|
|
|
|
Экономическое положение Амурской области
Экономическое положение Амурской области
Введение
Живу в Райчихинске
уже 16 лет, и мне кажется, меня не может не волновать экономическое положение
Амурской области. На протяжении 3 лет я занимаюсь изучением экономических
проблем Амурской области. Занимаюсь этой работой ещё и потому, что экономика –
движущая сила во всём государстве. Положение Амурской области непостоянно, оно
то улучшается, то ухудшается, и я хочу сделать прогноз социальной экономики на
последующие годы. Ещё своей работе хочется представить вопросы о
внешнеэкономических связях Амурской области и Китая.
Основными
ориентирами российско-китайского торгово-экономического сотрудничества на
ближайшие 5 лет являются не только наращивание объема двустороннего
товарооборота, но - и это главное - совершенствование структуры взаимной
торговли. По итогам 2004 года наш товарооборот превысил историческую отметку в
20 млрд.долл., составив 21,23 млрд.долл., и увеличившись на 34,7%. По итогам 8
месяцев текущего года вновь наблюдается значительный прирост товарооборота -
37,9%, объем нашей торговли уже составил 17,7 млрд.долл. Однако, к сожалению, в
настоящее время российский экспорт в КНР представлен, главным образом,
сырьевыми товарами: на долю таких товарных групп, как "минеральное
топливо", "древесина", "удобрения", "рыба и
морепродукты", "черные" и "цветные металлы",
"целлюлоза", "руды" в январе-августе текущего года пришлось
87,2%. Для российской стороны основной целью разработки Российско-китайской
программы развития торгово-экономического сотрудничества на период до 2010 года
является всестороннее выявление резервов для наращивания товарооборота с Китаем
за счет увеличения экспорта российской машинно-технической продукции и
продукции с высокой добавленной стоимостью, а также активизации инвестиционного
сотрудничества. Стороны очень серьезно подошли к разработке указанного
документа, к работе над ним были привлечены не только федеральные органы
исполнительной власти, но и научные круги. Предполагается, что на основе
указанной Программы соответствующими отраслевыми подкомиссиями, входящими в
состав Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав
правительств (сейчас их 8), будут разработаны конкретные планы действий - так
называемые "дорожные карты", результатом выполнения которых должно
стать как минимум удвоение российско-китайского товарооборота за ближайшие 5
лет.
Россия
заинтересована в привлечении китайских инвестиций, как и инвестиций из других
стран. Россия пошла по пути создания благоприятных условий для всех иностранных
инвесторов, не придавая значения месту происхождения иностранного капитала.
Российским законодательством установлен национальный режим инвестирования для
иностранных компаний, за некоторыми исключениями. Таким образом, мы
предоставили максимально благоприятные условия для деятельности китайских
кампаний в российской экономике и очень надеемся на ответный ход с китайской
стороны. Что касается приоритетных отраслей с точки зрения привлечения
китайских инвестиций, то могу сказать, что нас в первую очередь интересуют
отрасли обрабатывающей промышленности, лесное и сельское хозяйство,
инфраструктурные проекты. И строительство скоростной трассы
Москва-Санкт-Петербург также может стать объектом китайских инвестиций. В целях
активизации инвестиционного сотрудничества в субъектах Российской Федерации
регулярно проводятся инвестиционные форумы, целью которых является презентация
инвестиционных возможностей регионов, обсуждается возможность участия
иностранных инвесторов в региональных проектах. Крупнейшим "событием в
сфере российско-китайских инвестиционных отношений стала состоявшаяся 15-19
июня 2005 года 16-ая Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. На
ней был организован специальный российский павильон общей площадью около 1000 кв. метров. Центром единой российской экспозиции стали выставочные стенды компаний и предприятий
из 26 регионов России. Всего на ярмарке было представлено более 70
инвестиционных проектов в таких областях, как разработка полезных ископаемых,
глубокая переработка древесины, связь и телекоммуникации, сельское хозяйство,
развитие транспортной инфраструктуры, энергетика и т.д. Еще одним
знаменательным событием стал II-ой Российско-китайский инвестиционный форум,
который состоялся 9-10 июня 2005 г. в Санкт-Петербурге. В рамках форума был
подписан ряд крупных соглашений на общую сумму свыше 700 млн. долларов США.
Также развитию российско-китайского инвестиционного сотрудничества планируется
уделить приоритетное внимание в рамках года России в Китае, который состоится в
2006 году. В целях содействия российско-китайскому инвестиционному
сотрудничеству на региональном уровне необходимо создание специальных центров
взаимного содействия инвесторам, задачей которых будет являться координация
реализации совместных российско-китайских проектов, осуществление информационной
поддержки деятельности китайских предприятий действующих на территории данных
регионов, а также выполнять иные задачи, относящиеся к сфере
российско-китайского сотрудничества. Кроме того, необходимо систематически
проводить целенаправленную информационно-рекламную работу с китайской
аудиторией в регионах и городах КНР, имеющих перспективные инвестиционные и
торгово-экономические проекты с российским участием.
В
настоящий момент основу нашего экспорта в Китай составляют сырьевые товары. Это
же относится и к региональному аспекту. В результате доходы от экспорта сырья
аккумулируются в сырьевом секторе экономики и не оказывают стимулирующего
воздействия на другие отрасли (основная часть экспортной выручки при этом
поступает в распоряжение компаний-производителей). Поэтому если ситуация будет
развиваться в сложившемся ключе, то вследствие этого процесса произойдет
закрепление архаичной структуры производства на Дальнем Востоке и, по существу,
превращение этого региона России в сырьевую периферию Китая и других стран
Азиатско-тихоокеанского региона. Серьезными препятствиями для развития
эффективного торгово-экономического сотрудничества является неорганизованность
производства и экспорта лесоматериалов, металлолома черных и цветных металлов,
ценных дикоросов, ценных видов охотничьих животных и морских биоресурсов;
низкая степень развития региональной рыночной и производственной инфраструктур.
Особую озабоченность в сфере российско-китайских торговых отношений вызывает
наличие теневого оборота товаров и услуг Теневая составляющая осложняет
реальную оценку объемов приграничной торговли и мешает эффективно регулировать
происходящие процессы, создает условия для недобора налогов и обязательных
платежей в бюджеты всех уровней. Реализация имеющихся у России преимуществ в
экономических отношениях с Китаем требует иных, чем ранее, действий со стороны
центральных и местных органов власти, со стороны инвесторов и менеджмента. В
целях активизации внешнеэкономического, в том числе инвестиционного
сотрудничества необходимо строительство комплекса инфраструктуры поддержки
внешнеэкономического сотрудничества во всех основных городах Дальнего Востока
Российской Федерации - выставочных комплексов, гостиниц международного класса,
центров делового сотрудничества, технопарков и зон инновационного бизнеса,
современной транспортной системы, способной принять крупный грузопоток
китайских грузов, направленных в третьи страны. Активное всестороннее развитие
связей России со странами АТР будет способствовать развитию конкуренции в сфере
торгово-экономических отношений на Дальнем Востоке, Этому, в частности,
способствует деятельность Правительства Российской Федерации по дальнейшему
наращиванию работы России в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество" (АТЭС). Особое значение имеют проекты развития
трансконтинентальных коммуникаций. Для регионов Дальнего Востока Российской
Федерации их роль не может ограничиться только ролью транзитного пути, а должна
воздействовать на развитие экономики регионов" включая освоение новых
природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов,
обеспечение строительства и функционирования обслуживающих производств, а также
развитие полного комплекса логистических услуг. В части, касающейся обеспечения
эффективности экономического сотрудничества между регионами России и
провинциями Китая и вовлечения новых экономических агентов в процесс
российско-китайского делового взаимодействия целесообразно было бы организовать
ряд открытых межрегиональных форумов, с участием представителей от региональные
администраций и предпринимательского сообщества. Главной целью форумов должно
стать установление прямых деловых контактов между российскими и китайскими
регионами, а также предприятиями данных регионов на основе взаимовыгодного и
долгосрочного сотрудничества. Кроме того, межрегиональные форумы могут
способствовать непосредственному знакомству регионов и предприятий с
потенциальными возможностями будущих партнеров, реализации совместных проектов
в перспективных отраслях промышленности, поиску партнеров для сотрудничества в
области высоких технологий, разработке новых форм сотрудничества в торговле и
сфере услуг. Теперь о том, готово ли правительство стимулировать российские
инвестиции в китайскую экономику и добиваться от китайской стороны создания
соответствующих условий для российских капиталов. Если Вы говорите о каких-то
конкретных мерах, которые Правительство Российской Федерации намерено
предпринять для расширения участия российского бизнеса в китайской экономке, то
здесь мы скорее можем оказывать им политическую поддержку. Для этих целей была
создана Российско-китайская постоянная рабочая группа по инвестиционному
сотрудничеству, которая в частности проводит мониторинг двусторонних
инвестиционных проектов и помогает российским компаниям найти партнеров в КНР.
Китайское правительство заинтересовано в инвестировании в российскую экономику.
По этому направлению между КНР и России на высоком уровне были закреплены
соответствующие договоренности.
