РУБРИКИ |
Анализ свободных экономических зон: оффшорные центры |
РЕКЛАМА |
|
Анализ свободных экономических зон: оффшорные центрыАнализ свободных экономических зон: оффшорные центрыМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | | Объем работы 38 печатных страниц, который составляют: Введение, две
главы, семь параграфов, заключение, список литературы и одно приложение. В
качестве исходных материалов я использовал в основном публикации в
журналах и других периодических изданиях в большинстве русских авторов, а
также учебники по экономической географии, экономической теории и праву. Чмо поставило ((хор)… из-за недостатка «картографических материалов» + я еще реферат как-то по тупому вложил… типа «из-за оформления»… вот такие дела! Пользуйтесь, если чем поможет! Леха Попов. Декабрь 2001. leha33@mail.ru
Глава I. Теоретические основы создания и функционирования Специальных Виды специальных экономических зон 5 Глава II. Анализ развития СЭЗ на примере Оффшорных центров 18 Мировой опыт оффшоров 18 Заключение 34 Введение Современный этап развития мировой экономики в целом и международной
торговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции,
либерализации и повышения степени открытости национальных экономик. В настоящее время многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реализующим экстравертивную модель развития национальной экономики, ориентированную на мировой рынок. Экспортная специализация становится доминирующей в общей экономической стратегии не только большинства промышленно развитых стран, но и практически всех новых индустриальных государств, а также отдельных стран с переходной экономикой и развивающихся государств. Одним из важных составных элементов стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получение доступа к новым технологиям, улучшения состояния платёжного баланса и, в конечном счёте, для развития национальной экономики и её более эффективной (тесной) интеграции в мировую экономику. Специальные экономические зоны получили достаточно широкое
распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам
специалистов[i], в середине 90-х годов во всём мире функционировало около Совокупный объём экспорта товаров только из экспортно-производственных зон возрос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 25 млрд. долл. в 1995 г. Общее число занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за этот период с 2 млн. до 3 млн. человек. В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковских депозитов развитых стран мира. По оценкам специалистов через все мировые специальные экономические зоны в ближайшее время будет проходить от 10 до 20% мирового товарооборота. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционный процесс. Об эффективности СЭЗ свидетельствует опыт первой специальной экономической зоны Китая – «Шэньчжэнь», созданной в 1980 году. Через 5 лет деятельности зоны объем выпуска промышленной продукции в стоимостном выражении превысил тот же показатель 1979 г. в 40 раз[ii], а через 7 лет – в 90 раз[iii]. До создания СЭЗ Шэньчжэнь был рыбацким поселком с населением в 20 тыс. человек, через 5 лет это был индустриальный центр с населением в 1 млн. (!) человек[iv], а через 8 лет – с населением в 5 млн. (!!!) чел. За 5 лет в экономику СЭЗ были вовлечены иностранные инвестиции на сумму 51,3 млрд. долларов[v]. I. Теоретические основы создания и функционирования Специальных Экономических Зон
Под влиянием изменений в мировой экономике и международной торговле прослеживается эволюция организационно-функциональных форм СЭЗ от простых, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и др. В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов пока нет единого мнения по определению и типологии специальных экономических зон. Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. В современной практике мирового хозяйства существует до 26 разновидностей СЭЗ. Довольно сложно классифицировать однозначно ту или иную СЭ3, поскольку они обладают характерными признаками многих зон. Однако среди наиболее распространенных в мире специальных экономических зон можно выделить следующие: o Таможенные зоны; o беспошлинные торговые зоны; o таможенные свободные зоны; o зоны свободной торговли; o внешнеторговые зоны; o беспошлинные экспортно-производственные зоны; o свободные экспортные зоны; o свободные экспортно-производственные зоны; o экспортно-производственные зоны; o свободные экономические зоны; o свободные производственные зоны; o зоны экономического благоприятствования; o промышленные экспортно-ориентированные зоны; o свободные промышленные зоны; o предпринимательские зоны; o зоны совместного предпринимательства; o зоны технико-экономического развития; o зоны развития новой и высокой технологии; o технико-внедренческие зоны; o научно-промышленные парки; o оффшорные центры; o международные оффшорные финансовые центры; o свободные банковские зоны; o эколого-экономические регионы; o открытые районы; o туристические центры. Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение СЭЗ: под специальными экономическими зонами следует понимать часть, национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим, управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальный предпринимателей. Эта наиболее общая формулировка позволяет поставить в один синонимический ряд несколько десятков терминов, идентифицирующих различные типы и виды зон, которые встречаются в мировой практике. Вместе с тем для полноты представления о рассматриваемом предмете исследования данное определение необходимо дополнить некоторыми уточняющими характеристиками, что позволит объединить существующие в мире зоны в несколько групп, т.е. классифицировать. Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырём основным критериям: o по характеру деятельности или функциональному предназначению; o по степени интегрированности в мировую и национальную экономику; o по отраслевому признаку; o по характеру собственности. По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа зон: зоны свободной торговли; экспортно- производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры. К зонам свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. Не смотря на определённые выгоды, получаемые от таможенных пошлин, а также за счёт экономии на накладных расходах, возможности подобных зов в развитии экспортного производства, вовлечении в него национальных, материальных и трудовых, ресурсов весьма ограничены. Именно этим определяется то, что этот тип в чистом виде не получил широкого распространения в современной международной практике. По мере усиления конкурентной борьбы, усложнения задач социально- экономического развития таможенно-юридический статус зон свободной торговли с целью более активного привлечения капитала в сферу материального производства дополняется новыми элементами. Такая эволюция зон свободной торговли характерна для всех стран, включая и промышленно-развитые, что приводит к трансформации ЗСТ в экспортно-производственные зоны. В частности, в США свободные внешнеторговые зоны, создание которых было предусмотрено законом, принятым в 1934 г., в настоящее время осуществляют и производственные операции. Кроме того, с целью экономического возрождения отдельных областей и районов США, оказавшихся в силу различных социально-экономических причин в состоянии относительной депрессии широкое распространение получили так называемые предпринимательские зоны. Таким образом, производственная деятельность и все, связанные с нею функции, образуют основу наиболее распространенного в мире типа специальных экономических зон — экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Наиболее широкое распространение этот тип зон получил в новых индустриальных странах, использующих модель экспортной ориентации. С точки зрения развития всех элементов экспортного потенциала,
охватывающих сферу производства, системы сбыта, маркетинга и т.п., этот тип Однако в современной мировой экономике основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоёмкость, интеллёктоёмкостЬ. Развитие этой тенденции отразилось и на характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Кроме того, новые СЭЗ образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. Особым видом СЭЗ являются оффшорные центры или так называемые По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный — имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок и интравертивный — интегрированный в национальную экономику. Экстравертивный, анклавный характер имеет большинство СЭ3 в новых
индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства и за счёт этого более конкурентоспособной. Следует подчеркнуть, что зоны анклавного типа, несмотря на однотипность механизма функционирования, весьма существенно отличаются по принципам своей организации. В современном мировом хозяйстве эти принципы реализуются в трёх основных направлениях. К первому можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных
предприятий, на которые распространяется льготный налоговый таможенный
режим. Более широкое развитие такие зоны получили в Мексике, где
функционируют так называемые "макиладорас" — экспортные предприятия,
расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются ЭПЗ и в Ко второму направлению можно отнести небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны получили достаточно широкое распространение в новых индустриальных странах, а также в отдельных промышленно развитых государствах, таких, например, как Ирландия. Принципиальное отличие третьего направления организации зон анклавного типа заключается в широком территориальном охвате многих районов и городов страны. Такой принцип характерен прежде всего для организации ЭПЗ в Китае, а также в некоторых отсталых странах, таких, как Шри Ланка, Маврикий, и др. Для интравертивных экспортно-производственных зон интегрированного типа наиболее важной характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров. В отличие от зон анклавного типа, интравертивные интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Наиболее ярким представителем этого типа экспортно-производственной
зоны является свободная зона Манаус в Бразилии. В отличие от мексиканских К интегрированному типу ЭПЗ можно отнести и американские внешнеторговые зоны. В частности, в конце 80-х годов 78% всех поставок сырья, полуфабрикатов, компонентов и материалов осуществлялось из внутренних районов США, в свою очередь, 88% производимой в таких зонах готовой продукции шло на внутренний рынок страны. В настоящее время в Китае рассматривается концепция более тесной интеграции ЭПЗ в национальную экономику, что потребует постепенной переориентации производства с внешнего на внутренний рынок и повышения доли национального компонента в выпускаемой продукции. Классификация зон по отраслевому признаку вызывает определенные трудности, поскольку, как правило, в экспортно-промышленных зонах располагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленного производства. Тем не менее, в мировой практике существует определённая специализация ЭПЗ на одной или нескольких отраслях промышленности. В частности, в Южной Корее промышленная зона в г. Куми специализируется на выпуске электронных и электротехнических изделий, в г. Чханвоне — на производстве машиностроительной продукции, в г. Ечхоне — на выпуске нефтехимической продукции. ЭПЗ на о. Маврикий, в Шри-Ланке, Египте и Доминиканской Республике специализируются на выпуске и экспорте одежды, текстильных изделий, обуви и других товаров. Одна из крупнейших ЭПЗ в Малайзии, расположенная на о. Пинанг, является
крупнейшим в мире центром по выпуску электронных компонентов, электронно-
вычислительной техники и бытовой электронной аппаратуры. Специалисты
называют о. Пинанг "силиконовым островом" или второй "силиконовой долиной"
за пределами США. Такую же специализацию имеет индийская ЭПЗ "Санта-Круз В Израиле одна из свободных торговых зон, расположенная недалеко от столицы (Тель-Авив), где находится алмазная биржа страны, специализируется исключительно на частичной переработке и торговле алмазами. К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно также отнести торговые зоны, оффшорные, туристические и рекреационные зоны. Отраслевая специализация характерна не только для ЭПЗ, но и для научно- промышленных парков, большинство из которых ориентированы на разработку и выпуск наукоемкой продукции. Основными отраслями специализации научно- промышленных парков являются микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия. В частности, в Гонконге два НПП специализируются на разработке новых поколений электронной и электротехнической продукции. Вместе с тем существуют и нетрадиционные подходы к отраслевой специализации научно-промышленных парков. Так, например, в Сингапуре в середине 90-х годов было создано 10 промышленных парков с целью разработки принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыбы и использования морепродуктов. При относительной универсальности некоторая специфика присуща и
