РУБРИКИ |
Государственный бюджет и его функции в обществе |
РЕКЛАМА |
|
Государственный бюджет и его функции в обществеГосударственный бюджет и его функции в обществеПетрозаводский Государственный Университет Название предмета Финансы РЕФЕРАТ Государственный бюджет и его функции в обществе | |Выполнила студентка II курса группа | Петрозаводск, 1999 г. П Л А Н
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на
сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления
финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса
явилось принятие 17.07.98 нового Бюджетного кодекса Российской Федерации,
установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы
функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. 1. бюджет И Бюджетное устройство Российской Федерации 1. Бюджет. Основные функции бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и 2. Принципы бюджетной системы Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: 4. единства бюджетной системы Российской Федерации; 5. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 6. самостоятельности бюджетов; 7. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 8. сбалансированности бюджета; 9. эффективности и экономности использования бюджетных средств; 10. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 11. гласности; 12. достоверности бюджета; 13. адресности и целевого характера бюджетных средств. 3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная
классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих
бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации
утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы: |Код |Наименование групп | Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а
также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К
неналоговым доходам относятся доходы: Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов), предоставление кредитов за вычетом погашения. Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; оплата по государственным (муниципальным) контрактам; трансферты населению; ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств. При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита . 2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации 1. Федеральный бюджет Российской Федерации Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень
бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Правительство представило в Госдуму сбалансированный проект федерального бюджета на 1999 год. Его жесткость объясняется тем, что необходимо рассчитываться с долгами, попытаться избежать неразумной эмиссии и удержать инфляцию в пределах 30 %. В проект заложены серьезные предпосылки по созданию условий для развития отечественных товаропроизводителей, что является приоритетным в нынешней экономической политике правительства. Основные параметры проекта федерального бюджета –99 __Доходы___ __Расходы__ 473,8 млрд.руб. 575 млрд.руб. Дефицит_бюджета 101,4 млрд.руб. Курс валюты - 21,7 руб. за 1 доллар. Инфляция – 30 % в год. Спад ВВП – 3 %. Первичный профицит – 1,64 % ВВП. Кредиты МВФ – 4-4,5 млрд.дол. Эмиссия – 32,6 млрд.руб. Складывающаяся ситуация в экономике требует незамедлительных мер по реформированию налоговой системы, снижению и перераспределению фискального бремени, созданию на этой основе возможностей для хозяйственной активности отечественных товаропроизводителей. Поэтому до представления проекта федерального Закона «О федеральном бюджете на 1999 год» правительством РФ внесены учтенные в доходах бюджета проекты законов , изменяющих действующее налоговое законодательство. Доля налоговых доходов в общем объеме составляет 84,3 процента. Налоговые поступления в федеральный бюджет прогназируются на 1999 год в сумме 399,1 млрд. руб. Средний уровень собираемости налогов (процентное отношение реальных поступлений в бюджет к 100 – процентной сумме налога исчисляемого от облагаемой базы) рассчитан исходя из ожидаемых результатов в 1998 году, а также поэтапного увеличения собираемости за счет роста денежных платежей в хозяйственном обороте и снижения неплатежей в бюджет в производственной сфере. Внутренние источники финансирования дефицита бюджета ограничены главным образом потому, что подорвано доверие к государству как к заемщику. Наряду с согласованием порядка реструктуризации обязательств, восстановлением вторичного рынка государственного долга во втором полугодии предусматривается первичное размещение на рынке государственных бумаг на сумму 17,9 млрд. руб. Одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета
являются доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, на сумму 15 млрд. руб.. Запланировано
получение средств от реализации пакетов акций НК ОНАКО, ОАО «Совкомфлот», Финансовые кредиты МВФ (2,9 млрд. долларов) и Международного банка реконструкции и развития (1,6 млрд. долларов) будут основными источниками внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Предоставление этих средств обусловлено выполнением комплекса мер в структурной политике, а также зависит от принятия обязательств Россией по макроэкономическим показателям в рамках программы МВФ. В результате девальвации рубля произошел рост государственного долга с Федеральный бюджет – составная часть бюджетной системы государства. Его оптимальные параметры не будут результативными если субъекты РФ не примут аналогичные меры по оптимизации своих бюджетов, оздоровлению региональных финансов. Условия для этого имеются. В консолидированном бюджете доходы федерального центра и субъектов федерации находятся в пропорции 50/50 процентов, при этом изменения налогового законодательства позволяют сформировать региональные доходы и расходы исходя из достаточной финансовой базы. В новом году определяющим в бюджетной политике будет решение следующих задач: . преодоление последствий финансового и долгового кризиса, . создание условий экономического роста во втором полугодии, . ужесточение контроля за инфляцией и ростом валютного курса рубля, . обеспечение реальными ресурсами приоритетных расходов бюджета.
