РУБРИКИ |
Анализ социально-экономического состояния Астраханской области |
РЕКЛАМА |
|
Анализ социально-экономического состояния Астраханской областиГрафик №2. Число женщин и мужчин. Общая численность на 2009г. составляет 1005241 человек. Вплоть до 2008 года численность населения неизменно падала, основная причина была – это естественная убыль, но за последние 2 года, ситуация изменилась в лучшую сторону. Начиная с 2008г. общая численность населения начинает увеличиваться, это связанно с увеличением рождаемости, уменьшения смертности, особенно детей до 1 года, а так же улучшения качества жизни населения. Коэффициенты смертности и рождаемости Таблица №3[3] Коэффициент рождаемости в Астраханской области.
Таблица №4[4] Коэффициент рождаемости в ЮФО.
Таблица №5[5]. Коэффициент смертности в Астраханской области.
Таблица №6[6]. Коэффициент смертности в ЮФО.
График №4. Коэффициент рождаемости в Астраханской обл. и ЮФО. График №5. Коэффициент смертности в Астраханской области и ЮФО. Коэффициент младенческой смертности Таблица № 7[7]. Коэффициент младенческой смертности в Астраханской области и ЮФО.
График №6. Коэффициент младенческой смертности в Астраханской области и ЮФО. Естественный прирост/убыль населения Таблица №8[8]. Естественный прирост/убыть населения тыс. человек.
График №7. Естественный прирост/убыть населения тыс. человек. За последние 10 лет наблюдается стабильная тенденция увеличения рождаемости, и уменьшения смертности, но только за последние 2 года рождаемость стала превышать смертность. Основными причинами смерти населения остаются заболевания системы органов кровообращения (52%), неестественные причины смерти (13,7%) и новообразования (13,1%). Увеличилась смертность от болезней органов кровообращения на 5,9%, пищеварения - на 13,5%, органов дыхания - на 12,8%, инфекционных и паразитарных болезней - на 11,1%. Увеличение рождаемости связано с различными программа, которые проходят в области, направленные на улучшение демографической ситуации, такие как: денежный сертификат при рождении 2 ребенка, программа по предоставлению жилья молодым семьям и т.д. Миграция населения Таблица №9[9]. Миграционное сальдо.
График №8 Миграционное сальдо. Говоря об общей демографической ситуации в области можно сказать, что за последние 3 года ведется активная политика по улучшению демографической ситуации. За последние 3 года наблюдается улучшение данной ситуации. Уменьшается смертность, увеличивается рождаемость. Число выбывшего населения так же уменьшается. Уровень образования Таблица №10[10]. Число школ, средне профессиональных и высших образовательных учреждений.
График №9. Число средне профессиональных и высших образовательных учреждений График №10. Число школ Таблица №11[11]. Число школьников и студентов.
Рисунок№10. Число школьников и студентов. Таблица №12[12]. Соотношение числа учеников к числу учителей.
В период с 2003-2007г в области велась активная политика по улучшению качества образования, открылось несколько гимназий и школ с углубленным изучением иностранных языков. Но ближе к настоящему времени идет тенденция сокращения, как числа школ, так и числа учеников, т.к. как раз сейчас заканчивают школу дети, которые родились в период распада СССР. Число высших учебных заведений остается неизменным, а число студентов увеличивается с каждым годом, что говорит о том, что все большее число школьников дальше хотят получать высшее образование. Экономика Прогноз развития экономики области на 2010 год разрабатывался в соответствии со сценарными условиями Минэкономразвития России на прогнозируемый период с учетом предложений районных (городских) экономических служб. Прогнозные темпы развития отраслей экономики основывались на намерениях крупнейших предприятий области. Приоритетными отраслями являются: промышленность; сельское хозяйство; Таблица№13[13]. Валовой региональный продукт, миллион рублей,
График№12. Валовой региональный продукт, миллион рублей Таблица №14[14]. Валовой региональный продукт на душу населения, рубль.
Таблица №15[15]. Валовой региональный продукт на душу населения, рубль
График №13. Валовой региональный продукт на душу населения в Астраханской обл. и ЮФО, рубль. За 10 лет наблюдается тенденция увеличения ВРП на душу населения как в регионе, так и у федеральном округе, что связано с политикой, которая ведется в регионе. Основные отрасли Таблица№16[16]. Структура производства товаров и услуг.
