РУБРИКИ

Финансовое планирование и анализ управлениея товарно-материальными запасами на примере Алматинского ...

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Финансовое планирование и анализ управлениея товарно-материальными запасами на примере Алматинского ...

Финансовое планирование и анализ управлениея товарно-материальными запасами на примере Алматинского ...

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ............................................................ 5

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................... 5

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................. 7

2. 1. Анализ нормирования запасов и транспортная логистика............... 7

2. 2. Анализ влияния на финансовый результат оценки стоимости товарно-материальных запасов.............................................................................. 12

2.  3. Анализ элементов логистики грузовой единицы............................ 14

2.4. Финансовый анализ и система контроля за  состоянием запасов.... 17

2. 5. Анализ оптимальной величины заказываемой партии товарно-материальных  запасов...................................................................................................... 21

2. 6. Финансовое планирование повышения эффективности использования запасов.................................................................................................................. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 31


ВВЕДЕНИЕ


Происходящие в Республике Казахстан коренные политические и со­циально-экономические преобразования внесли существенные изменения в учетную систему. Бухгалтерский учет, сложившийся в условиях центра­лизованного управления и жесткого планирования, оказался неприемле­мым в рыночной экономике. Процессы реализации программ приватиза­ции, преобразования государственных предприятий, создание соответ­ствующей экономической и правовой инфраструктуры в целях успешного функционирования новых субъектов хозяйствования, выход на финансо­вые рынки, привлечение иностранных инвестиций и другие изменения по­требовали реформирования учета.

Возрастающий уровень развития экономики, финансовой системы, производства, социально-экономические условия порождают новые учет­ные проблемы. Время доказало, что низкий уровень учета может соз­дать многочисленные противоречия, сдерживая экономический прогресс в той или иной стране. При этом страны сегодня могут подразделяться не только по уровню своего благосостояния, но и по уровню развития в них бухгалтерского учета. Следовательно, учет (как и политика, и идео­логия) не знает национальных границ. Проблемы учета актуальны еще и потому, что они всегда реально присутствуют и требуют своего реше­ния в любом обществе. И сегодня продолжает оставаться актуальным изречение известного американского ученого в этой области Г. Эмерсо­на, заметившего, что "люди уже давно поняли необходимость учета, но еще не вполне понимают, что и как надо учитывать ". Именно поиск от­вета на два последних вопроса составляет сущность исторического про­гресса развития учета.

Подобные обстоятельства в полной мере относятся и к решению за­дач, стоящих перед мировой учетной системой в целом. К сожалению, современные концепции и действующее в республике законодательство, регулирующее учет в Казахстане, не всегда правильно указывают на функции и предназначение бухгалтерского учета.

В учетной системе круг проблем весьма обширен. Поэтому нормативно-правовая база организации систем учета, является важнейшей, и её решение способствует дальнейшему развитию рыночной экономики.[1]

Каждое предприятие состоит из отдельных групп, которые  занимаются лишь только той функцией, для которой они предназначены, чтобы предприятие могло существовать. Важнейшим элементом здесь является бухгалтерия, которая ведёт учёт хозяйственных средств и объектов учёта предприятия.

Также функцией бухгалтерии является анализ финансового состояния предприятия, которое показывает, по каким направлениям надо вести работу, чтобы улучшить его. Бухгалтерия также обязана следить за точными и своевременными выплатами налогов и денежных обязательств предприятия, вести точный документальный учёт по работе предприятия для предоставления отчётности в проверяющие органы.

Учёт материальных ценностей в бухгалтерском учёте является одним из основных объектов учёта на производстве. Под материальными ценностями в учёте понимают предметы труда, которые в отличие от средств труда, потребляются в одном цикле производства и поэтому их стоимость полностью включается в себестоимость изготовленной продукции. Например, это сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо и запасные части и другие материальные ресурсы . Деление материалов на основные и вспомогательные условно , т.к. одни те же материалы , но на разных производствах могут быть и теми и другими.

