РУБРИКИ

Эфиопия

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Эфиопия

Эфиопия

Эфиопия

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Площадь: 1,1 млн. км2.

Численность населения: около 60 млн. человек (1999).

Государственный язык: амхарский.

Столица: Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).

Государственный праздник: День Свободы (28 — 29 мая, с 1991 г.).

Денежная единица: быр.

Член ООН с 1945 г., ОАЕ и др.

Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).

Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье — оазис среди пустынь. Север и восток нагорья — единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград.

Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта — автомобильный, на втором месте — воздушный.

Около половины населения принадлежит к эфиосемитским народам, немногим меньше — к кушитским и омотским.

Самый многочисленный из эфиосемитских народов — амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу. Амхарский язык — наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ — тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) — самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них — крестьяне-пахари, на юге — кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. — около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени — заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей — формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы — низшие касты.

Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом — сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) — на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша — эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.

Широко распространены касты — касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых — горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.

Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов — сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма — подобие римской тоги.

Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.

Древние праздники годового цикла — общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи — длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь — очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев — оригинальные.

По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.

Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 — 90-е гг. XX в. Основные магистрали — широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов — немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы — вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все — от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба — крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).

Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI — XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города — типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей — бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.

Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) — транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе — железнодорожные мастерские.

Гондэр (около 100 тыс. жителей) — к северу от озера Тана. Был в 1636 — 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.

Бахр-Дар — центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.

Природа исключительно разнообразна — от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).

Характерны амба — столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат — субэкваториальный. Количество осадков — от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13...+35° С. В горах юго-запада — самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории — саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.

B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I — VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское — с середины IV — VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 — 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 — 1974 гг. на территории Эфиопии — абсолютная монархия, в 1974 — 1991 гг. был установлен коммунистический режим.

Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык — геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения — христиане (в большинстве — прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% — мусульмане-сунниты.

Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме — главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них — стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, — 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре — императорские дворцы и церкви XVII — XVIII вв. Места паломничества — старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии — монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.

Эфиопия — федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения — Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stranymira.msk.ru




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.