РУБРИКИ |
Финансовое управление и учет |
РЕКЛАМА |
|
Финансовое управление и учетФинансовое управление и учетГлава 1 ФИНАНСОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ. ПРАВИЛА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ Сегодня уже широко известно, что на Западе принято подразделять учет Для большей наглядности представим различия между финансовым и управленческим учетами в виде таблицы (см. с. 10), которая обычно, в той или иной форме, приводится почти во всех западных учебниках по бухгалтерскому учету. В настоящей работе мы будем рассматривать только финансовый учет, который наиболее близок к традиционно существовавшему в России пониманию бухгалтерского учета. Если попытаться провести сравнение отечественной системы учета с западным подходом, то учет затрат, внутреннюю отчетность и анализ хозяйственной деятельности можно отнести к управленческому учету, а дру- * Здесь и далее мы приводим английскую терминологию, поскольку рабочим языком международных стандартов бухгалтерского учета является английский. Таблица "Различия между финансовым и управленческим учетами '
гую бухгалтерскую информацию — к финансовому. Поэтому в дальнейшем термины
финансовый учет и бухгалтерский учет мы будем использовать как эквиваленты,
подразумевая, что речь идет только о финансовом учете, а вопросы
управленческого учета останутся за рамками этой работы. В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета (Generally В США стандарты финансового учета (общий набор стандартов и процедур) называются GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — общепринятые принципы учета, т. е. термины "стандарты" и "принципы" взаимозаменяемы. Их общепринятость означает либо то, что они утверждены уполномоченной организацией профессиональных бухгалтеров как принципы (стандарты) учета или составления отчетности в определенной области, либо то, что на основании прошлого опыта определенная практика отражения в учете отдельных средств или операций принимается как "соответствующая" (appropriate) в силу универсальности ее применения. Разработкой стандартов занимается несколько профессиональ- Несмотря на то что официальные функции по разработке стандартов учета
были переданы FASB, AICPA до сих пор играет заметную роль в процессе
стандартизации. В 1974 году в составе подразделения по стандартам учета был
создан Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting В течение первых лет функционирования AcSEC разрабатывал комментарии
решений FASB и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), а также выпускал Кроме того. Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам AICPA выпускает Практические бюллетени (Practice Bulletins), которые представляют мнение AICPA о том, как должны отражаться в учете и отчетности те или иные хозяйственные операции. AICPA также публикует Отраслевые руководства по учету и аудиту (Industry Accounting and Auditing Guides), представляющие собой специфические руководства для отдельных отраслей и сфер экономики Кроме собственно учетных проблем, AICPA занимается и проблемами аудита. В дополнение к вышеназванным существует ряд других публикаций AICPA,
которые представляют различную информацию, касающуюся вопросов учета и
аудита: Журнал по бухгалтерскому учету (Journal of Accounting); Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB) Как уже отмечалось, после упразднения АРВ в 1973 году бььпа создана новая структура, занимающаяся разработкой стандартов финансового учета, основную роль в которой играет FASB. В состав этой структуры входят три организации: Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation — FAF); Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Консультативный совет по стандартам учета (Financial Accounting Standards Фонд финансового учета (FAF) состоит из девяти членов-попечителей Комитет по стандартам финансового учета (FASB) — основная действующая
организация структуры. В его состав входят семь членов, работающих в И наконец, Консультативный совет по стандартам финансового учета (FASAC), в состав которого входят тридцать пять членов, проводит консультации FASB по различным бухгалтерским проблемам и вопросам, по приоритетным направлениям развития, оказывает FASB помощь в организации рабочих групп для различных проектов, представляет отзывы на предлагаемые стандарты. FASB разрабатывает и выпускает целый ряд документов, стандартизирующих практику учета: Положения о концепциях финансового учета (Statements of financial accounting concepts); Положения о стандартах финансового учета (Statements of financial accounting standards); Интерпретации (толкования) (Interpretations) ', Технические бюллетени (Technical Bulletins), Положения рабочей группы по возникающим проблемам (Emerging Issues Task (заменило Положение №3). Эти документы определяют иерархию общепринятых принципов учета* в трехуровневой системе. 2. Положения о стандартах финансового учета — это основные документы,
выпускаемые FASB, которые представляют собой собственно стандарты учета и
являются основной составляющей системы GAAP. Иногда между понятиями
собственно стандартов и GAAP ставят знак равенства, однако это не совсем