За последнее время состояние экономики региона значительно улучшилось. Проводится так же реализация комплекса организационно-финансовых мероприятий, направленных на увеличение реальных доходов населения. А реализация мероприятий содействия занятости населения позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда и сдержать уровень регистрируемой безработицы на конец года. Сейчас основ основной упор в развитии экономики региона делается на поднятие сельского хозяйства, промышленность и на добычу полезных ископаемых. Основными производителями промышленной продукции являются Красноярский район (59,9 % объемов промышленного производства по области), город Астрахань (28,9 %), Ахтубинский (3,6 %) и Икрянинский (3,0 %) районы. Из 13 районов (городов) рост промышленного производства обеспечили 10, падение объёмов допустили 3 района. Значительное увеличение объёмов производства зафиксировано в машиностроении и металлообработке (+18,7 %) за счёт стабильной работы ОАО «Судостроительно – судоремонтный завод «Красные Баррикады». Что касается сельского хозяйства, то на его поддержку из федерального бюджета были выделены средства. Так же были выданы кредиты сельхозтоваропроизводителям и перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса через Астраханский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» и Астраханское отделение Сбербанка. График№14. Структура производства товаров и услуг. Таблица №17[17]. Количество построенных м2 в расчете на 1000 человек населения.
График№15.Количество построенных м2 в расчете на 1000 человек населения. Инфраструктура Таблица №18[18]. Густота автомобильных дорог (километров дорог на 1000 квадратных километров территории).
График №16. Густота автомобильных дорог (километров дорог на 1000 квадратных километров территории). Таблица №19[19]. Густота ж/д путей.
График №17. Густота ж/д путей. Транспортная составляющая области имеет разветвленную сеть коммуникаций - железных дорог - свыше 600 км, автодорог - более 3,5 тыс. км, водных путей - до 1,5 тыс. км и 185 км Волго-Каспийского судоходного канала. Большим преимуществом области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать достоинства всех видов транспорта. Администрация области уделяет большое внимание развитию дорожной отрасли области, оказывает дорожникам всестороннюю поддержку и активно взаимодействует с Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. На сегодняшнее время одной из основных задач управления «Астраханьавтодор» является сохранение существующей сети дорог общего пользования, улучшение ее состояния, повышение безопасности движения. Воздушное сообщение. В области действует один международный аэропорт города Астрахань, под название «Астрахань». Расположен на южной окраине города. Прежнее название — «Нариманово». Морское/речное сообщение. Астраханская область в силу своего географического положения является основным российским участком коридора "Север-Юг". Она расположена на юго-западе России, в северном Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте реки Волги. Астраханский транспортный узел является вполне обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. Здесь работают предприятия, осуществляющие деятельность по перевозке грузов водным транспортом, их переработке, а также транспортно-экспедиторские. В городе Астрахань расположен устьевой речной порт. Инвестиции Таблица№ 20[20]. Общий объем инвестиций.
График №18. Общий объем инвестиций. Объем инвестиций на 2009г. составил 65226 млрд. руб., что на 23% выше, чем в прошлом году. Значительное увеличение инвестиций в основной капитал обусловлено увеличением капитальных вложений крупными заказчиками: ООО «Астраханьгазпром), ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» и ОАО «Нефтяная компания «Лукойл». Таблица №21[21].Инвестиции по секторам экономики за 2009г.
График №19. Инвестиции по секторам экономики за 2009г. В заключении можно сказать, что идет активная политика на улучшение экономики в области, осуществляются различные программы по привлечению дополнительных средств. Рабочая сила Таблица №22[22]. Количество рабочих в целом.
График №20. Количество рабочих в целом График №21.Возрастная структура рабочих. Таблица №23 . Возрастная структура рабочих.
Таблица №24.Образовательный уровень рабочих.
График №22. Образовательный уровень рабочих. Таблица №25. Количество занятых рабочих по секторам экономики.
График №23. Количество занятых рабочих по секторам экономики. Численность трудовых ресурсов области – 463 тыс. человек, что на 1,1 % выше показателя 2007 года. Уровень занятости по области составляет 56,3 %, что выше аналогичного показателя по Южному федеральному округу (54,6 %), но ниже показателя в целом по России (59,9 %). Среднесписочная численность занятых в экономике увеличилась по сравнению с прошлыми годами. Происходит ввод новых рабочих мест в целом по области составил. Наибольшее число создано в промышленности, в сельском хозяйстве, в связи, материально – техническом снабжении и сбыте. В настоящее время основную потребность в кадрах испытывают предприятия государственной формы собственности (68,6 %). Проводятся так же различные программы, ярмарки по трудоустройству молодежи. Поэтому с каждым годом мы видим положительную динамику роста числа занятого населения. Безработица Таблица №26.26 Общее число безработных тыс. чел.
График №24. Общее число безработных тыс. чел. Таблица №2727. Возрастная структура безработных.
График№25. Возрастная структура безработных. Таблица №28. Уровень образования безработных.
График№26. Уровень образования безработных. Соотношение вакансий к соискателям. Таблица №29. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в гос. учреждениях службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию, чел.
