвета Казанского ханства и его столицы.

Основное население Казанского ханства составляли потомки булгар и пришлые кипчако-татары. Культура, религия, письменность были восприняты ими от Волжской Булгарии и Золотой Орды. В период существования Казанского и других Татарских ханств (Крымского, Касимовского, Сибирского, Астраханского) завершилось формирование татарской народности.

В 1552 г. Иван Грозный завоевывает Казань и присоединяет Казанское ханство к России. Татарское население выселяется за пределы городского посада; начинается его насильственная христианизация. К концу XVI века основным местом жительства татар становится Татарская слобода.

В 1708 году по указу Петра I создается многонациональная Казанская губерния с центром в городе Казани. В первой четверти XVIII века здесь активно развивается промышленность. В 1714 г. в Казани была построена суконная мануфактура, а в 1718 г. основано Адмиралтейство. На верфях строились морские и речные суда. При Адмиралтействе существовала "цифирная" (инженерная) школа.

Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 году.

Конец этого столетия открыл новые возможности для развития государственности Татарстана. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 года референдум и принятая 6 ноября 1992 года новая Конституция Республики Татарстан установили, согласно народному волеизъявлению, новый государственный статус республики.

15 февраля 1994 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", который, наряду с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, послужил правовой основой формирования широкоизвестной российско-татарстанской модели взаимоотношений. Главной политической особенностью этого Договора является то, что в нем устанавливается статус Татарстана как государства, объединенного с Российской Федерацией. В нем также признается, что Республика Татарстан участвует в международных и внешнеполитических отношениях.

Раздел 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.


Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы.  Казань    находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.

Общая площадь республики составляет 67836,2 кв.км. Протяженность территории - 290 километров с севера на юг и 460 километров с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.

Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90% территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря.

     Более 16% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.

Климат - умеренно-континентальный. Иногда случаются засухи. Средняя температура января (самый холодный месяц)  -14С, июля (самый теплый месяц) +19С. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. Вегетационный период составляет около 170 суток.

Почвы отличаются большим разнообразием - от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики (32% площади).

Главным богатством недр Татарстана является нефть. Республика располагает 800 миллионами тонн извлекаемой нефти. Размер прогнозируемых запасов составляет свыше миллиарда тонн. Вместе с нефтью добывается попутный газ - около 40 куб.м. на 1 тонну нефти. Республика располагает также промышленными запасами известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Имеются перспективные запасы нефтебитумов, бурого и каменного угля, горючих сланцев, цеолитов, меди, бокситов.

Крупнейшие реки - Волга и Кама, а также два притока Камы - Вятка и Белая. Общий сток четырех рек за год составляет 234 млрд. куб м. (97,5% общего стока всех рек). Кроме них, по территории республики протекают еще около 500 малых рек длиной не менее 10 км и многочисленные ручьи. Большие запасы водных ресурсов сосредоточены в двух крупнейших водохранилищах - Куйбышевском и Нижнекамском. В республике насчитывается также более 8 тысяч небольших озер и прудов.

В недрах республики содержатся значительные запасы подземных вод - от сильно минерализованных до слабосолоноватых и пресных.

ТСПР и степень благоприятности условий жизни

Волго-Камское

Значимость размеров ресурсов

Уголь - 0 б.

Нефть и природный газ - 2 б.

Гидроэнергетические - 2 б.

Чёрные металлы - 0 б.

Цветные металлы - 0 б.

Неметаллическое промышленное сырьё - 0 б.

Лесные - 0 б.

Ресурсы - 4 б.

Условия освоения

Транспортно-географические - 3 б.

Уровень хозяйственного освоения территории - 3 б.

Инженерно-строительные - 3 б.

Климатические - 3 б.

Водообеспеченность - 2 б.

+2 б.

Общие - 16 б.

ТСПР - 20 б.

Уральское

Значимость размеров ресурсов

Уголь - 1 б.