правильно, поскольку GAAP шире, чем просто Положения о стандартах. Поскольку стандарты учета должны учитывать интересы всех участников экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура или процесс одобрения и выпуска стандартов ("due process") достаточно сложна и многошагова. Этот процесс состоит из девяти стадий: (1) идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB; (2) формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая
определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса; (3) проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса техническим персоналом FASB и внешними экспертами; (4) подготавливается Меморандум для обсуждения (Discussion Memorandum) и рассылается всем заинтересованным сторонам; (5) проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней после выпуска Меморандума; (6) FASB анализирует и оценивает все полученные отклики; (7) принимается решение о выпуске стандарта; если оно положительное, то подготавливается и распространяется Предлагаемый проект (Exposure Draft) с просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам; (8) FASB анализирует все поступившие отклики (минимальный период для их сбора — 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект; (9) пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB, и для того чтобы он был одобрен в качестве стандарта, "за" должны проголосовать четыре члена комитета из семи. Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все заинтересованные стороны (стадии 4, 5, 7): AICPA, SEC и другие правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители академических кругов, юристы и т. д. Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета. 3. Интерпретации представляют собой модификации или дополнения
существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о
стандартах FASB, так и к Мнениям АРВ. Они имеют ту же силу, что и
стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования 4. Технические бюллетени уже упоминались выше. Они выпускаются в ответ на
запросы от различных организаций и фирм о применении существующих
стандартов; как руководства к использованию стандартов; при необходимости
своевременного быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы. б) стоимость их исполнения (implementation) невелика; в) руководство,
рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко
используемых принципов учета*. Например, в результате налоговой реформы
компании должны были элиминировать часть начисленного налога на прибыль. 5. Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой,
касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые
потенциально могут создать разнообразие практики финансовой отчетности Таким образом, мы рассмотрели основные официальные документы,
регулирующие учет и составляющие основу системы GAAP, которые
разрабатываются двумя лидирующими профессиональными бухгалтерскими
организациями — AICPA и FASB. К этим документам относятся: * "Purpose and Scope of FASB Technical Bulletins Procedures of Issuance" ** Kieso D.E., Wcygandt J.J. Intermediate Accounting, 7-th cd. 1992, p. *** Подробнее о деятельности SEC см. ниже. Мнения, положения и интерпретации (АРВ — AICPA); Положения рабочей группы по возникающим проблемам Другие документы AICPA: Заявления о позиции, Доклады о проблемах, Комитет по стандартам учета для государственных органов (Governmental Accounting Standards Board GASB) Организации, отвечающие за разработку стандартов учета Вопрос о существовании в США органа, дублирующего функции FASB в отношении системы учета для государственных органов власти, остается спорным. Однако именно такая организационная структура для процесса стандартизации учета существует в настоящее время. Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC) SEC была создана в 1934 году как независимая регулирующая организация SEC выпускает собственные документы, касающиеся регулирования учета: SEC является одной из немногих* правительственных (государственных)
организаций, которая наиболее активно влияет на разработку стандартов учета
в США. Однако, несмотря на свое право регулировать ведение учета и
составление отчетности для зарегистрированных компаний. Комиссия тесно
сотрудничает с FASB и требует соблюдения стандартов, разработанных * Помимо SEC, можно отметить Налоговое управление США (Internal Revenue Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting Association — ААА) ААА — это ассоциация профессоров и преподавателей бухгалтерского учета и
практикующих бухгалтеров, основной целью которой является развитие теории
бухгалтерского учета, инициирование и финансирование научных исследований в
области бухгалтерского учета, улучшение преподавания учета и учетного
образования. Ассоциация осуществляет свою деятельность через комитеты,
публикует монографии, отчеты комитетов и периодические издания Кроме вышеназванных, проблемами учета занимаются Институт управленческих бухгалтеров (Institute of Management Accountants), Институт финансовых руководителей (Financial Executives Institute) и ряд других. Таким образом, мы рассмотрели деятельность организаций, разрабатывающих теорию и практику финансового учета, правила и процедуры, регулирующие ведение учета и составление отчетности и стандартизирующие учетный процесс в США. Все вышеназванные документы представляют собой "систему GAAP". GAAP — это система бухгалтерских стандартов и процедур, обладающая своей
