РУБРИКИ

Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский учет и принятие решений в бюджетных организациях

p> Для начисления износа основные средства бюджетных учреждений делятся на три группы:
1) дома, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части;
2) автомобильный транспорт и узлы, мебель, бытовые электронные, античные, электромеханические приборы и инструмент, включая электронно- вычислительные машины, прочие машины для автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, прочее конторское (офисное) оборудование, оборудование и приспособления к нему;
3) прочие основные средства, которые не вошли в I и II группы.

Нормы износа основных средств, то есть процентное соотношение суммы годового износа к первоначальной стоимости, установленные соответственно указанным группам: группа 1 — 5%; группа 2 — 25%; группа 3 — 15%.

Годовая норма износа в гривнах и процентах заносится в инвентарные карточки учета основных средств типовых форм № ОЗ-6 (бюджет), № ОЗ-8
(бюджет). Сумма начисленного износа не может превышать 100% стоимости основных средств, однако износ, начисленный на объекты в размере 100% стоимости, не может быть основанием для их списания. Начисление износа происходит за полный календарный год. Понятие износа основных средств, непосредственно связанное с определением их остаточной стоимости — разницы между первоначальной стоимостью и износом.

Ежегодно с карточек сумма износа записывается в типовую форму № ОЗ-12
(бюджет) «Ведомость начисления износа на основные средства». В последний рабочий день декабря на общую сумму износа составляется мемориальный ордер, из которого она переносится в книгу «Журнал-Главная».

Для учета износа используется субсчет 020 «Износ основных средств»: по кредиту отображается сумма износа основных средств, по дебету — сумма износа, списываемая одновременно с выбытием основных средств.

Для поддержки объектов основных средств в рабочем состоянии осуществляется их ремонт. В зависимости от объема работ ремонты разделяются на текущие и капитальные.

При текущем ремонте выполняется замена отдельных частей, деталей, ликвидируются повреждения и т. п. Капитальный ремонт предусматривает замену конструкций сооружений и зданий, а также замену или возобновление изношенных узлов. Капитальный ремонт может проводиться подрядным способом
(с привлечением к ремонту специализированных подрядных организаций) и хозяйственным (проводится учреждением). Если учреждение выполняет ремонт собственными силами, бухгалтерия учреждения учитывает фактические расходы на ремонт по соответствующим статьями расходов.

Как отмечалось, расходы на капитальный ремонт не увеличивают стоимость основных средств. Они относятся на расходы учреждения и списываются, таким образом, за счет финансирования.

4. Выбытие основных средств бюджетных учреждений происходит вследствие нескольких причин, а именно:
- физический и моральный износ (морально устаревшие, поврежденные вследствие аварии, изношенные и тому подобное);
- бесплатная передача;
- реализация;
- в связи со строительством новых объектов.

Для определения непригодности основных средств, которая наступила в результате физического или морального износа, неэффективности их восстановления, и оформления необходимой документации по их списанию руководитель учреждения своим приказом ежегодно создает постоянно действующую комиссию. В ее состав входят: руководитель учреждения или его заместитель, главный бухгалтер или его заместитель, руководители групп учета, лица на которых возложена ответственность по сохранение основных средств, и прочие должностные лица. В отдельных случаях (для установления непригодности автомобилей, нагревательных котлов и пр.) в состав комиссии включаются представители соответствующих государственных инспекций или штатные специалисты, которые отвечают за техническое обслуживание основных средств.

К задачам комиссии относятся:
- обзор основных средств для составление акта на их списание на основании технической документации и данных учета;
- определение невозможности восстановления и дальнейшего использования данного объекта;
- установление причин списания объекта;
- установление лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств;
- определение возможностей использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые оставляют после демонтажа, и их оценка;
- контроль изъятия из списанных основных средств пригодных узлов, деталей, материалов с цветными и драгоценными металлами и их оприходования.

По результатам обследования комиссии составляются акты на списание основных средств по формам ОЗ-3 (Бюджет) «Акт о списании основных средств»,
ОЗ-4 (Бюджет) «Акт о списании автотранспортных средств», ОЗ-5 (Бюджет) «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы». В актах подается характеристика объекта, а именно:
- год изготовления или строительства;
- дата получения учреждением;
- первоначальная стоимость (для проиндексированных — восстановленная);
- сумма начисленного износа;
- количество проведенных ремонтов;
- инвентарный номер (если автотранспорт, то и заводской);
- масса объекта по паспорту;
- наличие драгметаллов и т. п.

Кроме того, в актах детализируется информация относительно выбытие объекта, состояния основных частей узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывается нецелесообразность и невозможность их восстановления.

Если непригодность основных средств является следствием аварии, к акту прилагается копия акта об аварии, где объясняются причины аварии и указываются виновные лица.

Акт на списание основных средств подписывает руководитель учреждения.

Отметим, что, поскольку основные средства бюджетных учреждений по принадлежности являются государственной собственностью, их списание происходит исключительно при условии разрешения руководителей различных уровней управления. При этом нормы стоимости списания основных средств зависят непосредственно от степени распорядителя средств и источника государственного финансирования (местный бюджет, государственный бюджет).
Так, для бюджетных учреждений, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, установлены такие нормы стоимости списания основных средств:
- стоимостью за единицу до 150 ННМДГ — с разрешения руководителя;
- стоимостью за единицу от 150 до 300 ННМДГ — с разрешения вышестоящей организации;
- стоимостью по единицу свыше 300 ННМДГ — с разрешения министерства или другого центрального органа исполнительной власти.

Для бюджетных учреждений, которые содержатся за счет местных бюджетов, нормы стоимости на списание основных средств несколько иные:
- стоимостью за единицу до 75 ННМДГ — с разрешения руководителя учреждения;
- стоимостью от 75 до 150 ННМДГ — с разрешения вышестоящего учреждения;
- стоимостью свыше 150 ННМДГ — с разрешения местной государственной администрации.

Основные средства с балансов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций списывают независимо от их стоимости с разрешения их руководителя.

Детали, узлы, агрегаты и материалы, полученные в результате демонтажа оборудования, приходуются на соответствующие субсчеты бухгалтерского учета.
Изъятые драгметаллы и камни подлежат сдаче на специализированные предприятия Украины. Изготовленные из цветных металлов детали и узлы, которые не используются в данном учреждении, подлежат сдаче учреждениям, на которые возложены функции по собиранию такого сырья.

Если основные средства утратили свое значение и не используются учреждением, они могут быть реализованы или бесплатно переданные.
Безвозмездная передача основных средств разрешается:
- в пределах одного министерства или другого центрального органа исполнительной власти — учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета;
- в пределах одного бюджета — учреждениям, которые содержатся за счет местных бюджетов;
- по согласованию с соответствующими органами и управленческими структурами.

Продажа основных средств осуществляется только через аукционы или биржи. Продажа основных средств, стоимость которых превышает 100 ННМДГ, проводится при условиях обязательного согласования с органами, уполномоченными распоряжаться этим имуществом.

Суммы средств, полученные учреждением вследствие продажи основных средств (кроме зданий и сооружений), остаются в распоряжении учреждения с правом их дальнейшего использования на ремонт, модернизацию, приобретение основных средств. Поступление указанных средств отображается в виде увеличения финансирования. Суммы от продажи или демонтажа зданий и сооружений, вносятся в доход бюджета, за счет которого эти учреждения содержатся.

УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ

ПРЕДМЕТОВ

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИя И ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ БЮДЖЕТНЫХ УчРЕЖДЕНИЙ.

ЗАДАчИ УчЕТА МАТЕРИАЛОВ.
2. Документальное оформление поступления и выбытия материалов.
3. Учет материалов по месту их поступления и хранения (складской учет) и его связь с учетом в бухгалтерии. Методы учета материалов.
4. Особенности учета медикаментов, продуктов питания.
5. Инвентаризация материалов.
6. Учет МБП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. КАТЕГОРИя МАТЕРИАЛОВ КАК ПРЕДМЕТОВ ТРУДА ПРИСУЩАя КАК СФЕРЕ
МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТАК И БЮДЖЕТНЫМ УчРЕЖДЕНИяМ, ОСНОВНЫМ ПРОДУКТОМ
ДЕяТЕЛЬНОСТИ КОТОРЫХ яВЛяЕТСя УСЛУГА. ПОД МАТЕРИАЛАМИ БЮДЖЕТНЫХ УчРЕЖДЕНИЙ
ПОНИМАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВЕЩЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСя В ПРОЦЕССЕ
ХОЗяЙСТВЕННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТЫ ТРУДА. В ОТЛИчИЕ ОТ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ, ГДЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕНОСяТ СВОЮ СТОИМОСТЬ НА
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, СТОИМОСТЬ ПОТРЕБЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ БЮДЖЕТНЫМ
УчРЕЖДЕНИЕМ ОТНОСИТСя НА ЕЕ ФАКТИчЕСКИЕ РАСХОДЫ.

