РУБРИКИ

Аргентина. Комплексная экономико-географическая характеристика

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Аргентина. Комплексная экономико-географическая характеристика

Сельское хозяйство. Среди стран Латинской Америки Аргентина выделяется относительно высоким уровнем развития капитализма в сельском хозяйстве, достаточно разнообразной структурой сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве занято 12% экономически активного населения, на него приходится 13% ВВП. Аргентина почти полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии и выступает одним из ведущих экспортеров его на мировой рынок. Однако на мировом рынке она существенно отстает и от своих конкурентов - США, Канады, Австралии, и особенно от многих европейских стран. Причина этого - отсталая социально-экономическая структура сельского хозяйства.

Основой аграрных отношений является господство крупного землевладения - латифундизма. Эта система была перенесена сюда из феодальной Испании: испанские колонизаторы делили между собой огромные массивы земель. Землевладельцы получали право неотчуждаемости их владений: после смерти владельца все поместье переходило к его старшему сыну и таким образом сохранялось в целости. Такая система землевладения препятствовала появлению мелких независимых фермеров. Сложившаяся в колониальный период система крупного землевладения наложила отпечаток на весь процесс социально-экономического развития Аргентины. Землевладельцы-латифундисты превратились в основную экономическую и политическую силу в стране. Латифундизм и сейчас продолжает оставаться главным тормозом роста сельскохозяйственного производства.

Почти 3/4 земельного фонда принадлежит хозяйствам размером свыше 1000 га каждое, составляющим около 6% общего числа хозяйств. Средний размер сверхкрупных хозяйств достигает 13 тыс. га. Они занимают половину земельного фонда страны. На другом полюсе находятся мелкие хозяйства: свыше 50% производителей владеют лишь 2% земель.

Для латифундий характерен высокий процент необработанных земель, низкий уровень капиталовложений, как правило экстенсивное ведение хозяйства. Чем больше размер хозяйства, тем меньше в нем процент обрабатываемой земли. Так, в хозяйствах свыше 10 тыс. га обрабатывается около 3% земли, в хозяйствах же до 50 га - около 50%. В результате большие массивы земель остаются неиспользованными.

С другой стороны, существует большое число малоземельных и безземельных крестьян, сохраняются докапиталистические формы аренды (отработки, издольщина). Аренда, как правило, краткосрочная, а это одна из существенных причин, тормозящих развитие сельскохозяйственного производства.

Агротехнический уровень аргентинского сельского хозяйства невысок; это проявляется, в частности, в довольно низкой урожайности основных сельскохозяйственных культур. Так, урожайность пшеницы в Аргентине в 1,5 раза ниже, чем в США, и в 3-4 раза ниже, чем в некоторых европейских странах. Животноводство базируется на естественных пастбищах, однако многолетнее использование одних и тех же пастбищ приводит к их истощению, а в результате - к снижению продуктивности скота. Низкие темпы развития сельскохозяйственного производства обусловливают узость внутреннего рынка, что в свою очередь тормозит экономическое развитие страны в целом.

В то же время по степени развития капитализма в сельском хозяйстве Аргентина намного превосходит остальные страны Латинской Америки, что выражается в высокой доле лиц наемного труда, занятых в сельском хозяйстве, высокой доле товарности производства, достаточно разносторонней отраслевой структуре. Лица наемного труда составляют 2/3 сельскохозяйственного населения. Правда, среди сельскохозяйственных рабочих немало голондринас ("ласточек" - в переводе с испанского), так называют тех, кто мигрирует из одних районов в другие на уборку сахарного тростника, хлопка, стрижку овец и т. д. Сдерживающее влияние на развитие капитализма оказывает господство крупного землевладения и зависимость от иностранных монополий, которым принадлежат большие массивы земель и которые контролируют экспорт многих сельскохозяйственных продуктов. Первоначально это были в основном английские компании, в настоящее время среди иностранных монополий, владеющих землей, главное место занимает американский капитал. Крупные земельные владения принадлежат итальянским монополиям. В приграничных районах, где имеются обширные массивы заброшенных земель, их иногда скупают бразильские компании. Такие крупные компании, как "Бунхе и Борн", "Континенталь", "Каргилл", контролируют экспорт сельскохозяйственной продукции.

Аргентинское сельское хозяйство в целом можно определить как высокотоварное производство. Но высокая товарность его с самого начала была обусловлена ориентацией на экспорт. Если в более ранний период развития капитализма в товарные отношения были втянуты преимущественно хозяйства района Пампы, то на современном этапе сельское хозяйство носит товарный характер на большей части территории Аргентины. Натуральные хозяйства сохранились лишь в некоторых наиболее отдаленных и отсталых районах страны.

В уровне развития сельского хозяйства, в структуре землевладения существуют большие различия между Пампой и остальной территорией страны. Большая часть обрабатываемых земель сосредоточена в Пампе. Здесь преобладают крупные латифундистские хозяйства, в основном экстенсивного характера с низким уровнем капиталовложений. Основное направление их специализации - животноводство и зерновое хозяйство. Значительная часть продукции производится на экспорт. Во внутренних районах страны чаще распространены средние по размерам хозяйства, достаточно интенсивные, с довольно высоким уровнем капиталовложений (в 5 - 6 раз выше, чем в Пампе). Растениеводство здесь преобладает над животноводством (за исключением Патагонии).

