РУБРИКИ |
АПК России |
РЕКЛАМА |
|
АПК РоссииАПК РоссииМинистерство образования РФ Средняя общеобразовательная школа №55 Экзаменационный реферат по географии на тему: "Агропромышленный Комплекс России" Работу выполнила ученица 9"А" класса СОШ №55 Шелепова Ирина Евгеньевна Руководитель учитель географии Хромова Н.А. СТ. Старонижестеблиевская 2006 год СодержаниеВведение…………………………………………………………….…………......3 1. История АПК…………………………………………………………………….…6 2. Современное состояние АПК России…..…………………………………....10 2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства РФ………10 2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ………………………..11 3.АПК Краснодарского края………………………………………………………..17 3.1 Растениеводство………………………………………………………………..17 3.2 Животноводство…………………………………………………………………20 4. Заключение. Перспективы агропромышленного реформирования в РФ…………………..25 4.1 Меры по финансовому оздоровлению сельхоз предприятий………..25 4.2 Налоговое реформирование в сфере АПК………………………….…..27 4.3 Перспективные изменения в таможенной политике государств…....28 4.4 Развитие земельной реформы в XXI веке……………………………...30 4.5 Российское аграрное движение - перспективы развития и сотрудничества…………………………………………………………………..…..32 4.6 Перспективы инвестиций в АПК. Направления инвестиций……..…..34 5. Список используемой литературы………………………………………..…...36 Введение Развитие агропромышленной интеграции в России началось в конце 1920-х годов с формирования агроиндустриальных комбинатов, производящих, перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию. Однако слабая материально-экономическая база, неблагоприятная экологическая ситуация не способствовали дальнейшему развитию интеграции, которая лишь в начале 70-х годов получила новый импульс. В АПК входят региональные комплексы (республиканские, краевые, областные и д.р.) и микрокомплексы, агропромышленные формирования (агрохолдинги, агрофирмы, агропромышленные предприятия и т. д.). Производственно-экономическая система АПК подразделяется на три основных сфер:
Одного из главных условий динамичного развития АПК - пропорциональность, сбалансированность всех трех сфер. По вкладу в стоимость конечного продукта создается в третьей сфере (например, в США она дает до 80% различной стоимости продукции). Наибольшая доля конечной продукции создается в продовольственном комплексе АПК, состоящем из 8 подкомплексов: зернопродуктовый, картофельнопродуктовый, свеклосахарный, мясной, молочный, масложировой. Ведущие - зернопродуктовый, мясной и молочный, на их долю приходится более 75% производства всей продукции сельского хозяйства, около 85% основных производственных работников. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство призвано удовлетворять потребности населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. Его важнейшая особенность в том, что ведение сельскохозяйственного производства связано с использованием земли и природной сферы; земля - главное средство производства. Сельское хозяйство основано на использовании биологических факторов - растений и животных. Ритм производства во многом регулируетсяестественно-биологическими законами. Природно-экономические условия по зонам страны имеют значительные различия, велика территориальная рассредоточенность производства. В сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, фонды воспроизводства формируются за счет собственной продукции (семена, корма). В качестве сырья: легкая, пищевая, комбикормовая и другие отрасли используют более 50% производимых сельским хозяйством продукций. В свою очередь доля потребления промышленной продукции в структуре затрат сельского хозяйства достигает 40%. Удельный вес этой отрасли в российской экономике см. в табл. 1 Таблица 1. Удельный вес сельского хозяйства, %
1. История АПК Отмена в 1861 году крепостного права повлияла на рост производства сельхоз продукции. К 1990-м годам Россия стала крупным экс-портнером зерна на мировом рынке. За 50 лет после отмены крепостного права объем экспорта зерна вырос в 7 раз. С началом 20 века до 1913 года производство зерна увеличилось почти на 1/3, а экспорт - на 48%. Сельское хозяйство в 1913году давало больше половины национального дохода (51.4%). Однако из-за отсталой технологии, преобладание трехпольной системы земледелия, неупорядоченного землеустройства и фактической обезлички при общей собственности на землю урожаи были низкими. В среднем за 1909-1913г.г. зерновых собрано по 45 пудов с десятины (около 7 ц./га), тогда как во Франции - 90, в Германии - 152, в Дании - 195 пудов с десятины. В 1907 году начата аграрная реформа П.А. Столыпина. Итог реформы - создание слоя предприимчивых самостоятельных крестьян. Стали интенсивнее развиваться сельская кооперация и банковская система, возросли объемы производства и экспорта сельхоз продукции, строились перерабатывающие предприятия, расширялся внутренний рынок. Чрезвычайные меры после Октябрьской революции1917 года способствовали перемещению из сельского хозяйства в промышленность средств, необходимых для проведения ускоренной индустриализации страны. У крестьян изымали не только излишки, но и часть необходимого продовольствия, зачастую - и семена. Земледельца отягощали налоги, высокие цены на продукцию промышленности. Тупиковость политики военного коммунизма (1918 - 1921) вынудило руководство страны перейти к введению продналога (1921 - 1923) и к НЭПу (до конца 1929). В годы НЭПа среднегодовые темпы роста производства сельхоз продукции превышали 10%, что было весьма высоким показателем. Кустарное и мелкое производство развивалось в форме, как частных, так и кооперативных предприятий. К концу 1929года в сельхоз кооперацию было вовлечено 26.8% взрослого населения и 68.4 крестьянских хозяйств. НЭП оздоровил сельское хозяйство, но простейшая политическая борьба привела в начале1930 года к его свертыванию. В 1930 и 1931 было принято два постановления ЦКВКП(б) об усилении коллективизации в стране. Темпы коллективизации характеризовались вовлечением крестьян в колхозы: 0,8% в 1927 году; 1,7% в 1928 году, 3,9% в 1929 году; 23,6% в 1930 году; 52,7% в 1931 году; 61,5% в 1932 году; 71,4% в 1934 году; 83,2% в 1935 году; 90,5% в 1936 году; 93,6% в 1937 году; 96,8 % в 1940 году. В ходе Великой Отечественной войны тяговые ресурсы в колхозах и машинно-тракторных станциях сократились на 32%, численность автомашин - на 89%, трудовые ресурсы колхозов тыловых районов - на 30%. Произошло значительное падение производства. За 1946-1952 село вышло из военной разрухи. Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1953 г.) наметил пути повышения материальной заинтересованности работников в развитии производства, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, закрепления кадров на селе, упорядочения управления производством. В результате освоения целинных земель с 1954 года была создана зерновая база на востоке страны, в короткие сроки полена существенная прибавка в сборе зерна. На территории РФ было освоено 19,6 млн. га целинных земель. За 1960-1980-е годы материально-техническая база сельского хозяйства получила значительное развитие. В мае 1982 года была принята Продовольственная программа СССР до 1990 года. С 1985 года началась перестройка народного хозяйства, была сделана попытка ускорить научно-технический прогресс, в аграрном секторе производился поиск новых форм организации производства и оплаты труда в колхозах и совхозах. Однако в аграрном секторе начали развиваться кризисные процессы. Динами производства продукции сельского хозяйства до распада СССР представлена в таблице 2-4. Таблица 2. Валовое производство продукции сельского хозяйства в селе категориями хозяйства за 1913-1990г.г. (в сопоставимых ценах 1983года, млрд. руб.)