Состав материалов достаточно разнообразный, а потому требует классификации. В бюджетных учреждениях основным является группировка материалов по функциональными назначению:
- материалы для учебных, научных и других целей;
- продукты питания;
- медикаменты и перевязочные средства;
- хозяйственные материалы и канцелярские приспособления;
- горючее, топливо и смазочные материалы;
- материалы в пути;
- корма и фураж;
- запасные части;
- прочие материалы.

Отметим, что указанная классификация положена в основу учета по синтетическим счетам.

Кроме классификации по функциональному признаку, с целью отображения всех видов материалов используется более детализированное их группирование в разрезе подгрупп, субподгрупп, наименований, сортов и т. п. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают соответствующий номенклатурный номер — постоянно действующее сокращенное условное обозначение. Номенклатурный номер фиксируется в специальном реестре номенклатуре-ценнике, то есть систематизированном перечне материалов учреждения, применяющемся как справочник для всех служб и подразделений учреждения. Кроме номенклатурного номера, в ценнике отображаются учетная цена, единица измерения, сорт, размер и наименование материала.

Важным моментом учета материалов является их оценка. В бюджетных учреждениях материалы в учете и отчетности отображаются по покупательной цене, при этом наценки, транспортные расходы, сумма НДС списывается на фактические расходы учреждения. За учетную цену принимают фиксированные цены на год (усредненные) или средневзвешенные цены.

Периодически, как правило, вследствие очередного повышения цен на материальные ценности, бюджетные учреждения осуществляют их дооценку.
Последняя дооценка материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов осуществлялась соответственно приказу Главного управления Государственного казначейства и Министерства экономики Украины от 2 декабря 1997 г. №
127/138. Согласно указанному нормативному документу для проведения дооценки и установления реальной стоимости материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов приказом руководителя учреждения создавалась специальная временная комиссия по дооценке в составе:
1) заместителя руководителя учреждения (председатель комиссии);
2) главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
3) руководителей групп учета (в учреждениях, которые обслуживаются централизованными бухгалтерами) или других работников бухгалтерии, которые учитывают материальные ценности;
4) лиц, на которых возложена ответственность по сохранению материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
5) других должностных лиц (на усмотрение руководителя учреждения). Комиссия осуществляет дооценку каждой отдельной единицы материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов путем приведения ее стоимости в соответствие с ценой, которая сложилась в торговой сети на аналогичные образцы товаров, которые производятся предприятиями Украины или предприятиями-производителями за пределами Украины и поставляются в торговую сеть.

Для определения новой цены комиссия по проведению дооценки может пользоваться:
- счетом или накладной на полученные аналогичные материальные ценности;
- опубликованным в средствах массовой информации листом или прайс-листом предприятия-поставщика и других предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию, с отображением новой цены;
- ценами, установленными в торговой сети на подобные товары;
- экспертным выводом о стоимости материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

При этом установленные при дооценке цены на однотипные предметы в пределах одного учреждения или организации или учреждений, которые обслуживаются одной централизованной бухгалтерией, должны быть одинаковыми.

По результатам дооценки комиссия учреждения составляет в произвольной форме акт об изменении стоимости материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В акте нужно указать наименования дооцененных материальных запасов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их количество и стоимость по данного бухгалтерского учета, новую цену единицы после дооценки и сумму разницы, которую предстоит отразить в бухгалтерском учете. Акт утверждает руководитель учреждения.

Материальные запасы бюджетных учреждений нормируются. Нормы запасов материальных ценностей определяются в минимальных размерах, которые обеспечивают беспрерывную работу учреждения, и устанавливаются в днях или в процентах к их годовому потреблению. Величина нормы запасов материалов зависит от норм и объемов их потребления, организации материально- технического обеспечения и условий хранения. Выполнение норм запасов материалов является одним из направлений соблюдения финансовой дисциплины бюджетными учреждениями.

Учет материалов, как и ранее рассмотренные учетные направления, оказывает содействие выполнению ряда задач хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. К главным задачам учета материалов относят:
- правильное и своевременное документальное оформление операций по поступлению, движения и выбытию материалов;
- контроль хранения и движения материалов на складе;
- контроль рационального использования материалов и соблюдения норм их использования.

2. В процессе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация). Указанные операции отображаются в учете с помощью первичных документов, оформленных надлежащим образом.

Основными документами относительно поступления материалов выступают счета-фактуры, приходные накладные, копии железнодорожных накладных, акты по принятию материалов. В этих документах фиксируются следующие сведения: от кого поступили материалы или продукты питания, наименование, сорт, количество (вес), цена, сумма, дата поступления на склад и подпись материально-ответственного лица, которое получило ценности. Если при принятии материалов на склад не выявлены расхождения между их фактическим наличием и документальным количеством, материалы могут быть оприходованы без выписки дополнительных документов. Если при оприходовании выявлен повреждения или потери материалов вследствие транспортировки, бюджетные учреждения составляют коммерческий акт, который передается транспортной организации, выполнявшей доставку материалов. Если расхождения выявлены при оприходовании материалов на склад, составляется акт приемки по форме 429, в котором фиксируются наименования материалов, единица измерения, шифр субсчета, номенклатурный номер, фактическое количество, цена и сумма. Акт в двух экземплярах составляется приемочной комиссией по обязательным участием заведующего складом и представителя от поставщика или сторонней организации. Один экземпляр акта используется для учета принятых материальных ценностей, второй — для направления претенциозного письма поставщику.

На основании указанных документов делается запись операций по поступлению материалов в соответствующие учетные регистры.

Затраты на наем транспорта для перевозки материалов не относятся на увеличение стоимости приобретенных ценностей, а списываются на соответствующие статьи расходов за счет ассигнований, на которые ценности приобретены. Расходы по доставке продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств относятся на код 1151 «Оплата транспортных услуг и содержание собственных транспортных средств».

Выдача материалов со склада осуществляется по документам, утвержденным руководителем учреждения. Для этого нужны:
- накладная (требование) ф. 434 — при перемещении материалов в учреждении.
Она выписывается, как правило, в одном экземпляре, если другой порядок не установлен министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством финансов Украины;
- меню-требование ф. 298 и ф. 299 — для выдачи продуктов питания. Меню- требование составляется каждый день на основании данных о количестве людей, которое посещают столовую, и норм раскладки продуктов питания.
Меню-требование с подписью лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком, но не реже чем три раза в месяц;
- ведомость на выдачу кормов и фуража ф. 397. По ней в пределах установленных норм отпускаются со склада корма и фураж;
- ведомость на выдачу материалов на потребности учреждения ф. 410 — для выдачи хозяйственных материалов, материалов для учебных и других целей в течение месяца. Записи в ведомости следует делать не в хронологическом порядке, а для каждого вида материалов — оставлять соответствующее количество строк, чтобы в конце месяца по каждом виду можно было подсчитать общий итог;
- заборная карточка ф. 431 — как при ежедневном отпуске материалов и топлива, так и через соответствующие промежутки времени в течение месяца.
Эта карточка выписывается на каждого получателя на несколько наименований материалов для потребностей по прямому назначению. Заборная карточка выписывается в двух экземплярах, один из которых с подписью получателя хранится на складе, второй — у получателя. При ежедневном отпуске материалов заборная карточка выписывается сроком на 15 дней, а при периодическом — на месяц;
- материалы и топливо выдаются в пределах установленного лимита при предъявлении получателем своего экземпляра заборной карточки. Выдача материалов свыше установленного лимита проводится по накладной
(требованию) ф. 434;
- в случаях, когда выдача топлива со склада по накладной или по заборной карточке является невозможной, списание использованного топлива проводится по актам обмера остатков. При нехватке топлива по актам замера сравнительно с установленными нормами расходования руководитель учреждения принимает меры по выявлению причин перерасходов и в надлежащих случаях — меры по взысканию;
- дорожный листок является основанием для списания на расходы автомобильного бензина. Бензин списывается по фактическим расходам, но не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей;
- товарно-транспортная накладная ф. 1-т (типовая) межведомственная применяется в учреждениях и организациях при перевозке грузов для потребностей своего учреждения на собственных автомобилях.

