РУБРИКИ

Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала


В настоящее время аффинаж золота, добываемого на Приполярном Урале, производится на Касимовском заводе (Рязанская область). В дальнейшем аффинаж предполагается проводить на Екатеринбургском заводе ОЦМ [21].

Производство бентопорошка на 1 этапе намечается в объеме 100 тыс. т в год. При этом их потребление предусматривается на территории ХМАО – Югры в основном геологоразведочными и нефтегазодобывающими организациями для буровых растворов.

С 2008 г. намечается организация добычи угля на Борисовском участке Люльинского месторождения в объеме 100 тыс. т в год. На 1 этапе уголь будет использован в качестве топлива на электростанции, расположенной непосредственно на борту карьера или в с. Саранпауль в 27 км от месторождения. На 1 этапе (2008–2010 гг.) намечается производство электроэнергии в количестве 6 млн. кВт.ч в год с целью использования для производственных нужд предприятий с. Саранпауль и населения.

Кроме того часть добываемого угля предназначается для производства моторного топлива в количестве 3 тыс. т в год и топливных брикетов – 16 тыс. т в год. Моторное топливо и топливные брикеты намечается использовать для местных нужд.



Рисунок 5 – Экономическая оценка производства товарной продукции по видам сырья на 2008–2015 гг.


На II этапе (2011–2015 гг.) добыча и переработка минерального сырья по перечисленным выше видам полезных ископаемых значительно возрастает. Так, добыча россыпного золота с 350 кг в 2010 г. увеличивается до 400 кг в 2015 г., рудного золота соответственно с 600 кг до 1000 кг. Добыча цеолитов возрастет с 20 тыс. т до 30 тыс. т.

В производстве кварцевого особо чистого концентрата намечается в 2012 г. освоить проектную мощность завода – 10,0 тыс. т и дальнейшем сохранить эти объемы.

Объем производства бентопорошка, начиная с 2011 г., должен составлять 300 тыс. т в год. Часть бентонитов предполагается использовать в производстве железорудных окатышей на Качканарском ГОКе. Добычу угля на Борисовском участке намечается с 2011 г. увеличить до 300 тыс. т в год. Соответственно увеличивается производство электроэнергии до 20 млн. кВт.ч, выпуск топливных брикетов до 50 тыс. т, моторного топлива до 10 тыс. т. Кроме того намечается производство кокса в количестве 130 тыс. т, а также бокситов концентрата в объеме 50 тыс. т в год. При этом поставки кокса и бокситов намечаются на промышленные предприятия Урала.

Но главным на 2 этапе является крупномасштабное освоение таких видов сырья как бурый уголь и руда черных и цветных металлов.

2 этап связан с намечаемым вводом в эксплуатацию участка железной дороги Полуночное-Обская в 2010 г. Появляется возможность освоения месторождений бурого угля, железной руды, руд цветных металлов для обеспечения сырьем предприятий промышленного Урала [16].

В соответствии с основными направлениями развития и освоения минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Уральской части ХМАО – Югры к 2011 г. намечено подготовить к эксплуатации запасы: железных руд, обеспечивающие ежегодную добычу в объеме 20 млн. т; угля для добычи 24,5 млн. т; медных руд – 600 тыс. т с ростом до 900 тыс. т в 2015 г.; хромовых руд – 600 тыс. т. к. 2015 году.

С 2011 г. намечается начало добычи бурого угля на Люльинском, Тольинском и Оторьинском месторождениях в объеме 4 млн. т в 2011 г. с увеличением до 16,6 млн. т в 2014 г. и сохранением этого объема в дальнейшем.

В связи с отсутствием на территории ХМАО – Югры электростанций, работающих на буром угле, а также металлургических заводов весь добытый бурый уголь и концентраты железной руды и цветных металлов отправляются по железной дороге на предприятия промышленного Урала [25].

Суммарная их потребность в энергетическом сырье оценивается в 8,7 млн. т или в 15,54 млн. т угля оцениваемых месторождений. Кроме того потребности других потребителей котельно-печного топлива в регионе оцениваются в 1,1 млн. т.

С 2011 г. намечается начало добычи железной руды в объеме 1 млн. т с ростом в 2015 г. до 5 млн. т. Производство железорудного концентрата и поставка его на металлургические заводы Урала соответственно возрастает с 0,5 млн. т в 2011 г. до 2,5 млн. т в 2015 г.

Освоение месторождений медноцинковых руд в округе начинается с 2011 г. с объема добычи 0,3 млн. т и выпуска медного и цинкового концентратов в объеме 28,5 тыс. т с ростом в 2015 г. по добыче руды до 0,6 млн. т и по выпуску концентратов до 57 тыс. т, в т.ч. медного концентрата 39,8 тыс. т при содержании меди 18,83%, и цинкового концентрата 17,1 тыс. т при содержании цинка 45%. Медный и цинковый концентраты намечаются к переработке на Среднеуральском медеплавильном заводе (г. Ревда), а также на ОАО «Святогор» (г. Красноуральск).


Таблица 5 – Основные технико-экономические показатели минерально-сырьевого комплекса на 2015 год


Виды сырья

Технико-экономические показатели

Товарная руда (концентрат)

Товарная продукция, млн. руб.

Эксплуатационные расходы, млн. руб.

Прибыль балансовая, млн. руб.

тыс. т

кг

Уголь бурый

16600

-

5146

4349

797

Железная руда

2500

-

3295

2750

543

Хромовая руда

200

-

570

450

120

Медиоцинковая руда

57

-

710

580

130

Кварцевый концентрат

10

-

1880

1100

780

Бентониты

300

-

427,5

342

85

Уголь Борисовского участка

300

-

608,5

280

329

Золото россыпное

-

400

171

123

48

Золото рудное

-

1000

427

249

178

Цеолиты

30

-

249

180

69

В целом по ХМАО – Югре

19997

1400

13484

10403

3081


Основные технико-экономические показатели минерально-сырьевого комплекса ХМАО представлены в таблице 5. В целом по ХМАО – Югре товарная продукция в денежном выражение на 2015 год будет равна 13484 млн. руб. и большую часть ее будет составлять бурый уголь – 5146 млн. руб. Балансовая прибыль с вычетом эксплуатационных расходов в размере 10403 млн. руб. будет равняться 3081 млн. руб. Большие эксплуатационные расходы приходятся на бурый уголь – 4349 млн. руб., что на прямую связано с большим объемом добычи полезного ископаемого. Наименьшие показатели приходятся на россыпное золото (товарная продукция составляет 171 млн. руб., эксплуатационные расходы – 123 млн. руб. и прибыль балансовая – 48 млн. руб.), что объясняется необъемной добычей. Наибольшая балансовая прибыль будет от бурого угля и кварцевого концентрата и составит 797 млн. руб. и 780 млн. руб. соответственно (рисунок 6).


Рисунок 6 – Экономические показатели балансовой прибыли на 2015 год по видам сырья


3.2 Экономическая валовая ценность потенциальных горнопромышленных узлов


Потенциальные горнопромышленные узлы (ПГПУ) подразумевают под собой локализацию перспективных и потенциально-перспективных объектов недропользования, возможное инфраструктурное развитие которых наиболее рационально проводить совместно. В этом плане крупные и уникальные потенциальные объекты недропользования могут образовывать ПГПУ и при отсутствии вблизи других перспективных объектов [15].

В основе выделения узлов учитываются следующие факторы: концентрация потенциально-перспективных объектов (анализ сближенности), конъюнктурное значение полезного ископаемого. Анализ сближенности проводится на основании тезиса – расстояние внутри узла между наиболее удалёнными друг от друга объектами не должно превышать 15–20 км, что соответствует примерно 30–60 млн. рублей затрат на развитие внутриузловых коммуникаций в рамках реализации проекта [16]. В процессе исследований приполярного Урала были выделены 13 ПГПУ второго порядка, которые были объединены в 6 ПГПУ первого порядка.

Показатели валовой и извлекаемой ценности по рассмотренным потенциальным горнопромышленным узлам представлены в таблице 6. Определению валовой ценности предшествует приведение МСП к условным запасам промышленных категорий (А+В+С1). При расчете извлекаемой ценности учитываются извлекаемые условные запасы (показатели валовой ценности извлекаемого МСП более наглядно представлены на рисунке 7). Коэффициенты приведения различны как для разных типов месторождений и видов сырья, так и для разных категорий (С2, Р1, Р2, Р3, МП) [16].

