РУБРИКИ

Экономика Японии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экономика Японии

Экономика Японии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский государственный университет

Кафедра географии и природопользования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической  географии зарубежных стран



 

 

 

 

студентки группы 544(II)

заочного отделения

специальность «география»

факультета естественных наук

Гранкиной Юлии Петровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Курган

2007 г.

Тема: Экономика Японии.

Содержание


Введение.. 3

Общая характеристика государства.. 4

Физико-географическое положение, климат, природа.. 4

Краткая история формирования государства.. 5

Государственное устройство.. 6

Население.. 7

Этапы развития японской экономики.. 8

Период 40-60-х годов... 8

Период 70—80-х годов... 9

Экономическая характеристика современной Японии.. 11

Общая характеристика хозяйства.. 11

Промышленность.. 11

Энергетика.. 11

Обрабатывающая промышленность.. 12

Черная металлургия.. 13

Цветная металлургия.. 13

Химическая и нефтеперерабатывающая промышленности.. 14

Машиностроение.. 14

Радиоэлектронная и электротехническая промышленность.. 15

Сельское хозяйство.. 15

Транспорт.. 16

Связь.. 17

Внешнеэкономическая торговля.. 18

Структура экспорта... 19

Структура импорта.. 19

Обмен технологий.. 19

Особенности японской экономической модели.. 20

Особенности структуры частного предпринимательства.. 22

Трудовые отношения.. 22

Роль государства.. 23

Заключение.. 25

Литература.. 26

Приложения.. 27


Введение


В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав. Это — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По общему объему промышленного производства Япония занимает одно из первых мест. Ее валовой национальный продукт (ВНП) второй по величине в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП.

Япония достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. На мировом рынке Япония — поставщик продукции сложных наукоемких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Япония занимает одно из ведущих мест в мире по производству промышленного радиоэлектронного оборудования, бытовых электронных приборов, роботов и гибких производственных систем, выплавке стали, производству легковых и грузовых автомобилей, судов, выработке электроэнергии, по переработке нефти, производству цемента, пластмасс и синтетических волокон.

Многие автомобили и бытовые приборы идут на экспорт, а такие имена как Honda, Sony, Toyota известны во всем мире. Высоко развиты металлургия, машиностроение, химия, легкая (в частности, текстильная) и деревообрабатывающая промышленности. Но Япония бедна природными ресурсами, поэтому экономика Японии сильно зависит от импорта сырья и топлива. Сегодня японские компании почти все сырье импортируют: железные руды из Австралии, нефть с Ближнего Востока; затем это сырье обрабатывается и экспортируется. Однако в последнее время Япония все чаще стала завозить готовые товары. Японские компании также используют метод «прямого инвестирования», сооружая заводы преимущественно в Северной Америке, Юго-восточной Азии и Европе и реализуя продукцию либо на местном рынке, либо вывозя его - таким образом, Япония путем инвестиций помогает экономике данной страны. Наряду с гигантскими предприятиями, в Японии действуют многочисленные мелкие, особенно в легкой и пищевой промышленности. Широко распространены ремесла, в том числе художественные.

В Японии очень развита сеть железнодорожных и автомобильных магистралей, морской транспорт. В городах развиты городские виды транспорта — автобусы, трамваи, метро, часто управляемые компьютером. Между островами — паромы, мосты, подводные туннели.

Главной агрокультурой Японии является рис. Япония не имеет достаточной посевной площади для возделывания достаточного количества пшеницы, сои, либо других растений, чтобы прокормить себя. Среди индустриально развитых стран Япония занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует. Кроме этого развито овощеводство, плодоводство, скотоводство, шелководство, птицеводство, рыболовство.

Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве — результат ее развития во второй половине текущего столетия, а также особенностей японской экономической модели.

Общая характеристика государства

 

Физико-географическое положение, климат, природа


Государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо, островах Рюкю и более чем тысяче мелких островов. На севере омывается Охотским морем, на востоке — Тихим Океаном, на юге — Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе Корейским проливом и Японским морем.

Площадь страны 377688 квадратных километров. Равнины Японии лежат, в основном, вдоль течения рек, вдоль нижних склонов гор и вдоль побережья. Наиболее обширные долины расположены на острове Хоккайдо, Хонсю, Кюсю. Наиболее выдающейся топографической чертой Японии являются горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. На острове Хоккайдо расположена горная цепь вулканического происхождения, берущая начало на Курилах. Эта горная цепь разделяется на две полосы на юго-западном побережье и возникает как две параллельные цепи на острове Хонсю. Главная цепь тянется на юг до горной массы нагорья реки Синано и там, по ширине острова, образует самый высокий горный пояс страны. Гора Фудзи (3776 м), высочайшая точка страны, находится в этом горном поясе недалеко от города Иокогама. И на крайнем юге острова лежит еще одна горная цепь (г. Кита-3192 м). На островах Кюсю и Сикоку также есть небольшие горные цепи, однако их высота не превышает 1982 м. На Японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них активные. В районах вулканов большое количество горячих источников. Хотя в Японии очень много рек, судоходных среди них почти нет. Самая длинная река Японии — Синано, на острове Хонсю (367 км), среди других крупных рек Хонсю — Тоне, Китаками, Тенри и Могами; на Хоккайдо — Исикари, Тесио, Токачи; на Сикоку — Есино. Большинство японских озер — горные и неподалеку обычно находятся популярные курорты. Самое большое озеро Японии — Бива (672 квадратный километр) — находится на острове Хонсю.