3. Ответственность за приемку, хранение и отпуск материальных ценностей возлагается на материально-ответственных лиц. Материальная ответственность рабочих и служащих наступает согласно с действующим трудовым законодательством. С материально-ответственными лицами заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности на основании одноименного типового договора. В бюджетных учреждениях письменные договора о полной материальной ответственности должны заключать с заведующим хозяйством, рабочими, которые выполняют работы по приемке
(выдаче) материальных ценностей рабочим учреждения.

Администрация учреждения обязанная: создать рабочему условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранения материальных ценностей; ознакомить с действующим законодательством относительно материальной ответственности рабочих и служащих за убытки, нанесенные учреждению, а также действующими инструкциями, нормативами и правилами хранения, приемки, обработки, продажи (отпуска), перевозка или применения в процессе производства переданных ему материальных ценностей; проводить в установленном порядке инвентаризацию материальных ценностей.

Материалы должны сохранять в специально приспособленных помещениях
(складах, амбарах), оснащенных весоизмерительными приспособлениями, которые обеспечивают точность подсчета количества принятых и отпущенных материалов.
Если в учреждении есть несколько хранилищ (в отделениях, филиалах), то за каждым с них закрепляется определенная группа материалов. Хранилищу присваивают номер (шифр), который проставляется на всех приходных и расходных документах. Для обеспечения быстрой приемки и выдачи, а также проведение инвентаризации материалы размещаются на стеллажах, в ячейках, поддонах с обязательными материальными ярлыками. В ярлыках обозначают наименование материала, его марку, сорт, размер, номенклатурный номер, единицу измерения, цену, норму запаса.

Поступление материалов оформляется распиской материально- ответственного лица на документах поставщика (счете, акте, накладной, товарно-транспортной накладной). При централизованной доставке материальных ценностей их приемка подтверждается не только распиской материально- ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и штампом
(печатью) бюджетного учреждения.

Оформление отпуска материалов со складов учреждения осуществляется на основании документов, утвержденных руководителем учреждения. Расходные документы, описанные ранее, по составу и назначению можно объединить в две группы: разовые требования и накопительные ведомости.

Первая группа: накладная (требование) ф. 434 (при выдаче материалов со складов и при внутреннем перемещении материалов по учреждению); меню- требование ф. 298 и 299 (для выдачи продуктов питания со склада); ведомость на выдачу кормов и фуража ф. 397; дорожный листок для списания в расход автомобильного бензина.

Вторая группа: ведомость выдачи материалов на потребности учреждения ф. 410 и заборная карта ф. 431.

В бюджетных учреждениях складской учет ведется, как правило, двумя методами: количественно-суммовым и оперативно-бухгалтерским.

Количественно-суммовой метод. Сортовой учет материалов ведется на складе материально-ответственным лицом только по количеству. Эта информация фиксируется в книге складского учета материалов ф. М-17 на основании приходно-расходных документов. Соответственно графику первичные документы относительно поступления, выбытия и движения материалов передаются со склада в бухгалтерию. Соответствующий отдел бухгалтерской службы осуществляет аналитический учет материально-ответственным лицам по наименованиям материалов, количеству, стоимости в книге ф. 296 или карточках ф. 296-а. Данные складского и бухгалтерского учета ежемесячно сверяются и, таким образом, осуществляется проверка достоверности обоих видов учета и выявление ошибок. После исправления ошибок в бухгалтерии составляется сортовая оборотная ведомость, данные которой сверяются с
«Журналом-Главной».

Оперативно-бухгалтерский метод. Карточки ф. 296-а или книги ф. 296 заполняются в бухгалтерии и передаются на склад под расписку в реестре выдачи карточек. На складе материально-ответственное лицо осуществляет количественно-сортовой учет материалов. Записи в карточках или книгах делаются на основании приходно-расходных документов. Бухгалтер материального отдела систематически, непосредственно на складе, осуществляет прием указанных документов, проверяет карточки на полноту, достоверность и своевременность заполнения, а также проводит выборочную инвентаризацию (в частности дефицитных и дорогих материалов). По данным проверки составляется акт.

В бухгалтерии учет ведется только в денежном выражении в ведомостях прихода и выбытия материалов по субсчетам и материально-ответственным лицам.

Ежемесячно кладовщик на основании данных складского учета составляет сальдовую ведомость (книга остатков материалов), в которой по каждому номенклатурном номеру фиксируются количественные остатки на первое число месяца. В бухгалтерии эту ведомость (книгу) проверяют, определяют сумму остатков, которые сверяются с данными бухгалтерии. Необходимое условие применения указанного метода учета материалов — наличие твердых цен.

В бухгалтерском учете материалы и продукты питания отражаются на счете 06 «Материалы и продукты питания», имеющем следующие субсчеты:

060 «Материалы для учебных, научных и других целей»

061 «Продукты питания»

062 «Медикаменты и перевязочные средства»

063 «Хозяйственные материалы и канцелярские приспособления»

064 «Топливо, горючее и смазочные материалы»

065 «Корма и фураж»

066 «Тара»

067 «Прочие материалы»

068 «Материалы в пути»

069 « Запасные части к машинам и оборудованию»

На субсчете 060 учитываются реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы и радиоматериалы, радиолампы, фотопринадлежности, бумага для задания учебных программ, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, а также драгоценные и прочие материалы для протезирования. Учет драгметаллов ведется согласно с
Инструкцией о порядке получения, использование, учета и хранения драгметаллов и драгоценного камня, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 6 апреля 1998 г. № 84.

Информация относительно продуктов питания в бюджетных учреждениях фиксируется на субсчете 061.

На субсчете 062 учитываются медикаменты, компоненты, бактерицидные препараты, сыроватки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и иных учреждениях. На этом счете учитываются также вспомогательные и аптекарские материалы в лечебных учреждениях, которые имеют свои аптеки.

Хозяйственные материалы, которые используются для текущих потребностей учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и пр.), строительные материалы для текущего и капитального ремонтов, а также медикаменты и перевязочные средства в учреждениях, деятельность которых не связанная с лечением, учитываются на субсчете 063. В небольших учреждениях канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, чернило, пера и т.п.), а также медикаменты и готовые лекарства (за исключением спирта, перевязочных средств и дорогих медикаментов), приобретенные и одновременно выданные на текущие потребности, могут списываться на фактические расходы с отображением их общей стоимости по оприходованию и расходах на субсчете
063. На документах, подтверждающих приобретение и получение этих ценностей, должна быть подпись лица, которое получило эти материалы.

Субсчет 064 предназначен для учета всех видов топлива, горючего и смазочных материалов, которые находятся на складах и в амбарах (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.п.), а также непосредственно у материально-ответственных лиц.

На субсчете 065 учитываются сено, овес, прочие виды кормов и фуража для скота и других животных.

На субсчете 066 учитывается обратная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.) как пустая, так и та, в которой находятся материальные ценности.

На субсчете 067 учитываются семена, удобрения и прочие материалы; также приплод молодняка (жеребят) — при наличии в учреждениях рабочих коней, которые содержатся за счет смет расходов по бюджету.

Субсчет 068 «Материалы в дороге» служит для учета материалов, которые оплачены учреждениями по иногородними поставками, но еще не поступили на склад, а также материалов, которые полученные на склад групп централизованного снабжения и не распределены по учреждениями.

На субсчете 069 «Запасные части к машинам и оборудованию» учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены отработанных частей в машинах, оборудовании, тракторах, комбайнах, транспортных средствах.

Указанные субсчеты являются активными, то есть по дебету фиксируется поступление материалов, по кредиту — использование. Счет 06 «Материалы и продукты питания» корреспондирует со счетами 178, 179, 090 — 092, 100 —
102, 111, 160, 140, 230, 400, 170.

Аналитический учет материалов по субсчетам 060, 063-067 в бухгалтериях учреждений и централизованных бухгалтериях ведется по наименованиям, сортами, количеству, стоимости и материально-ответственным лицам на карточках ф. 296-а (в книге ф. 296).

4. Медикаменты и продукты питания являются достаточно весомой составляющей материалов бюджетных учреждений, в частности медицинских учреждений. Организация учета материалов зависит, прежде всего, от наличия в указанном учреждении такого структурного подразделения, как аптека.
Большинство учреждений обеспечивается медикаментами через хозрасчетные аптеки.