В свою очередь коэффициенты сквозного извлечения также различны для разных типов месторождений, полезных ископаемых и технологий добычи и переработки сырья. Методика расчета ценностных показателей минерального сырьевого потенциала достаточно подробно рассмотрена в отчете Северной НИГЭ по теме «Составление геологического атласа Урала территории Ханты-Мансийского округа – Югры масштаба 1:500 000» (Душин В.А. и др., 2006) [8, 11]. Стоимостная оценка выполнена в ценах сентября 2007 г.

Грубеино-Тыкотловский ПГПУ второго порядка включает в себя: Грубеино-Тыкотловский рудный узел (свинец, медь, цинк), Тыкотловский узел (рудное золото), проявление Тыкотловское (золото-полиметаллическое).

На территорию Грубеино-Тыкотловского ПГПУ попадает центральная часть Тыкотловского золоторудного узла, где прогнозные ресурсы золота связываются с золото-полиметаллическим (свинцово-цинковым баритсодержащим) оруденением. Содержание золота – 0,5–6 г./т (среднее содержание 2 г/т). Ресурсы спрогнозированы до глубины 100 м, средняя площадная продуктивность – 50 т/км2. Проявление Тыкотловское относится к золото-сульфидно-кварцевой формации [17].


Таблица 6 – Экономическая оценка валовой и извлекаемой ценности потенциальных горнопромышленных узлов в ценах 2007 год, млн. долл.

Номер

ПГПУ первого порядка

ПГПУ второго порядка

Валовая ценность общего МСП

Извлекаемая ценность текущего МСП

Примечание (оцененные объекты)

1

Тыкотлово-Хальмерьинский

1-Грубеино-Тыкотловский

209,23

99,23

Грубеино-Тыкотловский РУ (Cu, Zn, Pb), Тыкотловский РУ (Au)

2-Хальмерьинский

51,79

38,85

Сосновое, уч. Тэлаиз (Au)

Итого:

261,02

138,08


2

Народнинский

3-Кварцевый-1

78,07

66,36

Нестер-Шор (кварц)

4-Кварцевый-2

2,21

1,87

Омега-Шор, Ц. Паток (кварц), Саранхапнер (жадеит)

5-Кварцевый-3

6,72

5,71

Додо, Пуйва, Хусь-Ойка, Зейка, Альфа-Шор, Бета-Шор (кварц)

Итого:

87,00

73,95


3

Вольинский

6-Люльинский

7679,13

6478,73

Люльинское, Северо-Люльинское (Уб), Малолюлинское, Люльинская вп. (бокситы), Люльинское, Мысовское (цеолиты)

7-Малохорасюрский

6820,40

4979,43

А-4, Усть-Кевталапьинское, Хальпсаватимское, Усть-Мало-Турупьинское, Больше-Турупьинское, Хорасюршорское, Верх. Большая Турупья, Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (Fe), Усыншорское, Войвожское (Cu)

8-Янытурьинский

2776,51

2030,17

Маньтурьинское, Хорасюрское, Янытурьинское (Fe), Турупьинская вп. (бокситы)

8а-Ятринский

3466,07

2946,16

Ятринское, Восточно-Семьинское (Уб)

9-Охтлямский (Туяхланьинский)

3154,65

2304,15

А-4, Охтлямское, Северовольинское (Fe), Туяхланьинское (Cr), Западное (Cu, Zn, Au)

9а-Инясьский

3233,38

2748,37

Охтлямское, Семьинское, Инасское (Уб)

Итого:

27130,14

21487,01


4

Оторьинский

10-Оторьинский

12385,38

10521,07

Оторьинское, Тольинское, Няйское (Уб), Ялбыньинская площадь (бокситы)

Итого:

12385,38

10521,07


5

Усть-Маньинский

11-Лопсинский

694,44

589,51

Лопсинкое, Сарминское (Уб), Лопсинская площадь (бокситы)

12-Усть-Маньинский

902,73

660,87

Усть-Маньинское (Уб), Усть-Маньинское (бентониты)

Итого:

1597,17

1250,38


6

Малососьвинский

13-Малососьвинский

297,39

240,76

Малососьвинское (Cu, Zn), Лопсинско-Леплинская площадь (Ук)

Итого:

297,39

240,76


Итого по узлам:

41758,11

33711,24




Рисунок 7 – Экономическая оценка валовой ценности извлекаемого МСП в ценах 2007 года по ПГПУ первого порядка


Низкая геологическая изученность объектов, попадающих на территорию данного узла, позволяет оценить его только по показателям, характеризующим потенциальную ценность. Так валовая ценность общего минерально-сырьевого потенциала составила около 209 млн. долл., а извлекаемая ценность текущего минерально-сырьевого потенциала – 99 млн. долл. (таблица 6). Полученный результат позволяет сделать вывод о высокой перспективности узла на обнаружение на его территории промышленных объектов, однако, низкая изученность не позволяет прогнозировать вовлечение в хозяйственный оборот перспективных участков недр, входящих в его состав, ранее 2020 г.

Хальмерьинский ПГПУ включает в себя малое месторождение Сосновое, участок Тэлаиз и фрагмент Хобеизской рудной зоны. Данный узел охватывает одну из наиболее изученных территорий. Объекты, входящие в его состав относятся к золото-кварцевому и золото-сульфидно-кварцевому типам. В рамках «Схемы развития и размещения производительных сил ХМАО – Югра до 2020 г.» освоение этих объектов предполагается вне зависимости от решения вопроса о строительстве железной дороги. На территории узла имеются перерабатывающие мощности объемом 30 тыс. т руды в год, что при среднем содержании свыше 15 г./т позволяет уже в 2008 году извлекать до 0,5 т золота в год [17].

Геолого-экономическая оценка малого месторождения Сосновое и участка Тэлаиз проводилась неоднократно и свидетельствуют о целесообразности освоения этих объектов. С высокой степенью достоверности можно предположить в ближайшие годы кратное увеличение запасов (за счет участка Телаиз), полную загрузку существующих мощностей (30 тыс. т руды в год) и выход на проектные объемы (120 тыс. т руды в год). Валовая ценность общего минерально-сырьевого потенциала Хальмерьинского узла составляет 52 млн. долл., а извлекаемая ценность текущего минерально-сырьевого потенциала – 39 млн. долл. (таблица 6).

Хобеизская рудная зона включает в себя объекты золото-кварцевого типа, типа минерализованных зон и др. Хальмерьинский, Воргашорский и Яротошорский участки с авторскими ресурсами 321 т могут быть оценены только в плане потенциальной ценности. Территориально зона слишком обширна (более 1200 км2) и попадает на территорию сразу двух ПГПУ второго порядка (Хальмерьинский и Кварцевый-2) при том, что основная ее часть остается вне интересующих агломераций. Для оценки перспективности вовлечения зоны в хозяйственный оборот информации недостаточно.

При наличии железной дороги в границах Тыкотлово-Хальмерьинского ПГПУ первого порядка на базе Олыся-Мусюрского проявления возможно строительство предприятия по добыче хромовой руды мощностью к 2015 г. 400 тыс. т сырой руды и 200 тыс. т концентрата. Таким образом, на Тыкотлово-Хальмерьинском ПГПУ первого порядка к 2015 г. возможно производство товарной продукции в объеме 0,2 млн. т.

