РУБРИКИ |
Экономическое районирование |
РЕКЛАМА |
|
Экономическое районированиеЭкономическое районированиеМинистерство образования Российской Федерации Иркутская государственная экономическая академия Читинский институт. Курсовая работа по дисциплине “Экономическая география” на тему “Экономическое районирование”. Выполнил: студент первого курса экономико-юридического факультета группы мировая экономика-01 Майхрук О.А. Проверил: кандидат географических наук, доцент Сульженко В.В. Чита 2001 Оглавление. Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее
внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России,
чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению
населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных)
географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих
районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике. В географии используют разные варианты районирования. Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Так, в физической географии выделяют крупные природные комплексы России: Русскую равнину, Урал и т.д. Административно- территориальное деление России на области, края, республики также охватывает всю территорию. Именно так выделяют экономические районы и зоны. Районирование при этом идет как бы «сверху» – от всей территории страны, которую делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и т.д.). Подобное однородное районирование многоступенчато (иерархично). Каждый крупный район (макроуровень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня. Но в общественной географии наряду с однородным районированием применяют и так называемое узловое районирование. Посмотрите на самые различные карты страны (населения, промышленности,
охраны природы и др.). На них отчетливо выделяются «сгустки», «фокусы», При узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра) этих
объектов и явлений, а затем окружающие тяготеющие к ним территории, на
которых сказывается влияние ядра. Границы подобных районов менее четки. При
этом может быть несколько условных границ, каждая из которых отражает
степень влияния ядра, уменьшающуюся постепенно и по-разному в различных
направлениях. Можно выделить несколько зон влияния крупных городов:
расселения, маятниковых миграций, взаимодействия промышленных центров с
ядром, загрязнения, рекреации, пригородного сельского хозяйства и т. д. История формирования экономических районов. Административное устройство России до революции. Огромная территория России еще на первых этапах становления При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний,
губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная
единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии
приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения
губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная
реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Формирование административно - территориального деления после революции. После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость. Формирование послереволюционного административно - территориального
деления нашей страны началось с 1917г. 7 ноября 1917г. была образована В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы. Были ликвидированы многие несоответствия административно - территориального деления царской России экономическому значению регионов. К концу 30-х годов сформировалось современное политико-
административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х
годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов. Сложившаяся к началу 90-х годов политическая и экономическая
обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется
рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы,
концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-
экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами
политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен
был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который
сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6
союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз, и на месте
огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым
сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них. Сложилось современное административно-территориальное деление России. Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет
вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор, в
то же время законом РФ от 4 июня 1992г. не признается существование вне Автономной областью в составе России пока осталась одна – Еврейская;
другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России
входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Разработки госплановской сетки районов. Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки
экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования
давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей
страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы
определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования
были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти
первые опыты экономического районирования были по преимуществу
районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период
развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда
и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и
промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных
статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России. Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного
практического значения, они носили, главным образом, познавательный
характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству. В 1920г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану В 1921г. подготовил проект районирования Госплан; согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана. В 1938 - 1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам. В 1963г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18
крупных экономических районов с учетом их природных и экономических
особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов: В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо- Характеристика методов экономического районирования. Метод энергопроизводственных циклов. Н.Н. Колосовский дал следующее определение этому методу: «…под энергопроизводственным циклом понимается вся совокупность производственны процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе СССР на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов… Цикл надо понимать как историческую категорию, развёртывающуюся во времени». Методом ЭПЦ учитывает именно последовательность производственных
стадий, которые необходимо осуществить для производства продукта, и Н.Н.Колосовский наметил восемь генерализованных циклов (или их
совокупностей): пирометаллургический цикл чёрных металлов,
нефтеэнергохимический, совокупность гидроэнергопромышленных циклов,
совокупность циклов перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический цикл,
совокупность индустриально-аграрных циклов и гидромелиоративный
индустриально-аграрный цикл (для районов орошаемого землевладения). Кроме
того, он наметил девятый цикл – атомной энергии – как перспективный. Неправильно было бы думать, что при анализе
территориальной структуры района следует ограничиваться девятью названными
циклами. Н.Н. Колосовский, называет эти циклы генерализованными. Это
значит, при детальном анализе генерализованные циклы должны быть
расшифрованы. Основная идея метода ЭПЦ и целей их использования –
