РУБРИКИ

Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга


2.3.         Развитие финансового рынка региона


Развитие финансового рынка Санкт-Петербурга наряду с проводимой в стране денежно-кредитной политикой значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение города, процесс формирования и использования местного бюджета, в том числе и выбор конкретных финансовых инструментов управления бюджетным процессом, а также роль городских органов власти в поддержке и стимулировании развития региональной экономики и формирования соответствующей финансовой инфраструктуры.

Cоциально-экономическое положение Санкт-Петербурга в 1996 году можно охарактеризовать следующими основными макроэкономическими показателями, приведенными в таблице 4.


Таблица 4 Основными макроэкономическими показателями.

Макроэкономические показатели

1996 г.

В % к 1995 г.

Примечание

Валовой региональный продукт, трлн. руб.

60,7

90

В сопоставимых ценах

Объем промышленной продукции, трлн. руб.

35,1

79,5

-

Капитальные вложения за счет всех источников финансирования, трлн. руб.

8,7

69,1

-

Номинальная среднемесячная зарплата на одного работника, руб.

809,5

166,8

Социальный фактор

Официально зарегистрированные безработные, тыс. чел.

47,4

85,6

-

Доля сбережений в использовании доходов населения, %

41

172,3

-


В целом объем промышленного производства в Санкт-Петербурге в 1996 году составил примерно 33,8% от уровня 1990 г.

Спад производства продолжается во всех основных отраслях промышленности, кроме электроэнергетики и пищевой промышленности, что обусловлено первоочередной необходимостью продуктов данных отраслей.

В то же время объем экспорта за 1996 год достиг 3,1 млрд. долларов (возрос на 2%), а объем импорта составил 4,2 млрд. долларов (уменьшился на 16%).

Депрессионная фаза в экономике Санкт-Петербурга оказывает значительное влияние на формирование городского бюджета и существенно ограничивает возможности городской Администрации. Как и в предыдущие годы продолжается процесс относительного увеличения доли внутренних доходов в формировании доходной части государственного бюджета, в которой преобладают фискальные поступления, 2/3 которых обеспечиваются тремя основными налогами (налог на прибыль, НДС и подоходный налог).

В поступлении внешних доходов имеет место разнонаправленная динамика: при сокращении поступлений из Федерального бюджета происходит рост объема использования заемных средств, что позволяет осуществить погашение превышения бюджетных расходов над доходами (дефицит бюджета).

Основными инструментами привлечения заемных средств для финансирования расходов городского бюджета являются: эмиссия ГГКО (МКО) и банковские кредиты (см. таблицу 5).


Таблица 5

Структура задолженности городского бюджета.

Виды займов

По состоянию на 31.12.96г.

По состоянию на 31.12.97г.


Млрд. руб.

Удельный вес в общей сумме долга

Млрд. руб.

Удельный вес в общей сумме долга

ГГКО

1976.4

58.3%

1283.0

35.1%

Кредиты коммерческих банков

1038.6

30.7%


0.0%

Векселя

307.6

9.1%


0.0%

Облигации городского сберегательного займа

65.0

1.9%

265.0

7.3%

Еврооблигации


0.0%

1700.0

46.6%

Синдицированный кредит


0.0%

400.0

11.0%

ИТОГО

3387.6

100.0%

3648.0

100.0%


В настоящее время уровень заимствования средств в городской бюджет достиг критической величины. На обслуживание бюджетной задолженности в 1997 году было направлено около 4 трлн. рублей, что составляло более 30% расходной части бюджета. Поэтому формирование развитого финансового рынка является одной из приоритетных задач, призванных оздоровить финансовое положение в городе.

В середине апреля 1997 г. Министерство финансов зарегистрировало проспект эмиссии внешнего займа Администрации (Еврозайм) на сумму 300 млн. долларов. Заимствование на внешнем рынке (главным образом в США) позволит привлечь для финансирования бюджетных расходов средства под меньший процент и на больший срок по сравнению с условиями заимствования на внутреннем финансовом рынке. (Срок погашения – 18.06.2002г., доходность – 9,5%). За 6 лет в Санкт-Петербурге была создана развитая инфраструктура финансового рынка. В настоящее время в городе действуют 4 фондовые биржи, 104 коммерческих банка и более 400 финансовых и брокерских компаний. Финансовый рынок Санкт-Петербурга является вторым по масштабу региональным финансовым рынком России (после Москвы) и крупнейшим рынком субфедеральных государственных обязательств. В этой связи значительным успехом можно считать тот факт, что в начале 1997 года на биржах города была организована торговля облигациями муниципальных займов Москвы и Оренбурга, выпуск и обращение которых организованы по типу МКО. Это позволило привлечь на рынок города дополнительные финансовые средства, преимущественно региональных инвесторов. Характерной чертой финансового рынка Санкт-Петербурга является его высокая степень концентрации. Практически на всех его секторах (валютный рынок, рынок кредитов, депозитов, акций и облигаций) можно выделить 4-5 наиболее активно действующих операторов, на которых приходится основная доля оборота. Кроме того, стоит отметить, что на финансовом рынке сложилась устойчивая специализация торговых площадок. Так, торговля государственными и муниципальными облигациями (за исключением муниципального облигационного займа) ведется на биржевых площадках, а основной оборот по валюте, корпоративным бумагам и векселям приходится на внебиржевой рынок.