оффшорным центрам. В частности ОЦ, специализирующиеся на банковской
деятельности, регистрируются в Швейцарии, Люксембурге, Гонконге, Сингапуре, По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространённой в мировой практике формой собственности является смешанный тип, где наряду с государственной собственностью присутствует и частная собственность. Исходя из анализа процесса эволюции форм специальных экономических зон в мировой экономике можно выделить четыре поколения. К СЭЗ первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго — экспортно- производственные, третьего — технопарки, технополисы, оффшорные центры, четвертого поколения — эколого-экономические и узкоспециализированные зоны. Требования по размещению СЭЗ Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся: o благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; o развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; o существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.). Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют,
как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в Во многих случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах
нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой
промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но
позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы История организации СЭЗ в России Процесс создания свободных зон в нашей стране, начавшийся еще в конце На первом этапе (конец 80-х - 1990 г.) происходило зарождение самой идеи. По инициативе правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных зон. Свободные зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций. К началу 90-х годов государственная концепция свободных зон дополнилась
множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие,
как только в ходе суверенизации союзных республик рассмотрение вопроса о
создании зон было официально перенесено на республиканский уровень: в июле-
сентябре 1990 г. ВС РСФСР принял предложения 11-ти региональных советов
народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного
предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного
капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Во-первых, предполагаемые масштабы зон, когда они охватывали не только небольшие территории, но и обширные области и целые края, были заведомо нереальными из-за требуемых колоссальных капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур. Во-вторых, массовая раздача зональных преференций отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в [x], руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра. В конце 1991-начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс
на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации[xi], выборочная
либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных
территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвало
беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как
принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также
просьба руководителей зональных администраций (официальное обращение в
федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать действие ранее
введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа
президента[xii], в котором было подтверждено действие прежних зональных
преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными
инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической
деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые
общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования
объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных
кредитов, направление в специальные зональные фонды части средств от
приватизации федеральной собственности и др.). Принятие указа
способствовало тому, что в отдельных, наиболее "продвинутых" зонах Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов. На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "О таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ[xiii]). И хотя иностранным инвесторам указом президента[xiv] были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности. Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства. В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики: o урезание (до 1-2 кмІ) возможных размеров свободных зон, исключающее создание относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства; o формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой; o усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе "снизу". Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений,
начал интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с
таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и
т.п.). Они сумели мобилизовать необходимые стартовые средства (кто -
частные, а кто - государственные), и это предопределило их ближайший успех. Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по
лоббированию эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо
воссоздание прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных
преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным
курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ - поддалось этому
давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Говоря по существу, федеральный закон о СЭЗ в Государственной Думе
обсуждается уже более 5 лет. Первый вариант закона был принят II. Анализ развития СЭЗ на примере Оффшорных центров За всю историю человечества было лишь три великих открытия - огонь, колесо и центральная банковская система. Дж. Гелбрейт Получившие широкое распространение в мировом хозяйстве идеи зон свободной торговли, экспортно-производственных зон и научно-промышленных парков сегодня дополняются теорией и практикой создания и развития оффшорных центров. Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира. Мировой опыт оффшоров В русский язык термин "оффшорный" "оффшор" пришёл из английского языка,
