РУБРИКИ |
Разработка автоматизированного рабочего места бухгалтера |
РЕКЛАМА |
|
Разработка автоматизированного рабочего места бухгалтера2. Программные средства. а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований. б) Прикладные ( пользовательские ) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация--пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика. 3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам. 4. Персонал - работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных. 5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе. 6. Процедуры контроля - Процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки. Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной. 1. Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях. 2. Разделение функций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме. 3. Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода. 4. Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета. 5. Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций. 2.6. Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации. В настоящее время информационно-вычислительные системы принято делить на 3 основных типа: - LAN (Lokal Area Network) - локальная сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации; - MAN (Metropolitan Area Network) - городская или региональная сеть, т.е. сеть в пределах города, области и т.п.; - WAN (Wide Area Network) - глобальная сеть, соединяющая абонентов страны, континента, всего мира. Информационные системы, в которых средства передачи данных принадлежат одной компании и используются только для нужд этой компании , принято называть Сеть Масштаба Предприятия или Корпоративная Сеть (Enterprise Network). Для автоматизации работы производственных предприятий часто используются системы на базе протоколов MAP/TOP: MAP (Manufacturing Automation Protocol) - сеть для производственных предприятий, заводов (выполняется автоматизация работы конструкторских отделов и производственных, технологических цехов). МАР позволяет создать единую технологическую цепочку от конструктора, разработавшего деталь, до оборудования, на котором изготавливают эту деталь. TOP (Technical and Office Protocol) - протокол автоматизации технического и административного учреждения. МАР/ТОР системы, полностью автоматизирующие работу производственного предприятия. Основное назначение ЛВС - в распределении ресурсов ЭВМ: программ, совместимости периферийных устройств, терминалов, памяти. Следовательно, ЛВС должна иметь надежную и быструю систему передачи данных, стоимость которой должна быть меньше по сравнению со стоимостью подключаемых рабочих станций. Иными словами, стоимость передаваемой единицы информации должна быть значительно ниже стоимости обработки информации в рабочих станциях. Исходя из этого ЛВС, как система распределенных ресурсов, должна основываться на следующих принципах: - единой передающей среды; - единого метода управления; - единых протоколов; - гибкой модульной организации; - информационной и программной совместимости. Международная организация по стандартизации (ISO), основываясь на опыте многомашинных систем, который был накоплен в разных странах, выдвинула концепцию архитектуры открытых систем - эталонную модель, используемую при разработке международных стандартов. На основе этой модели вычислительная сеть предстает как распределенная вычислительная среда, включающая в себя большое число разнообразных аппаратных и программных средств. По вертикали данная среда представляется рядом логических уровней, на каждый из которых возложена одна из задач сети. По горизонтали информационно-вычислительная среда делится на локальные части (открытые системы), отвечающие требованиям и стандартам структуры открытых систем. Часть открытой системы, выполняющая некоторую функцию и входящая в состав того или иного уровня, называется объектом. Правила, по которым осуществляется взаимодействие объектов одного и того же уровня, называются протоколом (методика связи). Протоколы определяют порядок обмена информацией между сетевыми объектами. Они позволяют взаимодействующим рабочим станциям посылать друг другу вызовы, интерпретировать данные, обрабатывать ошибочные ситуации и выполнять множество других различных функций. Суть протоколов заключается в регламентированных обменах точно специфицированными командами и ответами на них (например, назначение физического уровня связи - передача блоков данных между двумя устройствами, подключенными к одной физической среде). Каждый уровень подразделяется на две части: - спецификацию услуг; - спецификацию протокола. Спецификация услуг определяет, что делает уровень, а спецификация протокола - как он это делает. Причем, каждый конкретный уровень может иметь более одного протокола. Большое число уровней, используемых в модели, обеспечивает декомпозицию информационно-вычислительного процесса на простые составляющие. В свою очередь, увеличение числа уровней вызывает необходимость включения дополнительных связей в соответствии с дополнительными протоколами и интерфейсами. Интерфейсы (макрокоманды, программы) зависят от возможностей используемой ОС. Организация взаимодействия устройств в сети В зависимости от способа организации обработки данных и взаимодействия пользователей, который поддерживается конкретной сетевой операционной системой, выделяют два типа информационных систем: - иерархические сети; - сети клиент/сервер. В иерархических сетях все задачи, связанные с хранением, обработкой данных, их представлением пользователям, выполняет центральный компьютер. Пользователь взаимодействует с центральным компьютером с помощью терминала. Операциями ввода/вывода информации на экран управляет центральный компьютер. Примеры иерархических систем: SNA, IBM Corp., DNA, DEC. В системах клиент/сервер обработка данных разделена между двумя объектами: клиентом и сервером. Клиент - это задача, рабочая станция, пользователь. Он может сформировать запрос для сервера: считать файл, осуществить поиск записи и т.п. Сервер - это устройство или компьютер, выполняющий обработку запроса. Он отвечает за хранение данных, организацию доступа к этим данным и передачу данных клиенту. В системах клиент/сервер нагрузка по обработке данных распределена между клиентом и сервером, поэтому требования к производительности компьютеров, используемых в качестве клиента и сервера, значительно ниже, чем в иерархических системах. По организации взаимодействия принято выделять два типа систем, использующих метод клиент/сервер: - равноправная сеть; - сеть с выделенным сервером. Равноправная сеть - это сеть, в которой нет единого центра управления взаимодействием рабочих станций, нет единого устройства хранения данных. Операционная система такой сети распределена по всем рабочим станциям, поэтому каждая рабочая станция одновременно может выполнять функции как сервера, так и клиента. Пользователю в такой сети доступны все устройства Сеть с выделенным сервером - здесь один из компьютеров выполняет функции хранения данных общего пользования, организации взаимодействия между рабочими станциями, выполнения сервисных услуг - сервер сети. На таком компьютере выполняется операционная система, и все разделяемые устройства (жесткие диски, принтеры, модемы и т.п.) подключаются к нему, выполняет хранение данных, печать заданий, удаленная обработка заданий. Рабочие станции взаимодействуют через сервер, поэтому логическую организацию такой сети можно представить топологией "звезда", где центральное устройство - сервер. Технология работы в среде распределенной обработки данных Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных, позволяющая повысить эффективность удовлетворения информационной потребности пользователя и, обеспечить гибкость и оперативность принимаемых им решений. Достоинствами распределенной обработки информации является: - большое число взаимодействующих между собой пользователей; - устранение пиковых нагрузок с централизованной базы данных за счет распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ; - возможность доступа пользователя к вычислительным ресурсам сети ЭВМ; - обеспечение обмена данными между удаленными пользователями. При распределенной обработке производится работа с базой, т.е. представление данных, их обработка, работа с базой на логическом уровне осуществляется на компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии - на сервере. При наличии распределенной базы данных база размещается на нескольких серверах. В настоящее время созданы базы данных по всем направлениям человеческой деятельности: экономической, финансовой, кредитной, статистической, научно-технической, маркетинга, патентной информации, электронной документации и т.д. Создание распределенных баз данных (РБД) было вызвано двумя тенденциями обработки данных, с одной стороны - интеграцией, а с другой - децентрализацией. Интеграция подразумевает централизованное управление и ведение баз данных. Децентрализация обеспечивает хранение данных в местах их возникновения или обработки, при этом скорость обработки повышается, стоимость снижается, увеличивается степень надежности системы. Распределенная база данных - база данных, части которой размещены на отдельных ЭВМ, входящих в сеть. При этом некоторые данные могут дублироваться. При проектировании РБД осуществляется разбиение объекта на несколько частей (фрагментов) и размещение каждого фрагмента на один или несколько компьютеров. Размещение фрагментов может быть избыточным или безызбыточным. При избыточном размещении необходимо определить степень дублирования фрагментов. Выгоды, получаемые от дублирования, пропорциональны соотношению объемов выборки данных и их обновления. Для поддержания целостности базы данных требуется корректировка всех копий. Преимущества дублирования уменьшаются с увеличением стоимости хранения фрагментов и, увеличиваются, так как повышается устойчивость системы против отказов. Эффективность работы пользователей с РБД зависит от обеспеченности их информацией о содержащихся в РБД данных, их структуре и размещении. Эту задачу решает сетевой словарь-справочник данных, находящийся в одной ЭВМ сети или дублирующийся на нескольких ЭВМ. При этом, словарь-справочник может иметь распределенную структуру, т.