Российская Федерация заинтересована в привлечении
иностранных инвестиций в экономику страны, в том числе в автомобильную
промышленность. Создание сборочных производств осуществляется в соответствии с
действующим законодательством без дискриминации по отношению к каким-либо
странам с учетом соответствующих соглашений ВТО. При этом, безусловно, должно
быть обеспечено соблюдение требований технических и экологических регламентов,
предъявляемых к производимым в России автомобилям. До настоящего момента в
Минэкономразвития России не поступало обращений от китайских автопроизводителей
с просьбами об оказании содействия в создании производств на территории
Российской Федерации. В то же время ряд российских автопроизводителей планируют
или уже осуществляют проекты производства китайских автомобилей в России по
лицензии. Однако, в этом случае, говорить о том, как это повлияет на российский
автопром не приходится, так как производство осуществляется отечественными
автопроизводителями на отечественных же производственных мощностях. В отношении
возможного снижения спроса на традиционные российские марки автомобилей
хотелось бы отметить следующее. По нашему мнению, приход иностранных
автопроизводителей на российский рынок будет являться стимулом для
отечественных производителей по совершенствованию и переориентации производства
на выпуск продукции, способной выдержать конкурентную борьбу. Кроме того, как
показывает практика действующих на территории Российской Федерации
автомобильных производств иностранных компаний, в результате их сотрудничества
с российскими производителями автокомпонентов (поставщиками), удалось добиться
соответствующих вложений в НИОКР, что позволило российским предприятиям
выпускать продукцию мирового уровня. Кроме того, с приходом иностранных
инвесторов приходят новые модели управления, обучения персонала, что в
результате приводит к повышению уровня квалификации рабочей силы, занятой на
этих производствах.
Территория: Площадь: 3 103 200 км2 (18,17% от
РФ, 1 место в РФ)
Область
занимает юго-западную часть Дальнего Востока. Граничит с Китайской Народной
Республикой, Республикой Саха (Якутия), Хабаровским краем, Читинской областью и
Еврейской автономной областью. Территория области разделена на 20
административных районов. В ее составе 9 городов - Благовещенск, Белогорск,
Свободный, Райчихинск, Зея, Тында, Шимановск, Сковородино, Завитинск; 310
сельских и поселковых муниципальных образований в составе городов и районов.
Площадь
области - 36,3 тыс. кв. км. Она расположена в южной части российского Дальнего
Востока и имеет выгодное географическое положение. На западе граничит с
Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по реке
Амур совпадает с государственной границей России и Китая.
Область
находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным
экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через
Амурский водный путь. По ее территории проходит Транссибирская магистраль,
которая обеспечивает наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего
Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рельеф
Поверхность
территории области представлена двумя типами рельефа: горным и равнинным.
Горные районы - это южная часть обширной Хингано-Буреинской горной системы,
занимающая более 1/3 территории ЕАО. Горный комплекс Малого Хингана на
территории области представлен расположенными почти параллельно хребтами
северо-восточного простирания: Малым Хинганом, Сутарским, Помпеевским и
Щуки-Поктоем. Направление их совпадает с общим направлением основных горных
систем Дальнего Востока.
На
юге и юго-востоке области простирается Среднеамурская (Амуро-Сунгарийская)
аллювиальная низменность. Равнина постепенно понижается от 100-150 м у подножия предгорий Малого Хингана до 50-40 м в пойме Амура
Бурной, героической эпохой вошел в жизнь нашего отечества XVII в. В. Никогда
прежде созидательный гений русского народа и его неукротимая тяга к свободе не
обнаруживали себя так многогранно и ярко, как в XVII столетии. Отечественная
война 1612 г. против польско-шведских интервентов, крестьянские войны под
предводительством Болотникова и Разина, воссоединение Украины с Россией — все
эти эпические события стали звеньями единого исторического процесса,
превращавшего средневековую Русь в могучее национальное государство. Не
царедворцы и воеводы, хотя среди них и встречались колоритные для своего
времени фигуры, а простые труженики и воины — пашенные крестьяне, посадский
люд, сыны казачьей вольницы — были подлинными героями русской истории XVII в.
Они вынесли на своих плечах и грандиозную сибирскую эпопею, раздвинувшую
пределы Российского государства до сумрачных берегов Тихого океана.
В
истории великих географических открытий русское землепроходческое движение —
явление уникальное, рожденное не столько предприимчивостью власть предержащих,
сколько неиссякаемым свободолюбием русского мужика, то бравшегося за топор, то
искавшего спасения от боярской кабалы на диких, но вольных порубежных землях.
Суровая жизнь порой ожесточала его, но именно благодаря ему передовая русская
цивилизация властно вторгалась в патриархальный застой полупервобытных народов
Сибири, приобщая их к новой культуре. Социально-исторические условия разрушали
мечту беглого холопа о свободе: и сюда, в непролазную таежную глухомань,
дотягивались цепкие руки царских воевод. Бунтуя против воеводского лихоимства,
уходил русский мужик-землепроходец все дальше «встреч солнца», пока
безграничная шарь Великого океана не положила естественный предел этому
движению.
350
лет минуло с той поры, как русский народ начал освоение Восточной Сибири. В 1619 г. томский казак Петр Альбичев заложил на берегу Енисея первый в этих краях острог. Отсюда пошли
на восток землепроходцы Максима Перфирьева, Ивана Галкина, Петра Бекетова —
легендарных основателей Илимска, Братска, Якутска. Ныне эти названия известны
всему миру.
Взгляните на карту нашей Родины: из 22,4 млн. квадратных километров ее
территории на долю Восточной Сибири и Дальнего Востока приходится немногим
менее половины. Каким упорством, какой могучей волей были наделены те люди,
которые при жизни одного поколения, всего за три десятка лет, прошли из края в
край эти необозримые, почти безлюдные тогда пространства. Подвиг русских
землепроходцев не имел себе равных в истории географических открытий. Величие этого
подвига не померкло в веках. Одной из самых замечательных и драматических
страниц в истории освоения Восточной Сибири русским народом явилась амурская
эпопея XVII в. Ее полувековая история началась на рубеже 30 - 40-х годов, когда
русское землепроходческое движение, распространившись на весь северо-восток
континента, вплотную приблизилось к северным границам Приамурья.
Первые
вести о великом Амуре русские люди услышали от алданских и витимских эвенков.
Земля, о которой рассказывали эвенки, была знакома им издревле.
Горные
хребты, служившие водоразделом для рек Ледовитого и Тихого океанов, не были
неодолимым препятствием для таежных обитателей. Алданские и витимские эвенки
поддерживали постоянные связи со своими амурскими соплеменниками и хорошо знали
пути, связывавшие Приамурье с Якутией. Они охотно рассказывали русским казакам
об Амуре, который эвенки называли Шилькаром, и о народах, обитающих на его
берегах. Поэтически образные рассказы эвенков, в которых древние легенды сплетались
с былью, глубоко поразили воображение русских землепроходцев. Им, уже свыкшимся
с оледенелыми дебрями севера, с трудом верилось, что где-то совсем рядом лежала
чудесная страна, изобильная и зверем, и рыбой, и, главное, плодородной землей,
родившей хлеб. Многими богатствами обладала Сибирь. Но ничто здесь так не
ценилось, как хлеб. Собственного хлебопашества в холодных Якутском и Енисейском
воеводствах в те времена еще не существовало. Тысячеверстным путем из
Архангельска и Верхотурья сквозь льды океана и по рекам Сибири шли государевы и
торговые кочи с грузом драгоценного хлеба. Между тем хозяйственные интересы
Восточной Сибири и ее быстро возраставшего населения настоятельно требовали
создания собственной продовольственной базы. От Енисея до Тихого океана
единственным местом, где произрастал хлеб, являлось Приамурье, которое могло
стать житницей для всего северо-востока России.
На основании Айгунского договора границей между Китаем и Россией признавалась
река Амур от слияния Шилки и Аргуни до устья Уссури
Территории
к востоку 01 Уссури временно, до специального разграничения, объявлялись
совместным владением Плавание по Амуру разрешалось только русским и китайским
судам. Окончательное разграничение по реке Уссури было осуществлено Пекинским
договором 1860г.
Воссоединение Приамурья с Россией имело огромное историческое значение. А И
Герцен называл его «одним из крупных шагов цивилизации»
Воссоединением с Россией открывается новый этап истории Приамурья. Первый его
период продолжается до начала 900-х годов. В это время совершается процесс
органического превращения Приамурья в неотъемлемую составную часть
хозяйственного и нацио'нально-101-ударствейного организма — подобную Поволжью,
Уралу, Сибири. Процесс национального интегрирования в Приамурье начался намного
позднее, но совершался в неизмеримо более короткие исторические сроки. Основой
его стало возобновившееся заселение и освоение Приамурского края русским
народом
Айгуньский
договор дал огромный толчок в развитие Амурской области. К XX веку город
Благовещенск стал одним из крупнейших городов Дальнего Востока, а Амурская
область охватывала все больше и больше территории.