Кварцевый – 1, Кварцевый – 2, Кварцевый – 3. Эти три узла второго порядка, объединённых в Народнинский ПГПУ первого порядка, целесообразно рассматривать вместе. Основой их ценности являются месторождения кварца. Наибольший промышленный интерес из всего многообразия полезных компонентов, представляет жильный кварц, служащий сырьем для производства особо чистого кварца. Крупнейшее месторождение на данной территории – Додо, входящее в состав ПГПУ второго порядка Кварцевый-3. В настоящее время ОАО «Полярный кварц» реализует проект по разработке месторождений Додо, Неройка, Хусь-Ойка, в рамках которого с 2006 года добывается 20 тыс. т сырья с последующим производством 10 тыс. т концентрата в г. Нягань. К месторождениям ПГПУ №5 построена автомобильная дорога от с. Саранпауль, по которой планируется вывозить сырье (далее от с. Саранпауль планируется использовать речной транспорт). Таким образом, развитие ПГПУ второго порядка Кварцевый-1, 2, 3 будет осуществляться независимо от строительства железной дороги. Что касается других полезных ископаемых, потенциальные объекты недропользования по которым располагаются на территории, рассматриваемых ПГПУ второго порядка (проявления Саранхапнер и Баритовое), они представляют значительно меньший интерес для промышленного освоения. Проявление Саранхапнер: в линзе антигоритовых серпентинитов обнаружены блоки белого жадеита (авторские запасы – 33 т). При условии подтверждения ресурсов жадеита по качеству их отработка будет производится вручную, предполагаемые объемы к вывозу несущественны [17].

Валовая ценность общего МСП Народнинского ПГПУ первого порядка составляет 87 млн. долл., извлекаемая ценность текущего МСП – 74 млн. долл. (см. таблица 6), при этом около 90% ценности приходится на ПГПУ второго порядка Кварцевый-3.

Люльинский ПГПУ. В состав узла входят следующие участки недр: Люльинское месторождение бурого угля среднее по запасам, Северо-Люльинское проявление бурого угля, Люльинская впадина (бурый уголь), Мало-Люльинское проявление бокситов, Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов малые, Ойкахуяньинское проявление меди. Рассматриваемый узел находится в непосредственной близости от с. Саранпауль (27 км).

При разработке Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения, исходя из местных потребностей, производство планируется на уровне 100 тыс. т в год до 2010 года, а с 2011 увеличение до 300 тыс. т [16]. При этом суммарные затраты на полное освоение составят около 736 млн. руб., согласно бизнес – проекту ЗАО «РТФПК». При наличии железной дороги производительность карьера на Люльинском месторождении составит 2,9 млн. т товарного угля при добыче 3 млн. т угольной массы.

Кроме Люльинского месторождения бурого угля промышленный интерес среди представленных объектов имеют Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов. Высокое качество цеолитов определяет их ценность. К 2010 году планируется добывать 30 тыс. т цеолитов в год []. При этом капитальные затраты на освоение составят около 200 млн. руб. Геологическое строение подсказывает, что, возможно, Люльинское и Мысовское месторождения цеолитов являются по сути флангами одного месторождения. Их параллельная отработка в настоящее время в большей степени обусловлена конкуренцией – у месторождений разные собственники. Меньшие запасы Мысовского месторождения определяют его возможности по добычи в 10 тыс. т в год.

Таким образом, Люльинский ПГПУ второго порядка способен производить до 2,94 млн. т товарной продукции в год.

В целом валовая ценность Люльинского ПГПУ второго порядка составляет 7,7 млрд. долл., а извлекаемая ценность без учета металлогенического потенциала – 6,5 млрд. долл. (таблица 6).

Малохорасюрский ПГПУ. Его составляют: Усть-Кевталапьинское, Хальпсаватьинское, Усть-Мало-Турупьинское, Больше-Турупьинское, Хорасюршорское, Верховье–Большая Турупья (железо, качканарский тип), Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (железо, волковский тип) Санклымьинское, Усыншорское, Межгорное (апатиты), Усыншорское, Войвожское (медь, волковский). Проявления апатитов совпадают с проявлениями железных руд волковского типа. Апатиты встречаются непосредственно среди комплексных медно-титаномагнетитовых руд, что фактически существенно ухудшает их ценность. Железные руды качканарского и комплексные руды волковского типа Уральской части ХМАО – Югры в настоящее время и в обозримом будущем невостребованы предприятиями промышленного Урала. Поэтому объекты этого геолого-промышленного типа выпадают из более подробной оценки. Проявление медных руд Войвожское: в кварцевых песчаниках и сланцах рассеянная вкрапленность и мелкие шлиры халькозина, ковеллина. Прогнозные ресурсы – 30 тыс. т меди, при среднем содержании – 0,2%. Промышленного интереса не представляет [16].

Малохорасюрский ПГПУ второго порядка по показателям потенциальной ценности лидирует среди выделенных узлов. Валовая ценность составляет 6,8 млрд. долл., извлекаемая ценность – 5 млрд. долл. (таблица 6). Однако основу его ценности составляют невостребованные ресурсы минерального сырья.

Янытурьинский ПГПУ второго порядка включает в себя следующие проявления: Маньтурьинское (железо, качканарский тип), Янытурьинское, Хорасюрское (железо, естюнинский тип), Маньтурья, Турупьинская впадина (бокситы). Основной промышленный интерес представляет Янытурьинское проявление железных руд, его оценка произведена ниже в совокупности с другими проявлениями скарновых железных руд Вольинского ПГПУ первого порядка. Проявление Хорасюрское не представляет промышленного интереса в обозримом будущем в связи с крайней незначительностью имеющихся на проявлении ресурсов (всего 1,8 млн. т).

В целом потенциальная ценность рассматриваемого узла по показателю валовой ценности общего минерально-сырьевого потенциала составляет 2,8 млрд. долл., извлекаемая ценность минерально-сырьевого потенциала – 2 млрд. долл. (таблица 6).

Ятринский ПГПУ; Инясьский ПГПУ. Выделение этих узлов обосновывается возможной необходимостью привлечения ресурсов бурых углей для покрытия роста потребностей, а также в качестве резерва для объектов первоочередной разработки (Люльинское, Тольинское, Оторьинское). Основу их ценности составляют ресурсы следующих проявлений и месторождений: Ятринское, Восточно-Семьинское, Семьинское, Инасское. Их вовлечение в хозяйственный оборот планируется осуществить за пределами 2020 года. В связи с этим оценка по данным узлам производилась на основании только показателей потенциальной ценности (см. таблица 6). Валовая ценность Ятринского ПГПУ оценена в 3,5 млрд. долл., Инясьского – 3,2 млрд. долл., извлекаемая ценность соответственно – 2,9 и 2,7 млрд. долл.

Охтлямский (Туяхланьинский) ПГПУ на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных узлов в плане развития крупномасштабного недропользования Уральской части ХМАО – Югры. Основу его ценности составляют проявления железных руд естюнинского, Охтлямское, Северовольинское), проявление медноцинковых руд Западное (медь, цинк, золото, серебро), а также целый ряд мелких менее существенных проявлений [17].

Промышленное освоение железорудных объектов Вольинского ПГПУ первого порядка: Янытурьинского (Янытурьинский ПГПУ второго порядка), Охтлямского, Северовольинского и А4 (Охтлямский ПГПУ второго порядка) проявлений железа к 2015 году потребует 21,2 млрд. руб. инвестиций на строительство предприятий суммарной мощностью 5 млн. т по сырой руде, 2,5 млн. т концентрата.

Таким образом, Вольинский узел с учетом угля и цеолитов в состоянии производить в 2015 г. до 5,5 млн. т товарной продукции.

Извлекаемая ценность минерального сырья Охтлямского ПГПУ без учета металлогенического потенциала составляет около 2,3 млрд. долл. (таблица 6).

Оторьинский ПГПУ. Основную ценность представляют месторождения бурого угля: Оторьинское, Тольинское и Няйсское. Месторождения оценены до глубины 300 м. Марка углей – Б-3. Запасы учтены Государственным балансом в качестве резервных. На базе этих двух месторождений ежегодная добыча может составить 16 млн. т угольной массы с выпуском товарного угля в объеме 13,7 млн. т [16].

Оторьинский ПГПУ второго порядка имеет минерально-сырьевую базу способную обеспечить до 13,7 млн. товарного угля в год. Этот узел лидирует как по показателям, характеризующим возможные объемы производства товарной продукции в натуральном выражении, так и по потенциальной ценности МСП. Извлекаемая ценность текущего МСП составляет 10,5 млрд. долл. (таблица 6).