Учет значительной части медикаментов осуществляется в денежном выражении. Материалы отпускаются по требованию на текущие потребности лечебных учреждений непосредственно у отделения. Наркотические и отравляющие лекарственные средства, психотропные лекарственные препараты, лекарственные средства, которые имеют одурманивающее свойство, спирт этиловый и марадол подлежат количественно-суммовому учету. Отделения получают указанные препараты только по требованиям, подписанными главным врачом, к которым обязательно прилагают рекомендации врача или историю болезни. В отделениях учет медикаментов ведет главная или старшая медсестра. Информация фиксируется в соответствующих регистрах по наименованиям, расфасовке, дозированию, упаковкам, лекарственным формам.

Поступление продуктов питания в учреждение учитывается в накопительной ведомости по оприходованию продуктов питания (ф. 300), составляемой по каждому материально-ответственному лицу в отдельности.
Записи в этой ведомости осуществляются в количественном и суммарном выражении на основании первичных документов.

По истечении месяца в ведомости подводятся итоги. Основанием для составление мемориального ордера 11 является накопительная ведомость (ф.
300) или сведение данных накопительных ведомостей по оприходованию продуктов питания (ф. 398).

Учет выданных продуктов питания ведется в накопительной ведомости по затратам продуктов питания (ф. 399). Эта ведомость составляется на материально-ответственных лиц. Записи в ведомость проводят на основании меню-требования (ф. 298 или ф. 299). По истечении месяца в ведомости подводятся итоги, которые определяют стоимость затраченных продуктов питания. При этом сверяется количество лиц, которые питались в детских учреждениях, с данными учета посещаемости детей, в лечебных учреждениях — с ведомостями о наличии больных. Накопительная ведомость (ф. 399) или ведомости накопительных ведомостей по расходам продуктов питания (ф. 411) являются основанием для составления мемориального ордера 12. У сведения (ф.
411), кроме данных накопительных ведомостей, записываются данные прочих расходных документов питания (актов) на нехватку продуктов питания, возвращение — на базу снабжения, затраты на прочие цели и тому подобное.

Аналитический учет продуктов питания ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально-ответственным лицам в оборотных ведомостях ф. м-44. Записи в оборотные ведомости осуществляются на основании данных накопительных ведомостей (ф. 300 и ф. 399) и других документов по оприходованию и расходу продуктов питания. В оборотных ведомостях ежемесячно подсчитываются обороты и определяются остатки на начало месяца.

5. Бюджетные учреждения и организации обязаны проводить инвентаризацию основных средств, материальных ценностей, средств, расчетов и прочих статей баланса.

Инвентаризация материалов, продуктов питания, топлива и прочих материальных средств проводится по месту хранения и в отдельности — по материально-ответственным лицам. Материалы при инвентаризации записываются в описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества (счета, веса или меры). На выявленные при инвентаризации испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых отмечаются причины, характер и степень порчи, и указываются виновные в этом лица. На материальные ценности, которые находятся в пути, составляется отдельный акт, в котором по каждой отправке приводятся такие данные: наименование и количество
(согласно с документами бухгалтерского учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов на отгруженные ценности. Материальные запасы, которые поступили во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствия членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под названием «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи отмечается: когда, от кого поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Синхронно на приходном документе подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «После инвентаризации» с ударением на дату описи, в котором записанные эти ценности.

На большом складе при удлиненном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только по письменному разрешению руководителя и главного бухгалтера учреждения в процессе инвентаризации материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствия членов инвентаризационной комиссии. Такие ценности заносятся в отдельную опись под названием: «Материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформлять опись следует по аналогии с документами на материальные ценности, поступившим во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

Выявленные при инвентаризации различия между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета регулируются в таком порядке:
- ценности, которые выявленные в излишках, подлежат оприходованию со следующим выявлением причин их возникновения и виновных в этом лиц;
- нехватка материальных ценностей в пределах установленных норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя учреждения на уменьшение финансирования. Нормы естественной убыли применяются лишь в случаях выявления фактических нехваток. Списание материальных ценностей в пределах норм естественной убыли до установлению факта недостачи запрещается. При отсутствии утвержденных норм естественной убыли все недостачи рассматриваются как сверхурочные;
- взаимное зачисление излишков и недостач из-за пересортицы может быть разрешено только в порядке исключения за один и тот же период, для одного и того самого лица, относительно материальных ценностей одного и одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач и излишков от пересортицы стоимость материальных ценностей, которых не хватает, превышает стоимость ценностей, выявленных в излишках, разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц;
- недостача материальных ценностей свыше нормы естественной убыли, а также потери от порчи относятся на виновных лиц и взимаются с них по государственным розничным ценам, а при отсутствии розничных цен — в порядке, установленном Госкомценом Украины.

Взыскание с виновных лиц убылей, причиненных кражей, недостачей или потерей, проводится соответственно Порядку определения размера убылей от хищения, недостачи, уничтожение (порчи) материальных ценностей, утвержденному приказом Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 г. №
116. При выявлении недостачи и потерь вследствие злоупотреблений соответствующие материалы на протяжении пяты дней после установления факта недостачи подлежат передачи следственным органам, а на эту сумму предъявляется гражданский иск. Недостачи материальных ценностей свыше нормы естественной убыли, потери от порчи, стихийного бедствия (наводнения, пожара), от нераскрытых краж, в случаях, когда конкретные виновники не установлены, списываются с балансов на уменьшение финансирования лишь после проверки соответствующей действительности отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер для недопущения убылей в дальнейшем.

По истечении инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отображения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и стоимостные показатели по данным бухгалтерского учета проставляются напротив соответствующих данных описи и путем сравнения выявляются различия между данными инвентаризации и учета.

Относительно ценностей, которые принадлежат другим организациям, по результатам их инвентаризации с приложением копии описи также должна быть сделанная отметка о проверке цен, таксы и подведение итогов за подписями лиц, которые проводили эту проверку.

Выявленные бухгалтерией в описях ошибки должны быть выправленные и исправление оговорено за подписями всех членов комиссии и материально- ответственных лиц.

По всем недостачам и излишкам, потерям, связанным с порчей материальных ценностей, а также пропуском сроков исковой давности по взысканию дебиторской задолженности инвентаризационная комиссия должна получить письменные объяснения соответствующих работников. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков и с учетом этого вносит предложение относительно регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Инвентаризационная комиссия проверяет правильность результатов инвентаризации и свои выводы и предложения отображает в протоколе, в котором также приводятся детальные сведения о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, излишках, и отмечаются меры, принятые относительно этих лиц. Протоколы инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, при которой созданная централизованная бухгалтерия, не позднее чем в десятидневный срок по истечении инвентаризации. Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете за тот месяц, в котором она была закончена.

6. Учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) на складе аналогичен складскому учету материалов. Для аналитического учета МБП используется уже известная из раздела 5 книга ф. 296, которая ведется в разрезе материально-ответственных лиц, наименований МБП, их стоимости и количества. Списание МБП происходит через выбытие по непригодности или достижение полного фактического износа (по нормативам службы). Факт износа или непригодности подтверждает постоянно действующая комиссия, в обязанности которой входит:
- обзор предметов;
- контроль оприходования списанных МБП на складе;
- выявление виновных лиц в порче или пропаже МБП;
- составление актов на списание.

Наличие и движение всех малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые находятся в учреждении, учитываются на активном счете 07
«Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» в разрезе субсчетов:

070 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы на складе»

071 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации»

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые находятся на складе, независимо от их стоимости учитывают на субсчете 070. Учет МБП, находящихся на складе, материально-ответственными лицами ведется по наименованиям предметов и количеству в книге ф. м-17. Выдача этих предметов со склада осуществляется по накладной (требованию) ф. 434. При выдаче со склада на предметах ставится маркировальный штамп с указанием наименования учреждения, отделения, года и месяца выдачи их в эксплуатацию. Маркировка может выполняться краской (стойкой к стиранию и химического воздействия), прикреплением жетона или другим способом. Выдача МБП стоимостью менее 30%
ННМДГ, в учете отображается как уменьшение фонда малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые передаются
(стоимость которых свыше 30% ННМДГ) и находятся в эксплуатации, в бухгалтерии учитываются на субсчете 071. Все малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации должны находиться на хранении у лиц, ответственных за их правильную эксплуатацию и хранение.
Ответственные лица обязаны учитывать предметы по наименованиям и количеству в книге ф. м-17. Учет операций по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется в накопительной ведомости ф. 438
(мемориальный ордер 10).

Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов по субсчету 071 ведется по наименованиям предметов, их количеству, стоимости и материально-ответственным лицам на карточках ф. 296-а или на вкладных листах ф. 402 к инвентаризационной описи и сравнительной ведомости.
Движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов в течение года отражается в соответствующих графах вкладных листов с выделением остатков на конец каждого квартала. При применении в аналитическом учете вкладных листов оборотные ведомости не составляются.

УЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. ПОНяТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ ВИДЫ И ЗАДАчИ УчЕТА.
2. Учет специальных средств.
3. Учет сумм по поручениям.
4. Учет депозитных сумм и прочих внебюджетных средств.
5. Учет затрат на научно-исследовательские работ по договорам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. КАК ОТМЕчАЛОСЬ В ТЕМЕ 2, БЮДЖЕТНЫЕ УчРЕЖДЕНИя В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ
ДЕяТЕЛЬНОСТИ ПОЛУчАЮТ СРЕДСТВА КАК ИЗ БЮДЖЕТА, ТАК И ИЗ ДРУГИХ ИСТОчНИКОВ.
СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ УчРЕЖДЕНИя И ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУчАЮТ СВЫШЕ
АССИГНОВАНИя, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛяЮТСя ИМ С ГОСУДАРСТВЕННОГО И/ИЛИ МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ, НАЗЫВАЮТСя ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ.

Внебюджетные средства неоднородны по принципу происхождения и использования, а потому разделяются на специальные средства, суммы по поручениям, депозитные и прочие внебюджетные средства. Специальные средства
— это доходы бюджетных учреждений и организаций, которые они получают от предоставления платных услуг, выполнение работ, реализации продукции или другой деятельности, осуществляемой соответственно утвержденным нормативно- правовым актам. Суммы по поручениям — это средства, которые бюджетные учреждения и организации получают от предприятий, учреждений, организаций, физических лиц и благотворительных фондов для выполнения определенных поручений. Депозитные суммы — это средства, которые поступают во временное распоряжение бюджетных учреждений и организаций и с наступлением соответствующих условий подлежат возвращению. К прочим внебюджетным средствам относят такие, которые не входят в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм.

Использование внебюджетных средств, в частности специальных, как и средств, полученных из бюджета, планируется соответственно порядку, установленного постановлением Кабинета Министров Украины от 16 февраля 1998 г. № 164 «О Положении о порядке составление единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и организации».

Внебюджетные средства должны использоваться строго по целевому назначению. Распорядителями внебюджетных средств являются руководители бюджетных учреждений и организаций, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными ассигнованиями. Временно свободные внебюджетные средства могут направляться на расходы, предусмотренные разделом «Бюджетные ассигнования» единой сметы доходов и расходов учреждения, на осуществление расходов по защищенным статьям, с последующим возмещением, если другое не установлено нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины и
Главного управления Государственного казначейства Украины. Решение о направлении внебюджетных средств на бюджетные расходы и их возмещение принимается распорядителем внебюджетных средств самостоятельно и оформляется приказом учреждения. Об этом распорядитель средств обязанный письменно сообщить соответствующий орган Государственного казначейства или местный финансовый орган, на территории которого он расположен.

Бухгалтерский учет операций с внебюджетными средствами осуществляется на едином балансе по плану счетов, предусмотренном «Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на
Государственном бюджете СССР», утвержденной приказом Министерства финансов
СССР от 10 марта 1987 г. № 61 (с последующими изменениями) и инструкцией
Главного управления Государственного казначейства «О порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности по ним» от
11 сентября 1998 г. № 0561.

Для хранения внебюджетных средств и проведения операций по ним организациям открываются текущие счета только в тех учреждениях уполномоченных банков, где им открыты бюджетные счета или регистрационные счета на Едином казначейском счете соответствующего органа Государственного казначейства (за исключением дипломатических представительств Украины за границей, все средства которых хранятся на текущих банковских счетах страны нахождения этих учреждений). Счета открываются по балансовому счету «Прочие средства клиентов, которые содержатся из государственного бюджета» или
«Прочие средства клиентов, которые содержатся из местных бюджетов». После переведения на обслуживание внебюджетных средств в органы Государственного казначейства текущие счета организаций закрываются и открываются аналогичные им регистрационные счета.

2. К специальным средствам относятся доходы от внебюджетной деятельности учреждений, получение которых предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности: арендная, квартирная плата и прочие доходы от домов, которые относятся учреждениям; доходы от эксплуатации транспорта учреждений; доходы от лекций, вечеров, концертов; плата за обучение на контрактной основе в учебных заведениях всех уровней аккредитации; входная плата в музеи и выставки; доходы от подсобных нехозяйственных предприятий; плата за обучение учеников в кружках школах; прочие средства от предоставления услуг, выполнение работ, выполнение прочей деятельности. Отметим: право иметь специальные средства предоставляется при условии, если отсутствует возможность организовать на основах хозяйственного расчета реализацию продукции, выполнение работ, предоставление услуг или осуществление прочей деятельности, а также, если расходы, связанные с осуществлением указанной деятельности, полностью обеспечиваются получаемыми доходами.

Доходы специальных средств учреждения на отчетный год состоят из остатка средств соответствующего вида к началу года и их поступление в плановом периоде. За основу расчетов доходов берутся показатели, которые характеризуют объемы предоставленных платных услуг, а также прочие расчетные показатели (площадь помещений, стоимость оборудования или другого имущества, которое сдают в аренду, количество посещаемостей музеев, выставок и тому подобная) и стоимость единицы показателя, которая должна устанавливаться соответственно действующему законодательству Украины по вопросам ценообразования. На основании пересчитанных показателей определяется сумма доходов на плановый период в разрезе каждого источника доходов. Во время формирования плановых показателей обязательно учитываются уровень фактических поступлений доходов по последний отчетный год и ожидаемый уровень по период, предшествующий плановому. Расчеты показателей осуществляются на основании данных бухгалтерской отчетности по соответствующие периоды, с учетом изменений в налоговом законодательстве, инфляции, других факторов.

Расходы учреждений за счет специальных средств планируются соответственно кодам экономической классификации расходов, предусмотренных приказом Министерства финансов Украины от 3 декабря 1997 г. № 265 «Об утверждении новой бюджетной классификации Украины» (с последующими изменениями и дополнениями). Расходование специальных средств осуществляется в строгом соответствии их целям. Из специальных средств, не указанных в смете, расходы проводить не разрешается, кроме временного направления средств на покрытие дефицита бюджетных ассигнований.

Утверждение объемов специальных средств осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины от 16 февраля
1998 г. № 164 «О Положении о порядке составление единой сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и организации». Доходы и расходы, утвержденные в единой смете доходов и расходов учреждения, считаются соответственно валовыми доходами и валовыми расходами учреждения.

Специальные средства облагаются налогами в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством Украины, и с учетом особенностей области. Сумма, которая подлежит налогообложению, отображается в мемориальном ордере. Согласно со сделанным расчетом заполняются налоговые декларации. На суммы расчетов за отчетный налоговый период бухгалтерские проводки относительно списания доходов в счет проведенных расходов не осуществляются.

Для хранения специальных средств в учреждении уполномоченного банка открывается отдельный текущий счет для всех видов специальных средств, принадлежащих учреждению. При централизации бухгалтерского учета для всех учреждений и всех видов специальных средств открывается один текущий счет.

Открытие текущих счетов для специальных средств осуществляется на основании документов, определенных инструкцией № 3 «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте», утвержденным постановлением правления Национального банка Украины от 4 февраля 1998 г. № 36, а именно:
- заявления на открытие счета установленного образца, подписываемое руководителем и главным бухгалтером предприятия;
- копии справки о внесении в государственный реестр отчетных статистических единиц Украины, что также удостоверяется нотариально или органом, который выдал соответствующую справку;
- копии зарегистрированного устава (положения), заверенной нотариально.
Учреждение банка ставит отметку об открытии текущего счета на том экземпляре устава (положения), на котором стоит оригинал отметки налогового органа о регистрации предприятия в налоговом органе. Этот экземпляр возвращается собственнику счета;
- копии документа, подтверждающего, что предприятие взято на налоговый учет;
- карточки с образцами подписей лиц, которым законодательно предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов. В карточку также заносится образец оттиска печати предприятия;
- копии документа о регистрации предприятия в органах Пенсионного фонда
Украины.

К указанным документам прилагается справка об утвержденных объемах доходов и расходов по специальным средствам, которая выдается:
- Министерством финансов Украины — относительно главных распорядителей средств;
- органами, которые утвердили сметы доходов и расходов относительно учреждений — распорядителей средств второго и третьего степеней, которые содержатся за счет государственного бюджета;
- местными финансовыми органами относительно учреждений, которые содержатся за счет местных бюджетов.