Полезные
ископаемые
Амурская
область - богатейший район нашей страны по запасам полезных ископаемых. В южных
и центральных районах нашей области расположены запасы каменного и бурого угля,
на Зейско-Буреинской равнине - залежи торфа. Более 100 лет разрабатываются
золоторудные районы. Многочисленны месторождения металлических руд: железной,
медной, оловянной, титановой, вольфрамовой, ртутной, свинцово-цинковой,
молибденовой и др. В центральных и южных районах области расположены крупные
месторождения строительных и стекольных песков, кирпичных и огнеупорных глин,
известняков, туфов, гранита. Целебная вода Гонжинского минерального источника
"Амурская" явилась базой основания курорта "Гонжа".
Горнодобывающая промышленность занимает в структуре промышленного производства
в области второе место после электроэнергетики.
Экономическая
основа местного самоуправления .
1.
Экономической основой
местного самоуправления в городе являются:
·
Природные ресурсы,
находящиеся в пределах территории города, земля, её недра, водоёмы, леса,
лесопарковые массивы, которые могут быть использованы для нужд городского
округа и извлечения доходов в соответствии с действующим законодательством ;
·
Муниципальная
собственность города ;
·
Иная собственность,
служащая источником получения доходов формирования материальных и финансовых
ресурсов местного самоуправления с целью удовлетворения потребностей населения
города в соответствии с действующим законодательством и с учётом сохранения
окружающей среды ;
·
Имущественные права
города.
2.
Муниципальная собственность
признаётся и защищается государством наравне с иными формами собственности.
3.
объекты, составляющие
экономическую основу местного самоуправления, являются достоянием населения
города .
Муниципальная
собственность города .
1.
Муниципальная собственность
является составной частью экономической основы местного самоуправления .
2.
В муниципальной
собственности города находятся объекты и имущественные комплексы,
обеспечивающие, жизнедеятельность города как единой административно –
территориальной единицы в интересах всех жителей города в соответствии с
действующим законодательством РФ.
3.
В составе муниципальной
собственности находятся :
·
Имущество, предназначенное
для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий
и учреждений в соответствии с нормативно – правовыми актами представительного
органа города ;
·
Средства бюджета города ;
·
Ценные бумаги и другие
денежные активы ;
·
Объекты, закреплённые в
муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством, в
том числе объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно
используемые при осуществлении коммунального обслуживания населения ;
·
Муниципальные земли и
другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности ;
·
Муниципальные предприятия
и учреждения ;
·
Муниципальный жилищный
фонд, а также имущество, необходимое для его содержания ;
·
Имущество, приобретённое в
результате предпринимательской деятельности муниципальных предприятий ;
·
Муниципальные банки и
другие финансово – кредитные организации ;
·
Автомобильные дороги
общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах
города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, и иных транспортных
инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество,
предназначенное для их обслуживания ;
·
Муниципальные объекты
здравоохранения, культуры и спорта ;
·
Иные объекты,
приобретённые за счет средств городского бюджета либо переданные в
муниципальную собственность по основаниям и в порядке, предусмотренным
действующим законодательством ;
·
Другие материальные и
нематериальные активы .
4. Муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными
унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и
оперативного управления соответственно, составляет муниципальную казну г.
Райчихинска и учитывается на забалансовом счёте Комитета по управлению
имуществом г. Райчихинска .
Бурейский район
На семи тысячах квадратных
километров, в бассейне нижнего и частично среднего течения реки Буреи,
раскинулась территория Бурейского района с населением 30,5 тысячи человек.
Трудно найти район, подобной ему, на Дальнем Востоке нашей страны: по
разнообразию природы, географическому ландшафту, даже характеру народного
хозяйства. Своим южным степным крылом Бурейский район выходит к Амуру – границе
с Китайской Народной Республикой, а его таёжная часть касается северной
территории Хабаровского края.
Заселение нынешней
территории Бурейского района началось несколько позднее, чем основной части
Амурской области, что объясняется удаленностью его от Амура – единственного
пути следования переселенцев из Сибири и европейской части России. Мало кого
привлекала местность, покрытая диким лесом да заболоченными падями. Встречались
здесь лишь редкие поселения эвенков, якутов, ведущих полукочевой образ жизни.
Первыми бурейскими
поселенцами являются выходцы из Томской, Самарской, Орловской губерний. В
архиве сохранились имена тех, кто впервые проложил путь из Центральной России в
далекий и дикий край – это так называемые староверы – Мартемьян Бахирев и
Родион Чернявский, основавшие в 1871 году село Бахирево на правом берегу Буреи,
вдали от слабообжитых мест.
К 1917 году
численность населения на территории Бурейского района достигла 5,5 тысячи
человек. В среднем условно на одно хозяйство приходилось 7,8 десятины посевной
площади, 3,9 лошади, 1,9 – коровы.
Новые перспективы
открылись перед районом в связи с началом строительства в среднем течении реки
Буреи самой мощной на Дальнем Востоке гидроэлектростанции. Ещё в 30 – е годы
здесь были проведены первые изыскательские работы, которые продолжались в 1964
году. А в марте 1976 года на правом берегу таёжной реки высадился первый десант
строителей Бурейской ГЭС. В сжатые сроки был построен поселок гидростроителей –
Талакан, проложена дорога к нему. В 1979 году здесь был образован новый на
территории района Талаканский поселковый совет.
Из официальных
документов.
Паспорт района
В Бурейском районе
находятся 20 сельских населенных пунктов и 3 поселка городского типа,
административный центр – п. Новобурейский. Сообщение с населенными пунктами
осуществляется как автобусами, так и по Транссибирской магистрали.
В п. Бурея
сосредоточены крупные железнодорожные предприятия: узловая станция Бурея,
вагонное и локомотивное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи. В
районе находится 494614 га лесного фонда. Ежегодно на 500 – 600 га производятся посадки лесных культур.
С 1976 года в среднем
течении реки Буреи ведется строительство самой мощной на Дальнем Востоке
гидроэлектростанции. Установленная мощность 2 млн. кВт. Среднегодовая выработка
электроэнергии 7,1 млрд. кВт. ч. В 2003 году в поселке гидростроителей Талакан
введены в эксплуатацию два агрегата Бурейской ГЭС.
На 1 января
зарегистрировано 307 предприятий, организаций, учреждений, филиалов,
представительств и иных обособленных подразделений, 493 предпринимателя без
образования юридического лица.
Основную долю в
объеме произведенных товаров, работ и услуг района составили: строительство –
61%, промышленность – 32%, транспорт и связь – 1,6%, жилищно – коммунальное
хозяйство – 2,3%, сельское хозяйство – 2,3%, прочие – 0,8%. На территории
района три предприятия, занимающиеся экспортом лесопродукции: ООО «Изумруд»,
ООО «Электросервис», ЗАО «Чеугдинский ЛПХ». Крупными промышленными
предприятиями являются: ОАО «Бурея – Кран» - производство мостовых кранов, ЗАО
«УКБХ» - производство бетонной смеси .
Социально-экономическое развитие Бурейского района
Развитие экономики района в
настоящее время характеризуется сохранением положительных тенденций,
достигнутых по большинству отраслей хозяйственного комплекса. Удалось сохранить
положительную динамику роста производства в основных отраслях экономики района.
В промышленности, продукция которой занимает 33% в структуре валового продукта,
за 2003 год крупными и средними предприятиями района произведено товаров и
услуг на сумму 1240 млн. рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого
года составил 126%, в том числе в машиностроении и металлообработке - 202,9%,
лесной и деревообрабатывающей промышленности - 101%, в промышленности
стройматериалов - 119%.
В машиностроении производство возросло в 2 раза к уровню 2002 года благодаря
значительному наращиванию объемов на предприятии ОАО «Бурея-Кран» из-за
увеличения доли выпуска козловых кранов. За 2003 год выпущено 83 мостовых и
козловых крана.
За этот же год производство продукции в лесной и деревообрабатывающей
промышленности составило 40,1 млн. рублей. Произведено 40 тысяч кубометров
деловой древесины, три тысячи кубометров пиломатериалов.
В промышленности строительных материалов прирост производства в стоимостном
выражении составил 18,8%. Выпущено 996,1 тысячи кубометров строительных
материалов, бетонной смеси - 454,7 тысячи кубометров.
Пищевики района выпустили продукции на 15,0 млн. рублей.
С пуском первого и второго агрегатов Бурейской ГЭС произведено 541 млн. кВт/час
электроэнергии.
Сдерживающим фактором роста объёмов производства по-прежнему остаётся недостаток
собственных оборотных средств, износ оборудования и недостаток
квалифицированных кадров.
В отраслях транспорта и связи ситуация складывалась следующим
образом. С учетом оценки перевозок грузов различными видами транс порта
грузооборот составил 39,3 млн. тонно-километров. В структуре грузооборота 90%
приходится на строительство. Пассажирооборот в 2003 году составил 52 млн.
пассажирокилометров. Объем услуг связи
22,4 млн. рублей, что на 3 5,9% больше, чем в 2002 году.
