РУБРИКИ

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра

МЕНЕЖДМЕНТ, МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

НА ТЕМУ:

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИТАЛИИ.

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА II КУРСА

4 ГРУППЫ

ФАКУЛЬТЕТА

ЭКОНОМИКИ

И УПРАВЛЕНИЯ

СЫЧЕВА ИРИНА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ДОРОШЕНКО А. А.

ОДЕССА 1998 ГОД.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Место Италии и ее транспорта в современном мировом

хозяйстве...................................................................
......................
2. Природные условия и природные ресурсы страны.......................
3. Развитие транспорта..................................................................
.....
4. Общая характеристика хозяйства.................................................. характеристика промышленности............................... характеристика сельского хозяйства..........................
5. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские порты....................................................................
6. Характеристика транспорта (современная ): наземных видов и воздушного транспорта................... речного и морского......................................................... характеристика портов...................................................
7. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов...............
8. Схематические карты физико-географических условий........................................ транспортной сети и промышленности..............................

9. Список использованной литературы.............................................

Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве.

Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре
Средиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не только многие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурной жизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономики относится к наиболее развитым странам.Современная Италия, хотя и не относится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ход мировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит в семерку крупнейших капиталистических государств мира

Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров, прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленную мощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряд небольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км ) Италия относится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе
(после Франции и Испании). В административном отношении Италия делится на
20 исторически сложившихся и закрепленных конституцией областей, которые подразделяются на 94 провинции, а те в свою очередь состоят из коммун общим числом свыше 8 тыс. Столица Италии - г.Рим.

Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая с главным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии,
Югославии. Она почти полностью проходит по высоким горным хребтам. Среди гор имеются однако понижения , через которые проходят железные и безрельсовые дороги, связывающие Италию с соседними странами. Морские границы разделяют территориальные воды Италии и территориальные воды
Франции, Испании, Алжира, Туниса, Мальты, Ливии, Греции, Албании и
Югославии. В территорию Италии вкраплены два самостоятельных миниатюрных государства - Ватикан и Сан-Марино.

Большую роль в жизни Италии играют омывающие ее Средиземное море и отдельные его части : Тирренское, Адриатическое и Ионическое моря. ЕЕ береговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густо заселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдоль побережий тянутся и важнейшие автомобильные и железные дороги, развито каботажное судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию со странами Европы и других континентов.

Положение Италии в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком всегда было исключительно важным для страны
- и в античные времена, и в средневековье, и в эпоху возрождения, и в более поздние времена. Значение современного экономико-географического положения
Италии определяется прежде всего тем, что она первой из развитых капиталистических стран Западной Европы встречает поток ближневосточной нефти, питающей западноевропейскую промышленность. В Италии пересекаются и многие важнейшие авиатрассы, соединяющие между собой страны Европы,
Америки, Африки и Азии.

Ключевое стратегическое положение Италии в Средиземноморском бассейне привлекает пристальное внимание руководителей НАТО, которые считают эту страну центральным звеном своей военной системы в Южной Европе и во всем
Средиземноморье. Италия - активный член НАТО. На ее территории размещены десятки основных баз США и целый рад аэродромов, полигонов и других военных объектов США и НАТО. Особо важное значение придается острову
Сицилия.

Тесно связанная в хозяйственном отношении со многими европейскими странами, Италия входит в большинство экономических и политических организаций, возникших после второй мировой войны в процессе капиталистической интеграции Европы. В частности, она состоит членом
Европейского экономического сообщества и “Евратома”.

Географическое положение Италии во многих отношениях благополучно для ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную связь со странами Европы и Северной Африкой, а после открытия в 1869 году
Суэцкого канала Италия оказалась на торговых путях , ведущих в страны
Южной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию. Таким образом , географическое положение Италии позволяет ей широко использовать морской транспорт для заграничных и каботажных перевозок и одновременно развивать связи со своими соседями по суше.

Природные условия и природные ресурсы.

Италия располагается в умеренном и - большей своей частью - субтропическом поясах. Это объясняет богатство и разнообразие Самый северный пункт ее - Бетта д’Италия - расположен в горах Тироля на 47 с.ш.; самый южный - мыс Изола делле Корренти на 36,5 с.ш. (о. Сицилия) не считая мелких островов.

В физико-географическом отношении территория Италии разделяется на три части : материковую, представляющую собой Паданскую низменность, окаймленную системой альпийских хребтов и вершин, занимающую около 120 тыс. км. Апеннинский полуостров, вытянутый в виде сапога на 900 км. в центральную часть Средиземного моря шириной от 125 до 230 км. с площадью
130 тыс. км.; острова Сицилия, Сардиния и ряд более мелких с площадью около
59 тыс. км.

Отдельные части полуостровной и островной территории страны характеризуются значительной изрезанностью береговой линии, наличием заливов, бухт и удобных гаваней. Особенно много их на западном побережье полуострова, омывающегося Тирренским морем. Таковы заливы Генуэзский,
Специя, Гаэта, Неаполитанский, Салернский и др., бухты Савона, Ливорно,
Чивитавеккья. Здесь расположены крупные морские порты. Слабее изрезано побережье, омывающееся Адриатическим морем. Северный его участок от государственной границы до Римини изобилует лагунами и заболоченными местами, южнее, вплоть до полуострова Гаргано, высокие и обрывистые берега
Адриатики лишены сколько-нибудь удобных естественных гаваней и бухт; лишь южнее побережье Адриатического моря имеет отдельные удобные естественные бухты, главные из которых - Бари и Бриндизи.

Италия- преимущественно гористая страна. Около 4/5 ее поверхности занимают складчатые горы альпийского возраста, их предгорья и холмы.
Низменная часть представлена Паданской низменностью по течению реки По, занимающей свыше 1/7 территории страны, и небольшими участками в прибрежной полосе полуострова. Рельеф Италии, являющийся результатом сложных геофизических процессов, с одной стороны обусловливает разнообразие природных условий, способствующее развитию сельского хозяйства, а с другой
- сужает площадь возделываемых человеком земель, а также затрудняет и удорожает развитие транспортных связей между отдельными частями страны.