В Аргентине в отличие от некоторых других стран Латинской Америки до сих пор не проводилось радикальных аграрных реформ, поэтому аграрная реформа - одна из самых острых проблем экономики.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в стране составляет почти 180 млн. га, из них обрабатывается 1/5, остальную занимают луга и пастбища. Длительная монослециализация на одних и тех же землях привела к снижению продуктивности почв, ухудшению состояния пастбищ, широкому распространению одного из самых бедственных явлений - эрозии. В некоторых районах степень разрушения почв эрозией настолько сильна, что часть земель стала практически непригодной для сельскохозяйственного использования. Это служит одной из причин массового оттока отсюда сельского населения.

Преобладающий тип специализации аргентинского сельского хозяйства - товарное производство зерна и мяса. Он сложился под влиянием внешнего рынка и в соответствии с той естественно-природной средой, которая создавала предпосылки для развития именно этих отраслей хозяйства. Этот тип наиболее характерен для района Пампы.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве страны. Главная его отрасль - разведение крупного рогатого скота, по поголовью которого (54,8 млн. голов в 1985 г.) Аргентина занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Свыше 70% поголовья составляют мясные породы.

Низкопородный, но выносливый и хорошо приспособленный к любым условиям креольский скот был завезен в Аргентину из Испании и в XIX в. составлял большую часть поголовья. Постепенно он был вытеснен более продуктивными породами, привезенными из Англии. Сейчас преобладающие породы скота - шортгорны и абердино-ангусская. Аргентинские шортгорны были выведены в результате скрещивания хорошо приспособленного к местным условиям креольского скота с высокопродуктивными шортгорнами из Англии. Поскольку они отличаются повышенной чувствительностью к влаге и температуре, а также требовательностью к хорошим пастбищам, то их разведение ограничивается главным образом районом Пампы. Все большее распространение абердино-ангусской породы связано с увеличением спроса на мировом рынке на нежирные сорта мяса. Главный район разведения крупного рогатого скота - Пампа, где сосредоточено более 2/3 его поголовья и расположены зоны наиболее продуктивного животноводства. Это обусловлено прежде всего лучшим состоянием здесь кормовой базы. Естественные пастбища Пампы благодаря хорошему увлажнению и мягкому климату отличаются более высоким содержанием питательных веществ по сравнению с кормовыми угодьями других районов. В Пампе находятся и основные посевы кормовых трав, главным образом люцерны; кроме того, на корм скоту используются и зернофуражные культуры. В Пампе довольно резко разграничены зоны нагула, выращивания молодняка и откорма скота. Нагул скота и выращивание молодняка происходят, как правило, в хозяйствах, занимающих худшие пастбища. Они расположены по окраинным областям Пампы, где уже начинается область недостаточного увлажнения. Эти хозяйства отличаются крупными размерами (средняя их площадь - 2-2,5 тыс. га) и малым числом занятых. Базируются они в основном только на естественных пастбищах и являются, как правило, чисто животноводческими. Отсюда молодняк продается в специализированные хозяйства по откорму скота, расположенные на лучших пастбищах и хорошо обеспеченные водой. Откорм скота чаще ведется в смешанных хозяйствах, где значительные площади занимают посевы кормовых трав и зернофуражных культур. Хозяйства по откорму скота распространены в северо-западной и центральной части провинции Буэнос-Айрес, на юге провинций Энтре-Риос и Кордова. Нередко одному владельцу принадлежат хозяйства в разных районах, и он занимается одновременно выращиванием молодняка и откормом скота. Скот откармливают обычно до двух лет, после чего продают на убой; забивается 12-14 млн. голов скота в год.

Молочное животноводство не играет в Аргентине большой роли, но его значимость в последние десятилетия увеличилась в связи с ростом городского населения и повышением спроса на молочные продукты. Основная молочная порода - голландско-аргентинская. Специализированные зоны молочного животноводства сложились вокруг Буэнос-Айреса и в южной части провинции Санта-Фе - в областях достаточного увлажнения с хорошими сочными кормами.

Овцеводство - вторая крупная отрасль аргентинского животноводства. Аргентина - одна из ведущих овцеводческих стран капиталистического мира; по поголовью овец (30 млн. голов в 1985 г.) и настригу шерсти (около 200 тыс. т) она уступает только Австралии и Новой Зеландии.

Овцеводство начало развиваться в Аргентине значительно раньше, чем разведение крупного рогатого скота. Овцы менее прихотливы и могут питаться достаточно грубыми естественными кормами; кроме того, они более устойчивы к низким температурам и не требовательны к воде. Поэтому одним из главных районов специализированного овцеводства стала Патагония, где кормом служат жесткие травы и низкая кустарниковая растительность. Но в большей или в меньшей степени овцеводство распространено в стране почти повсеместно. В Пампе, где сосредоточена почти половина поголовья овец, оно обычно существует в качестве дополнительной отрасли: овцы получают здесь худшие корма, которые не пригодны для крупного рогатого скота. В Пампе преобладает мясошерстное овцеводство, наиболее распространенные породы - линкольны, они отличаются высоким выходом мяса и шерсти, но шерсть довольно низкого качества. Овцеводство нередко сочетается с зерновым хозяйством, частично используются искусственные корма. Основной ареал его - юг провинции Буэнос-Айрес.

В Междуречье распространены главным образом ромнимарши и корридели, более приспособленные к условиям влажного климата. Они отличаются и большим живым весом и достаточно высоким выходом шерсти. Овцеводство сочетается здесь с разведением крупного рогатого скота.

В Патагонии преобладает овцеводство шерстного направления. Большую часть поголовья составляют австралийские мериносы, дающие высококачественную тонкорунную шерсть. Количество овец в расчете на гектар увеличивается по направлению к Кордильерам, в предгорной области одна овца приходится на 1 га сельскохозяйственных угодий, в то время как на остальной территории - на 3-4 га. Овцеводческие хозяйства по площади самые крупные в стране, поэтому район специализированного овцеводства - Патагония выделяется наиболее крупными размерами хозяйств.

