РУБРИКИ |
Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь |
РЕКЛАМА |
|
Порядок проведения налоговых проверок в Республике БеларусьПорядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИКАЗ от 30 декабря 1999 г. N 326 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И ОТМЕНЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственной
налоговой инспекции Республики Беларусь", Законом Республики Беларусь "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Декретом 1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами. 2. Считать утратившими силу: 2.1. подпункты 9.9, 9.9.1, 9.9.2, 9.9.3 пункта 9; подпункт 10.4.3,
абзац второй подпункта 10.7 пункта 10; абзацы второй, третий и четвертый
подпункта 12.1.2; позиции подпункта 12.4 под N 5, начинающиеся словами "В
соответствии с пунктом 3 статьи 8..."; абзац первый подпункта 12.6,
подпункт 12.9, абзац 39 подпункта 12.10.1, подпункты 12.11, 12.12 пункта 2.2. письмо Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 3. Инспекциям Государственного налогового комитета до 1 марта 2001 г.
при проведении проверок использовать соответствующие бланки приложений к
методическим указаниям Главной государственной налоговой инспекции при 4. Настоящий приказ довести до сведения всех инспекций Государственного налогового комитета. Первый заместитель Председателя Н.С.ДЕНИСОВ Утверждено приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. N 326 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК 1. Настоящее Положение разработано и утверждено на основании Закона Основные задачи налоговой проверки 2. Основными задачами, разрешаемыми налоговыми органами в ходе проведения проверок, являются: 2.1. проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности ------------------------------- Далее - плательщики либо налогоплательщики. Далее - налоги. 2.2. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов; 2.3. осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства; 2.4. выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях; 2.5. установление причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов; 2.6. принятие мер по обеспечению поступления в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов; 2.7. осуществление контроля за другими вопросами финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов при проведении проверок 3. При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны: ------------------------------- Далее - проверяющие. 3.1. строго руководствоваться законами Республики Беларусь, декретами и
указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства 3.2. выполнять требования Закона Республики Беларусь "О государственной
налоговой инспекции Республики Беларусь" и Указа Президента Республики 3.3. принимать в пределах своей компетенции необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушений законодательства, возмещению ущерба, причиненного государству, по привлечению к ответственности виновных лиц, применению санкций, предусмотренных законодательством; 3.4. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и контролировать исполнение этих требований; 3.5. не нарушать права и законные интересы налогоплательщика, быть вежливыми и корректными с налогоплательщиком или его представителями , не унижать их достоинства; ------------------------------- Здесь и далее под представителями налогоплательщика понимаются руководитель, бухгалтер и другие уполномоченные лица, выступающие от имени и по поручению юридического лица. 3.6. соблюдать конфиденциальность сведений о плательщике, его деятельности и результатах проведенной проверки. Инспекции Государственного налогового комитета и их должностные лица обязаны использовать сведения о доходах плательщиков исключительно в служебных целях, сохранять установленную законодательством коммерческую тайну, тайну вкладов и переписки, не разглашать материалы проверок налогоплательщика, которые могут быть преданы гласности в служебных целях лишь с разрешения начальника инспекции ГНК (его заместителя). Соблюдение профессиональной этики должностными лицами налоговых органов 4. С целью соблюдения профессиональной этики, недопущения случаев компрометации и обеспечения собственной безопасности проверяющий должен: 4.1. немедленно сообщать непосредственному руководителю в случае, если ему будет поручено проверить предприятие, где работают родственники или знакомые (соседи, друзья) с целью замены объекта проверки; 4.2. прием посетителей и консультации налогоплательщиков, обращающихся
в инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь (далее 4.3. по завершении приема посетителей обращать внимание на то, чтобы ими не оставлялись личные вещи в служебных помещениях ИГНК; 4.4. не принимать от незнакомых лиц пакеты, дипломаты и т.