Нефть и природный газ - 0 б.

Гидроэнергетические - 0 б.

Чёрные металлы - 3 б.

Цветные металлы - 3 б.

Неметаллическое промышленное сырьё - 2 б.

Лесные - 1 б.

Ресурсы - 10 б.

Условия освоения

Транспортно-географические - 3 б.

Уровень хозяйственного освоения территории - 3 б.

Инженерно-строительные - 2 б.

Климатические - 2 б.

Водообеспеченность - 2 б.

+2 б.

Общие - 14 б.

ТСПР - 24 б.

Учитывая, что средний показатель ТСПР по России - 17,5 баллов, можно сделать вывод, что Татарстан и прилегающие территории расположены в районе, благоприятном для экономического развития с точки зрения географического положения.

 

Раздел 3. Население и трудовые ресурсы.


Общая численность: 3 773,8 тыс. человек

Городское население: 73,6%

Плотность населения: 56 чел./кв. км

Основные этнические группы по данным переписи населения 1989 г.: татары (более 48,5%, по последним статистическим данным доля татар составила 51%) , русские (43,3%), чуваши (3,7%). Кроме того, на территории республики проживают украинцы, мордва, удмурты,     марийцы, башкиры  и др.

Динамика численности населения в 1998 г. на 1000 человек:

Уровень рождаемости: 9,1

Уровень смертности: 11,0

Миграционный прирост (в 1997 г): 4,3

Национальный состав прибывших мигрантов: татары (42,7%), русские (36,5%).

В 2000 году по прогнозным оценкам численность населения составит 3 778,7 тыс. человек. Общий прирост населения за период 1996-2000 гг. составит 15,2 тыс. человек.

Количественной характеристикой населения территории является демографический потенциал, рассчитываемый по формуле:

D = ån (Pi / dji),

где P - людность населённого пункта; d - расстояние между пунктами.

Результаты вычислений демографических потенциалов шести наиболее крупных городов Татарстана приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что Казань, столица Татарстана, характеризуется самым большим потенциалом, следовательно, она обладает самым большим влиянием на территорию республики.


Преобразование форм собственности привело к перераспределению рабочей силы между государственным и частным сектором экономики.

В 1995 г. по сравнению с 1992 г. численность работающих в народном хозяйстве республики снизилась на 9%. При этом в государственном секторе сокращение численности работающих составило 37%, что закономерно при уменьшении общего числа государственных предприятий. В частном секторе при общем росте числа предприятий численность занятых увеличилась на 8%. Наибольшее увеличение численности работающих наблюдалось на предприятиях со смешанной формой собственности - в 2.8 раза.

 Занятость населения не только показывает обеспеченность территории ресурсами, но также свидетельствует об экономическом развитии Татарстана. Оценить данную зависимость позволяет корреляционный анализ. Коэффициент корреляции находится по формуле:



где x, y - средние арифметические значения величин x и y:

m - количество показателей; sx, sy - средние квадратические отклонения x и y от x и y. Они рассчитываются по формулам:



Расчёт коэффициента корреляции r между показателями численности населения и долей населения, занятого в различных отраслях хозяйства, приводится в таблице 2.

Полученный результат говорит о наличии чрезвычайно тесных связей между ними.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Хозяйственный комплекс Татарстана.

 

Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик в Российской Федерации. Она расположена в центре крупнейшего индустриального района Российской Федерации, в 800 км к востоку от Москвы. В силу исторических, географических, природных условий и других важных факторов Республика Татарстан сложилась как крупнейший научный, образовательный и промышленный центр, получивший признание не только в России, но и во всем мире.

За годы проведения рыночных реформ экономика Татарстана претерпела заметные изменения. Собственность в основном перестала быть государственной. Ведущие отрасли народного хозяйства, такие, как нефтедобыча и нефтехимия, автомобилестроение, энергетика и другие акционированы.