иерархической структурой. Как правило, выделяют четыре уровня системы * Delaney P. R.. Adier J. R., Epstein В. J„ Foran V. F. GAAP. аудитор может дать стандартное заключение о финансовой отчетности компании,
если только она составлена в соответствии с общепринятыми принципами учета Первый уровень. Официально установленные принципы (стандарты) учета —
документы FASB и предшествующих ему организаций: Мнения АРВ (AICPA), не отмененные последующими решениями FASB; Бюллетени бухгалтерских исследований САР (AICPA), не отмененные последующими решениями FASB. Для государственных органов власти (штатов и местных) используются Если финансовая отчетность компании не удовлетворяет требованиям этих документов, то аудитор не имеет права давать стандартное заключение, за исключением необычных, экстраординарных случаев, когда следование общепринятым стандартам искажает сущность отчетности. Документы первого уровня — это обязательные стандарты учета. Достаточно часто эту часть GAAP отождествляют с GAAP в целом, хотя, по мнению автора, здесь можно говорить лишь о GAAP в узком смысле или об основной части системы GAAP. Второй уровень. Документы, принятые уполномоченными профессиональными
бухгалтерскими организациями, утвержденные в соответствующем порядке и
устанавливающие определенные бухгалтерские принципы (стандарты) или
описывающие общепринятую существующую практику. К ним относятся Отраслевые
руководства по учету и аудиту (AICPA), Заявления о позиции (AICPA), К данным источникам информации аудитор должен прибегать, если
бухгалтерская трактовка учетного события не специфицирована в категории
документов первого уровня. Во втором и третьем случаях аудитор может дать стандартное заключение, обосновав бухгалтерскую трактовку. Документы второго и третьего уровней являются предпочтительными GAAP в отличие от документов первого уровня. Четвертый уровень. Бухгалтерская практика, рекомендованная другими
документами и бухгалтерской литературой. К документам этого уровня
относятся Положения (АРВ), Доклады о проблемах (А1СРА), Практические
бюллетени (А1СРА), Положения рабочей группы по возникающим проблемам Таким образом, GAAP представляет собой иерархическую систему стандартов учета (в широком смысле) США *. В Великобритании учет регулируется целым рядом документов: 1) законодательными актами; 2) обязательными и рекомендательными стандартами учета; 3) требованиями Биржи ценных бумаг; 4) необязательными рекомендациями различных учетных организаций; 5) требованиями Европейских директив и рекомендациями Международных стандартов учета. 1. До 1981 года в Великобритании практически не существовало законодательного регулирования финансовой отчетности, ко- * Имеются в виду не только Положения о стандартах (FASB), но и все другие
документы и источники информации, перечисленные выше. торая должна предоставляться компаниями. В 1981 году был принят Акт о
компаниях (Company Act 1981), который включал в себя требования 4-й 2. Собственно стандарты учета существуют в форме Положений о стандартной
практике учета (Statements of Standard Accounting Practice — SSAP), Начало процесса разработки стандартов финансового учета относится к 1970
году, когда Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute
of Chartered Accountants in England and Wales — ICAEW) образовал
специальный комитет — Управляющий комитет по учетным стандартам (Accounting of Scotland — ICAS), Институт дипломированных бухгалтеров Ирландии Однако в начале 90-х годов деятельность комитета стала подвергаться
критике, поскольку он не мог достаточно быстро реагировать на возникающие
проблемы, его члены работали не на постоянной основе, многие
фундаментальные вопросы не были решены. Поэтому в августе 1990 года он был
упразднен и вместо него образована новая независимая организация — Совет по
учетным стандартам (Accounting Standard Board — ASB), который является
частью целой структуры, регулирующей разработку учетных стандартов в Процесс разработки стандартов учета в Великобритании имеет следующую
структуру: UITF) Основной обязанностью Совета по финансовой отчетности 1) цели финансовых отчетов; 2) качественные характеристики финансовой информации; 3) элементы финансовой отчетности; 4) отражение (recognition) статей в финансовой отчетности; 5) оценка статей в финансовой отчетности; 6) представление финансовой информации; 7) предприятия, которые должны представлять финансовую отчетность. Помимо вышеназванных стандартов, которые являются обязательными, ASB подтвердил действенность Положений о рекомендованной практике учета (SORP) и учредил два специальных комитета, которые должны оказывать ему помощь в разработке таких положений (там же, р.11). Рабочая группа по новым возникающим проблемам (UITF) является
подкомитетом ASB, и ее основная задача состоит в разработке решений по