Так как Японские острова протянулись по ширине на 15° С, климатические условия весьма разнообразны, но большая часть Японии находится в умеренной зоне с влажным муссонным климатом. Летом дуют юго-восточные ветры с Тихого океана, а зимой северо-западные ветры с Евразии. Среднегодовая температура в городе Немуро на острове Хоккайдо составляет около 5° С, на Окинаве — около 16° С. Для острова Хоккайдо и северной части острова Хонсю характерно короткое лето и суровая длинная зима, вызываемая ветрами, дующими из Сибири и Охотского пролива. Далее на юг и восток зима более мягкая, чему в значительной мере способствует теплое течение Куросио (Японское). На островах Сикоку, Кюсю и на юге Хонсю лето жаркое и влажное, а зима довольно мягкая, почти бесснежная. Япония лежит в полосе юго-восточных муссонов, которые добавляют влажности летом. Среднегодовая норма осадков составляет от 1020 мм на Хоккайдо до 3810 мм в горах центральной части Хонсю.

Растительность Японии весьма богатая. В стране насчитывается более 17000 видов растений. Национальными цветущими деревьями Японии считаются вишня и слива. В апреле в Японии цветет азалия, в мае — пионы, в августе — лотос, а в ноябре острова украшены цветущими хризантемами — национальным цветком. Распространены также гладиолусы, несколько видов лилии, колокольчики. Самое распространенное дерево Японии — японский кедр, достигающий высоты до 40 м, часто встречаются также лиственница, несколько видов ели. На Кюсю, Сикоку м на юге Хонсю произрастают субтропические растения: бамбук, камфарный лавр, баньян. В центральной и северной части Хонсю распространены лиственные: береза, орех, ива, а также большое количество хвойных деревьев. Кипарис, тис, эвкалипт, мирт, падуб часто встречаются в этой зоне. На Хоккайдо растительность весьма похожа на сибирскую: наиболее распространены лиственница, несколько видов ели, в некоторых лесах встречаются береза, ольха, тополь.

По сравнению с богатейшей флорой, фауну Японии можно считать довольно бедной, хотя на островах насчитывается 1199 видов позвоночных, 33776 видов беспозвоночных, около 140 видов млекопитающих, 40 видов птиц, большое количество рептилий, амфибий и рыб. На острове Хонсю обитает японская макака или красномордая обезьяна. Среди хищников выделяются бурый медведь, черный медведь и рыжий медведь. Практически на всех островах обитают лисица и барсук. Распространены норка, выдра, заяц, куница, белки, белки-летяги, мыши (хотя домашних мышей нет), большое количество различных видов летучих мышей. Из двух видов оленя наиболее распространен японский пятнистый олень. Наиболее распространенные виды птиц: ласточка, воробей, дрозд, цапля, утка, дятел, кукушка, лебедь, бекас, альбатрос, журавль, фазан, голубь. Среди певчих особенно широко распространены два вида соловья и снегирь. Многочисленные национальные парки (Бандай-Асахи, Никко, Сето-Найкай, Сикоцу-Тоя, Фудзи-Хаконе-Идзу), подводные парки на мелководьях, заповедники, резерваты.


Краткая история формирования государства


Японский архипелаг принял нынешние очертания 10 000 лет назад. Последующие 8 000 лет длилась эра Йомон, когда жили первобытные охотники-собиратели. Они со временем образовали одно племя. Возделывание риса пришло из Евразии в 300 году до нашей эры в Яйойский период. Считается, что японская национальность сформировалась в период Ямато около третьего века нашей эры.

Согласно преданию, Японская империя возникла в 660 г. до нашей эры, когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия (с 660 года до н. э.) Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшим более высокий уровень цивилизации. В 604 году принц Шотоку принял первую Конституцию. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший впоследствии государственной религией страны.

В начале восьмого века (период Нара) первой столицей стал Нара, а затем Киото.

С конца 12 в. до 1867 государственная власть находилась в руках сегунов. В 1867-68 в результате Мэйдзи исин, или Реставрации Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовавшие модернизации страны.

В 1889 была введена конституция, по которой Япония стала конституционной монархией. В 1890 созван первый парламент.

В 1894-95 Япония вела войну против Китая.