Долгосрочные перспективы республики связаны с развитием нефтяной и нефтехимической отрасли, транспортного машиностроения, производством высокотехнологичной продукции.

В промышленности республики сохраняется тенденция роста производства. Республика традиционно входит в пятерку лидеров по объемам промышленного производства среди субъектов Российской Федерации. В 1998 году объем промышленного производства в Татарстане составил 52,5 млрд. рублей в действующих ценах, при этом отмечен рост 0,2% индекса физического объема промышленной продукции к уровню 1997 г.

Ведущими отраслями промышленности являются нефтедобыча, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика. В 1998 г. по объемам промышленного производства (в рублях) на первом месте была топливная промышленность (добыча и первичная переработка нефти и газа) - 28,5%, далее идут химическая и нефтехимическая - 21,4%, машиностроение - 14,9%, электроэнергетика - 11,5%, пищевая - 9,6%.

Электроэнергетика. Ведущей в хозяйственном комплексе является электроэнергетика как обеспечивающая функционирование прочих отраслей хозяйства. Среди электроэнергетических предприятий выделяются теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на минеральном топливе; гидравлические электростанции (ГЭС) и атомные электростанции (АЭС), также использующие в работе топливо.

В 1998 году электроэнергетическим комплексом республики было произведено 20 877 млн. кВт/ч электроэнергии и 31 668 тыс. Гкал теплоэнергии. Производственный комплекс Татарстана полностью обеспечен электроэнергией за счёт собственных источников.

Металлургия. Металлургический комплекс - совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. В его состав входит чёрная и цветная металлургия.

Влияние сырьевого фактора на размещение основных металлургических предприятий привело к тому, что почти все они находятся восточнее Татарстана и располагаются на территории Уральской металлургической базы. Поэтому металлургия не получила сравнительно широкого распространения в республике. Тем не менее, металлургическими предприятиями Татарстана выполняется следующая деятельность:

 - Производство стальных труб диаметром 30-426 мм для нефте- и газопроводов, а также общего назначения;

 - Наружное противокоррозионное покрытие труб полиэтиленом;

 - Внутреннее эбоксидное противокоррозионное покрытие труб;

 - Переработка металлолома.

Машиностроение. Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являются авиа- и автомобилестроение. В республике представлено также производство компрессорного, вакуумного и холодильного оборудования, оборудования для топливной и нефтехимической промышленности, судостроение и судоремонт, медико-инструментальная промышленность, производство средств вычислительной техники, автогаражного, коммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, производство оборудования для лесного хозяйства и строительства, ремонт автомобилей и тракторов.

Приборостроение республики ориентировано на выпуск теплоизмерительных, оптико-механических, электромеханических, медицинских, радиометрических и других приборов и оборудования.

Крупнейшим представителем автомобилестроения Татарстана является акционерное общество "Камский автомобильный завод" (КамАЗ). ОАО "КамАЗ", расположенное в городе Набережные Челны - самое крупное промышленное объединение республики и одно из крупнейших в СНГ. Здесь выпускаются грузовые и легковые автомобили. В последние годы на предприятии освоен выпуск седельных тягачей и многоцелевых полноприводных автомобилей семейства "Мустанг" грузоподъемностью от 4 до 10 тонн. В 1998 году пущен с конвейера и уже завоевал популярность новый большегрузный самосвал КАМАЗ 65115 грузоподъемностью 15 тонн. Готовится к запуску новая модель самосвала КАМАЗ 6520 грузоподъемностью 20 тонн. Большим спросом пользуется сельскохозяйственный вариант самосвала с двусторонней выгрузкой КАМАЗ 55102. Расширяется спектр спецнадстроек на базе шасси КАМАЗов.

Совет директоров ОАО "КамАЗ" проводит целенаправленную работу по финансовой стабилизации производства и оптимизации организационной структуры КамАЗа. Вопросы восстановления позиций камских большегрузов на традиционных рынках сбыта и расширения географии их продаж курируются руководством республики. Активно реанимируется фирменная дилерская сеть, и восстанавливаются партнерские отношения со всеми регионами СНГ.