е. когда его отдельные фрагменты распределены по рабочим станциям сети. К организации баз данных предъявляются такие общие требования как, обеспечение высокой скоростью обработки запросов, секретности, независимости (физической и логической) данных, безопасности и т.д. Кроме перечисленных требований, к РБД выдвигаются требования "прозрачности": распределенной структуры БД; совместного доступа к данным; распределенной обработки. Распределенная структура БД предполагает независимость конечных пользователей и программ от способа размещения информации на рабочих станциях сети, т.е. формулирование запросов к РБД производится аналогично запросам к централизованной БД. Совместный доступ к данным подразумевает модификацию одних и тех же данных несколькими пользователями не нарушая целостности РБД. "Прозрачность" распределенной обработки означает независимость пользователей и программ от типа локальной вычислительной сети и применяемого сетевого программного обеспечения. Обработка запроса пользователя может производиться на нескольких ЭВМ. Доступ пользователей к РБД и администрирование осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД), которая обеспечивает выполнение следующих функций: - автоматическое определение ЭВМ, хранящей требуемые в запросе данные; - декомпозицию распределенных запросов на частные подзапросы к БД отдельных ЭВМ; - планирование обработки запросов; - передачу частных подзапросов и их исполнение на удаленных ЭВМ; - прием результатов выполнения частных подзапросов; - поддержание в согласованном состоянии копий дублированных данных на различных ЭВМ сети; - управление параллельным доступом пользователей к РБД; - обеспечение целостности РБД. Базовые технологии обработки в архитектурах файл-сервер и клиент-сервер Прикладные программы управления данными представляют собой необходимый инструмент для распределенной обработки. Архитектура клиент-сервера сети позволяет различным прикладным программам одновременно использовать общую базу данных. Совершенно очевидно, что перенос программ управления данными с рабочих станций на сервер способствует высвобождению ресурсов рабочих станций, предоставляет возможность увеличить число частных, локально решаемых задач. Данная архитектура позволяет также централизовать ряд самых важных функций управления данными, такие, как защита информации баз данных, обеспечение целостности данных, управление совместным использованием ресурсов. Одним из важных преимуществ архитектуры клиент-сервера в сетевой обработке данных является возможность сокращения времени реализации запроса. В подтверждение этому рассмотрим две базовые технологии обработки информации в архитектуре клиент-сервера сети и технологии использования традиционного файлового сервера. Допустим, что прикладная программа базы данных загружена на рабочую станцию и пользователю необходимо получить все записи, удовлетворяющие некоторым поисковым условиям. В среде традиционного файлового сервера программа управления данными, которая выполняется на рабочей станции, должна осуществить запрос к серверу каждой записи базы данных. Программа управления данными на рабочей станции может определить, удовлетворяет ли запись поисковым условиям, лишь после того, как она будет передана на рабочую станцию. Очевидно, что данный технологический вариант обработки информации имеет наибольшее суммарное время передачи данных по каналам сети. В среде клиент-сервера, напротив, рабочая станция посылает запрос высокого уровня серверу базы данных. Сервер базы данных осуществляет поиск записей на диске и анализирует их. Записи, удовлетворяющие условиям, могут быть накоплены на сервере. После того, как запрос целиком обработан, пользователю на рабочую станцию передаются все записи, которые удовлетворяют поисковым условиям. Данная технология позволяет снизить сетевой трафик и повысить пропускную способность сети. Более того, за счет выполнения операции доступа к диску и обработки данных в одной системе сервер может осуществить поиск и обрабатывать запросы быстрее, чем если бы эти запросы обрабатывались на рабочей станции. Прикладные программы баз данных клиент-сервера поддерживаются программными продуктами: - NetWare Btrieve- программой управления записями с индексацией по ключу (выполняется на сервере); - NetWare SQL - ядром реляционных баз данных, предназначенным для обеспечения системы защиты и целостности данных. Службы баз данных NetWare Btrieve и NetWare SQL фирмы Novell позволяют разработчикам создавать надежные прикладные программы баз данных без необходимости написания собственных программ управления записями, что обеспечивает удобный перенос прикладных программ в среду клиент-сервера. В настоящее время разработаны десятки тысяч прикладных автономных и многозадачных программ, ориентированных на клиента версий NetWare Btrieve, NetWare SQL, которые могут быть использованы организациями, создающими или имеющими сеть ЭВМ. Более того, версии NetWare Btrieve и NetWare SQL фирмы Novell для клиентов имеют согласованные API, что упрощает перенос программ из среды одного клиента в среду другого. Информационное обеспечение С развитием рыночной инфраструктуры в России значительно возросло количество хозяйственных и финансовых связей между различными экономическими субъектами. Для успешного налогового контроля необходимо собирать и анализировать огромные объемы информации, касающейся этих связей. Существующее информационное обеспечение контрольных органов имеет ряд недостатков. Основным является то, что одна и та же информация предоставляется налогоплательщиками и получателями бюджетных средств неоднократно, т.