Рис. 18. Укрупненная структура финансового рынка.

Анализ финансового рынка показывает, что с учетом уровня ликвидности лидирующие позиции на данный момент занимает рынок государственных ценных бумаг (ГКО и МКО), но ярко выражены тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Активность участников финансового рынка на различных его секторах в значительной степени определялась политикой ЦБ России как в части контроля за обменным курсом доллара, так и постоянного снижения процентной ставки рефинансирования.


Рис. 19. Значения и периоды действия ставок рефинансирования, устанавливаемых ЦБ Росси.


Таблица 6

Динамика процентных ставок (доходности) в основных секторах финансового рынка.

1995 год

I

95

II

 95

III

95

IV 95

I

96

II

96

III

96

IV 96

1997 год

 











Янв.

Февр.

Межбанковский кредит

190.4

433.2

118.6

161.0

48.0

55.8

56.3

48.8

31.7

23.5

29.4

Доходность ГКО

166.0

278.4

106.3

147.3

141.3

89.7

144.9

67.6

42.2

32.8

28.3

Депозитная ставка

102.0

143.0

122.4

72.9

69.6

61.7

55.4

60.1

43.0

34.5

34.5

Ставка по кредитам

320.3

419.3

379.0

251.1

231.9

187.8

176.4

142.8

80.2

71.6

-


2.4.         Бюджетный потенциал


Доходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 315,6 млрд. руб.

К числу основных доходных источников бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся: налог на прибыль организаций (21,3%), налог на доходы физических лиц (31,3%), акцизы (4,1%), налог на имущество организаций (5,8%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (6,3%). Безвозмездные поступления составили 40,9 млрд. руб., или 13,0% от общего объема доходов бюджета Санкт-Петербурга.

В бюджет Санкт-Петербурга поступили также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 30,1 млрд. руб., доля которых составила 9,5%.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 322,3 млрд.руб. Основными статьями расходов являются жилищно-коммунальное хозяйство (18,1% от общей суммы расходов), национальная экономика (17,7%), здравоохранение и спорт (17,3 %), образование (17,0 %), социальная политика (14,8 %).

Доходы бюджета города в 2009 году согласно Закону о бюджете1 (с учетом всех уточнений) составили 294,3 млрд. рублей (9 млрд. долл. США, 6,6 млрд. евро)2, расходы – 336,3 млрд. рублей (10,2 млрд. долл. США, 7,6 млрд. евро). Фактически исполнено на отчетную дату (31 декабря 2009 года): доходы – 315,6 млрд. рублей (около 9,6 млрд. долл. США, 7,1 млрд. евро), расходы – 322,2 млрд. рублей (около 9,8 млрд. долл. США, 7,2 млрд. евро). Дефицит бюджета составил 6,6 млрд. рублей.


Таблица 7

Основные характеристики бюджета Санкт-Петербурга в 2009-2011 годах (млрд. руб.)

(по данным Комитета финансов Санкт-Петербурга) Бюджет

Плановый период

2009

2010

2011

Доходы

294,3

318,5

333,2

Расходы

336,3

336,7

341,3

Дефицит

-6,6

-18,2

-8,1


Таблица 8

Структура доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2010 год (тыс.руб.).