где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", В самом общем виде под оффшорными центрами понимаются страны и
территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на
деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов. По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных
зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно
низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в
момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма Идея оффшорного бизнеса родилась ещё в конце XIX в. и опиралась на судебные прецеденты британского суда по вопросам налогообложения иностранных резидентов. Первоначально этот вид бизнеса был связан с использованием "гавани удобного флота", а затем распространился на сферу финансов и предоставление различного рода услуг. Первым историческим прецедентом "налогового убежища" в Европе был г. Однако основы современной практики оффшорного бизнеса были разработаны
и осуществлены британскими юристами, банкирами, страховщиками и
судовладельцами. Поэтому первоначально "налоговые гавани" создавались в Любопытный взгляд на становление и развитие института международного налогового планирования. На протяжении всей истории предпринимательства корпорации стремились к тому, чтобы ограничить ответственность своих инвесторов. В XIX веке правительство Великобритании и ряд правительств других стран ввели законодательное положение об ограниченной ответственности, позволившее создавать компании, в которых максимально возможные потери владельцев ограничивались бы размерами их акционерного капитала. Это было необходимо для поощрения делового инвестирования, поскольку, согласно существовавшей тогда практике, в случае банкротства кредиторы могли претендовать на имущество владельца компании и полностью разорить его и его семью. Разделение компаний с ограниченной ответственностью и их владельцев действительно привело к бурному оживлению деловой активности в странах, принявших подобные законодательства. Кроме того, налоги на физических лиц и компании устанавливались, как правило, разные, что выявило возможность для так называемого налогового планирования, на практике означающего поиски законных путей снижения налогообложения. В свое время лорд Клайд заметил, что “ни один человек не имеет ни малейших моральных, ни каких-либо других обязательств относительно ведения своих дел таким образом, чтобы сборщики налогов выгребли как можно больше из его карманов”. Точно так же современные директора сознают, что их обязанность перед держателями акций заключается в том, чтобы законно уменьшить налоговую ношу вверенной им компании. Сентябрь 1945 года, ознаменовавшись концом Второй мировой войны, стал началом новой эры в мировой экономике - воспрянувшие промышленные капиталы принялись за реализацию своих потенциалов на поприще товаров, необходимых мировому сообществу в мирное время. Естественно, что наибольшую активность в этом проявили промышленные суперкорпорации, освоившие небывалые доселе производственные мощности за 4 года войны. Эти же самые корпорации, сильно “наследившие” во время войны неподотчетными финансовыми махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать как свои сегодняшние, так и прошлые доходы. Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера, С другой стороны, правительства даже тех стран, которые не понесли
больших (по сравнению с Россией и Германией) жертв в войне, были вынуждены
по объективным причинам всерьез пересматривать налоговое законодательство,
возложив немалую долю своих расходов на налогоплательщиков. Естественно,
что такие промышленные гиганты, как British Steel, BASF, ITT и им подобные
не были готовы отдавать ощутимую долю своей прибыли фактически в никуда. Ища выход из сложившейся ситуации - необходимостью обложить массы
населения разных стран ощутимым налогом, с одной стороны, и нежеланием
кормить эти же самые массы налогами со сверхприбылей банковских и
промышленных корпораций - лидеры международных промышленных гигантов,
крупнейших компаний и банков (а среди них были такие фигуры, как Морган, На руку подобным оффшорным зонам сыграло бурное развитие действий
холодной волны, приведшее к созданию огромного количества военных баз НАТО. Использование иностранных компаний особенно актуально для предпринимателей, работающих в странах бывшего Восточного блока. Высокая степень инвестиционного риска, обусловленная существующей в этих странах экономической, политической, социальной и правовой нестабильностью, ограничивает приток иностранных инвестиций, необходимых для модернизации промышленности, торговли и финансовой сферы. Дефицит государственного бюджета в значительной степени покрывается за счет внешних займов. Сегодня на международном рынке правила игры диктуют кредиторы, а страны–рецепиенты иностранных инвестиций участвуют в соревновании на право получения этих займов путем предоставления дополнительных гарантий. РФ как страна- получатель иностранных займов не является исключением. Однако, можно лишь с натяжкой утверждать, что Россия пытается привлечь иностранный капитал всеми доступными средствами,– хотя нельзя не согласиться, что иностранные компании, извлекающие прибыль на ее территории, действуют в более благоприятном инвестиционном, налоговом и валютном режиме по сравнению с национальными компаниями.¶ К наиболее "старым" оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось
единицами. Однако в начале 70-х годов начался своеобразный бум в создании
оффшорных центров, По состоянию на середину прошлого десятилетия во всём
мире существовало около 65 оффшорных центров, которые были довольно
неравномерно распределены по континентам и странам. В частности, в Южной За редким исключением оффшорные центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров. Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма стремительными темпами. По существующим оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объёма мировых валютных операций проходило через оффшорные центры. Весьма наглядно о роли оффшорного бизнеса в мировой валютно- финансовой системе и в движении капитала свидетельствуют дынные специального исследования, проведенного экспертами Международного валютного фонда (МВФ). В подготовленном МВФ докладе анализировались масштабы и динамика