Общий объём использования пашни в районе - 22,2 тыс., га, что составляет около
30% от наличия пашенных земель. Крайне тяжелым, в связи с наводнением, для
работников агропромышленного комплекса оказался 2003 год. В тот год валовой
сбор зерновых составил - 3,0 тыс., тонн, сои - 2,2 тыс., тонн (46,2%), овощей -
3,0 тыс., тонн (90,9%), картофеля - 18,0 тыс., тонн (89,1%). Поднято зяби под
урожай 2004 года 3770 га при плане 6457 га (58,3%).
Рост поголовья крупного рогатого скота в общественном животноводстве к уровню
2002 года в районе составил 12,7%. На 1 декабря
2003 года насчитывалось 1133 головы. Свиноводство сохранилось лишь
в государственном предприятии «Бурейское хлебоприемное» - 128
голов. Производство животноводческой продукции смещается в сторону
мелкотоварного личного подсобного хозяйства.
Наиболее стабильным положение оставалось в птицеводстве. Поголовье здесь
снизилось на 7,1%, то есть в пределах технологических процессов. Продуктивность
на одну курицу-несушку - 263 яйца.
Немаловажную роль играют в экономике района платные услуги.
За 2003 год их было оказано на 98,7 млн. рублей.
В развитии района много внимания отводится предпринимательству. Администрацией
разработана «Программа поддержки малого предпринимательства.
Это финансовая поддержка инвестиционных проектов субъектов
малого предпринимательства, устранение административных барьеров в процессе
развития предпринимательской деятельности.
В рамках выполнения программы финансовая поддержка осуществляется на конкурсной
основе в соответствии с утвержденными порядками. Она может быть получена в
форме субсидирования процентной ставки по кредитам банка и предоставления и
использования займов из консолидированного бюджета района.
Положительные тенденции, наметившиеся в экономике района,
сказались и на ситуации в сфере занятости. Среднесписочная численность занятых
в экономике, по сравнению с 2002 годом, увеличилась на 88 человек.
Увеличение работающих произошло в промышленности - на 7,1%,в строительстве - на
3,2%, в лесном хозяйстве - на 1,7%. Средняя месячная заработная плата,
начисленная в 2003 году, составила 10702 рубля.
В районе разработана и утверждена 21 социальная программа.
Вот некоторые из них: « Основные направления обеспечения занятости населения в
2003 году>, < Поддержка малого предпринимательства в Бурейском районе на
2002 - 2004 годы», «Развитие агропромышленного комплекса района на 2001-2005
годы», «Развитие личных подсобных хозяйств граждан, садоводства и
огородничества в Бурейском районе в 2003 году», « Развитие системы образования
Бурейского района на 2002 -2005 годы», «Энергосбережение и эффективное
использование топливно-энергетических ресурсов ЖКХ Бурейского района на
2003-2005 годы», «Реформирование и модернизация ЖКХ Бурейского
района на 2003- 2010 годы». Все программы поступательно выполняются. Такова
общая картина социально-экономического района, которым с 1997 года руководит
талантливый человек, рачительный хозяин Павел Штейн.
Бурейский район по своей сути является одним из самых интересных районов
Амурской области. Он многоплановый, разнообразный как по географическому
ландшафту, так и по структуре экономики. Таких районов, где есть сельское
хозяйство, промышленность (такие заводы союзного значения, как <Бурея-кран),
транспорт и строительство, в области немного. Сегодня Бурейский район по объему
инвестиций в капитальное строительство занимает 1 место в области и его
удельный вес в объеме капитальных вложений в Приамурье составляет б5%.
Кроме того, в нашем районе есть лесодобывающая и лесоперерабатывающая
промышленности. Визитной карточкой района, безусловно, является строительство
Бурейской ГЭС. Помимо этого, на территории района два года назад был построен
великолепный автомобильный мост через реку Бурею, который впервые за всю
историю России связал круглосуточным сообщением Амурскую область и Хабаровский
край и стал составной частью трансконтинентальной автомагистрали
Москва-Владивосток, сквозной проезд по которой в феврале 2004 года торжественно
открыл Президент России Владимир Путин.
На территории нашего района строится большой участок автодороги Чита -
Хабаровск. Строится З крупнейших линии электропередачи, из них две - ЛЭП-500,
соединяющие Бурейскую ГЭС с Приморским краем (ЛУТЭК), и ЛЭП-220 - Бурейская ГЭС
- Хабаровск. Осуществляется большой объем работ по подготовке ложа Бурейского
водохранилища. должное внимание уделяется строительству социальных объектов. За
последние З года построены и введены
в эксплуатацию поликлиника с терапевтическим отделением, 6О-квартирньтй жилой
дом в поселке Новобурейском, социально - культурный центр в селе Семеновка -
школа, детский сад-ясли, клуб, фельдшерско - акушерский
пункт, отделение почтовой связи, библиотека. Введено в эксплуатацию две очереди
школы в Талакане, третья заключительная очередь, куда входит бассейн и зимний
сад, будет введена в конце 2004 года.
Уже вступила в строй действующих новая современная гостиница на 40 мест.
Выполнен большой объем работ по строительству тепловых, водопроводных,
инженерных сетей для благоустройства населенных пунктов Новобурейского, Буреи и
Талакана.
Помимо строительства, район производит мостовые и контейнерные краны,
строительный щебень, пиломатериалы различных сортаментов. У нас развито
птицеводство, и ежегодно мы получаем 110 тонн мяса птицы и 15 миллионов штук
яиц.
Товаросельхозпроизводителями в нашем районе выращиваются зерновые культуры -
ячмень, пшеница, овес, гречиха, рожь и соя. Уже одного этого перечня
достаточно, чтобы понять и оценить многообразие деятельности бурейцев.
Администрацией делается многое для укрепления и развития экономики района. За
последние несколько лет мы создали дополнительно 7 муниципальных унитарных
предприятий, в том числе - предприятие ЖКХ в Талакане, МУП
«Буреяэлектротеплосеть», МУП «Вариант» (предприятие общественного питания),
птицефабрика «Николаевская», МУП «Бурейский хлебозавод».
В итоге объем налоговых платежей района возрос с 40 млн. в1999
году до 630 млн. в 2003 году. В 2004 году доходная часть нашего бюджета
сформирована исключительно из собственных источников. По ряду направлений
производственно-экономической деятельности Бурейский район в 2003 году и
сегодня занимает лидирующее положение в области. В прошлом году мы заняли
первое место среди районов Приамурья по обороту розничной торговли, по
пассажирским перевозкам, по пассажирообороту автомобильного транспорта, по выполнению
строительного подряда собственными силами, по предоставлению платных услуг
населению.
Мы заняли первое место среди районов и третье в области по строительству жилых
домов и по гражданской обороне. Второе место по производству потребительских
товаров, по производству промышленной продукции, по средней заработной плате -
9998,1 рубля и третье место по производству картофеля.
Но есть и тревожные минусы. Вызывает тревогу нежелание РАО «ЕЭС России»
заниматься развитием социальной инфраструктуры п. Талакан и района в целом. Как
ни печально, но такую позицию занял и Госстрой России. В 2004 году резко
сокращен объем инвестирования в подготовку ложа водохранилища, и, прежде всего,
за счет сокращения финансирования объектов жилья и соцкультбыта. В результате
фактически приостановлено строительство школы во временном поселке Талакан,
тогда как там детям совершенно негде учиться.
Госстроем делаются попытки исключить строительство школы, 100-квартирного
жилого дома в п. Новобурейский. РАО «ЕЭС России» не решает вопрос переселения
более 400 семей из ветхих временных строений в Талакане.
В области экономики у администрации района вызывают большую тревогу попытки РАО
«ЕЭС России» заблокировать строительство Нижне-Бурейской ГЭС, что приведет к
неизбежному, серьезному экологическому ущербу природе Бурейского района и
Амурской области в целом.
Что касается внутренних проблем района, то наибольшую заботу вызывает слабое
экономическое состояние сельского хозяйства. В силу различных объективных и
субъективных причин нам не удалось на сегодняшний день совершить сколь-либо
серьезного прорыва в этой отрасли. И это является предметом постоянной заботы
администрации.
Говоря о перспективах района, хотел бы увязать его будущее развитие с общим
развитием Амурской области. думаю, не открою большой тайны, если скажу, что за
последние 13 лет Приамурье не только не продвинулось вперед в экономическом
плане, но и потеряло ряд ранее достигнутых позиций, и в этой связи сегодня
заметно отстает от большинства регионов России и в том числе от своих соседей -
Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской и Магаданской областей.
Амурская область имеет серьезное снижение объемов производства в сельском
хозяйстве по всем отраслям: животноводство, производство сои, зерновых. Идет
катастрофическое старение сельскохозяйственной техники. Предприятия этой
отрасли, фермеры да и районы в целом не в состоянии решить проблему обновления
техники самостоятельно из-за отсутствия собственных финансовых ресурсов. И без
целенаправленной работы в этом направлении администрации области
с правительством РФ данную проблему не решить, а значит, не решить
и проблему сохранения динамичного развития сельского хозяйства.