После русско-японской войны 1904-05 (Портсмутский мир) Япония установила в 1905 протекторат над Кореей, в 1910 аннексировала ее.

В 1914 вступила в 1-ю мировую войну на стороне Антанты. В 1918 развернулось народное движение — «рисовые бунты». В 1918-22 Япония предприняла интервенцию на Дальнем Востоке России, но потерпела поражение. В 1931 Япония оккупировала Маньчжурию, в 1937 начала войну за захват всего Китая. Япония совершала нападения на СССР и Монголию (бои на границах у оз. Хасан, 1938, у р. Халхин-Гол, 1939, и др.).

Во 2-й мировой войне Япония выступала как союзник Германии и Италии. Она оккупировала многие азиатские страны, но с 1943 начала терять захваченные территории. В августе 1945 японский народ стал жертвой атомных бомбардировок. 9.8.1945 СССР вступил в войну с Японией. Советские войска разгромила Квантунскую армию Японии. Правительство Японии 2.9.1945 подписало Акт о безоговорочной капитуляции.

8.9.1951 США, Великобритания и ряд других государств подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией (вступил в силу с апреля 1952). США подписали с Японией ряд договоров и соглашений («договор безопасности» и др.), явившихся юридической основой американо-японского военно-политического союза. «Договор безопасности» был заменен в 1960 новым — «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности» (продлен в 1970).

В октябре 1956 правительство СССР и правительство Японии подписали Совместную декларацию о прекращении между СССР и Японией состояния войны.

Правящая партия (с 1955) — Либерально-демократическая партия Японии, с августа 1993 у власти коалиционное правительство.

В последние годы резко обострились торговые  отношения Японии с Соединенными Штатами, а в последний год и политические, связанные в первую очередь с размещением на территории страны американских военных баз. Имеются и серьезные разногласия с Россией по поводу принадлежности Курильских островов, которые Япония считает своими северными территориями.

Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ, Организации экономического сотрудничества и развития (Приложение 1).

 

Государственное устройство


Государственное устройство — конституционная монархия. Глава государства — император Акихито (у власти с 7 января 1989 года). В Японии 9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица — Токио. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей). Денежная единица — иена.

 

Население


Население страны (по оценке на 1995) составляет около 125 879 000 человек (седьмое место в мире), средняя плотность около 334 человек на квадратный километр (также одно из первых мест в мире; для сравнения в США — 28 человек на квадратный километр, а в Великобритании 238). Этнические группы: японцы — 99%, корейцы — 0,5%, китайцы, айны. Язык: японский (государственный), многие японцы говорят по-английски. Вероисповедание: синтоизм (религиозное течение, в котором насчитывается около 200 сект), буддизм, христианство (протестантизм, католицизм, православие); практически все японцы синтоисты, однако большинство синтоистов исповедует еще и буддизм.

Токио, будучи столицей, содержит четверть населения Японии: около 30 миллионов человек живут в радиусе 50 километров от Токио. В Японии очень остро стоит проблема перенаселения городов и депопуляция в деревнях. Для возрождения сельской местности были предприняты попытки создания технополисов.

Средняя продолжительность жизни (на 1992 год): 77 лет — мужчины, 82 года — женщины. Уровень рождаемости (на 1000 человек) — 10. Уровень смертности (на 1000 человек) — 7(Приложения 2,3,4,5).

 

Этапы развития японской экономики


Период 40-60-х годов.


После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. В первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт.

В первой половине 50-х годов проводилась политика рационализации производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей. Во второй половине 50-х годов к ним добавились новые отрасли — производство синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В этот период были разработаны и последовательно претворены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны. Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической и политической сферах.

Отказ от войны, зафиксированный в ст. 9 конституции 1947г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими западными странами бремя военных расходов — менее 1% ВВП. Эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию.

Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии, базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение и т. д.

За 1953—1971гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза, наибольшими темпами увеличивался выпуск продукции машиностроения (24,9 раза), нефтепродуктов и каменного угля (19,3 раза), химии (12 раз), стали (10,6 раза). Хотя казалось, что капиталоемкое направление развития противоречит теории конкурентных преимуществ, оно создало потенциал для быстрых технологических преобразований, обеспечения занятости и повышения уровня жизни.

Параллельно развивались трудоемкие отрасли промышленности, такие, как хлопчатобумажная, радиотехническая, автомобильная.

Примерно до середины 60-х годов рост производственного аппарата обеспечивался массовым притоком рабочей силы из сельского хозяйства.

В 1947г. в стране была введена система всеобщего 9-летнего образования, а в последующие десятилетия — высшая ступень обучения. В результате был обеспечен высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки.

Хозяйственное развитие Японии в 50—60-е годы отмечалось особенностями в инновационной политике, которая основывалась на заимствовании научных достижений других стран, на создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило ей создать широкий набор производств как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени.