возникающим проблемам в применении существующих стандартов (стандарт
существует, однако интерпретируется неадекватно). Документы, выпускаемые 3. Биржа ценных бумаг (Stock Exchange) фактически первой в Великобритании
начала процесс регулирования финансовой отчетности, представляемой
компаниями. Многие из ее требований были включены в законодательство и в
учетные стандарты. Однако до сих пор существуют отдельные требования,
которые не нашли отражения в данных документах и действуют только для
компаний, зарегистрированных на бирже и выпускающих акции в открытую
продажу. Для того чтобы быть зарегистрированной на бирже (quotation,
listing), компания подвергается тщательной проверке с целью обеспечения
безопасности потенциальных кредиторов, а затем обязана выполнять правила
или требования Биржи, которые изложены в таких документах, как Требования 4. В дополнение к вышеназванным документам, регулирующим учет и являющимся, как правило, обязательными, существуют рекомендации отдельных профессиональных бухгалтерских организаций (таких, как Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса и др.). Они не являются обязательными и представляют собой рекомендации по отдельным профессиональным вопросам для членов таких организаций. Например, АССА выпускает руководства по техническим (методическим) вопросам представления финансовой отчетности, раскрытия информации о распределении прибыли в контексте Акта о компаниях и т. п. Совет по учетным стандартам (ASB) выпустил документ под названием Операционный и финансовый обзор (Operating and Financial Review) и т. д. 5. Все вышеназванные документы прямо регулируют ведение учета и
составление отчетности, представляя собой национальные законы и стандарты
учета Великобритании. Однако система регулирования учета подвержена и
опосредованному влиянию со стороны Европейского законодательства и Таким образом, мы рассмотрели системы учета, существующие в США и Очевидно, что учетные системы различных стран существенно различаются. В качестве социально-экономических причин можно выделить характер развития рынков капитала, количество инвесторов и кредиторов, участие в международных рынках капитала, уровень инфляции, размеры и организационную структуру предприятий, общий уровень образования, типы законодательных систем. * Elliot В., Elliot J. Financial Accounting and Reporting, 2-nd ed. Учетные системы могут быть экспортированы так же, как и любые другие товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может быть обусловлено политической или экономической зависимостью, географическим положением. Например, учетная система Индии близка к английской в результате существовавшей коллониальной зависимости, система учета Канады находится под сильным влиянием американской учетной практики в силу географического положения. Таким образом, учетные системы различных стран отличаются многообразием. Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем*, согласно которой выделяются: 1) британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, 2) континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.); 3) южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.). Основными характеристиками первой модели являются ориентация учета на
нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком
ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который
регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными
организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий
образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой
информации. Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет 1) Не делать ничего, если предприятие функционирует только на внутреннем
рынке или если язык и валюта такой компании известны в мировом масштабе 2) Подготовка "удобного перевода" (convenience translation) отчетности на язык пользователя без изменения валюты и принципов учета (такие отчеты часто представлялись финскими компаниями для ведения переговоров с российскими контрагентами). 3) Подготовка "удобного отчета" (convenience statement), когда отчетность не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход характерен для японских компаний). 4) Подготовка "частично пересчитанного отчета" (restate on a limited basis) с переводом, пересчетом валюты и частичным пересчетом отдельных элементов финансового отчета в соответствии с принципами учета страны пользователя. Эта информация дается как приложение к различным формам отчета. (Компания "Вольво" пользовалась этим способом.) 5) Подготовка "дублирующего финансового отчета" (secondary financial
statement). В этом случае делается перевод, пересчет валюты и пересчет всех
показателей отчетности в соответствии с учетными принципами пользователя. 6) Подготовка финансового отчета в соответствии с международными