На севере Италия отделена от остального континента высочайшей в Европе мощной дугой Альп, которая тянется с запада на восток на 1200 км, выгибаясь к северо-западу. Альпы представляют собой весьма сложную систему, состоящую из множества горных массивов и хребтов, разделенных продольными и поперечными долинами. Самые высокие вершины - Мон-Блан (4807 м. над ур. моря), Монте-Роза (4634 м.), Червино (4478 м.) - сосредоточены в западной, наиболее древней части Альп. Альпы являются мощным заслоном против действия воздушных масс с севера. В этом мощном поясе гор имеются однако удобные проходы, издавна используемые для хозяйственных связей. Так, например, в Лепонтинских Альпах железная дорога проходит в долине реки
Тичино, направляясь затем через Сен-Готардский туннель (15 км) в Швейцарию и Симплонский туннель (20 км) во Францию. Железнодорожное сообщение с
Австрией осуществляется через Бреннерский проход в Венецианских Альпах по долине реки Изорко, притоку Адидже. Альпы активно вовлечены в хозяйственную жизнь страны; здесь используются большие запасы энергии рек, ведется добыча строительных материалов, металлических руд и других полезных ископаемых, на горных лугах пасутся стада. В последние десятилетия строительство высокогорных ГЭС, дорог, бурное развитие горного туризма увеличили лавиноопасность.

Приморские Альпы переходят в Апеннинские горы, окаймляющие Лигурийский залив и тянущиеся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины длиннее Альп (более 1500 км), но не могут сравниться с ней по высоте. Их высшая точка - Монте-Корно в массиве Гран-Сассо-д’Италия достигает лишь
2914 м над ур. моря. Рельеф и геологическое строение Апеннин сложны и разнообразны. Горы то располагаются кулисами с замкнутыми между ними долинами(в Тоскане ), то тянутся длинными цепями с северо-запада на юго- восток (в Центральных Апеннинах ), то распадаются на отдельные массивы (в
Кампании, Базиликате), то переходят в высокие плоскогорья Калабрии. Сложены
Апеннины преимущественно конгломератами, песчаниками, известняками, глинистыми сланцами, мраморами, отдельные массивы и плоскогорья Южной
Италии- древними изверженными и метаморфическими породами, характерными также и для гор Сицилии и Сардинии.

И в Альпах. и в Апеннинах широко распространены известняки и в связи с этим самые разнообразные проявления карста: воронки, колодцы, полья, гроты, пещеры, исчезающие под землей реки. Пещеры привлекают множество туристов; некоторые имеют постоянную влажность воздуха, соли и лечебные грязи и используются в лечебных целях. В то же время карст наносит большой урон хозяйству, иссушая и обедняя почвы, препятствуя строительству зданий и дорог, вызывая обвалы и оползни.

В Италии широко распространены и древние и современные вулканические породы всех типов (базальты, липариты, туфы), особенно характерные для
Тосканы, Лацио, Кампании, Сицилии, Сардинии. В Италии имеются вулканы разных типов и в разных стадиях развития: потухшие (Эвганейские холмы,
Альбанские горы), и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).В наши дни наиболее активен самый высокий (3296 м над ур. моря) и мощный из итальянских вулканов - Этна. Он извергается регулярно каждые три - пять лет и даже чаще. К юго-западу от Сицилии время от времени происходят подводные извержения, появляются небольшие островки, которые вскоре размываются морем. На обширном пространстве от южной Тосканы до побережья
Неаполитанского залива можно наблюдать и другие природные явления, связанные с вулканизмом, - выбросы водяного пара под высоким давлением
(остров Искья), углекислого газа (Собачий грот во Флегрейских полях, близ
Неаполя), горячие минеральные источники в Тоскане, грязевые вулканы в
Эмилианских Апеннинах.

Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина, занимающая большую часть бассейна реки По. Она постепенно снижается от 400-
500 м на западе до уровня моря на востоке. По мере снижения меняются не только ландшафты, но и характер сельскохозяйственного использования территории: от фруктовых садов и виноградников на западе до животноводческих, зерновых и свекловодческих районов низовий р.По на востоке. Паданская равнина - не только главная житница Италии, но и наиболее урбанизированный и развитый в хозяйственном отношении район страны.

При довольно, большом разнообразии полезных ископаемых Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Месторождения многих полезных ископаемых невелики по запасам, распылены по территории страны, нередко залегают неудобно для разработки.
До сих пор недра еще недостаточно изучены. В то же время некоторые месторождения разрабатываются с такой глубокой древности, что сейчас истощаются или уже исчерпаны и заброшены. Так, в 1982 г. в стране была полностью прекращена добыча железной руды, в том числе и на острове Эльба, на котором железо добывали еще этруски.

Значительно богаче Италия свинцово-цинковыми рудами с примесью серебра и других металлов. Эти месторождения связаны с кристаллическим и метаморфическим массивом Сардинии и с триасовыми известняками Восточных
Альп. Область Тоскана богата запасами пиритов и ртутной руды - киновари, по запасам которой Италия занимает второе место в мире; в девонских известняках Сардинии залегают сурьмяные руды. Месторождения серы, известные со времен Древнего Рима, сосредоточены в основном в районе Кальтаниссетты на острове Сицилия. Недра Италии богаты разнообразными строительными и отделочными материалами (мрамор, гранит, туф и др.). Мрамор добывается в ряде мест, но особенно в районе Каррары. По запасам других видов сырья территория Италии бедна. В небольшом количестве встречается антрацит в области Валле-д’Аоста, коллоидные лигниты в Тоскане, торф и торфообразные лигниты. В Центральной Италии и Лигурии есть небольшие месторождения марганца. Бокситы, долгое время добывавшиеся из карстовых впадин Апулии, сейчас почти исчерпаны. На острове Сицилия есть запасы калийной и каменной соли, асфальта, битума.