зарубежных банковских депозитов в семи наиболее крупных оффшорных центрах В результате исследования оказалось, что накопленные зарубежные
банковские депозиты по своим размерам значительно превышают основные
макроэкономические показатели стран пребывания и существенно превышают
обычные потребности банковского обслуживания национальной экономики. О масштабах оффшорного бизнеса свидетельствуют и данные о количестве
оффшорных компании, зарегистрированных в этих центрах. Так, в Панаме в
начале 90-х годов было зарегистрировано около 120 тыс. оффшорных компаний,
на острове Мэн — 40 тыс., в Гибралтаре — 25 тыс., в Ирландии — 22 тыс., на По оценкам экспертов МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта. Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим
классического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог на
прибыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до Аналогичная идея вполне может быть использована и при создании
оффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могут
быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или
иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Кипр В настоящее время среди европейских государств оффшорные операции наиболее динамично развиваются и вносят значительный вклад в развитие национальной экономики на Кипре. Этот вид экономической деятельности возник здесь после 1974г., когда стране угрожала экономическая разруха и для выхода из кризиса киприоты стали искать возможности достижения экономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешний рынок. В настоящее время доля оффшорного бизнеса в ВЦП страны составляет примерно 5-6%. За короткое время Кипр приобрёл статус признанною центра деловой активности в восточном Средиземноморье и вошёл в первую десятку стран, специализирующихся на оффшорном бизнесе. Для представителей иностранных деловых кругов привлекательными являются выгодное географическое положение Кипра, современная система связи, отлаженное банковское дело, отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготное налогообложение. Кроме того, один из главных стимулов — незначительный налог на прибыль (4,25%). Никакими другими видами налогов кипрские оффшорные компании не облагаются. Также освобождена от налога прибыль от продажи акций оффшорных компаний и прибыль от реализации ими недвижимости за пределами Кипра, исключая случаи, когда фирма не специализируется на торговле недвижимостью. Согласно данным Центрального банка Кипра, в стране ежегодно регистрируется более тысячи оффшорных компаний, а всего в республике в настоящее время действует около 13тыс. таких компаний. Общий доход от них, поступивший в государственный бюджет Кипра, составил примерно 200 млн. долл. Местные власти добиваются того, чтобы оффшорные компании проявляли активность; в случае, если аудиторская ревизия даёт отрицательный отчёт о фирме как о бездействующей, ей грозит закрытие. Одновременно правительство внимательно следит за тем, чтобы деятельность иностранных фирм не затрагивала интересы местного капитала. Сферы деятельности оффшорных компаний весьма разнообразны. Наибольшее их число специализируется на торговле и маркетинге, обслуживании судов, инжиниринге и консалтинге, издательском и банковском деле, менеджменте и страховании. В последние годы заметно возросло количество компаний, занимающихся
судоходством и обслуживанием судов. Система налогообложения в области
судоходства на Кипре для бизнесменов выгоднее, чем в Панаме и Либерии,
особенно для новых судов: правительство предлагает скидку при регистрации
судов возрастом до 10 лет. В 1996 г. под кипрским флагом плавало более 2
тыс. судов, и тенденция к росту их числа продолжается. В настоящее время Развитию оффшорного бизнеса способствует современная банковская
система. В стране функционируют 7 коммерческих банков с 300 отделениями и Крупнейшие держатели капиталов в Кувейте, ОАЭ, других странах Ближнего и Среднего Востока, стремясь обезопасить себя, направляли свои вклады в стабильно работающие банки Кипра, способствуя его постепенному превращению в "ближневосточную банковскую Швейцарию". Общие активы кипрских банков достигают примерно 10 млрд. долл. По сообщениям Центрального банка Кипра, в последние годы число
оффшорных компаний растет в значительной степени благодаря оживлению
деловой активности в восточноевропейских государствах и странах бывшего БАГАМСКИЕ ОСТРОВА Содружество Багамских островов (так официально называют Багамы) состоит
примерно из 700 островов и 2500 коралловых рифов и островков, разбросанных
в Атлантическом океане. Только около 25 островов архипелага населены, при
этом три четверти населения проживают на двух островах - Нью-Провиденс (где
расположена столица Багамских островов - Нассау) и Большая Багама Летопись Багамских островов ведется с 12 октября 1492 г. со дня высадки Переход от колонии к независимой нации был мирным, и новое правительство дало понять, что оно не намерено разрушать статус Багамских островов как налоговой гавани с её хрупкими финансовыми инфраструктурами. Сегодня Содружество Багамских островов представляет собой
конституционную монархию, и официальным главой государства является В отношении политической стабильности следует расценить Багамские
острова как одну из наиболее стабильных налоговых гаваней в мире. Благодаря
прочным связям с Великобританией защита от иностранных агрессоров
практически гарантирована Британским Королевским Флотом. В качестве
отрицательной черты следует отметить проблему безработицы в рядах 20 000
чернокожих жителей. Вспышки гражданского недовольства происходили в других
налоговых гаванях. В 1973 г. на Бермудских островах чернокожие
революционеры организовали бунты и волнения, которые вылились в убийство
губернатора Сэра Ричарда Шарпса, его помощника и шефа полиции. Двое
чернокожих были осуждены за убийство и повешены, но это привело к
дальнейшим бунтам в декабре 1977 г., принесшим около 5 млн. убытков. Хотя
