РУБРИКИ

Центрально-Восточная Европа

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Центрально-Восточная Европа

Центрально-Восточная Европа

  Территория. Природные условия и ресурсы.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина,  Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

  Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

  Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

  В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х – начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

  Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

  Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) – Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ – транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

  При оценке природных ресурсов, особенностей расселения и порайонных различий в хозяйственной деятельности на современной территории стран ЦВЕ нужно представлять себе важнейшие структурно-морфологические черты ее рельефа. Регион охватывает: часть Европейской равнины на севере (Прибалтика, Польша), герцинские среднегорья и холмистые возвышенности (Чешская Республика), часть Альпийско-Карпатской Европы со складчатыми горами высотой до 2.5 - 3 тыс. м. и невысокими аккумулятивными равнинами – Средне- и Нижнее-Дунайской (Словения, Венгрия, Словакия, Румыния, север Хорватии, Сербии и Болгарии), южноевропейские Динарский и Родопско-Македонский массивы  высотой до 2 - 2.5 тыс. м. с межгорными котловинами и предгорными равнинами (большая часть Хорватии и Сербии, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Албания и юг Болгарии).

  Особенностями геологической и тектонической структур обусловлены состав и характер географического распространения полезных ископаемых стран. Наибольшее хозяйственное значение имеют крупные (в масштабах Европы) залежи: каменного угля (Верхнесилезский бассейн на юге Польши и сопредельный с ним Остравско-Карвинский на северо-востоке Чешской Республики), бурого угля (Сербия, Польша, Чехия), нефти и природного газа (Румыния, Албания), горючих сланцев (Эстония), каменной соли (Польша, Румыния), фосфоритов (Эстония), природной серы (Польша), свинцово-цинковых руд (Польша, Сербия), бокситов (Хорватия, Босния и Герцеговина, Венгрия), хромитов и никеля (Албания); в ряде стран имеются месторождения урановых руд промышленного значения.

  В целом страны ЦВЕ недостаточно обеспечены первичными энергоресурсами. До 9/10 запасов каменного угля региона (около 70 млрд. т.) приходится на одну Польшу.  В ЦВЕ находится свыше 1/3 общеевропейских запасов бурого угля; они более рассредоточены по странам региона, но все же больше половины залегает в Сербии и Польше. Ни одна страна (исключая Албанию) не имеет достаточных запасов нефти и природного газа. Даже более обеспеченная ими Румыния вынуждена частично покрывать свои потребности в них за счет импорта. Из суммарного гидропотенциала ЦВЕ в 182 млрд. кВт/ч около половины приходится на республики бывшей Югославии (в первую очередь на Сербию, Боснию и Герцеговину) и более 20 % на Румынию. Регион богат целебными минеральными источниками, часть которых эффективно используется (особенно в Чешской Республике).

  Страны ЦВЕ сильно различаются по размерам, составу и качеству лесных ресурсов. На юге региона в горных районах Балканского полуострова, а также в Карпатах характерна повышенная лесистость с преобладанием хвойных пород и бука, в то время как в преимущественно равнинных и сильно распаханных Польше и Венгрии обеспеченность лесом намного меньше. В Польше и Чехии значительная часть продуктивных лесов представлена искусственными насаждениями, это прежде всего сосны.

  Однако из основных богатств ЦВЕ – ее почвенно-климатические ресурсы. Здесь находятся крупные ареалы естественно плодородных почв, большей частью черноземного типа. Это прежде всего Нижнее- и Среднедунайская равнины, а также Верхнефракийская низменность. Из-за экстенсивности  сельского хозяйства до Второй мировой войны здесь собирали около 10 – 15 ц. с га. Зерновых культур. В

80-х годах урожайность достигла уже 35 – 45 ц. с га., но была все еще ниже, чем сборы в некоторых западноевропейских странах с менее богатыми гумусом землями.

  По почвенно-климатическим условиям и другим природным ресурсам страны ЦВЕ могут быть условно разделены на две группы: северную (страны Прибалтики, Польша, Чешская Республика, Словакия) и южную (остальные страны). Эти различия, состоящие в более высоких температурах в вегетационный период и более плодородных почвах в южной группе стран, создают объективную основу специализации и взаимодополняемости обеих групп стран в сельскохозяйственном производстве. В то время как большая часть территории северной группы стран находится в зоне достаточного увлажнения, в южной – в вегетационный период часто возникают условия засушливости, вызывающие необходимость искусственного орошения (В Нижнедунайской и Среднедунайской низменностях во второй половине XX века возник один из самых в Европе ареалов орошаемого земледелия). Вместе с тем климатические условия южной группы стран в сочетании с целебными минеральными источниками и широкими выходами к теплым морям создают важные предпосылки для организации отдыха жителей не только этих стран, но и северной части региона, а также туристов из других, прежде всего европейских, государств.

  Население.