п. для передачи другим должностным лицам налогового органа, в том числе и под предлогом их отсутствия; 4.5. не оставлять посторонних лиц в служебных помещениях одних, без присутствия других работников налогового органа; 4.6. не вести телефонных разговоров с проверяемым налогоплательщиком или его представителями, не касающихся вопросов проведения проверки; 4.7. вручение акта проверки, изъятие у плательщика документов, свидетельствующих о занижении (сокрытии) объектов налогообложения, производить с участием других работников налогового органа (либо с привлечением представителей правоохранительных органов); 4.8. немедленно сообщать непосредственному руководителю о случаях угроз, шантажа и попыток подкупа со стороны налогоплательщика (его представителей); 4.9. выполнять другие обязанности, установленные законодательством и 4.10. в установленном Государственным налоговым комитетом порядке передавать правоохранительным органам материалы проверок, в которых усматриваются признаки состава преступления. Права должностных лиц налоговых органов при проведении проверки 5. Должностные лица налоговых органов при проведении проверок имеют право: 5.1. проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции; 5.2. получать от юридических и физических лиц необходимые сведения, справки, документы (копии с них) о хозяйственной деятельности проверяемых субъектов и физических лиц, а также проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество; 5.3. проверять в пределах своей компетенции достоверность данных, указанных в декларациях об источниках получения доходов, предъявляемых в установленном законодательством порядке; 5.4. требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта, других физических лиц по вопросам, возникающим в ходе налоговой проверки; 5.5. при исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих юридическим и физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются или могут использоваться для извлечения доходов от предпринимательской деятельности; 5.6. производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств; 5.7. в установленном порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых налогоплательщиков, о состоянии счетов и оборотов по ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки; 5.8. получать от налогоплательщиков справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом, проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников, а также физических лиц; 5.9. привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно - строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях; 5.10. в случаях, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, за исключением касс и хранилищ учреждений банков, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, назначать их инвентаризацию, а также проверять правильность ее проведения; 5.11. изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения, а также патенты, свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушениях налогового законодательства; 5.12. налагать в соответствии с законодательством на имущество налогоплательщиков - нарушителей налогового законодательства арест, который заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом; передавать описанное имущество по акту передачи на хранение недоимщику или его представителю, иному лицу с предупреждением последних об уголовной ответственности за сохранность описанного имущества или производить изъятие описанного имущества для обеспечения принудительного взыскания в бюджет недоимок по налогам и экономических санкций путем обращения взыскания на описанное имущество; 5.13. изымать у правонарушителей вещи и товарно - материальные ценности 5.14. вносить в установленном порядке предложения проверяемым налогоплательщикам об уплате налогов и сумм, взыскиваемых в порядке применения экономических санкций; 5.15. вносить предложения руководителю налогового органа (его заместителю) о приостановлении полностью или частично операций налогоплательщика по его счетам и вкладам в банках, а также принятии иных мер по обеспечению взыскания допричисленных сумм налогов и предъявленных экономических санкций, информированию вышестоящего органа государственного управления, собственника (уполномоченного им лица), а в установленных законодательством случаях и органа, осуществившего государственную регистрацию проверенного налогоплательщика, о выявленных фактах нарушений законодательства, обстоятельствах и причинах их возникновения с рекомендациями по их устранению и предотвращению; 5.16. передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку,
материалы в правоохранительные органы в соответствии с порядком,
определенным настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами 5.17. вносить предложения ГНК и инспекциям ГНК по областям и г. Минску по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов в целях повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика и увеличения поступления налогов в бюджет. Виды налоговых проверок 6. Проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводимые налоговыми органами, подразделяются на камеральные, выездные и рейдовые. 6.1. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и сведений. 6.2. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения
налогоплательщика путем изучения полноты и правильности отражения в
бухгалтерском учете налогоплательщиком операций, оказывающих прямое или
косвенное влияние на размеры объектов налогообложения, с последующим
сравнением выведенных в ходе проверки фактических размеров объектов
налогообложения с отраженными плательщиком в расчетах по налогам Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки либо выездной налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению правоохранительного органа) проводится только должностными лицами инспекции ГНК, на учете в которой состоит налогоплательщик. ------------------------------- По тексту далее используются сокращенные варианты - налоговая проверка, проверка. 6.3. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), с хранением товарно - материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контроля за соблюдением ими законодательства о предпринимательстве и налогах, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово - хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности. В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.) должностные лица налоговых органов вправе, при соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок, проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет. II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ 7. Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой. 7.1. Плановая выездная налоговая проверка проводится на основе
ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или
распоряжением начальника (заместителя начальника) инспекции ГНК. Основанием
для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых
расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и
накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика проводятся не более одного раза в год. Графики проверок не являются документами для служебного пользования и могут быть доступными для ознакомления налогоплательщиков. Налоговые органы извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее чем за месяц до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки. При обращении налогоплательщика или его представителей и при наличии у плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся в очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная налоговая проверка может быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ГНК на более поздний период. 7.2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов проводится на основании поручения Государственного налогового комитета либо инспекций ГНК по областям и г.Минску (при поступлении поручений от территориальных правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов), которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их выполнение. 7.3. Руководителем (его заместителем) районной (городской) инспекции По решению руководителя инспекции ГНК вне плана проводятся перепроверки качества выездных налоговых проверок плательщиков, проведенных должностными лицами этой инспекции. 7.4. Вне плана районными (городскими) инспекциями ГНК проводятся проверки субъектов предпринимательской деятельности также в случае поступления поручения Государственного налогового комитета, инспекций ГНК по областям и г.Минску. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании
письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) инспекции 7.5. Обоснованность назначения налоговой проверки, за исключением
проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по
координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Подача жалобы не приостанавливает проведение выездной налоговой проверки. 7.6. Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической или встречной. 7.6.1. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской деятельности за период, начиная с даты завершения предыдущей налоговой проверки (или с даты государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) и до даты сдачи последнего налогового расчета к моменту начала текущей выездной налоговой проверки. В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, период проверки определяется по согласованию с указанными органами. 7.6.2. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных видов налогов и сборов, плательщиком которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской деятельности, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов. 7.6.3. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими налогоплательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Встречная выездная налоговая проверка проводится по мере необходимости и на основании предписания инспекции ГНК. При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и районной) инспекций ГНК встречные выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами той инспекции ГНК, у которой возникла необходимость уточнения фактов, без обращения в инспекцию ГНК, на учете в которой состоит субъект предпринимательской деятельности, у которого необходимо провести встречную проверку. III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Подготовка к проверке 8. Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны: 8.1. проанализировать представленные в инспекцию ГНК плательщиком налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово - хозяйственной деятельности плательщика (в том числе в динамике по отчетным периодам); 8.2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам. Вопросы, возникшие у проверяющего при выполнении подпунктов 8.1 и 8.2, подлежат включению в программу проверки и выяснению в ходе проверки плательщика; 8.3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты выездных налоговых проверок, в целях ознакомления с характером установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений; 8.4. изучить нормативные документы по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства; 8.5. информировать налогоплательщика (его представителей) по телефону о назначении плановой выездной налоговой проверки. 9. На основании анализа вышеуказанных источников разрабатывается