Несомненно, стоит упомянуть о Маньхамбовском рудном узле и проявлении Турман (редкие металлы, уран) в частности. Выделение этого объекта в отдельный потенциальный горнопромышленный узел не представляется целесообразным. Однако, нуждается в рассмотрении при оценке Оторьинского ПГПУ первого порядка. В связи с неясными перспективами проявления как потенциального месторождения и ординарными содержаниями полезных компонентов в период до 2015 года не предполагается его промышленное освоение. Маньхамбовское и Нахорское проявления железных руд скарнового геолого-промышленного типа так же до 2015 года не будут вовлечены в промышленное освоение в связи с их низкой изученностью и небольшим объемом ожидаемых запасов (около 40 млн. т по двум объектам) [21].

Лопсинский ПГПУ. В его состав входят следующие объекты: Лопсинское месторождение (бурый уголь), Лопсинский участок (медные руды), Лопсинская площадь (бокситы). В большей степени выделение этого узла связано с его потенциальной ценностью, которая по показателю извлекаемой ценности текущего минерально-сырьевого потенциала составляет 590 млн. долл. (таблица 6).

Наиболее изученным объектом на территории является Лопсинское месторождение бурых углей, находящееся в государственном резерве. Вовлечение месторождения в эксплуатацию в обозримой перспективе не планируется в связи с тем, что в этот период рост потребности в бурых углях можно обеспечить за счет уже оцененных Оторьинского и Тольинского месторождений, а также в связи с тем, что месторождение достаточно удалено от местных потенциальных потребителей.

Руды этого проявления не планируются к промышленной отработке в рассматриваемый период в связи с их низким качеством и незначительным объемом. По аналогичным причинам не оценена Лопсинская площадь, перспективная на бокситы [16].

Усть-Маньинский ПГПУ. Его выделение связано, кроме перечисленных критериев, с относительно более высокой доступностью и удобным расположением. Он находится в окрестностях пос. Усть-Манья. Извлекаемая ценность текущего МСП оценена в 661 млн. долл. Основу его ценности составляют Усть-Маньинское месторождение бурого угля и одноименное месторождение бентонитовых глин.

Малососьвинский ПГПУ. Узел включает в себя Малососьвинское медноцинковое проявление и Апсинское проявление каменного угля.

На Малососьвинском проявлении выявлено две неоконтуренных зоны халькопирит-сфалерит-пиритовой минерализации. В первой зоне (300х10х200 м) запасы меди оценены в 22,5 тыс. т при среднем содержании 0,8%, цинка соответственно – 44,4 тыс. т и 4%. По второй зоне отмечено содержание меди до 0,3%. Руды данного проявления можно оценить как рядовые, а их незначительный объем не позволяет рассчитывать на введение этого объекта в хозяйственный оборот до 2015 г. В результате геологоразведочных работ возможно выявление промышленного объекта, развитие которого предполагается за рамками временного интервала исследований, предположительно до 2020 г. [5].

Имеющиеся данные по этому проявлению не позволяют предположить возможность введения его в хозяйственный оборот в обозримой перспективе. Исходя из вышеизложенного, рассматриваемый узел целесообразно оценить по показателям потенциальной ценности. Извлекаемая ценность текущего МСП Малососьвинского ПГПУ определена в размере 240 млн. долл. (таблица 6).

Что касается оценки ресурсов исследуемой территории по россыпному золоту и платине, то такие работы проводились неоднократно. Производить учет отдельных россыпей, попадающих на территорию выделенных ПГПУ на наш взгляд нецелесообразно по следующим причинам: технология отработки россыпей не предполагает значительных капитальных затрат; малый срок отработки отдельной конкретной россыпи. Общие перспективы по добыче россыпного золота на всей территории Уральской части ХМАО – Югры оцениваются к 2015 г. в объеме 400 кг в год, что требует инвестиций в размере 163 млн. руб.

Рассмотренные узлы второго порядка скомпонованы в ПГПУ первого порядка. Подобная агломерация позволит существенно снизить затраты на переработку сырья. Таким образом, по горнопромышленным узлам 1-ого порядка в 2015 г. возможны следующие объемы производства товарной продукции и вывоза:

– Тыкотлово-Хальмерьинский до 0,2 млн. т;

– Народнинский до 20 тыс. т;

– Вольинский до 5,5 млн. т;

– Оторьинский до 13,7 млн. т;

– Усть-Маньинский до 0,3 млн. т;

– Малососьвинский – освоение за пределами 2015 г.



3.3 Экономическая оценка энергопотребления и расходов на строительство железной дороги


Масштабное освоение минерально-сырьевого потенциала потребует значительного количества электроэнергии. Укрупненный расчет потребности в электроэнергии выполнен для 2015 г. и 2020 гг. Результаты расчетов приведены в таблице 7.


Таблица 7 – Экономическая оценка потребности в электроэнергии

Виды сырья


Расход электроэнергии на единицу сырья

2015 г.

2020 г.

Объем произво

дства

Расход электроэнергии

Объем произво

дства

Расход электроэнергии

млн. кВт.ч

%

млн. кВт. ч

%

Товарный бурый уголь

36,46 кВт. ч/т

16,6 млн. т

605,2

65,6

16,6 млн. т

605,2

56,9

Железный концентрат

90,56 кВт. ч/т

2,5 млн. т

226,4

24,6

3,5 млн. т

317,0

29,8

Хромовый концентрат

103,5 кВт. ч/т

0,2 млн. т

20,7

2,2

0,4 млн. т

41,4

3,9

Медный и цинковый концентраты


685,96 кВт. ч/т


57 тыс. т


39,1


4,2


95 тыс. т


65,2


6,2

Золото россыпное

17500 кВт. ч/кг

400 кг

7,0

0,8

500 кг

8,7

0,8

Золото рудное

9900 кВт. ч/кг

1000 кг

9,9

1,1

1200 кг

11,9

1,1

Бентопорошок

43,67 кВт. ч/т

0,3 млн. т

13,1

1,4

0,3 млн. т

13,1

1,2

Кварцевое сырье

27,5 кВт. ч/т

20 тыс. т

0,55

0,06

20 тыс. т

0,55

0,05

Цеолиты

10,33 кВт. ч/т

30 тыс. т

0,31

0,03

40 тыс. т

0,42

0,04

Итого

-

-

922,26

100

-

1063,47

100


Для расчета общего расхода электроэнергии используется следующая формула:


РЭо = РЭед * ОП (9)


где РЭед – расход электоэнергии на единицу сырья;

ОП – объем производства по видам сырья.

В целом по видам сырья за 2015 год ожидается расход электроэнергии в размере 922,26 млн. кВт. ч, из них больший расход приходиться на бурый уголь 65,6%, а наименьшие расходы на кварцевое сырье и цеолиты – 0,06 млн. кВт. ч и 0,03 млн. кВт. ч соответственно. К 2020 году расход электроэнергии возрастет до 1063,47 млн. кВт. ч, по расходам на сырье потребление не измениться.

Основными потребителями электроэнергии будут горнообогатительные предприятия по разработке буроугольных (65,6–59,6% от всей потребности) и железорудных (24,6–29,8%) месторождений, приуроченных к Вольинскому и Оторьинскому ПГПУ I порядка, на долю которых в 2015 г. приходится 94,4%, а в 2020 г. – 90,5% от общего количества потребляемой электроэнергии (табл. 8).


Таблица 8 – Распределение потребности в электроэнергии горных предприятий по потенциальным горнопромышленным узлам первого порядка

ПГПУ I порядка

2015 г.

2020 г.

млн. кВт.ч

%

млн. кВт.ч

%

Тыкотловско-Хальмерьинский

31,1

3,7

57,7

5,4

Народнинский

1,25

0,14

1,45

0,14

Вольинский

359,91

39,0

450,62

42,4

Оторьинский

511,1

55,4

511,1

48,1

Усть-Маньинский

14,5

1,6

14,8

1,4

Малососьвинский

1,4

0,15

27,8

2,6


922,26

100

1063,47

100


В настоящее время постоянной транспортной связи промышленного Урала с Приполярным и Полярным Уралом по восточному склону Уральского хребта не существует.

Намечаемый к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги нормальной колеи, автомобильной дороги федерального значения, линии электропередачи, трубопровода магистрального транспорта газа должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность маневра материальными ресурсами на территории Российской Федерации, увеличивается ее экономическая и оборонная безопасность.