Период 70—80-х годов.


В 70-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы на мировых рынках создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, a начавшийся с середины 60-х годов рост реальной заработной платы начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей. До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с дешевой рабочей силой. Действие прежних факторов, способствующих высоким темпам экономического роста, выявило структурное отставание японской промышленности, и национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям, к опережающему росту наукоемких отраслей. Поворот к новому типу воспроизводства был также связан с повышением роли услуг.

Доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта повышалась до начала 70-х годов (36,8% ВВП в 1970г.), после чего она стала понижаться и в 1995г. составила 24%. В рамках обрабатывающей промышленности произошли серьезные сдвиги. Возросла доля машиностроения с 30,7% в 1960г. до 45% в 1990г. и 56,5% в 1993г., прежде всего за счет электротехнических производств. Доля текстильной, деревообрабатывающей промышленности значительно сократилась.

В течение всего времени происходило сокращение доли сельскохозяйственного производства (1960г. — 12,9%, 1995г. - 2,1%. При значительных сдвигах сельское хозяйство осталось трудоемким с относительно низкой производительностью труда и более высокими издержками в сравнении с другими развитыми странами.

Переход к новому типу воспроизводства сопровождался развитием самостоятельных научно-исследовательских работ. Значительно возросли усилия государства и компаний не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях в таких областях, как использование атомной энергии, освоение космического пространства, разработка информационных систем. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% в 1975г. до 3,1% в 1985г. и до 2,8% национального продукта в 1994г. Особенно значительны они в электронной промышленности, точном приборостроении, достигая соответственно 6 и 5% от объема продаж этих отраслей. По объему НИОКР Япония сократила разрыв с США. Если в 1980г. японские расходы достигали только 1/3, то в 1994г. — уже 4/5 американского уровня.

В результате произошедших сдвигов в производительных силах Япония превратилась в одного из крупнейших в мире производителей роботов (свыше 50% мирового производства), полупроводников (свыше 40%), легковых автомобилей, судов, станков, резины, стали, холодильников, стиральных машин.

В течение длительного времени ВВП был единственным критерием развития японской экономики. Считалось, что экономический рост автоматически ведет к повышению благосостояния, поэтому специальные меры в этой области откладывались, пока страна не достигнет уровня других стран. В 60-е годы около 60% государственных инвестиций шло на развитие промышленной инфраструктуры и лишь незначительная часть вкладывалась в социальную сферу.


 

Экономическая характеристика современной Японии

 

Общая характеристика хозяйства

 

Промышленность

 

Промышленность сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается, ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширение материального сектора. В  1997 г. в материальном производстве было занято 33% рабочей силы и  произведено 37% ВВП. В структуре ВВП ведущее место занимает сфера услуг – правительство, финансовое обеспечение и другие услуги, а также промышленность – в основном обрабатывающая(Приложения 6,7).  

В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем,  отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.

В структуре собственности японской про­мышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотрасле­вых концернов, таких как «Мицубиси», «Тоёта», «Маиусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп. Шесть крупнейших промышленных групп играют большую роль в японской эко­номике. В 1995-96 финансовом году в их составе насчитыва­лось 185 компаний, а их доля в общей собственности со­ставляла 49%, и они владели 19% капитала.

Отличительной чертой японской промыш­ленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них прихо­дится 99% общего числа промышленных пред­приятий в стране, 74% занятых и около 50% стоимости произведенной продукции.

 

Энергетика


В период высоких темпов роста экономики японская промышленность ориентировалась на потребление импортного топлива, прежде всего нефти и нефтепродуктов. Однако после нефтяных «шоков» одним из приоритетных на­правлений развития энергетики, стало снижение зависимости энергобаланса страны от ввозимой нефти, за счет максимальной ориента­ции на эффективное использование имеющихся в стране ресурсов. Повысилось значение разра­ботки альтернативных нефти энергетических источников — развитие атомной энергетики, освоение новых источников энергии (солнеч­ной, геотермальной, энергии ветра, приливов и отливов), а также создания перспективных тех­нических средств, дающих экономию энергии в сфере потребления и производства (Приложения 8,9).

К концу 80-х годов удельная энергоемкость промышленного производства была снижена в Японии почти на одну треть, что вывело страну по этому показателю на передовые позиции в мире. Изменилась и структура энергетического баланса: доля нефти сократилась с 70 до 52%

в 2000 г., а доля атомной энергии увеличилась с  0.3 до 13% и природного газа с 2,2 до 13%.