В специализированных хозяйствах стрижка овец механизирована, но большей частью она ведется вручную. Опытный стригаль стрижет до 200 овец в день. Стригут овец обычно весной. Шерсть подразделяется на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Тонкую, длинную белоснежную шерсть дает Патагония, особенно предгорная область. Тонкую и полутонкую шерсть получают в Междуречье. Мясошерстные породы Пампы дают полутонкую и полугрубую шерсть. Грубую шерсть низкого качества получают на северо-западе. Около 1/2 настрига шерсти производится в Пампе, главным образом в провинции Буэнос-Айрес, а более 1/3 - в Патагонии.

Почти 3/4 настригаемой шерсти вывозится. На мировом рынке Аргентина известна как поставщик тонкой шерсти, хотя по доле в экспорте преобладает грубая и полутонкая шерсть.

Свиноводство развито довольно слабо. Оно ориентируется в основном на внутренний рынок. Главный район свиноводства - север провинции Буэнос-Айрес и южная часть Санта-Фе, где хорошая кормовая база: главным кормом служит кукуруза. Свиноводческие хозяйства, как правило, небольшие.

Из других отраслей животноводства в Аргентине развиты птицеводство, особенно вокруг крупных городов - Буэнос-Айреса, Кордовы; в горных районах - разведение коз и тяглового скота (лошадей, мулов).

В растениеводстве Аргентины основное место занимают старые, традиционные культуры экспортного значения - зерновые и масличные.

Зерновые культуры дают свыше 2/5 стоимости продукции растениеводства и занимают 1/2 посевных площадей. Общий сбор зерна достигает 30 млн. т (1985 г.), экспорт - 20 млн. т.

Основная зерновая культура - пшеница. По сбору ее - 9 млн. т (1985 г.) - и экспорту - 7 млн. т (1985 г.) - Аргентина занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире, хотя и значительно уступает США, Канаде, Австралии, Франции. В стране наиболее распространены два сорта пшеницы: твердая, используемая для изготовления макаронных изделий, и полутвердая, дающая хлеб высокого качества. Пшеница возделывается главным образом в Пампе и реже встречается за ее пределами, что связано с требовательностью этой культуры к теплу и почвам. Плодородные черноземные почвы аргентинской Пампы позволяют получать значительные урожаи пшеницы, несмотря на относительно низкий уровень агротехники.

Вторая по значению зерновая культура - кукуруза, ее сбор превышает 13 млн т (1985 г.). В отличие от пшеницы, которая была завезена сюда испанцами, кукуруза - местная культура; она выращивается почти повсюду, но основная область ее, распространения - Пампа с ее теплым климатом и достаточным увлажнением. Кукуруза используется и как продовольственная, и как кормовая культура. Такое же значение имеют и другие зерновые: рожь, овес, ячмень. Посевы ржи благодаря меньшей требовательности этой культуры к почвам и ее относительной холодоустойчивости распространены в южной и западной окраинах Пампы. Ее сбор - 105 тыс. т (1985 г.). Сбор овса составляет 500-600 тыс. т в год, главным образом в провинции Буэнос-Айрес. Посевы ячменя благодаря его малой чувствительности к заморозкам и сравнительной выносливости к засухе распространяются и в более прохладные районы, например на север Патагонии. Выращивается и кормовой и солодовый ячмень - 200 тыс. т (1985 г.). Рожь, овес и ячмень используются обычно для зимнего откорма скота.

Все зернофуражные культуры имеют экспортное значение. Аргентина выделяется как крупный экспортер кормового зерна в капиталистическом мире.

Из зерновых продовольственных культур возделывают рис, во влажном Междуречье и на орошаемых землях Северо-Запада; сбор риса - около 500 тыс. т.

Для откорма скота помимо зернофуражных культур большую роль играют посевы кормовых трав; наиболее распространена люцерна. Она занимает значительные площади в севооборотах, поэтому сочетается обычно со льном и пшеницей.

На втором месте после зерновых по стоимости продукции растениеводства стоят технические культуры, а среди них масличные - лен и подсолнечник. По их сбору (льна - 400 тыс. т, подсолнечника - свыше 3 млн. т) Аргентина занимает первое-второе места в капиталистическом мире. Эти культуры возделываются в Пампе. Из других масличных выращивают арахис, культуру, давно возделываемую в Аргентине. Из древесных масличных культур большое значение имеют оливковое и тунговое деревья. Оливки - растения сухих субтропиков - издавна выращивают в провинциях Мендоса и Сан-Хуан. Тунговые деревья, которые дают технические масла высокого качества, используемые для изготовления лучших лаков, красок и эмали, - растения влажных субтропиков и выращиваются в основном в Междуречье. По сбору тунгового ореха  Аргентина занимает одно  из ведущих мест в капиталистическом мире.

Из сахароносных культур наиболее распространен сахарный тростник, выращиваемый главным образом на северо-западе страны. Сбор его (свыше 11 млн. т) удовлетворяет внутренние потребности страны и частично предназначается для экспорта.

Среди волокнистых культур выделяется хлопчатник. Его возделывание началось в Аргентине давно; первоначальной областью посевов хлопчатника была провинция Тукуман, которая, по преданию, получила свое 'название от слова "уткуман", что на индейском наречии означало "страна хлопка". В XIX в. хлопководство пришло в упадок и возродилось вновь лишь после первой мировой войны, но уже в новом районе - тропическом Чако. Выращивается главным образом коротковолок-нистый и средневолокнистый хлопчатник.