На основании указанной справки срок действия счетов продлевается на новый год. Учреждения, которые находятся на государственном бюджете, уведомляют об открытии текущих счетов для специальных средств соответствующий орган Государственного казначейства. В случае изменения направлений и сумм расходования специальных средств, утвержденных в смете, предъявляется новая справка соответственно порядку, указанного в пункте
3.13 Инструкции Государственного казначейства (№ 0561).

Специальные средства, которые находятся в распоряжении исполнительных комитетов, а также учреждений, бухгалтерский учет которых централизован сельским, поселковым, городским (в городе районного подчинения) советом, хранятся на текущем счете, открытом соответствующему исполнительному комитету. На этот текущий счет поступают также прочие внебюджетные средства
(кроме сумм по поручениям, для которых открывается отдельный текущий счет) указанных исполнительных комитетов советов и подведомственных им учреждений
(бухгалтерский учет которых централизован). Текущие счета по специальными и прочими внебюджетным средствам открываются исполнительным комитетам советов сельский, поселковых, городских (мост районного подчинения) в учреждениях банков, осуществляющих кассовое обслуживание сельских, поселковых и городских бюджетов. Для открытия указанных текущих счетов исполнительные комитеты советов сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) предъявляют учреждению банка аналогичный пакет документов, за исключением справки об утвержденных объемах доходов и расходов по специальным средствам.

Зачисление специальных средств на текущие счета осуществляется путем безналичных расчетов или путем внесения платежей денежной наличностью.
Наличная выручка по специальным средствам, которые поступила к кассе учреждения, сдается на текущий счет по специальным средствам. Использование этих средств без предыдущего зачисления на текущий счет запрещается.

Для учета специальных средств и операций с ими в бухгалтерском учете учреждений используются субсчеты

111 «Текущий счет по специальным средствам»

172 «Расчеты по специальным видам платежей»

211 «Расходы по специальным средствам»

212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования»

400 «Доходы по специальным средствам»

401 «Доходы по последующим затратам»

409 «Превышение доходов над расходами».

Учет операций на текущем счете по специальным средствам ведется на субсчете 111. Суммы специальных, а также некоторых прочих внебюджетных средств (средств фонда всеобуча и на расширение материально-технической базы учебных и научных учреждений; оплата питания), поступившие на текущий счет, записываются в дебет субсчета 111; суммы, уплаченные с текущего счета путем безналичных расчетов, и суммы, полученные денежной наличностью в кассу учреждения с этого счета, отображаются по кредиту указанного субсчета. Субсчет 111 корреспондирует по дебету с соответствующими субсчетами счетов 03, 05,10, 12, 13, 16, 17, 28 и 40, по кредиту — 01, 04,
06, 07, 08, 12, 13, 16,17, 21. Аналитический учет операций по специальным средствам на текущем счете осуществляется в накопительной ведомости ф. 381
(мемориальный ордер 3).

Расходы за счет специальных средств учреждений учитываются на субсчете 211. На суммы израсходованных материалов, средств и прочих осуществленных расходов осуществляются записи в дебет субсчета 211 и кредит соответствующих субсчетов счетов 03, 04, 05, 06, 11, 12, 13, 16, 17, 18,
19. По истечении года сумма осуществленных за год расходов списывается с кредита субсчета 211 в дебет субсчета 400.

На субсчете 212 учитываются: затраты на новое строительство, реконструкцию и приобретение оборудование, которые проводятся за счет специальных средств; затраты производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-исследовательских хозяйств, которые не подлежат отнесению на себестоимость выпускаемой продукции (приобретение оборудования и инвентаря, капитальные вложения в строительство). В конце года затраты по законченным и сданным в эксплуатацию объектам, а также прочие затраты, которые не подлежат отнесению на себестоимость выпускаемой продукции, списываются с кредита субсчета 212 в дебет субсчета 400. Затраты по незаконченным и законченным, но не сданными в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции остаются на балансе на субсчете 212.

Доходы учреждения по специальным средствам учитываются на субсчете
400. По кредиту субсчета 400 фиксируются: специальные средства — суммы начисленной арендной и квартирной платы, платы за работу транспорта и суммы поступлений доходов от прочих видов специальных средств; прочие внебюджетные средства — суммы начисленной платы за питание детей в школах- интернатах, поступление сумм в фонд всеобуча, — при этом дебетуются субсчеты 178, 172, 111. По дебету субсчета 400 по истечении года отображаются расходы по специальным средствам, осуществленные в течение года (с кредита субсчета 211) и неиспользованные доходы (в кредит субсчетов
401 и 409).

Суммы средств по договорам с физическими или юридическими лицами за предоставленные услуги (обучение, медицинское обслуживание и тому подобном), поступившие в отчетном году и не использованные, но которые будут израсходованы в последующем году на расходы, предусмотренные договорами, учитываются на субсчете 401. В кредит субсчета 401 с дебета субсчета 400 записываются суммы, которые остались на конец года, соответственно договорам, на расходы следующего года. В дебет субсчета 401 и кредит субсчета 211 по истечении года записываются суммы проведенных расходов. Результаты, полученные от реализации выработанной продукции, изделий и предоставления услуг, учитываются на субсчете 409. Аналитический учет по этим субсчетом ведется в многографной карточке ф. 283. Учет операций при начислении доходов ведется в накопительной ведомости ф. 409
(мемориальный ордер 14). Аналитический учет доходов и расходов ведется по каждому виду специальных средств (а в централизованных бухгалтериях также по каждому обслуживаемому учреждению) в книге ф. 297-б или на многографных карточках ф. 283.

3. Суммами по поручениям считаются средства, которые получены учреждениями для выполнения определенных поручений, в частности:
- для проведения расчетов с молодыми специалистами; на выплату студентам стипендий, материальной помощи и доплат к государственным стипендиям за счет средств заказчиков; для приобретения методической литературы и учебных пособий для студентов заочной формы обучения;
- на приобретение заказанных в централизованном порядке бланков документации по бухгалтерскому учету, отчетности, статистики;
- на приобретение путевок;
- для создания фонда премирования сотрудников научно-исследовательских учреждений — в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- средства, которые соответственно решению Правительства поступили на имя учреждения для выполнения определенных поручений;
- добровольные компенсации больных за предоставленные им прочие медицинские услуги лечебно- и санитарно-профилактическими учреждениями;
- прочие средства, которые учреждения получают от предприятий, учреждений, организаций и частных лиц для выполнения отдельных поручений.

Средства, которые поступают как благотворительные и спонсорские взносы, также относятся к суммам по поручениям. Такие поступления должны иметь письменное подтверждение цели взносов (письмо, заявление или соответствующие записи спонсора на расчетных документах и тому подобное).

Суммы по поручениям хранятся на отдельном текущем счете «Суммы по поручениям», открытом в учреждении уполномоченного банка на основании вышеприведенных документов и разрешений органа Государственного казначейства, в котором учреждение обслуживается (для учреждений, которые удерживаются за счет средств государственного бюджета), или финансового органа (для учреждений, которые удерживаются за счет местного бюджета).

Разрешение выдается на основании заявления распорядителя средств.

В разрешениях на открытие текущих счетов «Суммы по поручениям» указываются:
- источник поступления средств;
- цели, на что они используются;
- номера и даты решений Правительства Украины, местных органов исполнительной власти или прочих нормативно-правовых актов, соответственно которым учреждениям предоставлено право получать средства для выполнения соответствующих поручений.

По средствам, которые поступают как благотворительные и спонсорские взносы, приводить нормативно-правовые акты не нужно.

Разрешения подписываются вышестоящим учреждением и органом, выдающим разрешение. Разрешения на открытие текущих счетов «Суммы по поручениям» выдаются на период, необходимый для выполнения соответствующих операций на счете, и действуют в течение срока, указанного в разрешениях. Для всех видов сумм по поручениям открывается один текущий счет. Если срок действия текущего счета не ограничивается, то в разрешении отмечается, что он действителен до его отмены. При необходимости выполнения учреждениями операций, не предусмотренных в разрешениях об открытии текущего счета
«Суммы по поручениям», или продолжение срока действия того или иного вида сумм по поручениям дается дополнительное разрешение. Дополнительно к разрешениям по некоторым видам сумм по поручениям с различными сроками их действия отмечается срок действия каждого вида сумм. Форма разрешения на открытие текущих счетов «Суммы по поручениям» на продолжение срока их действия, на проведение дополнительных операций по этим счетам приведена в приложении 3.

Денежные средства, которые зачисляются на текущие счета «Суммы по поручениям», расходуются учреждениями строго по назначению, указанному в соответствующем поручении.

Для операций со средствами «Суммы по поручениям» предусмотрены следующие субсчеты:

110 «Текущий счет сумм по поручениям»

176 «Расчеты по средствам, полученным на расходы по доверенности».

