РУБРИКИ

Атомная энергетика Украины

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Атомная энергетика Украины

Атомная энергетика Украины

Атомная энергетика Украины, проблемы и перспективы развития.

В истории человечества не было научного события, более выдающегося по своим последствиям, чем открытие деления ядер урана и овладение ядерной энергией. Человек получил в свое распоряжение огромную, ни с чем не сравнимую силу, новый могучий источник энергии, заложенный в ядрах атомов.

Начало ядерной физики положила опубликованная в декабре 1895г. работа
В.Рентгена «О новом роде лучей». Он назвал их Х-лучами, впоследствии они получили название рентгеновских. До 1940г. все работы по ядерной физике широко публиковались. С началом второй мировой войны вся информация и обмен новыми данными были прекращены. Первый ядерный реактор был пущен в США
2/12/1942г. под руководством итальянского ученого Энрико Ферми. Первая в мире атомная электростанция вошла в строй в июне 1954г. а подмосковном городе Обнинске.

Развитие индустриального общества опирается на постоянно растущий уровень производства и потребления различных видов энергии. Научно- технический прогресс, повышение качества продукции, улучшение условий труда, интенсификация всего общественного производства определяются развитием энергетики страны, основой которой являтся топливная база.
Поэтому закономерно, что во всех развитых странах инвестиции в топливно- энергетический комплекс составляют около 40% суммарных капиталовложений в промышленность.

В Украине темпы развития топливно-энергетического комплекса за последнее десятилетие уменьшились: производство электроэнергии уменьшилось на 36%, добыча нефти – на 23%, газа-на 35%, угля – на 49.4%.

Масштаб добычи и расходования ископаемых энергоресурсов, металлов, потребления воды, воздуха для производства необходимого человечеству количества энергии огромен, а запасы ресурсов, ограничены. Особенно остро стоит проблема быстрого исчерпания запасов органических природных энергоресурсов. При сжигании ископаемых углей и нефти ежегодно образуется до 400 млн.т. сернистого газа и окислов азота, т.е. около 70 кг. вредных веществ на каждого жителя земли в год.

В основе производства тепловой и электрической энергии лежит процесс сжигания ископаемых энергоресурсов –угля, нефти, газа. А в атомной энергетике - деление ядер атомов урана и плутония при поглощении нейтронов.
Поэтому использование энергии атомного ядра, развитие атомной энергетики снимает остроту этой проблемы. Открытие деления тяжелых ядер при захвате нейтронов, сделавшее наш век атомным, прибавило к запасам энергетического ископаемого топлива существенный клад ядерного горючего. Запасы урана в земной коре оцениваются огромной цифрой 1014 тонн. Однако основная масса этого богатства находится в рассеяном состоянии – в гранитах, базальтах. В водах мирового океана количество урана достигает 4*109 тонн. Однако богатых месторождений урана, где добыча была бы недорога, известно сравнительно немного. Поэтому массу ресурсов урана, которую можно добыть при современной технологии и при умеренных ценах, оценивают в 108 тонн. Ежегодные потребности в уране составляют, по современным оценкам, 104 тонн естественного урана.

Важная проблема современного индустриального общества - обеспечение сохранности природы, чистоты воды, воздушного бассейна. Ученые обеспокоены по поводу "парникового эффекта", возникающего из-за выбросов углекислого газа при сжигании органического топлива, и соответствующего глобального потепления климата на нашей планете. Да и проблемы загазованности воздушного бассейна, "кислых" дождей, отравления рек приблизились во многих районах к критической черте.

Атомная энергетика не потребляет кислорода и имеет ничтожное количество выбросов при нормальной эксплуатации. Если атомная энергетика заменит обычную энергетику, то возможности возникновения "парника" с тяжелыми экологическими последствиями глобального потепления будут устранены.

Чрезвычайно важным обстоятельством является тот факт, что атомная энергетика доказала свою экономическую эффективность практически во всех районах земного шара. Кроме того, даже при большом масштабе энергопроизводства на АС атомная энергетика не создаст особых транспортных проблем, поскольку требует ничтожных транспортных расходов, что освобождает общества от бремени постоянных перевозок огромных количеств органического топлива.