Таблица 3. Производство продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйства за 1913-1990г.г.
Таблица 4. Динамика производства сельского хозяйства к уровню 1913 года.
2. Современное состояние АПК России. Агропромышленный комплекс является самым крупным и включает в себя 3 сферы, связанных между собой отраслей: само сельское хозяйство, технические средства сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность. Помимо этого в АПК нашей страны также входят рыбное (с недавнего времени переданное в ведение Министерства) и лесное хозяйство, добыча минеральных вод и др. На долю АПК приходится 30% работников отраслей материального производства и около 25% основных фондов. От того, насколько развито сельское хозяйство, зависит уровень жизни. Однако, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой, с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере. 2.1 Реформирование агропромышленной отрасли хозяйства в РФ Начиная с 1992 г., в АПК нашей страны осуществляется реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, активизация межфермерских коопераций и появление агрофирм. Аграрное преобразование в стране проходило по следующим направлениям и дало следующие результаты: 1. Реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителей его продукцию. В результате в стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение. 2. Разгосударствление системы закупок и реализации продукции. В результате резко сократились закупки сельхоз продукции государственными заготовительными предприятиями, стали появляться новые каналы реализации, в том числе биржи и оптовые рынки. 3. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях, лизинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сельскохозяйственной деятельности, предоставляются льготы по налогообложению. 4. Попытка освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством передачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать систему защиты безработных и стимулирование занятости в сельском хозяйстве. Вообще аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда (его сезонностью), а с другой – наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом (причем эта ситуация складывается практически во всех странах с рыночной экономикой). Всё это ведёт к снижению предпринимательской деятельности в этой сфере.
2.2 Возможные пути усовершенствования механизма реформирования агропромышленного комплекса РФ. Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли. Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач: - ускорение социального развития села; - стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания; - стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке; - создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств; - усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве; - создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведения сельскохозяйственных выставок, развитие рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК; - содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции; - расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга. Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно создание благо приятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В процессе вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономические интересы отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора. Таким образом, присоединение России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, это шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должно сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышения конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса. Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организация совместных предприятий с участием иностранных инвесторов. Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России. Основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла. Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны. - поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса; - антимонопольное регулирование пропорций внутри - и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли; - содействие развитию рыночной инфраструктуры; - поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке агропродовольственной продукции; - регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов; - проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком. Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако, закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется. Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем. Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.). Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования. Сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки. Почти 85% сельскохозяйственных предприятий имеют просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и услуг. Половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. Для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс этот идет. На начало 2002 г. в налоговые органы подали заявление о предоставлении им права на реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности почти 13 тыс. хозяйств, то есть 60% от общего числа имеющих задолженность в бюджет или во внебюджетные фонды хозяйств. В ходе кампании по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями. Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-ФЗ от 9 июля 2002 г. дает возможность продолжить начатую процедуру по финансовому оздоровлению, исправив, с одной стороны, допущенные ошибки, и, применив более эффективные механизмы и средства, с другой стороны. Закон не предусматривает массовой реорганизации предприятий. В нем содержатся давно ожидаемые положения о списании пени и штрафов с участников программы. Многое теперь зависит от содержания нормативных актов, которые будут приняты с целью реализации задач, поставленных в федеральном законе. Процесс реструктуризации долгов оправдан со всех точек зрения. По существу он является формой частичной компенсации потерь, понесенных сельским хозяйством в результате проводимой государством экономической политики. Второй фактор: инфляционный. Реструктуризация долгов дает сельскохозяйственному товаропроизводителю перспективу облегчения долгового бремени в связи с инфляцией. Предположим, ежегодный темп инфляции составит 10 или 15%. Это значит, что за 5 лет инфляция обесценит долги соответственно в 1,6 и в 2 раза. Третий фактор: ценовой. Положительные для сельского хозяйства изменения в соотношениях цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые сельским хозяйством промышленные средства производства и услуги после финансового кризиса августа 1998 г. — это несомненный факт. Если принять за базу цены августа 1998 г., то к июлю 2002 г. на реализуемую сельскохозяйственную продукцию они выросли в 4,5 раза, а на приобретаемые промышленные продукты и услуги — в 3,9 раза. Соотношение индексов составило 1,17 в пользу сельского хозяйства. В дальнейшем такая тенденция может сохраниться. За 7 месяцев текущего года цены товаропроизводителей на реализуемую сельскохозяйственную продукцию по сравнению с соответствующим периодом 2001 г. выросли на 8%, а цены на промышленную продукцию — на 2,1%. Укрепление экономики России приведет к росту платежеспособного спроса населения. Последнее обстоятельство станет фактором роста цен на продовольствие, сельскохозяйственное сырье и продукцию сельского хозяйства. Приближенные расчеты показывают, что если паритетное соотношение (отношение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию к индексу цен на приобретаемые селом промышленные продукты и услуги) изменяется на 1 пункт в пользу сельского хозяйства, то это приносит ему 1 млрд. прибыли. Четвертый фактор: агропродовольственная политика государства. Она корректируется. В ней делается акцент на развитие рынка при активной защите государством отечественных товаропроизводителей от демпингового импорта, на развитие интервенционного механизма, действие которого должно распространиться на товаропроизводителей, на поддержку кредитования коммерческими банками, развитие лизинга. Пятый фактор: растущий интерес у товаропроизводителей к развитию конкурентоспособного производства. Они больше не надеются на помощь государства и многому научились за прошедшие годы: продавать или обменивать продукцию, рациональнее использовать ресурсы и т. п. Каждая сельскохозяйственная организация вынуждена искать резервы, разрабатывать стратегию и тактику поведения на местном рынке. Созрели предпосылки для изменений в управлении экономикой. Ожидается рост интереса к финансовому менеджменту. Пока что в сельскохозяйственных предприятиях эта работа практически отсутствует. Если все приведенные факторы будут иметь место, отрасль может выйти из финансового тупика. 3.АПК Краснодарского края Основными предпосылками развития сельского хозяйства в крае являются его агроклиматические ресурсы, разнообразие почвенного покрова, преимущественно равнинный характер территории, наличие трудовых ресурсов, возможности технического оснащения сельского хозяйства. Научная база, созданная за последние десятилетия, позволила поднять сельское хозяйство на достаточно высокий уровень. Ученые вывели много новых высокоурожайных сортов растений. В настоящее время край занимает ведущее место по производству многих видов сельскохозяйственной продукции. Так, 75% всего выращиваемого в России риса приходится на долю нашего края. По винограду, фабричной сахарной свекле доля Кубани составляет 55% и 23% соответственно. В2001 году наивысшие показатели в краевом объеме сельскохозяйственной продукции имели Каневский район (5,5%), Тимашевский (4,4%), Новокубанский (4,3%), а также Выселковский, Красноармейский и Павловский. А по объему продукции сельского хозяйства на душу населения лидировали Щербиновский, Выселковский, Ейский районы. Для современного этапа развития сельского хозяйства характерно существование предприятий различных форм собственности: государственных предприятий, товариществ, кооперативов, акционерных обществ. Значительное место в агропромышленном комплексе края занимают крестьянские (фермерские) хозяйства (более23 тысяч). Разработана и осуществляется программа их развития, помощь в обустройстве фермерских усадеб дорогами, в обеспечении их электроэнергией, водоснабжением и связью. 3.1Растениеводство. В настоящее время в валовом объеме сельскохозяйственного производства преобладает продукция растениеводства (64%), а на долю животноводства приходится 36%. Растениеводство края специализируется на посевах зерновых культур, среди них пшеница, ячмень, кукуруза, рис, овес, зернобобовые. Из технических культур выращивают свеклу, подсолнечник. Для нужд животноводства высаживают кормовые культуры. Посевы картофеля и овощебахчевых невелики. Овощеводство. Благоприятные агроклиматические условия обусловили развитие овощеводства. Основные овощные культуры: томаты, зеленый горошек, капуста, баклажаны, огурцы, кабачки, картофель, перец, тыква и другие. На их возделывании специализируются центральные, западные и южные районы края. Перерабатывают их в Крымске, Абинске, Ейске и других населенных пунктах. Картофель дает хороший урожай преимущественно в предгорной зоне. В последнее время посевные площади под эту культуру стали увеличиваться. Урожайность картофеля в крае не велика (60 - 80 ц/га) по сравнению с урожайностью в центральных районах России, где более благоприятны для этой культуры климат и почвенные условия. Бахчеводство. Бахчевые культуры возделываются преимущественно в западных, а также в Белоглинском, Кущевском и Усть-Лабинском районах. Арбузы и дыни требуют для выращивания большого количества тепла. Они дают хороший урожай на супесчаных и песчаных почвах, а дыни - и на суглинистых почвах. Тыква является наиболее холодостойкой культурой. Для прорастания её семян достаточно среднесуточной температуры + 13° . Виноградарство. Развито на большей части территории края. В зависимости от почвенных и климатических условий, количества осадков в разных районах выращивают различные сорта винограда. Наиболее благоприятными условиями отличается черноморская зона. В северо-западной её части, на Тамани и районе Анапы, выращивают столовые сорта винограда, сорта, идущие на производство марочных , шампанских вин