Бухгалтерский учёт, как известно, документальный учёт. Это касается и операций с материалами, что позволяет выполнять задачи по учёту материалов.

   Полученные материалы предприятием своевременно оприходуются.  Оприходование материалов  оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечается наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество - фактическое и плановое, сумма, роспись материально ответственного лица. Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной. При получении материалов на складе составляется акт приёмки материалов.

На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка - карточка складского учёта материалов. В ней отображается приход и расход по отдельным видам материалам. На отдельных складах учёт ведётся в специальной книге, которая представляет собой сброшюрованные карточки.

Отпуск материалов со склада оформляется требованием, накладной и лимитно-заборной картой.

По первичному документу требование запрашивается количество определённого вида наименования материалов, которое надо отпустить со склада. Также здесь указывается их цена и сумма. Накладная на отпуск материалов на сторону указывает, какое количество и какие материалы отпущены - по какой цене и на какую сумму. Независимо от способа документального оформления материалы отпускаются по лимиту. Для этого существует лимитно-заборная карта. Она предназначена для последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых систематически при производстве продукции в данном цехе. В верхней части карты указывается лимит расхода материала на месяц, поэтому она служит средством контроля за лимитом отпуска материалов на производственные нужды. Существуют индивидуальные лимитные карты и групповые.

Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию,[2] подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчётов. Затем документы таксируются - указанное количество материалов в первичных  документах умножается на учётные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой - получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учёта.

Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Для этого составляются группировочные ведомости прихода и расхода. Приходные документы используются для бухгалтерского учёта приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные - для учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учёта, ведут накопительные ведомости синтетического учёта. Эти ведомости составляются на основании первичных документов по учётным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.

Исходными данными для учёта материалов являются: “оборотная ведомость по движению материалов”, “ведомость поступления материалов за учётный период”, “ведомость расхода материалов”.

Объектом исследования является Алматинское отделение дороги.

Технико-экономические показатели приведены в Таблице 3.

На предприятии:

фондоотдача поднялась на 105, 3 %

производительность труда на 106,6 %

оборачиваемость увеличилась на 103,8 %

Комплексный анализ используемых ресурсов показал, что имеются резервы повышения производительности, использования производственных ресурсов, интенсификации производства: 42 % (Таблица 4)


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ


1.     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые  полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.

В работе стоит цель проанализировать структуру существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта.

Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, периодичного мате­риала, статей и аналитического  материала на данную тему. Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. ( При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань и др.).

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам ( смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

Промышленные предприятия в настоящее время оснащены современной вычислительной  техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, а также разработка систем управления материальными ресурсами.[3]

Существуют основные  принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами:

1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и предприятий потребителей в использовании материальных ресурсов.

2. Саморегулирование.

3. Ресурсосбережение и противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы.

Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:

-  ABC- анализ ( первоначальный анализ);

-  метод оценки по системе баллов;

-  анализ стоимости сырья и материалов;

-  математические модели решений.

Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов.

Метод анализа стоимости чаще всего применяется тогда, когда требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции.

В результате анализа стоимости сырья и материалов может:

- произойти сокращение затрат на сырье и материалы;

- экономиться рабочее время при изготовлении изделий из этого сырья и материалов;

- повышаться качество готовой продукции, а также,

- произойти снижение затрат для реальных инвестиций.

Последовательность одного такого оценочного анализа сырья и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления анализа во многих областях предприни­мательской деятельности.[4]

1. На подготовительном этапе оценочного анализа сначала формулируются цели исследования сырья и материалов, а также выясняются организационные подготовительные решения.

2. Затем осуществляется сбор информации о собственной продукции, а также об аналогичных изделиях, используемых для сравнения.

3. На следующем этапе, посредством исследования фак­тического состояния сырья и материалов, вскрываются слабые места в производстве собственной продукции.

4. Затем выявляются предложения по улучшению качества соб­ственной продукции и технологического процесса ее производства.