стандартами учета. Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета (International Accounting Standard Committee), который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из девяти стран. В настоящее время этот комитет включает более ста членов — организаций. К 1997 году разработано более тридцати учетных стандартов (31*), касающихся различных аспектов ведения учета: 1. Раскрытие учетной политики. 2. Запасы. 4. Учет износа основных средств. 5. Информация, которая должна быть раскрыта в финансовой отчетности. 7. Отчет о движении денежных средств. 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике. 9. Затраты на научные исследования и разработки. 10. Потенциальные (непредвиденные) события и события, произошедшие после даты составления баланса. 11. Строительные контракты. 12. Налоги на прибыль. 13. Представление текущих (оборотных) активов и текущих (краткосрочных) обязательств. 14. Отражение в отчетности финансовой информации о деятельности сегментов 15. Информация, отражающая результаты изменения цен. 16. Основные средства. 17. Учет лизинга. 18. Доходы. 19. Затраты на пенсионное обеспечение. 20. Учет правительственных грантов (субсидий) и раскрытие информации о правительственной помощи. 21. Результаты изменений курсов иностранных валют. 22. Объединения предприятий (Business Combinations). 23. Затраты по заемным средствам. 24. Раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах (Related Party 25. Учет инвестиций. 26. Учет и отражение в отчетности пенсионных планов (схем). 27. Консолидированная отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия 28. Учет инвестиций в зависимые предприятия. 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции. 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов. 31. Отражение в финансовой отчетности долей участия в совместных предприятиях. 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации. 33. Показатель чистой прибыли на акцию. При разработке учетных стандартов делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что в силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в Глава 1 США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью
подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать
несколько методов начисления износа основных средств, несколько методов
учета запасов, несколько вариантов оценки финансовых инвестиций), они
постоянно дорабатываются и изменяются, принимаются новые. Последний год
данный процесс протекает наиболее интенсивно, и в настоящий момент
практически все стандарты находятся в стадии переработки. Интересно
отметить, что в октябре 1996 года был предложен проект стандарта Еще одной влиятельной международной организацией, занимающейся проблемами
унификации учета на мировом уровне, является Международная федерация
бухгалтеров (International Federation of Accountants), созданная в 1977
году и разрабатывающая и публикующая Международные стандарты аудита Кроме вышеназванных, вопросами учета в международном масштабе занимаются Работа по унификации подходов к учету ведется не только на международном,
но и на региональном уровне. Обязательными для исполнения компаниями
европейских стран — членов ЕЭС являются Директивы или законы ЕЭС. Наиболее
важными из них в области учета являются 4-я Директива "Об унификации форм
отчетности и правил их аудирования" (25 июля 1978 года) и 7-я Директива "О
принципах составления консолидированной отчетности" (13 июня 1983 года). Таким образом, в каждой стране действует своя национальная система учета, со своими индивидуальными особенностями. Однако, как уже отмечалось выше, можно выделить общие концептуальные основы или единые принципы, на которых строится финансовый учет и составляется финансовая отчетность и которые признаются как во всех странах, так и на международном уровне. С этой точки зрения, можно говорить о принципах учета, общепринятых на Западе. Глава 2 ПРИНЦИПЫ УЧЕТА НА ЗАПАДЕ Принципы учета могут быть разделены на три большие группы: 1) качественные характеристики учетной информации, обобщаемой в отчетности; 2) принципы учета этой информации; 3) элементы финансовой отчетности. В России большинство из этих принципов признается либо прямо, либо косвенно или частично. Некоторые из них не нашли своего отражения в российском законодательстве совсем, однако, с точки зрения автора, основная проблема состоит не только в признании этих принципов, но и в обеспечении практического механизма использования уже задекларированных. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп. При изложении данного материала мы будем опираться в основном на международные стандарты. В США эти принципы объединены в трехуровневую систему, в Великобритании группы имеют несколько другие названия, однако в целом суть их остается неизменной. Требования к качеству информации Основное требование к учетной информации на Западе — это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Чтобы информация была полезной, она должна обладать определенными характеристиками 1. Понятность (understability). Это требование того, чтобы информация
была понятной для пользователя, который обладает определенным уровнем
знаний, что, тем не менее, не означает исключения сложной финансовой
информации из отчетности, если она необходима. В России этот принцип нигде
не декларируется, однако подразумевается логикой порядка представления
отчетности. 3. Достоверность, надежность (reliability). Информация является
достоверной, если она не содержит существенных ошибок или пристрастных