Выработка электроэнергии в 2001 г. состави­ла 1076 млрд кВт • ч. Хотя доля ТЭС постепен­но сокращается, на них приходится 60% всего производства электроэнергии. И по числу реак­торов, и по объему мощностей атомных элек­тростанций Япония занимает третье место в ми­ре после США и Франции: 53 атомных энерго­блока (еще 9 — в стадии проектирования или строительства) мощностью 45,2 тыс. МВт. АЭС дают около 30% вырабатываемой электроэнер­гии, в основном расположены в отдаленных пе­риферийных зонах крупных промышленных уз­лов. Построенные на бурных горных реках японские ГЭС имеют небольшую единичную мощность и располагаются каскадами, главным образом в горных районах Центрального Хон­сю; в целом их доля в выработке электроэнер­гии составляет около 10%.

В Японии действует 16 геотермальных элек­тростанций (включая находящиеся в частной собственности), общая производительная мощ­ность которых достигает 530 тыс. кВт. Широкое строительство новых экологически чистых гео­термальных станций сдерживается их высокой стоимостью, а также тем, что почти половина районов, обладающих высоким геотермальным потенциалом, расположена в местах, охраняе­мых в соответствии с законом о природных парках (Приложение 10).

 

Обрабатывающая промышленность


Японская обрабатывающая промышленность за послевоенный период своего развития пре­терпела кардинальные изменения. Прежде всего решительно вырос объем производства, по кото­рому Япония ныне среди зарубежных стран ус­тупает только США и вдвое опережает следую­щую за ней ФРГ.

В структуре обрабатывающей промышлен­ности Японии преобладают отрасли машиностроения и металлообработки, отрасли химии и нефтепеработки, а так же пищевая и бумажная отрасли промышленности (Приложение 11). По качественным параметрам производи­мой продукции Япония вышла на лидирующие позиции в мире, хотя по ряду наиболее сложных видов товаров она уступает другим странам, прежде всего США (авиакосмическая техника, сложная радиоэлектроника, оборудование для атомной энергетики и др.). Среди видов производимой продукции преобладают электрические и неэлектрические машины и аппараты, транспортное оборудование, продукты питания, печатная продукция, химикаты,  строительные материалы (Приложение 12). Основной чертой размещения промышленных предприятий остается их чрезмерная концентра­ция в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. В последние десятилетия государство предпринимает попытки рассредоточения про­мышленности в другие регионы, в результате доля мегалополиса Токайдо, например, в про­мышленном производстве снизилась к концу XX в. до 40% (по сравнению с 57% в 1960 г.)(Приложение 4).

 

Черная металлургия


Черная металлургия — единственная в комп­лексе энерго- и материалоемких отраслей, в ос­новном сохраняющая свой высокий производ­ственный и экспортный потенциал. Японские металлургические заводы, созданные в послево­енные годы на основе самой передовой техно­логии, после кризиса середины 70-х годов пе­режили значительную реконструкцию. Старые мощности частично скрапировались (причем не только домны и мартены, но и мощности по вы­плавке электростали), частично модернизирова­лись. «Нижние», ресурсоемкие и экологически вредные «этажи» металлургического производст­ва были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточились передель­ные производства, более чистые и экономиче­ски рентабельные. По объему выплавки стати в конце 90-х годов (около 90 млн т) она перемес­тилась на 3-е место в мире после КНР и США. Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%, доля Японии на мировом рынке черных металлов — примерно 23%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют метал­лургические заводы, расположенные вблизи Осака и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародив­шийся на базе использования местных углей. Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения. Круп­нейший не только в Японии, но и в мире ком­бинат «Фукуяма» компании «Ниппон кокан» мощностью 16 млн т стали в год расположен в одноименном городе на юго-восточном побе­режье Хонсю. Еще четыре комбината полного цикла (в Мидзусима, Кавасаки, Касима, Кимицу) имеют мощности по стали свыше 10 млн т каждый. Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе,   поэтому   подавляющее   большинство крупных заводов размещается в зонах крупных портов.

 

Цветная металлургия


Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки,  а также экологически опасны, оказалась в наибольшей  степени  подвержена в Японии реорганизации.   Очень   сильно   сократилась выплавка цветных металлов (например по алюминию она упала за 80-е годы с 770 тыс. т до 32,4 тыс. т). Происходит скрапирование производственных  агрегатов,   вынос  производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые  крупные предприятия   размещаются   в   старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

 

Химическая и нефтеперерабатывающая промышленности


Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности также тяготеют к ос­новным  центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими  и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Йокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных  промышленных  центров   в  составе промышленных  комплексов  вместе с металлургическими   заводами   и   электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был  построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами  химической   промышленности являются   другие   города   Южной   и   Центральной Японии   — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю.  Современное химическое  производство специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

 

Машиностроение


Машиностроение   Японии  довольно разнообразно,   в    нем сохраняется большая    роль    модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства,  занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие от­расли.

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.

Судостроение, специализировавшееся на стро­ительстве крупнотоннажных танкеров и сухо­грузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных про­грамм реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судост­роительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судострое­ния — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.

Предприятия автомобильной промышлен­ности в последние годы несколько снижают вы­пуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стои­мости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Герма­нии и др. Важнейшими центрами автомобиле­строения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агло­мерации Кэйхин.

Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспече­ние машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли со­средоточены в пределах Тихоокеанского про­мышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токий­ском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производ­ство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промыш­ленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализи­руется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и не­которые другие центры общего машиностро­ения — Хиросима, Фукуока.

 

Радиоэлектронная и электротехническая промышленность


Размещение предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориенти­ровано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продук­ции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспорт­ные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором стано­вится ориентация на научно-технический по­тенциал крупных городов. Ведущие предприя­тия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.

Предприятия прочих промышленных отрас­лей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относи­тельно равномерно, ориентируясь как на мест­ное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем опре­деленная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный ха­рактер.

 

Сельское хозяйство


В сель­ской местности проживает 22% населения стра­ны, однако лиц, для которых сельскохозяйст­венный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП по­стоянно сокращаются(Приложение 7).

В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее крупные равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельнос­ти. Исключение составляют кооперативы и сель­скохозяйственные фирмы, большая часть кото­рых работает в пригородном животноводстве.

Основную часть продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га).

Японское сельское хозяйство имеет ярко вы­раженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и особенно техни­ческих культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие тра­диционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохо­зяйственных районов.

Для первых характерно распространение пти­це- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14). Среди вто­рых выделяются крупнейший район выращива­ния риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и не­которые другие.

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродук­тов (Приложение 20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды, главным об­разом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и мол­люсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пре­сноводных водоемах (Приложение 21).

Несмотря на высокий показатель лесистости Японии, более половины потребностей в древе­сине покрывается за счет импорта; в лесном хо­зяйстве занято всего 0,2% ЭАН (Приложения 17,18,19).

 

Транспорт


Достижения японской промышленности были бы невозможны без адек­ватного развития транспорта. Его техническая ба­за в целом находится на высоком уровне. Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место выдвинулся автомо­бильный транспорт: около 70% пассажиро- и бо­лее   50%   грузоперевозок  (1997).  Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показа­телю плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%, на грузовые — 30, на автобусы — 1%.

Очень важную роль в интенсивном экономи­ческом развитии и урбанизации Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает вто­рое место по объему пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии ис­пользуются мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные дороги, общая протяженность которых состав­ляет 20 тыс. км, отличаются высоким уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено воздушными кондиционерами.

В Японии действует уникальная железнодо­рожная система сверхскоростных суперэкспрес­сов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока на юге страны.

В настоящее время все четыре главных остро­ва страны соединены между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными — через систему мостов и тоннелей.

Второе место по объему грузоперевозок зани­мает морской каботаж — на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке пассажиров ничтожно маю — 0,4%.

Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи, занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».

В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки, Хакодате, Тиба.

Хотя удельный вес авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.

При этом если в 1980 г. внутренние авиапе­ревозки пассажиров составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в сере­дине 90-х годов доля международных авиапере­возок пассажиров увеличилась до 15% за счет туризма со второй по­ловины 80-х годов. Что касается грузовых авиа­перевозок, то за тот же период доля междуна­родных возросла с 42 до 52%. Доля японских авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до 33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.

Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в Осака, а также в Сап­поро, Фукуока, Окинава.

 

Связь


К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США по уровню развития средств связи. Новые виды электронных комму­никаций — кабельное телевидение, факсимиль­ная, мобильные телефоны, электронная почта и другие — очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высо­кий и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность элек­тронной почты и Интернета.

Наряду с прогрессом в области информаци­онно-вычислительной техники появление но­вых видов связи оказало огромное влияние на развитие и размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование значительно повысило опера­тивность и эффективность управления произ­водством, позволив полнее учитывать измене­ния на рынке и быстрее на них реагировать. Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автомати­зированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиаби­летов; на транспорте — системы автоматизи­рованного управления доставкой грузов. В банковской сфере были автоматизированы опе­рации с вкладами, внедрена система автома­тизированных расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана меж­банковская электронная сеть взаимных расче­тов и обмена финансовой информацией, орга­низованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи.

 

Внешнеэкономическая торговля

 

Япония — одна из крупнейших торговых держав мира. По объе­му внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8% мирового экспорта. Внеш­няя торговля играет очень большую роль в эко­номическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта стра­ны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные пока­затели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее эк­спортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потребле­нии — около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное оборудование(Приложения 24,25).