Высокая трудоёмкость (большие затраты и высокая квалификация используемого труда) присуща авиационной промышленности. Поэтому она тяготеет к районам с большой концентрацией населения. Авиастроение развивается в Татарстане более 60 лет и в настоящее время представлено одними из крупнейших в России авиационным, вертолетным, моторостроительным и приборостроительными производственными объединениями. ОАО "Казанский вертолетный завод" является одним из ведущих экспортеров республики, поставляя вертолеты в десятки зарубежных стран.

Казанским авиационным производственным объединением им. С.П.Горбунова освоено производство среднего магистрального самолета Ту-214 - современного гражданского самолета, не уступающего по основным технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам зарубежным Boeing 767 и 777 или А-320. Осваивается производство среднего широкофюзеляжного грузового самолета Ту-330 (максимальная коммерческая нагрузка 35 тонн) и административно-регионального лайнера Ту-324, рассчитанного на 46, 40 или 10 (в административном варианте) пассажиров.

Химическая промышленность. Химическая промышленность призвана занимать одно из лидирующих положений не только в хозяйстве Татарстана, но и всей страны в целом, так как она определяет развитие одного из важнейших направлений научно-технического прогресса - химизации (широкого применения химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства). Наибольший вес в структуре химической и нефтехимической отрасли республики составляет производство синтетических смол и пластмасс, полиэтилена, синтетических каучуков и шин, пленок, листов и труб из полимерных материалов, резиновой обуви, лекарственных средств, спиртов, технического углерода, минеральных удобрений.

В таблице 3 приведена значимость факторов, оказывающих влияние на размещение  подобных предприятий.

Из таблицы видно, что решающее значение при размещении предприятий химической промышленности на территории Татарстана играет прежде всего сырьевой фактор. Большое внимание также уделяется проблемам охраны окружающей среды.

К стратегическим приоритетам развития экономики республики относится повышение уровня переработки добываемой нефти. Сотрудничество с зарубежными партнерами играет важную роль в реализации различных проектов в области нефтедобычи и нефтехимии.

Весной 1999 года в АО "Нижнекамскнефтехим" заработало собственное производство по выпуску бензина 76-й марки. В перспективе будет вырабатываться горючее любой марки. На этом же предприятии сооружается крупный завод по переработке семи миллионов тонн нефти в год.

На территории Татарстана располагаются старейшие химические предприятия страны: ОАО "Нэфис" (Казанский химкомбинат им. Вахитова), основанное в 1855 году; АООТ "Химзавод им. Л.Я. Карпова" (1868 г.) и другие.

Лесная промышленность. Лесная промышленность входит в состав химико-лесного комплекса, ведущей в котором является химическая промышленность. Связи между этими отраслями практически односторонние. В лесной промышленности всё более широко используются химико-механические и химические процессы и компоненты. Без них невозможно производство целлюлозы, бумаги, картона, древесных плит, арболита, мебели, т.е. всего того, что является основной продукцией современной лесной промышленности.

Расчёт доли Татарстана в производстве продукции комплекса Поволжского экономического района, в состав которого входит республика, приведён в таблице 4.

По данным таблицы видно, что Татарстан играет незначительную роль в производстве древесины и пиломатериалов, однако имеет высокий потенциал в производстве бумаги.

Аграрно-промышленный комплекс. Он образован группой отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений и т.д.); непосредственно сельскохозяйственным производством (растениеводство и животноводство) и отраслями производства по переработке сельскохозяйственного сырья. (пищевая промышленность и др.). Ведущей в комплексе является вторая сфера.

Аграрный сектор играет очень важную роль в экономике Республики Татарстан. В нем занято 16% активного населения, создается около 20% валового регионального продукта и формируется 3/4 рыночного товарооборота (в условиях резкого сокращения импорта после 17 августа 1998 г).