Атомная энергетика играет важную роль в современном энергопроизводстве
- доля энерговыработки на АС в мире достигает 16 %. К концу 1989 года в мире действовало 426 реакторов. Однако развитие атомной энергетики в последние годы существенно замедлилось. Частично это замедление темпов роста связано с общей тенденденцией к стабилизации энергопотребностей, с успехами энергосберегающих технологий. Но главной причиной явились широко распространившиеся убеждение во "вредности" атомной энергетики, сомнения в возможностях достижения приемлемого уровня безопасности АС на базе современной технологии.

Большое влияние на отношение широкой публики к атомной энергетике оказывали аварии на атомных электростанциях, особенно авария на АЭС
"Трехмильный остров" /США/, произошедшая 28 марта 1979 года, и авария на 4- ом блоке Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 года. Под влиянием этих аварий в ряде стран поднялась широкая волна общественного сопротивления использованию атомных электростанций, возбуждаемая страхами об опасностях воздействия атомной радиации на окружающую среду и население.
Эти аварии породили сомнения в зрелости концепций безопасности, заложенных в основы проектов атомных электростанций, достаточности принимаемых мер безопасности.

После этих событий резко возросла интенсивность научных исследований в области обеспечения безопасности объектов атомной энергетики. Однако большое число исследований проблем безопасности АС, хотя и выявили недостатки, упущения и даже ошибки в мерах обеспечения безопасности АС, лишь подтвердили уверенность специалистов в том, что разумно высокая степень безопасности АС может быть достигнута на основе современных знаний и технологий. С другой стороны, уроки аварий указали на необходимость пересмотра концепции обеспечения безопасности, потребовали повышения свойств самозащищенности реакторов, обеспечения более высокого уровня безопасности за счет использования пассивных средств защиты.

Потребность в различных видах энергии и топлива растет высокими темпами при ограниченном использовании таких видов энергетических ресурсов, как нефть, природный газ, ядерное топливо и уголь. Размещение предприятий тяжелой индустрии, где затраты на топливо составляют значительную часть себестоимости готовой продукции, находятся под большим влиянием топливного фактора. На территориальную организацию продуктивных сил и на развитие всего народного хозяйства большое влияние оказывает электроэнергетика, которая является составной частью топливно-энергетического комплекса
Украины.

Электроэнергетический комплекс Украины- это основа функционирования и развития национальной экономики, обеспечение цивилизованных условий жизни общества, поэтому его технический, технологический и интеллектуальный потенциал находится на достаточно высоком уровне. Строительство мощных линий электропередач дает возможность освоения топливных ресурсов независимо от отдаления районов потребления. Развитие электрического транспорта расширяет территориальные границы промышленности. Необходимое количество электроэнергии притягивает к себе предприятия и производства, в которых часть топливно-энергетических затрат значительно больше в себестоимости готовой продукции, чем в других отраслях промышленности.
Энергетика имеет большое районообразовательное значение. В ряде районов
Украины (Донбас, Приднепровье) она определяет производственную специализацию, является основой формирования территориально- производственного комплекса.

В развитии и размещении электроэнергетики в Украине определяющими являются следующие принципы:

-концентрация производства электроэнергии вследствие строительства больших районных электростанций, которые используют дешевое топливо и гидроэнергоресцурсы;

-комбинирование производства энергии и тепла с целью теплообеспечения городов и индустриальных центров;

-широкое освоение гидроэнергоресурсов с учетом комплексного решения задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения;

-опережающее развитие атомной энергетики, особенно в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом.

Размещение электроэнергетики зависит от следующих факторов:

-наличия топливно-энергетических ресурсов;

-потребителей электроэнергии.

В настоящее время почти 1/3 электроэнергии производится в районах ее потребления и 2/3 потребляется в районах ее производства. Географию электростанций может резко изменить технический прогресс.

Все электростанции Украины делятся на 4 вида:

-тепловые электростанции, которые работают на твердом, редком и газообразном топливе. Среди них различают конденсационные и теплоэлектроцентрали;

-гидравлические, которые используют соответственно гидроресурсы и делятся на гидроэлектростанции, гидростимуляционные и приплывные;

-атомные, которые в виде топлива используют обогащенный уран или другие радиоактивные элементы;

-электростанции, которые используют нетрадиционные источники энергии.
Среди них перспективными являются ветровые и солнечные.