Характерной чертой внешней торговли Япо­нии является то, что на протяжении многих лет торговый баланс сводится со значительным по­ложительным сальдо, которое в 2001 г. состави­ло 86 млрд долл. (экспорт — 466, импорт — 380 млрд долл.).Почти 50% внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые страны. Кроме Австра­лии и Канады, практически все они имеют от­рицательный баланс в торговле с Японией. Это серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией, проводящей протекционистскую   политику   в   отношении   собственного рынка, и в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны. Основным торговым партнером Японии яв­ляются США.  Неуклонно растет и торговля с азиатскими, странами. В числе ведущих внешнеторговых партнеров Японии, правда, с большим отрывом от США, можно назвать Китай, Тайвань и Южную Корею. По разным торговым позициях в географии японского импорта выделяются, кроме того, такие страны, как Индонезия, Авст­ралия, Германия, Малайзия, а в географии экс­порта — Сингапур, Германия, Таиланд, Малай­зия, Великобритания. Важнейшим поставщиком нефти в Японию остается Ближневосточные регион и, прежде всего, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (Приложение 26).

 

 

Структура экспорта.


В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники, значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9% и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7% и 4,5% за 1980— 1995гг.).

По отдельным видам продукции на долю Японии приходится весомая часть мирового экспорта: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.

 

Структура импорта


Отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

 

Обмен технологий


Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения сотрудничества в области науки и техники. Научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым в создании принципиально новых технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы (энергии, природных ресурсов и т.д.). Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6—7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. По стоимости ввозимых технологий Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что долги по технологиям во многом определяются наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от зарубежных технологий. В 1993г. было достигнуто положительное сальдо (ввоз<вывоза) по обмену технологии в целом.

Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5:1, в станкостроении — 7:1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений.

 

 Особенности японской экономической модели


На высокие темпы роста японской экономики был нацелен ее хозяйственный механизм, сложившийся после Второй мировой войны, своеобразие черт которого позволяет говорить об особой модели.

Хотя разговоры о «японском чуде» почти прекратились, феномен японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?

Хозяйственное развитие Японии базируется на четырёх принципах:

·       Жестокое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач.

·       Ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства).

·       Широкое привлечение иностранного капитала (в первую очередь для развития научно-технического прогресса).

·       Создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.

Перечисленные принципы не являются «изобретением» восточно-азиатских стран, они апробированы во многих странах с рыночной экономикой. «Чисто» восточно-азиатский инструмент в данной модели – широкое использование психологических (в т.ч. поведенческих) традиций населения, сформировавшихся в сложных природных и исторических условиях, на базе философских, религиозных и моральных ценностей, таких как:

·       жесткая дисциплина;

·       исключительное трудолюбие;

·       удивительная аккуратность;

·       настойчивость, терпение;

·       минимальные потребности;

·       ярко выраженное чувство коллективизма;

·       преданность работодателю;

·       подчинение и уважение старших;

·       понимание своего места;

·       желание учиться.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.

В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо «расходный материал». В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные пока­затели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин. Однако японские женщины сумели совместить семью и карьеру, вследствие чего разводы в Японии очень редки.

На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.

Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей в начале 50-х годов, в разрушенной и ослабленной Японии начался быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические страны. Ускорению роста способствовало:

·       Во-первых, широкое обновление изношенного и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования – новейшее из достижений НТП. Страна расширяет собственные научно-технические исследования.

·       Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.

·       В-третьих, государственно-монополистический капитализм всемерно способствовал перестройке японской промышленности: государство приняло на себя значительную часть расходов по реконструкции и новому строительству предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.

·       В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.

Сейчас промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

 

Особенности структуры частного предпринимательства

 

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране. Различаются два уровня или типа образования экономических группировок. Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок-предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствует законодательство, которое ограничивает процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний.

 

Трудовые отношения


Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма.

В зависимости от стажа работы устанавливается уровень заработной платы. Наиболее быстро она растет в среднем возрасте. При этом широко используются различные доплаты к базовой ставке.

Трудовые отношения строятся на философии «фирма — наш общий дом», а использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала».

 

Роль государства

 

Особенность экономической модели состоит также в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер. Этим образуется сложная, взаимоувязанная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний, а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами.

Таким образом, японские компании стали сообществами, базирующимися на преданности персонала своему предприятию. Традиционно предприятия являлись функциональными структурами, цель которых - получение прибыли теперь же они стали сообществами, цель которых обеспечить благоприятные условия для персонала. Такие сообщества были хороши в условиях актуальности технологических преобразований и обновления продукции. Однако, основываясь на эти сообщества, очень трудно обеспечить творческую инициативу, осуществить кардинальные преобразования. Японские предприятия были чрезмерно ориентированы на индустриальное общество, заинтересованное в массовом производстве серийной продукции.

 

Заключение


Социально-экономический уклад Японии в целом типичен для развитых стран, но до сих пор сохраняет ряд специфических черт. Их можно увидеть в структуре занятости, организации деловых предприятий, традициях, трудовых отношениях и деловой практике, сфере кредитных отношений, характере государственного регулирования экономики. Самой заметной особенностью хозяйственного уклада Японии являются долговременные контракты и постоянное партнерство. На преодоление отставания от стран Запада у Японии ушло более двух десятилетий. Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, Япония не только достигла мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумела создать мощные заделы на международном ранке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом. Следует также подчеркнуть, что в процессе «погони за Западом» Япония, следуя стратегии экономического развития, имела возможность учитывать опыт других стран и своевременно и довольно эффективно брать под контроль нежелательно возникшие явления. Японии удалось догнать и превзойти ведущие капиталистические страны, заимствуя их достижения.