Для динамики населения ЦВЕ характерен ряд особенностей, свойственных Европейскому континенту в целом: снижение уровня рождаемости, старение населения и соответственно повышение уровня смертности. Вместе с тем для региона ЦВЕ, в отличие от Западной Европы, характерна и значительная убыль населения вследствие отрицательного сальдо миграций. Во второй половине 90-х годов средняя плотность населения ЦВЕ (104 чел. На 1 км. кв.) была близка к таковой в Западной Европе. Пострановые различия в плотности населения колеблются от 33 в Эстонии до 131 чел. На 1 км. кв. в Чешской Республике. Более значительны различия в плотности населения внутри стран, обусловленные как природными условиями, так и социально-экономическими факторами. Большое влияние оказал процесс урбанизации. Для большинства стран ЦВЕ в отличие от развитых стран Западной Европы этап ускоренной индустриализации и соответственно усиление концентрации производства в городах пришелся на более позднее время, в основном после Второй мировой войны. Поэтому темпы урбанизации в этот период оказались наибольшими. К началу 90-х годов в городах было сосредоточено уже более 2/3 населения региона (в Чехословакии до 4/5). Больших городов сравнительно с Западной Европой мало. Резко выделяются столичные города, среди которых самые крупные двухмиллионные Будапешт и Бухарест, и некоторые городские агломерации (Верхнесилезская).

  Неблагополучная демографическая ситуация (на протяжении ряда лет смертность превышает рождаемость) особенно характерна для Венгрии, Болгарии, Чешской Республики, Словении, Хорватии. Несколько лучше положение в Польше, Румынии и Словакии, где в 90-х годах все еще был естественный прирост населения. По-прежнему высок он в Албании. Но внутри ряда стран наблюдаются большие порайонные различия в естественном приросте в зависимости от национального состава и религиозных особенностей отдельных групп населения. В некоторых районах Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, где проживают значительные группы мусульманского вероисповедания, естественный прирост значительно выше. Следствием этого является изменение между численностью населения разных национальностей внутри каждой из указанных стран в пользу представителей народов, исповедующих преимущественно ислам.

        Например, в бывшей Югославии за период между переписями населения 1961 и 1991 гг. из-за более высокого естественного прироста населения увеличилось число албанцев с 0.9 до 2.2 млн. человек и славян-мусульман (прежде всего в Боснии и Герцеговине) с 1 до 2.3 млн. человек. Главным образом по этой причине и отчасти из-за миграции произошли большие изменения в структуре национального состава населения Боснии и Герцеговины (доля сербов с 1961 по 1991 гг. сократилась с 43 до 31%, а доля мусульман выросла с 26 до 44%)

  После Второй мировой войны в отличие от Западной Европы значительно возросла однородность национального состава населения ряда стран ЦВЕ. Перед войной в целом в странах региона национальные меньшинства превышали четверть всего населения, а, например, к 1960 г. они составляли лишь около 7%. При этом выделялись: однонациональные страны с очень малой долей национальных меньшинств – Польша, Венгрия, Албания; однонациональные страны со значительными группами национальных меньшинств – Болгария (этнические турки, цыгане), Румыния (венгры, немцы, цыгане); двунациональные страны – Чехословакия, населенная чехами и словаками, исторически связанными с определенной территорией, притом в Словакии были и значительные по численности меньшинства – венгры и цыгане; наконец, многонациональные страны – Югославия. Последняя была в основном (на 84% по переписи 1991г.) населена южнославянскими народами, но в некоторых ее республиках, прежде всего в Сербии, имелись значительные группы национальных меньшинств (албанцы и венгры).

  В процессе обострения политической и социально-экономической обстановки в ЦВЕ в конце 80-х – начале 90-х годов усилились межнациональные противоречия. Это привело к распаду Чехословакии и Югославии. Теперь к первой группе однонациональных меньшинств присоединились Чешская Республика и Словения. В тоже время межнациональные проблемы (а в некоторых случаях и острые конфликты) продолжают усложнять развитие Румынии, Болгарии и особенно Сербии, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговины.

  С межнациональными проблемами и с экономическими факторами тесно связаны интенсивные миграции. Массовая внутренняя миграция населения была особенно велика в первое десятилетие после войны (в Польше и Чехословакии, связанная с перемещением немцев в Германию из польских воссоединенных земель и приграничных районов Чехии, а также в Югославии - из разрушенных войной горных районов на равнины и пр.). Имело место и эмиграция; в поисках работы из Югославии эмигрировало в 60-80-х годах свыше 1 млн. человек (большинство в ФРГ и Австрию) и немного меньше из Польши.; из Болгарии эмигрировала в Турцию часть этнических турок, из Румынии – большинство этнических немцев (в ФРГ). Резко усилились в начале 90-х годов внутренние и внешние миграции населения в бывшей Югославии как результат острейших межнациональных конфликтов; основная масса их – беженцы из Боснии и Герцеговины и Хорватии. Часть их стремилась покинуть зоны межнациональных конфликтов, а другая – подверглась насильственному переселению с целью достижения большей этнической однородности населения в тех или иных районах (например, выселение сербов из хорватской Западной Славонии и Сербской Крайны или хорватов с севера Боснии и с востока Славонии).

   Особо сложное положение было в Автономном Крае Косово и Метохия (для краткости АК Косово) на юге Сербии. Там ко времени распада Югославии (1991г.) население на 82% состояло из албанцев,  на 11% - сербов и черногорцев, на 3% - славян-мусульман, а так же цыган и др. Преобладание албанского населения в Косово – результат нескольких процессов.

