РУБРИКИ |
Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии |
РЕКЛАМА |
|
Экономико-географическая характеристика водного транспорта ИталииЭкономико-географическая характеристика водного транспорта ИталииОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра МЕНЕЖДМЕНТ, МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИТАЛИИ. ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА II КУРСА 4 ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СЫЧЕВА ИРИНА РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОРОШЕНКО А. А. ОДЕССА 1998 ГОД. СОДЕРЖАНИЕ: хозяйстве................................................................... 9. Список использованной литературы............................................. Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве. Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров,
прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленную
мощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряд
небольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км ) Италия
относится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая с
главным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии, Большую роль в жизни Италии играют омывающие ее Средиземное море и отдельные его части : Тирренское, Адриатическое и Ионическое моря. ЕЕ береговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густо заселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдоль побережий тянутся и важнейшие автомобильные и железные дороги, развито каботажное судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию со странами Европы и других континентов. Положение Италии в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых
путей между Западом и Востоком всегда было исключительно важным для страны Ключевое стратегическое положение Италии в Средиземноморском бассейне
привлекает пристальное внимание руководителей НАТО, которые считают эту
страну центральным звеном своей военной системы в Южной Европе и во всем Тесно связанная в хозяйственном отношении со многими европейскими
странами, Италия входит в большинство экономических и политических
организаций, возникших после второй мировой войны в процессе
капиталистической интеграции Европы. В частности, она состоит членом Географическое положение Италии во многих отношениях благополучно для
ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную
связь со странами Европы и Северной Африкой, а после открытия в 1869 году Природные условия и природные ресурсы. Италия располагается в умеренном и - большей своей частью - субтропическом поясах. Это объясняет богатство и разнообразие Самый северный пункт ее - Бетта д’Италия - расположен в горах Тироля на 47 с.ш.; самый южный - мыс Изола делле Корренти на 36,5 с.ш. (о. Сицилия) не считая мелких островов. В физико-географическом отношении территория Италии разделяется на три
части : материковую, представляющую собой Паданскую низменность,
окаймленную системой альпийских хребтов и вершин, занимающую около 120 тыс.
км. Апеннинский полуостров, вытянутый в виде сапога на 900 км. в
центральную часть Средиземного моря шириной от 125 до 230 км. с площадью Отдельные части полуостровной и островной территории страны
характеризуются значительной изрезанностью береговой линии, наличием
заливов, бухт и удобных гаваней. Особенно много их на западном побережье
полуострова, омывающегося Тирренским морем. Таковы заливы Генуэзский, Италия- преимущественно гористая страна. Около 4/5 ее поверхности
занимают складчатые горы альпийского возраста, их предгорья и холмы. На севере Италия отделена от остального континента высочайшей в Европе
мощной дугой Альп, которая тянется с запада на восток на 1200 км, выгибаясь
к северо-западу. Альпы представляют собой весьма сложную систему,
состоящую из множества горных массивов и хребтов, разделенных продольными и
поперечными долинами. Самые высокие вершины - Мон-Блан (4807 м. над ур.
