РУБРИКИ |
Экономическая характеристика индии |
РЕКЛАМА |
|
Экономическая характеристика индииЭкономическая характеристика индииМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА РЕФЕРАТ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИИ Научный руководитель: Федорченко О.И. Выполнила ученица 10 «В» класса Лоткова Ирина Петровна 1999 г. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1. Название страны и состав территории. 2. Экономико - географическое и политико-географическое положение. Влияние 3. Особенности населения. Демографическая политика. 4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства. 5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития. 6. География основных промышленных комплексов и отраслей. 7. Специализация сельскохозяйственного производства. 8. Развитие транспортного комплекса. 9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины,
обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. 10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах. 1. Название страны и состав территории. Индия - одно из крупнейших государств мира, располагающее огромными
природными и людскими ресурсами, большим научным потенциалом. В настоящее
время в Индии 25 штатов. Это Андха-Прадеш, Арунагал- Прадеш, Ассам, Бихар, 2. Экономико- географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени. Республика Индия, государство в Южной Азии: 3,3 млн. км.кв. Индия граничит на северо-западе с Афганистаном и Пакистаном, на севере - с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке с Бирмой и Бангладеш. На юге Полкский пролив и Манарский залив отделяют от Индии Шри-Ланку. По проливу Грейт-Чаннел между островами Большой Никобар и Суматра проходит морская граница между Индией и Индонезией. Индия омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским
заливом. Большую часть полуострова Индостана занимает Деканское
плоскогорье, на севере - Индо-Гангская равнина и высочайшие горы земли С начала 16 века происходило постепенное завоевание Индии
европейскими колонизаторами (португальцами, голландцами, французами). До середины 19 века Индия - феодальная страна с замедленным
развитием социально-экономических отношений. Спецификой Индии явилось
господство освященной индуизмом общинно кастовой социальной структуры. В
конце 19 века усилилось развитие капитализма, возникли национальные
монополии. Обострились противоречия между индийской буржуазией и английским
империализмом. После второй мировой войны английское правительство
вынуждено было предоставить Индии независимость. В 1950 году Индийский Союз
стал Республикой. Индия придерживается политики международного
сотрудничества, выступает против военных блоков и неоколониализма. В международных делах Индия проводит самостоятельный курс. Пройдя
через все тяготы почти двухсотлетнего господства иноземных колонизаторов,
она стоит на стороне тех, чьи свобода и независимость попирались и
попираются империализмом. Индия в немалой степени содействовала национально-
освободительному движению в бывших колониях, поддержала героическую борьбу
вьетнамского народа против агрессии США, решительно осуждает расизм и
апартеид в Южной Африке, выступает за справедливое урегулирование на 3.Особенности населения. Демографическая политика. Индия - самая населенная страна в мире после Китая. В 1952 году
правительство Индии приняло общенациональную программу планирования семьи. В период между переписями 1971 и 1981 гг. население Индии росло на Индия - многонациональное государство. Ее населяют крупные народы, представители которых отличаются друг от друга и внешним обликом, и языком, и обычаями. Хинди и урду имеют единую грамматику и общий запас обиходных слов, их
нередко рассматривают как две литературные формы единого языка хиндусташ. Народы Южной Индии говорят на языках дравидийской семьи. Это толугу В центральных областях Индии живут труппы австралоидных малых народов, чьи языки относятся к группе мунда (австразийская семья). Северо-восточные штаты Индии населяют малые народы, во внешности которых присутствуют монголоидные черты. Это манипури, опипера, гаро, нага, лизо и др. Они говорят на языках тибетско-бирманской группы. Исключение составляют кхаш, язак которых относится к мон-кхмерской семье. По переписи 1982 года почти 100% населения Индии религиозны. 4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства. Индия богата полезными ископаемыми. Страна располагает крупнейшими в
мире запасами железной руды, который оценивается в 22 млрд. т., что
составляет ј мировых запасов. Месторождения железных руд встречаются
повсеместно, но наиболее крупные сосредоточены в штатах Бихар, Орисса, Из энергетических полезных ископаемых наибольшее значение имеет