  Во-первых, после битвы на Косовом поле в 1389 г., когда сербские войска понесли судьбоносное поражение от наступавших на Балканы турок, сербское население в Косово сократилось. Последующие восстания сербов и войны между Австрийской и Турецкой империями за обладание Балканами сопровождались разорением сербских земель и массовым переселением сербов за Дунай (особенно в конце XVII в.). На опустошенные земли Метохии и Косово с редким славянским населением постепенно стали спускаться с гор албанцы, которые к XVIII в. Уже большей частью были обращены в ислам. В итоге Первой Балканской войны турки были изгнаны с большей части Балканского полуострова. Именно тогда, в 1913 г. было создано независимое албанское государство и установлены существующие и поныне границы с ее соседями – Сербией, Черногорией, Македонией и Греций.

  За годы Второй мировой войны в оккупированной фашистами Югославии из Косово и Метохии было изгнано почти 100 тыс. сербов. На их место из Албании, находившейся под протекторатом фашистской Италии, переселили много албанцев. По переписи населения Югославии 1948 г., в Косово и Метохии жило уже 0.5 млн. албанцев (более 2/3 их населения ).

  В СФРЮ в составе республики Сербия был выделен Автономный Край Косово и Метохия. По новой конституции страны 1974 г. население края получило еще более широкую автономию (свое правительство, парламент, судебные органы и т.д.). В АК Косово, несмотря на наличие широкой автономии, стал усиливаться албанский сепаратизм и национализм. С 1968 по 1988 г. под давлением албанских националистов Косово вынуждены были покинуть около 220 тыс. сербов и черногорцев.

  Во-вторых, численность мусульманского албанского населения росла высокими темпами в результате большого естественного прироста, который был в несколько раз выше, чем у сербов и черногорцев. В 60-х годах XX века в АК Косово наступил демографический взрыв. За 30 лет (с 1961 по 1991 г.) албанское население увеличилось там за счет естественного прироста в 2.5 раза (с 0.6 до 1.6 млн. чел.). Такой быстрый рост повлек за собой обострение в крае жизненно важных социально-экономических проблем. Резко возросла безработица, все более острой становилась проблема земли. Быстро увеличивалась плотность населения. С 1961 по 1991 г. она возросла с 88 до 188 человек на 1 км. кв. Территория Косово и Метохии – район самой высокой плотности населения в Юго-Восточной Европе. В таких условиях обострились межнациональные отношения в крае, усилились выступления албанцев с требованиями выделения АК Косово в отдельную республику. Правительство СФРЮ вынуждено было ввести в АК Косово внутренние войска. В1990 г. скупщина (парламент) Сербии принимает новую конституцию, по которой АК Косово теряет атрибуты государственности, но сохраняет черты территориальной автономии. Албанцы проводят референдум по вопросу о «суверенном независимом государстве Косово», усиливаются террористические акции, создаются вооруженные отряды.

  В 1998 г. албанские сепаратисты создают «освободительную армию Косово» и переходят к открытым военным действиям против сербских войск, добиваясь интернационализации «косовского вопроса». Это им удается, и после провала мирных переговоров во Франции, на которых югославская сторона была готова предоставить Косово самую широкую автономию, в марте 1999 г. начинается бомбардировка Союзной республики Югославии авиацией стран НАТО.

  Разыгрался новый акт балканской драмы, балканского кризиса. Страны НАТО вместо заявленной цели бомбардировок – предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово – способствовали этой катастрофе. За месяц с начала (март 1999 г.) военно-воздушной операции НАТО против СР Югославии Косово вынуждены были покинуть (по данным ООН) свыше 600 тыс. этнических албанцев. Но трагедия состоит в том, что вооруженный конфликт в Косово ни на шаг не способствовал решению «косовского вопроса»; вместе с тем он нанес огромный урон населению и народному хозяйству СР Югославии.

  В конечном счете трагические события на территории бывшей Югославии в последнем десятилетии  XX века – это еще один этап борьбы стран НАТО за господствующее влияние на Балканском полуострове.

  Основные черты хозяйства.

Большинство стран ЦВЕ (исключая Чехословакию) вступили на путь капиталистического развития позже ведущих стран Западной Европы и накануне Второй мировой войны отнеслись к экономически менее развитым европейским государствам. В их экономике преобладало экстенсивное сельское хозяйство. В годы Второй мировой войны страны региона (особенно Польша и Югославия) понесли большие материальные и людские потери. После войны в результате политических и социально-экономических преобразований они перешли к централизованно планируемому типу хозяйства в отличие от рыночной экономики стран Западной Европы. За почти полувековое развитие (с 1945 по 1989-1991 гг.) в странах ЦВЕ сформировался специфический тип экономики, отличавшийся чрезмерной централизацией управления и монополизацией социальной и экономической сфер жизни.