правительство Бермудских островов смешанное, именно белое меньшинство Багамские острова - одна из наиболее процветающих стран Карибского бассейна. Уровень инфляции и внешний долг очень низкие, правительственный бюджет сбалансирован, и доход на душу населения - один из самых высоких в регионе (9000 долларов США). С точки зрения бизнесмена Багамские острова - это гавань с нулевыми налогами. Здесь нет как прямого, так и косвенного налогообложения, нет ни корпоративного, ни личного подоходного налога, нет налога на имущество, дарение, наследование, продажу, прирост капитала и пр. Современные багамцы наслаждаются большей свободой и демократией, чем можно было найти в древних греческих и римских демократиях. Нерезидентам для ведения бизнеса в валюте, отличной от багамского
доллара, необходимо разрешение Центрального Банка, но его легко получить в Багамский закон о банковской секретности представляет точную копию
правил, регулирующий деятельность банковских и трастовых компаний На Багамских островах ведется самый интенсивный в мире безналоговый бизнес. Здесь нет ни личного, ни корпоративного подоходного налога, ни имущественного налога, ни налога на дарение, на исследование, на предпринимателя, ни налога с оборота, ни пошлин на завещание. Эти освобождения от налогов распространяются как на частных лиц, так и на корпорации, товарищества, трастовые компании и т.д. (в том числе нерезидентные багамские корпорации). Основным источником налога правительства являются пошлины за регистрацию компании и таможенные пошлины. Так как багамская компания при определенных условиях предлагает
налоговые преимущества неофициальным владельцам, проживающим за пределами Нассау - туристическая Мекка в тропическом раю в окружении красивейших побережий. Тот факт, что Багамские острова считались третьим в мире финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона, и что стоимость регистрации компании здесь составляет 865 $, и что компания может торговать акциями и облигациями на американских и мировых фондовых биржах свободно от налогов на прирост капитала, пожалуй, достаточен, чтобы разжечь аппетиты. Невозможно не принять в расчет и красоту этих тропических островов, окруженных мелководными морями, по-испански именуемыми Баха Мар. Астронавты на вопрос, какое место Земли кажется самым красивым, ответили, что это, безусловно, изумрудные, топазные, синие и меловато-розовые воды Баха Мар вокруг Багамских островов. И это неудивительно. Вид с высоты птичьего полета открывается восхитительный, захватывающий дух и незабываемый. Правительство Багамских островов находится в Нассау (Нью-Провиденс), но
это не единственное место для ведения оффшорного бизнеса. Остров Большая На Большой Багаме проживает 40 000 человек, 15% из которых - экспатриоты. Фрипорт потенциальным инвесторам уникальные преимущества, в том числе: 1) превосходные банки с очень строгими законами охраны информации и возможность вести бизнес с теплого тропического Карибского острова; 2) близость к США (25 минут от Майами); 3) хорошо организованный транспорт с иммиграционными и таможенными службами США; 4) экономическая и политическая стабильность; 5) превосходные средства связи. Туризм и банковское дело составляют костяк экономики Багамских островов, насчитывая две трети общего прироста национального дохода и представляя собой основной источник твердой валюты. Только туризм дает 50% прироста национального дохода и занимает половину рабочей силы Багамских островов. Багамская экономика тесно связана с экономикой США, и багамский доллар свободно обменивается на доллар США. Ежегодно в местную экономику вливается до 1,15 млрд. долларов, получаемых от туристского бизнеса. Основные туристические центры - это Нью-Провиденс и Большая Багама с
целой сетью отелей-люкс и казино. В связи с этим на этих двух островах
проживает около 75% из 250 000 человек, населяющих Багамские острова (200 Вторым по важности сектором экономики являются финансовые услуги. Банковское дело обычно насчитывает около 8% прироста национального дохода, и обслуживающий персонал составляет не более 3000 человек, 95% из которых жители Багамских островов. Общая сумма заработных плат и жалований, выплачиваемых банковским сектором, составляет около 60 млн. долларов в год. Большинство банков и трастовых компаний является нерезидентными или оффшорными компаниями, которые не зарабатывают багамских долларов и покрывают свои административные, накладные и коммунальные расходы и расходы на содержание офиса за счет ввоза зарубежной валюты. Общие расходы банков по данным статьям составляют около 120 млн. долларов в год. В 17 веке моря и земли вокруг Багамских островов нахолодились под
контролем пиратов. Банковское дело тогда, по сути, заключалось в копании ям
и составлении карт сокровищ, где место клада указывалось крестиком. Банковское дело на Багамских островах сегодня стало наиболее сложным. Пошлины, уплачиваемые банками и трастовыми компаниями, колеблются от Из 284 финансовых организаций, имеющих лицензию, только 9 имеют право работать с золотом и иностранной валютой. 7 из них являются клиринговыми банками. Еще 10 трастовых компаний являются уполномоченными банковскими агентами и работают как попечители и дилеры ценных бумаг в иностранной валюте. Эти 19 уполномоченных дилеров и агентов включают 3 филиала и 3
отделения крупнейших канадских банков, 2 отделения и 3 филиала, крупнейших
американских банков, 2 отделения и 2 филиала четырех крупнейших банков Секретность взаимоотношений и сделок между финансовыми организациями
была другим существенным фактором, привлекающим бизнес в Нассау. Законы Багамские законы о секретности обязательны для всех банковских и
трастовых компаний, их директоров, должностных лиц, служащих, поверенных и
аудиторов. Третья сторона может получить информацию о каком-либо счете в