и виноградных соков: рислинг, алиготе, мускат, пино, траминер, ркацители… В общей сложности более пятидесяти сортов винограда. Когда-то отсюда поставлялись бочки марочного рислинга к столу английской королевы. Многие сорта вин, изготовленные кубанскими виноделами, удостоены наград различных выставок и пользуются большим успехом на мировом рынке. Далеко за пределами России известен завод шампанских вин в Абрау-Дюрсо. Основные предприятия края по переработке винограда находятся в Анапском, Темрюкском, Ейском, Геленджикском, Крымском, Новокубанском, Гулькевичском и других районах. В настоящее время на долю края приходится более 50% производимого в стране винограда. Урожайность в среднем составляет от 40 до 50 ц/га. Садоводство. Основные районы садоводства расположены в западной и южной части Азово-Кубанской низменности и на Черноморском побережье. Сады на Кубани занимают около 90 тыс. га. Валовый сбор урожая - более 250 тыс. тонн при средней урожайности 40ц/га. В наших садах выращивают южные теплолюбивые культуры: яблони, груши, сливы, вишню, черешню, айву, персик, алычу, абрикос, - а на Черноморском побережье - и субтропические культуры. Наиболее крупные садоводческие хозяйства края: "Сад-Гигант" в Славянском районе, "Новомихайловское" в Туапсинском районе, "Предгорья Кавказа" в Северском районе. В Краснодаре работает Северо-Кавказский НИИ садоводства и виноградарства, где ученые выводят новые высокоурожайные сорта плодов и ягод, а также занимаются проблемами внедрения интенсивных технологий производства плодов и ягод. На полях НИИ собирают высокий урожай различных плодово-ягодных культур. Субтропические культуры. Субтропики края по своему географическому положению являются самыми северными. Они занимают полосу, протянувшуюся более чем на 150 км от окрестностей Туапсе (на севере) до реки Псоу (на юге) между Главным Кавказским хребтом и Черным морем. Широкую полосу тропиков и субтропиков между 10° северной широты и 10°южной широты принято называть "чайным поясом". Однако промышленные плантации чая можно встретить гораздо севернее. Краснодарский край является самым северным "форпостом" мирового возделывания чая. В 1895 - 96 г.г в Россию из Китая были завезены семена чая. Родиной русского чая является село Солохаул, расположенное на берегу реки Шахе на высоте 400 м над уровнем моря. В 1901 г. крестьянин И.А. Кошман посадил 800 кустов чая, а в 1905 г. был получен первый русский чай. Чайный куст - вечнозеленое растение. В тропиках он достигает в высоту до 10 - 15 м, у нас не более 3 - 4 м. В последнее время площади под чайные плантации в крае уменьшились, резко упала урожайность. В связи с этим на уровне Министерства сельского хозяйства РФ принято решение о возрождении чаеводства (сентябрь 2002г.) Продукция чаеводческих хозяйств перерабатывается на предприятиях, входящих в состав АО "Краснодарский чай". Основными районами выращивания чая являются Хостинский, Мацестинский , Догомысский, Адлерский. 3.2 Животноводство. Развитию животноводства на Кубани способствуют следующие факторы: благоприятный климат, естественная кормовая база на степных равнинах и в предгорьях, интенсивное развитие сельского хозяйства с развитым растениеводством, потребность 5-миллионного населения края в продукции животноводства. На долю животноводства в крае приходится около 33% валового объема сельхозпродукции. Рынок Кубани насыщается продуктами местных производителей. Основа животноводства - корма, получаемые с естественных кормовых угодий. Северо-восточная часть предгорной зоны, представленная луговой растительностью, используется для выпаса и сбора трав для заготовки сена. Высокогорные пастбища занимают сравнительно небольшую площадь. В настоящее время выпас скота там резко ограничен, так как интенсивное использование их в 70 - 80-х годах прошлого столетия привело к значительным эрозионным процессам, отрицательно сказавшимся на кормовых ресурсах. Основная масса кормов выращивается на пахотных землях. Кормовая база пополняется за счет отходов рыбной, молочной и мясной промышленности, а также минерализованных добавок и др. Из отраслей животноводства в нашем крае представлены: скотоводство, птицеводство, овцеводство. Некоторые сельскохозяйственные предприятия занимаются коневодством, пчеловодством, пушным звероводством, рыболовством, кролиководством и даже страусоводством. Доля края в общероссийском объеме мясной продукции невелика. Скотоводство. В стоимостном выражении продукции животноводства ведущее место принадлежит разведению крупнорогатого скота, преимущественно молочно-мясного направления. Широкое распространение получили следующие породы коров: красная степная, швицкая, черно – пестрая. Край является поставщиком племенного скота в страны СНГ. Молочное скотоводство – важнейшая отрасль животноводства. До 1990г. в колхозах края на его долю приходилось более 39% всех производственных затрат. Здесь был занят 41% работников отрасли. Наиболее высокие показатели плотности поголовья молочного скота характерны для центральных районов края. В 2001 году надой молока на одну корову составил более 4000кг. Благоприятные условия районов южно – предгорной зоны способствуют развитию скотоводства мясного направления. Свиноводство. Распространено в районах развитого зернового хозяйства :80% поголовья свиней сосредоточено в центре и на севере края. Наиболее высокий показатель численности поголовья свиней в хозяйствах отмечен в 1980г. – 3078 тыс. голов. В 2002 году он составил 1677 тыс. голов. Основная порода свиней – крупная белая. Её удельный вес составляет 95% в общем поголовье свиней. Самый крупный свинооткормочный комплекс в крае находится в Тимашевском районе. На его долю приходится 10% краевого производства свинины. Птицеводство. Развитая отрасль животноводства, ориентированная на потребителя (крупные населенные пункты, города). В поголовье птиц преобладают куры. Птицеводческие хозяйства производят мясо и яйца. За период с 1950г. по 1990г. производство мяса птицы в хозяйствах всех категорий неуклонно росло. В настоящее время продукция птицефабрик конкурентоспособна и востребована. После нескольких лет кризиса показатели в птицеводстве