  Значительно поднялся уровень их экономического развития; при этом произошло существенное сближение уровней стран региона. В ходе развернувшейся индустриализации сформировалась новая отраслевая и территориальная структура хозяйства с преобладанием промышленности, в первую очередь ее базовых отраслей.  Была создана новая производственная инфраст­руктура, в первую очередь в области энергетики и транспорта, усилилась втянутость экономики во внешнеэкономические связи (особенно зна­чительно у Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Словении). Однако достигнутый уровень разви­тия был все еще значительно ниже, чем у веду­щих стран Западной Европы. При этом по некоторым количественным показателям произошло существенное сближение отдельных стран ЦВЕ с государствами Западной Европы (например, по добыче угля, производству элек­троэнергии, выплавке стали и основных цветных металлов, производству минеральных удоб­рений, цемента, тканей, обуви, а также сахара, зерна и др. в расчете на душу населения). Одна­ко сформировался большой разрыв в качестве выпускаемой продукции, в степени внедрения современных технологий и более экономичных производств. Производимая продукция, хотя и находила сбыт в странах региона и особенно на огромном, но менее требовательном рынке СССР, была большей частью неконкурентоспо­собной на западных рынках. Накопившиеся не­достатки структурного и технологического ха­рактера (преобладание отраслей, отяжеленных устаревшим оборудованием, повышенной материало- и энергоемкости и др.) привели в 80-х годах к экономическому кризису. Период фор­сированной индустриализации первых послево­енных десятилетий сменился стагнацией, а за­тем и падением производства. Начавшийся про­цесс перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной с заменой во внешне­экономических расчетах «переводного рубля» на конвертируемую валюту и по мировым ценам имел тяжелейшие последствия для экономики большинства стран ЦВЕ. Оказались в большой мере разрушенными интеграционные экономи­ческие связи между странами ЦВЕ и республи­ками бывшего СССР, на которых были в ос­новном замкнуты их хозяйственные системы. Потребовалась коренная перестройка на новой, рыночной основе всего народного хозяйства ЦВЕ. С начала 90-х годов страны ЦВЕ вступили Г1 в стадию налаживания более эффективной на­роднохозяйственной структуры, в которой, в ча­стности, широкое развитие получает сфера ус­луг. Доля же промышленности в ВВП с 45—60% в 1989 г. сократилась до 25-30% в 1998 г.

  К концу 90-х годов некоторые более разви­тые страны ЦВЕ — Польша, Словения, Чешская Республика, Словакия, Венгрия — смогли при­близиться к выходу из кризисного состояния. Другие же (в основном Балканские страны) — были еще далеки от этого. Но даже первая груп­па стран продолжала сильно отставать по уров­ню экономического развития от стран ЕС, и на ликвидацию этого отставания потребуется, ве­роятно, не менее двух десятилетий. О значитель­ных различиях в уровне социально-экономиче­ского развития между разными группами стран самой ЦВЕ можно судить по следующим дан­ным: на 5 из них (Чешскую Республику, Слова­кию, Венгрию, Польшу и Словению), которые обладают более 2/5 территории и половиной населения региона ЦВЕ, приходится почти 3/4 ВВП и внешнеторгового оборота, а также 9/10 объема всех прямых иностранных инвести­ций.

Промышленность.

В странах ЦВЕ в 50—80-х годах был создан крупный промышленный по­тенциал, рассчитанный в основном на покрытие потребностей региона и тесное взаимодействие с народным хозяйством СССР, куда направля­лась значительная часть промышленной продук­ции. Такая направленность индустриального развития отразилась на формировании отрасле­вой структуры, которая отличалась рядом осо­бенностей.

  В ходе индустриализации были созданы топ­ливно-энергетическая и металлургическая базы, послужившие основой развития машиностро­ительной промышленности. Именно машино­строение практически во всех странах региона (исключая Албанию) стало ведущей отраслью индустрии и главным поставщиком экспортной продукции. Была почти заново создана химиче­ская промышленность, в том числе органическо­го синтеза. Опережающее развитие машиностро­ения, химии и электроэнергетики способствова­ло тому, что их доля в валовой промышленной продукции достигла половины. Вместе с тем на­много снизился удельный вес продукции легкой и пищевкусовой отраслей.

Топливно-энергетическая промышленность ре­гиона была создана на основе использования местных ресурсов (в большей степени в Польше, Чехословакии, Румынии) и импортных источников энергии (в наибольшей мере в Венгрии, Болгарии). В суммарном топ­ливно-энергетическом балансе доля местных ре­сурсов составляла от 1/4 (Болгария, Венгрия) до 3/4 (Польша, Румыния). В соответствии со структурой местных ресурсов для большинства стран была характерна угольная ориентация с широким использованием бурых углей низкой теплотворной способности. Это обусловливало более высокие удельные капиталовложения в производстве топлива и электроэнергии и уве­личивало их себестоимость.

  ЦВЕ — один из крупных угледобывающих регионов мира. Во второй половине 90-х годов в нем добывалось за год более 150 млн. т. каменно­го угля (130—135 в Польше и до 20—25 в Чеш­ской Республике). Страны ЦВЕ — первый в ми­ре регион по добыче бурого угля (около 230-250 млн. т. в год). Но если основная добыча каменного угля сконцентрирована в одном бас­сейне (он разделен польско-чешской границей на две неравные части — на Верхнесилезский и Остравско-Карвинский), то добыча бурого угля ведется во всех странах, притом из многих месторождений. Больше его добывают в Чеш­ской Р. и Польше (по 50— 70 млн. т.), Румынии, С. Р. Югославии и Болгарии (по 30—40 млн. т.). Бурый уголь (как и меньшая часть каменного угля) потребляется главным образом на ТЭС близ мест добычи. Там сформировались значи­тельные топливно-электроэнергетические комп­лексы — основные базы производства электро­энергии. Среди них более крупные комплексы находятся в Польше (Верхнесилезский, Белха-тувский, Куявский, Богатынский), Чешской Рес­публике (Северо-Чешский), Румынии (Олтен-ский), Сербии (Белградский и Косовский), Бол­гарии (Восточно-Марицкий). В Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Албании в производ­стве электроэнергии высока доля ГЭС, а в Венг­рии, Болгарии, Словакии, Чешской Р., Слове­нии — АЗС. Часть электростанций использует и природный газ (в основном импортный из России, а в Румынии — местный). Производст­во электроэнергии в регионе достигало в 80-х годах 370 млрд. кВт ■ ч за год. Потребление элек­троэнергии было существенно больше произ­водства в связи с систематической ее закупкой в бывшем СССР (свыше 30 млрд. кВт ■ ч в год), особенно в Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

