РУБРИКИ

Экономическое районирование. Поволжье

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Экономическое районирование. Поволжье

Экономическое районирование. Поволжье

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА.

Состав Поволжского экономического района:

Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская области,  республики Татарстан и Калмыкия — Хальмг Тангч.

Площадь: 536,4 тыс. км.
Население: 16,9 млн. чел

 
 

 






Территория Поволжского экономического района вытянулась по
обоим берегам Волги и имеет выход к Каспийскому морю. Волга и
Волго-Балтийский путь связывают водным путем Поволжье с Балтий-
ским морем, а Волго-Донской канал — с Азовским и Черным морями.
Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспе-
чивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью.
Выгодность географического положения оказывает влияние на развитие
хозяйственного комплекса района. Основными отраслями рыночной спе-
циализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая
промышленность, газовая и химическая промышленность. Район зани-
мает одно из ведущих мест в России по производству синтетического
каучука, синтетических смол, пластмасс и волокон. Это — центр разно-образного машиностроения, особенно автомобилестроения. Развита в
районе электроэнергетика. В то же время Поволжье — основной район
по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выра-
щиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых
культур, крупный поставщик шерсти, мяса.










ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

      Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообрази-
ем. Северная часть района располагается в пределах лесной зоны, а юго-
восточная — в подзоне полупустынь. Большая же часть территории
расположена в степной зоне. Значительную площадь занимает долина
Волги, переходящая на юге в Прикаспийскую низменность. Особое
место занимает Волго-Ахтубинская пойма, сложенная речными наноса-
ми и весьма благоприятная для земледелия.

     Огромное влияние на территориальную структуру хозяйства Поволжья и на расселение оказывает Волга, она является важнейшей транспортной артерией и осью расселения. Почти все крупные города Поволжья являются речными портами.

     Создание в бассейне Волги крупной, промышленности, загрязняю-
щей ее воды, интенсивное развитие речного транспорта, сельское хозяй-
ство, применяющее в больших объемах минеральные удобрения,
значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное стро-
ительство гидроэлектростанций пагубно влияют на Волгу. В настоящее
время стоит задача спасения Волги, вывода ее из состояния экологичес-
кого бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения
и разработанные проекты по охране Волги от загрязнения создают ос-
нову для ее оздоровления.

     Богато Поволжье горючими сланцами, добыча и переработка кото-
рых ведется на Кашпировском месторождении вблизи Сызрани. В При-
каспийской низменности в озерах Баскунчак и Эльтон имеются ресурсы
поваренной соли. Эти озера богаты, кроме того, бромом, йодом, магни-
евыми солями. Имеются ресурсы поваренной соли и в Волгоградской и
     Самарской областях. В Самарской области находятся месторождения

самородной серы. Располагает район значительными ресурсами для про-
изводства разнообразных строительных материалов. Крупное месторож-
дение высококачественных цементных мергелей — Вольское в Сара-
товской области. Ташлинское месторождение стекольных песков — в
Ульяновской области. Имеются в Поволжье гипс, мел и другие полез-
ные ископаемые.                                               





 

НАСЕЛЕНИЕ  ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

     История формирования современного населения Поволжья — это история завоеваний. Богатая и разнообразная природа края издавна при-
влекала люден. Коренные жители — чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда приходили булгары и половцы, монголы и ногайцы, русские,
немцы, калмыки. В разные периоды истории на территории Поволжья возникали и рушились мощные и непохожие друг на друга государства:

Булгарскон и Хазарское царства. Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.

     Для формирующегося Русского государства Волга и ее берега всегда были привлекательны. Волга открывала возможности установить бес-
перебойную торговлю с государствами Востока. Волга — это богатейшие рыбные ресурсы и плодородные прибрежные земли. Наконец, Вол-
га — важный природный рубеж, вдоль которого удобно создавать линию обороны, защищавшую от набегов воинственных кочевых племен.
Именно как опорные оборонительные пункты возникли многие крупные города Поволжья: Царицын (Волгоград) — 1589 г., Самара — 1586 г., Саратов — 1590 г. С этого времени началась его русская колонизация.

Сейчас Поволжье — один из наиболее заселенных и освоенных районов России. В нем живет около 17 млн человек. Естественный при-
рост повсеместно, за исключением Калмыкии, отрицательный. Поволжское население медленно сокращается.

     Средняя плотность населения в районе в 3 раза выше, чем в России. Но она сильно изменяется при движении с севера на юг: от 55 чел./км2 в
Татарстане до 4 чел./км2 в Калмыкии.