В послевоенные годы выявлены довольно значительные (для Италии) ресурсы нефти - в Паданской низменности, в полосе альпийских предгорий, а также на острове Сицилия. Дополнением к ним являются битумные сланцы, на острове Сицилия в районе Рагузы, у Сан-Валентино в области Абруццо-э-
Молизе, а также в районе Фрозиноне (Лацио). На Сардинии, в Тоскане, Умбрии имеются небольшие месторождения бурого и низкокачественного каменного угля. Собственные энергетические ресурсы удовлетворяют потребности Италии не более чем на 15%. В этих условиях очень важны для экономики страны месторождения природного газа метана, обычно растворенного в воде, которой пропитаны рыхлые третичные и четвертичные отложения Паданской низменности в нижнем течении реки По и ее подводного продолжения - материкового шельфа
Адриатического моря. Газ обнаружен также в песчаниках, мергелях, сланцах
Северных, Центральных и Южных Апеннин, на Сицилии и у ее берегов и на шельфе Ионического моря. Общий недостаток энергетических ресурсов , используемых на тепловых электростанциях, в некоторой степени возмещается наличием в стране достаточно богатых гидроэнергетических запасов.

Развитие транспорта (выделив морской ).

Транспорт.

Важнейшая отрасль сферы обращения.Перевозка товаров и рабочей силы составляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процесса производства в сфере обращения.

В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт).

Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня.

Подобное глубоко специфическое положение в транспорте Италии объясняется особым воздействием, оказываемым на эту отрасль промышленностью. Дело в том, что такие отрасли итальянской промышленности , как автомобилестроительная, резиновая, нефтеперерабатывающая и промышленность строительных материалов развиваются наиболее быстро, развиваются наиболее быстро. Отрасли, производящие железнодорожный подвижной состав, медленно развивают свое производство. Поэтому первой группе отраслей и действующим в ней монополиям без особого труда удалось придать автодорожное направление развитию итальянского транспорта.

Развитие морского транспорта Италии.

В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот.Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства.

В 70-е годы значение морского транспорта и морских перевозок для экономики Италии и в первую очередь для ее внешней торговли повысилось в связи с происшедшими сдвигами в энергетическом балансе страны(более 86% общих потребностей в энергетике удовлетворяется за счет ввоза нефти и газа).Сдвиги, происшедшие в последние годы в структуре промышленности и внешней торговли, вызвали в итальянском флоте изменения в соотношении между различными типами судов. Быстрое развитие нефтеперерабатывающей промышленности вызвало бурный рост цистерного флота. Падение значения каменного угля в энергетическом хозяйстве вызвало падение доли сухогрузного флота. К тому же используемый в Италии американский уголь доставляется, как правило, на американских судах.

Торговый флот Италии.

Торговый флот Италии в послевоенные годы претерпел значительные количественные и общие структурные изменения. Они, с одной стороны были вызваны выводом из эксплуатации устаревших и сильно изношенных судов, а с другой стороны- пополнением флота новыми, более крупными и современными судами. Изменения состава и структуры торгового флота Италии за период 1874 по 1983 год характеризуются следующими данными.

|годы |общее |общая | |в |том |числ|е | |
| |кол-во |вместим.| | | | | | |
| | |тыс. |танкеров | |балкеров |рудо|проч. |хог|
| | |рег. | | |возов | |су |р |
| | |тонн | | | | |судов | |
| | | |вал.вмест|% | |% |вал.вм|% |
| | | |рег.тонн | | | |ест | |
| | | | | | | |рег.то| |
| | | | | | | |нн | |
|1974 |1421,00|5708,00 |1982,00 |34,8|1027 |17,6|2699 |47,|
| | | | | | | | |6 |
|1975 |1413,00|5701,00 |1989,00 |34,9|1091 |19,3|2621 |45,|
| | | | | | | | |8 |
|1976 |1403,00|5851,00 |2113,00 |37 |1191 |20,4|2492 |42,|
| | | | | | | | |6 |
|1977 |1445,00|6219,00 |2140,00 |34,5|1506 |24,2|2573 |44,|
| | | | | | | | |3 |
|1978 |1490,00|6624,00 |2414,00 |36,5|1674 |25,3|2536 |38,|
| | | | | | | | |2 |
|1979 |1552,00|7038,00 |2573,00 |36,5|1900 |27 |2565 |36,|
| | | | | | | | |5 |
|1980 |1639,00|7448,00 |2721,00 |36,5|2089 |28,1|2638 |35,|
| | | | | | | | |4 |
|1981 |1690,00|8139,00 |3027,00 |37,2|2455 |30,1|2657 |32,|
| | | | | | | | |7 |
|1982 |1684,00|8187,00 |3119,00 |38 |2510 |30,7|2558 |31,|
| | | | | | | | |3 |
|1983 |1726,00|8867,00 |3437,00 |37,7|2866 |32,4|2564 |29,|
| | | | | | | | |9 |

Из приведенных данных следует, что за 10 лет особенно резко повысилось удельное значение тоннажа балкеров и рудовозов повысилось, а доля всех прочих сухогрузных судов понизилась.

По состоянию на 1 июля 1983 г. танкеры, балкеры, рудовозы и комбинированные суда составляли 70,1% общей валовой вместимости всех имевшихся в Италии морских судов. Не смотря на отмеченное выше пополнение торгового флота новыми более крупными судами, в общем его составе продолжают преобладать суда малого и среднего тоннажа.

По состоянию на 1 июля 1983 г. более половины (57,9% ) всех морских судов имели валовую вместимость до 1000 рег. тонн, причем на их долю приходилось лишь 4,45% суммарной валовой вместимости флота. Многие из этих судов имеют длительные сроки службы и подлежат постепенной замене более новыми судами. На ту же дату в торговом флоте насчитывалось лишь 23 судна валовой вместимостью более 50 тыс. рег. тонн со сроком эксплуатации менее 4- х лет.

Большая часть итальянских судов в качестве главных двигателей имела дизельные и дизель-электрические установки. Суда с паровыми двигателями составляют 14,5% общей численности морских судов.

Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов.
Имевшиеся в Италии морские суда по состоянию на 1 июля 1983 года по основным типам и назначению распределялись следующим образом.

|типы судов |кол-во |общая валовая |удельное | |
| |судов |вместим, рег. тонн|знач. ОВВ, % | |
|1.Танкеры для перевозки нефти|344 |3449184 |2,98 | |
|и нефтепродуктов | | | | |
|2.Газовозы |26 |133027 |2,01 | |
|3.Танкеры для жидких |17 |21070 |3,23 | |
|химикатов | | | | |
|4.Комбинированные суда |21 |1145231 |5,86 | |
|5.Балкеры и рудовозы |93 |1721040 |3,24 | |
|6.Сухогрузные суда для перев.|663 |1289842 |1,84 | |
|ген. грузов | | | | |
|7. Контейнеровозы и ро-ро |6 |69661 |1,9 | |
|8.Пассажирские суда |25 |533288 |17,77 | |
|9.Паромы и др. |157 |334784 |7,99 | |
|10.Рыбопромысловые |225 |90847 |1,3 | |
|11.Буксиры |213 |47199 |4,34 | |
|12.Прочие суда |33 |30760 |- | |
|Всего |1726 |8867205 |2,86 | |

Танкерный флот. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в общей сложности насчитывается 320 танкеров суммарной валовой вместимостью 3 437 391 рег. т
(общий дедвейт 5 901 231 т). Для прибрежных перевозок и бункеровочных операций имелось 24 небольших судна суммарной валовой вместимостью 11793 рег.тонн. Более половины вместимости танкерного флота представлено судами возрастом менее девяти лет, в т.ч. 11 танкеров валовой вместимостью 40-50 тыс. рег. тонн каждый и 10 танкеров валовой вместимостью 50-140 тыс. рег. тонн каждый возрастом менее 4-х лет.

Газовозы и суда для перевозки жидких химикатов. Для перевозок сжиженного газа имелось 26 небольших судов суммарной валовой вместимостью
133 027 рег. тонн. Часть этих судов используется для перевозок из Алжира в
Южные порты Европы. Для перевозок жидких химикатов имеется 17 небольших судов общей валовой вместимостью 21 070 рег. тонн.

Комбинированные суда, балкеры и рудовозы. Это вторая по численности и значению группа грузовых судов. Насчитывается 114 судов общая валовая вместимостью 2 866 271 рег. тонн (общий дедвейт 4 859 207 т.). В составе этой группы находится: 21 комбинированное судно суммарной валовой вместимостью1 145 231 рег. тонн и 93 рудовоза, балкера и балкера-рудовоза сум. валовой вместимостью 1 721 040 рег. тонн.

Группа сухогрузных судов (включая грузопассажирские суда) является наиболее многочисленной, в которой насчитывается 663 судна различного типа и назначения суммарной валовой вместимостью 10876 рег. тонн. Большую часть этой группы представляют небольшие суда валовой вместимостью до 2000 рег. тонн каждое. Пополнение этой группы новыми судами производится в ограниченных масштабах и преимущественно многоцелевыми сухогрузными судами, в том числе приспособленными для частичных перевозок контейнеров.

Контейнеровозы и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро ). На 1 июля 1083 г. в составе этой группы было 6 судов общей валовой вместимостью 69 661 рег. тонн. Эта группа пополнилась контейнеровозами, которые используются для перевозок на дальневосточной и австралийской линиях.

Пассажирские, паромные и другие грузопассажирские суда. В торговом флоте Италии насчитывается 25 крупных пассажирских судов общей валовой вместимостью 533,3 тыс. рег. тонн. В составе этой группы 157 паромных и других грузопассажирских судов общей валовой вместимостью 337,8 тыс. рег. тонн, которые в основном используются для обслуживания внутренних перевозок, и лишь незначительная их часть работает на ближних международных линиях в зоне Средиземного моря.

Торговый флот Италии пополнялся новыми судами преимущественно итальянской постройки. Размещение заказов за границей допускается лишь на отдельные крупнотоннажные суда, для строительства которых в Италии нет достаточного оборудования, опыта и по другим причинам. По данным на март
1983 г, Италия по тоннажу строившихся судов для своего национального флота занимала 5-е место (после Великобритании, Либерии, Японии и Норвегии).

Хозяйство Италии.

Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем
Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно.

Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство.

Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая( в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала.

Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и
Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной
Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию.

Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в
5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности
(“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической
(“Пирелли”).

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с
70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны : его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем.
Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране.

Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании,
Швейцарии, Лихтенштейна.

Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в
ЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставила итальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ее структурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в
1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровень личного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни.
Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный период - 71%.

Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление
- так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективных договоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде не зарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины, заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю свою остроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частей страны, контраст между уровнем экономического и социального развития
Северной и Южной Италии.

Общая характеристика промышленности.

Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых.

Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ ( 15,5% ), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В
80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.

Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика.
Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС,
2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается
180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции.
Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют
4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около
22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино,
Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.

В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами,- выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-
Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на
Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.

В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.

Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на
5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.

Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам
- “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”.
Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколько заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мире стоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований.

Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно,
Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто,
Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия.

В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжают развиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на
30м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин), производство конторского оборудования, приборостроение, производство шарикоподшипников, пишущих машинок и других неметаллоемких изделий, требующих значительных затрат труда. В Италии производится более 10% всей радиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует в этом производстве. Развивается и усложняется станкостроительная промышленность
Италии. Она производит не только традиционные станки, но и станки и оборудование с программным управлением, промышленные роботы. В последние годы сложился крупный комплекс предприятий, выпускающих все виды современного оружия, половина которого продается разным странам, а часть предназначена для усиления военного потенциала НАТО. В сельскохозяйственном машиностроении Италия специализируется на производстве гусеничных тракторов. Несмотря на снижение производства в 80-х годах, Италия осталась первым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства -
Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машины для текстильной, обувной, пищевой, полиграфической, пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широком распространении машиностроительных предприятий по территории страны главный район сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия.
Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не было построено ни одного завода, многие предприятия сократили свои производственные мощности. Сложное положение химической промышленности усугублялось политической и конкурентной борьбой между государством и частным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используется как местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть, каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на севере страны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральных удобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы, синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены в портовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляется нефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один из крупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которого приходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятых в отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическая промышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов.
Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической и размещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близ
Рима), составляют автомобильные шины.

Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению.
Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импорта сырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10 всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, но особенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленность издавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное для
Италии шелковое производство размещается в районах разведения тутового шелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одежды после Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающейся на мировом рынке,- итальянская. 12% мирового экспорта одежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницей моды в одежде и обуви.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка” меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности
Италии определяют традиционные производства макарон, различных томатных и фруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства), виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейского производства). Даже пищевая промышленность, распространенная практически повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры расположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачная промышленность монополизирована государством. Для нее характерна удаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи,
Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга).

В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г.
Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели
(главным образом “под старину”), в основном на вывоз.

Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20% западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто.

Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано.

Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения.

Общая характеристика сельского хозяйства.

Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший многовековой опыт ведения сельского хозяйства, эта отрасль экономики Италии самая отсталая, дающая всего 6% национального дохода. Доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, выше, чем в других странах, несмотря на то, что в последние десятилетия многие крестьяне, особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности итальянского населения в продовольствии на 80%.

Италия имеет многоотраслевое сельское хозяйство. Аграрный строй Италии характеризуется сохранением значительных феодальных пережитков. Круп-
Крупное землевладение сочетается с распространением мелкого землепользования. В руках крупных землевладельцев сосредоточено свыше половины земли. В то же время подавляющая часть крестьянства имеет крохотные земельные участки-. Это мешает развитию сельского хозяйства.
Средняя площадь имеющихся в Италии 3,3 млн. хозяйств - 7,2 га. Крупные хозяйства капиталистического типа (свыше 50 га) составляют менее 2% общего числа хозяйств, но занимают более 40% сельскохозяйственной площади. Они более всего типичны для Паданской равнины. В своем развитии сельское хозяйство встречается со значительными трудностями. В тисках экономического кризиса, под давлением “Общего рынка” сокращаются посевные площади и объем продукции. В Италию из стран ЕЭС увеличивается вывоз зерна, мяса, яиц, кормов для скота. В рамках “Общего рынка” Италии с большим трудом удалось отстоять традиционную специализацию своего сельского хозяйства на производстве средиземноморских фруктов и овощей. Гористый и холмистый характер большей части территории Италии мешает применению современной сельскохозяйственной техники, более половины которой сконцентрировано в северных областях.

Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют около 90% территории Италии. Наибольшую их часть их (около 35%) занимают пашни, 19% - луга и пастбища, 11% - сады, виноградники и оливковые рощи. на леса приходится 23,4% сельскохозяйственных земель.

Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство.
Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений. Более половины пахотных земель занимают зерновые культуры, главная из которых - пшеница (сбор около 8,9 млн.т.). Наибольшие урожаи ее собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля- в Апулии и
Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление макарон.

На Альпийских склонах и долинах сохраняются традиционные культуры: рожь, овес, ячмень. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины выращивают кукурузу (6,8 млн.т.), на орошаемых землях западной части
Паданской равнины и в низовьях По - рис. По его урожайности Италия входит в число ведущих рисоводческих стран мира.

Большинство традиционных бобовых культур теперь идет на корм скоту, только благородный зеленый горошек сохраняет не только пищевое, но и экспортное значение. Во многих районах страны, но особенно широко в
Кампании выращивают картофель.

В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом грунте и в теплицах выращивают разнообразные овощи: помидоры, капусту, салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Основное внимание уделяется помидорам, которые составляют 1/3 всего сбора овощей -
4,5 млн.т. ежегодно.

В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев и других садовых культур, а также винограда.
В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия- один из крупнейших в мире и первый в Средиземноморье производитель цитрусовых - 3-е место в мире. Почти весь урожай дают небольшие плантации в южных областях , прежде всего на Сицилии и Калабрии. Выращиваются не только широко известные апельсины, лимоны, грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамотовую эссенцию и другие. С незапамятных времен выращивается виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Из 246 сортов, известных в Италии, наиболее распространены 17. По сборам винограда
(11-12,5 млн. т. в год) Италия постоянно соперничает с Францией. Почти весь урожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура - олива. Ее не встретишь только в Пьемонте, Аосте и высокогорной части
Трентино-Альто-Адидже. По сбору оливок ( 3 млн. т. в год) Италия уступает только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно
Апулию.

В последние годы в итальянском сельском хозяйстве происходят важные структурные изменения : повышается значение животноводства, которое, однако, еще продолжает играть второстепенную роль, прежде всего из-за недостатка кормовой базы. Продукты животноводства составляют 42% общей стоимости сельскохозяйственной продукции страны. В Италии редко увидишь крупное стадо коров: около 70% хозяйств имеют не больше 10 голов крупного рогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на севере.
Главная овцеводческая область - Сардиния. На отходах сахароварения в Эмилии-
Романье и Ломбардии разводят свиней.

В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупные птицефермы, и теперь Италия стоит на втором месте в Западной Европе по производству мяса птицы (более 1 млн. т. в год).

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и
Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство.
Пресноводное рыболовство сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли.
Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения ( латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых.
Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.

Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские порты.

Главный и старейший порт Италии - Генуя. Расположен в Генуэзском заливе на северном берегу Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22,4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 км. Порт реконструирован, построены новые причалы для супертанкеров, аэропорт на искусственном полуострове.

Генуя - это типично импортный порт, обслуживающий промышленность, а именно провинцию Ломбардию. По отношению к этой провинции в целом, и в частности для Милана и Турина, Генуя выполняет роль снабжающего порта.
Промышленные центры завозят через Геную нефть, уголь, кокс, руду, хлопок ; одновременно через этот порт вывозится продукция тяжелой, машиностроительной, химической, текстильной промышленности и прочих отраслей. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен и Швейцарию. В вывозе порта первое место занимает промышленное оборудование, транспортные средства, прокат, трубы. Генуя служит также важным транзитным портом для
Швейцарии.