Утверждено по бюджету Санкт-Петербурга на 2010 год

Структура

ИТОГО ДОХОДОВ

329 076 703.2


I. ДОХОДЫ

из них:

270 949 075.9




Налог на прибыль организаций

76 340 975.1

23.2

Налог на доходы физических лиц

109 178 530.1

33.2

Акцизы 

13 687 973.4

4.2

Налоги на совокупный доход

7 099 695.3

2.2

Налог на имущество организаций

20 353 551.9

6.2

Транспортный налог

5 860 867.5

1.8

Земельный налог

3 751 865.6

1.1

Государственная пошлина

1 472 589.8

0.4

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

21 368 486.6

6.5

Платежи при пользовании природными ресурсами

508 080.0

0.2

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

2 072 856.7

0.6

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

8 835 000.0

2.7

Административные платежи и сборы

2 342.9

0.0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

658 199.4

0.2

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

25 960 370.3

7.9

 ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32 167 257.0

9.8


Таблица 9

Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2010 год (тыс.руб.).

№ п/п

Наименование

Бюджет, тыс.руб

Удельный вес, %

Раздел(*)

1

Всего

378 816 206,70

100,0%

2

Общегосударственные вопросы

26 125 237,70

6,9%

100

3

Национальная оборона

16 335,70

0,0%

200

4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

9 006 491,00

2,4%

300

5

Национальная экономика

70 271 122,20

18,6%

400

6

Жилищно-коммунальное хозяйство

65 848 615,00

17,4%

500

7

Охрана окружающей среды

1 021 018,60

0,3%

600

8

Образование

68 435 163,50

18,1%

700

9

Культура, кинематография и средства массовой информации

14 169 627,00

3,7%

800

10

Здравоохранение и спорт

66 983 605,40

17,7%

900

11

Социальная политика

45 498 639,40

12,0%

1000

12

Межбюджетные трансферты

11 440 351,20

3,0%

1100


Впервые, в соответствии с федеральным законодательством, в городе принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009–2010 годов, который имеет целый ряд преимуществ. Есть уверенность в том, что, с учетом длительной перспективы, главные распорядители бюджетных средств будут более рационально планировать свою деятельность, возрастет их ответственность за эффективное использование средств городского бюджета.

Вместе с принятием трехлетнего бюджета появляется возможность заключения, как минимум, трехлетних, а в рамках долгосрочных целевых программ и крупных инвестиционных проектов — и более долговременных контрактов. При этом новый бюджет спланирован не только без существенного повышения налоговой нагрузки на экономику города, но и с учетом расширения налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. Высокие темпы развития экономики, которые Петербург демонстрирует последние годы, позволили городу войти в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Бюджет города за четыре года вырос в четыре раза: с 77 миллиардов рублей в 2003 году до 237 миллиардов рублей в 2007 году (предварительные итоги исполнения бюджета 2006 года показывают, что план по доходам существенно перевыполнен). В 2007 году расходы бюджета возросли до 327 миллиардов рублей, а в 2010 году превысят 400 миллиардов рублей. Наибольший удельный вес в доходах городского бюджета составляют налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, а также налог на имущество, что говорит о стабильной работе всей экономики города и о ее поступательном развитии.

Созданы все условия для работы инвесторов. Последние четыре года город занимает лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, демонстрируя наилучшее соотношение высокого инвестиционного потенциала с минимальным риском.

В результате создания благоприятного инвестиционного климата значительно выросли инвестиции в экономику города.

Объем иностранных инвестиций с 2003 года по 2006 вырос в Петербурге в 7,5 раз, превысив 5,3 миллиарда долларов. Эти тенденции сохраняются: по итогам 2007 года объем иностранных инвестиций может уже достичь 6,3 миллиарда долларов. Очень важно, что инвесторы вкладывают средства в реальный сектор экономики, создавая новые рабочие места, обеспечивая дополнительные бюджетные поступления. Приток инвестиций дает городу новый деловой пульс.

Важно отметить, что бюджет 2008 года и на период до 2010 года — это и бюджет развития и социально ориентированный бюджет, направленный на повышение качества жизни горожан. В этом документе, как и в предыдущих законах о бюджете Санкт-Петербурга, в очередной раз соблюден баланс между социальной сферой и развитием коммунального хозяйства, городской инфраструктуры. В числе главных приоритетов трехлетнего бюджета — развитие здравоохранения, образования, спорта, финансовое обеспечение ключевых направлений жилищной политики, в том числе увеличение объемов строительства бюджетного жилья.

Основная задача — рациональное и ритмичное расходование бюджета в течение всего года.


2.5.         Инвестиционная деятельность. Инвестиционный климат.

 

Принципы инвестиционной политики Санкт-Петербурга.

Инвестиционная политика Санкт-Петербурга основывается на принципах:

·                   доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;

·                   презумпции добросовестности инвесторов;

·                   сбалансированности публичных и частных интересов;

·                   открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

·                   ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;

·                   равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;

·                   объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;

·                   неизменности принятых решений;

·                   взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.