Из стимулирующих растений в Аргентине культивируют чай; и в первую очередь особую разновидность его - парагвайский чай, или йерба-мате. Йерба-мате - специфическая культура Южной Америки. Возделывается она в Аргентине, Бразилии и Парагвае. По сбору парагвайского чая Аргентина уступает Бразилии; она экспортирует его в другие страны Латинской Америки. Йерба-мате выращивается в Междуречье, где влажный субтропический климат в сочетании с красноземными почвами аналогичен агроклиматическим условиям его родины.

В предгорьях Северо-Запада и в Междуречье возделывают табак.

Значительное место в растениеводстве Аргентины занимают садоводство, овощеводство и виноградарство. Климатические условия страны благоприятны для развития разнообразного садоводства, как субтропических плодовых - в Междуречье и на Западе, так и плодовых умеренного пояса - в Южной Пампе, Северной Патагонии. По сбору винограда (свыше 2 млн. т) Аргентина стоит на одном из первых мест в капиталистическом мире. В стране сформировались специализированные районы виноградарства в предгорных провинциях Мендоса и Сан-Хуан и в Северной Патагонии. Виноградники культивируют на орошаемых землях с достаточно высоким использованием удобрений, поэтому виноградарские хозяйства отличаются высокой интенсивностью. Преобладают в основном винные сорта винограда.

Среди плодовых первое место по сбору и по стоимости продукции принадлежит яблокам, которые составляют одну из важных статей аргентинского экспорта, второе - апельсинам.

Овощеводство представлено двумя типами хозяйств: пригородным, которое сконцентрировано близ крупных городов, и прежде всего Буэнос-Айреса, и специализированными ареалами по выращиванию отдельных видов овощей в районах с наиболее благоприятными для них условиями. К таковым относятся, например, районы по выращиванию томатов в провинциях Мендоса и Рио-Негро. Овощеводство развивается преимущественно на орошаемых землях и отличается высокой интенсивностью,  Транспорт. Аргентина обладает довольно густой транспортной сетью и имеет значительный объем перевозок, и грузовых, и пассажирских. Однако структура транспортной сети отражает длительную зависимость страны от внешнего рынка. Развитой транспортной сетью обладает лишь район Пампы. По существу в Аргентине отсутствует железнодорожная связь между внутренними районами страны, и попасть из одного района в другой можно лишь через столицу. Это создает огромные трудности для сообщения между отдельными территориями страны, тормозит развитие внутриэкономических связей.

Во внешних перевозках ведущее место занимает морской, а также воздушный транспорт, во внутренних - железнодорожный и автомобильный. При этом последний приобретает все большее значение благодаря относительно разветвленной сети шоссейных дорог, особенно во внутренних районах страны.

Протяженность железных дорог - 34 тыс. км. Аргентина занимает первое место в Латинской Америке по объему пассажирских перевозок, но по размерам грузооборота железных дорог она значительно уступает Бразилии и Мексике. Главные недостатки аргентинских железных дорог - разноколейность, низкое техническое состояние, резко неравномерное распределение по территории страны. Вся железнодорожная сеть Аргентины была национализирована после второй мировой войны и принадлежит государству.

Большая часть территории Аргентины имеет равнинный рельеф и благоприятна для строительства автомагистралей. Общая длина шоссейных дорог составляет свыше 400 тыс. км, из них свыше 100 тыс. имеют твердое покрытие. Аргентина выделяется среди стран Латинской Америки по их протяженности. Значительная часть шоссейных дорог, как и железных, имеет радиальную конфигурацию с центром в Буэнос-Айресе. Однако в отличие от железных дорог, имеющих широтное направление, безрельсовые пути пересекают страну и в меридиональном направлении. Главный из них - автострада, проходящая от северной границы Аргентины до Ушуая на Огненной Земле, вдоль всего побережья страны.

Внутренний водный транспорт большой роли не играет; судоходство развито главным образом по рекам Парана и Уругвай. Общая длина судоходных путей - немногим более 3 тыс. км. В низовьях Параны расположены ведущие речные порты, которые одновременно служат и морскими портами: Росарио, Сан-Николас, Санта-Фе, Вилья-Конститусьон. И флот, и речные пути находятся в ведении государства.

Интенсивно развивается трубопроводный транспорт. Нефтепроводы протянулись от месторождений к основным центрам нефтепереработки и потребления нефтепродуктов - в Буэнос-Айрес, Ла-Плату, Сан-Лоренсо. Главные газопроводы: Кампо-Дуран - Буэнос-Айрес, Пико-Трункадо - Буэнос-Айрес.

Морской транспорт играет доминирующую роль во внешних перевозках грузов; немалое значение он имеет и для внутренних связей между прибрежными районами страны, учитывая большую длину ее береговой линии. По размерам торгового и танкерного флота Аргентина уступает в регионе лишь Бразилии. Перевозка экспортному, портных грузов осуществляется в значительной степени иностранными судами. Для Аргентины характерна высокая концентрация портовой деятельности в Буэнос-Айресе, через который осуществляется большая часть внешней торговли, особенно импорта. Экспорт более рассредоточен: Росарио, Некочеа, Мар-дель-Плата - порты по вывозу зерна, фруктов, продуктов животноводства, Комодоро-Ривадавия - нефти.

Аргентина имеет регулярное воздушное сообщение почти со всеми странами Америки и со многими странами Европы. Главный центр авиалиний - Буэнос-Айрес с двумя аэропортами, аэропорт Эсейса обслуживает главным образом международные трассы.