За прошедшие годы перестройки в республике в основном сохранены объемы производства сельскохозяйственной продукции и материально-техническая база.

В сельскохозяйственном отношении используется 65% земельного фонда республики. Распаханность сельхозугодий составляет почти 82%. Общая площадь пашни - 3 513,9 тыс. га.

В республике принят Земельный Кодекс, создана достаточная правовая база для внедрения таких форм хозяйствования, которые позволяют максимально использовать фактор реального собственника земли и производственный потенциал, созданный в бывших колхозах и совхозах.

Немало делается по развитию инфраструктуры продовольственного рынка. Функционирует продовольственная биржа, сеть оптовых рынков, в городах сельхозтоваропроизводители имеют защищенные торговые площадки. Создается единая информационная сеть АПК, укрепляется служба мониторинга ресурсно-технического рынка, третий год функционирует лизинговая компания.

В настоящее время новые формы хозяйствования представлены 1162 субъектами, из них:

      -    сельхозкооперативы - 209 (18%);

      -    общества с ограниченной ответственностью - 62 (5,3%);

      -    товарищества на вере - 18 (1,5%);

      -    крупные крестьянские хозяйства - 232 (20%) (земельная площадь 100 и более га);

      -    другие формирования - 641 (55,2%).

В целом новые формирования занимают 21% сельхозугодий республики.

За 1998 год число крестьянских (фермерских) хозяйств выросло с 1330 до 1761. Доля индивидуального мелкотоварного сектора в производстве продукции сельского хозяйства увеличилась за последние 5 лет на 10% и составила в 1998 году 38 %.

Таким образом, в ходе аграрной реформы формируется конкурентная среда в сельском хозяйстве.

Одновременно в целях поддержки товаропроизводителей и улучшения продовольственного обеспечения населения приняты меры по государственному регулированию взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, торговлей через установление нормативов по регулированию затрат и торговых наценок, что дало возможность сдерживать рост розничных цен на продукцию и получить излишки по ряду основных продуктов питания.

Негативные тенденции в АПК, вызываемые диспаритетом цен, снижением уровня бюджетного финансирования и инвестиций, преодолеваются при государственной поддержке. За счет бюджета и целевых бюджетных фондов финансируются “узловые точки”, осуществляется поддержка сельхозтоваропроизводителей, создается основа для производства конкурентоспособной продукции, улучшается социальная сфера (строительство школ, дорог, газификация районов республики и т.д.). К приоритетным задачам относятся:

     -  использование минеральных удобрений и средств защиты растений;

     -     коренное улучшение земель;

     -     развитие племенного дела и элитное семеноводство;

     -     внедрение новых технологий;

     -     создание лизингового фонда.

В развитии производства сельскохозяйственной продукции (сахарная свекла, картофель, кукуруза) республика в течение последних лет сотрудничала с фирмами “Сюкден Технологии” (Франция), “БМА” (Германия), “Петроплюс Инжиниринг” (Нидерланды), “Пионер” (США) и рядом других. Реализация отдельных проектов осуществляется в рамках кредитных линий и инвестиционных программ.

По основным показателям развития АПК республики занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. урожайность зерновых в Татарстане составила 24,8 ц/га, рост на 5,9 ц/га или 31%. Соответствующие показатели по России: снижение валового сбора на 39%, урожайности – на 13%. Поэтому даже в условиях обвала продовольственного рынка России и засухи 1998 г. население республики бесперебойно снабжалось продуктами питания.

В агропромышленном комплексе республики действуют:

          38 предприятий молочной промышленности;

          10 мясокомбинатов;

          3 сахарных завода;

          16 спиртовых и ликеро-водочных заводов.

Сельское хозяйство республики обслуживает 66 АО “Сельхозтехника”, 54 АО “Агрохимсервис” и 43 агроснабов районов.