Согласно Закону Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга", Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в формах:

¾              предоставления инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств, для осуществления инвестиционной деятельности в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели;

¾              предоставления инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;

¾              предоставления льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;

¾              предоставления инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;

¾              предоставления инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга;

¾              осуществления поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга;

¾              участия Санкт-Петербурга в разработке, экспертизе и реализации городских инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов.

Поддержка инвесторов.

В Санкт-Петербурге законодательно предусмотрены различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

1. Предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» от 17 августа 2004 года №1385 государственные гарантии Санкт-Петербурга предоставляются юридическим лицам независимо от форм собственности для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами при реализации инвестиционных проектов, соответствующих системе целей социального и экономического развития Санкт-Петербурга. Доля заемных средств, привлекаемых юридическим лицом под государственную гарантию, к общему объему инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, не должна составлять более 50%. Расчетный срок окупаемости общего объема инвестиций по инвестиционному проекту должен составлять не более пяти лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности. Ставка заимствования по кредиту, привлекаемому юридическим лицом под государственную гарантию, должна соответствовать ставкам заимствований Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынках на аналогичный срок. Объем обязательств гаранта по государственной гарантии, предоставленной кредитору-резиденту в обеспечение исполнения кредитных обязательств юридического лица, реализующего инвестиционный проект, ограничивается суммой основного долга по кредиту, а кредитору-нерезиденту — может включать в себя весь объем обязательств, вытекающий из условий кредитного договора.

2. Налоговые льготы.

Ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5 % при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии инвестирования от 150 до 300 млн. рублей.

Ставка налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на три года.

С 01 января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет .

Кроме того, устанавливается ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны.

Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга в 2009 году.

Несмотря на мировой экономический кризис, который не обошел стороной Санкт-Петербург, ни один значимый инвестиционный проект, начатый в докризисный период, не «свернут». Хотя объем инвестиций в основной капитал и снизился до уровня докризисного 2007 года.Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2009 году составил 5,5 млрд долларов и по сравнению с 2008 уменьшился незначительно – на 6,8%.

Продолжился в 2009 году рост иностранных вложений в обрабатывающие производства – их доля в общем объеме составила 81,2%, в обрабатывающие производства поступило 4,48 млрд. долларов (81,2% от общего объема инвестиций, в 2008 году этот показатель был меньше – 73,5%). Доля иностранных инвестиции в обрабатывающие производства от общего объема иностранных вложений по итогам 2009 года увеличились на 2,9%.

Среди отраслей, которые были наиболее перспективными для зарубежных инвестиций, стоит выделить автомобильную промышленность и строительство. Состоялось открытие завода «Ниссан», продолжается строительство завода «Хендай», который откроется в этом году, также завершается строительство первой очереди Технопарка «Пулково» финской компании Technopolis.

Ряд инвестиционных проектов промышленных предприятий, начатых еще в прошлом году, завершены в 2010-м. Вот самые некоторые примеры:

В феврале состоялось торжественное открытие самого крупного в России производственного комплекса компании ЗАО «РСК» - одного из лидеров в промышленной переработке стекла в России. Предприятие входит в состав холдинговой компании «Адамант». Общий объем инвестиций компании в новое производство составил более 50 млн. евро. В конце февраля состоялся пуск, не имеющего аналогов в России механосборочного производства в ОАО «Армалит-1». На реализацию проекта затрачено около 10 млн. евро собственных средств. А в начале марта введены в эксплуатацию новые производственные и складские мощности чаеразвесочной фабрики Unilever. Общий объем инвестиций в расширение производства составил 11 млн. евро.

Объем прямых иностранных инвестиций составил 1,19 млрд долларов. В основном они поступили из Финляндии, Германии и Китая. Торговые кредиты составили 2,3 млрд долларов - прирост по отношению к 2008 году - 9,8%. В пятерку лидирующих стран-инвесторов по итогам 2009 года вошли Беларусь (15,8% от общего объема инвестиций), Швейцария (14,7%), Германия (10,1%), Кипр (10,1%), Великобритания (9,5%).

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года составил 324,7 млрд. рублей и уменьшился на 21,4% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом.


2.6.         Инвестиционная активность


Санкт-Петербург – один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим инвестиционным потенциалом.

В 2006 году инвестиции в основной капитал организаций экономики Санкт-Петербурга составили более 177,9 млрд. руб. и выросли на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 20. Динамика объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, 2003-2006 гг.