      Хотя Поволжье — многонациональный район, русские резко преобладают в его национальном составе (почти 3/4). Повсеместно, кроме
Калмыкии и Татарстана, они составляют большую часть населения. Значительна также доля татар (16%), чувашей и мордвы.

Со второй половины XVIII в. в Поволжье  Германии начали переселяться немцы. Перед Великой Отечественной войной здесь существ
вала республика немцев Поволжья. В годы войны она была ликвидирована, а ее население подверглось насильственному переселению в Казахстан и Сибирь.

До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас горожане рез-
ко преобладают (74%). В Поволжье 94 города из которых города-миллионеры: Казань, Самара. Крупные города Северного и Среднего По-
волжья привлекают сельских жителей района и приезжих из других частей России.

       География поволжских городов определена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. При этом
практически все крупные города, за исключением одного  расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья—
Самара — расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.                                                Экономический кризис породил в Поволжье, как и в других районах страны невиданную здесь ранее проблему — безработицу. Доля безработных здесь выше, чем в среднем по России.
Она составляет 16% всего экономически активного населения, а в Калмыкии - 31%! Это связано с тем, что в Поволжье размещено много
предприятий военно-промышленного комплекса, по которым кризис ударил больнее всего.

Население Поволжья, тыс.чел.

 


1990г.

2000г.

Весь район

165000

16805

Самара

1258

1159

Казань

1103

1091

Волгоград

1005

989

Саратов

909

872

Тольятти

642

722

Ульяновск

638

666

Пенза

548

527

Набережные челны

507

520

Астрахань

510

481

Сызрань

174

186

Энгельс

183

190

СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ
ХОЗЯЙСТВА.

     Хозяйственный комплекс Поволжья начал складываться еще в до-революционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные.
      И торговые пункты. Уже в то время, например, Царицын (Волгоград)
стал крупной базой перевалки леса с водного пути на железную дорогу
 и центром лесопиления. В хозяйстве дореволюционного Поволжья боль-
шое значение имели рыбные и соляные промыслы района Астрахани. На Волге создавались крупные торговые центры.

Но долгие годы Поволжье развивалось в основном как аграрный
район. После Великой Отечественной войны начинает развиваться
электроэнергетика, осваиваются ресурсы нефти и газа, создается производство нефтехимической продукции. Были построены крупнейшие гидроэлектростанции — Волгоградская, Самарская и Саратовская, а в
более позднее время — Нижнекамская. Эти электростанции имели
большое районообразующее значение и вызвали к жизни ряд крупных
энергоемких производств, в первую очередь металлургии, машинострое-
ния и химической промышленности. В связи с созданием водохранилищ
появились возможности развития орошаемого земледелия, увеличилась
площадь пашни, росло производство животноводческой продукции. В
районе Поволжья выросли новые города — Набережные Челны, То-
льятти, Волжский, Балаково, Нижнекамск и др.

В структуре хозяйства экономического района Поволжья выделяют-
ся сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль
принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята боль-
шая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Повол-
жье по объему производства. Прежде всего выделяется транспортное
машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный
автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана
включает группу заводов. Центр его — г. Набережные Челны.

Этот комплекс производит автомобили большой грузоподъемности.
Вторым крупным центром автомобилестроения является Тольятти, где
размещается ВАЗ, производящий легковые автомобили. Центром авто-
мобилестроения является Ульяновск. Заводы по обслуживанию автомо-
билестроения находятся в Самаре, Энгельсе. Завод по производству
троллейбусов создан в г. Энгельсе. С автомобилестроением связано про-
изводство резинотехнической продукции в Нижнекамске. Новый ком-
плекс по производству легковых автомобилей "Ока" построен в Елабуге
(на реке Каме). Крупными центрами авиастроения являются Самара, Са-
ратов. Центры тонкого точного машиностроения — Казань, Пенза, Улья-
новск, судостроения — Астрахань, Волгоград. Сельскохозяйственное
машиностроение представлено крупным тракторным заводом в Волгограде.

     Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Сарато-
ве, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию продук-
ции машиностроения Поволжье уступает лишь Центральному району.
Заводы Поволжья производят самолеты ТУ-154, Як-42, суда и трак-
торы, грузовые и легковые автомобили, дождевальные установки, буро-
вые станки, часы, вычислительную технику, станки, точные приборы.
Поволжье — крупный производитель подшипников, компрессоров, гид-
равлических машин, двигателей, электротехнических изделий и т. д. В
районе сформировался крупный нефтегазохимической комплекс. Нефте-
перерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской,
Волгоградской областях. Новыми центрами нефтехимии стали Волжский
(Волгоградская область), Новокуйбышевск (Самарская область) и Ниж- цекамск (Татарстан). Нижнекамский нефтехимический комбинат —
крупнейший в России производитель каучука, полиэтилена, стирола и
автомобильных покрышек. Тольятти производит синтетический каучук, аммиак. Волжский специализируется на производстве синтетического каучука и удобрений, Балаково — на производстве химических волокон и удобрений, Казань производит синтетический каучук, кинопленку и бытовую химию. Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Гидроэлектростанции, работающие в объединенной системе, имеют большую мощность. Так, Самарская — 2,3 млн. кВт., Волгоградская — 2,5 млн. кВт., Саратовская — 1,3 млн. кВт., Нижнекамская — 1,1 млн. кВт. В районе также действуют тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ. Осуществляется и строительство атомных станций. Энергетика Поволжья имеет межрайонное значение. Отсюда на Урал, в Донбасс и Центр передается электроэнергия.

    Отраслью рыночной специализации Поволжья является и произ-
водство строительных материалов,
особенно цемента. Цементные за-
воды размещаются в Вольске, Жигулевске, Михайловке. В Поволж--
ских городах издавна сложились лесопиление и деревообрабатывающая
промышленность. Поволжье производит фанеру, деревянную тару, мебель. Черная металлургия представлена заводом в Волгограде. Здесь же находится и алюминиевый завод. Ускоренными темпами развивается в Поволжье легкая промышленность. В Казани размещается крупнейший меховой комбинат, в Камышине построен хлопчатобумажный комбинат, Балашевский комбинат выпускает плащевые ткани, в Ульяновске находится кожевенно-обувной комбинат. Получила развитие во многих городах Поволжья трикотажная и швейная промышленность, в Ульяновске и Пензе — шерстяная промышленность, в Астрахани развито сетевязальное производство.

     Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское
значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству
зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также
риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также явля-
ется производителем подсолнечника, молока, шерсти. Возделывают
здесь просо, гречиху, кукурузу и другие культуры. Сельское хозяйство
характеризуется в сравнении с другими районами более высокой эффек-
тивностью, что связано с весьма благоприятными природными условия-
чи. Волго-Ахтубинская пойма с плодородными почвами и благоприятным микроклиматом дает возможность собирать большие урожаи овощей, в первую очередь томатов, арбузов, выращивать пшеницу и рис. Поволжье располагает прекрасными зимними пастбищами Черные
земли, особенно необходимыми для развития овцеводства. Ведущее
место в АПК принадлежит земледелию. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчицы, подсолнечника. Пшеница, главным образом яровая, — основная культура.  Она возделывается в большей степени в Саратовской, Волгоградской областях, а также в других областях и республиках.              Возделывается также повсеместно ячмень, особенно в юго-восточной части района. Рис культивируют в Астраханской области и в Республике Калмыкии — Хальмг Тангч. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в России. Огромное значение имеют овоще-бахчевые культуры, которые вывозятся во многие районы страны.                                                         


Основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. Разводят также свиней, овец, птицу.

     Основным резервом развития АПК является углубление его специ-
ализации с учетом экологической обстановки. Необходимы меры по раз-
витию орошаемого земледелия особенно на юге Поволжья, но на строго
научной основе, чтобы исключить ухудшение природной среды. Стоит
задача дальнейшего освоения Волго-Ахтубинской поймы для развития
овощеводства, бахчевого хозяйства, плодоводства и рисосеяния. Важной
задачей в развитии животноводства района является создание прочной
кормовой базы, расширение посевов кормовых культур, улучшение со-
стояния естественных кормовых угодий и обводнения пастбищ в засуш-
ливых районах.

       В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации
пищевой промышленности — мукомольно-крупяная, маслобойная, мяс-
ная и рыбная. Мукомольная промышленность размещается в Самаре,
Саратове, Волгограде. Маслобойная — в Саратове и Волгограде. Цент-
ром рыбной промышленности является Астрахань. Поволжье дает основ-
ную долю общероссийского улова осетровых рыб. В настоящее время здесь проводят работы по созданию лучших условий обитания рыбы, а именно работы по улучшению очистки сточных вод промышленных предприятий. Строятся рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства.



















 

ТРАНСПОРТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.

       Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья игра-
ют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вы-
возит сырую нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент,
тракторы, автомобили, самолеты, станки и механизмы, рыбу, зерно,
овощебахчевые культуры и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, ма-
шины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье
располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузо-
потоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный
транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва —Казань —Ека-
теринбург; Москва —Сызрань —Самара —Челябинск; Ртищево — Са-
ратов — Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и
Казахстаном); Инза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград свя-
зан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями.
Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридианальная
дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. Построены
дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань- Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит
трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.

