РУБРИКИ |
Экономическое районирование России |
РЕКЛАМА |
|
Экономическое районирование РоссииЭкономическое районирование РоссииРязанская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. П.А.Костычева Реферат на тему: «Экономическое районирование России» Выполнил: студент IV курса 43 Б группы Мишин С.Ю. Проверил: преподаватель Киташкина О.С. Рязань 2002г. План. Введение…………………………………………………………………...…3 I. История экономического районирования России……………………...4 II. Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы…………………………………………..11 III. Современная схема экономических районов…………………………14 IV. Проблемы экономического районирования…………………………..19 V. Варианты будущего районирования России………………………….21 Заключение………………………………………………………………….24 Список литературы…………………………………………………………26 Введение. В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов (районов). В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков. I. История экономического районирования России. Формирование единого централизованного государства потребовало
организации и введения единой системы управления его отдельными
территориями, или как говорят, - установления административной унификации Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда “городами”. При отнесении тех или иных территорий к “городу” утверждался историко- географический принцип. Хорошо известны такие административно- территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие “города”. Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как
правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е.
город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды
подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как
считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости является, как
правило, село (крупный населенный пункт), объединявший несколько деревень. В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). Основой экономического районирования является административно-
территориальное устройство. Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее
устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-
территориального устройства был уезд. Петр I предпринял ряд реформ в этом
направлении. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний – Доставшееся советской власти в наследство от царской империи
административно-территориальное деление в своих основных чертежах было
сформировано при царствовании Екатерины II. В 1775 году по указу Екатерины К революции 1917 года в России насчитывалось 68 губерний, 8 генерал- губернаторств и одно наместничество. Созданное в Екатерининский период административное устройство
практически оставалось неизменным не только в предреволюционный период, но
и в плоть почти до конца 1920-х годов. Ликвидация губернского деления
происходила в период с 1924 по 1929 гг. Был ликвидирован старый
государственный губернский аппарат, и началось новое административно-
территориальное устройство страны. Новыми органами власти стали Советы. В национальных районах на окрайных территориях были созданы союзные
республики – Украинская, Белорусская, республики Закавказья, Казахстан, Административно-территориальные деление осуществлялось с учетом специфики районов, их экономических, национальных, природных, исторических и других условий. В 1991 году Советский Союз распался. Союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами. Рис.1. Административно-территориальное устройство России. Современное административное деление соответствует и учитывается при экономическом районировании. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые попытки экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. Известный статистик и географ П.П.Семенов-Тян-Шанский в середине прошлого века осуществил районирование европейской части России на так называемые четырнадцать естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX века, в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись, как компактные своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России. Заслуживают внимание работы по районированию знаменитого русского
химика Д.И.Менделеева, который в 1893 г. разделил Россию на 14 краев и в
основу этого деления положил наряду с природными факторами уровень развития
промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов. Большое значение в
истории экономического районирования имел труд П.П.Семенова-Тян-Шанского (в
соавторстве с Н.Н.Штруппом) «Торговля и промышленность Европейской России
по районам» (1911 г.), в котором выделяется 1065 торгово-промышленных
микрорайонов, объединенных в 12 полос. Среди работ по сельскохозяйственному
районированию заслуживают внимания появившиеся в начале XX в. труды Экономическое районирование являлось основой рационального, наиболее эффективного размещения еще в дореволюционный период и первые опыты дореволюционного экономического районирования послужило научной основой, научной базой, подходами к современному экономическому районированию. Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный
период явилось соответствие его административно-территориальному
устройству. В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По
плану ГОЭЛРО выделились 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, ГОЭЛРО касалось лишь части территории страны и не распространялось
на огромную площадь Восточной Сибири и Дальнего Востока. План ГОЭЛРО явился
базой для разработки Госплана новой системы экономических районов. В 1921
году были разработаны основные принципы экономического районирования
страны. Эти принципы заключались в следующем: экономическим районом должна
считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря
комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и
населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла
бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принцип
экономической законченности давал возможность построить далее на хорошо
подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных
со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства. По проекту районирования, разработанному Госпланом в 1921 – 1922 гг. Существенным недостатком первоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границ районов с границами национальных образований (в последующих районах Госплана по районированию этот недостаток был устранен). Кроме того, ряд намеченных районов имел слабый контроль экономического развития. Территориальный разрез плана стал составной частью
народнохозяйственного плана, в связи с чем все большее значение начал
приобретать комплексный метод планирования. Это давало возможность более
правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнее учитывать в
балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производстве новую
технику и т.д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного развития
основных экономических районов. В 1938 – 1940 гг. Госпланом СССР была
разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория Успехи в развитии экономики, особенно в послевоенный период углубление специализации и комплексного развития хозяйства нашей страны привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования. В 1963 году Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18
крупных экономических районов с учетом их природных и экономических
особенностей. В Российской Федерации были образованы 10 крупных
экономических районов, на Украине – 3, прибалтийские союзные республики и Эти экономические районы представляют собой крупные территориально-
производственные комплексы, в состав которых входило несколько областей В 1982 году Северо-Западный район был разделен на два района – II. Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы. Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами. Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. Основные принципы районирования : Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно- технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д. Экономическое районирование не застывший процесс, оно может
изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в
зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического
районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании. Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора. В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов. Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному. Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений - это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием. Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е.
цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны
для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на
принципах районирования разного значения – экономических, социальных,
экологических, организационных. При этом экологические принципы
районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем
становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения. III. Современная схема экономических районов. Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально- экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда. Причины изменения обусловлены: Современный методический подход к разработке схемы экономических
районов должен основываться на качественном анализе: Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы –
используются центральными республиканскими органами власти для
общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Экономические районы могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально- Таблица 1 IV. Проблемы экономического районирования. В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где
развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая,
крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов 1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область. 2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири. 3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера. В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять
мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа
предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. V. Варианты будущего районирования России. В настоящее время формируются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой
устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и
отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое,
таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране. Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут: 1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов; 3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах; 4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений
можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России: Восточной Сибири и Дальнего Востока; Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири; Читинская область; Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма. Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития. Заключение. Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим: Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы). Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия
потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и Список литературы: 1. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000. 2. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 1999. 3. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. ----------------------- Российская Федерация 21 республика 49 административных областей 6 краев 1 автономная область Москва и Санкт-Петербург Административные районы и города 10 автономных округов |
|
© 2000 |
|