Без области не решить эту проблему и Бурейскому району.
Требует серьезного внимания со стороны администрации области и развитие
лесопромышленного комплекса. И прежде всего, на мой взгляд, это должно
выражаться в координации действий лесопромышленных и лесоперерабатывающих
предприятий в части работы с потребителями, оказания помощи этим предприятиям в
получении госзаказов на свою продукцию и лоббирования интересов амурских
лесопереработчиков при проведении тендеров на федеральном уровне.
Особая проблема, которая не решается многие годы, - межбюджетные отношения
между городами, районами и администрацией области. Ввиду хронического дефицита
бюджетов муниципальные образования не могут решать весь блок социальных
проблем, возложенных на них законом. Отсюда отключения электроэнергии, перебои
с тепло- и водоснабжением, плохое техническое состояние жилого фонда, разбитые
дороги в населенных пунктах и вне их, задержки выплатить заработной платы
бюджетникам. И, к великому сожалению, администрация Амурской области за
последние 8 лет не продвинулась ни на шаг.
Приамурье также потеряло большой объем инвестиций. В частности, прекращено
строительство железнодорожной ветки Улак-Эльга. Сокращен объем инвестиций
(снижение около 700 млн. рублей) в подготовку ложа водохранилища Бурейской ГЭС
и финансирование компенсационных мероприятий.
Из Амурской области переведен в другие регионы ряд руководящих органов
управления. Например, дирекция строительства дороги Чита-Хабаровск переведена в
Хабаровск, хотя две трети дороги проходят по нашей территории. Во Владивосток
переведено управление электросвязи. Некогда самостоятельное ОАО «Амурсвязь»
стало филиалом ОАО «Дальсвязь», и теперь все деньги, заработанные амурскими
связистами, уходят во Владивосток. Потерял самостоятельность амурский сбербанк,
который сегодня подчинен Хабаровску.
Центры управления воздушным движением, находящиеся на территории Амурской
области, также подчинены Хабаровску. И вся валюта, зарабатываемая нашими
пунктами управления воздушного движения, также оседает в Хабаровске. Сегодня
подчинен Москве некогда самостоятельный региональный «Амурпромстройбанк». Ввиду
отсутствия собственных инвестиций в сельское хозяйство некоторые лучшие
сельскохозяйственные предприятия Приамурья стали производственными филиалами
акционерных обществ Хабаровского и Приморского краев.
Потеряли статус юридического лица все амурские железнодорожные предприятия, а
также Свободненское и Тьндинское отделения дороги. В результате этого все
деньги, зарабатываемые амурскими железнодорожниками, уходят в Хабаровск и Читу.
Это резко отрицательно сказывается на социальном развитии населенных пунктов и
предприятий железнодорожников.
Это далеко не полный перечень проблем, над которыми, как мне думается, должна
работать администрация Амурской области, ибо без этого не будет реального
наполнения бюджета области, не будет поступательного социально-экономического
развития городов и районов Приамурья.
Город Свободный
Свободный, третий по величине город Приамурья,
расположен на правом берегу р. Зеи. Площадь Свободного концентрирует 25
проявлений и месторождений полезных ископаемых. Среди этих объектов преобладают
месторождения строительных материалов (пески, глины, песчано-гравийная смесь) и
россыпного золота.
Значительны перспективы организации добывающей отрасли. Это в первую очередь
отработка косовых отложений с целью добычи россыпного золота. Выгодное
экономическое положение позволит привлечь для этих целей как небольшие
старательские артели, так и частные предприятия.
В октябре 1916 года было создано Управление Амурской железной дороги, в котором
работало около 700 человек. Просуществовало оно до 1923 года.
До1917 года крупных промышленных предприятий в городе не было. Функционировали
железнодорожные мастерские, лесопильный завод железной дороги, пивоваренный
завод, две паровые и одна водяная мельницы, завод фруктовых вод, частная
электростанция, типография, работала пассажирская железнодорожная станция
Алексеевская (Михайло-Чесноковская), товарная Суражевская пристань, баня
Переселенческого управления. Весть об отречении императора Николая II пришла в
Алексеевск 3 марта 1917 года, и в тот же день общегородское представительное
собрание решило переименовать Алексеевск в Свободный.
Современное городское хозяйство
Экономика города представляет собой многоотраслевое
хозяйство. На 1 января 2004 года в Свободном насчитывалось 569 предприятий
и организаций всех форм собственности, из которых торгующих
- 23%, строительных - 6,4 %, производящих промышленную продукцию - 13,1%.
Ведущее положение занимает машиностроение - 40% от общего объема промышленного
производства. Основные предприятия этой отрасли:ОАО «СЭАЗ», вагоноремонтный
завод. Здесь производят чугунное литье, электрические приводы, осуществляют
ремонт грузовых вагонов. Пищевая промышленность
занимает второе место после машиностроения. Предприятия этой отрасли: ОАО
«Маслозавод «, ОАО «Хлебокомбинат», «Свободненский пищекомбинат», ОАО «Мясной
дом», ИП Романов, Борчанов и др.
способны обеспечивать город основными видами продуктов питания, в том числе
хлебобулочные, макаронные, кондитерские изделия, мясо и субпродукты, колбасные
изделия, мясные полуфабрикаты, балычные изделия, безалкогольные напитки, масло
животное, сметану, творог, молочные и кисло-молочные продукты.
ОАО «Свободненская мебельная фабрика» специализируется на выпуске корпусной
мебели «Валдай», «Престиж», «Логика», шкафов, офисной мебели, успешно осваивает
производство школьной мебели. Стройиндустрия в городе представлена предприятием
КПП-1 (железобетонные конструкции, столярные изделия).
Транспорт и связь по-свободненски
Наибольший экономический вес в городе имеет
Свободненское отделение дороги. Что же касается автомобильного транспорта, то в
2004 году его крупными и средними предприятиями перевезено 2755,4 тыс.,
тонн различных грузов, грузооборот составил 31879,3 тыс. тонно-километров. На
городских маршрутах перевезено 89947,5 тыс., человек.
Предприятиями связи общего пользования в 2004 году населению Свободного оказано
услуг на 39375,4 тыс., рублей. Возросла отправка писем и бандеролей на 61,4%,
тогда как отправка газет и журналов уменьшилась на 7,4%, денежных переводов -
на 3,1%, посылок - на 7,2%, телеграмм - на 13,7%.
Число домашних телефонных аппаратов городской сети на 1 января 2004 года
составило 8167 номеров и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом
2002 года на 41 номер. В 2004-2005 годах введена в эксплуатацию цифровая АТС на
15000 номеров.
Предприниматели процветают
По состоянию на 1января 2004 года в Свободном
зарегистрировано 3439 субъектов малого предпринимательства, из них 3332
предпринимателя без образования юридического лица, т.е. 97%. Количество малых
предприятий - юридических лиц составляет 107 единиц.
Сложившаяся на протяжении ряда лет отраслевая структура малого бизнеса
свидетельствует о более успешном его развитии в сфере торговли, общественного
питания, производстве продовольственных товаров, бытовых услуг,
ремонтностроительной деятельности.
Объем производственной продукции предприятиями малого предпринимательства
составляет порядка 36% от объема промышленной продукции города и возрастает
ежегодно в среднем на 7 - 10%. Малым бизнесом производится 84% хлебобулочных
изделий, 100% колбасных изделий, мясной я рыбной продукции, 100% кондитерских
изделий.
За 2003 год на развитие малого бизнеса в Свободном направлено из городского
бюджета и городского фонда поддержки малого предпринимательства инвестиций в
сумме 568 тыс., рублей. Финансовую помощь получили 15 СМП. Средства
направлены на развитие производственной деятельности в сумме - 385 тыс.,
рублей, сферы услуг - 183 тыс. рублей.
Одним из направлений поддержки малого бизнеса в городе является привлечение его
к выполнению мунт4щ4пального заказа. доля муниципального заказа, выполненного
предпринимателями и малыми предприятиями по закупкам продуктов питания, составляет
более 50%. В 2003 году муниципальные заказы получили 18 предприятий малого
предпринимательства. Фактический объем выполненного муниципального заказа
составил 5 млн. 192 тыс., рублей. Объем заказов включал снабжение муниципальных
учреждений хлебобулочными изделиями и молочной продукцией; поставку льготным
категориям граждан газа; перевозку пассажиров автомобильным транспортом на
городских маршрутах; содержание кладбищ.
В 2003 году 39 субъектам малого предпринимательства было пре доставлено в
аренду 6164 кв. м муниципального нежилого фонда. Льготы по арендной плате за
землю не предоставлялись. Льготные арендные ставки существуют и даются за
использование муниципальной собственности для предприятий и предпринимателей,
оказывающих бытовые услуги населению, занимающихся производством товаров
народного потребления, оказывающих услуги общепита. Размер льготы составил в
2003 году около 300 тыс., рублей.
Финансы
В финансовом состоянии предприятий города в 2003 году
отмечался отрицательный результат между прибылью и убытками в размере 56,6 млн.