оценок и правдиво отражает хозяйственную деятельность. Чтобы быть
достоверной, информация должна удовлетворять раду характеристик. Это такие
характеристики, как: а) правдивость (faithful representation). Это требование частично
покрывается требованием документирования хозяйственных операций,
представленным в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ; б) преобладание экономического содержания информации над юридической
формой (substance over form). Это требование в настоящее время
сформулировано и в российских учетных стандартах*, однако на практике этот
принцип фактически не используется; в) нейтральность (neutrality) — информация не должна содержать
пристрастных оценок, т. е. информация не должна предоставляться выборочно,
с целью достижения определенного результата. Это требование отсутствует в
российском законодательстве, и на практике информация является
пристрастной, нацеленной на уменьшение налогообложения;
г) осмотрительность (prudence, conservation) — в соответствии с
международными стандартами правило осмотрительности отнесено к качественным
характеристикам информации, хотя очень часто это требование рассматривается
как составляющая второй группы принципов — принципов ведения учета. Суть
принципа осмотрительности состоит в большей готовности к учету
потенциальных убытков, а не потенциальных прибылей, что выражается в
создании резервов, и в оценке активов по наименьшей из возможных
стоимостей, а обязательств — по наибольшей (правило оценки по наименьшей из
рыночной и фактической стоимостей для активов). Отметим, что этот принцип
действует только в состоянии неопределенности и не означает создания
скрытых резервов или искажения информации. Принцип осмотрительности
косвенно и частично признавался российским бухгалтерским законодательствам,
поскольку, во-первых, разрешено было создавать резерв по безнадежным долгам Кроме вышеназванных, в США, например, выделяют возможность проверки Таким образам, качественные характеристики учетной информации
предопределяют полезность данных финансовой отчетности для пользователей. В
каждом конкретном случае та или иная характеристика становится более
важной. Например, соблюдение принципа уместности может прийти в
противоречие с принципом достоверности или принципом осмотрительности. В
нахождении оптимального сочетания всех характеристик и проявляется
профессионализм бухгалтера. В целом же выполнение всех требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании*. Принципы учета информации В международных стандартах здесь выделены следующие принципы. 1. Принцип начислений (accrual basis). В соответствии с этим принципом операции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты денег, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция. Часто этот принцип разбивается на несколько составных частей: а) собственно принцип начислений; б) принцип регистрации дохода (realization concept) — доход отражается в том периоде, когда он заработан (earned), т. е. компания завершила все действия для его получения, и реализован (realized), т. е. получен, или явно может быть получен, а не когда получены деньги. Исключением являются метод поэтапного выполнения контракта (percent of completion) и метод продажи в рассрочку (installment); в) принцип соответствия (matching concept) — в отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного периода. Безусловно, часто достаточно сложно определить, привели ли данные расходы к доходам текущего периода. Поэтому есть специальные приемы: распределение расходов во времени специальным образом (например, распределение первоначальной стоимости основных средств путем начисления износа), отнесение затрат целиком на период (period cost). В целом действует следующее правило: если произведенные затраты приводят к будущим выгодам, они отражаются как активы; если они приводят к текущим выгодам — как расходы; если не приводят ни к каким выгодам — как убытки. Этот принцип тесно связан с определением элементов финансовой отчетности, о которых мы будем говорить несколько ниже. * Перевод части Концептуальных основ подготовки и представления финансовой отчетности, касающейся качественных характеристик информации, можно найти в журнале "Самоучитель аудитора и бухгалтера". 1995, № 3. В российском Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика
предприятия" принцип начислений представлен как допущение временной
определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 2.2, абз. 5), которые
относятся к тому периоду, когда они имели место, вне зависимости от
движения денежных средств. Ранее этот принцип был декларирован в Положении
о бухгалтерском учете в РФ, но затем исключен из текста, поскольку
российские предприятия на практике используют метод отражения реализации
как по отгрузке, так и по оплате. Фактическое его признание обеспечивалось 2. Принцип продолжающейся деятельности (going concern). Этот принцип означает, что предприятие нормально функционирует и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. То есть не существует ни необходимости В других странах, кроме двух вышеназванных принципов, выделяют также следующие. 3. Принципы двойной записи (double entry). Это требование вполне