Внешнеторговые связи. В международном капиталистическом разделении труда Аргентина выступает преимущественно как аграрная страна, являясь одним из крупных поставщиков сельскохозяйственных продуктов на мировой рынок. Она входит в число ведущих мировых экспортеров говядины, зерна, растительных масел шерсти, кожевенного сырья. С середины 60-х годов увеличивается экспорт промышленных товаров.

Во внешней торговле Аргентины сильны позиции иностранного капитала, который контролирует большую долю экспорта мяса, пшеницы, кожсырья. Это способствует сохранению зависимого положения страны в системе международного разделения труда.

На сельскохозяйственные  продукты   приходится  почти /3 стоимости экспорта; 17% составляют готовые промышленные изделия (1985 г.).  В импорте преобладают  промышленное оборудование и сырье.

В географии внешней торговли Аргентины происходят большие изменения. В течение длительного времени основным торговым партнером ее была Великобритания. В настоящее время ее место во внешней торговле Аргентины незначительно. Теперь ее главные торговые партнеры - США, Бразилия, ФРГ, Советский Союз. В импорте доминирующее положение занимают США, Бразилия, ФРГ, Япония, из европейских стран - Италия, Франция, Испания; в экспорте - США, СССР, европейские страны (Нидерланды, Италия). Все более оживленной становится торговля Аргентины со странами Латинской Америки, которые служат основными покупателями ее промышленных товаров.

Аргентина - член Латиноамериканской ассоциации интеграции. Экономические связи Аргентины с латиноамериканскими странами носят разносторонний характер: осуществляются совместные проекты гидротехнического строительства, научно-технических исследований, разработок полезных ископаемых и т. д.

Во внешнеэкономических связях Аргентины немалую роль играет туризм. Аргентина привлекает значительное число туристов: свыше 1 млн. человек в год. Туристам интересны не только Буэнос-Айрес как один из красивых городов и культурных центров Южной Америки, но и полные неповторимой прелести природные ландшафты, сохранившие во многих уголках страны свой первозданный вид: горные озера на юге с кристально чистой бирюзовой водой, величественные Анды с остроконечными снежными пиками, пальмовые рощи и великолепные водопады на северо-востоке Аргентины, всхолмленные равнины и тихие величавые реки центральной части страны и, наконец, бескрайние просторы аргентинской Пампы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономико-политический обзор

Аргентина испытывала слабый экономический рост  начиная  с  1940года.  С  середины  1970-х  произошел сравнительно заметный рост экономики,  но  начиная  с  последней  половины  1980-х   страна испытывала самый тяжелый за век период стагнации в экономической жизни.  Инвестиции и сбережение падали начиная с середины 70-х и вплоть   до   1989   года.   Сами   аргентинцы,   в   ответ   на макроэкономическую  нестабильность,  увеличили   перевод   своих сбережений  и  инвестиций  за границу.  За этот период произошло падение   производительности   труда   и    увеличилось    число безработных.

Основной чертой национальной экономики в то время  стал  дефицит гос.бюджета.  В конце 70-х дефицит увеличился и составил 14%  от объема  ВВП,  а  в  начале  80-х  превысил  15%  уровень.  После возвращения  к  конституционной демократии в 1983,  требования о контроле за  инфляцией  привели  к  созданию  четырех  проектов программ   по   стабилизации   экономики.   Все  они  окончились безуспешно  и  привели  только  к  усилению  инфляции.  Основная причина   по   которой   они  провалились  -  это  неспособность руководителей быстро урезать бюджетные расходы.

Дефицит бюджета  вырос  из  пост-военной  структуры  организации экономики.  Экономическая  политика   в   начале   1940-х   была направлена   на  создание  благоприятных  условий  для  бизнеса. Нестабильность  мирового  курса  валют,  а  также   значительные финансовые  вливания  со  стороны  мирового  капитала  позволили правительству в конце 70-х существовать с относительно небольшой инфляцией  при  довольно  большом дефиците федерального бюджета. Рост мировой  кредитной  ставки  в  начале  80-х  и  прекращение субсидирования   экономики   со  стороны  мирового  рынка  резко ухудшили   экономическое   положение   Аргентины,    чему    еще способствовала  начавшаяся  война  на Мальвинах.  Потеря внешних финансов и истощение собственных финансовых  запасов  привело  к тому,  что  государство вынуждено было прибегнуть к увеличению денежной  массы.  Частный  сектор,  в  свою  очередь,  уменьшил капиталовложения в национальную экономику, что вместе с результатами инфляции сделал экономику Аргентины еще  больше  неустойчивой.  К  началу 1980-х расходы на социальные нужды достигли уровня 40% от уровня ВВП.  Законодательным образом были строго урегулированы  правила увольнения  и  приема  на  работу, что вкупе с высокой заработной платой, создавали практически полную занятость. В промышленности преобладало государственное субсидирование, многочисленные налоговые льготы и, вдобавок,  высокие импортные пошлины для  защиты  внутреннего рынка.  Домашние  хозяйства  получали  дополнительную  выгоду от трансфертных платежей и льготных кредитов, предоставленных Банком Хаузхолдов. Были введены специальные протекционистские пошлины для   производителей   табака,   сахара   и   др.   групп   национальных производителей.

Для правительств  провинций  были  предоставлены   благоприятные условия для получения кредитов по линии государственного финансирования.

Для военных целей выделялись огромные суммы  из  бюджета  и  особого

размаха  это  достигнуто было в 1976-1982 годах.  В результате к 1989 году  сумма  всех  трансферов,  налоговых  льгот,  льготных банковских  кредитов составило по самым грубым оценкам где-то 8% от ВВП или 8 миллиардов долл. США.