улучшаются. Производство яиц составляет 607 млн. шт., а мяса – 21,7 тыс. т. в год. Основная часть птицеводческих хозяйств расположена в северной и центральной части края. Известно своей продукцией ОАО Компания «Кубаньптицепром». В её составе 38 птицеводческих предприятий. На Краснодарской птицефабрике разводят уникальные племенные породы гусей – итальянские белые и кубанские серые (24 тыс. голов), которые покрывают потребность региона в племенном молодняке. Производство гусиного мяса убыточно по причине высокой себестоимости, зато высоко ценятся гусины пух и гусиная печень. В Краснодаре гусей ощипывают только при забое, а делать это надо три раза в год. Не хватает средств, специалистов, чтобы заняться производством пуха (из которого делают куртки, перины) и изготовлением деликатесов из гусиной печени. Интересен опыт небольшого стаусоводческого хозяйства под Краснодаром, которое выживает пока только благодаря энтузиазму руководителей. Разведение страусов – это практически безотходное производство. Мясо ценно по своим вкусовым качествам. Дорогостоящие страусиные перья используют для украшения одежды. Яичницей из одного страус иного яйца можно накормить 6 человек, а скорлупа – прекрасный материал для народных умельцев. Овцеводство. Овцеводство на Кубани – традиционная отрасль, основная её продукция – шерсть и мясо. Среди тонкорунных пород известны советский меринос, кавказский меринос. Из полугрубошерстных – каракульская, осетинская, цигайская. Грубошерстные (кавказские) преобладали в основном в горных районах. Шерсть перерабатывалась не только на предприятиях края, но и далеко за его пределами. Овчина и в настоящее время имеет спрос на фабриках кожаных и меховых изделий. Часть её продается за границу. Основная масса овцеводческих хозяйств сосредоточена в северной части края, где преобладает тонкорунное овцеводство. В южно – предгорной зоне с более влажным климатом разводят овец мясошерстного направления и полутонкорунных. В причерноморской зоне, Северском, Горячеключевском районах прекрасные природные условия для козоводства. Коневодство. Степная зона и Закубанье издавна использовались как пастбища для лошадей. В северной части края успешно разводили черноморскую породу лошадей, которая славилась своей выносливостью, неприхотливостью, «понятливостью». В предгорной же полосе, в основном, разводили кабардинскую породу: её ценили за выносливость в горных переходах. В настоящее время коневодство составляет незначительную долю в животноводстве. Вместе с тем в Абинском, Красноармейском и Новокубанском районах разводят породистых лошадей и даже продают их за рубеж. Особенно известен гнедой конь Анилин (выращен на конном заводе «Восход»), который выиграл 22 скачки и оставил ценное потомство – 168 жеребят. Пчеловодство. Пчеловодство – высокодоходная отрасль. Есть сведения, что ещё древние греки вывозили с Кубани мёд и воск. Пчелы-опылители играют особую роль в повышении урожайности сельхозкультур. Продуктивность одной пчелосемьи составляет от 35 до 45 кг в год. Растительность края, цветущая с ранней весной и до поздней осени, обеспечивает пчеловодство прекрасной кормовой базой. В настоящее время эта отрасль постепенно возрождается, приобретая все большее значение в частных крестьянских хозяйствах. Кубанский мед отличается высокими вкусовыми качествами, а воск используется в медицине, парфюмерии и в некоторых отраслях промышленности. Среди прочих отраслей животноводства выделяется звероводство. Разводят кроликов, нутрий, норок. Известны своей меховой продукцией северинское зверохозяйство Тбилисского района и «Ладожское» Усть-Лабинского района. Немаловажное значение для края имеет рыболовство, которое удовлетворяет потребностям кубанцев в рыбных продуктах. Край богат разнообразными водными объектами, которые можно использовать для рыболовства (многочисленные реки, озера, лиманы, пруды). Видовой состав рыбы в нашем крае довольно разнообразен и включает в себя много ценных пород. Среди них осетр, севрюга, шемая, стерлядь, белуга, белый и черный амур, тарань, сельдь. Но к началу XX столетия количество рыбы в водоемах сильно уменьшилось. Причиной послужило её хищническое истребление даже в период икрометания. В 1950 – 70-е годы рыбное хозяйство Кубани развивалось быстрыми темпами. Было создано много рыболовецких хозяйств. В местах икрометания отдельных видов рыб были учреждены заказники, станции по рыборазведению. В конце XX века рыбная отрасль переживает очередной спад. Результатом хищнического лова стало резкое сокращение рыбных запасов. Годовая добыча осетра из Азовского моря сократилась ос 1000т до 12 – 15т. В 2000году был введен запрет на промысловый лов осетровых на 10 лет. Чтобы увеличить стадо осетровых, рыбоводные заводы применяют оригинальную методику: с помощью специального надреза у самок забирают икру, используя её для дальнейшего выращивания молоди (затем самку отпускают, предварительно зашив надрез). Выживают 4 из 5 самок и через 2 года вновь отдают икру. Осетр живет несколько десятков лет и только к 12 годам обзаводится потомством. Природные нерестилища пострадали от хозяйственной деятельности человека, и поэтому воспроизводство рыбы стало целой отраслью. Одно время уменьшился вылов из Азова тюльки, так как у нее появился враг – медуза-гребневик. В Черном море вылавливают кильку, идущую на изготовление консервов (шпрот). В течение 20 лет ведутся работы по зарыблению Черного моря стальноголовым лососем. Некоторые виды рыб идут на экспорт. Германия и Голландия закупают филе судака. Крупными рыболовными районами являются Темрюкский, Приморско-Ахтарский. В устье реки Протоки находятся Ачуевские рыболовные угодья. Большое значение имеет и Черноморский бассейн. Выращиванием мидий занимаются в Утришинском хозяйстве в окрестностях Анапы, в пос. Бетте (район Геленджика) и Адлерском районе г. Сочи. Разведение осложнено тем, что у мидий есть естественный хищник – рапан, случайно завезенный в Черное море. Развитие марикультуры в Азово-Черноморском бассейне, по сравнению с развитием её в таких странах, как Китай и Япония, незначительно. 4. Заключение. Перспективы агропромышленного реформирования в Российской Федерации.