В послании Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» поставлена задача, чтобы уже в 1999 году в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления. Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону. Острота противоречий по бюджетным вопросам между центром и субъектами Таким образом, реформирование системы межбюджетных отношений является
на сегодняшний день необходимым и крайне своевременным шагом. Концепцией
реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 г. и
на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ 23.04.98, предусмотрен
целый комплекс необходимых мероприятий. Программа стабилизации экономики и
финансов также содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных
отношений, в числе которых:
утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов,
устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание
бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов;
инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований,
обеспечивающее их целевой и эффективный характер;
обеспечение прозрачности региональных бюджетов;
отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;
заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах федерального
казначейства и проведение через них денег по оплате а энергию и газ
региональных бюджетополучателей;
консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование
собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса 3. Бюджетный процесс и его стадии 1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально- экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1. составление проектов бюджетов; 1. рассмотрение и утверждение бюджетов; 1. исполнение бюджетов; 1. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов). Участниками бюджетного процесса являются: Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др. 3.2. Составление проектов бюджетов Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составление бюджета основывается на: Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории. С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными
исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации
должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в 3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят
проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с
вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на
рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15
августа текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России
представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом
чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия
в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете
на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается
на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней
со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае
одобрения в течение 5 закон направляется Президенту РФ для подписания и
обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную
комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для
утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для
окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря
текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам 3.4. Исполнение бюджетов Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном
порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной
росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов
бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,
устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов). Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. 3.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной
из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ. Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального
бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в 4. О БЮДЖЕТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4.1. Бюджет развития Российской Федерации Государственной Думой 5 ноября 1998 года принят федеральный закон «О 2. Источники формирования и использование денежных средств бюджета развития Средства Бюджета развития формируются за счет следующих источников: . внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на инвестиционные цели; . части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности; . доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития; . доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; . отчисления части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; . 50 процентов средств сумм превышения фактически поступивших доходов от внешнеэкономической деятельности над доходами от указанной деятельности, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; . других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов главного управления федерального казначейства Министерства Финансов РФ в учреждениях Центрального банка РФ. Денежные средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом; Исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Отвлечение временно свободных денежных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов бюджета развития не допускается. Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развития осуществляется: . путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам; . посредством прямых в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций. 5. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по
определению основных задач и количественных параметров формирования доходов
и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из
основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная
политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; уровень выполнения бюджетных обязательств; величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; уровень монетизации бюджетного дефицита; величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамику валового внутреннего продукта; уровень безработицы; степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики: масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты); величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования; величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа. Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет
подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих
успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Заключение Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической
власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает
государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной
ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98. Федерации». Федерации» // Вопросы экономики, 1998, № 2. Вопросы экономики, 1998, № 3. 5. Федерации // Финансы, 1998, № 6. Финансы, 1997, № 11. Финансы, 1998, № 5. Финансы, 1998, № 6. Финансы, 1998, № 6. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. России // Финансы, 1998, №№ 5,6. ДиалогБанк. Экономика и жизнь, 1998, №52. |
|
© 2000 |
|