От закрытости экономики Япония перешла к либерализации, а затем и к интернационализации. Экономика стала более открытой для международной конкуренции, и старые формы государственной политики ушли в прошлое. Япония все дальше уходит от участия в международном разделении труда «по вертикали» к обмену готовыми промышленными изделиями. Ведущим торговым партнером страны остаются США, однако роль связей с ближайшими соседями в Азии возрастает. В то же время, характер этих связей, несмотря на их большой объем и устойчивость, не позволяет говорить о процессе настоящей региональной интеграции.

Литература


1.        Вавилов А., Ковалишин Е. «Принципы государственной долговой политики»// «Вопросы экономики», №8 2001.

2.        Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира. М., 1993.

3.        Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. – Ч.II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. – М.: Международные отношения, 2001.

4.        Ломакин В.К., Мировая экономика. М., 1998.

5.        Леонов О. «Россию переоценили»// «Эксперт», №37, 8 октября 2001.

6.        Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред. Колесова В.П. и Осьмовой М.Н. – М.: Флинта, 2000.

7.        Мировая экономика. / Под ред. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

8.        Справочник «Страны мира», статья «Япония», 1996 год.

9.        Страны   мира:   Краткий   полит.-экон.  справочник.-М.:Политиздат, 1989.

10.   Страны мира: краткий полит. - эконом. справочник. М., 1993.

11.   Электронная энциклопедия «БЭ Кирилла и Мефодия», 2005.

12.   Япония.  Региональная  структура   экономики./Под ред. В.Я.Выборнова.- М.:Наука, 1987.

13.   #"#">#"#">#"#">#"#">#"_Toc173228913">Приложения*

Приложение 1

Основные Периоды в Истории Японии.

Палеолит

до 8 000 до нашей эры

Йомон

8 000 до нашей эры — 300 до нашей эры

Яйой

300 до нашей эры — 300 нашей эры

Ямато

300 нашей эры — 593

Асука

593 — 710

Нара

710 —794

Хэян

794 — 1192

Камакура

1192 — 1338

Муромачи

1338 — 1573

Азучи-Момояма

1573 — 1600

Эдо

1600 — 1868

Мэйдзи

1868 — 1912

Тайшо

1912 — 1926

Шоуа

1926 — 1989

Хэйсэй

1989 —

Приложение 2

Общие демографические показатели

Название параметра

Значение

Год

Численность населения (тыс.)

127333

2004

Прогнозируемая численность населения к 2015 году (тыс.)

127522

2015

Прогнозируемая численность населения к 2050 году (тыс.)

109220

2050

Численность населения (по показателям последней переписи)

125570248

1995

Показатели среднегодового прироста (%)

0,1

2000-2005

Плотность населения (чел/кв.км)

334,5

1998

Процент городского населения

79

2001

Количество городов с населением более 100000 чел.

220

1995

Среднее количество мужчин на 100 женщин

96

2004

Приложение 3

Рост численности населения Японии с прогнозом.

Приложение 4

Возрастная структура населения Японии (%).

Приложение 5

Конфессиональная структура Японии.

 

Приложение 6

Динамика ВВП на душу населения (US$)

 

 

 

Приложение 7

Структура ВВП

Приложение 8

Ежегодное производство/потребление электроэнергии (млн. кВт*ч)

Приложение 9

Ежегодное производство электроэнергии (млн. кВт*ч)

Приложение 10

Структура производства электроэнергии

Приложение 11

Структура обрабатывающей промышленности

Приложение 12

Производство основных видов продукции (%)

Приложение 13

Растениеводство. Сбор (тыс. т)

Приложение 14

Животноводство. Поголовье (тыс. голов)

Приложение 15

Производство пшеницы (метр. т)

Приложение 16

Производство риса-сырца (метр. т)

Приложение 17

Структура лесозаготовок (%)

Приложение 18

Экспорт/импорт лесоматериалов (тыс. US$)

Приложение 19

Производство лесоматериалов (тыс. кубометров)

Приложение 20

Соотношение источников рыбных промыслов

Приложение 21

Структура суммарного улова

Приложение 22

Структура землепользования

Приложение 23

Структура земельных угодий

Приложение 24

Структура импорта/экспорта

Приложение 25

Структура импорта/экспорта

Приложение 26

Структура импорта/экспорта

 


* Данные для выявления динамики изменения показателей и структур взяты из «Электронная энциклопедия «БЭ Кирилла и Мефодия», «Статистические данные», 2005.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.