естественно и очевидно для российского понимания бухгалтерского учета. На 4. Принцип единицы учета (accounting entity). Предприятие, на котором ведется учет и составляется отчетность, является самостоятельным хозяйствующим субъектом и отделяется от собственника предприятия и от других предприятий. В России этот принцип косвенно признавался, во-первых, существованием понятия "юридическое лицо", во-вторых, правилами учета расчетов предприятия с учредителями на счете 75. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (п. 2.2, абз. 1) непосредственно формулирует этот принцип как "допущение имущественной обособленности предприятия". 5. Принцип периодичности (periodicity) — принцип регулярного периодичного составления отчетности. На Западе этот период равен одному году и его началом быть любые число и месяц года, если они будут постоянными. В российской практике отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря, и наряду с годовой обязательно представление квартальной отчетности. 6. Принцип денежного измерителя (monetary mcasurment), в соответствии с которым вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого денежного измерителя. Соблюдение данного принципа в отечественной практике очевидно. Однако, необходимо подчеркнуть, что на Западе разработан целый ряд вариантов оценок, которые пока не используются в полном объеме в российском бухгалтерском учете. В целом можно выделить шесть видов применяемых оценок: — первоначальная стоимость (historical cost) — сумма денег, затраченная на приобретение средств; — восстановительная стоимость или стоимость замещения (replacement value) —рыночная стоимость (market value) — сумма денег, которая может быть получена при продаже существующих средств; — чистая стоимость реализации (net realizable value) — сумма денег, которая реально может быть получена при реализации данного средства, т. е. это цена реализации за вычетом расходов на такую реализацию (в применении к дебиторской задолженности, которая должна отражаться в балансе по чистой стоимости реализации; это означает, что она должна отражаться за вычетом резерва по безнадежным долгам); — приведенная стоимость (present value) — текущая стоимость будущего потока денежных средств (эта оценка обычно используется при отражении долгосрочных инвестиций и обязательств); — "правдивая " стоимость (fair value) — стоимость, по которой активы могут быть обменены между осведомленными и желающими это сделать сторонами в ближайшем будущем (часто используется как синоним рыночной стоимости активов). 7. Принцип конфиденциальности (confidence), который означает, что информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам. Этот принцип в России не за-декларирован. И наконец, третья группа принципов — элементы финансовой отчетности. Рассмотрим их подробнее. Элементы финансовой отчетности 1. Активы (assets). В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, классифицированные по составу на определенную дату и составляющие левую часть баланса. 2. Обязательства (liabilities). Это существующие в настоящий момент
обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником
будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод. 3. Капитал (capital; equity) — оставшаяся доля собственных активов
предприятия после вычета обязательств. Такая трактовка капитала обусловлена
тем, что в случае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед
собственниками, и их требования удовлетворяются в первую очередь. Понятие
капитала в отечественной практике бухгалтерского учета появилось лишь в 4. Доходы (income) — это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом чего является увеличение капитала (увеличение капитала не за счет вкладов собственников). 5. Расходы (expenses) — уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или в увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (уменьшение капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются, по своей сути, расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности. Таким образом, принципы учета лежат в основе ведения всего процесса учета и составления отчетности. Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЗАПАДНЫХ КОМПАНИЙ Мы рассмотрели пять составляющих финансовой отчетности, образующих основное бухгалтерское или балансовое равенство (balance-sheet (accounting) equation), которое характеризует финансовую позицию предприятия и отражает взаимосвязь двух основных форм отчетности: баланса и отчета о прибылях и убытках. Основной вид балансового равенства следующий: Активы (assets) = Обязательства (liabilities) + + Собственный капитал (equity) Балансовое равенство объединяет три составляющие баланса, и из него
вытекает определение капитала, которое было приведено выше. Следует
отметить еще один термин, широко употребляемый на Западе, — чистые активы Исходя из приведенных определений доходов и расходов основное бухгалтерское равенство может быть представлено в следующем виде: Активы = Обязательства + Капитал + Доходы (income) — — Расходы (expenses) |
|
© 2000 |
|