График №27. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в гос. учреждениях службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию, чел. Количество безработных составляет 40 тыс. человек, что на 17, 5 % меньше, чем в прошлом году. Расширению возможностей трудоустройства способствует проведение ярмарок вакантных рабочих и ученических мест. В 261 ярмарке приняли участие 974 работодателя и свыше 13 тыс. граждан. Результат проведения – трудоустройство 3,6 тыс. человек. Так же благодаря финансированию программы по обеспечению временной занятости несовершеннолетних граждан из средств федерального бюджета (3 257,0 тыс. рублей), а также привлечению средств работодателей (236,7 тыс. рублей) и местных бюджетов (149,5 тыс. рублей) организовано временное трудоустройство 6 тыс. подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Ребята работали на уборке территорий, озеленении парков (бригады «Зеленый патруль»), спасении мальков рыб (бригады «Голубой патруль»), в библиотеках (подшивка книг), в детских садах (покраска детских площадок и уборка территорий) и т. д. Для обеспечения социальной защиты и материальной поддержки безработных граждан 31,6 тыс. человек назначены пособия по безработице. Правом выхода на досрочную пенсию воспользовались 205 безработных. Туризм Таблица№3030 Санаторно-курортные предприятия.
График № 28. Санаторно-курортные предприятия. Таблица № 3131. Детские оздоровительные учреждения.
График №29. Детские оздоровительные учреждения. Туристическая отрасль на сегодняшний день является одной из самых доходных сфер мирового хозяйства. Астраханская область в силу своего географического положения также является весьма привлекательной для путешественников. На Западе нижнюю Волгу называют туристическим Эльдорадо. Это не только дельта со знаменитыми лотосовыми полями и рыбной ловлей, но и карстовые пещеры, заросли мексиканского кактуса, источники лечебного радона, озеро Баскунчак, соли которого по своим лечебным свойствам не уступают солям Мертвого моря в Израиле. А кумысолечение, практикуемое в Астраханской области, считается одним из самых экзотических способов оздоровления в мире. Сейчас постепенно ведутся работы восстановлению многих мест в области для дальнейшего развития туризма. К сожалению, одной из отрицательной стороны, постоянна добыча соли, что частичный запрещает купания в озере Баскунчак. Глава 2. SWOT-анализ и определение приоритетных целей развития Астраханской области Метод анализа иерархии Критерии: Влияние на бюджет. Соответствие национальным программам и привлечение внешних инвестиций. Влияние на качество жизни населения Последствия не выполнения мероприятий. Цели развития региона: Увеличение материального обеспечения. Формирование туристического кластера. Совершенствование государственного управления и бюджетной политики. Развитие судостроения.
max= 0,26*4,7+0,05*17+1,655*0,54+0,15*8,33= 4,247183 ИС= 0,247/3= 0,0823 OC= 0,0823/0,9= 0,091 Влияние на бюджет
max=9,5*0,121+1,825*0,552+14*0,067+3,66*0,26=4,056 ИС=0,056/3=0,018 OC=0.018/0,9=0,02 Соответствие национальным программам и привлечение внешних инвестиций
max= 10,33*0,15+1,655*0,6+15*0,06+4,58*0,2= 4,270 ИС=0,270/3=0,09 OC=0,09/0,9=0,1 Влияние на качество жизни населения
max= 1,973*0,51+13*0,08+4*0,22+6,33*0,19=4,105 ИС=0,105/3=0,035 OC=0,035/0,9=0,04 Последствия не выполнения мероприятий
max= 0,11*12,5+1,87*0,47+0,07*12+3,45*0,35= 4,27 ИС= 0,27/3=0,09 OC= 0,09/0,9=0,1 Итоговая таблица
Из итоговой таблице можно сделать вывод, то на первом месте, по приоритетам развития лежит повышение качества жизни, на следующем месте формирование туристического кластера, на следующем, развитие судостроения , и последняя цель это - совершенствование государственного управления и бюджетной политики. SWOT-анализ
Заключение Приведенный анализ деятельности Астраханской области свидетельствует о сохранении стабилизационных тенденций в экономике и в то же время обозначает проблемы, решение которых позволит обеспечить дальнейшее развитие социально-экономического комплекса области. Предстоит дальнейшее совершенствование инвестиционного процесса, который должен обеспечить привлечение средств в обновление основных фондов производственного комплекса, а также внедрение новых современных технологий. Необходимо использовать новые возможности, связанные с региональным приграничным сотрудничеством, приступить к созданию зоны свободного экономического взаимодействия. Существенные преобразования следует провести в социальной сфере области. Необходимо сократить необоснованные расходы и использовать полученные средства на развитие социальных отраслей, прежде всего здравоохранения. Актуальной задачей является так же развитие интеграции Астраханской области в единую политико-хозяйственную систему Южного федерального округа. Дальнейшие преобразования произойдут в совершенствовании бюджетной сферы. Должны быть завершены подготовительные мероприятия, необходимые для перехода на казначейское исполнение бюджета. Список литературы #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">26 #"#_ftnref24" name="_ftn24" title="">27 #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">30 #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">31 http://www.asttour.ru/?cid=recreation Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|