      В настоящее время экономика Поволжья, как и других регионов
России, испытывает спад производства, но он несколько ниже, чем в
других регионах, и составляет 12—14%. Кризису подвержены особенно отрасли нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, некоторые отрасли машиностроения и особенно военно-промышленный комплекс, концентрация которого здесь особенно велика. Спад производства связан в первую очередь с разрывом экономических связей при развале Союза. Остро стоят в Поволжье экологические проблемы, это проявляется в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв, резком падении плодородия земель, деградации естественных кормовых угодий, особенно в Калмыкии с ее системой отгонно-пастбищного животноводства. Большой экономический ущерб

нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам  региона. Все это требует неотложных мер по восстановлению экологического равновесия и больших капитальных затрат.

      В условиях развития рыночных отношений в Поволжье видны пути
стабилизации экономики и выхода из кризиса. В первую очередь за счет
увеличения добычи и комплексной переработки углеводородных ресур-
сов, газового конденсата в Прикаспийской низменности. При этом
нужно иметь в виду, что Астраханское месторождение газового конден-
сата — крупнейшее в мире. Развитие добычи и переработки его связано
с внедрением экологически чистых технологий, созданием совместных
предприятий с инофирмами в целях использования зарубежного обору-
дования и технологий. Кроме того, большое внимание уделяется разви-
тию промышленности Астрахани, основному центру судостроения,
судоремонта и главной базы Российского флота на Каспии. Возрастает
роль Астрахани и как главной базы рыбной промышленности.

 В Поволжье успешно осуществляется приватизация, в основном
средних и мелких предприятий, пищевой промышленности. В сельском
хозяйстве идет процесс разгосударствления, создания фермерских хо-
зяйств, кооперативов, развития арендных отношений.

 В перспективном развитии сельского хозяйства большое внимание
уделяется отраслям рыночной специализации. При этом планируется
расширение посевов зернобобовых, крупяных культур, пивоваренного
ячменя, масличных — сои, рапса, масличного льна, горчицы, рыжика, а
также расширение площадей под овощебахчевые культуры.

     Одной из важнейших задач в условиях рынка является выравнива-
ние уровней социально-экономического развития наиболее отсталых
районов Поволжья и в первую очередь Калмыкии, ей предоставлен ряд
льгот в налогообложении и выделены дополнительные капиталовложения из федерального бюджета. Ход экономических реформ в Поволжском регионе сдерживается национальным фактором. Провозглашение Татарстаном государственного суверенитета и подписание договора с Российским правительством ставит его в особые привилегированные условия по сравнению с другими субъектами федерации.







ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА.

      В территориальной структуре Поволжья можно выделить три под-
района, различные по своему хозяйственному развитию и специализа-
ции: 1) Среднее Поволжье, 2) Приволжский подрайон, 3) Нижнее
Поволжье.

     Среднее Поволжье включает Татарстан и Самарскую область. Этот
подрайон занимает ведущее место в районе по развитию нефтяной, неф-
теперерабатывающей промышленности и машиностроения. На террито-
рии Среднего Поволжья расположены крупнейшие города, в том числе
города-миллионеры — Самара и Казань. Город Самара возник как
волжская крепость в конце XVI в. Его промышленный профиль опре-
деляют машиностроительные заводы, которые производят
самолеты,различную продукцию станкостроения, подшипники, часы, оборудование для нефтяной промышленности. Развиты в Самаре цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Самара — центр подготовки квалифицированных кадров, в городе находятся 11 вузов. Казань также относится к старым городам Поволжья. Это столица Республики Татарстан, крупный центр науки, культуры, подготовки кадров. В городе 10 вузов. Казань — крупнейший транспортный и промышленный центр. Здесь развиты машиностроение различного профиля, химическая, легкая и пищевая промышленность. В Среднем Поволжье сложился и развивается крупный Нижнекамский промышленный комплекс. В отличие от других ТПК он занимает сравнительно небольшую территорию — 5 тыс. км . Комплекс отличается выгодностью географического положения. Через его территорию протекает судоходная Кама, проходит железная дорога Акташ — Миннинбаево — Круглое Поле, дающая выход на магистраль Москва —Ульяновск — Уфа. Транспортные связи Нижнекамского ТПК дополняют нефтепроводы из Альметьевска. Электроэнергетика представлена Заинской ГРЭС, Нижнекамскими ТЭЦ и ГЭС. Нижнекамский комплекс располагает ресурсами нефти и строительных материалов. Нижнекамский комплекс нефтехимических производств включает добычу нефти и попутного газа, получение продуктов химии органического синтеза и готовых полимерных изделий. Нефтехимический комбинат и нефтеперерабатывающий завод размещаются в г. Нижнекамске. Завод синтетического каучука производит лучшие заменители натурального каучука. Построен в комплексе крупный завод по производству шин. Создается производство пластических масс, синтетических смол, корда и азотных удобрений. В
г. Менделеевске развита промышленность по производству солей и кис-
лот. Получило развитие в Нижнекамском ТПК машиностроение. В На-