4.1 Меры по финансовому оздоровлению с.-х. предприятий. То, о чем так долго говорили в кругах российского Агропромышленного комплекса, сбудется в 2003 году. Речь идет о Постановлении правительства РФ «О реализации Федерального закона «о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», принятом 30 января 2003 г. Жесткие сроки не ставятся, но есть расчёт на то, что все участники этой программы в текущем году подпишут соглашения с кредиторами. В соответствии с постановлением правительства все сельхозпредприятия будут разделены на пять групп в зависимости от их финансового состояния. Для каждой группы предусматривается свой вариант реструктуризации задолженности, причем минимальный срок отсрочки платежей составит 5 лет плюс последующие 4 года рассрочки. Кредиторская задолженность сельхозпредприятий в настоящее время составляет 340 млрд. руб. и за последний год она возросла на 20% (половина кредиторской задолженности приходится на долги государству). Из этой суммы 170 млрд. руб. - это просроченные долги. Именно на эту сумму начисляются пени и штрафы, которые не позволяют сельхозпроизводителям развиваться. По подсчетам около 80% сельхозпроизводителей в Российской Федерации имеют просроченную кредиторскую задолженность. Руководить реструктуризацией задолженности АПК будут специальные региональные комиссии, которые возглавляют заместители глав администраций регионов, а в ряде случаев и сами главы администраций. Эти комиссии будут являться своего рода клубами кредиторов. Кроме того, уже создана и федеральная комиссия. Программой финансового оздоровления реально могут воспользоваться 80% сельхозпроизводителей. В отношении оставшихся 20% станут принимать другие меры помощи, поскольку эти хозяйства будут рассматриваться не как экономические субъекты. Для них, считают в министерстве сельского хозяйства, нужны особые социальные программы. Разработка системы страхования сельхозрисков считается приоритетной задачей. В настоящее время в России застраховано не более 5% посевных площадей. В ближайшем будущем Минсельхоз готовится предложить Правительству или, возможно, Федеральному собранию принять программу, которая бы охватывала все аспекты, связанные с вопросами страхования урожая. Предусматривается ряд принципов, которые должны быть заложены в программу. Прежде всего, система должна носить федеральный характер, и в ней должно участвовать государство. Общенациональный характер страховой защиты сельхозрисков, широкая вовлеченность в программу страхователей позволят снизить уровень страховых тарифов. Именно уровень стоимости страхования делает в настоящее время услуги страховщиков недоступными для сельхозпроизводителей. Признаётся необходимым условие создания общероссийской системы перестрахования сельхозрисков на случай засухи и в иных чрезвычайных ситуациях. Система перестрахования позволила бы страховщикам спокойно работать и сохранять бизнес, несмотря на чрезвычайные ситуаций или происшествия. Пока речь идет о страховании рисков российских сельхозпроизводителей. Однако в перспективе созданная система может быть распространена и на Белоруссию. И, если государство будет поддерживать сельхозпроизводителей, создавать соответствующие транспортные схемы с учетом удаленности от рынков сбыта, мощности по глубокой переработке продукции, а также если будут задействованы выбывшие в последние годы из оборота около 20 млн., га земли, то Россия в ближайшие годы сможет увеличить сбор зерна почти на 30 млн. тонн и довести его производство до 100-110 млн. тонн в год, а также увеличить сбор других видов продукции сельского хозяйства. 4.2 Налоговое реформирование в сфере АПК. Налоговое реформирование в отношении сельхозпроизводителей имело и имеет большое значение в деле восстановления отрасли ‘сельское хозяйство’ и всего АПК в целом. Совместно с заинтересованными ведомствами и депутатами российское правительство рассматривает два варианта реформирования системы единого сельскохозяйственного налога. Имеется в виду создание общего режима для всех сельхозпроизводителей, вне зависимости от формы бизнеса, либо создание специального налогового режима только для предприятий малого бизнеса. Первый вариант предполагает, что универсальный налог заменит ряд других налогов: на прибыль, на имущество, транспортный налог и единый социальный налог. При этом налог на землю сохранится. Вариант, при котором специальный налоговый режим конструируется только для малого бизнеса, предполагает, что средние и крупные предприятия сельского хозяйства постепенно, в течение 10-15 лет, будут выходить на общий режим налогообложения. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В частности, если все сельхозпредприятия будут выведены из-под режима единого социального налога, то это будет означать большие финансовые потери и проблемы с пенсионным обеспечением сельхозработников. В Министерстве финансов РФ считают, что больше перспектив имеет тот вариант, при котором для предприятий малого бизнеса разрабатывается отдельный режим по единому сельскохозяйственному налогу. Сейчас пока рано говорить о возможных размерах ставок налога. В то же время переход сельскохозяйственных предприятий в будущем на другую систему единого сельскохозяйственного налога будет, скорее всего, добровольным. Минэкономразвития РФ подготовило изменения в Налоговый кодекс по единому сельхозналогу. Предлагается исчислять базу единого сельхозналога как доходы, уменьшенные на расходы. Минэкономразвития считает, что ставка не должна превышать 6 процентов. Минимальная ставка налога должна составлять 0,1% от оборота. Ее предложено взимать, когда сумма уплачиваемого налога меньше суммы исчисленного. Разрешать переход на единый сельхозналог сельскохозяйственным производителям предлагается, исходя из среднесписочной численности работников. По мнению специалистов Минэкономразвития, ограничение по численности должно составлять 500 человек. По предложению же Минсельхоза - не более 100 человек. Налоговый период должен составлять год (сейчас квартал). Предлагается добровольная уплата НДС сельхозпроизводителями, перешедшими на единый сельхозналог. Глава 26.1 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)» действует с 2002 года, но опыт внедрения налога показал необходимость изменения главы. Единый сельхозналог был введен для упрощения налогообложения сельхозпроизводителей. Он заменяет уплату налога на прибыль, на доходы от капитала, подоходный налог, единый социальный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, налог на имущество организации, на недвижимость, налог с продаж, налог на рекламу, земельный, транспортный, дорожный, лесной, водный и экологический налоги. Согласно действующему закону, сельхозпроизводители переводятся на уплату единого сельхозналога при условии, что за прошедший календарный год