е. дублируются информационные потоки. Кроме того, одни и те же данные проходят двойную и не всегда однозначную обработку в различных государственных учреждениях. Данную проблему должно решить эффективное информационное взаимодействие в рамках единой информационной системы, получая данные из которой, каждый государственный орган сможет, с одной стороны, обрабатывать ее в разрезе собственных управленческих задач, а с другой стороны, это позволит проводить анализ на различных уровнях – от всего государства в целом до каждого конкретного субъекта. Информация в разрезе отдельных налогоплательщиков даст возможность аналитическим путем выявить любые налоговые правонарушения, проанализировав налоговые и иные финансовые поступления и расходования средств, хозяйственные связи данного экономического субъекта. Информационное обеспечение должно учитывать основные параметры финансовых связей (реквизиты предприятий, суммы, условия, правовая обоснованность и т.п.), возможность обмена данными между различными государственными органами, использование ими общих баз данных, как для текущей работы, так и для целей планирования и прогнозирования, что значительно усложняет структуру данной информационной системы. Данная задача должна решаться как на общегосударственном уровне в области создания глобальной системы обмена информации, так и на уровне отдельных министерств и ведомств, поскольку именно они могут определить состав и объем обмениваемой информации. Здесь также должны быть решены вопросы защиты от несанкционированного доступа к данной системе, выработки официальных межведомственных документов и форм обмена. На данный момент существует проблема доступа некоторых государственных органов (в частности статистических) к информации о налогоплательщиках, поступающей в налоговые органы, которая связана с защитой коммерческой тайны. Тем не менее, необходимо учитывать, что объективная статистическая информации – залог правильного и точного прогнозирования, планирования и управления, поэтому возможно создание помимо единой информационной системы отдельных информационных потоков между государственными органами. Главное, чтобы эти взаимосвязи имели четкую правовую и техническую определенность. Необходимо также отметить, что иногда разделение контрольных функций между различными органами исполнительной власти является искусственным, что дает повод думать об их объединении в будущем. Особенно это касается органов Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, поскольку они не только пользуются одной и той же информацией, но часто выполняют одинаковые функции. Одним из способов такого объединения может стать создание единой глобальной информационной системы. Глобальная система информационного обеспечения должна включать следующую информацию, поступающую от соответствующих государственных учреждений[1]: - сведения о поступлениях доходов и исполнения различных уровней бюджета, ведомость распределения регулирующих налогов и платежные документы к ней, решения о предоставлении и отмене льгот по налогоплательщикам, видам налогов, срокам предоставленных отсрочек, данные о стоимости лицензий, данные о страховании имущества и ответственности и т.п. – от органов Министерства РФ, в том числе от Главного управления Федерального казначейства, Департамента страхового надзора; - сведения о налоговом учете налогоплательщиков, о нарушении налогового законодательства, об уплате штрафных санкций, о поступлении налоговых платежей, о задолженности по уплате налогов, о предоставленных налоговых льготах, перечень структурных подразделений налогоплательщиков и т.п. – от органов Министерства РФ по налогам и сборам РФ; - сведения о налоговых правонарушениях, а также сведения, выявленные в ходе оперативно-розыскной деятельности (например, об открытых банковских счетах) – от органов Федеральной службы налоговой полиции РФ; - сведения о безналичных платежах, в том числе соответствующие платежные документы, о состоянии банковских счетов, об итогах периодических проверок коммерческих банков и т.п. – от органов Центрального банка РФ; - сведения о физических лицах (адресные данные, состав семьи и т.д.), о выявленных правонарушениях, о выявленных в результате оперативно-следственной деятельности банковских счетах и т.п. – от органов Министерства внутренних дел РФ; - сведения об уплате различных таможенных платежей, о заявленной стоимости товаров и иного имущества, провозимых через таможенную границу РФ – от органов Государственного таможенного комитета РФ; - статистическая информация, статистические коды и т.