РУБРИКИ

Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия

Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия

СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                                   3

Глава 1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования и сущность запасов на транспортных предприятиях                                    7

1.1. Организационно-экономическая характеристика Тальменское МУП «Транспорт общего пользования», как объекта исследования                           7

1.2. Сущность производственных запасов на транспортных предприятиях   19

1.3. Состав и виды запасов, используемых на транспортных предприятиях  22

1.4. Оценка и управление запасами на транспортных предприятиях              26

Глава 2 Учет, анализ и аудит производственных запасов (на примере Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»)                                             29

2.1. Учет производственных запасов на предприятии                                       29

2.2. Анализ запасов Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»    40

2.2.1. Анализ обеспеченности производственными запасами предприятия   40

2.2.2. Анализ эффективности использования запасов на предприятии           45

2.3. Аудит производственных запасов на предприятии                                    49

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию учета производственных запасов в Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»                            58

3.1. Совершенствование информационного обеспечения                                 58

3.2. Пути совершенствования учета запасов на предприятии                          63

Заключение                                                                                                            72

Список использованной литературы                                                                   74

ВВЕДЕНИЕ


В последние десятилетия экономика России переживает период глубоких преобразований, которые осуществляются на всех уровнях производства. Основой процесса преобразования является адаптация всех экономических субъектов к рыночным условиям хозяйствования. В этой ситуации современные предприятия должны прорабатывать и внедрять новые принципы управления, учета производственных запасов, формировать свои способы анализа наличия и использования запасов на предприятии и повышать эффективность производства.

Чтобы происходило нормальное функционирование современного предприятия в условиях рыночной экономики, необходимо наличие определенных материально - производственных запасов. Основные производственные запасы, которые участвуют в процессе производства, являются одной из главных основ деятельности предприятия. Без их наличия вряд ли могла бы осуществляться какая-нибудь деятельность предприятия. Одна из главных задач современного предприятия – повышение эффективности и качества общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений и производственных запасов, являющихся материальной базой всего производства и важнейшей составной частью производственных сил всей страны.

Материально - производственные запасы непосредственно участвуют в процессе производства, обслуживают большое число производственных циклов и, полностью переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги. Эта особенность производственных запасов делает необходимым их максимально эффективное использование.

Данная выпускная квалификационная работа (ВКР) посвящена рассмотрению учета, анализа и аудита производственных запасов на предприятии – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования». Актуальность выбранной темы для объекта исследования обусловлена необходимостью внедрения новых технологий в процессы учета материально-производственных запасов на предприятии, анализа использования данных запасов, а также в проведение внутреннего и внешнего аудита данного участка бухгалтерского учета.

Основной целью ВКР является разработка системы мер и предложений по совершенствованию процессов учета, анализа и аудита производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования» и рассмотрение возможности применения этих рекомендаций на практике.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

▬         рассмотреть современное состояние финансово-хозяйственной деятельности Тальменского МУП «Транспорт общего пользования»;

▬         изучить состав и виды производственных запасов на транспортных предприятиях;

▬         охарактеризовать состояние материальных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования»;

▬         пронаблюдать учет производственных запасов на предприятии;

▬         проанализировать обеспеченность и использование материально-производственных запасов на предприятии;

▬         провести аудит производственных запасов на предприятии;

▬         предложить комплекс мер и рекомендаций по совершенствованию учета, анализа и аудита производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования»;

▬         обобщить полученные сведения по изучаемым аспектам и отразить их в выпускной квалификационной работе.

Объектом изучения является Тальменское Муниципальное Унитарное Предприятие «Транспорт общего пользования», которое располагается в поселке городского типа Тальменка, Тальменского района Алтайского края. Это муниципальное предприятие, основным видом деятельности которого являются пассажирские перевозки общественным транспортом, грузовые перевозки, а также оказание иных услуг населению и другим лицам.

Предметом исследования ВКР являются учетные процессы материально - производственных запасов на предприятии – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования», общие тенденции анализа данных запасов и их аудит.