программа проверки, предусматривающая дополнительный (к указанному в пункте В случаях, когда проверка проводится по постановлению органа предварительного следствия или по определению (постановлению) суда, конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом, назначившим проверку. При этом необходимо иметь в виду, что Законом Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" запрещено привлечение налоговых органов к проверке вопросов, не относящихся к их компетенции, определенной указанным Законом и настоящим Положением. ------------------------------- В случае делегирования ему такого права начальником инспекции ГНК. 10. На проведение выездной проверки выдается предписание в письменной форме, которое предъявляется налогоплательщику перед началом проверки. В нем указываются: наименование налогового органа, выдавшего предписание; наименование субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, его УНН, юридический адрес (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес постоянного места жительства); фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих); цель выездной налоговой проверки; дата начала и дата завершения налоговой проверки. Предписание заверяется подписью начальника (его заместителя) и печатью инспекции Государственного налогового комитета. 11. Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются руководителем налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых субъектов предпринимательской деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 календарных дней, срок проверки может быть продлен начальником инспекции ГНК (его заместителем). В случае, если проверка проводится по поручению Президента Республики Дата вручения предписания на проведение выездной налоговой проверки налогоплательщику (его представителям) считается датой начала проверки. Начало проверки 12. Доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика 13. В день начала выездной налоговой проверки проверяющие обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или лицам, их замещающим), индивидуальному предпринимателю, предъявить служебные удостоверения и предписание на проведение проверки и информировать о начале выездной налоговой проверки. Одновременно определяются порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки. При необходимости плательщику (его представителям) разъясняются его права и обязанности. 14. Уточненные расчеты по налогам за проверяемый период, представленные
налогоплательщиком инспекции ГНК после даты начала проверки, не принимаются
во внимание при составлении акта проверки и определении размера сокрытых 15. Выездная налоговая проверка проводится в рабочие дни и в рабочее время налогоплательщика и в случае отсутствия у налогоплательщика помещений и/или условий для размещения проверяющих может осуществляться в служебном помещении налогового органа. 16. В случае проведения выездной налоговой проверки в служебном помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных плательщиком для проверки, осуществляется должностными лицами налоговых органов только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления акта приема - возврата документов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, в котором указывается, кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке. Акт приема - возврата документов подписывается налогоплательщиком и
должностным лицом налогового органа, принявшим документы на проверку. Возврат документов плательщику (его представителям) проводится только после проверки последним сохранности документов и собственноручной записью плательщика (его представителей) на первом экземпляре акта приема - возврата документов о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов с подписью соответствующих лиц, принимавших возвращаемые проверяющим документы. Акты приема - возврата документов на проверку приобщаются к акту проверки в качестве приложения. 17. Должностные лица налоговых органов на начальной стадии проверки знакомятся с организационной структурой, условиями работы, организацией производства, документооборота и при необходимости вносят по согласованию с руководством инспекции ГНК изменения в программу проведения проверки. По результатам ознакомления с объемами деятельности плательщика, состоянием бухгалтерского учета проверяющие согласовывают со своим непосредственным руководителем срок проведения проверки в каждом конкретном случае. Вопросы, подлежащие выяснению при проведении выездной налоговой проверки 18. В ходе налоговой проверки (за исключением тематической, встречной проверок, а также случаев составления промежуточного акта проверки), независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке и отражению в акте следующие вопросы: 18.1. когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (выдано свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому адресу субъекта предпринимательской деятельности и своевременному сообщению налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях; 18.2. вносились ли изменения в учредительные документы (в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), характер этих изменений, зарегистрированы ли они в установленном порядке и своевременно ли сообщены налоговым органам; 18.3. своевременность и полнота формирования уставного фонда; 18.4. имеются ли у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности филиалы, хозрасчетные или обособленные подразделения; 18.5. соответствует ли производственно - финансовая деятельность целям и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); не занимается ли налогоплательщик деятельностью, не предусмотренной учредительными документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); 18.6. имеются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством; 18.7. в каком банке открыт расчетный (валютный) счет. В случае необходимости в обслуживающий банк направляется предписание согласно приложению 3 к настоящему Положению о наличии денежных средств и совершенных операциях; 18.8. определена ли учетная политика (методика ведения) бухгалтерского учета, соответствует ли принципам Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она налогоплательщиком; 18.9. соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета главной книге с отчетными данными