Учет средств, которые поступают на текущий счет «Суммы по поручениям», ведется на субсчете 110. Счет активный, а потому поступление на текущий счет сумм по поручениям (кроме премий) отражается по дебету субсчета 110 и кредиту субсчета 176, расходование сумм фиксируется соответствующей записью по кредиту субсчета 110 и дебету субсчета 176 .
Приобретение материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете с помощью субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Аналитический учет на субсчете 110 ведется по отдельным видам сумм по поручениям на карточках ф. 292-а или в книгах ф. 292 в разрезе учреждений, от которых получены средства.

4. Депозитные суммы — это средства, которые поступают в учреждение, но не имеют отношения к выполнению единой сметы доходов и расходов учреждения. К ним относятся средства больных, находящихся в лечебных учреждениях; залога; средства по нерешенным судебным делам; суммы не выданной заработной платы рабочим и служащим и т.п.

Депозитные суммы хранятся на отдельных текущих счетах организаций в учреждениях уполномоченных банков. Порядок открытия текущих счетов по депозитными суммами аналогичный описанному механизму открытия текущих счетов. Средства со счетов по депозитным суммам выдаются учреждениям по именным чекам или перечисляются платежными поручениями на имя тех лиц или организаций, которые их получают. Ответственность за правильность перечисления и выдачу депозитных сумм возлагается на руководителя учреждения. Хранение на текущих счетах депозитных сумм ограничивается сроками, установленными законодательными актами Украины.

Невостребованные депозитные суммы, которые находятся на текущем счете учреждения, по истечении срока их хранения подлежат перечислению учреждением в доход того бюджета, за счет которого оно содержится.

Порядок хранения и использования учреждениями депозитных сумм в иностранной валюте, которые находятся как на территории Украины, так и за границей, устанавливается соответствующими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Украины.

Учет депозитных сумм в учреждениях ведется на таких субсчетах:

112 «Текущий счет по прочим внебюджетным средствам»

174 «Расчеты по депозитным суммам»

Субсчет 112 относительно баланса активный. В дебет указанного субсчета записываются суммы, которые поступили во временное распоряжение учреждения, средства, которые поступили учебным заведениям системы профтехобразования на подготовку кадров и повышения квалификации, а также штрафы согласно действующему законодательству, в кредит — суммы, выданные или перечисленные с текущего счета по назначению, возвращенные неиспользованные средства (относительно подготовки кадров), а также перечисленные в бюджет штрафы. Субсчет 112 корреспондирует с такими субсчетами: по дебету — 174, 173, 176; по кредиту — 174, 176;

Аналитический учет депозитных сумм осуществляется по каждому получателю на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).

К прочим внебюджетным средствам относятся:
1) плата по содержание детей в дошкольных учреждениях;
2) плата по обучение в государственных школах эстетичного воспитания детей;
3) средства, из которых образован фонд общего обязательного обучения (фонд

«всеобуча») в общеобразовательных школах, для оказания материальной помощи ученикам, которые в ней нуждаются;
4) средства, которые поступают на питание детей в интернатах при школах и в группах продленного дня;
5) плата студентов за пользование общежитием при высших и средних специальных учебных заведениях;
6) средства, которые остаются учебным заведениям профессионально- технического образования из сумм, которые поступили за работы, выполненные учениками, и по договорам на подготовку кадров и повышение квалификации рабочих;
7) средства работников за питание, полученное по месту работы;
8) суммы, возвращенные за форменную одежду, которую выдают работникам некоторых министерств (других центральных органов исполнительной власти) и подведомственным им бюджетным учреждениям;
9) средства, которые поступают согласно действующему законодательству

Украины от штрафов и прочих финансовых санкций, что является результатом контрольно-аналитической работы министерств, других центральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, и направляются в установленных законодательством процентах на укрепление материально- технической базы и / или материальное поощрение работников;
10) сбор за выполнение работ, связанных с оказанием услуг во время экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу;
11) денежные поступления от реализации продукции и услуг учреждениями государственной сортоиспытательной сети, государственными проектно- разведывательными станциями химизации сельского хозяйства и машиноиспытательными станциями;
12) средства, полученные от реализации лицензий пользователям охотничьих угодий, а также за выдачу удостоверения охотника.

Перечисленные средства хранятся по видам, в частности:
- на регистрационном/бюджетном счете — средства, предусмотренные пунктами
1, 2, 5, 7;
- на текущих счетах по специальным средствам — средства по пунктами 3, 4;
- на отдельных текущих счетах, которые открываются в учреждениях уполномоченных банков, — остальные средства.

Средства, которые зачисляются на регистрационные/бюджетные счета учреждений, расходуются таким образом:
- предусмотренные пунктами 1 и 7 — на восстановление кассовых расходов по коду 1133 «Продукты питания» экономической классификации расходов;
- предусмотренные пунктом 2 — на восстановление кассовых расходов по коду
1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений» экономической классификации расходов;
- предусмотренные пунктом 5 — на восстановление кассовых расходов по коду
1150 «Оплата услуг по содержанию бюджетных учреждений» и 1160 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей» экономической классификации расходов — соразмерно с фактическими расходами учреждения на содержание общежития.

Средства, предусмотренные пунктами 3 и 4, которые хранятся на текущих счетах по специальным средствам, зачисляются в состав раздела II «Прочие средства» единой сметы доходов и расходов учреждения. По средствам, предусмотренным пунктами 6, 8, 9, 10, 11, 12 и зачисляются на отдельные текущие счета, составляются отдельные сметы. Расходование средств осуществляется соответственно смете.

Бухгалтерский учет прочих внебюджетных средств осуществляется на таких субсчетах:

090 «Регистрационный/текущий счет на расходы учреждения»,

100 «Текущий счет на расходы учреждения»,

111 «Текущий счет по специальным средствам»

112 «Текущий счет по прочим внебюджетным средствам»

120 «Касса»

236 «Средства родителей на содержание детского учреждения»

400 «Доходы по специальным видам средств»

Указанные субсчеты были детально рассмотрены в предыдущих темах.

5. Бюджетные учреждения, в частности научно-исследовательские институты Национальной академии наук Украины, Министерства здравоохранения,
Министерства образования, научно-исследовательские сектора или части высших учебных заведений, медицинских учреждений, которые выполняют научно- исследовательские работы по заказу. Отношения между заказчиком и исполнителем регулирует соглашение, в котором определяется договорная цена заказа, сроки выполнения, предмет соглашения, стоимость работ, которые будут выполненные, расчеты затрат по статьями. Кроме того, в соглашении предусматривается порядок приемки/сдачи выполненных работ и ответственность сторон (на случай нарушения условий сделки).

В процессе выполнения заказа, то есть научно-исследовательских работ, бюджетные учреждения осуществляют определенные затраты. Такие затраты носят более конкретный, адресный характер, чем расходы, однако без дополнительной их группировки определения себестоимости работ невозможно.

Поэтому затраты, которые представляют стоимость научно- исследовательских работ, группируются по темам (согласно утвержденному тематическому плану); календарным периодам; видами затрат; местом возникновения затрат (по структурным подразделениям учреждения); источниками финансирования; по способу включения в себестоимость.

Основной группировкой среди приведенных является классификация по видам затрат, по которой затраты разделяются на экономические элементы и калькуляционные статьи. Экономические элементы представляют собой затраты на выполнение продукции, работ, оказание услуг, сгруппированные по их однородным видам, без указания места их возникновения. Группировка затрат по экономическим элементам используется для изучения их структуры, планирование, анализа использования материальных и денежных ресурсов. Под калькуляционными статьями понимают определенный вид затрат, которые представляют себестоимость как отдельных видов продукции, работ, услуг, так и продукта деятельности в целом. Группировка по статьям калькуляции используется для организации аналитического учета затрат, калькулирования и контроля себестоимости.

Обе группировки выполняют различные функции. Поэтому их параллельное использование дает возможность всестороннего изучения затрат, а также рационализации их учета, начисления и анализа себестоимости.

Фактически дополнительной группировкой статей калькуляции является распределение затрат на прямые — такие, которые могут быть прямо включены в затраты на производство продукции, работ, услуг, соответственно первичным документам; и косвенные — которые не могут быть прямо отнесены на определенный продукт деятельности, а потому распределяются соответственно избранной базе распределения.