каменный уголь. Запасы угля всех видов в Индии оцениваются в 120 млрд. т. 5.Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития. Индия - аграрно-индустриальная страна. От колониального периода она унаследовала значительную экономическую отсталость и ужасающую нищету громадной массы населения. В состоянии крайнего упадка находилась основная отрасль экономики – сельское хозяйство. По официальным данным, в 1947 году более 60% всей земли принадлежало князьям, феодалам и крупным помещикам- заминдарам, а ее остальная часть была распылена между миллионами мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, находившихся в кабальной зависимости от ростовщиков. Но социально-экономические преобразования в рамках «Курса Неру» вырвали страну из застоя колониального периода, обусловили ее устойчивый хозяйственный подъем. Индустриализация на основе пятилетних планов (объем промышленной продукции за 1951-1985 гг. увеличился более чем в 7 раз) привела к существенным прогрессивным сдвигам в отраслевой структуре экономики. Большие абсолютные размеры индийской экономики обеспечивают достаточно емкий внутренний рынок – не смотря на низкий уровень душевого дохода. Индия в гораздо меньшей степени, чем большинство развивающихся стран, испытывает на себе потрясение структурных и циклических кризисов мирового капиталистического хозяйства и имеет меньшую внешнюю задолженность. Иностранная помощь составляет в настоящее время около 15% бюджета капиталовложений страны. К началу 80-х годов в экономике Индии в основном завершился этап ломки колониальной структуры, а местный капитализм из ведущего социально- экономического уклада превратился в уклад, прямо или косвенно господствующий над всей системой общественного производства. Этому способствовал целый ряд факторов, в том числе создание мощного государственно-капиталистического сектора, усиление процессов концентрации производства и централизации капитала в крупном частнокапиталистическом секторе, опережающее развитие со второй половины 60-х годов мелкого капиталистического предпринимательства города и деревни. Государство активно поддерживает мелкое предпринимательство. Резко
увеличилось число мелких и кустарных промышленных предприятий. Они
обеспечивают работой примерно 9 млн. человек. В мелкокустарном секторе
производится около 5 тыс. наименований промышленных изделий. В экспорте Экономическое развитие Индии идет , однако, крайне неравномерно – в
применении как к секторам и отраслям, так и к регионам и штатам страны. Региональная неравномерность развития служит питательной средой
различных автономистских и сепаратистских тенденций, активно поддерживаемых
и поощряемых внешними силами. По общему объему валового внутреннего
продукта Индия занимает 11-е место в мире. Она – ведущий мировой
производитель арахиса и чая, второй крупнейший производитель риса и
сахара, третий – табака и хлопчатобумажной пряжи. Вместе с тем по уровню
национального дохода на душу населения Индия стоит на 102-м месте в мире. 6. География основных промышленных комплексов и отраслей. Индия предстает крупнейшей индустриальной державой, располагающей многоотраслевым национальным промышленным комплексом, который включает широкий круг производств полного цикла в тяжелой промышленности. Специфика индийской промышленности в том, что она сочетает разнообразнейшие формы производства – от крупных заводов, оснащенных по последнему слову техники, до примитивных кустарных промыслов. Причем характерно, что выпуск продукции на так называемых «зарегистрированных» предприятиях, т.е. с числом рабочих более 10 человек, лишь в два раза превышает объем производства в мелкотоварном секторе. Наибольший рост объемов производства в течение последних 10-15 лет отмечается в нефтеперерабатывающей промышленности и промышленности минеральных удобрений. Нефтеперерабатывающая промышленность Индии насчитывает 14 заводов, рассчитанных на 44,6 млн. т. нефти – сырца в год. Крупнейшие их них: в Нойлли (шт. Гуджарат) – мощностью 7,3 млн т. в
год, в Бомбее – 6 млн. т. и 5,3 млн. т. , в Матхуре ( шт. Уттар-Прадеш) – По выплавке стали (12 млн. т.) Индия занимает 16-е место в мире и 3-
е среди развивающихся стран. Крупнейшие заводы черной металлургии
расположены в Бхилаи (Мадхья-Прадеш), Бонаро (Бихар), Роуркеле (Орисса), 7. Специализация сельскохозяйственного производства. Индустриализация практически не повлияла на отраслевую структуру
занятости населения в силу ориентации современной промышленности, в том
числе и мелкой, на капиталоемкую технологию. Индия оказалась единственной
страной Азии, где доля сельского хозяйства в экономически активном
населении остается с начала 20 в. неизменной – на уровне 70-72%. Достижения самообеспечения зерном - важный успех независимой Индии. В то же время
эта самообеспеченность опирается на сохранение крайне низкого уровня
потребления. Несмотря на «зеленую революцию», уровень агротехники и
урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. При том, что
применение химических удобрений в стране за 70-е годы выросло вдвое и
сейчас они применяются на 55% площадей, занятых под пшеницей, и на 45% -
под рисом, их потребление на 1 га посевных площадей в Индии было в 1983 г.