Наличие железной дороги в рассматриваемом регионе будет способствовать удешевлению строительства объектов промышленного производства за счет сокращения затрат на перевозку материалов и оборудования.


Рисунок 8 – Экономическая оценка расхода электроэнергии за 2015 и 2020 годы по видам сырья, %


Строительство железной дороги вдоль восточного склона Урала решает не только экономические – освоение богатств территории, но и острые социальные вопросы, прежде всего – создания дополнительных рабочих мест.

Целесообразность строительства железной дороги по восточному склону рассматривалась учеными и правительственными органами неоднократно. Одна из первых работ по перспективам освоения природно-ресурсного потенциала северных территорий Урала была проделана СОПСом АН СССР в 1941 г. В 1950 г. Совет Министров СССР обязал Госплан СССР совместно с АН СССР и заинтересованными ведомствами разработать комплексный план создания Урало-Печорской угольно-металлургической базы. В 1951 г. была организована комплексная Урало-Печорская комиссия, которую возглавил академик Немчинов В.С. Комиссия считала целесообразным строительство железной дороги по восточному склону Уральского хребта и рекомендовала вариант трассы от ст. Полуночная до ст. Подгорная Печорской дороги. В 1975–1976 гг., затем в 1980–1983 гг. Институт экономики УНЦ АН СССР совместно с институтом УЭМИИТ рассматривал 4 варианта трассы железной дороги по восточному склону с пересечением Уральского хребта и выходом на Печорскую дорогу и один вариант по западному склону Урала со строительством дороги Соликамск-Троицко-Печорск. Главная цель строительства дороги – поставки энергетических и коксующихся углей из Воркутинского угольного бассейна на заводы и электростанции Среднего и Южного Урала. Объем перевозок угля оценивался в 10 млн. т в год [39].

В 1990 г. Институт Уралгипротранс на основе предыдущих работ разработал ТЭС по выбору варианта Урало-Печорской железной дороги. Рассматривалось два варианта трассы железной дороги по восточному склону Уральского хребта: от ст. Полуночное с выходом на ст. Сивая Маска и на ст. Харп Печорской железной дороги. До 590 км от ст. Полуночное трасса проложена по восточному склону хребта, а далее по долинам рек Чиги, Харута и Хулга. Трасса подходила к пос. Саранпауль и далее на север до ст. Харп. Длина трассы была определена в 795 км. Предусматривался один главный путь с руководящим уклоном 9 ‰. Объем земляных работ оценивался приблизительно в 6,5 млн. м3 (8,2 тыс. м3 на 1 км пути). Нормативная продолжительность строительства была определена в 8 лет, стоимость строительства в ценах 1984 г. составила 2057 млн. руб. и была рассчитана по аналогу по стоимости 1 км железной дороги [16].

В работе Института экономики УрО РАН 1998 г., выполненной по заданию администрации Ямало-Ненецкого автономного округа рассмотрено пять вариантов железнодорожной связи промышленного Урала и Ямала по западному направлению и три варианта по восточному направлению (Полуночное – Харп, Полуночное – Сивая Маска и Полуночное – Сыня).

Стоимость строительства железной дороги Полуночное – Харп протяженностью приблизительно 830 км была определена также по аналогу и составила 1753 млн. руб. в ценах 1984 г. [16].

Варианты Полуночное – Сивая Маска и Полуночное – Сыня на Печорской железной дороге имеют несколько меньшую длину, но линии проходят на значительном удалении от месторождений и проявлений Полярного Урала, а во втором случае и Полярного Урала и удлиняют по сравнению с трассой Полуночное – Харп расстояние перевозок грузов на 200–300 км.

В 2004 г. ОАО СИБНАЦ разработал технико-экономический проект по инфраструктурному обустройству Приполярного и Полярного Урала. В этой работе предусматривается строительство железной дороги ст. Полуночное – ст. Обская в 50–70 км от предгорьев Уральского хребта по более спокойному рельефу. Трасса имеет относительно меньшее количество пересечений с водными преградами по сравнению с вариантом трассы по предгорьям Уральского хребта [25].

Исходя из объема грузового и пассажирского движения, а также расположения месторождений и добывающих предприятий, намечен план трассы дороги, определено местоположение железнодорожных станций, раздельных пунктов и разъездов.

На трассе железной дороги Полуночное – Обская предполагается разместить 5 станций, к которым подходят подъездные железнодорожные пути от добывающих предприятий, и 35 раздельных пунктов и разъездов.

При размещении станций, раздельных пунктов и разъездов учитывались строительные условия и обеспечение рационального транспортного обслуживания районов тяготения.

Район строительства характеризуется сложными строительными условиями. Земляное полотно дороги будет устраиваться, в основном, в насыпи и только в районе прохождения трассы по Приполярному Уралу, для придания дороге допустимых уклонов, земляное полотно частично будет выполнено в выемке. Протяженность насыпей составит 96% от общей длины трассы, а выемок 4%. Земляное полотно предполагается построить под один путь шириной поверху 6,5 м на прямых участках и соответствующим уширением на кривых. На подтопляемых участках и в местах прохождения дороги по болотам и районам с термокарстом земполотно будет запроектировано в насыпи по индивидуальным проектам.

Для выполнения работ по сооружению земляного полотна в установленные сроки необходимо привлечение 6 механизированных колонн с производительностью 1500 тыс. м3 в год. Каждая механизированная колонна будет выполнять земляные работы на участке протяженностью 130–150 км.

Для завоза строительных материалов и конструкций на всем протяжении дороги предусмотрено строительство временной дороги. Трасса временной автодороги будет проходить по трассе постоянной дороги и после окончания строительства железнодорожного пути будет досыпаться до проектных отметок с укладкой на ней покрытия из железобетонных плит.

Строительство мостов предусматривается осуществлять несколькими мостостроительными отрядами. Строительство труб осуществляется специализированными колоннами строительно-монтажных поездов. Укладка и балластировка пути будет производиться от двух станций примыкания (с севера – от ст. Обская и с юга – от ст. Полуночное).

Мосты располагаются на постоянных водотоках и в заболоченных логах. На периодических водотоках, в незаболоченных логах предусмотрены металлические гофрированные трубы. Мосты и трубы приняты из расчета пропуска расчетного расхода воды вероятностью превышения 1%.

На основном пути железной дороги Полуночное – Обская всего предполагается запроектировать 1061 искусственное сооружение, в том числе:

– малых искусственных сооружений (водопропускных одно- и двухочковых труб) – 959 шт.;

– средних и малых мостов – 91 шт.;

– больших мостов – 11 шт. [25].

Стоимость строительства железной дороги составила 52877 млн. руб. в ценах на начало 2007 г. (табл. 9, I вариант).

Сотрудники отдела комплексных проблем регионального природопользования Института экономики УрО РАН совместно со специалистами Уральского государственного горного университета предложили вариант трассы железной дороги по предгорьям Уральского хребта (см. приложение 1). Предложенная трасса и трасса СИБНАЦ совпадают до 50 км (Бурмантово) и после 570 км. Трасса проведена за границей сочленения Уральской складчатой системы с Западно-Сибирской платформой, т.е. в устойчивой геологической зоне. Трасса проходит максимально близко к известным месторождениям и проявлениям, в то же время их не пересекая [25]. По сравнению с трассой, предложенной СИБНАЦ, разница в расстояниях до месторождений составляет от нескольких километров (Люльинское месторождение) до нескольких десятков километров: до Охтлямского и Янытурьинского железорудных проявлений разница составит 50–55 км, до Западного медноцинкового – около 60 км, до Тольинского и Оторьинского угольных – 40–45 км.

К недостаткам трассы относится большее по сравнению с вариантом СИБНАЦа количество малых и средних мостов (103 по сравнению с 91), водопропускных сооружений (табл. 9, II вариант).

К положительным сторонам этого варианта трассы, помимо близости к месторождениям и устойчивости массива под полотном дороги (см. приложение 1), следует также отнести значительно меньший объем земляных работ (6,5–7,0 млн. м3 против 53,1 млн. м3). Правда земляные работы будут вестись в скальных породах, а не в рыхлых грунтах как в варианте СИБНАЦа.