Таблица 10

Динамика инвестиционной деятельности, 2006 год

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

январь

3453

97,2

январь-февраль

9896

102,2

I квартал

25430

86,6

январь-апрель

31574

86,4

январь-май

43390

95,9

I полугодие

64267

104,1

январь-июль

72450

103,1

январь-август

84657

108,2

9 месяцев

104477

103,8

январь-октябрь

116226

106,3

январь-ноябрь

132460

106,7

январь-декабрь

177994

104,5


Инвестиции в основной капитал промышленности.

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств Санкт-Петербурга увеличился по сравнению с 2005 годом на 24,9% и составил 30,95 млрд. рублей.

В общей сумме инвестиций по городу на долю обрабатывающих производств приходится 21,1% (2005 год - 18,5%).

Рис. 21. Структура инвестиций в основной капитал по видам обрабатывающих производств Санкт-Петербурга в 2006 году.


Более 80,0% всех инвестиций обрабатывающих производств использованы на промышленных предприятиях, выпускающих продукцию металлургии, пищевой индустрии, электрооборудования и транспортных средств.

Увеличение объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в 2006 году по сравнению с 2005 годом связано, прежде всего, с ростом следующих инвестиций: в 2,3 р. - в производство прочих неметаллических минеральных продуктов, в 2,1 р. - в металлургию и производство готовых металлических изделий, в 2,3 р. – в производство транспортных средств и оборудования.

Более 40% всех вложений в обрабатывающие производства составляют инвестиции на предприятиях пищевой индустрии, включая напитки и табак – 12,6 млрд. рублей.

Дополнительным источником средств для обновления основных фондов обрабатывающих производств являются иностранные инвестиции.

В настоящее время преобладающая часть средств иностранных инвесторов направляется в обрабатывающие производства. В 2006 году в этот сектор экономики города поступило 2445,9 млн. долларов США, т.е. 46,5% от общего объема иностранных инвестиций.

В течение 2006 года на ряде промышленных предприятий проводилась реконструкция действующего производства, осуществлялось строительство новых производственных зданий и цехов, вводились дополнительные производственные мощности.

В 2006 году введены в действие, в частности:

¾              строительный комплекс по производству труб большого диаметра и прокатный стан 5000 – в ЗАО «Ижорский трубный завод» (ОАО «Северсталь»);

¾              завод по производству гипсокартонных листов в г.Колпино – в ООО «Кнауф гипс Колпино»;

¾              производственно-складские корпуса – в ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб», ЗАО «Нордпласт», ЗАО «Агропромышленный концерн»;

¾              завод по производству водки – в ООО «Русский Стандарт Водка»;

¾              складские здания – в ООО «Пепси Боттлинг Групп»;

¾              здание под мебельное производство – в ОАО «Завод «Молодой ударник»;

¾              производственно-складской комплекс – в ООО «Северо-Западный Технопарк»;

¾              производственный цех – в ЗАО «Транскаткабель»;

¾              цех сухих строительных растворов с отделением сушки песка - в ОАО «Стройдеталь»;

¾              здание по производству пакетов и полиэтиленовой пленки - в ЗАО «Плодоовощной комбинат»;

¾              цех сушки древесины – в ООО «Гиперсол»;

¾              цех камнеобработки – в ООО «Камнеобрабатывающий завод»;

¾              линия по производству сосисок из перепелов – в ООО «Продовольственная компания «Петербурженка»;

¾              вторая очередь корпуса по производству мебели – в ЗАО «Первая мебельная фабрика»;

¾              лакокрасочное производство – в ООО «Мария».

Иностранные инвестиции.

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, определяемому национальным рейтинговым агентством «Эксперта РА» по итогам 2005-2006гг., Санкт-Петербург в третий раз признан регионом с наименьшим инвестиционным риском (Москва занимает 11-ое место); в рейтинге инвестиционного потенциала Санкт-Петербург занял второе место после Москвы, имея долю в общероссийском инвестиционном потенциале 6%.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга в 2006 году составил 5,2 млрд. США, что в 3,7 раза больше, чем в 2005 году.


Рис. 22. Динамика объема иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в 2003 – 2006 гг., млн. долл. США.


Доля Санкт-Петербурга в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в 2006 году, составила 9,5% (в 2005 году – 2,64%; в 2004 – 2,4%).