рублей. При этом сальдированный результат формировался следующим образом: 14
предприятий получили прибыль в размере 39,5 млн. рублей, 18 предприятий -
убытки на сумму 96,1 млн. рублей. А консолидированный бюджет города за
январь-декабрь 2004 года исполнен с дефицитом 58,7 млн. рублей. При этом
сальдированный результат был таковым: 16 предприятий получили прибыль в размере
55,3 млн. рублей, 15 предприятий - убыток 102 млн. рублей. Наибольшая
доля убыточных предприятий приходится на отрасль жилищно-коммунального
хозяйства. Неблагополучное положение складывалось в промышленности, где убыток
нерентабельных организаций составил 44,1 млн. рублей или 45,9% от общей
суммы убытка по городу.
Суммарная задолженность по обязательствам предприятий на конец года составила
736,2 млн. рублей. Основная доля долгов — 65,5% приходится на
предприятия промышленности.
Сумма просроченных платежей в бюджет составила 136,3 млн. рублей, в том числе
областному бюджету - 55,4 млн. рублей. Основной объем просроченной
задолженности в областной бюджет был сосредоточен на предприятиях
промышленности - 42,6 млн. рублей (76,9%).
Задолженность по заработной плате на 1января 2004 года составила 20,1 млн.,
рублей. Бюджетная задолженность в отраслях социальной сферы с 1 декабря 2003
года по 1 января 2004 года уменьшилась на 4,8 млн. рублей. Вся сумма бюджетной
задолженности 100% приходится на образование. Неблагополучная ситуация с
выплатой заработной платы складывалась на предприятиях промышленности, транспорта,
жилищно-коммунального хозяйства, где превышение задолженности над фондом
заработной платы на предприятиях и в организациях, имеющих задолженность,
колеблется от 2 до 5 раз.
Кто работает
Численность работающих на крупных и средних
предприятиях города в ноябре 2003 года составила 11270 человек. Сократилось
число работающих на предприятиях промышленности, транспорта, строительства,
ЖКХ, образования, но в то же время возросло на предприятиях торговли и
общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения, управления.
К концу 2003 года в органах федеральной государственной службы занятости
состояли на учете 714 свободненцев, не занятых трудовой деятельностью, из них
689 человек имели статус безработного, 637 человек получали пособие по
безработице. Средний размер пособия по безработице в декабре 2003 года составил
929,4 рубля. Задержки по выплате пособия по безработице не наблюдалось.
Сковородинский район
На западе Амурской области среди хвойных и лиственных лесов в низкогорье
раскинулась территория Сковородинского района. На 20,5 тысячи кв. км проживает
33,3 тысячи человек, что составляет 3,7% от всего населения Амурской области.
На западе Сковородинский район граничит с Читинской областью, на севере - с
Тындинским районом, на востоке - с Магдагачинским, а на юге соприкасается с
Китаем.
Освоение и заселение этих земель началось только с 17 века. Весной 1649 года
Е.П.Хабаров переходит Стоянский хребет по реке Урка и в 1650 году закладывает
острог Албазинский. В 1862 году Албазино было объявлено отдельным воеводством,
подчиняющимся Нерчинскому. Спустя 3 года, в 1865-1866 гг., горный инженер
Аносов по реке джалинда открывает богатые золотые россыпи, эксплуатировать
которые взялась вновь организованная Верхнее-Амурская золотопромышленная
компания. Для связи приисков с административным центром Приамурья
Благовещенском и Забайкальем, для вывоза материалов, продуктов необходимо было
в первую очередь построить дорогу к ближайшей пароходной пристани - пос.
Рейново, на которой существовало русское судоходство. И уже в ноябре, после
официально утвержденного и подписанного «Положения Амурской линии», началось
строительство железной дороги.
О социально-экономическом
положении района
Экономическое развитие Сковородинского района с 2001
года характеризуется резким подъемом, прогрессивными тенденциями к стабилизации
положения в большинстве отраслей, что в свою очередь делает район одним из
самых прибыльных и богатых в области.
По динамике роста доходов - на втором месте, уступая лишь Бурее.
Сковородинский район единственный в области, который не имеет долгов по ссудам
из бюджета области.
Объем производства по крупным и средним промышленным предприятиям за
январь-июль 2004 года достиг положительных результатов - 57,8 млн.
рублей, что составляет 140 процентов от уровня полугодия 2003 года. По росту
объема производительности среди обследуемых статистикой 19 районов области
Сковородинский - на З месте. Наибольшая доля в объеме промышленного
производства приходится на лесозаготовительную и деревообрабатывающую промышленности.
По сравнительным итогам производства потребительских товаров Сковородинский
район - тоже в лидерах. Результат по этому показателю возрос в 5,8 раза
в сравнении с предыдущим прошлогодним периодом. Произведено потребительских
товаров на 381 тыс., рублей.
Золотодобывающая промышленность - это вторая ведущая отрасль промышленности.
Одна из приоритетных в районе оказывающая существенное влияние на формирование
доходной части бюджета. Показатели в золотодобывающей промышленности держатся
на уровне.
Имеются запасы крупных месторождений золота с последующей доразведкой до
нескольких тысяч тонн.
Одним из проблемных вопросов, негативно влияющих на работу отрасли, всеми
предприятиями был назван возврат налога на добавочную стоимость.
Несвоевременный возврат НДС не позволяет золотодобытчикам вести подготовку к
следующему сезону (закупка ГСМ, запасных частей и техники), что снижает
эффективность их работы. Это основная проблема золотодобытчиков, которую нужно
решать на областном и федеральном уровнях.
На территории района расположен Урушинский лесхоз, по данным которого,
лесозаготовкой в районе занимаются 17 хозяйствующих субъектов, выручка от
реализации продукции которых составила 211 млн. рублей. Наиболее крупное
лесопромышленное предприятие - Талданский ЛПХ. Ситуацию в лесопромышленном
комплексе можно оценить как относительно стабильную. Увеличение спроса на
древесину за рубежом способствует активизации производства, сохранению
положительной тенденции.
В районе имеются реальные возможности использования природных ресурсов для
перспективного роста производства. Для нормального функционирования лесной и
золотодобывающей промышленности имеется достаточный сырьевой потенциал. Район
обладает полным набором минеральных ресурсов (известняки, сланцы, активные до-
банки для производства цемента). Места их расположения экономически выгодны.
Пищевая и перерабатывающая промышленности представлены только хлебопекарной и
макаронной отраслями. Производством хлебобулочных изделий занимаются 17
хлебопекарен. На протяжении ряда лет нет пере- боев с хлебообеспечением. Самые
крупные производители хлеба в районе: ДТПП «Сковородинское», 000 «Ника», 000
«Овен». Выработка макаронных изделий осуществляется частным предпринимателем.
Суровые климатические условия ограничили развитие сельского хозяйства в районе.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий
составляет 1 тыс., га. На 1 января 2004 года на территории Сковородинского
района зарегистрировано 11 КФХ. 2003 год был неблагоприятным для выращивания
сельскохозяйственных культур, по сравнению с 2002 годом.
С 2001 года осуществляется реальная поддержка фермерских хозяйств со стороны
администрации района. В целом по району увеличились посевные площади на 9%,
поголовье свиней с 669 до 1316, поголовье КРС составляет 2639 голов.
Производство животноводческой продукции сместилось в сторону мелкотоварного
личного подсобного хозяйства.
Такова общая картина социально - экономического положения Сковородинского
района. С марта 2001 года им руководит молодой, талантливый, целеустремленный
человек - Борис Шалимов.
Город Белогорск
Белогорск расположен на левом берегу нижнего течения
реки Томь, в 50 км от ее устья и в 109 км к северо-востоку от областного центра
Благовещенска. Лежит на равнине среди обширного сельскохозяйственного района.
Планировку города определили железнодорожная магистраль и долина реки Томь.
Наш город — один из старейших населенных пунктов Амурской области. В нынешнем
году он отметил свое 144-летие. Первое поселение на месте города — село Александровское
- основано в 1860 году переселенцами из Пермской губернии — семьями крестьян
Путиловых, Третьяковых, Могильниковых. В 1893 году рядом с селом
Александровским на протоке реки Томь основано село Бочкаревка. В связи со
строительством Амурской железной дороги в 1913 году село Бочкаревка становится
узловой станцией. В 1926 году слившиеся село Александровское и станция
Бочкарево преобразованы в город Александровск-наТоми. Затем город несколько раз
переименовывался и в 1957 году получил свое нынешнее название —
Белогорск. Очевидно, из-за кварцевых обнажений на крутых склонах прибрежных
сопок, удивляющих своей белизной
Территория, которую он занимает, составляет 136 кв. километров.
Численность постоянного населения на 1 января 2004 года составила 67,9 тысячи
человек, включая село Низинное, которое является городской
административно-территориальной единицей.
Все дальше в прошлое уходят годы зарождения города, но благодарная память
потомков хранит не только подвиг первых поселенцев, взявших на себя смелость
обжить суровый дальневосточный край. Белогорцы глубоко чтят памятные вехи в
истории своего города, которые неразрывно связаны с историей Государства
Российского: установление советской власти и Гражданская война, японская
интервенция и Великая Отечественная...