в 5 раз меньше, чем в Китае, хлопчатника – в 7 раз ниже, чем в Мексике. В Индии вылавливается около 2,5 млн. т рыбы в год ( 7 место в мире), в том числе 2/3 – морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное – на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба – один из существенных продуктов питания. Под сельскохозяйственными угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла практически на всей территории страны, за исключением высокогорной, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более одного раза. Главная причина – недостаточное увлажнение в сухое время года. Рис высаживают преимущественно в основной полевой сезон хариф под
летние дожди на прибрежных низменностях, а так же в долинах Ганга и Просяные ( джовар и баджра) возделываются примерно на ј площадей, занятых в Индии под продовольственные культуры, зернобобовые – на 1/5. Это преимущественно снутренние засушливые и слабоорошаемые районы полуостровной и Центральной Индии, а также Раджастхана. 8. Развитие транспортного комплекса. Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог составляет около 62 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных перевозок Индии, что
составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему
грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К Основные города Индии соединены между собой национальными автострадами, которые постоянно расширяются и реконструируются.. На этих магистралях весьма оживленное движение, развито междугородное автобусное сообщение. Общая протяженность автомобильных дорог Индии с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием за период с 1950/51 г. по 19984/85 г. увеличилась со 157 тыс. км. До 833 тыс. Однако выход к таким дорогам имеют лишь 1/3 населенных пунктов. Большинство индийских дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. При относительно небольшом числе автотранспортных средств (5,2 млн. в том числе 218 тыс. автобусов, 734 тыс. грузовиков и 1,5 млн легковых автомобилей) Индия отличается высокими показателями дорожно-транспортных происшествий. Индия – морская держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них – Бомбей. Значительного развития достиг в Индии воздушный транспорт – как на
международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта –
крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое
число транзитных рейсов иностранных авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную 9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития. Отдельные районы Индии значительно различаются между собой по
уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Экономико-географическое районирование Индии проводится разными
исследователями – индийскими и зарубежными- по-разному. В Индии есть семь
крупных экономико-географических районов : Северный (Уттар-Прадиш),Северо- Дели сочетает функции политико-административного центра Индии с
транспортными, промышленными, культурными. В старым отраслям производства –
текстильной и пищевой добавилось точное машиностроение, металлообработка,
химическая промышленность. В Дели работают три университета, десятки
научно-исследовательских институтов. Северный район - аграрный штат. Он
располагает 18,8 млн. га. Орошаемых площадей и является крупнейшим
производителем зерновыз, в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы,
картофеля, фруктов. Район дает половину индийского сахарного тростника. Для Северо-Запада Индии показательно отсутствие крупной индустрии. Уникальное сочетание полезных ископаемых Восточной Индии обуславливает активную индустриализацию района, главная угольно- металлургическая база Индии. Северо-Восток богат гидроэнергетическими ресурсами, но из-за удаленности района используются они крайне слабо. Центральная Индия – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности. Западная Индия – главный нефтеносный район страны. Южный район важный для рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов. 10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах Удельный вес Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению : доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до 0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары. Главные торговые партнеры Индии: по экспорту – США, Россия, Япония и Основные экспортные товары: чай, железная руда, хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, джут, кожи и товары из нее, жемчуг и драгоценные камни, машины и оборудование.
|
|
© 2000 |
|