криминальных ситуациях только при наличии постановления Верховного Суда. Багамские острова не вступили ни в какие соглашения с другими странами о раскрытии банковской и финансовой информации. Таким образом, если вы открыли счет на Багамских островах, только вы будете иметь привилегию доступа к нему. Вероятно, есть люди, считающие, что по этим законам о секретности можно использовать багамские банки для сокрытия незаконных денег (такие, как доходы от наркобизнеса). Но если вы попробуете пойти по этому пути, то обнаружите, что законы о секретности к вам не будут применяться, и вся информация о вашем счете будет передана соответствующим властям по требованию Багамского Верховного Суда на основании соглашения о взаимопомощи в отношении наркотиков США. Банковское сообщество считает, что законы о секретности банковских вкладов должны быть усилены, чтобы представить инвесторам большую конфиденциальность. Но иностранным инвесторам из юрисдикций с высокими налогами не стоит беспокоиться. Службы учета доходов других стран не могут получить информацию о багамских банковских счетах. Но хочется предостеречь граждан юрисдикций с высокими налогами. Оффшорная банковская индустрия, сектор N2 багамской индустрии, представляет частным инвесторам возможность осуществлять вклады на европейский манер в 80 км от побережья США. И если вы приехали на Багамские острова даже только на отдых, посмотрите, как много могут предложить вам оффшорные банки. Среди причин наличия десятков частных банков можно назвать английский трастовый закон, отсутствие подоходного налога и налога на прирост капитала, применяемые правила работы, профессиональные услуги, системы моментального перевода денег, факсимильную связь, связь по S.W.I.F.T. и другие средства связи. Частные банки в основном, специализируются на дискреционном управлении крупных сумм избранных частных клиентов и обеспечивают высокие доходы своим клиентам и вкладчикам. Они сохраняют предельную конфиденциальность и анонимность. Объем рынка достигает 8 триллионов долларов. Ежегодно свыше 16 млрд. долларов передается по наследству. Еще одно предупреждение иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы, рассматривающие возможность вклада средств на рынки США, предпочитают использовать багамские международные предпринимательские компании вместо непосредственного инвестирования на свое имя. Если вы не вкладываете средства от своего имени, то в США ваш вклад может быть субъектом для уплаты имущественного налога. При этом имущественный налог в США не применяется к оффшорным багамским международным предпринимательским компаниям, даже если единственным активом этой компании является недвижимость на территории США и все ее акции принадлежат нерезидентным частным лицам. Как и в Швейцарии, на Багамских островах существует Этический Кодекс, призывающий банкиров узнавать, с кем они имеют дело, в целях предотвращения незаконной деятельности. Здесь нет такой вещи как "секретный" счет. Клиент банка известен банкирам в связи со своим счетом. Короче говоря, каждое лицо имеет номерной счет. Если вы являетесь довольно известным лицом, вы можете предпочесть носить в банке номер вместо имени, но информация об идентификации вашей личности будет все равно доступна банковским должностным лицам. Если нужна большая анонимность, откройте зашифрованный счет в Панаме или счет "с печатью" в Гонконге. Счет "с печатью" сопровождается личной печатью, и чек будет принят к оплате лишь при условии, что на нем стоит эта печать. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПАНИИ НА БАГАМСКИХ ОСТРОВАХ(МПК). Был момент, когда Багамские острова по рейтингу мировых банковских и
финансовых центров, были третьими после Лондона и Нью-Йорка. Сегодня они
все еще остаются в первой десятке, но их уже обогнали Каймановы и Международная предпринимательская компания представляет собой компанию, которой не разрешается вести бизнес с лицами, резидентными на Багамских островах, и вкладывать средства в недвижимость на территории Багамских островов, кроме аренды офиса. МПК не может вести банковский, трастовый, страховой или перестраховочный бизнес или предоставлять юридический адрес другим компаниям. По существу, МПК ведет деятельность по всему миру, вкладывая средства в акции и облигации, торгуя нефтью, газом, товарами народного потребления и т.д. Налогами на Багамских островах она не облагается. На территории Багамских островов МПК может открывать банковские счета,
пользоваться местными профессиональными услугами, подготавливать и хранить
свои записи, созывать собрания директоров и акционеров. В соответствии с МПК может также владеть акциями и долговыми обязательствами других компаний, зарегистрированных на Багамских островах, кроме того, акции МПК могут принадлежать багамским резидентам. МПК образуется при представлении Регистратору Устава и Учредительного договора. При этом к акционерному капиталу не предъявляется никаких определенных требований, кроме того, не зафиксирована его максимальная граница. Для акционерного капитала, не превышающего 5000$, установлена ежегодная пошлина за продление регистрации в размере 100$. Если акционерный капитал выше 5000$, но не превышает 50 000$, пошлина составляет 300$. Если же акционерный капитал превышает 50 000$, то эта пошлина составляет 1000$ в год. МПК может быть зарегистрирована двумя подписчиками за 24 часа. Акции Для управления МПК должен быть избран, по крайней мере, один директор, при этом им может быть как частное лицо, так и корпорация, и не обязательно резидент Багамских островов. Компания должна вести соответствующие записи в зарегистрированном офисе на Багамских островах, но эти записи не доступны для проверки. Кроме того, нет необходимости заполнять в Регистрационной палате ежегодный отчет. МПК должна вести регистр акций, протоколы всех собраний директоров и акционеров, копии всех резолюций, регистр директоров и должностных лиц, а также записи, отражающие беспристрастную оценку финансового положения компании. Необходимо также хранить в зарегистрированном офисе компании оттиск ее печати. Записи компании не доступны для общественной проверки, но они открыты для проверки акционерам, но даже в этом случае право проверки предоставляется только при наличии обоснованной причины. Последние изменения в законодательстве Багамских островов Правительство Багамских островов пошло на значительное ужесточение своего законодательства, регулирующего деятельность международных предпринимательских компаний, зарегистрированных на этих островах. С 1 января 2001 года здесь вместо Закона «О международных
предпринимательских компаниях», принятого в 1989 году (IBC Act 1989),