Распространенными в Украине являются тепловые электростанции. они производят почти 2/3всей электроэнергии. Преймуществом ТЕС является относительно свободное их размещение.

Преимущества ГЭС в том, что они вырабатываю энергия, которая в 5-6 раз дешевле, чем ДРЕС, коэффициент полезного действия энергии – 80%, но их размещение полностью зависит от природных условий и имеет сезонный характер.

Атомные электростанции по характеру используемого топлива не связаны с его месторождением, и это обеспечивает широкий спектр их размещения. АЭС ориентированы исколючительно на потребителей, особенно на районы с ограниченными ресурсами топлива и гидроэнергии.

В состав энергетической области Украины входят:

-8 гидроэлектростанций (ГЭС) мощностью 4.7млн.Квт.;

-44 тепловых электростанции (ТЭC) мощностью 36.5 млн.КВт.

-системообразующая и распределяющая линии свыше 1 млн.км.

-5 действующих мощных атомных электростанций (АЭС) - Запорожская, Южно-
Украинская, Ривненская, Хмельницкая, Чернобыльская, мощностью 12.818 млн.КВт.ч. Под давлением общественности остановлено строительство Крымской,
Чигиринской, Харьковской АЭС и Одесской ТЕЦ;

На 5 атомных станциях Украины находится 17 энергоблоков, в т.ч.:

-действующих - 14;

-снятых с эксплуатации (№ 1,2 Чернобыльской АЭС) - 2;

-разрушенный запроектной аварией 4 блок ЧАЭС - 1.

[pic]

Реализация электроэнергии, вырабатываемой на АЭС составили: 1998г.
-84,8 %, первое полугодие 1999г. - 66,8%. Сохраняется конкурентоспособность
АЭС на рынке электроэнергии. Усредненный тариф электроэнергии, вырабатываемой АЭС, на 59 % ниже, чем произведенный на тепловых электростанциях (ТЭС).

Количество персонала на атомных электростанциях (АЭС) – 48.598 чел., в т.ч. промышленно-производственного персонала - 29.218 чел.

По количеству аварийных остановов энергоблоков украинские АЭС находятся на уровне мировых показателей. По международной шкале ИНЭС в 1998 г и в первом полугодии 1999г нарушений, относящихся к категории АВАРИЯ (уровень
"4-7") на украинских АЭС не было, нарушение, относящегося к категории
ИНЦИДЕНТ (уровень "2") было одно на Запорожской АЭС. В 1998 г нарушений, относящихся к категории АНОМАЛИЯ (уровень "1"), было семь: Чернобыльская
АЭС - 4 нарушения; Запорожская, Южно-Украинская и Ровенская АЭС - по одному нарушению.

Также было 65 нарушений по уровню "0", в том числе:

Запорожская АЭС - 22 нарушения;

Ровенская АЭС - 21 нарушение;

Чернобыльская АЭС - 8 нарушений;

Хмельницкая и Южно-Украинская АЭС - по 7 нарушений.

В первом полугодии 1999 г было одно нарушение по уровню "1" и 31 по уровню "0".

Газо-аэрозольные радиоактивные выбросы АЭС значительно ниже нормы.
Коллективные дозы облучения персонала АЭС Украины находятся на уровне ниже допустимых. Образование радиоактивных отходов на АЭС снижается.

Проблемы безопасности атомной энергетики Украины характеризуются следующими факторами:

7 блоков АЭС из 14 эксплуатируются уже более 15 лет. Практически все блоки (кроме блока №6 ЗАЭС) подлежат реконструкции. Необходимо увеличивать обьем и качество технического обслуживания, ремонтов и работ по диагностированию оборудования. Есть необходимость выполнения работ по модернизации существующих и созданию дополнительных систем безопасности.
Сложилась критическая ситуация на заводах-поставщиках по производству оборудования, взамен выработавшего ресурс. Его поставки затруднены, что увеличивает расходование валютных средств.