п. – от органов Государственного комитета РФ по статистике; - данные о земельной собственности – от органов Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству и архитектуры; - сведения о приватизации собственности – от органов Министерства государственного имущества РФ; - сведения об источниках доходов, о занятости в РФ – от Федеральной службы по труду и занятости; - данные о регистрации организаций, о приобретении лицензий, реестры местных сборов и платежей – от органов местного самоуправления и органов исполнительной власти. Автоматизация обработки данных сведений позволит соответствующим государственным органам не только качественно и в кратчайшие сроки выполнять свои функции по учету финансовых потоков, но и выявлять налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет или от уплаты налогов, или бюджетополучателей, расходующих бюджетные средства не по целевому назначению, путем проведения аналитических процедур. Автоматизация внутриведомственного документооборота позволит освободить рабочее время чиновников, использовать однажды введенные в автоматизированную информационную систему данные для различных целей и различными пользователями, не прибегая к использованию бумажных носителей, что значительно уменьшит вероятность ошибки «ручного набора». Автоматизированная система информационного обеспечения должна включать следующие базы данных: 1. Государственный реестр налогоплательщиков, который будет включать идентификационные, статистические, ученые и другие характеристики (ИНН, адреса, сведения о руководстве, виды деятельности, ведомственная принадлежность, данные об учредителях, организационно-правовая форма, размер уставного капитала, форма уплаты налогов, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов, задолженность предприятия перед бюджетом и т.п.). При этом необходимо автоматическое выделение крупнейших налогоплательщиков, субъектов с большими суммами задолженностей и т.д. 2. База данных нарушений налогового законодательства, где должна собираться информация о характеристиках проведенных контрольных мероприятий, их результатов и решений, принятых на их основе. Эта база данных позволит более точно определять эффективность контрольных мероприятий, в том числе в разрезе различных контрольных органов. 3. База данных банковских счетов, которая содержит сведения о финансовых потоках в разрезе отдельных видов банковских счетов и банков. 4. База данных о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета государственного бюджета в разрезе видов данных поступлений (различные налоги, штрафные санкции, недоимки, переплаты), а также налоговых льгот. Как показывает опыт, в настоящее время наиболее перспективной становится персонификация учета уплаты налогов, взносов, различных выплат и других движений государственных средств в разрезе отдельных юридических и физических лиц, государственных учреждений. Программное обеспечение В области статистических расчетов функций контроля в данный момент наиболее автоматизированным является процесс казначейского исполнения бюджета. Эта система предназначена для управления бюджетными средствами в целях контроля за их целевым расходованием и поступлением. Она предполагает консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета (также только с этого счета должно производится расходование бюджетных средств), внедрение более совершенных технологий в процесс исполнения бюджета, в том числе в процесс финансового планирования и управления наличными средствами бюджета. Для этих целей было создано Федеральное казначейство в структуре органов Министерства финансов. Несмотря на все положительные моменты внедрения данной системы исполнения бюджета, она имеет ряд недостатков, одним из которых является явное замедление движения бюджетных средств, что значительно снижает эффект от их использования. Это также определяет необходимость решения вопроса об автоматизации казначейского исполнения бюджета. При казначейском исполнении бюджета можно выделить следующие процессы, подлежащие автоматизации: - бюджетное планирование (создание и утверждение проекта бюджета); - расчетное обслуживание (наиболее важным здесь является санкционирование расходования бюджетных средств); - процедуры финансового контроля (в т.ч. операционный контроль, при котором нецелевое расходование становится физически невозможным, включающий контроль цен, договоров и т.