Но даже  уменьшение  дефицита государственного бюджета с 20%  от ВВП в начале 80-х до 10%  к 1987-1989 гг.  не смогло убедить  частный  сектор хранить деньги в национальной  валюте,  т.к. инфляция раскручивалась еще быстрей, а это и есть главное препятствие на пути восстановления частных   инвестиций.

Конец   десятилетия  был  отмечен  двумя эпизодами гиперинфляции в 1989 году.

Структурные реформы после 1989 года

Теперешняя администрация заняла свой пост в июле  1989  года  во время  огромной  гиперинфляции  -  только  за июль она составила больше  200%.   Новое   правительство   унаследовало   множество государственных учереждений,  привыхших  к большому расходованию бюджета и к низкому уровню налогов.  Кроме того запросы на государственные расходы  были  гораздо больше,  чем можно было изыскать - в целом,  государство было   абсолютно   неплатежеспособно.   В   1989-1990-х    годах правительство приняло ряд программ по стабилизации положения.

 Ни одна из этих программ  не  принесла  успеха,  в  основном  из-за дефицита бюджета.  Первая закончилась новым витком гиперинфляции в конце 1989 начале 1990г.,  а вторая продолжалась  с  марта  по декабрь 1990 г.  и единственным ее результатом можно считать то, что инфляция  не  переросла  в  гиперинфляцию.  Благодаря  новым налогам  правительству к февралю 1991 г.  удалось сбалансировать бюджет,  а 1  апреля  1991  года  был  введен  указ  о  введении фиксированного  обменного  курса  местной  валюты  к иностранным

валютам.  Этот указ урегулировал монетарную политику государства и   закрыл   ему   возможность   сбалансирования  бюджета  через увеличение денежной массы.  Введенный закон резко уменьшил  риск инфляции  для  иностранных  инвестиций и инвестиций национальных вкладчиков.

Благодаря принятым  мерам  в  феврале  1991  года  правительству удалось   сбалансировать   бюджет,   т.к   структурные    рефрмы правительства   прогрессивно   улучшили   основы   государственных финансов. Государство  провело  ряд  реформ  в  отношении  государственных предприятиях, федерального правительства,  в области фискальной политики,  и в отношении  как  национальных  так  и  иностранных инвесторах.  Другие  реформы  были  направлены  на регулирования внешнеэкономической деятельности государства,  денационализации ряда государственных предприятий.

Федеральное правительство

Правительство приняло решение улучшить  доходную  часть  бюджета через  введение  в  феврале 1991 г.  НДС на ряд товаров,  список которых  затем  был  продолжен   в   ноябре   этого   же   года. Правительство  также  приняло  ряд  постановлений  об  улучшении работы налоговой  инспекции  и  усилило  контроль  за  выплатой налогов   крупными  налогоплательщиками.  Закон  о  санкциях  за уклонение от уплаты налогов,  принятый  Конгрессом  в  1990  г.,

также   способствовал   дисциплинизации  налоговых  поступлений. Налоговые законы февраля 1991  г.  уменьшили  ставку  налога  на экспорт,  налога  на  финансовые  сделки,  уничтожили ряд мелких налогов. В  декабре  1992  г.   были   сильно   урезаны   дотации предприятиям  и  заменен  метод  исчисления ими суммы налогов от режима самоисчисления  на  режим  исчисления  налогов  налоговой инспекции  по  результатам проверки.  Эти усилия привели к тому,

что уже с третьего квартала 1991 г.  были резко повышены  доходы бюджета от налоговых поступлений. Увеличение поступлений от НДС, позволили  правительству  сократить  ряд  неэффективных  налогов (таких как налог на топливо и гербовый сбор) в ноябре 1992 г., и уничтожить ряд других налогов в мае 1993-го.

Количество занятых на государственной службе сократилась с 671 тыс.  человек до 284 тыс., из них 103 тыс. работников промышленных предприятий и  284  тыс.  преподавателей и работников сферы здравоохранения, которые были переданы в ведение провинций.  Это мероприятие было основано  на  реорганизации ряда министерств,  цель которой была улучшение  структуры  оплаты  труда   работников   государственной сферы   и повышение производительности их труда. После этого правительству стало возможно увеличить среднее жалованье своим  работникам,  и частично восстановить его дифференцированность.

Правительство также приняло ряд мер, чтобы увеличить поступления в бюджет и усилить контроль за их использованием. Были проведены ряд   реформ   по   отделению   Центробанка   от   нефинансового общественного  сектора  и  закрепить  это положение.  Устранение внутренних   краткосрочных   облигаций   ЦБ    посредством    их преобразования  во  внешние  казначейские обязательства в январе 1990 г.  было первым шагом к упрочению  основного  капитала  ЦБ. Закон  о  Конвертации  установил режим увеличения денежной массы ЦБ,  который  эффективно   ограничивал   денежную   политику государства и уровень финансирования ЦБ дефицита государственногобюджета. С начала 1991 г.  ЦБ начал публиковать свой ежегодный баланс,  а с апреля  1991  г.  начал  еженедельно  публиковать  статьи  своих расходов,  так   чтобы   общественность   могла   контролировать выполнение закона о Конвертации.

В сентябре  1992  г.  новый  закон усилил автономию ЦБ,  и далее ограничил   способность   расширять   кредит   правительству   и банковской  системе. Эта  мера  укрепляет  Закон  о Конвертации и прокладывает    путь    для    становления     денежно-кредитной независимости ЦБ.