баланса и приложений к нему, расчетам по налогам, декларациям; 18.10. надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские документы; причины вносимых в них исправлений (в обязательном порядке проверяются причины сторнировочных записей и исправлений); 18.11. не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по регистрам первичных документов; 18.12. правильно ли определена себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг); 18.13. правильно ли определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; 18.14. состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования и наличия дебиторской и кредиторской задолженности; 18.15. правильно ли приходуются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их переоценка в соответствии с действующим законодательством; 18.16. соблюдаются ли требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций, а также регулирующих порядок приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и расчетов с использованием наличных денежных средств; 18.17. порядок учета бланков строгой отчетности; 18.18. правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам; 18.19. правильность и полнота исчисления налогов, своевременность перечисления в доход государства, обратив особое внимание на полноту отражения показателей для исчисления налогов и неналоговых платежей: нет ли их занижения, обоснованность применения льгот, правильность применения ставок для исчисления налоговых и неналоговых платежей; 18.20. соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Если налогоплательщик переплатил сумму платежей в бюджет, не использовал полагающиеся ему в соответствии с законодательством льготы (при наличии на момент проверки у налогоплательщика документов, подтверждающих право на получение льготы), эти факты также должны быть учтены проверяющим при выведении сумм налогов, причитающихся к доплате в бюджет за соответствующие проверяемые периоды финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика. Приемы и методы проведения выездной налоговой проверки, а также выполнения отдельных контрольных действий 19. Налоговая проверка проводится путем: 19.1. изучения действующей у проверяемого налогоплательщика системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа; 19.2. проверки документов в целях установления соблюдения требований налогового законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям; 19.3. анализа первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям; 19.4. сопоставления данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.); 19.5. сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям; 19.6. проведения встречных проверок, т.е. сличения имеющихся у проверяемого налогоплательщика записей, документов с фактическими данными, находящимися у других налогоплательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы; 19.7. сличения в необходимых случаях имеющихся у проверяемого налогоплательщика выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, для сопоставления их с копиями; 19.8. сличения в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого налогоплательщика, с платежными документами, хранящимися в банке; 19.9. контрольного обмера объемов выполненных работ; 19.10. взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий; 19.11. контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных; 19.12. проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей; 19.13. других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки. 20. Проверяющий с учетом программы проверки, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского учета проверяемого налогоплательщика, самостоятельно определяет методы проверки и конкретные контрольные действия при проведении проверки. В ходе проведения налоговой проверки могут использоваться следующие методы: 20.1. сплошной проверки, в ходе которой проверяется полнота определения плательщиком объектов налогообложения в проверяемом периоде путем анализа всех хозяйственных операций и документов бухгалтерского учета, которыми оформлялись эти операции; 20.2. выборочной проверки, в ходе которой анализируется часть документов бухгалтерского учета, оформленных в подтверждение проведенных плательщиком финансово - хозяйственных операций, но не менее 30 процентов ежемесячно совершавшихся операций. Кроме того, при выборочной проверке проверяющий должен применять экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны коммерческой деятельности налогоплательщика, с целью выявления несоответствий и негативных отклонений взаимосвязанных показателей, с последующим выявлением причин образования несоответствий и отклонений. Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения налогового законодательства, то проверка проводится сплошным способом. При использовании выборочного метода проверки в акте проверки подлежит