5. После этого подвергаются оценке возможные варианты относительно величины расходов и доходов при изготовлении собственной продукции.

6. Затем из этого массива полезной информации выбираются наиболее реализуемые решения.

7. Последним шагом оценочного анализа сырья и материалов является введение этого оптимального варианта в производство.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


2. 1. Анализ нормирования запасов и транспортная логистика


Для бесперебойной работы предприятию необходимы запасы основного сырья и материалов, вспомогательного сырья и материалов, а также быстроизнашиваемых производственных средств. Такие запасы сырья и материалов необходимы для того, чтобы:

- обеспечить возможность производства собственной продукции до срока поступления следующей партии и при этом,

- обеспечить возможность изменений потребности сырья и материалов при поставке.

Таким образом, запасы сырья и материалов на предприятии колеблются между их минимальным значением и наибольшим значением необходимых запасов.

Минимальное количество запасов состоит из:

- календарного запаса (этот запас служит для преодоления отрезка времени от доставки сырья и материалов до их скла­дирования, т. е. отрезка времени, необходимого для разгрузки, проверки и регистрации поступивших сырья и материалов),

- запаса, необходимого для складирования (так называемый запас сырья и материалов, который требует выполнения определенных правил хранения и только через определенное заданное время приобретает свою произ­водственную ценность, например, изделия из дерева или литье из чугуна),

- обусловленного технологическим процессом запаса сырья и материалов (запас, который предусмотрен для под­держания необходимого режима или рабочего состояния тех­нологического процесса производства),

- аварийного запаса (запас, который должен всегда быть в наличии для выравнивания непредвиденных изменений от поставок сырья и материалов до их потребления, а также от потерь сырья и материалов).

Разница между преобладающим значением обоснованного минимального запаса и преобладающим значением эко­номически и организационно обоснованного наибольшего запаса и является текущим запасом сырья и материалов.

В то время как минимальный запас сырья и материалов является стабильной величиной, текущий запас подвержен постоянным колебаниям от поставки к поставке (за интервал времени между двумя поставками).[5]

Общий запас сырья и материалов определяется расчетным путем как сумма минимального запаса (Vm ) и среднего текущего запаса сырья и материалов (Vl и, соответственно, при принятом равномерном потреблении сырья и материалов, Vl/2 ):

и, соответственно,

Минимальный запас сырья и материалов (Vm) должен следить за отклонениями от планомерных поставок и от планомерного использования сырья и материалов, а также должен гарантировать в любое время критическое количество сырья и материалов, необходимых для поддержания заданного режима выпуска предприятием собственной продукции.  Минимальный запас сырья и материалов рассчитывается из выражения:


где

Vs - аварийный запас сырья и материалов (на 1 день),

Vd - календарный запас сырья и материалов,

Vt - технически обоснованный запас сырья и материалов,

Vp - первичный запас сырья и материалов,

Md - коэффициент ежедневного использования сырья и мате­риалов.

Текущий запас сырья и материалов определяется как:

где

Lz - цикличность поставок сырья и материалов,

Lm - количество поставок.

Из совместного решения обоих вышеприведенных выражений может быть определена основная математическая зависимость для определения общего запаса сырья и материалов, которая имеет вид:


или:


Так как осуществление  запасов сырья и материалов требуют дополнительного капиталовложения, то, исходя из экономической рациональности производства, следует стремиться к тому, чтобы выпускалась продукция, не имеющая запасов сырья и материалов, т. е., соответственно, необходимо стремиться к бесперебойной поставке всего необходимого для выпуска собственной продукции, количества сырья и материалов для непосредственной его обработки в процессе производства. Это положение уже частично реализуется в высокоразвитых промышленных отраслях (например, в автомобилестроении).

Для этого предприятия - поставщики сырья и материалов должны быть тесно связаны в едином производственном ритме выпуска продукции. Если же в производственной практике предприятия-поставщики сырья и материалов в едином производственном ритме не задействованы, то, таким образом, должен быть обеспечен оптимальный запас сырья и материалов там, где должен быть предотвращен риск, вследствии сведенных к минимуму текущих поставок сырья и материалов, посредством повышения минимального запаса сырья и материалов. Таким образом

минимум!