классификация районов, их территориальной структуры, дробного районирования В настоящее время почти всегда сырьё является комплексным. Эти три обстоятельства дают возможность произвести определённое обобщение процессов, т.е. генерализацию энергопроизводственных циклов, и построить их иерархию. На указанных основаниях в предлагаемой ниже классификации выделяются три ступени: 1) генерализованные циклы и генерализованная совокупность циклов; 2) под циклы; 3) ветви циклов. Генерализованные циклы генерализованная совокупность циклов – совокупность таких «цепочек», последовательно сменяющих друг друга производственных процессов, развивающихся параллельно, которые обязательно рассматривают переработку всех видов однотипного сырья (или всех компонентов комплексного сырья). В генерализованную совокупность циклов могут быть включены процессы, использующие разнотипные виды сырья, тогда производственная близость основных технологических процессов каждой их последовательности ограничивается однородностью показателей их энергоёмкости и трудоёмкости. Под циклы и простые циклы – такая совокупность нескольких «цепочек»
производственных процессов, которая использует разные виды однотипного
сырья и в которой технология основных производственных процессов каждой Ветви ЭПЦ развиваются на основе сочетания одного вида сырья (или одного компонента комплексного сырья) и определённого вида энергии, свойственного основному процессу при производстве одного типа готового продукта. Характеризуется одной последовательностью производственных процессов, включая добычу или производство сырья, переработку отходов, процессы, необходимые для обслуживания основных. Эти принципы классификации можно рассмотреть на примере лесоэнергетического цикла. Для генерализованного лесоэнергетического цикла исходное сырьё – древесина – является комплексным сырьём. Генерализованный лесоэнергетический цикл объединяет такие производственные процессы, как механическую обработку и химическую переработку древесины, в технологическом отношении принципиально различные. Но оба вида процессов характеризуются примерно одинаковым уровнем потребления труда и энергии. На следующей ступени классификации каждая из названных
последовательностей производственных процессов – деревообработка и
деревопереработка – рассматривается как под циклы. Для каждой из них
характерна своя совокупность последовательностей процессов. Деревоперерабатывающий под цикл объединяет производство сульфатной, сульфитной, натронной целлюлозы, бумаги, картона, вискозы и вискозных тканей, а также все производства, обслуживающие на отходах, и все производства, обслуживающие деревоперерабатывающий под цикл. Разделение деревообрабатывающего и деревоперерабатывающего под циклов происходит после осуществления таких производственных стадий, как лесозаготовка и раскряжевка древесины. Таким образом, первые стадии, а также лесное хозяйство как определённая производственная стадия подготовки лесных ресурсов к рубке для двух под циклов общие. Общими, естественно, будут и работы по лесовозобновлению. Следующая ступень – ветви под циклов – домостроительная, судостроительная, целулозно-бумажная и т.д. Каждая такая ветвь рассматривает только одну последовательность производственных процессов, которая использует один вид исходного сырья: домостроительная – пиловочник, целулозно-бумажная – балансы и т.д. Циклы каждой ступени классификации при анализе комплекса применяются в
определённых целях. Генерализованные циклы – для классификации районных
производственных комплексов, под циклы – для анализа внутрирайонной
территориальной организации производительных сил, ветви циклов – для
анализа территориальной структуры комплексов подрайонов, микрорайонов. Одни и те же продукты могут быть получены на предприятиях различных циклов. Например, спирт производится из сельскохозяйственных продуктов, отходов древесины, при химической переработке нефти. В первом случае его производство включается в индустриаль-аграрный цикл (при детальном анализе в одну из ветвей), во втором – в лесоэнергетический, в третьем – нефтеэнергохимический. Другой пример: производство серной кислоты, как правило, включается в цикл пирометаллургии цветных металлов. Но при определённом сочетании производств оно может быть включено и в другие циклы. Например, в экономическом районе при сульфитной переработке древесины может быть создано для своих нужд сернокислотное производство. В этом случае строительство сернокислотного завода определялось потребностями лесоэнергетического цикла, в состав которого и будет включён этот завод как обслуживающее производство. При классификации циклов встречаются и более сложные проблемы. Например, при анализе совокупности индустриально-аграрных циклов можно видеть, что одни и те же ветви цикла повторяются несколько раз. Но при классификации циклов (как, впрочем, и во всех других научных исследованиях) необходимо основываться на реальной действительности, а не идти путём формальной логики. Таким образом, в каждом случае энергопроизводственный цикл (или его ветви) будет объединять все те производственные процессы, которые необходимо и целесообразно развивать в конкретном районе при переработке рассматриваемого вида сырья. Совокупность производств, составляющих цикл, допускает некоторые вариации. Впрочем, такое явление имеет место и при отраслевой классификации. При отраслевой классификации трудно бывает отнести тот или другой комбинат к определённой отрасли промышленности. Принято относить комбинированные предприятия в зависимости от доли группы изделий в общей стоимости продукции предприятий. Но и здесь, не говоря уже об условности самого принципа, возникает проблема в случаях, если предприятие выпускает несколько продуктов в разнозначных долях. Отличие классификации циклов от классификации отраслей определяется тем, что ветви циклов, под циклы и генерализованные циклы представляют собой совокупности, объединяющие производственные процессы от добычи (или производства) сырья до получения готового продукта, при этом в рассматриваемую совокупность включаются все вспомогательные и сопутствующие производства. При классификации отраслей производства, перерабатывающие основной вид продукта и отходы, при этом получаемые, очень часто относятся к разным отраслям. А предприятия сельскохозяйственные и горнодобывающие никогда не объединяются в одну отрасль с обрабатывающими. Степень развития энергопроизводственных циклов и экономические связи между циклами, составляющими район, зависят от уровня развития хозяйства страны в целом и конкретных условий района: реального состава сырья, особенности энергетических ресурсов, хода и этапа исторического процесса хозяйственного освоения района, трудовых и национально-культурных особенностей населения. Все эти конкретные моменты вносят свою специфику в типовую структуру района и создают то особенное и индивидуальное, что отличает производственно-территориальные комплексы экономических районов друг от друга. Анализ территориальной ориентации предполагает группировку производств
на основе однотипности фактора ориентации. Группировка эта следующая:
производства топливоёмкие, материалоёмкие, электроёмкие, трудоёмкие,
ориентирующиеся на потребителя. Возможны также и смешанные типы, когда