  Страны ЦВЕ были соединены друг с другом высо­ковольтными ЛЭП и образовали вместе с энерго­системами России, Украины, Молдавии и Белорус­сии единую энергосистему. В ЦВЕ создана нефте­перерабатывающая промышленность, достаточная для удовлетворения потребностей в нефтепродук­тах. Она выросла на базе крупных поставок нефти в основном из России, доставляемой по системе нефтепровода «Дружба» (в Польшу, Словакию, Че­хию, Венгрию) и по морю из Новороссийска (в Бол­гарию). Отсюда и локализация более крупных НПЗ на трассах нефтепроводов (Плоцк, Братислава, Сас-халомбатта) или в морских портах (Бургас, Нэвода-ри, Гданьск). Эти НПЗ (мощностью по 8—13 млн. т) послужили основой для развития базисных комби­натов нефтехимической промышленности соответ­ствующих стран. В 90-х годах с уменьшением пос­тавок нефти из России и роста импорта из госу­дарств — членов ОПЕК страны ЦВЕ вынуждены были переоборудовать часть мощностей НПЗ, по­строенных ранее в расчете на российскую нефть.

До Второй мировой войны металлур­гия была представлена в основном предприя­тиями черной металлургии в чешских и поль­ских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными произво­дителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были по­строены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной ру­де. Поэтому они были построены в соответст­вующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и кок­сующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.

  Заводы цветной металлургии созданы пре­имущественно на местной сырьевой базе. Боль­шее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюми­ний, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспек­тивы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качест­ва имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюми­ниевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но са­мый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), рабо­тающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бок­ситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Рос­сию).

  Масштабы и структура металлургии сущест­венно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли,  использующие в большом объеме цветные метал­лы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).

  Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и тех­нологического оборудования, электротехниче­ских изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на по­крытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (осо­бенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, авто­бусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскава­торов — Эстония и т. д.

  Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Вен­герской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной обо­ронной промышленности тяготело к «внутрен­ним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского на­горья и Стара-Планины.

  В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, до­лины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Со­фии, Белграде и Загребе.

  От 1/3 до 1/2 продукции машиностроения страны ЦВЕ направляли на экспорт. Вместе с тем, обмени­ваясь этой продукцией преимущественно в рамках стран — членов СЭВ, страны региона в малой сте­пени испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса в мире — конкурентной борьбы. Невысокая взаимная требо­вательность, особенно к качеству продукции, при­вела к тому, что в условиях перехода к рыночной экономике и включения в мировое хозяйство значительная часть производившихся машин и обору­дования оказалась неконкурентоспособной. Про­изошел большой спад производства в отрасли и вместе с тем усилился импорт более качественного оборудования из Западной Европы, США и Япо­нии. Характерный факт; Чешская Республика — одна из стран с развитым машиностроением, в ко­торой в 80-е годы машины и оборудование состав­ляли 55—57% ее экспорта и лишь около 1/3 импор­та, уже в начале 90-х годов стала закупать намного больше машин и оборудования, чем продавать их. Происходит мучительный процесс трансформации всего машиностроительного комплекса стран реги­она, в процессе которого сотни крупных пред­приятий оказались на грани развала и банкротства. Быстрее других стран к новым условиям стало при­спосабливаться машиностроение Чешской Респуб­лики, Польши и Венгрии.

  За послевоенный период в ЦВЕ была, по су­ществу, заново создана химическая про­мышленность. На первом этапе, когда строились преимущественно крупные пред­приятия основной химии (особенно по выпуску минеральных удобрений и хлорсодержащей про­дукции), в более благоприятном положении ока­зались Польша и Румыния, обладавшие боль­шими запасами необходимого сырья. В даль­нейшем, по мере развития промышленности органического синтеза, его производства стали создаваться и в других странах ЦВЕ, но уже большей частью на базе импортируемых из Рос­сии нефти и природного газа (а в Румынии и местных их ресурсов) и коксохимии (Польша, Чехословакия); усилилась специализация на вы­пуске фармацевтической продукции (особенно Польша, Венгрия, Югославия, Болгария) и ма­лотоннажной химии.