бережных Челнах построен крупнейший Камский автомобильный завод
по выпуску мощных грузовых автомобилей и автопоездов. Кроме основ-
ного автомобильного завода в его комплекс входит ряд заводов-смежни-
ков по производству кузнечно-прессовых заготовок, литья, двигателей,
мостов и т.д. В сооружении КамАЗа принимали участие страны Вос-
точной Европы. Строительство КамАЗа и нефтехимического комплекса
вызвало рост строительной индустрии, которая ориентируется на мест-
ную минерально-сырьевую базу. В районе имеются известняки, мелко-
зернистые пески, кирпичные глины, песок, гравий. Производство
цемента, бетона и железобетонных изделий размещается в Набережных
Челнах, кирпича — в Елабуге, где создается крупнейший комплекс по
производству автомобилей. Развивается пищевая промышленность. В
Нижнекамске, Набережных Челнах и Елабуге работают мясокомбина-
ты, молокозаводы, хлебозаводы. Крупным промышленным центром
Среднего Поволжья является г. Тольятти, хорошо известный Волжским
автомобильным заводом — ВАЗ. Кроме него в городе развиты и Дру-
гие отрасли машиностроения, а также химической промышленности.

Приволжский подрайон включает Пензенскую и Ульяновскую об-
ласти. Здесь развиты машиностроение, легкая, пищевая промышлен-
ность и сельское хозяйство.

Ульяновск — крупный промышленный центр; в городе работают
автомобильный завод, завод тяжелых станков, развита электротехничес-
кая промышленность.

Пенза — центр машиностроения, заводы которой производят вы-
числительную технику, часы, технологическое оборудование для ряда
отраслей народного хозяйства. Получили развитие легкая и пищевая
промышленность.

   Нижнее Поволжье включает Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую области и Калмыкию.

Нижнее Поволжье является подрайоном развитой промышленнос-
ти — машиностроения, химической, пищевой. В то же время это важ-
нейший сельскохозяйственный район с развитым зерновым хозяйством,
мясным животноводством и овцеводством, а также производством риса,
овощебахчевых культур и рыбным промыслом. Основной центр Нижне-
го Поволжья — город-герой Волгоград, полностью разрушенный в
годы Великой Отечественной войны. Сейчас Волгоград — один из кра-
сивейших и наиболее благоустроенных городов России. Это и крупней-
ший промышленный центр. Особенно развито здесь машиностроение:

работают тракторный, судостроительный, металлургический, алюминие-
вый заводы. Машиностроительные заводы Волгограда производят обо-
рудование для нефтяной промышленности, машины для сельского
хозяйства. На левом берегу Волги построен город Волжский — круп-
нейший центр химической промышленности.

     Саратов — крупный промышленный центр с разнообразным маши-
ностроением, легкой и пищевой промышленностью. Это также научный
и вузовский центр.

Астрахань — выделяется как центр судостроения, рыбной промышленности, производства тары, разнообразной пищевой промышленное'

Элиста — столица Республики Калмыкии — Хальмг Тангч
растущий промышленный и культурный центр. В городе развита про-
мышленность строительных материалов, производящая железобетонные
изделия, кирпич, имеются предприятия машиностроения и металлообра-
ботки. Развитие получили швейная, трикотажная, мебельная промыш-
ленность, а также пищевая, мясная и молочная. В Элисте находятся
университет, ряд научно-исследовательских институтов, средних специ-
альных учебных заведений. В Нижнем Поволжье формируется крупный
Прикаспийский газохимический комплекс на базе Астраханского газо-
конденсатного месторождения. Он будет основным центром по произ-
водству серы.




















План.

 

1.Географическое положение района.
2.Население  трудовые ресурсы.

3.Природно-ресурсный потенциал.

4.Транспорт и экономические связи.

5.Территориальная организация хозяйства.













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1.    Учебник «География население и хозяйство России».               Авторы: В.П.Дронов, В.Я.Ром.

2.    Региональная экономика под редакцией проф. Т.Г.Морозовой






































 

Реферат на тему:

«Экономическое районирование. Поволжье».


         

          Выполнила: Степанова Анна, 9 Б класс.

         Проверила:  Благовещенская Е.В.


                                                                      


 

 

 

 

2005 год.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.