доля выручки от реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки составила не менее 70% от общей выручки. Ставка налога устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации с 1 гектара кадастровой стоимости сельхозугодий, расположенных на их территориях. Работа над новой редакцией единого сельхозналога уже ведется Минэкономразвития совместно с Минфином и Минсельхозом РФ. 4.3 Перспективные изменения в таможенной политике государства. Государство, наконец, решило вмешаться в импорт продовольствия в нашу страну с целью защиты отечественного производителя и отчасти - обеспечения продовольственной безопасности. Россия вводит ограничения на поставки импортного мяса птицы, свинины и говядины. Такое решение принято правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Ограничения на импорт мяса - мера вынужденная, она расценивается в отрасли как первая победа в защите отечественного рынка продовольствия от недобросовестной конкуренции. В последние годы он все больше блокируется импортом. И сегодня в общем балансе потребления мяса в стране ввозимая продукция составляет около 30 процентов. То есть мы перешли допустимую границу продовольственной независимости. К примеру, только импорт мяса птицы увеличился за последние три года почти в 6 раз, и его доля на российском рынке выросла с 23 до 58 процентов. Притом, что отечественные птицефабрики, а также животноводческие комплексы и фермы не могут свободно развиваться, хотя и увеличивают объемы производства. Это блеф, что в странах-импортерах себестоимость продовольствия и цена реализации низкие. В странах, которые поставляют в Россию куриные окорочка, мясо птицы стоит около 3 долларов США, а к нам эти страны завозят мясо по демпинговым ценам - по 51 центу (менее 17 рублей) за килограмм. Отечественный производитель не может себе позволить продавать мясо по таким ценам и, естественно, несет немалые потери. При ограничении поставок мяса из-за рубежа ситуация должна улучшиться. Предполагается, что рынок спокойно отреагирует на введение квот. Скачка в росте розничных цен не произойдет потому, что импорт стоит дешево только при пересечении границы, а внутри российского рынка, в том числе и в розничной торговле, разница между отечественной и импортной продукцией минимальна. Уравнивая цены, посредники и переработчики имеют сверхприбыль. Примерно такая же нездоровая конкуренция и на рынке молочной продукции, которая поступает к нам из-за рубежа также по демпинговым ценам, а качество отстаёт по сравнению с отечественными продуктами. Сбалансировать условия конкуренции, надеюсь, поможет ожидаемое увеличение таможенных пошлин на ввоз молочной продукции. Это также важно для послабления прессинга отечественных сельскохозяйственных производителей на рынке продовольствия. И означает создание более выгодных условий для роста производства животноводческой продукции, а главное - его эффективности. 4.4 Развитие земельной реформы в ХХI веке. Закон, которого так ждали, - закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения - принят и вступает в силу с 24 января 2003 г. Новый закон не пересматривает результаты приватизации земель, он полностью сохраняет все права, которые имели собственники земельных участков и земельных долей до принятия закона. Но, во-первых, необходимо было законодательно отрегулировать земельные отношения. Во-вторых, снять неоправданные ограничения на аренду, ипотеку, куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. В-третьих, четко разделить полномочия федеральных и региональных органов власти. Закон распространяется лишь на земли сельскохозяйственного назначения, но не на все. Действия данного закона не распространяются на земли сельхоз назначения, на которых расположены застройки, дороги, личные подсобные хозяйства, индивидуальные и коллективные садоводства и огородничества, леса, прочие земли. Их оборот регулируется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В общей сложности из действий данного закона исключены около 160 млн. га земель сельхоз назначения. Закон об обороте земель сельхоз назначения и земельный кодекс существенно изменили правила приватизации земель. Теперь бесплатно получить земли сельхоз назначения в собственность нельзя. Земля предоставляется только за плату. Из этого правила нет исключений. Исключения могут быть установлены Федеральным законодательством и законами субъектов РФ. В Земельном кодексе уже установлены два исключения: граждане, имеющие землю в бессрочном пользовании или наследуемом владении, могут один раз приватизировать ее бесплатно. Федеральное законодательство устанавливает единые для всей страны правила приватизации земель сельхоз назначения. Однако с какого момента можно будет приватизировать конкретный участок земли сельхоз назначения - этот вопрос решается законами субъектов РФ. Земельным кодексом и законом об обороте предусмотрен следующий порядок приватизации участка земли сельхоз назначения: • субъект РФ или муниципалитет должны принять решение о приватизации участка и опубликовать условия и порядок приватизации; • по землям сельхоз назначения порядок приватизации обязательно должен предусматривать проведение торгов, аукционов или конкурсов; • заинтересованные в приобретении участка лица обязаны предоставить организаторам торгов необходимые документы и участвовать в торгах, аукционе, конкурсе. Иные способы приватизации сельхоз земель полностью исключены? Можно государственную или муниципальную землю взять в аренду, использовать ее эффективно в течение трех лет, а потом подать заявление на выкуп арендуемого участка. СправкаВ Российской Федерации: земли - 1,7 млрд. га; земли сельхозназначения - 406 млн. га (24%); сельхозугодий -221 млн. га. Вводятся два типа ограничений: • на минимальный размер земельного участка сельхозназначения; • на максимальную общую площадь земельных участков сельхозназначения, расположенных на территории одного района и принадлежащих на праве собственности одному лицу или афилированным лицам. Ограничения на размер земельного участка устанавливают субъекты РФ. Предельный размер земельных участков не может быть менее 10% площади земель сельхозназначения в районе. Если у кого-то обнаружатся "излишки" земли, необходимо продать, подарить или иным образом избавиться от лишней земли. Если покупатели не нашлись, ее обязан купить субъект РФ или, по его поручению, орган местного самоуправления по начальной цене торгов. Согласно новому закону, каждый собственник земли вправе продать свой земельный участок. Государственные и муниципальные земли сельхозназначения могут быть проданы только на торгах (конкурсах, аукционах). 