В данное время высока степень заполнения хранилищ жидких и твердых радиоактивных отходов, необходим переход на новые нормы радиационной безопасности с уменьшением предельной годовой дозы персонала с 50 мзв/год до 20 мзв/год.

Финансовые трудности АЭС в основном связаны с неплатежами за электроэнергию. Так, к примеру, из-за неплатежей простаивал блок № 2 ЗАЭС.

Финансово-экономическое состояние АЭС характеризуется следующими основнымими негативными показателями:

-неплатежи (непокрытие товарной продукции денежыми средствами).

-низкий процент оплаты денежными средствами, отсюда большая задолженность в бюджет, по заработной плате, в пенсионный фонд, предприятиям и изготовителям оборудования и запчастей, задержка в оплате за топливо;

-избыточная численность персонала (при общей численности 48.598 чел. - промышленно-производственный персонал составляет 29.218 чел., или 60,1%;

-недовыработка электроэнергии по внутренним причинам составляет 1344 млн/кВт·ч;

-избыточная инфраструктура;

-необходимость затрат на социально-бытовую сферу.

Сегодняшний тариф не позволяет осуществлять дальнейшее развитие атомной энергетики.

Запорожская АЭС сегодня является самой мощной атомной станцией в Европе и третьей - в мире, в эксплуатации которой находятся 6 энергоблоков мощностью по 1 млн.кВт каждый. Первый энергоблок Запорожской АЭС был введен в эксплуатацию 10 декабря 1984 года. Ежегодно до 1989 года в строй вводился один энергоблок АЭС. Шестой энергоблок введен в эксплуатацию в декабре 1995 года. С начала эксплуатации Запорожская АЭС выработала 370,8 млрд.кВтч электроэнергии, что равно энергопотреблению всей Украины в течение более чем двух лет.

Имея установленную мощность 6000 МВт, что составляет 12,1% от суммарной установленной мощности энергетики Украины, производство электрической энергии на Запорожской АЭС в последнее время составляет примерно 47% от общего производства электроэнергии атомными станциями
Украины и почти 21 % от общей выработки электроэнергии на Украине.

Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) имеет тенденцию к повышению. За 1998 год КИУМ составил в среднем по энергоблокам
ОП ЗАЭС - 67,3%, что является самым высоким показателем среди АЭС Украины с
ВВЭР-1000 и отвечает стандартным показателям зарубежных АЭС.

Проверка Запорожской АЭС комиссией МАГАТЭ (апрель 1999 го-да) по программе "OSART", подтвердила высокую степень надежности и безопасности атомной станции. По состоянию на 13.10.99 в работе находятся 5 энергоблоков. Энергоблок № 4 сегодня в плановом ремонте.

Бесперебойное снабжение народного хозяйства электроэнергией обеспечивает коллектив профессионалов, понимающих, что электроэнергетика является стержнем экономики государства, жизнедеятельности страны и ее энергобезопасности.

На станции проводится большой комплекс мероприятий по продлению ресурса оборудования, по разработке модернизированного оборудования, соответствующего современным правилам.

Общий кризис неплатежей в электроэнергетике обуславливает необходимость установления дополнительной надбавки к тарифу на отпускаемую электроэнергию для завершения строительства. Неплатежи за отпущенную и потребленную электроэнергию приводят к вымыванию оборотных средств энергетики и к росту кредиторской задолженности.

Чернобыльская проблема.

Чернобыльская АЭС представляет собой объект атомной энергетики, состоящий из оборудования, зданий и сооружений как непосредственно связанных с выработкой электроэнергии, так и вспомогательных. В его состав входят:

-Энергоблок №1, остановленный в 1996 году в связи с постановлением правительства Украины, и находящийся в состоянии прекращения эксплуатации;

-Энергоблок №2, остановленный в октябре 1991 года после инцидента, связанного с возгоранием на 4-ом турбогенераторе, и находящийся в настоящее время в режиме восстановительного ремонта;

-Энергоблок №3, находящийся в режиме эксплуатации до 2000 года;

-Энергоблок №4, на котором в 1986 году произошла запроектная авария с полным разрушением активной зоны, на котором выполнены первоочередные мероприятия для уменьшения последствий аварии и продолжаются работы по обеспечению контроля его состояния, ядерной и радиационной безопасности;

-Энергоблоки №5 и №6 с незавершенным строительством в соответствии с решением о прекращении строительных работ, принятым после аварии 1986 года.

-Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов ХЖО, ХТО, ХЖТО;

-Хранилище отработанного ядерного топлива ХОЯТ-1;

-Пускорезервная отопительная котельная ПРК;

-Пруд-охладитель с гидротехническими сооружениями;

-Открытые распределительные устройства ОРУ-330 и ОРУ-750.

Авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС существенно повлияла на темпы развития атомной энергетики в нашей стране. Тщательное расследование причин аварии, произведенное специалистами, показало, что корни аварии лежат глубоко в сфере проблем взаимодействия человека и машины, что основным
"движущим" фактором аварии были действия операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. Подобно другим "рукотворным" катастрофам, авария произошла из-за того, что оперативный персонал, желая выполнить план экспериментальных работ любой ценой, грубо нарушил регламент эксплуатации, инструкции и правила управления энергоблоком. Сказались, конечно, и некоторые особенности физики активной зоны, конструктивные недостатки системы управления и защиты реактора, которые привели к тому, что защита реактора не смогла предотвратить разгон на мгновенных нейтронах. Операторы произвели такие запрещенные действия, как блокирование некоторых сигналов аварийной защиты и отключение системы аварийного охлаждения активной зоны, работали при запасе реактивности на стержнях СУЗ ниже допускаемого регламентом значения, ввели реактор в режим работы с расходами и температурой воды по каналам выше регламентных, при мощности реактора ниже предусмотренной программой.

Эти и другие ошибки операторов привели к такому состоянию реактора, что в условиях роста мощности защитные средства реактора оказались недостаточными, что и привело к значительной сверхкритичности реактора, взрыву, разрушению активной зоны.

Чернобыльская проблема требует выполения следующих задач:

-закрытия ЧАЭС-3 со снятием с эксплуатации блоков №1, 2 и 3;

-превращения объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему;

-создания централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива;

-создания завода по переработке и хранению радиоактивных отходов.

К сожалению, созданные отдельные фрагменты научного обеспечения не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Необходимо создание отраслевой науки по проблемам прочности, диагностирования, расчетных кодов, водной химии, технологии обращения с радиоактивными отходами, отработавшего ядерного топлива, сертификации оборудования, вывода из эксплуатации и т.д.

Учитывая высокую конкурентоспособность атомной энергетики, необходимо внимательно проанализировать тариф на электроэнергию для АЭС и включить в него все затраты, обеспечивающие развитие атомной энергетики в соответствии с Законом об атомной энергетике.

Стратегические задачи ядерной энергетики Украины следующие:

-продление срока службы энергоблоков;

-достройка блоков высокой и средней степени готовности;

-закрытие Чернобыльской АЭС со снятием блоков №1, 2 и 3 ЧАЭС с эксплуатации;

-превращение объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему;

-создание АЭС на базе реакторов нового поколения;

-научное обеспечение;

-решение финансовых проблем.

Программа развития атомной энергетики до 2010 г. определена в
Национальной энергетической программе Украины, утвержденной Верховной
Радой Украины в мае 1999г. По постановлению Верховной Рады Украины в эту программу вносятся изменения и дополнения на основе сложившейся на сегодня финансово-экономической ситуации в стране. "Концепция развития атомной энергетики Украины до 2030 года" в настоящее время разрабатывается
Минэнерго Украины. Концепция предполагает достижение уровня выработки электроэнергии до 100млрд/кВт·ч и поддержание его после 2010 г., что должно быть достигнуто за счет:

-ввода двух блоков высокой степени готовности ХАЭС-2 и РАЭС-4;

-ввода двух блоков средней степени готовности ХАЭС-3 и ХАЭС-4;

-продления срока службы действующих энергоблоков;

-проектирования новых АЭС на основе реакторов нового поколения.

-полный отказ от услуг предприятий Минатома России до 2004г.

