РУБРИКИ |
Цахуры |
РЕКЛАМА |
|
ЦахурыЦахурыЦахурыЦахуры, народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность - 20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в Рос. Федерации) языки. Верующие -мусульмане-сунниты. В Дагестане Цахуры населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский район, верховья р. Самур, в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта. Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые сведения о Цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках 7 в., где они названы "цахай-ки". Цахуры были одним из народов, входящих в состав Кавказской Албании. После еe распада на территории Цахуров сложилось политическое образование с центром в Цахуре (Цуке-тия). В 19 в. Цахуры вошли в состав Российской империи . Многие семьи перекочeвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал. Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, с.-х. рабочие и др.). В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. Поселения дагестанских Цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом. Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами - шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Теплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пeстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения - налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из тра-диционнго костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки. Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространeнным блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, пол-бовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего - сыр. Был известен колыбельный сговор. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Основной формой семьи была малая семья. Неразделeнная семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел., трeх-четырeхпоколенный состав). Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума. Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны - Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды. На Навруз готовили особое блюдо из зeрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трeх дней. Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языках, рассказы, сказки, плачи - на родном. Музыкальные инструменты - тар, саз, зурна, барабан. Сформировалась национальная интеллигенция. Происходит возврат к письменности на родном языке (цахурский алфавит на латинской основе был составлен в нач. 1930-х гг.). Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru |
|
© 2000 |
|