РУБРИКИ |
Бюджетирование в системе финансового менеджмента |
РЕКЛАМА |
|
Бюджетирование в системе финансового менеджментаБюджетирование в системе финансового менеджментаМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ Кафедра статистики, учета и аудита Информационно-аналитическая справка на тему: «Бюджетирование в системе финансового менеджмента» Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина Научный руководитель: проф. Пучкова С.И. Москва, 2001 Содержание §1. Понятие бюджетирования 3
§1. Понятие бюджетирования Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года. Главные цели бюджетирования: §2. Процесс бюджетирования I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора. II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции. III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж + + требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода. На основе бюджета производства разрабатываются: Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов. После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные
накладные расходы планируются следующим образом: Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании. IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает: - планируемый Отчет о Прибылях и Убытках; - планируемый Баланс; - планируемый Отчет о Движении Денежных Средств. Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат. Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов. Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках. Запасы сырья и материалов на начало периода х Закупленное сырье и материалы х Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_ Себестоимость израсходованных сырья и материалов х Прямые затраты труда х Производственные накладные расходы [постоянные и переменные] _х_ Запасы готовой продукции на начало периода х [постоянные и переменные] Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами. Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств. Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в
качестве примера – для активных счетов): + оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый). = дебиторская задолженность на начало периода + + прогнозируемая выручка (по отгрузке) – – прогнозируемые поступления денежных средств от продаж. §3. Виды бюджетов 3.1 В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают: 1) фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets); 2) фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets); 3) гибкие (Flexed budgets). В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными. Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж. Пример. Разрабатываются следующие бюджеты: А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц; Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц; В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц. Данный способ применяется, когда |Затраты | | | Объем производства «Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства
по сравнению с прогнозируемыми. Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг. Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами
будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000
кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг. - изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства; - в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат. Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных. 3.2 1)периодические (periodioc budgets); 2)скользящие (rolling budgets). Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями. Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем
добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или
квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель
данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью
предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию
на ближайшие 12 месяцев. Задание 1. Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация: Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за
соответствующий месяц. Дерево, Пластик, Неквалифиц. Стоимость ед. 12 7 4 Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м Требуется: (б) производства; (в) расходования материалов; (г) трудовых затрат; (д) закупки материалов. | |Стулья |Столы |Кресла |Всего | (б) Бюджет производства, в ед продукции | |Стулья |Столы |Кресла | (в) Бюджет расходования материалов | |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры | (г) Бюджет трудовых затрат | |Неквалифиц. труд, |Квалифиц. труд, | (д) Бюджет закупки материалов | |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры | 2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб) Выручка 71490 Производственные затраты Дерево 27288 Пластик 8379 Неквалифицированный труд 7840 Квалифицированный труд 9528 Накладные расходы (1960+1588) 3548 Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
(руб) | |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
Стулья 290*(120 – 91) = 8410 Столы 120*(208 – 162) = 5520 Кресла 230*(51 – 41) = 2300 Задание 2. Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта -запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж; -на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства; -запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца. 2) Ожидаемые издержки на ед продукции (руб): 3) Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля). 4) В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж: -А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц; -Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем. Требуется: (а) производства; (б) закупки материалов; (в) трудовых затрат; (г) продаж; 2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца. (а) Бюджет производства (в ед) | |Март |Апрель |Май |Июнь | (б) Бюджет закупки материалов Материал Х Материал У (в) Бюджет трудовых затрат | |Март |Апрель |Май |Всего | (г) Бюджет продаж | |Март |Апрель |Май |Всего, | Расчет цен (руб) 2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца (руб) Выручка 2 326 Производственные затраты Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода [(112000+106480)*1,4 ] (305 872) Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода [ (8400+5324)*7 ] (96 068) Затраты неквалифицированного труда 184 984 Затраты квалифицированного труда 517 496 Накладные расходы 646 870 |2 707 490 | Запасы готовой продукции на конец периода [2600*148+1331*290] (770 790)
|
|
© 2000 |
|