моря), Монте-Роза (4634 м.), Червино (4478 м.) - сосредоточены в западной,
наиболее древней части Альп. Альпы являются мощным заслоном против
действия воздушных масс с севера. В этом мощном поясе гор имеются однако
удобные проходы, издавна используемые для хозяйственных связей. Так,
например, в Лепонтинских Альпах железная дорога проходит в долине реки Приморские Альпы переходят в Апеннинские горы, окаймляющие Лигурийский
залив и тянущиеся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины
длиннее Альп (более 1500 км), но не могут сравниться с ней по высоте. Их
высшая точка - Монте-Корно в массиве Гран-Сассо-д’Италия достигает лишь И в Альпах. и в Апеннинах широко распространены известняки и в связи с этим самые разнообразные проявления карста: воронки, колодцы, полья, гроты, пещеры, исчезающие под землей реки. Пещеры привлекают множество туристов; некоторые имеют постоянную влажность воздуха, соли и лечебные грязи и используются в лечебных целях. В то же время карст наносит большой урон хозяйству, иссушая и обедняя почвы, препятствуя строительству зданий и дорог, вызывая обвалы и оползни. В Италии широко распространены и древние и современные вулканические
породы всех типов (базальты, липариты, туфы), особенно характерные для Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина,
занимающая большую часть бассейна реки По. Она постепенно снижается от 400- При довольно, большом разнообразии полезных ископаемых Италия весьма
недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими
ресурсами. Месторождения многих полезных ископаемых невелики по запасам,
распылены по территории страны, нередко залегают неудобно для разработки. Значительно богаче Италия свинцово-цинковыми рудами с примесью серебра
и других металлов. Эти месторождения связаны с кристаллическим и
метаморфическим массивом Сардинии и с триасовыми известняками Восточных В послевоенные годы выявлены довольно значительные (для Италии)
ресурсы нефти - в Паданской низменности, в полосе альпийских предгорий, а
также на острове Сицилия. Дополнением к ним являются битумные сланцы, на
острове Сицилия в районе Рагузы, у Сан-Валентино в области Абруццо-э- Развитие транспорта (выделив морской ). Транспорт. Важнейшая отрасль сферы обращения.Перевозка товаров и рабочей силы составляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процесса производства в сфере обращения. В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня. Подобное глубоко специфическое положение в транспорте Италии объясняется особым воздействием, оказываемым на эту отрасль промышленностью. Дело в том, что такие отрасли итальянской промышленности , как автомобилестроительная, резиновая, нефтеперерабатывающая и промышленность строительных материалов развиваются наиболее быстро, развиваются наиболее быстро. Отрасли, производящие железнодорожный подвижной состав, медленно развивают свое производство. Поэтому первой группе отраслей и действующим в ней монополиям без особого труда удалось придать автодорожное направление развитию итальянского транспорта. Развитие морского транспорта Италии. В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот.Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства. В 70-е годы значение морского транспорта и морских перевозок для экономики Италии и в первую очередь для ее внешней торговли повысилось в связи с происшедшими сдвигами в энергетическом балансе страны(более 86% общих потребностей в энергетике удовлетворяется за счет ввоза нефти и газа).Сдвиги, происшедшие в последние годы в структуре промышленности и внешней торговли, вызвали в итальянском флоте изменения в соотношении между различными типами судов. Быстрое развитие нефтеперерабатывающей промышленности вызвало бурный рост цистерного флота. Падение значения каменного угля в энергетическом хозяйстве вызвало падение доли сухогрузного флота. К тому же используемый в Италии американский уголь доставляется, как правило, на американских судах. Торговый флот Италии. Торговый флот Италии в послевоенные годы претерпел значительные количественные и общие структурные изменения. Они, с одной стороны были вызваны выводом из эксплуатации устаревших и сильно изношенных судов, а с другой стороны- пополнением флота новыми, более крупными и современными судами. Изменения состава и структуры торгового флота Италии за период 1874 по 1983 год характеризуются следующими данными. |годы |общее |общая | |в |том |числ|е | | Из приведенных данных следует, что за 10 лет особенно резко повысилось удельное значение тоннажа балкеров и рудовозов повысилось, а доля всех прочих сухогрузных судов понизилась. По состоянию на 1 июля 1983 г. танкеры, балкеры, рудовозы и комбинированные суда составляли 70,1% общей валовой вместимости всех имевшихся в Италии морских судов. Не смотря на отмеченное выше пополнение торгового флота новыми более крупными судами, в общем его составе продолжают преобладать суда малого и среднего тоннажа. По состоянию на 1 июля 1983 г. более половины (57,9% ) всех морских судов имели валовую вместимость до 1000 рег. тонн, причем на их долю приходилось лишь 4,45% суммарной валовой вместимости флота. Многие из этих судов имеют длительные сроки службы и подлежат постепенной замене более новыми судами. На ту же дату в торговом флоте насчитывалось лишь 23 судна валовой вместимостью более 50 тыс. рег. тонн со сроком эксплуатации менее 4- х лет. Большая часть итальянских судов в качестве главных двигателей имела дизельные и дизель-электрические установки. Суда с паровыми двигателями составляют 14,5% общей численности морских судов. Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов. |типы судов |кол-во |общая валовая |удельное | | Танкерный флот. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в общей сложности
насчитывается 320 танкеров суммарной валовой вместимостью 3 437 391 рег. т Газовозы и суда для перевозки жидких химикатов. Для перевозок