вступил в действие другой одноимённый Закон в редакции 2000 года (IBC Act В первую очередь, изменения касаются выпуска акций на предъявителя: отныне оффшорные багамские компании такого права больше не имеют. Во-вторых, вводится новое требование, связанное с минимальным числом директоров: теперь компания должна иметь не менее двух директоров, один из которых должен быть обязательно местным жителем. В-третьих, закон обязывает владельцев компаний вносить данные о директорах в багамский Регистр компаний. В-четвёртых, международным предпринимательским компаниям запрещается заниматься операциями с ценными бумагами в качестве агентов, а также оказывать консультационные услуги по вопросам вложения средств в покупку ценных бумаг. Ещё одно требование - проведение ежегодного собрания Совета директоров на Багамах, что само по себе не так уж и плохо... Кроме того, увеличивается стоимость регистрации компаний, а также сумма ежегодной пошлины. Всем ранее зарегистрированным компаниям для их нормального функционирования в будущем предлагается в течение 180 дней осуществить следующие действия: o первое - подготовить новые уставы и учредительные договора, предусматривающие выпуск только именных акций и исключающие виды деятельности, запрещённые законом от 2000 года; o второе - подготовить реестры акционеров с именами и адресами владельцев акций (иными словами, выпустить именные акции и ликвидировать акции на предъявителя); o третье - предоставить регистрационным агентам на островах информацию о подлинных владельцах (бенефициарах) компаний; o четвёртое - подготовить реестр директоров с указанием их имён и адресов. Специалисты отмечают, что в связи с новыми требованиями багамского законодательства владельцы ранее зарегистрированных компаний захотят, скорее всего, либо «закрыть» свои багамские корпорации, либо «перепрописать» их в другие юрисдикции. Впрочем, не исключается и вариант использования действующих багамских компаний в новой ситуации при условии соблюдения требований, вытекающих из только что принятого закона о компаниях. По прошествии какого-то времени эти изменения в законодательстве Багамских островов, в свою очередь, также подверглись некоторым изменениям. В частности, с недавних пор было упразднено требование о наличии у компании в качестве второго директора местного гражданина, а реестр бенефициаров компаний стал закрытым. Кроме того, теперь в случае продления существующей багамской компании владельцам компаний необходимо предоставить своему регистрационному агенту на островах две рекомендации на себя: одну - из банка, вторую - от юриста. Тем самым появляется необходимость сообщать о себе и своём бизнесе некий минимум информации. Также следует предоставить ксерокопию паспорта бенефициара компании и любое свидетельство, подтверждающее проживание данного лица по указанному адресу. А нужны ли России СЭЗ? По мнению А.И. Тельминова[xx] в настоящее время экономика России находится в состоянии стагфляции – стагнация производства сопровождается скрытой безработицей и высоким уровнем инфляции. Поэтому приоритетной задачей на ближайшую перспективу является создание условий, обеспечивающих экономический рост. Согласно экономической теории изменение совокупного продукта может быть достигнуто за счет: o изменения цен на энергоносители; o изменения производительности труда; o использования правовых факторов (изменения налоговой политики и др.). Что касается первых двух факторов, то их применение вряд ли возможно – снижение цен на энергоносители неминуемо приведет к снижению объема их производства и катастрофическому снижению поступлений в бюджет, а о существенном повышении производительности труда при существующем уровне отечественной технологии и состоянии оборудования не может быть речи. Таким образом, наиболее реальным способом вывода экономики России из кризиса является грамотное использование налоговой политики. Проведенный анализ А.И. Тельминова[xxi] показывает, что, создавая СЭЗ,
можно постепенно снизить общий уровень налогообложения, достигнув при этом
существенного (более чем в 2 раза) роста поступлений платежей в бюджет. o поддерживается приоритетное развитие высокоэффективных отраслей и предприятий; o осуществляется целенаправленная поддержка социально значимых отраслей и предприятий; o отсутствует дотирование предприятий – потенциальных банкротов. Таким образом, ответ на вопрос: «Нужны ли России свободные экономические зоны?» не должен вызывать сомнений – России для выхода из кризиса жизненно необходимо создавать СЭЗ как на федеральном, так и на региональном уровне. Приложение 1 Компания на багамах: 1. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства.-СПб.:изд-во СПбГУЭФ,1996 2. Свободные экономические зоны: понятие, виды.-//http://students.nino.ru (сайт «Студенческий городок») 3. а также со ссылками из текста: [ii] В. Ощенко. Зона несбывшихся надежд и исчезнувших миллиардов. – [iii] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны: Учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 168 с. [v] В. Ощенко. Зона несбывшихся надежд и исчезнувших миллиардов. – [vi] Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса.-Деловые люди, 1994, [vii] Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г. N 165-1 "О создании зон свободного предпринимательства". [viii] Постановление ВС РСФСР от 14.07.90 г. N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства". [ix] Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ [x] Глуховский М. СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность. - Деловые люди, [xi] Закон РСФСР от 4.07.91 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". [xii] Указ Президента РФ от 4.06.92 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". [xiii] Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от [xiv] Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". [xv] Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. N 1033 "О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка". [xvi] Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1 "О внесении дополнений в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Указ Президента РФ от 07.12.93 г. N 2117 "О Калининградской области". [xvii] Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, [xviii] Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности". Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12, с.126-140. [xix] Вновь принят закон о СЭЗ. – http://www.fez.nakhodka.ru/ [xx] Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2001, с.
|
|
© 2000 |
|