Физическая защита и медико-санитарное обеспечение предприятий атомной энергетики и промышленности

В системе Министерства действует схема обеспечения физической защиты объектов атомной энергетики и промышленности (ядерные установки, ядерные материалы, радиоактивные отходы, другие источники ионизирующего излучения).

Система медико-санитарного обеспечения предприятий атомной энергетики и промышленности в составе девяти специализированных медико-санитарных частей и восьми санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) в городах- спутниках АЭС и объектах атомной промышленности обслуживает, кроме производственного персонала, население в городах-спутниках общей численностью свыше 350 тыс. чел.

Основная проблема медико-санитарного обеспечения - финансирование. Из госбюджета выделяются средства только на текущую заработную плату.

Экологическое состояние многих районов нашей страны вызывает законную тревогу общественности. В многочисленных публикациях и, в частности, показано, что во многих регионах нашей страны наблюдается устойчивая тенденция к многократному, в десятки и более раз превышению санитарно- гигиенических норм по содержанию в атмосфере городов окислов углерода, азота, пыли, токсичных соединений металлов, аминов и других вредных веществ. Имеются серьезные проблемы с мелиорацией земель, бесконтрольным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений, чрезмерным использованием пестицидов, гербицидов. Происходит загрязнение сточными водами промышленных и коммунальных предприятий больших и малых рек, озер, прибрежных морских вод. Из-за постоянного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности происходит деградация экосистем, сокращение продуктивных возможностей биосферы.

Загрязнение среды обитания вредно отражается на здоровье людей, приносит значительные убытки народному хозяйству. В последнее время обстановка ухудшилась настолько, что многие районы объявлены районами экологического бедствия.

Среди других экологических проблем, связанных с антропогенным воздействием на биосферу, следует упомянуть риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почв и опустынивание зернопроизводящих районов, закисление природных сред, изменение электрических свойств атмосферы.

Характерные антропогенные радиационные воздействия на окружающую среду:

-загрязнение атмосферы и территорий продуктами ядерных взрывов при испытаниях ядерного оружия в 60-тые годы,

-отравление воздушного бассейна выбросами пыли, загрязнение территорий шлаками, содержащими радиоактивные вещества при сжигании ископаемых топлив в котлах электростанций,

-загрязнение территорий при авариях на атомных станциях и предприятиях.

Значительную опасность для живых существ, для популяций организмов в экосистемах представляют аварии на предприятиях химической, атомной промышленности, при транспортировании опасных и вредных веществ. Известная авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, результаты войны в Персидском заливе показывают масштабы экологических бедствий современного общества.
Очевидно, что необходим радикальный пересмотр наших отношений с природой, нужны решительные шаги по защите окружающей среды, в частности многократное усиление мер воздействия нормативных рычагов на хозяйственную практику.

Совершенно недопустимо, чтобы установленные нормативами предельные концентрации вредных веществ в воздухе, воде реально превышались в сотни раз. Нужно сделать невыгодным или даже разорительным пренебрежение к охране окружающей среды. Право людей на чистый воздух, чистые реки и озера должно не только декларироваться, но и реально обеспечиваться всеми доступными для государства средствами.

Особо актуальными становится вопросы регулирования ответственности за ущерб, в том числе за экологический ущерб при переходе к рыночным отношениям в экономике. Здесь важно найти разумные экономические рычаги, правильно соотносить выгоды и потери, доходы и расходы на компенсацию ущерба. Важной задачей является разработка вопросов нормативного разграничения допустимых и недопустимых воздействий, оценивания стоимости экологического ущерба.

Основными направлениями в ограничении вредных техногенных воздействий на биосферу являются ресурсосбережение и разработка экологически чистых или безотходных технологий. Чистоту вод можно улучшить методами биотехнологии.

Радикальный путь оздоровления экологической обстановки - сокращение вредных выбросов и сбросов, увеличение безаварийности и безопасности опасных производств, переход на безотходные технологии, концентрация и надежное захоронение вредных отходов, разумное сотрудничество и международная взаимопомощь при экологических катастрофах.