Таблица 9 – Основные технико-экономические показатели строительства железной дороги по вариантам на 2007 год

Показатели

I вариант

II вариант

Отклонение

Длина дороги, км

814

800

-14

Руководящий уклон, %

9

9

-

Профильный объем земляных работ, млн. м3

53,1

6,5–7,0

-46,1

Большие мосты, шт.

11

8

-3

Средние и малые мосты, шт.

91

103

+12

Водопропускные трубы, шт.

959

1002

+43

Количество перевозных станции, шт.

5

5

-

Количество разъездов, шт.

35

35

-

Стоимость строительства 1 км, млн. руб.

65

н.д.

-

Стоимость строительства всего, млн. руб.

52877

Ок. 60000

+7123


Стоимость строительства дороги для трассы по предгорьям Уральского хребта не определялась, но по ориентировочной оценке затраты на строительство дороги составят около 60 млрд. руб.

Для окончательного выбора того или иного варианта трассы требуется проведение изыскательских работ и технико-экономических обоснований.

Объем перевозок минерального сырья с территории ХМАО – Югры по намеченной к строительству железной дороги по восточному склону Урала представлен в таблице 10. В течение 2011, 2015 и 2020 годов объемы перевозок минерального сырья возрастают в 4 раза, так в итоге по ХМАО за 2011 год объем составляет 5038 тыс. т, в 2015 году – 19867 тыс. т, в 2020 году – 21115 тыс. т. Основной объем составляет энергетический уголь (бурый уголь) и к 2020 году достигает 16600 тыс. т, в наименьшем объеме будут перевозиться бокситы и цеолиты – 50 тыс. т и 40 тыс. т, что объясняется объемами добычи и внешним потреблением данных минеральных ресурсов.


Таблица 10 – Объемы перевозок минерального сырья с Уральской части Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по железной дороге Обская – Полуночное

Виды сырья

Пункт отгрузки (км от ст. Полуночное)

По годам, тыс. т

2011

2015

2020

Уголь энергетический

Люлья (300)

4000

16600

16600

Железная руда

Хорасюр (340)

500

2500

3500

Хромиты

Саранпауль (410)

-

200

400

Медный и цинковый концентраты

Хорасюр (340)

28

57

95

Цеолиты

Люлья (380)

30

30

40

Бентониты

Усть-Манья (160)

300

300

300

Кокс

Люлья (380)

130

130

130

Бокситы

Люлья (380)

50

50

50

Итого по ХМАО


5038

19867

21115




4. Воздействие горнорудной промышленности на окружающую природную среду


Горное производство технологически взаимосвязано с процессами воздействия человека на окружающую среду с целью обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами различных сфер хозяйственной деятельности. Стремительный рост потребления природных ресурсов сопровождается не только изменением количественных масштабов антропогенного воздействия, но и появлением новых факторов, влияние которых на природу, ранее незначительное, становится доминирующим. Наносимый природным компонентам ущерб ведёт к ощутимым последствиям и отражает обратную реакцию этого воздействия.

В России широко проводятся исследования по предотвращению отрицательного воздействия горного производства на окружающую среду. В них принимают участие научно-исследовательские институты Российской Академии наук, различных министерств и ведомств, учебные заведения и другие организации. Это позволило разработать и передать для практического применения в горнодобывающей промышленности крупные мероприятия по охране и рациональному использованию различных видов природных ресурсов при эксплуатации месторождений полезных ископаемых.

Для всех способов разработки месторождений характерно воздействие на биосферу, затрагивающее практически все её элементы: водный и воздушный бассейны, землю, недра, растительный и животный мир. Это воздействие может быть как непосредственным (прямым), так и косвенным, являющимся следствием первого. Размеры зоны распространения косвенного воздействия значительно превышают размеры зоны локализации прямого воздействия и, как правило, в зону распространения косвенного воздействия попадает не только элемент биосферы, подвергающийся непосредственному воздействию, но и другие элементы.

В процессе горного производства образуются и быстро увеличиваются пространства, нарушенные горными выработками, отвалами пород и отходов переработки и представляющие собой бесплодные поверхности, отрицательное влияние которых распространяется на окружающие территории.

В таблице 11 дана качественная сравнительная оценка воздействия на окружающую среду некоторых видов промышленного производства [27]. Как следует из этой таблицы, горное производство оказывает наиболее широкое воздействие на биосферу, затрагивающее практически все её элементы. В то же время воздействие некоторых видов деятельности на отдельные элементы биосферы проявляется более интенсивно.


Таблица 11 – Сравнительная оценка воздействия различных видов промышленного производства на окружающую среду

Отрасль промышленности

Воздействие отраслевой промышленности на элементы биосферы

Воздушный бассейн

Водный бассейн

Земная поверхность

Флора и фауна

Недра

Поверхностные воды

Подземные воды

Почвенный покрой

Ландшафт

Химическая и нефтехимическая


Си


Си


Ср


Ср


Н


Ср


Н

Металлургическая


Си


Си


Н


Ср


Н


Ср


О

Целлюлозно-бумажная


Ср


Си


Н


Н


О


Н


О

Топливно-энергетическая


Си


Си


Н


Н


Н


Н


О

Строительство


Н


Н


Н


Ср


Ср


Н


Н

Транспорт

Ср

Ср

Н

Н

Н

Н

О

Горнодобывающая


Ср


Си


Си


Си


Си


Ср


Си


Примечание: О – отсутствие воздействия;

Н – незначительное воздействие;

Ср – воздействие средней силы;

Си – сильное воздействие.

В связи с осушением месторождений и сбросом дренажных и сточных вод (отходов переработки полезных ископаемых) в поверхностные водоёмы и водотоки резко изменяются гидрогеологические и гидрологические условия в районе месторождения, ухудшается качество подземных и поверхностных вод. Атмосфера загрязняется пылегазовыми организованными и неорганизованными выбросами и выделениями различных источников, в том числе горных выработок, отвалов, перерабатывающих цехов и фабрик.

В результате комплексного воздействия на указанные элементы биосферы существенно ухудшаются условия произрастания растений, обитания животных, жизни человека. Недра, являясь объектом и операционным базисом горного производства, подвергаются наибольшему воздействию. Так как недра относятся к элементам биосферы, не обладающим способностью к естественному возобновлению в обозримом будущем, охрана их должна предусматривать обеспечение научно обоснованной и экономически оправданной полноты и комплексности использования.

Некоторыми авторами сделана попытка классифицировать воздействие горного производства на окружающую среду. Например, японский учёный М. Накао разделяет негативное воздействие горного производства на окружающую среду на следующие группы:

– осадка земной поверхности вследствие образования подземных пустот и полостей, которые возникают при извлечении полезных ископаемых и откачке шахтных вод;

– ущерб сельскому хозяйству и рыболовству от воздействия откачанных шахтных вод;

– ущерб сельскому хозяйству и лесоводству от выделений газов, содержащих сернистые оксиды;

– ущерб живым существам [28].

Эта классификация является очень узкой и не отражает всех особенностей воздействия горного производства на окружающую среду. Более целесообразно классифицировать воздействие горного производства на окружающую среду по отдельным элементам биосферы (таблица 12).


Таблица 12 – Основные виды и результаты воздействия горного производства на биосферу

Элементы биосферы

Воздействие на элементы биосферы

Результат воздействия

Подземные воды

Осушение месторождения, сброс сточных и дренажных вод

Уменьшение запасов подземных, грунтовых и поверхностных вод. Нарушение гидрогеологического и гидрологического режимов водного бассейна

Поверхностные воды

Осушение и перенос поверхностных водоёмов и водотоков, сброс сточных и дренажных вод, водозабор для технических и бытовых нужд предприятий

Загрязнение водного бассейна сточными и дренажными водами. Ухудшение качества вод в результате неблагоприятных изменений гидрохимических и биологических режимов поверхностных и подземных вод

Воздушный бассейн

Организованные и неорганизованные выбросы в атмосферу пыли и газов

Загрязнение (запыление и загазовывание) атмосферы

Земли и почвы

Проведение горных выработок, сооружение отвалов, гидроотвалов, хвосто- и водохранилищ. Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений. Прокладка дорог и других видов коммуникаций

Деформация земной поверхности. Нарушение почвенного покрова.