Наряду с Генуей к крупным портам Италии относится Неаполь. Этот главный пассажирский порт Центральной Италии обслуживает также высокоразвитый здесь морской туризм.

На Адриатическом море роли Неаполя и Генуи выполняют Венеция и Триест.
По структуре грузооборота венецианский порт напоминает Геную. Примерно 88% его грузооборота приходится на ввоз промышленного продовольствия и сырья.
Триест стал важным международным портом главным образом благодаря транзитным перевозкам Австрии и Венгрии.

Кроме упомянутых выше, еще примерно 25 портов Италии участвуют во внешней торговле. Среди них следует отметить Савону, Специю, Равенну, Бари и Бриндизи, а на Сицилии - Палермо и Мессину.

Перевозки между промышленным севером и аграрным югом, а также между островной и материковой частью страны осуществляются морским транспортом.

Характеристика транспорта Италии (современная).

Наземных видов и воздушного транспорта.

В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через
Средиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам, поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги, проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио,
Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели.

В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада
Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны -
Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан,
Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-
Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава,
Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с
Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км
(включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано.

С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север
Италии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в
Милан, Мюнхен, Швейцарию.

Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний, соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на
75% контролируется государством через компанию “Алиталия”.

Речного и морского транспорта.

Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортных перевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большими различиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозки преимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь, руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большом физическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этого экспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самой различной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объеме имеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объем ввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Для осуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших и малых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. По размерам грузооборота портов Италия занимает I-е место среди средиземноморских стран.

Речной транспорт Италии развит слабо из-зи отсутствия крупных рек. По каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах перевозятся грузы.

Италия имеет довольно большой по количеству судов торговый флот. Он занимает восьмое место среди капиталистических стран мира (после Либерии,
Японии, Великобритании, Норвегии, Греции, США и ФРГ). Среди стран ЕЭС
Италия по общей валовой вместимости судов торгового флота занимает 3 место, уступая лишь Великобритании и ФРГ. Наряду с судами, которые используются под флагом Италии, итальянские судовладельцы имеют значительное количество судов, зарегистрированных в других странах и используемых на внешних рынках под “удобными флагами”. Общее количество таких судов достигает 20-25% общего тоннажа итальянского торгового флота. Эти суда в официальных статистических публикациях по итальянскому торговому флоту не учитываются.

Суда итальянского торгового флота используются для своих внешнеторговых и каботажных перевозок, проходящих через итальянские порты транзитных перевозок грузов соседних стран, а также для международных перевозок между иностранными портами. Большая часть внешнеторговых грузов
Италии перевозится за счет фрахтования иностранных судов, за что иностранным судовладельцам ежегодно выплачиваются значительные суммы валюты. Итальянские суда пока сохраняют повышенную роль лишь в международных пассажирских перевозках, что в значительной степени поддерживается выделяемыми ежегодно субсидиями.

Наряду с внешнеторговыми перевозками морской транспорт играет важную роль в обеспечении внутренних перевозок Италии. На его долю приходится около одной трети всего объема внутренних перевозок страны. Эти перевозки, как правило, осуществляются на судах под итальянским флагом.

Организационная структура торгового флота.

Итальянский торговый флот отличается усложненной организационной структурой. Наряду с наличием министерства торгового флота и нескольких крупных судоходных кампаний, контролируемых государственными организациями, как например, группа Finmare, акционерная компания SNAM и Sidemar, в Италии имеется ряд других крупных судоходных компаний и несколько сотен различных по составу и характеру деятельности частных судовладельческих и судоходных компаний.

Большая часть частных судовладельческих компаний входи в так называемую национальную федерацию независимых судовладельцев - Confitarma.
Министерство торгового флота имеет ограниченные функции, которые чаще проявляются в решении таких вопросов, как распределение ассигнований на флот, подготовка законопроектов по отдельным вопросам торгового флота и судоходства, общих вопросов материального обеспечения и страхования моряков и других вопросов.

При решении общих вопросов в области морских перевозок возникают серьезные осложнения из-за отсутствия единого органа по руководству деятельностью и развитием морских портов. Тем более, что ряд крупных и важных портов (Генуя, Триест и др.) имеют свои автономные администрации управления с различной степенью административной и финансовой самостоятельности-. Для рассмотрения и решения вопросов, выходящих за пределы функций и ответственности министерства торгового флота, в том числе по портам, привлекаются и некоторые другие министерства.

В последнее время в системе морского транспорта отмечается расширение деятельности министерства по вопросам участия государства. Его деятельность распространилась на некоторые судоходные компании, пользующиеся субсидиями государственного института промышленного развития. Большую роль в обеспечении государственного влияния на морской транспорт играет проводимая итальянским правительством политика предоставления кредитов и различных субсидий. В ее основе предусматривается оказание финансовой помощи в первую очередь компаниям, которые контролируются государственными организациями.

Характеристика портов.

Через морские порты проходит от 80 до 90% объема импортных, 55-60% экспортных грузов и около одной трети всего объема внутренних перевозок
Италии. Кроме того, ряд портов (Триест, Генуя, Венеция ) широко используются для транзитных перевозок внешнеторговых грузов соседних стран.

На побережье материка и островах в общей сложности более 144 портов.
Однако большая их часть имеет небольшие размеры и используется преимущественно грузопассажирскими и рыбопромысловыми судами местного назначения или прогулочными и спортивными судами.

До 90% всего объема морских перевозок проходит через 220-25 наиболее крупных портов, каждый из которых имеет годовой грузооборот более 1 млн.т.
Эти порты находятся в районах крупных промышленно-экономических центров или отдельных крупных нефтеперерабатывающих, химических, металлургических и машиностроительных заводов с которыми порты тесно связаны и которые они в основном обслуживают.

За 1981-1992 годы общий грузооборот портов Италии увеличился в 2.5 раза и в 1992 году составлял 357.3 млн.т, имел тенденцию к дальнейшему росту. Более 2/3 общего грузооборота портов связано с обслуживанием внешнеторговых перевозок и около одной трети - с обслуживанием внутренних перевозок.