  Важнейшие территориальные группы предприятий химической и нефтеперерабатывающей индустрии привязаны, во-первых, к главным угледобываю­щим бассейнам (прежде всего Верхнесилезскому и Северо-Чешскому), куда помимо углехимии позже были «притянуты» и производства, использовав­шие поставляемые по трубопроводам нефть и неф­тепродукты; во-вторых, к центрам переработки им­портной нефти, возникшим на пересечении маги­стральных нефтепроводов с большими реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасха-ломбатта в Венгрии, Панчево в Сербии), а также в морских портах (Бургас в Болгарии, район Риеки в Хорватии, Копер в Словении, Нэводари в Румы­нии, Гданьск в Польше); в-третьих, к источникам природного газа, либо добываемого на месте (Трансильвания в центре Румынии), либо получаемого по газопроводам из России  (Потисье на востоке Венгрии, в среднем течении Вислы на востоке Польши).

  Легкая промышленность удов­летворяет основные потребности населения в тканях, одежде, обуви; существенная часть ее продукции направляется на экспорт. Страны ЦВЕ занимают видное место в Европе в произ­водстве хлопчатобумажных, шерстяных и льня­ных тканей, кожаной обуви, а также такой спе­цифической продукции, как бижутерия, художе­ственное стекло и художественная керамика (Чешская Республика). Главные районы текс­тильной промышленности исторически сложи­лись в центре Польши (Лодзинский) и по обе стороны Судетских гор — на юге Польши и на севере Чехии.

  В регионе крупная обувная промышлен­ность — в 80-х годах выпускалось свыше 500 млн. пар обуви в год. Более развита она в Польше, Чешской Республике, Румынии, Хор­ватии. В частности, Чешская Республика по из­готовлению и экспорту обуви в расчете на душу населения — среди ведущих стран мира. Широ­ко известны в отрасли такие центры, как Злин (в Чешской Республике), Радом и Хелмек (Поль­ша), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), Борово и Загреб (Хорватия).

  ЦВЕ имеет все основные отрасли пищевой индустрии, но вместе с тем каждая страна спе­циализируется на выработке отдельных видов продукции в соответствии с характером местно­го сельскохозяйственного сырья и националь­ными обычаями в потреблении тех или иных продовольственных товаров. В северной группе стран намного выше доля отраслей, перерабаты­вающих продукты животноводства; среди това­ров растительного происхождения высока их до­ля в производстве сахара и пива. Южные стра­ны выделяются производством растительного масла, овощных консервов, виноградных вин, ферментированного табака и табачных изделий. Существенная часть указанных видов продук­ции специализированных на севере и юге реги­она подотраслей предназначается для экспорта.

  В условиях перехода к рыночной экономике в странах ЦВЕ главные изменения в промыш­ленности состоят в снижении доли базовых отраслей (угольной и черной металлургии), а также машиностроения. Особенно значительны внутриотраслевые изменения в сторону сни­жения производств повышенной энерго- и мате­риалоемкости. Ряд стран региона получает из Западной Европы кредиты на закупку высо­котехнологического оборудования и замену устаревших производств на новые, продукция которых пользуется на мировом рынке спросом. Модернизация промышленности в 90-х годах успешнее продвинулась в Венгрии, Чешской Республике и Польше. Самое тяжелое положе­ние в промышленности республик бывшей Югославии (за исключением Словении); они оказались втянутыми в многолетний конфликт, который в значительной степени отразился на их экономике.

  Сельское хозяйство. Расширение производст­ва сельскохозяйственной продукции — одно из важных направлений перспективной специали­зации стран ЦВЕ. Для этого регион располагает благоприятными почвенно-климатическими ус­ловиями. За послевоенный период валовая про­дукция сельского хозяйства намного выросла, в несколько раз повысились урожайность глав­ных культур и продуктивность скота. Но по общему уровню развития, особенно по произво­дительности труда, сельское хозяйство стран ЦВЕ все еще существенно уступает западноев­ропейскому. В этом отношении среди отдельных стран ЦВЕ имеются различия. Так, например, высокий уровень сельского хозяйства в Чехии, Венгрии и ниже — в странах Балканского полу­острова и в Польше. В целом население ЦВЕ обеспечено основной сельскохозяйственной про­дукцией и немалая часть ее может экспортиро­ваться. В свою очередь регион, как и Западная Европа, нуждается в импорте тропических про­дуктов и некоторых видов сельскохозяйственно­го сырья (в первую очередь хлопка). В процессе перехода к рыночной экономике сельское хо­зяйство ЦВЕ все больше наталкивается на труд­ности в сбыте продукции на западных рынках в условиях существующего там кризиса пере­производства и острой конкурентной борьбы. Вместе с тем поблизости от ЦВЕ находится обширный рынок России, на который на новых, взаимовыгодных условиях поставляются в боль­ших количествах дефицитные для России про­дукты, в первую очередь овощи, фрукты, виног­рад и товары их переработки.