Методы исследования и изучения, используемые в работе:

·     опрос работников предприятия, имеющих непосредственное отношение к учету запасов (заведующий складом, бухгалтер материальной группы, главный бухгалтер и т.д.);

·     статистические приемы и методы;

·     графические способы выражения информации;

·     методические приемы анализа хозяйственной деятельности;

·     анализ документации по учету производственных запасов предприятия;

·     личные наблюдения в процессе подготовки ВКР.

В качестве теоретической и методологической основы изучения в работе широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по учету, анализу и аудиту материально-производственных запасов на современных предприятиях в условиях рыночной экономики.

Законодательной основой выпускной квалификационной работы выступают – Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), Налоговый кодекс Российской Федерации.

Официальной базой выработки основных рекомендаций по совершенствованию учета, анализа и аудита производственных запасов на предприятии явились официальные финансовые, экономико-правовые, бухгалтерские документы Тальменского МУП «Транспорт общего пользования за 2003-2005 гг.

Структура ВКР следующая – работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 75 страницах, включает 18 таблиц, 4 рисунка, 24 приложения. Для написания ВКР использовано 23 научных источника.

Во введении данной работы раскрыта актуальность выбранной темы и доказано теоретическое и практическое значение темы – «Учет, анализ и аудит производственных запасов» для объекта исследования, также определена общая цель выпускной квалификационной работы, предмет и объект изучения, сформулированы и перечислены задачи, которые должны быть решены при выполнении общей цели работы.

В первом разделе ВКР рассматривается современное состояние изучаемого предприятия – Тальменского МУП «Транспорт общего пользования», при помощи организационно-экономической характеристики хозяйственной деятельности предприятия, также в теоретическом аспекте рассматривается сущность и основы учета материально-производственных запасов на транспортных предприятиях.

Во втором разделе выпускной квалификационной работы представлен бухгалтерский учет производственных запасов в Тальменском МУП «Транспорт общего пользования», проведен анализ поступления, расходования, обеспеченности и эффективного использования материальных запасов на данном предприятии, выполнен аудит производственных запасов и дано собственное аудиторское заключение.

В третьем разделе выпускной квалификационной работы выработаны основные рекомендации по совершенствованию учета материально-производственных запасов на предприятии – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» и предложены основные направления по повышению эффективности использования запасов.

Заключение содержит в себе выводы и предложения, сделанные по итогам изучения и исследования выбранной темы – «Учет, анализ и аудит производственных запасов» (на примере Тальменское МУП «Транспорт общего пользования»), они логически завершают представленную выпускную квалификационную работу, являясь решением всех поставленных выше задач, что само по себе предполагает достижение намеченной цели.

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И СУЩНОСТЬ ЗАПАСОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

1.1. Организационно-экономическая характеристика Тальменское МУП «Транспорт общего пользования», как объекта исследования

 

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является Тальменское Муниципальное Унитарное Предприятие (ТМУП) «Транспорт общего пользования» – это муниципальное предприятие, осуществляющее свою деятельность на основании Устава и учредительных документов, основной формой деятельности которого являются пассажирские и грузовые перевозки и оказание иных услуг населению и другим лицам.

Данное предприятие располагается в поселке городского типа Тальменка, Алтайского края. В настоящее время оно является юридическим лицом и имеет расчетный счет в банке, самостоятельный отчетный баланс, осуществляет свою деятельность путем самоокупаемости и самофинансирования в соответствии с действующим законодательством РФ. Предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития. Данный план разрабатывается планово – экономической службой ТМУП «Транспорт общего пользования» с учетом финансовых и производственных показателей и достижений прошлых лет. [22]

Руководство предприятия ТМУП «Транспорт общего пользования» в реализации своей деятельности ориентируется на изучение мнения потребителей своих услуг и в качестве одной из главных задач считает повышение качества оказываемых услуг (повышение сервиса оказания услуг, предоставление дополнительных услуг и т.д.). Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание работников – профсоюз, решающее вопросы заключения коллективного договора, внесение и распределение взносов в фонд профсоюза и другие вопросы, касающиеся внутренней среды предприятия.

Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» является одним из показательных предприятий в Тальменском районе. По основным производственно- экономическим показателям оно значительно опережает аналогичные предприятия в своей экономической зоне. Это объясняется стабильным ростом размеров производства предприятия в динамике лет, что подтверждается результатами анализа основных показателей размеров производства, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Размеры производства ТМУП «Транспорт общего пользования»


Показатель

2003

год

2004

год

2005

год

2005 к 2003 %

1

2

3

4

5

Стоимость оказанных услуг, тыс. руб.

29910

41518

46271

154,7

Среднегодовая численность работников, чел

66

68

68

103,4

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

47831

49297

59498

124,4


Рассматривая показатели, приведенные в таблице 1, отражающие размеры производства изучаемого предприятия можно сказать следующее. Стоимость оказанных услуг в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., среднегодовая численность работников составила 68 чел, среднегодовая стоимость основных фондов составила 59 498 тыс. руб. В целом за анализируемый период предприятие имеет тенденцию к дальнейшему развитию – расширению размеров производства, что может быть обусловлено расширением ассортимента оказываемых услуг, увеличением объема оказываемых услуг, привлечением новых клиентов, использованием бонусов (скидки постоянным клиентам), а также предоставлением дополнительных услуг при потреблении основных. Более наглядно, рост размеров производства ТМУП «Транспорт общего пользования» можно увидеть на диаграмме (Приложение 1).

Расширение объемов производства неизменно повлекло за собой приобретение новых объектов основных средств, привлечение дополнительной рабочей силы, а также оказание большего объема услуг, структуру которых можно пронаблюдать в таблице 2 и на графике (Приложение 2).

Таблица 2

Структура оказанных услуг ТМУП «Транспорт общего пользования»


Показатели

2003 г,

тыс.руб

% к итогу

2004 г,

тыс.руб

% к итогу

2005 г

тыс.руб

% к итогу

1

2

3

4

5

6

7

Оказанные услуги всего,


в том числе:

- пассажирские перевозки

- грузовые перевозки

- прочие услуги


29910



22410

5500

2000

100



74,9

18,4

6,7

41518



31418

8000

2100

100



75,6

19,3

5,1

46271



35571

8200

2500

100



76,9

17,7

5,4

ИТОГО:

29910

100

41518

100

46271

100


Опираясь на данные таблицы 2, рассматривая состав и структуру оказанных услуг предприятием можно сказать следующее. В динамике рассматриваемых лет наибольший удельный вес в общей сумме оказанных услуг занимают пассажирские перевозки. Так в 2005 году они составили 35 571 тыс. руб., что в общем объеме оказанных услуг составляет 76,9%. Это позволяет сказать, что этот показатель является ведущим, т.е. данное предприятие – ТМУП «Транспорт общего пользования» в основном специализируется на оказании пассажирских перевозок. Следует сказать, что грузовые перевозки занимают второе место по значимости – 17,7 %, и незначительно оказание прочих услуг – 5,4%.

В целом, в динамике трех лет по всем направлениям осуществляемой деятельности предприятия наблюдается положительная тенденция роста.

На предприятии применяется повременная, сдельно-премиальная заработная плата и оплата труда по конечному результату. Оплата труда работников производится с учетом квалификации, отработанного времени, реального вклада в экономику предприятия, конечных результатов труда, в размере не ниже установленного государством МРОТ. При изменении МРОТ производится корректировка заработной платы в сроки и размерах предусмотренных законодательством РФ. Также на предприятии осуществляются доплаты к основной заработной плате за особые заслуги труда (высокая квалификация, работа в сверхурочное и ночное время, праздничные дни, за разрыв рабочей смены). [23]

Основной рынок оказания услуг предприятия – Алтайский край, Новосибирская область, республика Горный Алтай. Ежегодно предприятие приобретает машины, оборудование и транспортные средства. Так в 2005 году было приобретено транспортных средств на сумму около 1,5 млн. руб.

Структура поставщиков предприятия выглядит следующим образом:

·          ОАО «Алтайэнерго», Тальменский сетевой участок - электроэнергия;

·          ОАО «Роснефть – Алтайнефтепродукт» - ГСМ;

·          ОАО «Сибирь – Телеком», «Ростелеком» - телефонная связь;

·          ОАО «Алтайагропромснаб» - запасные части;

·          частные предприниматели и другие фирмы (ЧП Бистерфельд, ЧП Волков, ООО «Рынок» и т.д.) – ГСМ, запасные части, хозяйственный инвентарь, стройматериалы, прочие материалы.