сжиженного газа имелось 26 небольших судов суммарной валовой вместимостью Комбинированные суда, балкеры и рудовозы. Это вторая по численности и значению группа грузовых судов. Насчитывается 114 судов общая валовая вместимостью 2 866 271 рег. тонн (общий дедвейт 4 859 207 т.). В составе этой группы находится: 21 комбинированное судно суммарной валовой вместимостью1 145 231 рег. тонн и 93 рудовоза, балкера и балкера-рудовоза сум. валовой вместимостью 1 721 040 рег. тонн. Группа сухогрузных судов (включая грузопассажирские суда) является наиболее многочисленной, в которой насчитывается 663 судна различного типа и назначения суммарной валовой вместимостью 10876 рег. тонн. Большую часть этой группы представляют небольшие суда валовой вместимостью до 2000 рег. тонн каждое. Пополнение этой группы новыми судами производится в ограниченных масштабах и преимущественно многоцелевыми сухогрузными судами, в том числе приспособленными для частичных перевозок контейнеров. Контейнеровозы и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро ). На 1 июля 1083 г. в составе этой группы было 6 судов общей валовой вместимостью 69 661 рег. тонн. Эта группа пополнилась контейнеровозами, которые используются для перевозок на дальневосточной и австралийской линиях. Пассажирские, паромные и другие грузопассажирские суда. В торговом флоте Италии насчитывается 25 крупных пассажирских судов общей валовой вместимостью 533,3 тыс. рег. тонн. В составе этой группы 157 паромных и других грузопассажирских судов общей валовой вместимостью 337,8 тыс. рег. тонн, которые в основном используются для обслуживания внутренних перевозок, и лишь незначительная их часть работает на ближних международных линиях в зоне Средиземного моря. Торговый флот Италии пополнялся новыми судами преимущественно
итальянской постройки. Размещение заказов за границей допускается лишь на
отдельные крупнотоннажные суда, для строительства которых в Италии нет
достаточного оборудования, опыта и по другим причинам. По данным на март Хозяйство Италии. Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство. Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая( в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала. Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное
положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами
во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития
производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве
мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность
является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть
экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально
растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает
стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках
монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они
господствуют в химической и электротехнической промышленности В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и
мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также
в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки
синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в
экономику страны : его специализированные органы участвуют в акционерных
обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются
промышленные предприятия в соответствии с различными государственными
программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга. Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который
играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена
в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в
сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании, Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и
неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам
индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось
недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и
общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь
вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление Общая характеристика промышленности. Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых. Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия. В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ ( 15,5% ), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа. На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе
нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших
экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис
заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной
металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами,- выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные
полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается
вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто- В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год. Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния. Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем
занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей
промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших
поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований. Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной
группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе
на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший
район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно, В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжают
развиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая
после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия. Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По
числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению. Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после
машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и
текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими
предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка”
меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация
производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г. Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20% западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто. Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500 стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано. Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения. Общая характеристика сельского хозяйства. Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший многовековой опыт ведения сельского хозяйства, эта отрасль экономики Италии самая отсталая, дающая всего 6% национального дохода. Доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, выше, чем в других странах, несмотря на то, что в последние десятилетия многие крестьяне, особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности итальянского населения в продовольствии на 80%. Италия имеет многоотраслевое сельское хозяйство. Аграрный строй Италии
характеризуется сохранением значительных феодальных пережитков. Круп- Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют около 90% территории Италии. Наибольшую их часть их (около 35%) занимают пашни, 19% - луга и пастбища, 11% - сады, виноградники и оливковые рощи. на леса приходится 23,4% сельскохозяйственных земель. Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство. На Альпийских склонах и долинах сохраняются традиционные культуры:
рожь, овес, ячмень. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины
выращивают кукурузу (6,8 млн.т.), на орошаемых землях западной части Большинство традиционных бобовых культур теперь идет на корм скоту,
только благородный зеленый горошек сохраняет не только пищевое, но и
экспортное значение. Во многих районах страны, но особенно широко в В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом
грунте и в теплицах выращивают разнообразные овощи: помидоры, капусту,
салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Основное
внимание уделяется помидорам, которые составляют 1/3 всего сбора овощей - В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными
аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая
река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий,
переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают
каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с
жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых,
оливковых, миндальных деревьев и других садовых культур, а также винограда. В последние годы в итальянском сельском хозяйстве происходят важные
структурные изменения : повышается значение животноводства, которое,
однако, еще продолжает играть второстепенную роль, прежде всего из-за
недостатка кормовой базы. Продукты животноводства составляют 42% общей
стоимости сельскохозяйственной продукции страны. В Италии редко увидишь
крупное стадо коров: около 70% хозяйств имеют не больше 10 голов крупного
рогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на севере. В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупные птицефермы, и теперь Италия стоит на втором месте в Западной Европе по производству мяса птицы (более 1 млн. т. в год). Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее
моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии,
анчоусов, тунцов, моллюсков и ракообразных добывается в адриатических
водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств:
капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных
крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной
продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более
передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и
использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но
уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет
растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда,
второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские порты. Главный и старейший порт Италии - Генуя. Расположен в Генуэзском заливе на северном берегу Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22,4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 км. Порт реконструирован, построены новые причалы для супертанкеров, аэропорт на искусственном полуострове. Генуя - это типично импортный порт, обслуживающий промышленность, а
именно провинцию Ломбардию. По отношению к этой провинции в целом, и в
частности для Милана и Турина, Генуя выполняет роль снабжающего порта. Наряду с Генуей к крупным портам Италии относится Неаполь. Этот главный пассажирский порт Центральной Италии обслуживает также высокоразвитый здесь морской туризм. На Адриатическом море роли Неаполя и Генуи выполняют Венеция и Триест. Кроме упомянутых выше, еще примерно 25 портов Италии участвуют во внешней торговле. Среди них следует отметить Савону, Специю, Равенну, Бари и Бриндизи, а на Сицилии - Палермо и Мессину. Перевозки между промышленным севером и аграрным югом, а также между островной и материковой частью страны осуществляются морским транспортом. Характеристика транспорта Италии (современная). Наземных видов и воздушного транспорта. В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко
вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на
пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным
форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится
автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины
приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских
автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным
конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние
годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало
вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые
линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”),
на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса
составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и
газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное
значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное
место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате
близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний,
соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны
аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на Речного и морского транспорта. Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортных перевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большими различиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозки преимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь, руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большом физическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этого экспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самой различной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объеме имеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объем ввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Для осуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших и малых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. По размерам грузооборота портов Италия занимает I-е место среди средиземноморских стран. Речной транспорт Италии развит слабо из-зи отсутствия крупных рек. По каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах перевозятся грузы. Италия имеет довольно большой по количеству судов торговый флот. Он
занимает восьмое место среди капиталистических стран мира (после Либерии, Суда итальянского торгового флота используются для своих
внешнеторговых и каботажных перевозок, проходящих через итальянские порты
транзитных перевозок грузов соседних стран, а также для международных
перевозок между иностранными портами. Большая часть внешнеторговых грузов Наряду с внешнеторговыми перевозками морской транспорт играет важную роль в обеспечении внутренних перевозок Италии. На его долю приходится около одной трети всего объема внутренних перевозок страны. Эти перевозки, как правило, осуществляются на судах под итальянским флагом. Организационная структура торгового флота. Итальянский торговый флот отличается усложненной организационной структурой. Наряду с наличием министерства торгового флота и нескольких крупных судоходных кампаний, контролируемых государственными организациями, как например, группа Finmare, акционерная компания SNAM и Sidemar, в Италии имеется ряд других крупных судоходных компаний и несколько сотен различных по составу и характеру деятельности частных судовладельческих и судоходных компаний. Большая часть частных судовладельческих компаний входи в так
называемую национальную федерацию независимых судовладельцев - Confitarma. При решении общих вопросов в области морских перевозок возникают серьезные осложнения из-за отсутствия единого органа по руководству деятельностью и развитием морских портов. Тем более, что ряд крупных и важных портов (Генуя, Триест и др.) имеют свои автономные администрации управления с различной степенью административной и финансовой самостоятельности-. Для рассмотрения и решения вопросов, выходящих за пределы функций и ответственности министерства торгового флота, в том числе по портам, привлекаются и некоторые другие министерства. В последнее время в системе морского транспорта отмечается расширение деятельности министерства по вопросам участия государства. Его деятельность распространилась на некоторые судоходные компании, пользующиеся субсидиями государственного института промышленного развития. Большую роль в обеспечении государственного влияния на морской транспорт играет проводимая итальянским правительством политика предоставления кредитов и различных субсидий. В ее основе предусматривается оказание финансовой помощи в первую очередь компаниям, которые контролируются государственными организациями. Характеристика портов. Через морские порты проходит от 80 до 90% объема импортных, 55-60%
экспортных грузов и около одной трети всего объема внутренних перевозок На побережье материка и островах в общей сложности более 144 портов. До 90% всего объема морских перевозок проходит через 220-25 наиболее
крупных портов, каждый из которых имеет годовой грузооборот более 1 млн.т. За 1981-1992 годы общий грузооборот портов Италии увеличился в 2.5 раза и в 1992 году составлял 357.3 млн.т, имел тенденцию к дальнейшему росту. Более 2/3 общего грузооборота портов связано с обслуживанием внешнеторговых перевозок и около одной трети - с обслуживанием внутренних перевозок. За период с 1984 по 1991 год внешнеторговый судооборот итальянских
портов (по чистой регистровой вместимости заходивших и выходивших судов)
возрос с 141 до 178.8 млн.рег.тонн или на 27%, а внешнеторговый
грузооборот (с учетом ввезенных и вывезенных грузов) повысился с 110,8 до | |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 | Грузооборот основных портов Италии. |наименование |грузообо| | |удельн. знач. | Генуя - крупнейший итальянский порт. Расположен в вершине Генуэзского
залива Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22.4 км, глубины
в портовых бассейнах от 7 до 10 м. Полукруглый бассейн Веккья, к которому
амфитеатром спускаются старинные городские кварталы ,- самая старая часть
порта, где еще в начале века была сосредоточена вся его деятельность. Непосредственно к западу от порта на искусственно намытой территории находится крупнейший в Италии металлургический комбинат, а еще дальше к западу крупный аэропорт на искусственно созданном полуострове, ограждающем новую глубоководную нефтегавань.Генуя - второй по значению (после Марселя) порт на Средиземном море. в период средневековья Генуя была крупнейшим торговым посредником между странами Запада и Востока. После постройке в середине прошлого века железных дорог порт стал морскими воротами для густонаселенной и экономически развитой долины реки По, особенно для индустриального треугольника Милан- Турин- Болонья. Генуя - порт приписки итальянского торгового флота. Неаполь - главный порт южной части страны. Расположен на берегу