Основными направлениями аграрной политики в республике являются:

    - расширение необходимой правовой базы для регулирования земельных отношений,

    - включая частную собственность на землю с правом купли и продажи;

    - формирование класса крупных собственников и многоукладной экономики;

    -  внедрение прогрессивных технологий;

    -  интеграция товаропроизводителей с предприятиями переработки и торговли;

    - развитие рыночной инфраструктуры и подготовка кадров для работы в новых условиях.

В таблице 5 приведены расчёты коэффициентов специализации Татарстана в рамках Поволжского экономического района, выполненные в целях выявления объёма и структуры сельскохозяйственного производства:



где F - доля продукции Татарстана к общему производству в районе, %; P - доля населения Татарстана к общей численности населения в районе, %.

Из таблицы видно, что главной отраслью специализации республики является производство сахарной свеклы. Татарстан также специализируется в производстве зерна, картофеля, мяса, молока и яиц. Значимость агропромышленного комплекса Татарстана в районе очень высока.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Транспортный комплекс Татарстана.

С одной стороны, комплекс является самостоятельным материальным производством, а с другой, входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей развитие других производственных отраслей. Принадлежность к отраслям материального производства и связующая роль в межотраслевом и территориальном разделении труда определяют народнохозяйственное значение транспорта, поэтому сочетание и взаимодополнение различных видов транспорта - одно из условий формирования транспортной системы.

Основные задачи транспорта:

- обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами;

- своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;

- повышение экономической эффективности его работы.

Республика Татарстан располагает развитой транспортной сетью. Ее основу составляют автомагистрали, железные дороги, четыре судоходные реки: Волга, Кама, Вятка, Белая, нефте- и газопроводы, авиалинии.

Важнейшими железными дорогами являются магистрали, проходящие через города Зеленодольск, Казань, Агрыз (часть дороги Москва-Екатеринбург) и через нефтедобывающие районы юго-восточной части республики (часть дороги Москва-Челябинск). Несколько меньшее значение имеют меридиальные дороги Зеленодольск-Ульяновск и Агрыз-Бугульма.

Крупнейшими транспортными узлами являются города Казань, Агрыз, Зеленодольск, Бугульма, Набережные Челны.

Крупные города республики связаны постоянным воздушным сообщением с 70 городами России и других государств СНГ, а также со странами дальнего зарубежья.

В систему воздушного транспорта Республики Татарстан входят 17 эксплуатантов воздушного транспорта, аэропорт "Казань ", Татарское агентство воздушных сообщений, товарищество с ограниченной ответственностью "Аэрь" и предприятие "Свет". Из 17 эксплуатантов 4 предприятия являются государственными, 4 созданы на базе акционерных обществ, 6 получили свидетельства эксплуатантов на базе летных отрядов ведомственной авиации, 3 эксплуатанта созданы на базе учебно-спортивной авиации.

В Республике Татарстан полеты производятся из 24 аэропортов и аэродромов, из них 1 аэропорт международный (Казань), 2 аэропорта союзного значения (Бегишево, Бугульма), 16 аэропортов местных воздушных линий, 2 аэродрома Российского оборонно-спортивного технического общества и 2 аэродрома Министерства авиационной промышленности.

Татарстан является крупнейшим в Восточной Европе центром трубопроводного транспорта. Основные нефте- и газопроводы радиально расходятся от Альметьевско-Бугульминского промышленного узла на северо-восток (Пермь), восток (Уфа), юго-восток (Оренбург), юго-запад (Самара) и запад (Казань). Город Альметьевск является начальным пунктом нефтепровода "Дружба", по которому татарская нефть транспортируется в европейские страны. Между центрами газопереработки и нефтехимии - Альметьевском, Нижнекамском и Казанью проложен продуктопровод. Через северо-западную часть республики проходят трансконтинентальные газопроводы Уренгой-Центральная Россия и Уренгой-Помары-Ужгород.