Структура потребителей предприятия выглядит следующим образом:

·     Администрация Тальменского района - пассажирские перевозки;

·     «Алтайавтодор» - грузовые перевозки;

·     Барнаульское АТП – пассажирские перевозки;

·     школы Тальменского района – пассажирские перевозки;

·     частные предприниматели, физические и юридические лица – грузовые, пассажирские перевозки, иные услуги.

На основании баланса предприятия произведен анализ финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, который можно пронаблюдать в таблице 3 и на графике (Приложение 3).

Таблица 3

Финансовые результаты предприятия от продажи услуг


Показатель

2003

год

2004

год

2005

год

2005 к

2003 %

1

2

3

4

5

Выручка от продаж услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 010)

29910

41518

46271

154,7

Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 020)

14080

17797

22772

161,7

Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость, тыс. руб. (ф.№2 стр. 029)

в т.ч. прибыль от продаж, тыс. руб. (ф.№2 стр. 050)

15830


15659

23721


23169

23499


22883

148,4


146,1

Рентабельность = Прибыль от продаж / Выручку от продаж услуг, %

52,4

55,8

49,5

X


Следуя данным таблицы 3, можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи услуг на предприятии в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 54,7% больше. Это объясняется увеличением объема оказания услуг, привлечением новых клиентов и расширением ассортимента предлагаемых услуг. Соответственно произошло увеличение себестоимости проданных услуг предприятия. В 2005 году она составила 27 772 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 61,7% больше. Это произошло за счет увеличения первоначальной стоимости используемых запасов, и за счет увеличения объемов производства предприятия. Прибыль от продаж услуг в 2005 году существенно возросла и составила 22 883 тыс. руб., это больше чем в 2003 году на 46,1%. Рентабельность продаж в 2005 году составила 49,5%. Это означает, что предприятие получает 49,5% прибыли с каждого рубля проданных услуг.

Таким образом, ТМУП «Транспорт общего пользования» получает стабильный доход от своей деятельности, что объясняется устойчивым финансовым состоянием. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источниками их формирования. Такие сведения представлены в балансе предприятия за 2005 год, в таблице 4.

Таблица 4

Баланс ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, тыс. руб.


Статьи баланса

Условн обозначение

На начало 2005 г.

На конец 2005 г.

Изменение +,-

1

2

3

4

5

АКТИВ

1.Основные средства и иные внеоборотные активы (ф.№1 стр.190)

СВ

24390

30422

+6032

2. Текущие активы: (ф.№1 стр.290)

ТА

44754

56319

+11565

Денежные средства (ф.№1 стр.260)

ДС

6724

5093

-1631

Расчеты с дебиторами (ф.№1 стр.230-250)

ДЗ

16153

22268

+6115

Запасы и затраты (ф.№1 стр.210)

ЗЗ

21877

28958

+7081

Прочие активы

ПА

0

0

0

Баланс (ф.№1 стр.300)

Б

69144

86741

+17597

ПАССИВ

1.Собственный капитал (ф.№1 стр.490)

СК

67389

83824

+16435

2.Привлеченный капитал:

ПК

1755

2917

+1162

Текущие обязательства (ф.№1 стр. 690)

ТО

1755

2917

+1162

Долгосрочные обязательства (ф.№1стр.590)

ДО

0

0

0

Баланс (ф.№1 стр.700)

Б

69144

86741

+17597


На основании данных баланса, представленного в таблице 4 можно рассчитать показатели финансовой устойчивости предприятия, которые отражены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели финансовой устойчивости предприятия


Коэффициенты

Условн

обозн

Формула расчета

На начало 2005 г

На конец 2005 г

1.Финансовой автономии (независимости)