где

PV - производственные потери вследствии невыполнения поставки сырья и материалов,

Z - процентные издержки для финансирования затрат для содержания запасов сырья и материалов.

Планирование производственных запасов на предприятии должно основываться на расчете объективной потребности в конкретных видах материальных ресурсов с гарантированным обеспечением процесса выполнения производственной програм­мы и других видов хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать издержки, связанные с созда­нием и хранением производственных запасов. Основной задачей планирования запасов на предприятии в связи с этим является оп­ределение оптимального соотношения между величиной произ­водственных запасов и издержками на их создание и хранение.

На издержки производства, связанные с производ­ственными запасами, оказывают влияние не только затраты на создание и хранение запасов, но и их отсутствие в определенных производственно-хозяйственных ситуациях.

Рассмотрим наиболее распространенные виды издержек на создание и хранение производственных запасов.

 1. Затраты на поддержание запасов, то есть связанные с владением запаса:

- коммерческие затраты - проценты за кредит; страхова­ние; налоги на капитал, вложенный в запасы;

- затраты на хранение - содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т. д.); операции по перемещению запасов;

- затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данных видов материальных ресурсов;

- потери, связанные с упущенной выгодой от исполь­зования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличение производственной мощности, снижение себестоимости продукции; капиталовло­жения в другие предприятия.

2. Затраты на управление производственными запасами:

-  на обучение управленческого и технического персонала;

- на содержание управленческого и техн-кого персонала.

3. Не менее разнообразны виды затрат, связанных с дефицитом запасов, то есть возникающие на предприятии при отсутствии необходимых материальных ресурсов:

- затраты на ускорение доставки необходимых матери­алов: расходы на связь и разъезды; премии за быструю доставку материалов; удорожание за счет поставки малых партий материалов;

- затраты, связанные с корректировкой производственной программы, ускорения отгрузки готовой продукции, изго­товленной с нарушением графика;

- коммерческие убытки и расходы; потери прибылей и рост доли накладных расходов, связанных с сокращением объема продаж из-за отсутствия в запасах необходимых материальных ресурсов;

Можно обобщенно отметить позитивные и негативные аспекты наличия значительных производственных запасов.

Позитивный аспект заключается в том, что обеспе­чиваются высокий уровень обслуживания потребителей продук­ции и гарантированный ритм работы предприятия.

Негативные аспекты наличия большого производственного запаса проявляются в том, что они в определенных случаях приводят к снижению качества материальных ресурсов, не всегда могут быть полностью востребованы, увеличивают затраты на свое содержание и снижают скорость обращения оборотных средств.

Логистическая цепь это четкая последовательность в выполнении технологий в отдельных сечениях производственно-транспортной цепи, перед которой ставится цель: достижение наивысшей общественной эффективности при производстве различных процессов.

Логистическая система это объединение взаимодействия на рассматриваемом полигоне логистических цепей.

В логистической транспортной системе первостепенное значение отводится терминалам, которые определяют само функционирование этой системы.

Контейнерные терминалы - это контейнерные пункты со значительным объемом работ, обеспечивающие прием контейнеров от отправителей, выдачу их получателем, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой. Преимущественное значение в перевозках крупнотоннажных контейнеров принадлежит морскому транспорту, который интегрируется с автомобильным и железнодорожным.. В техническом аспекте это означает применение для перевозки контейнеров судов-контейнеровозов, специализированных железнодорожных вагонов и специальных автомобильных средств.

Терминальная технология базируется на стандартизации контейнеров, поддонов, пакетов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Поэтому во всем мире приняты единые нормы и стандартные величины по контейнерам:

ширина                  –  2438 мм;

высота (max)         – 2591 мм или 8’6”;

длина                      – 3, 6, 9, 12 м или 10’, 20’, 30’, 40’ соответственно;

стандартная масса – 24 т;

ширина (max) перевозочных транспортных средств – 2,5 м (в Европе) и 2,6 м (в США);

высота (max) перевозочных транспортных средств – 4 м (от палубы до подволока).

