РУБРИКИ |
Экономическая мысль средневековья |
РЕКЛАМА |
|
Экономическая мысль средневековьяЭкономическая мысль средневековья
Республики Казахстан Костанайский инженерно-экономический Университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: История экономических учений на тему: Экономическая мысль средневековья выполнил: студент гр. Э-41 по специальности Бухучет и аудит Качеткова В.И. проверил:________________ ________________ ________________ Костанай 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Экономическая мысль средневековья 4 Список используемой литературы 10 ВВЕДЕНИЕ История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами. Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и
представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и
предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические
конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических отношений демократических принципов общественного устройства. Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки,
где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой
права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для
нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор,
как в начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их
мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил
мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города; Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках. Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена. На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения. С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы
теологии» почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если
последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов
священного писания и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-
этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые в современной экономической литературе относят к экономическим воззрениям раннего либо позднего канонизма: Таблица Продолжение таблицы | | Продолжение таблицы | | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с. 2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997. 3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.
|
|
© 2000 |
|