Кав

СК/Б

0,97

0,96

2.Финансовой зависимости

Кфз

ПК/Б

0,03

0,03

3.Текущей задолженности

Ктз

ТО/Б

0,03

0,03

4.Долгосрочной финансовой независимости

Кд фн

(СК+ДО)/Б

0,97

0,96

5.Покрытия долгов собственным капиталом

Кпд

СК/ПК

38,3

28,7

6.Финансового риска

Кфр

ПК/СК

0,02

0,03

7.Финансовой маневренности

Км

ТА/СК

0,66

0,67

8.Инвестирования

Ки

СК/СВ

2,76

2,75

9.Обеспеченности оборотных активов собственными средствами

Ксс

(СК-СВ)/ТА

0,96

0,95


Исходя из рассчитанных показателей, представленных в таблице 5, можно сказать следующее. Коэффициент финансовой независимости, отражающий удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса составил в 2005 году- 0,96 (при нормативе ≥ 0,5). Это свидетельствует о том, что собственный капитал предприятия занимает доминирующее место в валюте баланса.

Коэффициент финансовой зависимости, отражающий долю заемного капитала в общей валюте баланса, составил 0,03 (при нормативе ≥1). Это означает, что предприятие использует заемные средства в незначительной форме.

Коэффициент текущей задолженности, показывающий отношение краткосрочных финансовых обязательств предприятия к общей валюте баланса в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 0,03. Это означает, что текущая задолженность предприятия по краткосрочным обязательствам (займам, кредитам банка) достаточно невелика.

Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (финансовой устойчивости) отражающий отношение собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия к общей валюте баланса составил 0,96 (при нормативе ≥ 0,8). Это означает, что анализируемое предприятие финансово устойчиво в долгосрочной перспективе.

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности) показывающий отношение собственного капитала к заемному, в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 28,7 (при нормативе ≥ 1), то есть предприятие в состоянии покрыть собственным капиталом все свои долги.

Коэффициент финансового риска, отражающий отношение заемного капитала к собственному, на предприятии составил 0,03 (при нормативе ≤ 1). Эта величина достаточно низкая, поэтому финансовый риск очень маловероятен.

Коэффициент финансовой маневренности, показывающий отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу, составил 0,67 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что собственные оборотные средства предприятия очень маневренны.

Коэффициент инвестирования, отражающий отношение собственного капитала к внеоборотным активам предприятия, составил 2,75 (при нормативе >1), что является положительной тенденцией, так как предприятие в состоянии инвестировать собственным капиталом внеоборотные активы.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами отражающий степень обеспеченности оборотных активов собственными средствами составил 0,95 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что оборотные средства предприятия обеспечены собственными средствами по максимуму.

Следующим шагом в оценке финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» ставится анализ ликвидности баланса, который дает оценку платежеспособности данного предприятия, то есть способности своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса предприятия определяется, как степень покрытия обязательств организации, ее активами, срок превращения которых в деньги, соответствует сроку погашения ее обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.

Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если в нем соблюдаются следующие соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Результаты расчетов ликвидности баланса ТМУП «Транспорт общего пользования» отражены в нижеприведенной таблице 6.

Таблица 6

Анализ ликвидности баланса предприятия., тыс.руб.


Актив

На начало 2005г

На конец 2005г

Пассив

На начало 2005 г

На конец 2005г

Платежный излишек

1

2

3

4

5

6

7=2-5

8=3-6

А1 (ф.№1 стр. 260+250)

14377

20959

П1 (ф.№1 стр.620 + 630 +660)

1660

2715

12717

18244

А2 (ф.№1 стр. 240+270)

7914

3847

П2 (ф.№1 стр. 610)

95

0

7919

3847

А3 (ф.№1 стр. 210 +220 +230 -270)

22463

31513

П3 (ф.№1 стр. 590)

0

0

22463

31513

А4 (ф.№1

стр. 190)

24390

30422

П4 (ф.№1 остальные)

67389

84026

-42999

-53604


Рассмотрев данные таблицы 6 можно сказать следующее. На начало периода в ТМУП «Транспорт общего пользования» наблюдается такое соотношение А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. На конец 2005 года соотношения не изменились. Исходя из этого, можно охарактеризовать баланс предприятия, как абсолютно ликвидный. Это значит, что предприятие является платежеспособным, то есть в состоянии нести ответственность по всем своим долгам, как внешним (поставщикам, банкам, бюджету, и т.д.), так и внутренним (работникам - по зарплате и другим платежам) принадлежащим ему имуществом.

Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса рассматриваемого предприятия является приближенным, более детальный анализ ликвидности – это анализ платежеспособности предприятия, при помощи нескольких финансовых коэффициентов, отраженный в таблице 7.

Таблица 7

Расчет показателей ликвидности предприятия


Показатель

Формула расчета

На начало 2005г

На конец 2005г

Изменение +,-

1.Коэффициент абсолютной ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму всех краткосрочных долгов

8,66

7,72

-0,94

2.Коэффициент быстрой ликвидности

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) / Сумму краткосрочных финансовых обязательств

10,89

8,33

-2,56

3.Коэффициент текущей ликвидности

Сумма всех оборотных активов / Сумму краткосрочных обязательств

25,5

19,3

-6,2


Следуя данным таблицы 7, рассчитав показатели ликвидности ТМУП «Транспорт общего пользования», можно сделать следующие выводы. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов предприятия) показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности, необычайно высок, он составляет на конец 2005 года - 7,72. Это говорит о том, что данное предприятие имеет очень маленькую сумму краткосрочных долгов (в их числе кредиты банков) и много собственных средств.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности на предприятии очень высокий (обычно удовлетворяет значение показателя ≥ 1). В нашем случае он составил на конец 2005 года – 8,33. Объясняется это тем, что у ТМУП «Транспорт общего пользования» большое наличие денежных средств, краткосрочных вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, и маленькая сумма краткосрочных финансовых обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отражающий степень покрытия оборотными активами пассивов. На изучаемом предприятии этот коэффициент составляет на конец 2005 года - 19,3. Этот высокий показатель, и говорит он о том, что оборотные активы предприятия покрывают пассивы полностью.

В целом по результатам анализа основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно сказать, что объект исследования данной работы – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» - это стабильное предприятие, обладающее хорошим запасом финансовой устойчивости. Это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими аналогичными предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы оказания своих услуг, расширять ассортимент предоставляемых услуг, а также увеличивать зону действия оказания своих услуг (например, организация туристических и деловых поездок за пределы рынка оказания услуг) и привлекать дополнительных клиентов без какого-либо финансового риска.


1.2. Сущность производственных запасов на транспортных предприятиях


Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой весь производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость производственных запасов полностью передается на вновь созданный продукт, работу, услугу. В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции, выполнения работ, оказания услуг составляет свыше 70%[7].

В условиях рыночной экономики проблема повышения эффективности использования материально-производственных запасов предприятий занимает центральное место. От решения этой проблемы зависит место предприятия в общем производстве страны, его финансовое состояние, платежеспособность, конкурентоспособность на рынке.

Производственные запасы – это материально - сырьевая база общественного производства страны. От их объема и качественного состава зависят производственная мощность предприятия и в значительной степени уровень технической вооруженности труда. Имея ясное представление о роли каждого элемента материальных запасов в производственном процессе, влияющих на использование производственных мощностей предприятия в целом, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Производственные запасы подразделяются на покупные и производимые предприятием для собственного потребления. Покупные производственные запасы функционируют в сфере материального производства (оказание услуг, работ на сторону), запасы, производимые для собственного производства - удовлетворяют внутренние потребности предприятия (стройматериалы при ликвидации основных средств - зданий, сооружений, запчасти при ремонте и ликвидации автотранспорта и пр.). [11]

Необходимым условием поддержания непрерывности кругооборота является постоянное наличие оборотных средств в материальной форме. Чтобы осуществлялся процесс производства, оказания услуг, выполнения работ транспортное предприятие должно иметь в нужных размерах запасы запасных частей, хозяйственного инвентаря, строительных материалов, а самое главное –нефтепродуктов (бензин, дизтопливо). Основным результатом процесса производства является создание конечного продукта - оказание работ и услуг (в зависимости от специфики деятельности транспортного предприятия) [9].