производства сразу ориентируются на два или большее количество факторов. Метод межотраслевых комплексов. Межотраслевые комплексы (МОК) представляют собой эффективное с народнохозяйственной точки зрения сочетание предприятий отраслей, участвующих в производстве определённого вида продукта или услуг. Межотраслевые комплексы отличаются от энергопроизводственных циклов тем, что они представляют собой: 1) объединение предприятий, а не производственных процессов. Правильнее было бы МОК сопоставлять не с ЭПЦ, а с комплексами, адекватными ЭПЦ; элементами таких комплексов (как и МОК) являются предприятия; при таком сопоставлении рассматриваемое различие исчезает; 2) МОК формируется от «потребителей», в то время как ЭПЦ формируется «от сочетания сырья и энергии». Межотраслевые комплексы, следовательно, чрезвычайно важный и единственный метод решения проблем распределения (производственного и непроизводственного) продукции, обращения и обмена. Классификация межотраслевых комплексов строится в зависимости от деятельности классификации отраслей и, следовательно, детальности классификации производимой ими продукции. Как известно, существуют три группы отраслей, выделяемых в зависимости от детальности анализа продукта: 1) отрасли народного хозяйства (добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.); 2) отрасли промышленности (топливная, машиностроение и т.д.), сельского хозяйства (животноводство, растениеводство), транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной и т.д.), также и другие отрасли народного хозяйства имеют соответствующее деление; 3) отрасли промышленности подразделяются на суботрасли (например, текстильная промышленность подразделяется на хлопчатобумажную, шерстяную, шёлковую, льняную, трикотажную); 4) на суботрасли подразделяются и отрасли сельского хозяйства, транспорта и т.д. В зависимости от того, какой ранг отраслей рассматривается в межотраслевом комплексе, можно говорить и о ранге самого комплекса. Кроме того, межотраслевые комплексы, как и ЭПЦ, различаются по специализации и территориальной значимости. Метод коэффициентов. Для решения межрайонных и внутрирайонных проблем некоторые
исследователи используют также метод коэффициентов, пытаясь с их помощью
определить специализацию, комплектность и эффективность развития хозяйства
районов. Метод этот не нов. Его широко использовал А.Н. Челинцев в 1910 – В 1968 г. В.В. Кистанов, используя идеи П.С. Флоренса и А.Дж. Уинсли, рассчитал коэффициенты специализации для экономических районов СССР, а также коэффициенты их межрайонных связей и смешанные показатели. Первый тип показателей представляет собой отношение доли района в стране по межрайонному вывозу отрасли к его доли ко всему межрайонному вывозу. Второй тип показателей исчисляется как отношение доли района в стране по отраслевому (или всему) межрайонному вывозу к его доли по отрасли (или всему производству). Описываемые показатели могут быть использованы лишь для более точного определения специализации хозяйства района в познавательных целях; для анализа планирования и прогнозирования комплексной организации хозяйства района и страны они не пригодны, так как с их помощью нельзя получить даже приблизительной картины взаимосвязей между производственными процессами (а также предприятиями и отраслями), развивающимися хотя бы в ведущих промыслах района, тем более их нельзя использовать для определения эффективности развития района. Имеются работы, в которых высказывается предложение использовать для анализа и планирования хозяйства районов так называемые производственно- технологические комплексы, которые представляют собой совокупность производственных процессов, объединённых «вертикальными» связями. Метод этот нельзя считать удовлетворённым, так как учёт «горизонтальных» связей при планировании хозяйства районов и страны – важнейшее и необходимое условие, от которого зависит эффективность развития хозяйства. Таким образом, из известных методов, позволяющих научно обосновать рациональность территориальной организации хозяйства районов, является метод ЭПЦ. В дальнейшем анализ районного производственного комплекса будет строится на основе этого метода. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил. Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. Основные принципы районирования: o Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района. o Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. o Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно- технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д. Экономическое районирование не застывший процесс, оно может
изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в
зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических
районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических
районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно- ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Состав крупных экономических районов России. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально- Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов Краснодарский края, Ростовская область. Урал, промышленные узлы юга Сибири. Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где
развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с
крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где
сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Восточной Сибири и Дальнего Востока; Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири; Читинская область; Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые
получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,
с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Стратегические задачи регионального развития. В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране. Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут: 1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; 3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах; 4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями. В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма. Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно- экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим: o Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. o Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. o Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы). o Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов. o Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса. o Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР. o Развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики. o Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России. Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально- экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением. Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития. Комплексное развитие хозяйства Уральского экономического района. Экологические проблемы. Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению. Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей во всей стране. Территориальная организация хозяйства. В Уральском Экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии , черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала. Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением. Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется крупный газо-промышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала. Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких
производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности. Свободные экономические зоны. Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую
хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по
разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным
основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально
функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике
явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти
лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды
дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых
практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя
считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое
создание в наших условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития, свободных экономических зон в российской экономике.
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и
гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной
зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой
товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной
таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому
не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными
словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях" Отмечу следующие характерные черты СЭЗ: а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: · внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); · фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных
видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или
доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты · финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п. · административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан. В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а
иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.
В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся: · благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; · развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; · существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,
как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в
районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально
развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но
позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы: · комплексные зоны производственного характера; · внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); · функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам
их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон
дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое
развитие, как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение
вопроса о создании зон было официально перенесено на республиканский
уровень: в июле-сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти
региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами
свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного
капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур. Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра. В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло
курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная
либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных
территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало
беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как
принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также
просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в
федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее
введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа
президента, в котором было подтверждено действие прежних зональных
преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными
инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической
деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые
общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования
объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных
кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от
приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа
способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ). И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности. Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства. В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики: · урезание (до 1-2 кв. км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства; · формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой; · усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу". Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений,
начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с
таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и
т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто -
частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по
лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо
воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных
преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным
курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому
давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно- правовой базы. Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания
зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента
политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов
российского президента раздача "зональных полномочий" была символом
либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата. Вместе с тем, исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, укрепления федерализма, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики. Устройство свободных зон должно регламентироваться четко
сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями
исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация
любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то
президентские указы, постановления правительства или даже парламентские
акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм
регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными
разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская
практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить
многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв,
таким образом, новый специальный раздел в федеральном законодательстве -
раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных
зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее
субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного
При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего, необходимо разрешить следующую проблему. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это
привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что
территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через российский парламент федерального Закона "0 свободных экономических зонах", направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное толкование указанной статьи российской Конституции. Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить
инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной
территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или
отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких
масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые
льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою
юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем
хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для
нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны
требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10- Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа - или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств. В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ
можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две
зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как
экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в
основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным
капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья. Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий: · формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; · разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; · организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; · взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; · возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; · создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами, их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета; · предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон. Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы. Оценим многоступенчатую систему районирования «сверху», сложившуюся
еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись
три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах. Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально- экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения. Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело. России необходимо: 1. Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач. 2. Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации. Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования. Список использованной литературы:
|
|
© 2000 |
|