Сокращение площадей продуктивных угодий различного назначения. Ухудшение качества почв. Изменение облика территории. Изменение состояния грунтовых и поверхностных вод. Осаждение пыли и химических соединений вследствие выбросов в атмосферу. Эрозионные процессы

Флора и фауна

Промышленное и гражданское строительство. Вырубка лесов. Нарушение почвенного покрова. Изменение состояния грунтовых и поверхностных вод. Запыление и загазовывание атмосферы. Производственные и бытовые шумы

Ухудшение условий обитания лесной, степной и водной флоры и фауны. Миграция и сокращение численности диких животных. Угнетение и сокращение видов дикорастущих растений. Снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Снижение продуктивности животноводства рыбного и лесного хозяйства

Недра

Проведение горных выработок. Извлечение полезных ископаемых, вмещающих и вскрышных пород. Осушение месторождения. Обводнение участков месторождения. Возгорание полезных ископаемых и пустых пород. Захоронение вредных веществ и отходов производства. Сброс сточных вод

Изменение напряжённо-деформированного состояния массива горных пород. Снижение качества полезных ископаемых и промышленной ценности месторождений. Загрязнение недр. Развитие карстовых процессов. Потери полезных ископаемых


В последнее время среди других проблем, связанных с минеральными ресурсами, всё большее внимание уделяется проблеме влияния добычи и использования минеральных ресурсов на окружающую среду, что объясняется рядом причин, в том числе:

1. Крупными нарушениями состояний биосферы в ряде горнопромышленных регионов, ставящими под угрозу здоровье проживающих там людей.

2. Возможностью пополнения резервов многих видов минеральных ресурсов в ряде стран только за счёт экологически «грязных» источников, таких, как нефтяные пески, битуминозные сланцы, бедные руды, и др., разработка которых серьёзно угрожает природной среде.

3. Перестройкой в настоящее время или в ближайшей перспективе ряда технологических процессов (из-за энергетических затруднений), которая может существенно ухудшить состояние окружающей среды.

4. Наглядностью отрицательного воздействия горного производства на окружающую среду (создание техногенного ландшафта, нарушение водного и воздушного режимов в горнопромышленных районах и др.).

5. «Ответственностью» минеральных ресурсов, используемых в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве, за экологическую чистоту последующей производственной цепочки.

Следует констатировать, что в проблеме охраны окружающей среды от вредного воздействия горного производства имеется ещё много не решённых вопросов, обусловленных рядом причин объективного и субъективного характера:

– недостаточным обоснованием экологических ограничений в технологии добычи и переработки ископаемых;

– качественными различиями кругооборота вещества и энергии в искусственных (хозяйственных) системах по сравнению с естественными (экологическими);

– противоречиями между требованиями улучшения технико-экономических показателей горного производства и необходимостью сохранения биосферы в оптимальном состоянии;

– недостаточной разработанностью методов экономической оценки природных ресурсов и ущерба, наносимого горным производством элементам биосферы;

– ведомственным подходом к охране и рациональному использованию природных ресурсов;

– недостаточной эрудицией работников горного производства в вопросах экологии [41].

Если раньше охрана окружающей среды предполагала разработку и реализацию мероприятий только защитного характера, то теперь уровень развития производства (и горного производства в частности) требует расширения этого понятия с включением в него и планового управления природными ресурсами.

Для разработки и успешной реализации долгосрочной общегосударственной программы рационального и эффективного использования минеральных ресурсов в сочетании с охраной окружающей среды необходимо под иным углом зрения рассматривать деятельность горного предприятия и интенсивно развивать научные исследования в этом направлении.

Формирование горно-экологического направления соответствует современным тенденциям развития экологии вообще, которая возникла более 100 лет назад как учение о взаимосвязи «организм – среда» и на наших глазах становится теоретической основой поведения в природе человека индустриального общества.

Теоретической и методической основой горной экологии является марксистско-ленинское учение о процессах взаимоотношений человека с окружающей средой. Закономерности этих процессов обусловлены развитием производительных сил общества и общественных производственных отношений. Диалектика отношений общества и природы основана на специфическом положении, которое занимает человек в биосфере. С одной стороны, биосфера является операционным базисом человека, т.е. он потребляет её природные ресурсы, использует происходящие в ней естественные процессы и оказывает при этом на биосферу крупномасштабное воздействие. А с другой стороны, биосфера является средой обитания, и все антропогенные нарушения биосферы, в конечном счёте, отражаются на условиях его жизни и деятельности.

Горноэкологические исследования базируются на широком привлечении данных различных наук для вскрытия и анализа междисциплинарных (в научном отношении) и межотраслевых (в практическом плане) связей, позволяющих подойти к всестороннему рассмотрению проблемы «горное производство и окружающая среда». Такой подход охватывает три аспекта рассматриваемой проблемы: горное производство как объект, воздействующий на окружающую среду; окружающая среда как объект, определяющий условия развития горного производства; взаимодействие этих двух объектов.

В современных условиях решение проблемы оптимизации воздействия горного производства должно основываться на следующих двух концепциях:

1. Интенсивный путь развития горнодобывающей промышленности (концепция интенсификации).

2. Единство проблем рационального использования и охраны недр и рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (горно-экологическая концепция) [27].

О первой концепции. Интенсификация производства предполагает: совершенствование размещения производительных сил и организации общественного производства, использование высокоэффективной техники и технологии, проведение прогрессивной сырьевой политики.

Под интенсификацией горной промышленности понимают: увеличение коэффициента извлечения полезного ископаемого из недр; повышение коэффициента извлечения компонентов из горной массы при обогащении, увеличение удельных производственных мощностей предприятий; повышение эффективности использования земель; снижение общего водопотребления и повышение коэффициента оборотного водопользования; повышение коэффициентов использования накопленных и текущих отходов; обеспечение разведанными запасами действующих, строящихся и проектируемых предприятий; повышение эффективности внешней торговли; снижение уровня затрат на единицу конечной продукции минерально-сырьевого комплекса.

О второй концепции. В соответствии с этой концепцией для успешного решения проблемы рационального использования минеральных ресурсов и охраны недр ее необходимо рассматривать в составе единой проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Горное производство оказывает влияние на все элементы биосферы. В горной практике имели место многочисленные случаи, когда принятые технологические решения оказывались эффективными в снижении себестоимости добычи и переработке полезного ископаемого, но наносили значительный ущерб комплексному использованию минеральных ресурсов. Известны ситуации, когда горнотехнический процесс, положительно воздействуя на один из элементов биосферы, крайне отрицательно влияет на другой. Сущность горно-экологической концепции и заключается в том, чтобы рассматривать любой горнотехнический процесс в его прямой или косвенной связи со всеми элементами биосферы.

В соответствии с этой концепцией процесс принятия окончательного решения по тому или иному варианту техники и технологии с целью обеспечения оптимального уровня воздействия горного производства на окружающую среду должен проходить в два этапа:

– на первом этапе анализируется воздействие данного технико-технологического варианта на каждый элемент биосферы;

– на втором этапе производится суммарная оценка вышеуказанных локальных воздействий и выбирается оптимальный вариант.

Горно-экологическую концепцию необходимо использовать и при рассмотрении деятельности отдельного карьера или рудника, так как высокая экономическая эффективность производства с позиций отдельного предприятия не всегда является таковой с народнохозяйственных позиций, поскольку она достигается порой ценой большого расхода природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Экологическая стратегия развития горнодобывающей промышленности должна строиться на основе оптимизации воздействия горного производства на окружающую среду.

Оптимизация воздействия горного производства на окружающую среду может быть достигнута путем создания экологизированного производства.

Это требует широкого развития горно-экологических исследований, направленных на разработку и последующую реализацию:

– мониторинга той части биосферы, которая подвергается воздействию горного производства;

– принципов и методологии экономической оценки эффективности мероприятий по рациональному использованию минеральных ресурсов и охране окружающей среды;

– техники и технологии малоотходного, а в последующем – безотходного горного производства [23].

Познание законов биосферы и их учет при организации горного производства – важное условие предотвращения вредного воздействия шахт, рудников, карьеров и обогатительных фабрик на природную среду и улучшения ее состояния в будущем. Правильная оценка положений современной экологии даёт возможность путём несущественного изменения системы хозяйственного освоения отдельных регионов согласовать интересы развития промышленности и сельского хозяйства с поддержанием оптимального состояния природной среды.