Перед бухгалтерским учетом материально-производственных запасов на транспортном предприятии стоят следующие задачи:

·     правильное документальное оформление и своевременное отражение операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию запасов;

·     обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материально – производственных запасов;

·     обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей;

·     соблюдение установленных норм запасов и расходов;

·     своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации в установленном порядке;

·     получение точных сведений об остатках материальных запасов, находящихся на складах предприятия [13].

Для успешного решения этих задач транспортные предприятия должны:

- правильно организовывать складское хозяйство, располагать рациональной системой первичных и сводных учетных документов и хорошо налаженным документооборотом;

- обеспечить подбор и подготовку квалифицированных кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учетом запасов;

- рационально вести аналитический и синтетический учет товарно-материальных ценностей.

При учете материально - производственных запасов транспортные предприятия должны руководствоваться ПБУ 5/01. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 года № 44н, устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально – производственных запасах юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. [5]

В соответствии с данным Положением (ПБУ 5/01) материально – производственные запасы являются неотъемлемой частью активов организации (предприятия) которые:

- используются в качестве сырья, материалов, и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначаются для продажи на сторону;

- используются для управленческих нужд самой организации. [5]

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности предприятия в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)), исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

ПБУ 5/01 также определяет правила учета материального имущества, входящего в состав оборотных средств организации, используемого при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. [5]

Учет производственных запасов на транспортных предприятиях, независимо от специфики их деятельности, должен осуществляться в соответствии с данным ПБУ 5/01, Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н), законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и другими нормативными актами.


1.3. Состав и виды запасов, используемых на транспортных предприятиях


На современных транспортных предприятиях используется большое количество разнообразных материально-производственных запасов и для удобства и надлежащей организации синтетического и аналитического учета необходима их группировка. Все материально-производственные запасы в бухгалтерском учете можно классифицировать по признаку назначения и роли в процессе производства, оказания услуг, выполнения работ (рисунок 2):

А) Сырье и материалы - образуют вещественную основу созданного продукта: они полностью потребляются, изменяя свою первоначальную форму.

Б) Основные материалы - это продукция обрабатывающей промышленности, черные и цветные металлы, продукты промышленности и сельского хозяйства, непосредственно применяемые в процессе производства, оказания услуг, также образуют вещественную основу созданного продукта, работы, услуги.

В) Вспомогательные материалы, в отличие от основных материалов, не образуют вещественной основы продукта: они могут присоединяться к основным материалам для придания ему определенного качества. Также они могут потреблять орудия труда для поддержания их в рабочем состоянии; могут использоваться для обеспечения нормального хода процесса производства: для ремонта и т.д. (смазочные материалы, запасные части, краска, лак, обтирочные материалы и пр.).

Подразделение материалов на основные и вспомогательные носит условный характер, не определенный физико-химическими свойствами запасов. Например, одни и те же материалы в разных производствах могут быть как основными, так и вспомогательными.

Г) Покупные полуфабрикаты - материалы, которые подвергаются определенной обработке по законной технологии, переделе, но не являются готовой продукцией. Эти полуфабрикаты и комплектующие изделия могут считаться основными материалами (моторы, шины и т.д.).

Д) Тара и тарные материалы – предназначены для хранения, упаковки, транспортировки, сохранности качества материалов и продукции. Инвентарная тара - предметы обслуживающего производства в качестве тары длительного (многократного) пользования. Неинвентарная тара учитывается вместе с тарными материалами и предназначена для упаковки реализуемой продукции. Возвратная тара – это тара многократного пользования. С целью возврата за некоторые виды тары с покупателей взимается залог, который возвращается после сдачи тары (залоговая тара).

Е) Топливо - в производстве подразделяется на энергетическое и технологическое, а также для хозяйственных нужд. Твердым топливом на предприятии считается уголь и дрова.

Ж) Прочие материалы – это материалы, которые не учитываются ни в одной статье запасов. [12]

На каждую такую группу материально – производственных запасов в бухгалтерском учете открывают отдельный субсчет.

Группа материально-производственных запасов включает очень большое количество различных видов товарно-материальных ценностей. На транспортных предприятиях в нее входят следующие виды материалов [13]:

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.