Государственные предприятия

Правительство Аргентины  выполнило  наиболее   внушительную   по размаху  программу  приватизации,  когда-либо осуществлявшуюся в Западном полушарии.  Цель состояла в том,  чтобы уменьшить бремя государственных предприятий  на  бюджет,  путем  их приватизации,  тем самым делая   их   более   конкурентоспособными   и   повышая   общую эффективность инвестиций.

Программа приватизации началась  в  начале  1990  г.  с  продажи национального телевидения.  Данная программа приватизации удалило политический    фактор    из    области     формирования     цен на государственных предприятиях.  Институциональная перестройка этих секторов способствовала   сокращению   искусственно    раздутых    кадров, упрочнение  притока  инвестиций  в данные отрасли. Программа также улучшила государственные финансы:  9  миллиардов  долл. США  были направлены  на  покрытие  внутренних  расходов,  а  внешний долг страны был уменьшен на 12  миллиардов  долл.  США.  Приватизация включала  в  себя  также приватизацию государственной телефонной компании,  национальных государственных  авиалиний,  предприятия нефтегазового комплекса. В частный сектор были переданы железные дороги,  компании по перевозки грузов на дальние  расстояния,  и др.  мелкие  и крупные компании.  Правительство в свою программу включило также приватизацию некоторых государственных предприятий,  включая ВПК,  порты  и  морской  транспорт,  страховые компании и др. В будущем планируется приватизация системы аэропортов.

Финансовые отношения с провинциями

Правительство также  стремилось  перестроить   свои   финансовые отношения  с  правительствами провинций.  Закон о Сотрудничестве 1988  г.  устанавливал,  что  58%  федеральных   доходов   будут передаваться  провинциям.  В  августе  1992 г.  была установлена новая система расчета - перед вычислением  распределения  дохода по провинциям следовали отчисления на социальные нужды.  В то же время  ресурсы,   доступные   правительствам   провинций,   были ограничены  прогрессивными  нововведениями  в  ЦБ, а  со  стороны правительства были урезаны трансфертные платежи провинциям.

 

 

Реструктурирование государственного долга

Конечным шагом по пути устранения государственной неплатежеспособности было реструктурирование государственных обязательств. Правительство финансировало дефицит через увеличение денежной  массы,  приостановки  выплаты долга  внешним  кредиторам,  накоплением  внутренней задолжности пенсионерам и государственным поставщикам. В конце декабря 1989 г., стоя перед лицом кризиса неплатежей и

нового витка гиперинфляции, правительство решается на смелый шаг -   преобразовать   внутренние   краткосрочные    (в    основном семидневные)  облигации  ЦБ в размере 3,5 миллиарда долл.  США в десятилетние долгосрочные  долларовые  обязательства.  Этот  шаг фактически  уменьшил  сверхдефицит  ЦБ и устранил необходимость выпуска новых денег - однако это еще больше подорвало и без того слабое доверие к национальной финансовой системе финансовой системе.

В апреле  1988  г.  правительство  приостановило выплату внешнего долга.  К 1992 г.,  т.е.  к концу заемного года,  это  позволило правительству  накопить  8  миллиардов  долл.  США  как часть 32 миллиардного долга. Это был только долг иностранным коммерческим заемщикам,  а  общий  внешний долг был 61 миллиард долл.  США. Преобразования  государственного финансового  фонда   в   1990/91   гг.   позволил правительству  начать  переговоры  с  иностранными коммерческими кредиторами  об  уменьшении  фин.  задолжности  государства. В результате  подписанного  7  апреля  1993  г.  соглашения,  гос. коммерчкский долг  был  уменьшен  на  37%.  Считалось,  что  это поможет Аргентине улучшить свою кредитоспособность.

К последней  декаде  государство выплатило только половину своей задолжности  пенсионерам.  Задолжность   государства   не   была отражена в СНС и по предварительным расчетам она составляет от 7 до 10 миллиардов  долларов.  Чтобы  уменьшить  свою  задолжность государство  приняло  решение о перераспределении доходной части бюджета в пользу выплат пенсионерам в августе 1992 г. Однако, еще остается задолжность государства государственным   поставщикам и медицинским фондам. Наконец,  правительство,  в части реформы  подоходного налога,  признало,  что части коммерческим структурам наносится серьезный ущерб и, чтобы компенсировать это, конгресс постановил выпустить  облигации.  В  силу всего этого обслуживание внешнего долга отложено до 1997 г.

Реформа социальной системы

Правительство отошло   от    существовавшей    прежде    системы государственных пенсий.  В  середине  1992  г.  правительство представило на рассмотрение Конгресса новый вариант  пенсионного  обеспечения  - объединенную   гос/частную  систему:  государство  распоряжается размерами  и  формой  платежа,  а  частный  сектор  представляет финансы.  Все  лица,  попадающие  под  положение пенсионеров,  в обязательном порядке переходят на  эту  систему. Конгресс  принял этот  закон  -  со  значительными  изменениями  -  в  мае  1993. Правительство надеется,  что законодательный процесс закончится перед  концом  года, что  позволит принять эту систему в середине 1994 г.

Регулирование торговли и финансовые реформы

В 1991 г.  правительство в значительной степени усилило  процесс либерализации,  который  начался  еще  в 1986 г.,  и который был временно приостановлен в 1989. Фактически все экспортные пошлины и  количественные  ограничения  были  устранены,  за исключением автомобилей. НДС был уменьшен со 135% до 35%.