           В настоящее время существуют и в дальнейшем развиваются терминальные сети:

-                     европейская сеть терминалов;

-                     национальная терминальная сеть;

-                     сети, объединяющие 2-3 страны;

-                     сети для мультимодальных[6]  перевозок.


Внутри сетей, в зависимости от расположения терминалы делятся на фидерные, блоковые, блоково-угловые, мультиблоковые и etc.

Основные  направления развития терминалов:

А)  сосредоточение работы в руках независимых транспортных компаний;

Б)  усложнение структурного состава участников перевозок, рост многосторонних компаний, выход национальных компаний на международный рынок;

В)  возрастание значений стандартов при интермодальных[7] перевозках.

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.

С 1992 года введены свободные транспортные тарифы на грузовые перевозки(кроме морского и ж/дорожного транспорта).    Для транспортных затрат в среднем  составляет в конечной стоимости товара от 15-30%.

Тарифная ставка определяется по формуле: Т=с(1+r/100), тенге, где

-                     с – себестоимость перевозок в рублях;

-                     r – прибыль в процентах.

-                      

На транспорте используются следующие виды тарифов:

1.                 Автомобильный транспорт:

·                    Сдельные;

·                    На условиях платных авто-тонно/часов;

·                    За повременное пользование грузовым транспортом;

·                    По километровому расчету;

·                    За перегон подвижного состава;

·                    Договорные тарифы.

2.                 Железнодорожный транспорт:

·                    Общие тарифы;

·                    Исключительные тарифы;

·                    Льготные тарифы;

·                    Местные тарифы.

3.                 Морской транспорт:

·                    По тарифу на  постоянных линиях;

·                    По фрахтовым ставкам на непостоянных линиях.

4.                 Речном транспорт:

·                    Тарифы определяются самостоятельно пароходством.

Одним из основных действующих транспортных узлов в работе терминалов является контейнерный терминал морского порта.

Контейнерный терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузовов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – морским, железнодорожным и автомобильным.

Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терминалах морского порта выполняется складирование и распределение грузов, а также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к близлежащим отправителям и потребителям грузов. Однако, стоимость современного контейнерного терминала почти в три раза выше стоимости традиционного причала для переработки генеральных[8] грузов.

Площадь современного крупного контейнерного терминала составляет от 10 до 18 га.

Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глубина под ним не менее 10,7 м. Эти цифры зависят от размеров современных судов-контейнеровозов 3 поколения.

Терминал подразделяется на три зоны:

а) складская зона, занимающая 55-58% общей площади терминала;

б) зона сортировки и упаковки, занимающая 20-30% от общей площади терминала;

в) зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала).

Вместимость складской зоны(а) по контейнерам, должна быть в 2,5 –3 раза больше обслуживающего причал судна.

Зона сортировки и упаковки (б) должна иметь стеллажные комплекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересечение этих маршрутов.

В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах используются пять основных типов транспортных систем.

-                     Система накатной(горизонтальной) и крановой(вертикальной) перегрузки;

-                     Система с портальными контейнеровозами;

-                     Система с портовыми кранами;

-                     Система с козловыми контейнерными кранами;

-                     Система с полуприцепами и тягачами.

Зарубежный опыт работы контейнерных терминалов.

1.                 Применяется перегрузочная техника, приспособленная к обработке всех видов грузовых единиц. Широко используются системы горизонтальной технологии.

2.                 Контрейлеры перевозятся на судах в основном третьего поколения, вмещающих 2400 контейнеров. По железной дороге они перевозятся на специализированных составах. Для горизонтальной перегрузки используются современные специальные тягачи марки ТР-160, ТР-180.

3.                 Применяются современные высокопроизводительные краны, грузоподъёмностью до 50т, высотой подъёма до 12м и с частотой перегрузки 20-30 циклов в час.