д.); - управленческий учет и анализ. На этапе создания и утверждения бюджетов необходимо предусмотреть использование отчетности предыдущих лет, возможность изменения существующих показателей (гибкий режим), желательно наличие автоматической генерации всех необходимых для принятия проекта бюджета документов, а также автоматическое создание перспективного финансового плана баланса финансовых ресурсов. Здесь необходимо выделение подсистемы учета договоров, которые заключают получатели бюджетных средств со своими поставщиками и подрядчиками. Принципом работы этой подсистемы должна стать аккумуляция в контрольном центре данных о планируемых и текущих договорах, степень их исполнения и состояние оплаты. При использовании информации о договорах, отчетности прошлых лет планирование бюджета будет более качественным, но и более трудоемким, что определяет необходимость использования современных методов анализа и моделирования. При автоматизации процесса санкционирования расходования бюджетных средств для повышения его эффективности и исключения механических ошибок необходимо согласовать следующие процессы: составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом идеальным был бы вариант автоматизированного взаимодействия органов казначейства, распорядителей бюджетных средств и конкретных бюджетополучателей. Для последних, необходимо предусмотреть специальную подсистему, поддерживающую функции удаленного администрирования. Наиболее сложной является автоматизация операционного контроля, который проводится до проведения самого платежа, т.е. при приеме заявки на платеж. При приеме платежного поручения казначейством осуществляется автоматическая проверка достаточности лимита, а также сверка с базой данных казначейства, которая может содержать любые задаваемые администрацией параметры срочности и приоритетности. Желательно на этом этапе автоматически проверять заданные в контрактах и договорах цены, что должно исключить возможность злоупотреблений путем закупки товаров по заведомо завышенным ценам. Но при этом без предварительного согласования договоров с государственными органами невозможно обойтись без конфликтных ситуаций. Поэтому подсистема учета договоров должна быть двухуровневой и иметь обратную связь, т.е. на первом этапе в систему заносятся предварительные параметры договоров (условия, стоимость, сроки и т.п.), получаемые от бюджетополучателей, а затем они должны быть либо подтверждены, либо бюджетополучателю отправляются замечания по договору. Автоматизация процесса бюджетного учета и генерация отчетности должна проводится с учетом специфики бюджетных организаций, т.е. должен быть предусмотрен бухгалтерский учет как у самого казначейства, так и у получателей бюджетных средств в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, формирование первичных документов, а также ведение аналитического учета, контроль состояния счетов и документов, выпуск различных форм отчетности за любые временные периоды и т.д. В этой сфере необходимо учитывать необходимость автоматизации как у органов казначейства, так и у конкретных получателей бюджетных средств, в том числе бюджетных распорядителей. Существуют различные разработки для решения данных вопросов автоматизации казначейского исполнения бюджета. Так, Региональный вычислительный центр в Чебоксарах создал программные продукты «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях (Центр-Ф, Центр-КС)» для органов федерального казначейства.[2] Авторы публикаций об этих программных продуктах утверждают, что в этих пакетах автоматизированы важнейшие функции учета – учет финансирования расходов бюджетов различных уровней, бюджетных и внебюджетных фондов, учет бюджетных обязательств и их лимитов, полных бухгалтерский учет с выходом на баланс исполнения бюджетов. Здесь также предусмотрены функции распределения доходов по уровням бюджетов и по фондам до формирования, электронного обмена и свода различных отчетов. В программах предусмотрен специальный модуль, который представляет собой автоматизированное рабочее место руководителя («АРМ руководителя»). С его помощью можно получать информацию об исполнении бюджета в виде аналитических графиков, диаграмм, таблиц и т.п. Достоинством данных программ является наличие единой нормативно-справочной информации. Ядром данных систем является единый план счетов, на его основе формируется бухгалтерская отчетность. Для автоматизированного взаимодействия органов казначейства между собой, а также с финансовыми и налоговыми органами, кредитными учреждениями, с расчетно-кассовыми центрами ЦБР, с распорядителями и получателями бюджетных средств предусмотрены функции электронного обмена информацией. Также возможен прием от государственных налоговых инспекций базы налогоплательщиков, заключений (форма №21) и передача сводного реестра поступивших доходов в разрезе налогоплательщиков, платежей, уровней бюджетов и т.д. В данных программных пакетах предусмотрена некоторая защита информации – закрытие дня, месяца, ограничение доступа на просмотр документов, введенных другими пользователями. Программный продукт «Центр-Ф» реализован по технологии «файл-сервер» и не требователен к аппаратному обеспечению. В 1998 г. прошло его тестирование в управлении федерального казначейства по Самарской области. В 1999 г. прошла его опытная эксплуатация, а в 2000 г. – промышленная. На данный момент этот программный комплекс принят для свободного распространения в территориальных органах федерального казначейства. «Центр-КС» более требователен к аппаратному обеспечению, поскольку реализован по технологии «клиент-сервер». В 2001 году проводится его опытная эксплуатация в управлениях федерального казначейства по Чувашской республике и Новгородской области. Преимуществом данного пакета является возможность обрабатывать большие потоки информации за меньшее время, т.