За период с 1984 по 1991 год внешнеторговый судооборот итальянских портов (по чистой регистровой вместимости заходивших и выходивших судов) возрос с 141 до 178.8 млн.рег.тонн или на 27%, а внешнеторговый грузооборот (с учетом ввезенных и вывезенных грузов) повысился с 110,8 до
245,1 млн. т.- в 23 раза. При этом объем ввозимых грузов превышал объем вывозимых в 5-6 раз.

| |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |
|судооборот | | | | | | | | |
|(млн. | | | | | | | | |
|чистых | | | | | | | | |
|регистр. | | | | | | | | |
|тонн) | | | | | | | | |
|вошли |85855 |93321 |96803 |100581 |106870 |113662 |121021 |126729 |
|вышли |55190 |59406 |51866 |50125 |49135 |49289 |51766 |52104 |
|всего |141045 |152727 |148669 |150706 |156005 |162851 |172787 |178833 |
|грузооборот| | | | | | | | |
|(млн. тонн)| | | | | | | | |
|погружено |15216 |23989 |29618 |29741 |31629 |32469 |34799 |35091 |
|разгружено |95568 |114291 |131525 |144570 |169115 |182731 |200916 |209984 |
|всего |110784 |138280 |161143 |174311 |200744 |215200 |235715 |245075 |

Грузооборот основных портов Италии.

|наименование |грузообо| | |удельн. знач. |
| |рот, | | |в общем |
| |тыс. | | |грузообор, % |
| |тонн | | | |
| |всего |ввоз |вывоз | |
|Генуя |58716,5 |51458 |7258,5 |16,62 |
|Триест |36473,9 |33986,7 |2487,2 |10,35 |
|Аугуста |36258,3 |20002,2 |16256,1 |10,3 |
|Кальяри |24220 |- |- |6,86 |
|Венеция |23372,3 |21114 |2258,3 |6,8 |
|Таранто |20021,1 |14862,1 |5150 |5,68 |
|Неаполь |16274,3 |12969,8 |3304,4 |4,62 |
|Милладо |15624,6 |8413,8 |7210,8 |4,45 |

Генуя - крупнейший итальянский порт. Расположен в вершине Генуэзского залива Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22.4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 м. Полукруглый бассейн Веккья, к которому амфитеатром спускаются старинные городские кварталы ,- самая старая часть порта, где еще в начале века была сосредоточена вся его деятельность.
Сейчас им пользуются преимущественно пассажирские суда. Генуэзский порт начал развиваться в западном направлении. Длинный волнолом образовал новую искусственную гавань, включающую глубоководный аванпорт и несколько прямоугольных бассейнов разделенных пирсами. Крупнотоннажные суда пользуются для захода в порт восточным входом.

Непосредственно к западу от порта на искусственно намытой территории находится крупнейший в Италии металлургический комбинат, а еще дальше к западу крупный аэропорт на искусственно созданном полуострове, ограждающем новую глубоководную нефтегавань.Генуя - второй по значению (после Марселя) порт на Средиземном море. в период средневековья Генуя была крупнейшим торговым посредником между странами Запада и Востока. После постройке в середине прошлого века железных дорог порт стал морскими воротами для густонаселенной и экономически развитой долины реки По, особенно для индустриального треугольника Милан- Турин- Болонья. Генуя - порт приписки итальянского торгового флота.

Неаполь - главный порт южной части страны. Расположен на берегу одноименного залива Тирренского моря у подножия действующего вулкана
Везувия. Является одним из старейших городов и туристических центров
Европы. Ежегодно через морские вокзалы Неаполя проходит свыше 2 млн. пассажиров, туристов и эмигрантов. Акватория порта ограждена молом, двумя волноломами и состоит из нескольких бассейнов, разделенных короткими молами. Порт разделяется на три зоны: пассажирскую (западная часть), зерновую и генеральных грузов (центральная часть) и зону навалочных и наливных грузов (восточная часть). Один из пирсов в центральной части имеет статус вольной зоны. Расположенный примерно на полпути между Гибралтаром и
Порт-Саидом Неаполь служит удобным портом захода для линейных судов. Сырье для нефтеперегонного и металлургического заводов в окрестностях Неаполя, а также их продукция - основная часть грузооборота Неаполитанского порта.
Доля традиционных для Неаполя овощей, фруктов и консервов в современном грузообороте невелика. Тяжелейший кризис поразил в 80-е годы неаполитанский порт в связи с резким сокращением международных морских пассажирских перевозок (причиной чего явилось снижение эмиграции). Это заставило Неаполь уступить Бриндизи место первого пассажирского порта страны.

Венеция- главный итальянский порт на Адриатическом море и один из своеобразнейших городов в мире. Расположен в мелководной лагуне
Венецианского залива на 119 островах, разделенных 160 каналами. Глубина входа в лагуну, в верхней части которой расположен порт, составляет: Лидо -
10.6 м, у Альберони - 9,14 м. К Маргере, новому прмышленному порту Венеции, ведет канал, доступный для морских судов с осадкой до 9.45 м. По пассажирообороту Венеция уступает только Неаполю и Генуе. Порт частично расположен в западной части города, частично на побережье материка
(Маргера) в 10 км от города. Основная часть грузооборота порта приходится на его материковую часть, где на отвоеванной у моря территории расположены три промышленные зоны, включающие свыше 200 промышленных предприятий.

Триест - самая крупная вольная гавань Европы. Близость к континентальным странам, не имеющим собственного выхода к морю, создает большой район тяготения, включающий Австрию, Чехословакию, Венгрию и другие страны, поэтому в грузообороте Триеста преобладают транзитные грузы.Порт состоит из четырех гаваней: новой, старой, таможенной и промышленной. Длина причального фронта около 20 км. Триест- самый глубоководный итальянский порт. После постройки нефтепричалов и их соединения с трансальпийским нефтепроводом грузооборот увеличился в 5 раз. Промышленная зона Триеста, как и многих других итальянских портов, включает нефтеперерабатывающий и металлургический заводы.