На братской могиле 312 борцам за власть Советов воздвигнут величественный
памятник. В дни всенародных торжеств, по праздничным и памятным датам к нему
приходят все новые и новые поколения белогорцев, молодожены в день
бракосочетания возлагают к подножию монумента живые цветы. В минувшем году
после реставрации этот мемориальный комплекс засиял новыми красками.
О подвиге белогорцев, не вернувшихся с полей сражений при защите Отечества в
1941-1945 годах, напоминает памятник - часовня возведенная в мемориальном
сквере. В год подготовки к 6О-летию Победы в Великой Отечественной войне здесь
же заложена Аллея Героев, где увековечены имена белогорцев — Героев Советского
Союза, России, Социалистического Труда и полных кавалеров солдатского ордена
Славы. Много в городе и других памятных мест.
Паспорт города
Белогорск - крупный промышленный и транспортный узел.
В
городе имеется более 600 предприятий и организаций, в том числе 79-
производящих промышленную продукцию, 54 - строительных, 155- торговли и общественного
питания, 30 - транспорта и связи.
Основную долю в объеме промышленного производства (по данным Белогорского
межрайонного отдела госстатистики на 1 июля 2004 года) занимает
электроэнергетика - 55,6%, на втором - мукомольнокрупяная и комбикормовая
- 41,2%. Затем идут полиграфическая - 1,5%, машиностроение и металлообработка
-1,4%. И замыкает этот ряд легкая промышленность, занимающая 0,3% в структуре
объема производств.
В городе расположен крупный железнодорожный узел Забайкальской железной дороги.
Отсюда отходит ветка Транссибирской железнодорожной магистрали на Благовещенск.
Крупнейшими транспортными градообразующими предприятиями являются локомотивное
и вагонное депо, станция Белогорск, дистанции сигнализации и связи, гражданских
сооружений, водоснабжения и водоотведения.
Находясь в центре обширной сельскохозяйственной Территории, Белогорск стал
крупным центром по переработке сельскохозяйственного сырья. По развитию пищевой
промышленности он занимает второе место в области, уступая только Благовещенску.
Здесь находится крупнейшее на дальнем Востоке предприятие по производству
хлебопродуктов — ОАО «КХП «Восточный». Переработкой продукции сельских
товаропроизводителей занимаются ОАО «Белогорский маслозавод» , ОАО
«Горпищекомбинат», ОАО «Белогорская кондитерская фабрика». Пшеничная и овсяная
мука, комбикорм для животных и птицы, крупы, макаронные изделия, карамель,
прохладительные напитки и кондитерские изделия пользуются спросом не только в
Амурской области, но и в Якутии, Читинской области, Хабаровском и Приморском
краях. Эти предприятия нашли свое место в рыночной экономике, успешно строят
маркетинговую политику, стремятся изучать и удовлетворять спрос, повышая
качество, осваивая новые виды продукции.
образования, психологической реабилитации и
профессиональной ориентации. В городе действуют две частные телекомпании,
выпускаются три общественно-политические газеты, выходит ряд коммерческих
изданий.
Социально-экономическое развитие Белогорска
Развитие экономики города в настоящее время характеризуется
сохранением положительных тенденций, достигнутых по большинству отраслей
хозяйственного комплекса. Объем производства промышленной продукции в первом
полугодии текущего года достиг около 200 млн. рублей и составляет почти 2%
объема продукции, произведенной предприятиями области.
Сдерживающим фактором роста объемов промышленного производства являются
кризисное финансово-экономическое положение ряда предприятий - таких, как ОАО
«КХП «Восточный», которое за последние годы сократило свои объемы более чем на
40%.
Имеются сложности со сбытом выпускаемой продукции консервным заводом,
макаронной и кондитерской фабриками, входящими в Амурскую продовольственную
компанию. На снижение объемов промышленного производства повлиял и такой
фактор, как передача производственных мощностей в собственность физическим
лицам, которые не отчитываются перед статистикой за выпущенную продукцию и
которая составляет сейчас порядка 15-20% объема всего промышленного
производства города.
Развитие других отраслей экономики происходит более динамично. Об этом
свидетельствует статистическая отчетность. За первое полугодие текущего года
строительными организациями произведено работ по договорам строительного
подряда на 253,7 млн. рублей, что на 13,9% больше, чем за соответствующий период
прошлого года. Частными предпринимателями введен в эксплуатацию торговый центр
на 100 рабочих мест, кондитерский цех мощностью 300 кг кондитерских изделий в сутки и другие объекты. За первое полугодие в городе добавилось 1357,2 кв. метра жилья. Основными его застройщиками являются предприятия железнодорожного транспорта.
Завершается строительство 61 -квартирного дома для ветеранов войны и труда,
сдача которого в эксплуатацию намечена на февраль будущего года. На очереди
-строительство детской поликлиники, средней школы в микрорайоне «Амурсельмаш», детской
музыкальной школы. Рост строительного производства главным образом достигнут за
счет привлеченных в город инвестиций. Большие средства вкладываются в
капитальный ремонт и реконструкцию учреждений здравоохранения, образования,
культуры. Важнейшими социально значимыми отраслями городского хозяйства
являются транспорт, связь, торговля и общественное питание. Наблюдается рост
пассажироперевозок автомобильным транспортом. Причем перевозки пассажиров
частным транспортом значительно превышают перевозки, осуществляемые
муниципальным транспортом. Особую роль в экономике города играет
железнодорожный транспорт, от деятельности которого в местный бюджет поступает
более 30% доходов. На предприятиях, обслуживающих железную дорогу, трудится 20%
занятого населения муниципального образования.
Существенные изменения произошли с обеспечением белогорцев электросвязью. В
нынешнем году введена в эксплуатацию современная цифровая АТС с
оптико-волоконными линиями связи, что позволило значительно увеличить ее объем,
скорость и качество предоставляемых услуг связи. Число домашних телефонных
аппаратов городской сети с абонентами железнодорожной АТС превысило 10 тысяч.
Одной из наиболее развивающихся отраслей экономики является торговля. На
территории города она представлена сетью розничных магазинов и оптовых баз.
Розничный товарооборот в первом полугодии текущего года составил почти 600 млн.
рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем за этот же период в
прошлом году. Оборот розничной торговли на 60% формируется торгующими
организациями, в том числе на 37% - субъектами малого предпринимательства. Доля
продажи товаров на рынках составляет 40% в обороте розничной торговли. Почти на
12% по сравнению общественного питания и составил 21,2 млн. рублей.
Об уровне жизни белогорцев можно судить по объему оказываемых им платных услуг
-востребованы они или нет. С января по июль текущего года по всем каналам
реализации платных услуг с учетом неформальной экономики их оказано на сумму,
превышающую 160 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 2% больше, чем за
соответствующий период 2003 года. В структуре расходов населения на оплату
услуг преобладающую долю занимают жилищно-коммунальные, транспортные, связи и
бытовые.
В Белогорске в течение нынешнего года сохраняются одни из самых низких цен на
услуги жилищно-коммунального хозяйства. Плата за водоснабжение с одного
человека в первом полугодии составила 77,76 рубля, тогда как в Благовещенске
она равнялась 118 рублям, в свободном - 112,23 рубля. Плата за горячее
водоснабжение с одного человека у нас 86,76 рубля, в Благовещенске — 115
рублей, в свободном - 102,67 рубля. За отопление одного квадратного метра общей
площади белогорцы платили 12,5 рубля, а в Свободном - 16,43 рубля. И это при том,
что в течение всего периода цены на жилищно-коммунальные услуги в Белогорске
оставались неизменными.
Уровень жизни населения города за прошедший период отмечается ростом денежных
доходов. Средняя номинальная начисленная заработная плата одного работника на
крупных и средних предприятиях города в мае составила 8303,9 рубля (по области
- 7030,4 рубля) и повысилась по сравнению с маем 2003 года на 27%, а с января
текущего года - на 13,3%. Сохраняется межотраслевая дифференциация заработной
платы. На предприятиях строительства, транспорта, органов управления она выше,
чем в сред- нем по городу, в 1,1 - 1,4 раза.
И еще несколько цифр, характеризующих жизненный уровень белогорцев. Остаток их
вкладов (по данным банковских учреждений) на 1 июля 2004 года составлял 321,1
млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
на 40,4%. На валютных счетах по курсу на 1 мая 2004 года находилось 38,5 млн.
рублей. На 1 января текущего года в индивидуальном пользовании жители города
имели 16140 автомобилей, из них -14208 легковых, 1671 грузовых, 128 автобусов,
133 специальных и автофургонов.
Отдельно необходимо сказать о деятельности администрации города в области
финансово-бюджетной политики. В соответствии с основными направлениями,
определенными федеральным законодательством, Уставом города, в целях создания
благоприятных условий для жизнедеятельности
населения администрация обеспечивает выполнение задач, определяемых ежегодным
бюджетным посланием. В прошедшем году собственных доходов получено на сумму
230,7 млн. рублей. И несмотря на снижение нормативов отчислений, рост к
предыдущему году составил 29,7%. Это было достигнуто благодаря созданию условий
для расширения налогооблагаемой базы, роста доходов населения, развития малого
и среднего бизнеса, повышения эффективности управления муниципальным имуществом
и увеличения собираемости налогов.