4.                 Штабелёвка контейнеров в 4 яруса возможна с помощью автопогрузчиков типа «Calmar», грузоподъёмностью до 48т. Использование лифтопов[9] и спредеров[10].

2. 2. Анализ влияния на финансовый результат оценки стоимости товарно-материальных запасов


В системе мер, направленных на повышение эффектив­ности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рациональ­ного использования оборотных средств. Проблема улучше­ния использования оборотных средств стала еще более актуальной в условиях формирования рыночных отноше­ний. Интересы предприятий требуют полной ответствен­ности за результаты своей производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предпри­ятий находится в прямой зависимости от состояния обо­ротных средств и предполагает соизмерение, затрат с ре­зультатами хозяйственной деятельности и возмещение за­трат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств — организаций их движения с минимально возможной сум­мой для получения наибольшего экономического эффекта.

Эффективность использования оборотных средств хара­ктеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с мо­мента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачисле­нием выручки на счет предприятия.

Оборачиваемость оборотных средств неодинакова на предприятиях как одной, так и различных отраслей эконо­мики, что зависит от организаций производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других фак­торов. Так, в тяжелом машиностроении с длительным про­изводственным циклом время оборота средств наиболь­шее, быстрее оборачиваются оборотные средства в пище­вой и добывающих отраслях промышленности.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: длительностью одно­го оборота в днях, количеством оборотов за определенный период — год, полугодие, квартал (коэффициент оборачи­ваемости), суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициент загрузки).

Длительность одного оборота оборотных средства днях (О) исчисляется по формуле


О = С (Т/Д)


где С — остатки оборотных средств (средние или на определенную дату);

Т — объем товарной продукции;

Д — число дней в рассматриваемом периоде.


Уменьшение длительности одного оборота свидетель­ствует об улучшении использования оборотных средств.

Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко), исчисляется по формуле


Ко=Т/С


Чем выше при данных условиях коэффициент оборачи­ваемости, тем лучше используются оборотные средства.

Коэффициент загрузки средств в обороте (Кз), обратный коэффициенту оборачиваемости, определя­ется по формуле


Кз=С/Т


Кроме указанных показателей также может быть ис­пользован показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продук­ции предприятия к остаткам оборотных средств.

Показатели оборачиваемости оборотных средств могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам.

Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего периода. В результате сравнения  показателей  оборачиваемости  оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление.

При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источ­ники их образования, при замедлении — в оборот вовлека­ются дополнительные средства.

Высвобождение оборотных средств вследствие ускоре­ния их оборачиваемости может быть абсолютным и от­носительным. Абсолютное высвобождение имеет место, ес­ли фактические остатки оборотных средств меньше нор­матива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рас­сматриваемый период.

Относительное высвобождение оборотных средств име­ет место в тех случаях, когда ускорение их оборачива­емости происходит одновременно с ростом производствен­ной программы предприятия, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств зави­сит от многих факторов, которые можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от ин­тересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внешним фак­торам можно отнести такие, как общеэкономическая ситу­ация, налоговое законодательство, условия получения кре­дитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Эти и другие факторы определяют рамки, в которых предприятие может манипулировать внутренними факторами рационального движения Оборотных средств.

На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использова­ние оборотных средств, можно отнесли такие, как кризис неплатежей, высокий уровень налогов, высокие ставки бан­ковского кредита.

Кризис сбыта произведенной продукции и неплатежи приводят к замедлению оборота оборотных средств. Сле­довательно, необходимо выпускать ту продукцию, кото­рую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекра­щая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме ускорения оборачиваемости предотвращается рост деби­торской задолженности в активах предприятия.

При существующих темпах инфляции полученную пред­приятием прибыль целесообразно направлять прежде всего на дополнение оборотных средств. Темпы инфляционного обесценения оборотных средств приводят к занижению се­бестоимости и перетоку их в прибыль, где происходит распыление оборотных средств на налоги и непроизводст­венные расходы.