указанию, какие документы и за какой период подвергались проверке. 20.3. проведение встречных проверок путем сопоставления имеющихся у проверяемого налогоплательщика записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у тех субъектов, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Направление запросов налоговым органам других государств для проведения встречных проверок осуществляется инспекциями ГНК по районам (городам), областям и г.Минску путем направления соответствующего письма (с приложением копий документов, подлежащих проверке) Государственному налоговому комитету для обращения в установленном порядке в налоговые администрации соответствующих государств. Выезд в другие государства для проведения встречных проверок осуществляется только с разрешения Государственного налогового комитета, который согласовывает подобные контрольные действия проверяющих с налоговыми администрациями других государств; 20.4. расчетный метод определения налогооблагаемых объектов с использованием данных, имеющихся у налоговых органов или других субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся аналогичными видами деятельности. Расчетным методом определяются объекты налогообложения у плательщиков, документы бухгалтерского учета у которых утрачены (уничтожены) и которые не восстановили бухгалтерский учет в соответствии с требованиями налогового органа, а также в случае непредставления (отказа представить) плательщиком бухгалтерских документов для проведения проверки; 20.5. проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения или объектах, используемых для осуществления деятельности, документальным данным, представленным налогоплательщиком; 20.6. налоговый орган при проведении налоговой проверки вправе требовать письменные объяснения от налогоплательщика или его представителей, других должностных лиц проверяемого субъекта или других физических лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо иного налогоплательщика, о котором это лицо обладает или может обладать необходимой информацией. В связи с этим указанному лицу заблаговременно направляется письменный вызов, содержащий указания на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться. Вызов высылается по почте письмом либо вручается вызываемому лично под роспись. Физическое лицо, вызванное в налоговый орган, вправе потребовать участия своего представителя или адвоката, а также разрешения на магнитофонную запись. Налоговый орган не вправе отказать в указанных требованиях. По результатам опроса проверяющим составляется акт опроса, в котором в произвольной форме отражается изложение фактов, сообщенных физическим лицом, или истребуется письменное объяснение физического лица по этим фактам (согласно приложению 4 к настоящему Положению). Акт опроса физического лица подписывается проверяющим и опрашиваемым физическим лицом, которое при подписании акта обязано собственноручно сделать запись, свидетельствующую о том, что все изложенные опрашиваемым лицом факты отражены в акте опроса верно. Порядок проведения налоговых проверок при условии отсутствия (утраты) у налогоплательщика документов бухгалтерского учета 21. Налогоплательщикам, не обеспечившим сохранность бухгалтерских
документов либо не обеспечившим ведение учета в соответствии с требованиями Предложение по восстановлению учета вносится в форме письменного требования налогового органа в адрес налогоплательщика. Налоговый орган вправе сообщить о фактах необеспечения сохранности
бухгалтерских документов территориальному подразделению Комитета
государственного контроля для привлечения виновных должностных лиц субъекта
предпринимательской деятельности к административной ответственности в
соответствии с подпунктом 2.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 4
августа 1997 г. N 14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических
отношений" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений 22. Восстановление бухгалтерского учета проводится путем получения налогоплательщиком надлежаще заверенных копий первичных документов у других субъектов предпринимательской деятельности, с которыми производились хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других учреждений и организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах аналитического и синтетического учета. 23. В случае невыполнения плательщиком предложений налогового органа о восстановлении бухгалтерского учета проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов после истечения установленного срока возобновляется и осуществляется с применением расчетного метода определения объектов налогообложения, с использованием следующих вариантов контрольных действий по установлению объектов налогообложения: 23.1. Вариант 1. Методом восстановления учета в ходе проверки: - выручка от реализации продукции и затраты (издержки обращения) определяются на основании сведений банка о движении денежных средств по расчетным и другим счетам (валютным, депозитным, трастовым, ссудным и другим) плательщика, а также сведений, полученных от таможенных органов об отгрузке продукции за пределы республики и о стоимости приобретенного за пределами республики товара, других документов (в случае, если в результате принятых мер не представилось возможным обнаружить указанный товар или его остатки в местах хранения); - данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах, отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской деятельности и иным имеющимся документам; - фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании опроса лиц, получавших заработную плату; - при утрате субъектом предпринимательской деятельности документов, подтверждающих прием наличных денег при помощи кассового аппарата, отрывных талонов или приходных кассовых ордеров, исчисление выручки осуществляется по кассовой книге субъекта предпринимательской деятельности и снятым показаниям контрольного счетчика кассового аппарата, а также по другим документам, свидетельствующим о реализации продукции, движении товарно - материальных ценностей; - объектами налогообложения являются: выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики; фонд оплаты труда; добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, уплаченные налоги (сборы); прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением |
|
© 2000 |
|