е. он обладает более высокой производительностью и надежностью, а также большими возможностями защиты информации. Недостатком данных программных продуктов можно назвать то, что основное место в них уделено не контрольным и аналитическим функциям, а учетным. Хотя с точки зрения автоматизации информационного взаимодействия между различными контрольными органами это возможно и к лучшему, поскольку собранная и структурированная учетная информация будет лучше проанализирована в едином центре, нежели в территориальных контрольных органах. Тем не менее функция оперативного контроля, включающего контроль цен и условий договоров, является на данный момент необходимой составляющей для эффективной работы данных государственных органов. Для решения же проблемы учета и контроля у бюджетных распорядителей наиболее популярной является система «Парус. Бюджетное финансирование». Наиболее интересными ее характеристиками являются следующие: - возможность автоматизированного приема заявок от бюджетополучателей в электронном виде, на основе которых составляется сводная бюджетная заявка; - автоматизированное поквартальное распределение утвержденных бюджетных ассигнований – формирование бюджетной росписи; - формирование сводной сметы доходов и расходов на основе смет, предоставленных бюджетополучателями; - возможность в процессе исполнения бюджета изменять параметры бюджетных ассигнований; - накапливание данных об исполнении бюджета (сохранение первоначальных данных); - возможность в процессе непосредственного расходования бюджетных средств распределять их по различным алгоритмам – пропорционально сметам расходов, лимитам бюджетных обязательств, остаткам финансирования и т.п.; - обеспечение сопряжения с программными средствами органов федерального казначейства по приему-передаче лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на бюджетных носителях. Рассмотрев предоставленные данные можно сделать вывод о том, что для каждого предприятия нужна своя, индивидуальная технология сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Но наиболее универсальными являются программы разработанные фирмой 1С. Они рассчитаны и на усовершенствование работы с выдачей заработной платы и на уменьшение работы с бумагами. 3. Информационное обеспечение АРМ бухгалтера-аналитика 3.1 Программное обеспечение АРМ бухгалтера-аналитика. Программа 1С:Бухгалтерия является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам. Аналитический учет ведется по объектам аналитического учета (субконто) в натуральном и стоимостном выражениях. Программа предоставляет возможность ручного и автоматического ввода проводок. Все проводки заносятся в журнал операций. При просмотре проводок в журнале операций их можно ограничить произвольным временным интервалом, группировать и искать по различным параметрам проводок. Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной информации (справочников): 1. план счетов; 2. список видов объектов аналитического учета; 3. списки объектов аналитического учета (субконто); 4. констант и т.д. На основании введенных проводок может быть выполнен расчет итогов. Итоги могут выводиться за квартал, год, месяц и за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет итогов может выполняться по запросу и одновременно с вводом проводок (в последнем случае не требуется пересчет). После расчета итогов программа формирует различные ведомости: 1. сводные проводки; 2. оборотно-сальдовую ведомость; 3. оборотно-сальдовую ведомость по объектам аналитического учета; 4. карточка счета; 5. карточка счета по одному объекту аналитического учета; 6. анализ счета (аналог главной книги); 7. анализ счета по датам; 8. анализ счета по объектам аналитического учета; 9. анализ объекта аналитического учета по всем счетам; 10. карточка объекта аналитического учета по всем счетам; 11. журнальный ордер. В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам и по объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты, предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется для создания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации в произвольной форме. Кроме того программа имеет функции сохранения резервной копии информации и режим сохранения в архиве текстовых документов. САБУ фирмы "1С" САБУ производства "1С" - самые известные и продаваемые в России. Развитая дилерская сеть (более 1100 дилеров), работа по методике франчайзинга, грамотная маркетинговая стратегия, мощная рекламная поддержка и удачное функциональное наполнение обеспечили огромную популярность этим продуктам. В помощь пользователям выпущены методические пособия, во многих регионах страны созданы авторизованные учебные центры. САБУ от "1С" реализованы для разных программных и аппаратных платформ: DOS, Windows, Windows 95, Macintosh (с начала 1996 г.), Power Macintosh (с лета 1996 г.). Существует несколько модификаций системы: базовая, профессиональная (для решения более сложных бухгалтерских задач, включающих элементы анализа хозяйственной деятельности предприятий), сетевая (с весны 1996 г. реализована технология клиент/сервер). Наиболее распространенная современная версия "1С:Бухгалтерия Проф. 7.5" под Windows является, на наш взгляд, лучшей из представленных на российском рынке. В базовый комплект поставки входят одна или две дискеты, руководство пользователя и регистрационная анкета. Для установки и эксплуатации программы достаточно иметь 3 - 5 Мбайт свободного места на диске. Работа пользователя, как и в любой другой аналогичной программе, начинается с настройки плана счетов и ввода шаблонов новых типовых операций (помимо предусмотренных в базовом комплекте). Вместе с продуктом предлагается широкий перечень заполняемых форм первичных документов, но если пользователя не устраивает какой-либо документ, он может изменить его печатную форму и алгоритм заполнения. Пользуясь внутренним макроязыком, можно описать практически любой документ. Реализованные в базовом комплекте алгоритмы переоценки валюты и начисления амортизации требуют от пользователя строгого соблюдения правил отражения информации на счетах. Система формирует всю отчетность, предоставляемую в налоговые инспекции. Для этого используется генератор отчетов, в котором при помощи внутреннего макроязыка создаются собственные отчетные документы. Чтобы расширить функциональное наполнение САБУ, можно разработать собственные алгоритмы переоценки валютных пассивов и активов в зависимости от действующего законодательства, начисления амортизации по нематериальным активам, формирования учетных регистров и т. д. Помимо описанного продукта, фирма "1С" продвигает на рынок свою новую разработку под названием "1С:Предприятие". Это ПО представляет собой универсальную систему для автоматизации учета в торговле, складском хозяйстве и смежных отраслях деятельности предприятия. Приложение разработано на новой технологической платформе под условным названием V7, которая включает средства работы с базой данных, встроенные язык программирования, редактор диалоговых форм и текстовый редактор, единый механизм обработки запросов. Система "1С:Предприятие" может быть адаптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии при помощи модуля "1С:Конфигуратор", позволяющего настраивать все основные элементы программной среды, генерировать и редактировать документы с любой структурой, изменять их экранные и печатные формы, формировать журналы для работы с документами с возможностью их произвольного распределения по журналам. Кроме того, "1С:Конфигуратор" может редактировать существующие и образовывать новые справочники произвольной структуры, создавать регистры для учета средств в необходимых разрезах, задавать любые алгоритмы обработки информации, описывать поведение элементов системы на встроенном языке и т. д. Важно отметить, что для настройки продукта не требуется глубоких знаний в области программирования. При проверке настроенной конфигурации задействуется функция "Отладчик"; она же используется для выявления возможных сбоев при работе системы в целом. Приложение "1С:Предприятие" может применяться как автономно для управления товарными потоками без формирования бухгалтерских проводок, так и в сочетании с ПО "1С:Бухгалтерия" для регистрации движения товаров на счетах бухгалтерского учета. Кроме того, в пакете "1С:Предприятие" имеются средства поддержки торгового оборудования (например, кассовых аппаратов "ЭЛЕКТРОНИКА-92 АКВАРИУС" и сканеров штрих-кодов, подсоединяемых через интерфейс RS-232). Система "1С:Предприятие" выполняется под управлением ОС Windows 95 и Windows NT. Сетевая версия может устанавливаться в наиболее распространенных локальных сетях. В последнем случае рабочие станции должны иметь процессор класса 486DX и выше и оперативную память объемом не менее 8 Мбайт, а сервер - оперативную память не менее 16 Мбайт и процессор Pentium/75 и выше. Aubi“АУБИ” - это зарегистрированное название интегрированной программной системы "Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших предприятий. Аббревиатура названия комплекса “АУБИ” построена из ряда букв, входящих в приведенную выше фразу, заключенную в апострофы. Таким образом сделана попытка отразить истинное предназначение программы. “АУБИ” может быть с успехом использована для автоматизации бухгалтерского учета предприятий различного рода деятельности. Программный комплекс представляет одинаковый интерес как для торговых (коммерческих) структур, так и для производственных предприятий. Гибкая система программы позволяет настраивать “АУ-БИ” на нужды конкретного пользователя. При этом бухгалтер каждого предприятия, исходя из своих собственных потребностей, имеет возможность сформировать план счетов; информационные справочники, содержащие названия предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материально ответственных лиц и т.д. В зависимости от специфики деятельности предприятия “АУБИ” позволяет вести учет следующих элементов бухгалтерского производства: |
|
© 2000 |
|