одноименного залива Тирренского моря у подножия действующего вулкана Венеция- главный итальянский порт на Адриатическом море и один из
своеобразнейших городов в мире. Расположен в мелководной лагуне Триест - самая крупная вольная гавань Европы. Близость к континентальным странам, не имеющим собственного выхода к морю, создает большой район тяготения, включающий Австрию, Чехословакию, Венгрию и другие страны, поэтому в грузообороте Триеста преобладают транзитные грузы.Порт состоит из четырех гаваней: новой, старой, таможенной и промышленной. Длина причального фронта около 20 км. Триест- самый глубоководный итальянский порт. После постройки нефтепричалов и их соединения с трансальпийским нефтепроводом грузооборот увеличился в 5 раз. Промышленная зона Триеста, как и многих других итальянских портов, включает нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. Из остальных итальянских портов выделяются :
группа портов Лигурийского моря (Савона, Ливорно, Специя)- грузооборот
каждого из которых 10 млн.т;
аванпорт Рима - Чивитавеккия;
на Адриатическом море - Бари, Бриндизи и Анкона;
в Сицилии - Аугуста и Палермо;
глубоководная нефтяная гавань в заливе Таранто-Сибари. Триест - опыт свободного порта. Порто-Франко в Триесте было учреждено в 1719 г. указом австрийского императора Карла VI и действовало до 1891 г. Большую роль для него сыграло открытие Суэцкого канала. Уменьшилось расстояние между крупными европейскими городами и восточными и африканскими рынками. После первой мировой войны Триест вошел в состав Италии. В 1947 г. город с небольшим округом был выделен в “Свободную территорию Триест” и получил вновь статус свободного порта. В 1954 г. в результате итало- югославских переговоров при участии США и Великобритании “Свободная территория Триест” была ликвидирована. Сегодня Триест (300 тыс. жителей) - администраривный центр автономной
области Фриули- Венеция- Джулия, крупный портовый и промышленный центр В порту имеется 550 тыс. кв. м. складских площадей. Свободный порт вынесен за таможенную границу Италии. Особенность порто-франко заключается в том, что при ввозе товара с территории порта в Италию его владелец получает возможность уплатить таможенную пошлину через 6 месяцев после пересечения таможенной границы. Свободный порт управляется Автономным ведомством порта, которое функционирует под контроле Министерства морского флота. В свободном порту функционируют и частные фирмы, которые занимаются более глубокой переработкой товаров. Триест находится вне таможенной территории ЕЭС, поэтому на товары, хранящиеся на складах порта не распространяются таможенные правила ЕЭС. Вблизи Свободного порта расположена индустриальная зона Триеста с развитой инфраструктурой. В борьбе за грузы Триест значительно уступает Гамбургу. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов. Ассигнования на развитие торгового флота из года в год увеличиваются. |годы |1983 |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 | Увеличение ассигнований проявляется в ускорении роста состава и расширении деятельности итальянского торгового флота. Этому способствуют и предпринятые итальянским правительством меры по стимулированию нового строительства судов Италии. В перспективных планах развития итальянского флота по-прежнему первостепенное внимание уделяется развитию танкерного флота и судов для перевозки сухих массовых грузов. В конце 1992 года общий дедвейт танкерного флота Италии повысился до 6,5 млн.т, а дедвейт комбинированных судов, которые также используются для перевозки нефтегрузов, составил около 2 млн. т. Основываясь на этих данных, можно предположить, что имеющийся состав танкерного флота Италии в состоянии обеспечить каботажные перевозки нефти и нефтепродуктов в полном объеме и до 75% всего объема импортных перевозок нефти. Заказы на новые балкеры, рудовозы и комбинированные суда в значительной степени уменьшат зависимость Италии от фрахтования иностранных грузов. Среди других сухогрузных судов несколько повышено внимание к контейнеровозам, паромным судам и ро-ро. Значение морского транспорта для экономики Италии. Морской транспорт и тесно связанные с ним промышленные отрасли, включая судостроение и ремонт, имеют давние традиции и играют важную роль в экономике Италии. Это связано с особенностями экономики страны, для которой характерен высокий уровень развития обрабатывающей промышленности на базе регулярного ввоза многих видов исходного технологического сырья и топлива.Большое влияние на это оказывают особенности географического положения страны: большая протяженность морского побережья, сильная пересеченность местности и сложность условий для развития наземных путей сообщения, наличие в прибрежных районах больших и малых населенных островов с крупными промышленными предприятиями, близость проходящих в средней части Средиземного моря важных международных путей сообщения. Помимо вышеперечисленного, водный транспорт имеет огромное значение для туризма, так как Италия - это классическая страна туризма, а для его развития важно состояние транспортной системы. Благодаря транспорту покрывается растущий из года в год дефицит бюджета. Значение транспорта исключительно . Список использованной литературы: 1. “Лекции по экономической географии зарубежных стран”Барсов Н.Н. 2. “Морской транспорт Италии” Сальников А.Н. 3. “Италия - очерки по экономической географии” Андреев Б.И. 4. “Италия. Экономика и внешняя торговля” Пучик Е.П. 5. “География морского транспорта” Залеский Е.Н. 6. “Экономика современной Италии” Васильков Н.П. 7. “География промышленности Италии” Кулагин Г.Д. 8. “Экономика Италии” Колосов Л.С., Тимофеев Н.И. 9. “Сельское хозяйство и крестьянское движение в современной Италии” Лисовский Ю.П. 10. “Италия” Наташин Н.И. 11. “Италия. Современные тенденции в экономике” Покровский А.И. 12. “Италия” Галкина Т.А., Красновская Н.А. 13. Журналы: “Экономист”, “Транспорт”, “Деловой мир”, “Морской флот”, “Судоходство”. |
|
© 2000 |
|