Атомные электростанции оказывают на окружающую среду - тепловое, радиационное, химическое и механическое воздействие. Для обеспечения безопасности биосферы нужны необходимые и достаточные защитные средства.
Под необходимой защитой окружающей среды понимается система мер, направленных на компенсацию возможного превышения допустимых значений температур сред, механических и дозовых нагрузок, концентраций токсикогенных веществ в экосфере.

Понятие "Безопасность АС" тесно связано с различными видами ущерба, с возможными вредными последствиями аварий на АС. Основной вид ущерба - потеря здоровья персонала и населения из-за радиационного воздействия радиоактивных излучений веществ, распространившихся на площадке АС или за ее пределами при тяжелых авариях. Конечно значимы и другие виды ущерба - экономические потери от разрушения технических систем и сооружений, ущерба от потери трудновосполнимого источника энергоснабжения, потери от загрязнения территорий, водных систем, лесов. Не менее важен и экологический ущерб - необратимые изменения в экосистемах, потери ценных видов живой природы из-за изменений в имунных системах, потери в видовом разнообразии.

Безопасность АС это защищенность персонала, населения и окружающей среды от вредных радиологических последствий функционирования АС, т.е. от опасности вредного радиационного воздействия на здоровье персонала и населения как непосредственно от внешнего излучения, так и за счет радиоактивного загрязнения земли, воздуха или пищевых продуктов.

Технический уровень мер безопасности зависит от инженерной зрелости создателей АС, от опыта, накопленного в промышленности, от всего того, что охватывается термином "культура безопасности". Кроме того, эффективность защитных мероприятий зависит и от текущего состояния оборудования, подготовленности и дисциплинированности персонала. Поэтому следует говорить о безопасности АС, как о степени защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного и другого вредного воздействия, возникающего при эксплуатации АС, в том числе при авариях. При этом эксплуатирующая организация должна быть готова показывать, что степень защищенности, реализуемая на станции, также как и вероятные риски и возможные ущербы таковы, что общество может признать их приемлемыми.

Техническая безопасность АС должна обеспечиваться высоким качеством всех общеинженерных работ, определяющих надежность функционирования и безопасную эксплуатацию оборудования атомных энергетических установок.

Ядерная безопасность - это свойство предотвращать ядерные аварии, связанные с повреждением ядерного топлива или переоблучением персонала.
Ядерная безопасность достигается за счет исключения возможностей тяжелых ядерных аварий, например исключением разгонов реактора на мгновенных нейтронах.

Радиационная безопасность есть система мер по защите персонала, населения и окружающей среды от воздействия проникающих излучений, направленная на обеспечение отсутствие неблагоприятных эффектов или вреда здоровью от облучения ионизирующими частицами людей, живых существ и элементов природы. При любой аварии АС облучение населения на границе санитарно-защитной зоны не должно превышать 10 бэр.

Аварийные выбросы и сбросы радиоактивных веществ должны быть столь малыми, чтобы исключалась необходимость эвакуации больщих групп населения при самых тяжелых авариях.

Под экологической безопасностью АС понимают ее свойства не оказывать на окружающую среду таких воздействий за счет выбросов или сбросов радиоактивных веществ, тепла, химических веществ, которые могли бы причинить вред для обитателей окружающей среды, флоре и фауне в природных экосистемах, нарушали бы биологическое равновесии, изменяли бы климатические условия и другие условия, необходимые для сохранения и обогащения природы.

Атомные станции не должны оказывать чрезмерных постоянно действующих или аварийных тепловых, химических, радиационных и других воздействий на природные экосистемы, под влиянием которых происходило бы деградирование экосистем во времени, накапливались и закреплялись неблагоприятные изменения состояний динамического равновесия. Важно, чтобы все изменения в экосистемах были бы обратимы, чтобы имелись достаточные запасы устойчивости до предельных, необратимых возмущений. Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы и предназначено для того, чтобы предотвращать все неблагоприятные изменения в них, а в лучшем варианте направлять эти изменения в благоприятную сторону.

В странах с развитой атомной промышленностью, ядерной энергетикой, существует система государственного регулирования общественных отношений при использовании атомной энергии, проблем обеспечения безопасности атомных электростанций, радиационной защиты населения, защиты окружающей среды. Эта система "атомного права" постоянно совершенствуется, дополняется новыми законоположениями и нормативами. Однако смена основополагающих, принципиальных актов происходит медленно и не всегда поспевает за потребностями жизни. Кроме того в законодательстве подчас отсутствуют многие важные или принципиальные документы.