  Место региона ЦВЕ в европейском произ­водстве сельскохозяйственной продукции определяется в основном производством зерна, картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, фруктов и мясо-молочной продукции. В 1996—1998 гг. страны ЦВЕ производили в среднем за год около 95 млн. т зерна (почти на 40% больше, чем Россия, но вдвое меньше стран Западной Европы). Из этого количества на глав­ные зерновые культуры — пшеницу, кукурузу и ячмень — приходилось соответственно 33, 28 и 13 млн. т. Но по составу преобладающих зерно­вых культур и объему их производства имеются большие пострановые различия. Самый боль­шой производитель зерна — Польша (по объему сопоставима с Великобританией, но уступает Украине) выделяется производством пшеницы и ржи. В южной группе стран наравне с пшеницей выращивают много кукурузы (прежде всего в Румынии, Венгрии и Сербии). Именно эта группа стран выделяется вместе с Данией и Францией самым большим в Европе производ­ством зерна на душу населения. В рационе жи­телей южной группы стран выделяется фасоль, в то время как в северной группе, особенно в Польше, — картофель. Одна Польша выращива­ла почти столько картофеля, сколько Германия, Франция и Великобритания, вместе взятые. В Средне- и Нижнедунайской равнинах в преде­лах Венгрии, Сербии, Румынии и Болгарии вы­ращивается много подсолнечника; на их землях производится больше подсолнечных семян, чем во всей Западной Европе (более крупный произ­водитель в Европе лишь Украина). В северной группе стран (особенно в Польше) распростра­нена другая масличная культура — рапс. В При­балтике и Польше издавна культивируют лен. Там же выращивается больше и сахарной све­клы, хотя эта культура получила распростране­ние во всех странах ЦВЕ. Этот регион — круп­ный производитель овощей, фруктов и виногра­да, причем в южных странах особенно много выращивается томатов и перца, слив, персиков и винограда, значительная часть которых пред­назначена на экспорт, в том числе в северную часть региона.

  За послевоенный период значительный рост растениеводческой продукции и изменение ее структуры в пользу фуражных культур способст­вовали развитию животноводства и увеличению доли его продукции в общем сельскохозяйствен­ном производстве. В Латвии, Литве, Польше, Чехии, Венгрии большее значение имеет разведение крупного рогатого скота и свиней. В них  выше убойный вес скота и средние надои моло­ка. В южной группе стран общий уровень жи­вотноводства ниже, распространено пастбищное скотоводство и овцеводство.

  Транспорт.

За послевоенный период объем работы транспорта в регионе рос быстрее, чем национальный доход. Это было связано прежде всего с высокими темпами индустриализации, расширением горнодобывающей и других базовых отраслей тяжелой промышленности, а также с увеличением сельскохозяйственной продукции; с созданием промышленности в ранее экономи­чески малоразвитых районах, которые были втя­нуты в сферу территориального разделения тру­да; с переходом индустрии на крупносерийное массовое производство и с развитием внутриот­раслевой специализации и кооперирования про­изводства, сопровождавшегося во многих случа­ях пространственным расчленением технологи­ческого цикла; с динамичным расширением внешнеторгового обмена внутри региона и осо­бенно с бывшим СССР, откуда направлялись большие потоки топлива и сырья. Все это при­вело к многократному увеличению массы пере­возимых грузов, для чего использовалась глав­ным образом дорожная сеть, созданная в пре­дыдущий период; особенно это касалось ее костяка — сети железных дорог (густота желез­нодорожной сети в ЦВЕ в целом намного мень­ше, чем в Западной Европе). В 80-х годах густо­та грузовых перевозок по железным дорогам в регионе была, однако, гораздо больше, чем в странах Западной Европы. Для этого была модернизована большая часть магистральных линий: переведена на электро- и тепловозную тягу. Именно они приняли на себя главные потоки грузов. При этом сложились и сущест­венные различия между странами. Наряду с закрытием ряда второстепенных дорог были построены новые линии. Главные из них: Верх­няя Силезия — Варшава, Белград — Бар (связа­ла через горные районы Сербию с Черногорией и обеспечила Сербии' выход к морю), а также линии с широкой колеей (как в странах СНГ): Владимир-Волынский — Домброва-Гурнича и Ужгород — Кошице (для снабжения Украиной и Россией железорудным сырьем металлургии Польши и Чехословакии). Большое значение для ускорения и удешевления перевозок между Болгарией   и  СССР  имело  создание  морской паромной железнодорожной системы Ильичевск — Варна.

  Была значительно расширена и улучшена сеть автомобильных дорог. Появились перво­классные автомагистрали. Строятся отдельные участки меридиональной скоростной автострады Север — Юг от берегов Балтики до Эгейского моря и пролива Босфор (Гданьск — Варшава — Будапешт — Белград — София — Стамбул с от­ветвлением на Ниш — Салоники). Возрастает значение широтной автомагистрали Москва — Минск — Варшава — Берлин. Но в целом реги­он ЦВЕ по уровню развития дорожной сети и автомобильного транспорта продолжает сильно отставать от Западной Европы.

  Регион ЦВЕ стал важным связующим звеном в развивающейся системе трубопроводного транс­порта Европы. Он оказался на пути основных потоков нефти и природного газа из России в страны ЕС. Создание сети магистральных нефте- и газопроводов позволило сократить нагрузку на железнодорожный транспорт, пропускная способность которого была почти исчерпана. Основу трубопроводной сети ЦВЕ составляют нефте- и газопроводы, передающие топливо и сырье из России. По этим трубопро­водам передается транзитом много природного газа и в другие европейские страны. Так, через территорию Польши, Словакии, Чехии и Венг­рии передается газ в страны Западной Европы, а через Румынию и Болгарию — в Грецию и Турцию.