Ухудшения в торговом балансе,  вызванные  притоком  иностранного капитала,    заставили    правительство    использовать    такую коммерческую политику,  чтобы достигнуть действенной девальвации национальной   валюты   в  пределах  режима  твердого  валютного  курса. Правительство ввело новый единообразный тарифный  дополнительный налог,  названный статистическим налогом,  в размере 10%. Он был введен   на   временной   основе.   Это   также   способствовало дополнительному обесцениванию национальной  валюты на 5%.  В мае 1993 г. правительство   устранило   ряд   тарифов,   в   том   числе   и статистический,   на   импортируемые   товары,   и  в  июле  оно осуществило   ряд   протекционистских   мер   по   защите   национальной производителей бумаги и текстиля,  путем введения количественных ограничений и налогов на импорт такого типа товаров.

Декрет октября 1991 г.  закончил ряд преобразований  внутреннего рынка  -  распустил несколько регулирующих органов,  и объединил платежи в фонд соц. страхования и пенсионный фонд в единый фонд, чтобы  создать  трудности для уклонения от налогов;  значительно были уменьшены денежные субсидии провинций Огненная Земля и урезана программа  содействию  развития  национальной промышленности.  Все эти преобразования были закончены к ноябрю 1992 г.

Преобразования также затронули банковскую систему.  В частности, были  закрыты  ряд  банков  -  в  том  числе  Банк Национального Развития и Национальный Хаузхолдовский Банк,  а и у ряда  других государственных банков штат был урезан на 75%.

За последние  шесть  месяцев власти Аргентины приняли ряд мер по уменьшению  ставки   банковского   процента   и   стимулированию инвестиций.  В  октябре  1992  г.  правительство  выпустило указ ,согласно которому верхний предел  по  процентам,  взимаемых  за предоставление  кредита  равен  2%,  а также согласилось платить субсидии тем банкам,  которые эту ставку еще снизят.  В мае 1993 г.  этот предел был еще снижен до 1,6 %  - 1,8 % для BANCO DE LA NACION   -   главного   государственного   банка.   Руководство   же   банка провозгласило,  что  в  области предоставления кредитов политика Банка будет ориентирована на  экспортно-ориентированные  области народного хозяйства.

Текущие макроэкономические показатели

В 1992 г.  власти опубликовали данные по экономическому росту за истекший период.  ВВП вырос на 8.7% и промышленное производство выросло на  12%  по  сравнению  с  предыдущим годом.  Количество занятых увеличилось на 10%,  а инвестиции возросли с 12.5%  до 14.5%  от уровня  ВВП.  Рост  инвестиций  определялся  как  и привлечением иностранного  капитала,  так  и   национальными   инвестициями,   которые составили   приблизительно   9.3%   от   ВВП.  Общие  сбережения увеличились на 2%  от ВВП,  в то время  как  частные  сбережения упали.

В 1992  г.  было  впервые  за  десятилетия  положительное сальдо бюджета с превышением доходной части на 2.0%  от ВВП.  Налоговые поступления увеличились с 13.5%  от ВВП в 1989 г.  до 24% к 1992 г. За этот же период расходы на соц. нужды упали на 1% от ВВП.

Рост инфляции сокращался.  Годовой рост  инфляции  за  последнюю четверть  1992  г.  составил 9%  (для сравнения - 20%  за тот же самый период в  1991  г.).  Однако,  уровень  инфляции  все  еще превышает международные стандарты,  что является необходимым для выдержки режима твердого валютного курса.

Рост притока иностранного капитала привел к  тому,  что  уровень импорта  вырос  на  84%,  а  уровень  экспорта  только  на  1%.В результате, дефицит текущего счета в 1992 г. достиг 5.2% от ВВП, по сравнению с 2% год назад.

После признаков     снижения    экономической    активности    в январе-феврале 1993  г.,  индустриальный  рост  восстановился  в марте-апреле. Все  это  вкупе с уровнем инфляции равном 0.7%  в месяц позволяет говорить о том,  что экономика стабилизировалась, и идет процесс оживления деловой активности.

Перспективы экономического развития

Правительство считает, что  экономический  рост  к  1995  г. достигнет   6.5%   в   год.   Дальнейшая    программа    развития предусматривает  сохранение  положительного  сальдо  бюджета для выкупа  облигаций  государственного займа  и   исчезновения   инфляции.   Это предусматривает  увеличение  положительного  сальдо с уровня 3.3 миллиардов долл. США в 1991 г. до 4.1 миллиарда долл. США к 1995 г.  Успех  этой  программы будет зависеть от улучшения структуры государственных  финансов,  социального законодательства,  реформ в  области занятости и развития финансовых отношений с провинциями, а также дальнейшим увеличением  децентрализации  власти  и  обязанностей центра от провинций. В течение последних лет Аргентина перенесла мощные  структурные  реформы,  прошедшие  с  широкой  поддержкой населением  этих реформ.  Воспоминания о гиперинфляции 1989/1990 гг., создают прочный политический тыл теперешнему правительству.

Все  это  -  мощный политический балласт,  который будет хранить судно  структурного  регулирования,  возглавляемого   теперешним руководством, даже в сильном финансовом шторме.





























 

 

 

 

 

 

 

 


Приложения

Карта Буэнос-Аиреса




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1     И. А. Родионова. Пособие по географии для поступающих в вузы // Москва, Российский университет дружбы народов, Уникум-центр, 1997 г.

2     Энциклопедия “Что такое. Кто такой” // Москва, Педагогика-Пресс, 1992 г.

3     Энциклопедия “География” // Москва, Аванта+, 1995 г.

4     Справочник “Страны мира” // Москва, Политиздат, 1991 г.

5     Т. В. Власова “Физическая география материков” // Просвещение, 1976г.

6     Р.А.Пименова «Аргентина» // Мысль, 1987 г.

7     Данные из сети Интернет.



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.