Для определения себестоимости научно-исследовательских работ используется позаказный метод калькулирования, по которому прямые затраты учитываются в разрезе статей калькулирования по заказами, а косвенные — по местами возникновения в разрезе статей, после чего они включаются в себестоимость заказов соответственно базе распределения . Необходимым условием позаказного метода калькулирования является открытие заказов.
Объектом учета затрат и объектом калькулирования согласно с данным методом выступает заказ, фактическая себестоимость которого определяется после выполнения работ. Заказы регистрируются и кодируются соответствующим образом. Присвоенный код (шифр) в дальнейшем фиксируется на всех документах о затратах на научно-исследовательские работы, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость той или иной работы. В бухгалтерии на каждый заказ открывается карточка, в которой накапливается информация о затратах на него.

Для учета затрат на научно-исследовательские работы предназначены субсчеты:

044 «Спецоборудование для хозяйственных договорных научно- исследовательских работ»

082 « Затраты на научно-исследовательские работы по соглашениям»

154 «Расчеты с заказчиками по НИР, подлежащие оплате»

155 «Расчеты с заказчиками по авансам на НИР»

282 «Реализация НИР по соглашениям»

210 «Расходы к распределению»

Субсчет 044 «Спецоборудование для хозяйственных договорных работ» носит активный характер и предназначен для учета спецоборудования, приобретенного для выполнения хозяйственных договорных НИР по конкретной теме заказчика до передачи его в научное подразделение. По дебету указанного субсчета фиксируется приобретение спецоборудования, по кредиту — передача спецоборудования (на основании требования) в соответствующие структурные подразделения для работы над заказом.

Субсчет 044 корреспондирует с такими субсчетами: по дебету — 178,
160, 90, 100, 111; по кредиту — 082. Аналитический учет по данным субсчетам ведется по наименованиям предметов, количеству, стоимости и материально- ответственным лицам в карточках ф. 296-а.

Субсчет 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по соглашениям» относительно баланса активный, то есть по дебету учитываются затраты на проведение НИР (в отдельности по каждой теме), по кредиту фиксируется списание фактической себестоимости выполненных и сданных НИР для определения результата от их реализации. Указанный субсчет корреспондирует: по дебету — с субсчетами 180, 178, 05, 044, 160, 111, 112,
120, 156, 06, 71, 210; по кредиту — с субсчетом 282. Остаток на субсчете
082 показывает сумму затрат в незавершенном производстве. Аналитической учет затрат на НИР ведется в разрезе тем, статей расходов, сроков выполнения и т.п. в многографных карточках ф. 283.

Субсчет 154 «Расчеты с заказчиками по НИР, подлежащие оплате» является активным. По дебету указанного субсчета записываются суммы по представленным счетам по выполненным НИР, которые подлежат оплате согласно с условиями сделки, по кредиту — суммы, полученные в оплату счетов, и суммы зачисленных авансов. Субсчет 154 корреспондирует с субсчетами: по дебету —
282, по кредиту — 111, 155.

Субсчет 155 «Расчеты с заказчиками по авансам по НИР» является пассивным, то есть: по дебету фиксируются суммы авансов, которые зачисляются при оплате счетов по выполненной работы, по кредиту — суммы полученных авансов. Субсчет 155 корреспондирует с субсчетом 111 по кредиту и 154 — по дебету.

Аналитический учет по данным субсчетами ведется в разрезе тем на карточках ф. 292-а.

Субсчет 282 «Реализация НИР по соглашениям» носит активно-пассивный характер и предназначен для сравнения фактической себестоимости и договорной цены выполненных работ. По дебету указанного счета отображается фактическая себестоимость выполненных НИР, по кредиту — стоимость НИР, определенная соглашением заказчика и исполнителя — соответствующего бюджетного учреждения. Данный субсчет корреспондирует с субсчетами 082,
152, 410.

Аналитический учет по субсчету 282 ведется на многографных карточках ф. 282.

Субсчет 210 «Расходы к распределению» носит активный характер и предназначен для учета косвенных расходов. По дебету счета отображаются суммы затрат косвенных, по кредиту — их распределение в конце месяца.
Субсчет 210 корреспондирует с субсчетами 180, 178, 160, 171 по дебету и с
082 — по кредиту.

Аналитический учет по данным субсчетом осуществляется в многографных карточках ф. 283.

Списание результатов от реализации НИР, выполнявшимся по соглашениям, происходит по законченным темам, работа по которым сдана заказчиком по акту приема-сдачи работ. Этот акт свидетельствует о принятии работы и служит основанием для включения работы на оплату после подписания справки по проверке расчетов. К акту прилагается отчет о выполнении темы и вывод независимой экспертизы.

УЧЕТ ФОНДОВ

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. УчЕТ ФОНДОВ В ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ.
2. Учет фонда в МБП.
3. Учет фондов экономического стимулирования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. СООТВЕТСТВЕННО ПРИНЦИПУ ДВОЙСТВЕННОСТИ КАЖДАя ТРАНСАКЦИя
ОТОБРАЖАЕТСя КАК В АКТИВЕ, ТАК И ПАССИВЕ СУБЪЕКТА ХОЗяЙСТВОВАНИя. ОТМЕТИМ, чТО ПРИ ЭТОМ ПРОСЛЕЖИВАЕТСя ОПРЕДЕЛЕННАя СВяЗЬ МЕЖДУ РяДОМ СУБСчЕТОВ. РЕчЬ
ИДЕТ О ПОСТОяННОМ ХАРАКТЕРЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СчЕТОВ. ОДНИМ ИЗ МНОГИХ
ПРИМЕРОВ ТАКОЙ СВяЗИ яВЛяЕТСя ФИКСАЦИя ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ В АКТИВЕ ПО ГРУППЕ «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА», В ПАССИВЕ — ПО «ФОНДУ В
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ», КОТОРЫЙ ПРЕДНАЗНАчЕН ДЛя РЕГИСТРАЦИИ СУММ ВЛОЖЕНИЙ В
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА.

В системе бухгалтерских счетов учет фонда в основных средствах, которые находятся в непосредственном распоряжении бюджетных учреждений, осуществляется на субсчете 250 «Фонд в основных средствах». Этот субсчет носит пассивный характер: по дебету фиксируется выбытие основных средств вследствие списания, реализации, бесплатной передачи, по кредиту — поступления основных средств и суммы изменения стоимости основных средств в результате индексации. Корреспондирует с субсчетами 010 — 013, 015 — 019,
200, 211, 213 по кредиту и с субсчетами 020, 010 — 013, 015 — 019 — по дебету.

Аналитический учет по субсчетом 250 ведется в многографных карточках ф. 283 в разрезе показателей по поступлению и выбытию основных средств, которые приводятся в годовом отчете о движении основных средств ф. 5.

2. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, бюджетных учреждений отображается на счете 260 «Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах». Субсчет 260 пассивный, то есть по его дебету фиксируют стоимость МБП, которые выбыли, по кредиту — оприходование стоимости МБП. Указанный субсчет корреспондирует с субсчетами 070, 071 по кредиту и с 200, 211, 212 — по дебету. Аналитический учет на субсчете 260 ведется в книге ф. 308.

3. Бюджетные учреждения соответственно инструкции № 61 могут создавать фонды экономического стимулирования, а именно: фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

Фонд материального поощрения формируется за счет экономии средств по смете и прибыли учреждения, полученного от предоставления разнообразных услуг и выполнения работ. Указанные средства используются соответственно решению трудового коллектива и направляются на:
- установление персональных надбавок;
- выплату премий;
- выплату материальной помощи;
- приобретение путевок;
- выплату дотации на питание и т.п.;

Учет фонда материального поощрения ведется на субсчете 240 «Фонд материального поощрения». По экономическому характеру субсчет пассивный, то есть по кредиту отображаются суммы, которые поступили на создание данного фонда, по дебету фиксируется использование указанных средств. Субсчет 240 корреспондирует с субсчетами 400, 110 по кредиту и субсчетами 120, 110,
111, 180 — по дебету. Аналитический учет на субсчете 240 ведется по источникам поступления (создания) средств и в разрезе направлений их использования на многографных карточках ф. 283.

Средства, полученные в фонд производственного и социального развития, используются для расширения и укрепления материально-технической базы бюджетных учреждений. Для учета предназначен субсчет 246 «Фонд производственного и социального развития», который относительно баланса является пассивным. По кредиту указанного субсчета фиксируется поступление средств в фонд, по дебету — проведения расходов за счет данного фонда.
Субсчет 246 корреспондирует по кредиту с субсчетами 282, 111, 110, 400, по дебету — с субсчетами 212, 132. Аналитический учет средств фонда производственного и социального развития ведется по источникам поступления
(создания) средств и в разрезе направлений их использования на многографных карточках ф. 283.


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.