РУБРИКИ |
Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учета |
РЕКЛАМА |
|
Инвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учетаИнвентаризация - важнейший элемент метода бухгалтерского учетаВведение. Главными задачами бухгалтерского учета являются: - обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами, сметами; - формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимый для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, кредиторами, налоговыми и банковскими органами; - выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно–финансовой деятельности. Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета с помощью различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. В данной работе рассматривается один из важнейших элементов метода бухгалтерского учета – инвентаризация. Задачи инвентаризации. Инвентаризация— способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском
учете и отчетности в Российской Федерации и Основными положениями по
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных
средств и расчетов. Согласно этим документам предприятия (организации)
обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений,
незавершенного капитального строительства, капитального ремонта,
незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных
средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса. - выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре; - контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; - выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.; - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса. Сроки и периодичность проведения инвентаризации. Инвентаризации проводятся в обязательном порядке: - при передаче имущества предприятия, учреждения в аренду; - при выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального предприятия в акционерное общество или товарищество; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период наименьших остатков; - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; - при установлении фактов краж, ограблений - немедленно при установлении таких фактов; - после пожара или стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.) - немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия; - при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, если иное не установлено в сроки, определенные соответствующими документами. - основных средств - не менее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет; - капитальных вложений -не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года; - незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями; - незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год; - готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; - малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год; - нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц; - сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года; - денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц; - расчетов с банками (по расчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т. п.) - по мере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам - на первое число каждого месяца; - расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал; - расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год; - остальных статей баланса - на первое число месяца, следующего за отчетным годом. Порядок проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание
постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя
предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного
бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей
общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества
создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя
предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);
специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера,
технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны
включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество,
порядок формирования цен, первичный учет. - осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства; - совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли; - вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей; - несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и своевременность-оформления материалов инвентаризации в установленном порядке. Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в
межинвентаризационный период является осуществление контроля за
сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их
хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного
порядка первичного учета. Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей 30 октября 2000г. Материалы товарно-материальные ценности РАСПИСКА К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на
товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-
материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность,
оприходованы, а выбывшие списаны в расход. На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г.
произведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по
состоянию на 1 ноября 2000 г. [pic] Председатель комиссии Начальник отдела подпись Члены комиссии: Товаровед подпись Бухгалтер подпись Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов на____________2000г.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить
схематически: |Подготовительные работы | |Приказ | |Проверка | |Письменное | |Завершение | |Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов | |Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально | |Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по | |Акт выявления результатов | |Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – | |Пересортица – | |Недостачи – отнесение| |Излишки – | Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; - все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84 Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью: Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства и обращения у организации или уменьшения финансирования у бюджетной организации. Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки: Дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", Кредит счета 50 "Касса"; Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"; Кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостача основных средств оформляется как ликвидация, но с отнесением
остаточной стоимости основных средств в зачет материально ответственному
лицу:
по первоначальной стоимости недостающего объекта – Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Значение инвентаризации. Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат
на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для
сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений
имущества и т. п. Список литературы. 1. Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета», М., ФС, 1999; |
|
© 2000 |
|