Выводы и предложения

На восточном склоне Урала, в том числе в пределах транспортного коридора «Урал Полярный – Урал промышленный», сосредоточена подавляющая масса твердых полезных ископаемых территории ХМАО – Югры и ЯНАО. Эта в горнорудном и промышленном отношении территория не освоена, минерально-сырьевой потенциал ее слабо разведан.

К настоящему времени геологические запасы доведены до промышленных категорий лишь по некоторой части сырьевого потенциала (бурые угли, кварцевое сырье, золото, цеолиты и др.).

Территория ХМАО – Югры имеет определенные благоприятные перспективы на выявление промышленных объектов марганцевых и хромовых руд – остродефицитного сырья для всей России. Значительно выше ее перспективы по дефицитным для промышленного Урала железным высококачественным рудам, рудам цветных металлов, бентонитовым глинам и другим полезным ископаемым. В условиях недостаточной изученности можно существенно прирастить в недрах рудный потенциал за счет открытия новых месторождений нетрадиционных и неизвестных ранее геолого-промышленных типов в недрах территории.

Минерально-сырьевой потенциал Уральской части ХМАО – Югры весьма значителен, общая валовая потенциальная стоимость твердых полезных ископаемых в недрах определена в 320,7 миллиардов долл. в ценах 2007 г., извлекаемая ценность продукции может составить несколько десятков миллиардов долларов.

В настоящее время на территории ХМАО – Югры ведется только добыча россыпного золота в долине р. Няртаю в количестве до 160 кг в год; рудного золота на Хальмерьинском ОАО РЭП «Березовское» до 440 кг в год; жильного кварца рядом с поселком Усть-Пуйва Березовского района в объемах 20 тыс. т, из которых кварцевого концентрата 9,2 тыс. т; бурого угля Борисовского участка Люльинского буроугольного месторождения, представленным ЗАО «Российская трансконтинентальная финансово-промышленная корпорация» до 90 тыс. т. Развертыванию добычи полезных ископаемых в регионе препятствует недостаточная геологическая изученность территории, отсутствие наземных транспортных коммуникаций и централизованного электроснабжения. Со строительством железнодорожной магистрали развитие минерально-сырьевой базы округа резко возрастет. Конъюнктура внешнего и внутреннего рынков минерального сырья также благоприятна для развития производства черных и цветных металлов. Цены на минеральное сырье по многим видам за последние два года значительно выросли и тенденция на повышение прогнозируется некоторыми экспертами рынков.

Обеспеченность металлургии Урала местным железорудным сырьем составляет около 35%, медным концентратом – 50%, цинковым – 70%, никель-кобальтовыми рудами – 30–40%, энергетическим углем – около 17%. Отсутствуют коксующиеся угли, практически нет хрома, марганца, редких элементов; не хватает стекольных песков, качественных каолиновых и бентонитовых глин и некоторых других видов сырья. Все эти виды твердых полезных ископаемых в скором времени могут быть выявлены и на территории ХМАО – Югры.

Интенсификация работ по освоению природных богатств восточного склона Урала продиктована временем и направлена на переход Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от неустойчивого моносырьевого экономического развития к стабильному полиминеральному. При прохождении транспортного коридора вдоль восточного склона Урала возникают благоприятные условия для освоения природных ресурсов западной части округа, до настоящего времени практически неосвоенной. Массовыми грузами могут быть потенциально крупные сырьевые ресурсы будущих горнорудных предприятий по добыче бурых, частично каменных углей, железных и медных руд, бокситов, бентонитовых глин и др. Общие объемы перевозок могут достигнуть в 2010 г. до 22 млн. т, в 2015 г. – до 35 млн. т.

Освоение минеральных ресурсов региона на период до 2015 г. предусматривается в два этапа. На первом этапе – намечается добыча в относительно небольших объемах кварца, бентонитов, золота, цеолитов, углей для местных нужд. Выпуск товарной продукции при этом может составить в 2010 г. 67,3 млн. долл.

На втором этапе с 2011 г. при строительстве железной дороги, обеспечивающей связь региона с промышленным Уралом, намечается освоение месторождений углей, железных руд, медноцинковых и хромовых руд. Выпуск товарной продукции при этом достигнет в 2015 г. – 473 млн. долл. Это обеспечит высокий грузооборот будущей железнодорожной магистрали.

Представленные в работе перспективные технико-экономические показатели свидетельствуют о достаточно высокой эффективности освоения месторождений Уральской части ХМАО – Югры.

В работе рассмотрены возможные варианты трассы железной дороги ст. Обская – ст. Полуночная по восточному склону главного Уральского хребта. Предлагается трассу провести по предгорьям хребта возможно ближе к местам расположения месторождений и проявлений полезных ископаемых, стоимость железной дороги составит около 60 млрд. руб.

Месторождения и проявления полезных ископаемых объединены в горнопромышленные узлы, по наиболее перспективным из которых определены ориентировочные объемы энергопотребления, которые в 2020 году будут составлять 1063,47 млн. кВт. ч.

Основные мероприятия, которые можно предложить для более эффективного использования потенциала Приполярного Урала и экономически обоснованного освоения данной территории:

– краткосрочность согласования объектов лицензирования в структурах федеральных органов власти;

– разработка механизма лицензирования в плане передачи объектов геологоразведочных работ, финансируемых из средств федерального бюджета, частному инвестору до полного окончания работ по данным объектам;

– принятие на государственном уровне четких механизмов реализации привлечения частных инвестиций на основе принципов частно-государственного партнерства;

– подбор квалифицированных кадров для выполнения работ при освоение Приполярного Урала и доработки проекта «Урал промышленный – Урал Полярный»;

– проведение комплексного экологического аудита, для того, чтобы вероятный ущерб окружающей природной среде был сведен к минимуму.

В заключение следует отметить ожидаемые результаты при промышленном освоении Приполярного Урала, которые на прямую повысят конкурентоспособность экономики ХМАО – Югры и России в целом:

– радикальное улучшение сырьевой базы промышленности:

– совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры РФ;

– повышение конкурентоспособности промышленности и ускорение развития региональных экономик;

– обеспечение загрузки предприятий не только Урала, но и других регионов России;

– высвобождение за счет снижения цен на сырье ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создание на их базе конкурентоспособных производств;

– снижение затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа Севера и Севера-Востока Западной Сибири;

– увеличение ВВП России к 2010 году на 38% [33, 40].


Список использованной литературы


1. Акимова Е. Большая перспектива Приполярного Урала: возможно ли экологическое чудо без экологических проблем / Е. Акимова // Местное время. – 2008. – №22. с. 6.

2. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Т. II. Природа. Экология. Ханты-Мансийск – Москва: 2004. – 152 с.

3. Бурков А. Региональный проект «Урал промышленный – Урал Полярный» – основа социальных преобразований в крае / А. Бурков // Российская газета – Национальные проекты в УрФО. – 2006. – №255. с. 4.

4. Васин В. Три вопроса о главном / В. Васин // Российская газета – Бизнес Урала и Западной Сибири. Итоги года. – 2008. №19. с. 2.

5. В Югре обсудили перспективы освоения Приполярного Урала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">www.admhmao.ru/economic/econom/1_2007/prom.htm

25. От Сибири до Урала мы построим магистраль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">http://www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2005/statya6.htm

39. Хакназаров С.Х. Полезные ископаемые Ханты-Мансийского автономного округа и охрана окружающей среды. / С.Х. Хакназаров. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 92 с.

40. Шестаков К. Мега-проект одобрен / К. Шестаков // Уральский федеральный округ. – 2007. – №6–7. с. 12.

41. Экология, здоровье и природопользование в России / Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 364 с.

42. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Под ред. В.В. Плотникова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 288 с.

43. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: учебное пособие для студентов экономических вузов. / Под общей ред. проф., д-ра геогр. Н. В.Г. Глушковой. – М.: Московский Лицей, 2003. – 304 с.

44. Экономические проблемы индустрии туризма на Приполярном Урале / Под ред. В.С. Дедкова. – Тюмень: ДЕЛЬФА, – 2003. – 246 с.


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.