Безопасность АС обеспечивается за счет мер по

-предупреждению возможности возникновения опасных состояний или режимов
- при проектировании и сооружении АС,

-предотвращению развития опасных состояний и режимов за рамки пределов и условий безопасной эксплуатации - при работе АС,

-пространственно-временному ограничению опасных процессов и их вредных воздействий - при аварийных ситуациях и режимах АС,

-локализации почти всех вредных веществ,вышедших за установленные в проекте границы опасных зон в результате аварии,

-обеспечению условий для приведения установки после окончания эксплуатационных кампаний или аварий в безопасное состояние, пригодное для перезарузки топлива, ремонтов, длительного хранения ее частей и

-элементов, консервации или снятия с эксплуатации.

В таких районах, как Киевская, Харьковская, Ивано-Франковская,
Винницкая, Ровенская, Хмельницкая, Запорожская и Одесская областях уровень загрязнения окружающей среды достаточно высокий вследствие размещения больших объектов электроэнергетики (тепловые и атомные электростанции).
Особенно сложная экологическая обстановка, связанная с радиоактивным загрязнением, в районах, прилегающих к Чернобыльской АЭС.

Необходимо провести реконструкцию атомной энергетики на новой технологической основе, создавать энергоблоки, которые использовали бы уран низкого обогащения. Целесообразно строительство новых блоков средник за мощностью атомных электростанций под землей с высочайшим уровнем техники безопасности. Их захоронение после эксплуатации не требует много времени и финансирования. Необохимо увеличивать производство электроэнергии от нетрадиционных источников.

Важная тенденция в развитии электроэнергетики – объединение электростанций в энергосистемы, которые осуществляют производство, транспортирование и разделение электроэнергии между потребителями. Создание энергосистем обуславливается потребностью ритмического обеспеченияпотребителей электроэнергией. Энергосистемы дают возможность маневрировать производством электроэнергии как во времени, так и в пространстве.

Структурное перестроение народного хозяйства, экономное использование топлива и энергии и использование экономических стимулов будут способствовать уменьшению энергоемкости национального продукта. Сегодня в
Украине отсутствует механизм стимулирования уменьшения потребления электроэнергии, который должен включать государственную систему энергосбережения на длительную перспективу, систему стандартов и нормативных затрат топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время ситуация в электроэнергетике сложная, прежде всего из- за неплатежей за использованную электрическую и тепловую энергию.
Задолженность потребителей составляеть приблизительно 7 млрд.грн.
Правительство принимает меры по ограничению и отключению потребителей- должников. Деятельность отрасли находится под постоянным контролем со стороны Президента и Кабинета министров, особенно вопрос о структурном переустройстве электроэнергетического комплекса.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров № 1268 от
17/10/1996г. на базе имущества атомных станций и их инфраструктур было создано государственное предприятие «Национальная атомная энергогенерирующаяч компания «Энергоатом» с возложением на нее функций эксплуатирующей организации, часть из которых в переходный период она делегирует атомным электростанциям. Следующим этапом реформирования отрасли было объединение в мае 1997г. Министерства энергетики и электрификации с государственным комитетом по использованию ядерной энергии, в резуотате чего было создано Министерство энергетики Украины. Указ Президента Украины от 2/08/1999 № 944 «Про деякi вопроси приватизацii об’ектiв электроэнергетического комплекса» оказывает содействие созданию условий для привлечения стратегических инвестиций в отрасль, что даст возможность провести реконструкцию и медернизацию физически изношенного и морально устаревшего оборудования электрообъектов.

Использованная литература.

1.»Розмiщення продуктивних сил Украiни» под. ред. Е.П.Качана, Киев
1999.

2.»Ядерная энергетика» А.М.Петросьянц М.1991

3.»Почти все о ядерном реакторе» Л.В.Матвеев, А.П.Рудик М.1990

4.Материалы компьютерной сети Интернет.
-----------------------
[pic]



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.