По оценке Госкомстата Республики Татарстан, в 1998 г. предприятиями автомобильного транспорта перевезено, с учетом малых предприятий и предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, включая перевозки для собственных нужд, 13,7 млн. тонн грузов, из них коммерческих – 13,2 млн. тонн (85,6% к уровню 1997 г.). Грузооборот автомобильного транспорта составил 685,3 млн. тонно-километров (ткм), в том числе коммерческий – 670,3 млн. ткм (117,1% к уровню 1997 г.). Крупными и средними автопредприятиями на коммерческой основе перевезено 12,3 млн. тонн грузов или 93,2% от общего объема перевозок; выполнено 336,6 млн. ткм. (50,2% коммерческого грузооборота).

Пассажирооборот транспорта общего пользования характеризовался в 1998 г. следующими данными. Перевозка пассажиров предприятиями автомобильного транспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. уменьшилась на 6,3% и составила 660,5 млн. человек, 61% перевозок выполнено муниципальными, 5,7% - государственными, 33,3% - прочими автопредприятиями.

В 1998 г. авиационным транспортом, с учетом нерегулярных авиаперевозчиков, перевезено 294,7 тыс. человек и выполнено 445,4 млн. пассажиро-километров, что составило, соответственно, 66,4% и 64,7% к уровню 1997 г. Из общего объема перевезенных пассажиров и выполненного пассажирооборота 89,9% и 80,8% приходилось на долю регулярных авиаперевозчиков.

В таблице 6 приведены протяжённость транспортных путей республики и их густота.

В 1998 году номенклатура экспорта была представлена широким спектром производимой в республике продукции, хотя наибольшую долю (64,5%) в общем объеме экспорта продолжали составлять нефть и нефтепродукты. Помимо них большой вклад в экспорт республики традиционно внесли также нефтехимическая и химическая отрасли промышленности, авиа- и автомобилестроение, машино- и приборостроение.

В структуре импорта Республики Татарстан превалировали товары производственно-технического назначения (машины, оборудование, приборы и транспортные средства и т.п.) - 60% от общего объема импорта. Традиционно импортируемыми товарами являются также черные металлы и трубы из них, медикаменты, алкогольные и безалкогольные напитки, зерновые культуры, масло подсолнечное, сахар, мясо и мясопродукты.


Раздел 6. Экологические проблемы Татарстана.

 

На территории республики развиваются следующие типы деградации окружающей среды в результате деятельности человека:

1. Промышленно-городское загрязнение атмосферы в результате выбросов вредных веществ промышленных предприятий и транспорта в Казанском и Нижнекамско-Набережночелнинском промышленных узлах. Загрязнение усугубляется тем, что здесь получила широкое распространение химическая и нефтехимическая промышленность, оказывающая особо пагубное влияние на окружающую среду.

2. Загрязнение рек Кама и Вятка в результате промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков.

3. Водная эрозия в результате сведения растительности, распашки земель, выпаса скота.

4. Юго-западная граница Татарстана примыкает к участку радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г.

В качестве решения этих проблем видятся, прежде всего, стандартные меры по фильтрации промышленных атмосферных выбросов, очистка стоков и применение замкнутого цикла водообмена на предприятиях.

Правительством Татарстана принята специальная Экологическая программа и проводится политика охраны окружающей среды.

Население в результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Для определения уровня такого воздействия необходимо:

1) рассчитать среднюю экологическую плотность населения путём корректировки численности городского населения на коэффициенты концентрации загрязнения;

2) выявить средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле:

УВ = ЭПср / БКП,

где ЭПср - средняя экологическая плотность населения; БКП - биоклиматический потенциал Д.И. Шашко, характеризующий влияние природных условий на биологическую продуктивность территории.

Расчёт уровня воздействия шести наиболее крупных городов Татарстана приведён в таблице 7.