Общий объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в 2006 году вырос по сравнению с прошлым годом в 3,7 раз и достиг максимального за последние годы значения. По сравнению с 2005 годом изменилась структура иностранных инвестиций. В 2,6 раза увеличились прямые инвестиции, которые достигли 643,4 млн. долл. Портфельные инвестиции резко увеличились, почти в 91 раз, однако основная часть поступивших инвестиций (52,8%) по-прежнему приходится на инвестиции из разряда «прочие», то есть различные кредиты.


Рис. 23. Структура иностранных инвестиций по видам.


46,5% иностранных инвестиций поступило в обрабатывающие производства, в том числе: в производство кокса и нефтепродуктов (31,4%). Значительная часть иностранных инвестиций вложена в финансовую деятельность (38,9%). Также поступали иностранные инвестиции на услуги в сфере недвижимости (4,4%), в сфере коммунальных и социальных услуг (3,8%). Наиболее крупные страны-инвесторы: Германия (33,8% от общего объема иностранных инвестиций); Великобритания (15,9%), Кипр (9,4%).


Рис. 24. Основные страны-инвесторы Санкт-Петербурга на 2006 год.

Из стран СНГ в экономику Санкт-Петербурга поступило 675,1 млн. долл. США инвестиций, из которых 99,9% из разряда «прочие» инвестиции. Из стран Содружества наиболее активно инвестировали в экономику города Кыргызстан, Казахстан и Белоруссия.

В 2006 году организациями использовано иностранных инвестиций на сумму 5100,8 млн. долл. США (97% поступивших инвестиций). Из них 8,9% иностранных инвестиций вложено в основной капитал (здания, сооружения, машины и оборудование), 33,4% потрачено на оплату сырья, материалов и комплектующих изделий, 13,9 % - на налоги, сборы и обязательные платежи.

Организации с участием иностранного капитала.

В 2006 году в Санкт-Петербурге работало 679 крупных и средних организаций с участием иностранного капитала; на них было занято 145,7 тыс. человек.

Оборот организаций с участием иностранного капитала составил 456,9 млрд. рублей (22,1% в общем обороте организаций Санкт-Петербурга).

41,3% оборота организаций обеспечено деятельностью в обрабатывающих отраслях, 27,6% - в торговле и ремонте автотранспорта и бытовой техники, 17,5% – в транспортной отрасли и связи. При этом 46,4% от среднесписочной численности работающих на предприятиях было занято на обрабатывающих производствах, 16,4% - в торговых и ремонтных организациях, 16,2% - в транспортной отрасли и организациях связи.


 

3.                Анализ места региона в системе регионов России


3.1.         Стартовый рейтинг развития региона

 

Рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: наиболее развитый регион занимает первое место, наименее развитый — последнее.

Таблица устроена следующим образом:

В первом и последнем столбцах находятся места каждого региона в стартовом рейтинге — стартовые позиции, с которых начинается движение регионов (определяемое главными региональными событиями каждый месяц) в Рейтинге развития регионов (РРР).  Во втором столбце — название регионов.

В столбцах 3,4,5,6,7 — места каждого региона по пяти показателям развития социальной сферы — ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ), младенческой смертности (МС), заболеваемости (З), преступности (П), миграции (М). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует лучшие результаты по данному показателю, последнее — худшие. Важно отметить, что чем меньше показатели младенческой смертности, заболеваемости и преступности и чем выше ожидаемая продолжительность жизни и миграционное сальдо, тем выше место региона по данным показателям.

В столбцах 8,9,10,11,12,13 — места региона по шести показателям развития экономики — валовому региональному продукту на душу населения (ВРП/Д), объему инвестиций в основной капитал на душу населения (ИОК/Д), росту энергопотребления (РЭ), задолженности по заработной плате (ЗЗП), по доходам на душу населения (Д/Д), по обороту розничной торговли и объему предоставленных услуг на душу населения (РТУ/Д). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует наилучшие результаты по данному показателю, последнее — наихудшие.

В столбцах 14,15,16,17 — места региона по четырем показателям развития социальной и экономической инфраструктуры региона — темпам роста строительства (ТРС), доходам от предоставления услуг связи (ДУС), густоте автомобильных дорог (АД), обеспеченности населения объектами социальной и экономической инфраструктуры (ОСЭИ). Первое место принадлежит региону, который демонстрирует наилучшие показатели по данному показателю, последнее — наихудшие.

В столбце 18 представлена сумма мест по всем 15 показателям. Итоговое место региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге. Если два или более регионов получают одинаковую сумму мест, то они вновь ранжируются согласно развитию экономики: тот из них, который получил более высокое место по развитию экономики, получает более высокое место.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.