Закрытое административно-
территориальное образование
поселок Углегорск
Города, как и люди, имеют свою биографию, отмечают
свои дни рождения, переживают этапные моменты в своем становлении и развитии, в
исторической судьбе всей страны. Таков и Углегорск. В 2001 году в кипении буден
и важных трудовых свершений он встретил свой замечательный праздник
сорокалетия.
Наш славный городок Углегорск относится к категории поселков городского типа.
Официально признан населенным пунктом 27.10.1961 года. Географическое название
«Закрытое административно - территориальное образование (ЗАТО) поселок
Углегорск» присвоено в 1994 году. С 1969 по 1994 год он носил название
«Свободный - 18». Население Углегорска на 01.01.2005 года составляет 5100
человек. В 2004 году у нас родилось 72 малыша.
В Углегорске проживают 10 участников Великой Отечественной войны, один бывший
узник концлагеря, 14 репрессированных, 149 ветеранов труда. Углегорск сегодня -
это в первую очередь космодром. Этот городок ракетчиков, тружеников космодрома
расположен в центральной части Амурской области и своим возникновением обязан
созданию 27-й ракетной дивизии.
Строительство Углегорска начинали с нуля на чистом
поле. Все объекты были важны: строительство казарм, жилых домов, пекарни, бани,
прачечной, столовой, очистных сооружений, т. е. всего необходимого для
нормальной жизни и несения боевого дежурства. Не было дорог для доставки
грузов, не было железнодорожной ветки, вертодром сначала построили временный.
Трасса была лесовозной дорогой, приступили к ее поднятию, отсыпке дорог.
Спешили со строительством казарм.
Жилье строили быстро, за ночь вырастал этаж. А рядом с палатками и первыми
домами новоселов можно было ведрами собирать грибы и ягоды. Вместо планируемых
пяти лет, отпущенных на строительство городка, задачу выполнили за три года.
Жизнь то и дело испытывала людей на прочность, ставила
в самые неожиданные ситуации, проверяла нравственную стойкость и гражданскую
зрелость. И они победили. Ярким солнечным днем 10 февраля 1962 года 27 ракетная
дивизия заступила на свое первое боевое дежурство для выполнения задач по
защите Родины и несла их в течение тридцати лет.
Венцом ратного труда воинов - ракетчиков являются учебно-боевые пуски. Это
эпохальные события в профессиональной жизни каждого ракетчика, Именно в них
наглядно проявляются знания, воля и творческий потенциал всех причастных к
этому событию. Такая проверка способности выполнить боевой приказ Отчизны
гарантирует ее надежную ядерную безопасность. Шло время, переоснащалось
вооружение, менялись поколения людей, но постоянным оставалось одно -
бдительное несение боевого дежурства, за что по итогам про верки Генерального
штаба ВС СССР в 1989 году большой был награжден орденами и медалями. С 1991 по
1993 годы пошло упразднение военно-политических структур дивизии,
расформирование полков. В феврале 1994 года дежурные силы 27-й ракетной
дивизии заступили на боевое дежурство в последний раз. Как много было сделано
за тридцать лет!
Сегодня городок гордится своими уважаемыми ветеранами. Они не были пассажирами
27-й ракетной дивизии, они были ее рулевыми. За каждой фамилией - неповторимая
судьба, конкретные дела. Они гордятся своей сопричастностью к делу, которое
положило начало такому великому событию на Дальнем Востоке, как открытие
космодрома. Генерал-майор Александр Николаевич Винидиктов - последний командир
27-й ракетной дивизии и первый начальник космодрома «Свободный». Его большие
организаторские способности, знание людей и обстановки, настрой на новое дело
послужили основой успеха.
Необходимость создания космодрома «Свободный» появилась после распада СССР. В
российской космической политике возникла проблема переноса ряда
военно-космических программ с космодрома «Байконур» на территорию Российской
Федерации. Для решения данной проблемы и сохранения независимой космической
политики РФ были исследованы районы России от западных до восточных границ в
поиске места размещения нового космодрома и отобраны три места, наиболее
отвечающие критериям отбора.
Но самым приемлемым районом оказался район дислокации сокращаемой в
соответствии с Договорами СНВ-1 и СНВ-2 27-й ракетной дивизии вблизи города
Свободного. Есть жилой городок на десять тысяч жителей, технический и стартовый
комплексы, дорожная сеть. Географическое положение относительно территории
России южно-широтное. Широк спектр орбит выведения космических аппаратов, и
районы падения отделяющихся верки Генерального штаба ВС СССР в 1989 году
большой был награжден орденами и медалями. С 1991 по 1993 годы пошло
упразднение военно -- политических структур дивизии, расформирование полков. В
феврале 1994 года дежурные силы 27-й ракетной дивизии заступили на
боевое дежурство в последний раз. Как много было сделано за тридцать лет!
Сегодня городок гордится своими уважаемыми ветеранами. Они не были пассажирами
27-й ракетной дивизии, они были ее рулевыми. За каждой фамилией - неповторимая
судьба, конкретные дела. Они гордятся своей сопричастностью к делу, которое положило
начало такому великому событию на Дальнем Востоке, как открытие космодрома.
Генерал-майор Александр Николаевич Винидиктов - последний командир 27-й
ракетной дивизии и первый начальник космодрома «Свободный». Его большие
организаторские способности, знание людей и обстановки, настрой на новое дело
послужили основой успеха.
Необходимость создания космодрома «Свободный» появилась после распада СССР. В
российской космической политике возникла проблема переноса ряда
военно-космических программ с космодрома «Байконур» на территорию Российской
Федерации. Для решения данной проблемы и сохранения независимой космической
политики РФ были исследованы районы России от западных до восточных границ в
поиске места размещения нового космодрома и отобраны три места, наиболее
отвечающие критериям отбора.
Авиакомпания
« Благовещенские авиалинии»
Возможности у «Благовещенских авиалиний» большие, хотя
потенциал
используется не весь.
2004 год для этой компании - не лучший из 6 предыдущих лет с
момента ее организации. Уменьшились объемы работы в связи с окончанием
договора о перевозке рабочих вахтовиков на остров Сахалин.
Выполнение же социально-заказных рейсов на самолетах Як-40 по маршруту
«Зея-Тында» обслуживание объектов лесоохраны, санитарной авиацией отдаленных
районов Приамурья, увы, доходную часть бюджета предприятия особо не пополняют.
В настоящее время проходят дооборудование под пассажироперевозки
самолеты Ан-3; осталось получить сертификат, и тогда возобновятся рейсы в
Экимчан, центр Селемджинского района.
дальнейшие перспективы руководство «Благовещенских авиалиний» связывает с
развитием дальневосточного региона, освоением зоны Байкало-Амурской магистрали.
Существуют большие наработки с заказчиками.
Среди них управление «Бамстроймеханизация» города Тынды, корпорация
«Трансстрой», которая планирует продолжить строительство дороги «Улак-Эльга»;
ряд других организаций, намеренных соорудить три терминала на БАМе.
С руководством порта Ванино Хабаровского края есть договоренность, что летчики
«Благовещенских авиалиний» будут перевозить вахтовых рабочих в тот
регион. Уже готовятся техника и летный состав. К сентябрю этого года у
авиакомпании должно быть «на лету> 10 вертолетов. Из них З более мощных
Ми-8, МТВ. Осваиваются самолеты Ая-74, Ан-2б, Б-100.
В конце июля начнется перевозка вахтовых бригад мехколонны в Читинскую область
из Тындийского аэропорта.
Там будет строиться вторая железнодорожная колея от Карымского до Забайкальска.
Пассажиропоток Приамурья в последние годы заметно уменьшился из - за низкой
покупательской возможности граждан, поэтому местной авиакомпании при таких
объемах не выжить, если не предпринимать подстраховочные варианты.
Летный состав в основном задействован полностью, поданы заявки на молодых
специалистов в летные училища. По возрастной градации пилоты этой авиакомпании
еще не выработали свой ресурс.
В середине 20 века численность Благовещенского объединенного авиаотряда
превышала 2400 человек.
Авиация в 70-80 годы была наиболее востребована. Пик развития пришелся на 92-93
годы, когда осваивался самолет Ту-154. Ну а затем грянула перестройка, кривая
подъема резко поползла вниз. Коэффициент востребованности летного состава упал
до 10 %. Многие пилоты, специалисты вынуждены были уйти в другие сферы
деятельности.
Остались те, кто рожден летать и больше ни в каком другом качестве себя не
представлял. Из них в 1998 году и была создана авиакомпания «Благовещенские
авиалинии».
Поначалу сложно выстраивались ее экономические взаимоотношения: год взлета с
объемами работ, год - посадка, томительное ожидание «ясной погоды». Но люди не
теряли надежды. Командиры экипажей компании - пилоты первого класса.
|
|
|
|
|