 

       Таблица 7

Город

ЭП ср

УВ

Казань

2203

1159,47

Наб. Челны

788,4

414,95

Нижнекамск

212,7

111,95

Зеленодольск

101,1

53,21

Бугульма

93,7

49,32

Альметьевск

150,8

79,37

 

 

 

БКП = 1,9

 

 

 

Заключение.


Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала республики, к поддержанию достойного жизненного уровня населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои положительные результаты.

Преобладающее место в экономике республики занимает промышленность. Она в значительной степени сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько ниже, чем по России в целом.

За 1995-1998 гг. республика имеет рост объемов производства в промышленности соответственно 2%, 3,2%, 3,5% и 0,2%. Сохранились положительные темпы роста в химической и нефтехимической, топливной, лесной и деревообрабатывающей, а также пищевой промышленности.

Благодаря мерам государственной поддержки нефтедобывающих предприятий, увеличилась добыча нефти новыми компаниями и совместными предприятиями, стали шире применяться передовые методы увеличения нефтеотдачи, осваиваются новые месторождения. В целом по республике добыча нефти в 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличилась на 1,2 процента и составила 25 833,4 тыс. тонн.

Агропромышленный комплекс республики занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Особенно заметны успехи в производстве зерна. За 1994-1998 гг. валовой сбор составил 4,3 млн. тонн, что на 16% выше уровня предыдущего пятилетия.

В 1998 г. на развитие экономики и социальной сферы использовано инвестиций на сумму более 14 млрд. рублей. Успешно реализуются республиканские программы по ликвидации ветхого жилья, газификации населенных пунктов, строительству дорог и телефонизации.

Для переселения граждан из ветхого жилья в 1998 г. построено 5,6 тыс. квартир, в том числе в г. Казани - 4,5 тыс. квартир, что, соответственно, на 22 и 32 процентов больше, чем в 1997 году.

Введено в эксплуатацию 2,9 тыс. км газопроводов, газифицировано около 53 тыс. квартир - это больше, чем предусматривалось программой на 1998 год и итогов 1997 года. Уровень газификации домов и квартир в сельской местности составил более 61 процента, в городах, рабочих поселках и райцентрах - почти 95 процентов.

Ввод телефонных емкостей в 1998 году составил 101,3 тыс. номеров (125,7% к уровню 1997 года). За пять лет введено 331 тыс. номеров, что в 2,8 раза больше, чем за предыдущие пять лет. За период 1994-1998 гг. Республика Татарстан по основным показателям телефонизации переместилась среди регионов Российской Федерации с 68 места на 32.

По состоянию на 1 января 1999 г. в Республике Татарстан накоплено зарубежных инвестиций на сумму 1288,4 млн. долларов США. По итогам 1998 года Республика Татарстан находится на втором месте среди регионов Российской Федерации по величине привлечения иностранных инвестиций, приходящихся на 1 жителя.

Денежные доходы на душу населения в декабре 1998 г. составили 1149 рублей. Средняя заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях республики в ноябре 1998 г. составила 971,5 рубля.

В целом в Татарстане сохранены многие позитивные тенденции развития последних лет. Республика живет в условиях социально-политической стабильности, межнационального согласия. Совершенствуется экономическая и политическая самостоятельность Татарстана, крепнет его авторитет в Российской Федерации и зарубежных странах.

Экономическая самостоятельность Татарстана, недотационность республики, взаимное правовое признание Российской Федерации и Республики Татарстан, конструктивный диалог и взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации выделяют республику как один из политически и экономически стабильных, а также наиболее перспективных регионов.














 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и материалов.

 

1. География России. Атлас. М, 1999 г.

2. Регионы России. Статистический сборник. М, 1998 г.

3. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром. Экономическая и социальная география. Справочные материалы. М, 1994 г.

4. Материалы Web-сервера Департамента внешних связей республики Татарстан. 97-99 гг.

5. Материалы Web-сервера Гражданской Сети республики Татарстан. 97-99 гг.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.