Значительные резервы повышения эффективности испо­льзования оборотных средств кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится прежде всего к производственным запасам. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важ­ную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные (запасы представля­ют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.

Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности ис­пользования оборотных средств. Основные пути сокраще­ния производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запа­сов материалов; совершенствованию нормирования; улуч­шению организации снабжения, в том числе путем установ­ления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, нала­женной работы транспорта. Важная роль принадлежит улу­чшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершен­ствования организации производства, улучшения применя­емых техники и технологии, совершенствования исполь­зования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем статьям оборотных средств.

Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. Излишнее отвле­чение их в сферу обращения - отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений обо­ротных средств в эту сферу являются рациональная ор­ганизация сбыта готовой продукции, применение прогрес­сивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет вы­свободить значительные суммы, и таким образом, увели­чить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в со­ответствии с потребностями предприятия.


2.  3. Анализ элементов логистики грузовой единицы


На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры, в том числе транспорта, обеспечивающей надежное обращение материальных ресурсов.

Ежегодно в нашей стране образуется около 200 млрд. различных хозяйственных связей. Намеченный рост производственного потенциала при прочих равных условиях к концу XX века вызовет увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Эти данные свидетельствуют о необходимости детального рассмотрения возможностей транспортного комплекса по обеспечению надежного экономичного функционирования процессов товарообмена в современных условиях.

Переход к рыночным отношениям требует новых подходов к проблемам формирования материальных потоков, их рационализации и определения роли транспорта, в том числе и автомобильного, как основного участника процессов воспроизводства, оказывающего существенное влияния на рациональность размещения, обмена и эффективности общественного производства.

При грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

При переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет в конечном счете увеличить эффективность производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся услугами транспорта.

Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения.

Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозках грузов.

К ним относятся:

·      доставка грузов "от двери до двери";

·      сохранность грузов;

·      сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;

·      экономия упаковочного материала;

·      более высокая скорость доставки грузов автомобилями;

·      возможность участия в смешанных перевозках;

·      перевозки небольших партий груза, позволяющее предприятию ускорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.

Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства, в том числе и в машиностроении. Удельный вес материальных затрат в общем объеме продукции машиностроения составляет более 50 процентов. В процессе производства сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия перемещаются многократно. Для этого используются различные виды транспорта и в первую очередь автомобильный. Из общего объема перевозок в машиностроительном комплексе более 70 % осуществляется автомобильным транспортом. Таким образом, транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на предприятиях машиностроения. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление использования имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых машиностроительным предприятиям, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

В условиях рыночной экономики одной из основных задач предпринимателя является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.

Высшей мерой при выборе предприятия - поставщика сырья и материалов являются следующие факторы:

- предприятие-заказчик должно пойти на договорные отношения с различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом, обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.

- у предприятия-заказчика должны быть договорные отношения с предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).

- количество поставщиков следует оптимизировать.

 Определение методов и форм снабжения зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:

1. Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией.

Предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

 2. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара, определенного в заказе.

3. Ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых и быстро используемых  товаров. Преимущества: снижение затрат на складирование и хранение; ускорение оборачиваемости капитала; своевремен­ность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

- количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;

- оплачивается только поставленное количество товара;

- по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:

1. Конкурентные торги (тендоры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.

2. Письменные переговоры  между поставщиком и потребителем могут быть организованы двумя способами:

- инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;

- инициатива исходит от покупателя.

Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:

 - стоимость приобретения товара или услуг;

- качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочую стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства и т. д.).

Качество обслуживания включает качество товара и надежность обслуживания. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя.

Кроме основных критериев выбора поставщика сущест­вуют и прочие критерии, количество которых превышает 60.

- удаленность поставщика от потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- система управления качеством продукции у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставленного обо­рудования;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика     и пр.


2.     4. Финансовый анализ и система контроля за  состоянием запасов

 

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.