Из остальных итальянских портов выделяются : группа портов Лигурийского моря (Савона, Ливорно, Специя)- грузооборот каждого из которых 10 млн.т; аванпорт Рима - Чивитавеккия; на Адриатическом море - Бари, Бриндизи и Анкона; в Сицилии - Аугуста и Палермо; глубоководная нефтяная гавань в заливе Таранто-Сибари.
За последние десятилетия выросли высокоспециализированные порты: нефтяные
(Аугуста, кальяри), рудные и угольные (Таранто), по переработке наливных и насыпных массовых грузов (Равенна).

Триест - опыт свободного порта.

Порто-Франко в Триесте было учреждено в 1719 г. указом австрийского императора Карла VI и действовало до 1891 г. Большую роль для него сыграло открытие Суэцкого канала. Уменьшилось расстояние между крупными европейскими городами и восточными и африканскими рынками.

После первой мировой войны Триест вошел в состав Италии. В 1947 г. город с небольшим округом был выделен в “Свободную территорию Триест” и получил вновь статус свободного порта. В 1954 г. в результате итало- югославских переговоров при участии США и Великобритании “Свободная территория Триест” была ликвидирована.

Сегодня Триест (300 тыс. жителей) - администраривный центр автономной области Фриули- Венеция- Джулия, крупный портовый и промышленный центр
Северной Италии на побережье Адриатического моря. Промышленность специализируется на производстве судовых двигателей, судостроении и судоремонте, других отраслях машиностроения, черной металлургии, нефтепереработке. В городе развита химическая (искусственное волокно), цементная, стекольная, бумажная, джутовая и пищевая промышленность. В грузообороте порта выделяются нефть и нефтепродукты, которые транспортируются в Германию по нефтепроводу. В результате введения режима порто-франко в Триесте были отменены таможенные пошлины на товары, ввозимые морским путем, и уменьшены пошлины на предметы потребления и транзитные товары.

В порту имеется 550 тыс. кв. м. складских площадей. Свободный порт вынесен за таможенную границу Италии. Особенность порто-франко заключается в том, что при ввозе товара с территории порта в Италию его владелец получает возможность уплатить таможенную пошлину через 6 месяцев после пересечения таможенной границы. Свободный порт управляется Автономным ведомством порта, которое функционирует под контроле Министерства морского флота. В свободном порту функционируют и частные фирмы, которые занимаются более глубокой переработкой товаров. Триест находится вне таможенной территории ЕЭС, поэтому на товары, хранящиеся на складах порта не распространяются таможенные правила ЕЭС. Вблизи Свободного порта расположена индустриальная зона Триеста с развитой инфраструктурой. В борьбе за грузы Триест значительно уступает Гамбургу.

Перспективы развития транспорта Италии и ее портов.

Ассигнования на развитие торгового флота из года в год увеличиваются.
Как указывалось в годовом докладе национальной конференции независимых судовладельцев, за 1980-1990 годы ежегодные ассигнования составляли:

|годы |1983 |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 |
|млрд.л|52 |77,7 |87,6 |99,5 |108,8|105,5|120,5|89,7 |206,3|317,8|
|ир | | | | | | | | | | |

Увеличение ассигнований проявляется в ускорении роста состава и расширении деятельности итальянского торгового флота. Этому способствуют и предпринятые итальянским правительством меры по стимулированию нового строительства судов Италии.

В перспективных планах развития итальянского флота по-прежнему первостепенное внимание уделяется развитию танкерного флота и судов для перевозки сухих массовых грузов. В конце 1992 года общий дедвейт танкерного флота Италии повысился до 6,5 млн.т, а дедвейт комбинированных судов, которые также используются для перевозки нефтегрузов, составил около 2 млн. т. Основываясь на этих данных, можно предположить, что имеющийся состав танкерного флота Италии в состоянии обеспечить каботажные перевозки нефти и нефтепродуктов в полном объеме и до 75% всего объема импортных перевозок нефти. Заказы на новые балкеры, рудовозы и комбинированные суда в значительной степени уменьшат зависимость Италии от фрахтования иностранных грузов. Среди других сухогрузных судов несколько повышено внимание к контейнеровозам, паромным судам и ро-ро.

Значение морского транспорта для экономики Италии.

Морской транспорт и тесно связанные с ним промышленные отрасли, включая судостроение и ремонт, имеют давние традиции и играют важную роль в экономике Италии. Это связано с особенностями экономики страны, для которой характерен высокий уровень развития обрабатывающей промышленности на базе регулярного ввоза многих видов исходного технологического сырья и топлива.Большое влияние на это оказывают особенности географического положения страны: большая протяженность морского побережья, сильная пересеченность местности и сложность условий для развития наземных путей сообщения, наличие в прибрежных районах больших и малых населенных островов с крупными промышленными предприятиями, близость проходящих в средней части Средиземного моря важных международных путей сообщения.

Помимо вышеперечисленного, водный транспорт имеет огромное значение для туризма, так как Италия - это классическая страна туризма, а для его развития важно состояние транспортной системы. Благодаря транспорту покрывается растущий из года в год дефицит бюджета. Значение транспорта исключительно

. Список использованной литературы:

1. “Лекции по экономической географии зарубежных стран”Барсов Н.Н.

2. “Морской транспорт Италии” Сальников А.Н.

3. “Италия - очерки по экономической географии” Андреев Б.И.

4. “Италия. Экономика и внешняя торговля” Пучик Е.П.

5. “География морского транспорта” Залеский Е.Н.

6. “Экономика современной Италии” Васильков Н.П.

7. “География промышленности Италии” Кулагин Г.Д.

8. “Экономика Италии” Колосов Л.С., Тимофеев Н.И.

9. “Сельское хозяйство и крестьянское движение в современной Италии” Лисовский Ю.П.

10. “Италия” Наташин Н.И.

11. “Италия. Современные тенденции в экономике” Покровский А.И.

12. “Италия” Галкина Т.А., Красновская Н.А.

13. Журналы: “Экономист”, “Транспорт”, “Деловой мир”, “Морской флот”,

“Судоходство”.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.