  Актуальная задача европейского сотрудниче­ства в области транспорта — развитие объеди­ненной системы внутренних водных путей меж­дународного значения. Важное звено этой системы — водный путь Рейн — Майн — Дунай.

  Комплексы гидротехнических сооружений на этом пути в основном завершены. Однако для обеспече­ния регулярных перевозок массовых грузов пред­стоит «расшить» несколько «узких» мест. Одно из них — участок Дуная между Словакией и Венгри­ей, где в период мелководья (чаще во второй поло­вине лета) проход груженых судов затруднен. С целью улучшения навигационных условий на этом участке было решено построить совместный гидрокомплекс Габчиково — Надьмарош. Незадол­го до срока завершения этого крупного сооружения Венгрия в 1989 г. отказалась от его продолжения (по экологическим и политическим причинам). К сожалению, политическая конъюнктура ставит немало рогаток на пути общеевропейской интеграции. Еще один пример: прекращение регулярного судоходства на Дунае в 1994 г. как следствие эко­номической блокады Союзной Республики Юго­славии со стороны ООН. Самым трудным участком для судоходства по Дунаю был до начала 70-х годов район ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и отрогами Восточ­но-Сербских гор с юга (Сербия); совместными уси­лиями обеих стран там были сооружены два гидрокомплекса — «Железные ворота I» и «Желез­ные ворота II» с крупнейшими в Европе шлюзами и приплотинными гидростанциями (мощность ГЭС «Железные ворота I» более 2 млн. кВт).

  Морской транспорт стран ЦВЕ играет важ­ную роль во внешнеторговых перевозках, но в целом его значение в транспортной системе большинства стран региона много меньше, чем у стран Западной Европы. Естественно, в хозяй­стве приморских стран: Польши (портовые комплексы Гдыня — Гданьск и Щецин — Свиноуйсьце), Румынии (комплекс Констанца — Аджиджа), Болгарии (порты Варна и Бургас) и Хорватии (главный порт Риека) порты играют важную роль.

Внешние экономические связи стран ЦВЕ в 60—80-е годы имели решающее значение в фор­мировании восточноевропейского интеграцион­ного региона, включавшего и бывший СССР. Более 3/5 внешнеторгового оборота стран ЦВЕ приходилось на взаимные поставки в рамках стран — членов бывшего Совета Экономиче­ской Взаимопомощи. Переориентация полити­ческого и экономического развития стран ЦВЕ привела в 90-х годах к изменениям их традици­онных экономических связей. Прежние связи оказались в значительной степени разрушенны­ми, а новые в условиях большого спада произ­водства в первой половине 90-х годов налажива­лись с трудом. Тем не менее географическая на­правленность экономических связей стран ЦВЕ изменилась в сторону прежде всего Западной Европы, Преобразования в ЦВЕ способствуют проникновению западноевропейской продукции и капиталов на емкий восточноевропейский ры­нок. Вместе с тем традиционная продукция стран ЦВЕ с большим трудом пробивает себе путь на Запад в условиях жесткой конкуренции. Эти страны обеспечивали в конце 90-х годов лишь 4% импорта стран ЕС. Поворот ЦВЕ к За­паду не принес ей ожидаемых быстрых результа­тов в реконструкции и подъеме народного хо­зяйства. Стало очевидным, что перспективное развитие хозяйственных комплексов стран ЦВЕ должно опираться на объективную необходи­мость сочетания широких связей как с Западом, так и с Востоком. Предпринимаются усилия для частичного восстановления на взаимовыгодной основе связей с Россией, Украиной и други­ми республиками бывшего СССР. Основная часть — 4/5 внешнего товарооборота стран ЦВЕ реализуется в пределах Европы. В конце 90-х го­дов около 70% внешней торговли ЦВЕ осу­ществлялось со странами ЕС (главные среди них — Германия, Италия, Австрия). Активизи­руется и взаимная торговля в рамках региона.

  Сфера обслуживания внутренних и иностранных туристов стала отраслью, обеспечивающей страны региона значительными доходами. Туризм участву­ет в формировании территориальной структуры на­родного хозяйства в ряде районов стран ЦБЕ. Это прежде всего Адриатическое побережье Хорватии, Черногории и Албании; Черноморское побережье Болгарии и Румынии; озеро Балатон в Венгрии. Туризм способствует подъему относительно слабо­развитых  горных  районов  Словакии,   Словении, Польши, Румынии, Сербии, Болгарии. Однако его сезонность приводит к большому колебанию заня­тости населения в межсезонье. На ослаблении ис­пользования рекреационных районов, особенно иностранными туристами, сильно отражается по­литическая и экономическая нестабильность. При­мер тому — тяжелое положение, сложившееся в первой половине 90-х годов на приадриатических курортах Хорватии и Черногории.

  В перспективе регион ЦВЕ будет участвовать на общеевропейском и мировом рынках в ка­честве потребителя прежде всего высокотех­нологического оборудования, энергоносителей (в первую очередь нефти и газа), промышленно­го сырья и поставщика конкурентоспособных видов продукции машиностроения, цветной ме­таллургии, фармацевтики, а также пищевкусо­вой. Характерный для стран ЦВЕ дефицит внешней торговли в платежном балансе частич­но покрывается доходами от транзитных перево­зок, денежных переводов граждан, находящихся на временной работе в других государствах, от международного туризма.




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.