4.5 Российское аграрное движение – перспективы развития и сотрудничества. Как отмечается, идея создания Российского аграрного движения давно уже волновала аграрную общественность, но вызрела она и оказалась реализованной лишь летом 2002 г. Председатель Российского аграрного движения — министр сельского хозяйства Российской Федерации. Необходимо отметить, что основой зарождающихся отношений Российского аграрного движения (РАД) с властными структурами становится не противостояние, а профессиональное и творческое взаимодействие, совместное осмысление не только нынешнего состояния российского села, а главным образом, его будущего. Это значительно более сложная задача, чем организация протестных выступлений и постоянное подталкивание масс к конфронтации с законной властью. Не секрет, что сторонники такой политики хотели бы и РАД использовать для этих целей. Историки и экономисты, социологи и политики многократно анализировали и демонстрировали свое видение взаимоотношений государства и сельского сообщества России. Считали, что веками правящий класс России решал государственные проблемы страны за счет села, неизменно ставя интересы города выше интересов деревни. Десятилетиями в представлении горожан село являлось «зоной бедствия». Причем власть призывала «выбирать деревню на жительство», но недостаточно делала для того, чтобы привести в порядок дороги, электрифицировать сельские территории, не говоря уже о создании таких необходимых условии быта, как газификация, нормальные коммуникации (телефон, телевизор, регулярная почта) и объекты инфраструктуры (магазины, больницы, школы, дома культуры, спортивные сооружения). Уже в пору постсоветских экономических реформ власть, с одной стороны, щедрой рукой раздавала землю всем желающим, с другой, считая сельское хозяйство второстепенным сектором экономики, породила условия, при которых на земле отваживались работать лишь воистину мужественные, готовые к реальным опасностям и трудностям люди. Нынешняя ситуация довольно неординарна хотя, бы в том, что президент и правительство России хотят изменить привычно унылый для россиян уклад российской деревни, но далеко не все политические силы и представители крупного бизнеса готовы понять истинное значение агарного сектора в жизни страны. Общество не сумело подняться до уровня понимания роли аграрного сектора в жизни государства. А ведь возрождение села, крестьянского образа жизни сельских территорий — это в том числе и реализация национальной идеи. В возрождении села — важнейшая геополитическая задача страны. Ведь именно сельские территории во все времена обеспечивали единство и территориальную целостность России. Село и деревня — неиссякаемый источник людских ресурсов для государственных нужд — будь то военная или мирная служба. Любой демограф скажет, что за последние два десятка лет население городов, если и увеличивалось, то только за счет деревни. Селяне и «деревенские горожане» поневоле составляют мобилизационный резерв российской экономики, так как скорее других готовы сняться с места. Россия даже в XXI веке остается аграрной, точнее агропромышленной страной с присущим ей мышлением, долготерпением, общинными традициями. Более того, почти 40 миллионов граждан России, живущих в сельской местности или занятых в АПК страны, оказались единственной социально-профессиональной группой населения, явно недостаточно представленной в Государственной Думе. Как показывает опыт последних трех лет, агропромышленный сектор страны при всех трудностях и проблемах находится на подъеме. Нам немало удалось сделать: наметился рост производительного потенциала российского села, как, впрочем, экспортного и налогового. 4.6 Перспективы инвестиций в АПК страны. Направления инвестиций. По данным Госкомстата Российской Федерации, оживление сельскохозяйственного производства, улучшение финансового состояния сельхоз товаропроизводителей способствовали в последние два года притоку инвестиций в сельское хозяйство Российской Федерации. Основными источниками финансирования инвестиций в отрасль «Сельское хозяйство» являются собственные средства предприятий и организаций. В 2001 г. на их долю приходилось 74,9%. Доля иностранных инвестиций организаций сельского хозяйства в общем объеме иностранных инвестиций а 2001 г. составила 0,4% (в 1996 г. – 0,1 %). Общий объем иностранных инвестиций в сельское хозяйство в 2001г. увеличился по сравнению с 2000 г. на 30,7%, в том числе прямых — на 53%; в животноводство, соответственно, — в 3,5 раза и в 4,2 раза; а растениеводство — на 0,4% и 1,1%. В 2002г. инвестиции в сельское хозяйство России поступили из 22 стран. В составе основных фондов крупных и средних организаций отрасли значительную часть к началу 2002 г. составляли здания, сооружения, машины и оборудование. За период с 1996 г. по 2002 г. а видовой структуре основных фондов снизилась доля зданий и сооружений при увеличении доли машин и оборудования, транспортных средств. В последние годы оживление деловой активности в сельском хозяйстве, улучшение финансового состояния производителей сельхозпродукции, расширение сферы применения лизинговых операций положительно отразились на деятельности отечественных производителей техники для сельского хозяйства. Если до 1999г. для тракторного и сельскохозяйственного машиностроения был характерен значительный спад, то в период после дефолта наблюдался рост производства: за 1999—2002 гг. оно возросло в 3,5 раза. При этом 2002г. по сравнению с предыдущим годом выпуск продукции отрасли увеличился на 29,1%. В 1999—2002 гг. отмечался рост производства большинства основных видов сельскохозяйственной техники: зерноуборочных комбайнов — в 8,7 раза, тракторных сеялок — в 4,9 раза, кормоуборочных комбайнов — в 3,9 раза, дробилок кормов и тракторных плугов — в 2,4 и 2,3 раза. Имеющиеся производственные мощности отечественных заводов сельскохозяйственного машиностроения использовались по-прежнему на низком уровне. Оснащенность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами продолжала снижаться, их парк в 2001г. составил 90—94% от наличия в 2000г. Оснащенность сельскохозяйственной техникой в расчете на 100 га посевной площади в России в 12— 15 раз ниже, чем в западноевропейских странах. Всё это требует новых и новых инвестиций, причем как со стороны самих производителей, так и со стороны государства, которое должно вкладывать в развитие комплекса собственный средства и привлекать иностранные инвестиции путём обеспечения благоприятного климата в стране, что касается России - обеспечение инвестиционной безопасности.
5. Список используемой литературы 1.В. Беленький – Российский рыночный землеоборот: миф или реальность? 2. Е. Серова - Особенности экономического поведения коллективного предприятия 3. Е. Серова, Р. Янбых - Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках 4. Е. Лядов - Большая Российская Энциклопедия 5. И. Терская, А. Терский, Д. Терский - География Краснодарского края. Природа. Экономика. |
|
© 2000 |
|