РУБРИКИ |
Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликли... |
РЕКЛАМА |
|
Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликли...2. Финансирование из бюджета 1458,6 тыс. рублей. 3. Платные услуги 5506,2 тыс.рублей. Расчетным путем выявлено, что доходы 2003 года увеличились по сравнению с 2002 годом на 1187,2 тыс. рублей или 8,8%. Это произошло за счет увеличения финансирования по программе обязательного медицинского страхования на 312,1 тыс.руб. или 4,8%, возросло финансирование из бюджета области на 7638 тыс.руб. или 5,6%. Фактические расходы 2003 года в общей сумме увеличились по сравнению с 2002 годом на 427,6 тыс.руб. или 3,1%, в том числе по программе обязательного медицинского страхования на 211,2 тыс.руб. или 3,1%, по бюджету на 31,8 тыс.руб. или 2,1%, по платным услугам 79,2 тыс. рублей или 1,6%. Из расчетных данных мы можем сделать вывод, что доходы стоматологической поликлиники в 2003 году превышают расходы на 582,6тыс.руб. или на 4,1%. На основании анализа можно сделать вывод что в 2003 году в учреждении сложилась благоприятная финансовая ситуация. В учреждение своевременно и в полном объеме поступали финансовые средства на выплату заработной платы, приобретение медикаментов и т.д. 2.3.2. Анализ исполнения сметы расходовОдной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является то, что в бухгалтерском учете отражаются два вида расходов: кассовые и фактические. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим расходам относятся действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате. При внесении в банк каких- либо сумм на бюджетные или текущие счета эти суммы уменьшаются кассовые расходы. Они, как правило, не должны превышать годовые ассигнование как в целом по уточненной смете, так и по отдельным статьям расходов. Однако они могут быть выше или ниже фактических расходов[16]. Бюджетные средства расходуются не только в соответствии с утвержденной сметой, но и в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований или перечисленных на текущие счета учреждения денежных средств. Особое внимание следует обратить на правильность расходования фонда заработной платы. Его перерасход связан чаще всего с содержанием должностей, не предусмотренных в штате, завышением должностных окладов (ставок) заработной платы работников и другими нарушениями законодательства. Эти нарушения могут привести к тому, что в результате расходования не предусмотренных сметой фондов заработной платы к концу года руководитель учреждения вынужден будет сокращать другие расходы с целью обеспечения выплаты заработной платы всем работникам учреждения. Для проведения правильного анализа отклонении кассовых расходов от фактических необходимо хорошо знать причины, которые могут привести к таким отклонениям по каждой статье сметы расходов. Эти причины вытекают из особенностей учета кассовых и фактических расходов по каждой статье расходов. Анализ денежных норм расходов и отклонений кассовых и фактических расходов от назначенной по смете производится на основании данных имеющихся в отчете об исполнении сметы (форма № 2 и 14). Сопоставление кассовых и фактических расходов с назначениями по смете и увязка их с производственными показателями позволяют выяснить соответствие фактически произведенных расходов по каждой статье и в целом по утвержденной смете в абсолютных суммах к выполнению плана. Проведем анализ сметы расходов, предоставляемую в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2003 год. Таблица 2.5Анализ исполнения сметы расходов за 2003 год (сокращенная), тыс.рублей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование Показателя |
Код |
Утверждено по смете |
К.Р. |
ФФ.Р. |
±К.Р.от Ф.Р. |
% исполнения к смете |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.Р. |
Ф.Р. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оплата труда |
110100 |
24 |
24 |
23 |
+1 |
100 |
95,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начисления на зарплату |
110200 |
8,3 |
8,3 |
7,5 |
+0,8 |
100 |
90,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приобретение предметов снабжения-всего, |
110300
|
161,6 |
161,6 |
161,2 |
+0,4 |
100 |
99,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе – медикаменты и перевязочные средства |
110310 |
- |
- |
- |
- |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-мягкий инвентарь и обмундирование |
110330 |
- |
- |
- |
- |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммунальные услуги |
110700 |
769,78 |
769,78 |
852,2 |
-82,42 |
100 |
110,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
|
1131,68 |
1131,68 |
1528,3 |
-396,62 |
100 |
135 |
где К.Р. - кассовые расходы;
Анализ исполнения сметы расходов медицинского учреждения за 2003 год, показал следующее.
В целом мы видим, что процент исполнения к смете расходов по кассовым расходам выполнен на 100%, но фактическим на 35% перевыполнен, т.е. это говорит, что у медицинского учреждения в целом недостаточно средств для функционирования.
Постатейный анализ показывает, что данная ситуация сложилась лишь по статьям коммунальных услуг. В общей сумме на приобретение предметов снабжения допущена экономия фактических расходов на 0,2%, что позволяет сделать вывод, что у поликлиники остались денежные средства по этой статье. Первая проблема всех учреждений здравоохранения - финансирование. Бюджетное финансирование практически, как таковое, отсутствует. Для примера: на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы в 2003 году поликлиника на получила ни рубля. Недостаточное финансирование из бюджета, которое компенсируется за счет оказания платных услуг, то есть с одного кармана вынимают, в другой перекладывают. Второй проблемой учреждения является быстро устаревающее оборудование, на обновление которого из бюджета также не выделяют средств.
Платные медицинские услуги населению области предоставляются
медицинскими учреждениями в соответствии с:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
-Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 26.12.2002 г. № 138 «Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью в 2003 году».
-Перечнем медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов с любыми формами собственности. Личных средств граждан, а также по добровольному медицинскому страхованию.
Приказом Правительства ЕАО Управления здравоохранения от 01.02.2001г. № 20 «Об утверждении объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью, условий и порядка предоставления медицинской помощи населению на территории ЕАО».
Стоматологическая поликлиника имеет сертификат и лицензию на соответствующий вид деятельности. Платные услуги оказываются как за личный счет граждан, так и через добровольное медицинское страхование. Тарифы на платные услуги утверждены Правительством ЕАО.
В управление здравоохранения Правительства ЕАО учреждения здравоохранения г. Биробиджана ежеквартально предоставляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.
Проанализируем смету доходов и расходов платных медицинских услуг.
Оказание платных медицинских услуг является дополнительным источником дохода учреждения для формирования прибыли. В этой связи интерес представляет анализ изменения доходов за исследуемый период.
Таблица 2.6
Анализ доходов от оказания платных услуг за 2001 - 2003 гг., тыс.рублей
Доходы
2001 год
2002 год
2003 год
% к 2001
году
% к 2002
году
Медицинские услуги
3614
4879,4
5506,2
152,4
112,8
По данным представленным в таблице 2.6 мы видим что доходы от оказания платных услуг населению имеют стойкую тенденцию к увеличению.
Произошло увеличение доходов от оказания платных медицинских услуг на 52,4% по сравнению с 2001 годом и на 12,8% по сравнению с 2002 годом.
В целях контроля за рациональным использованием финансовых средств направляемых на обязательное медицинское страхование граждан территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право осуществлять контрольные проверки использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях. Порядок проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. №4543-1 Министерством финансов Российской Федерации, приказом Федерального фонда ОМС от 07.08.97г. № 71 "06 обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".
Плановые проверки деятельности медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, в том числе целевого и рационального использования ими средств ОМС, проводятся контрольно -ревизионными службами территориального фонда ОМС с возможным привлечением специалистов других структурных подразделений фонда. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок и на основании программы проверки, утвержденными исполнительным директором фонда.
Плановые проверки должны проводиться не реже одного раза в два года.
Сроки проведения проверок определяются в каждом конкретном случае отдельно, но не более 30 календарных дней.
В случаях необходимости могут проводиться внеплановые проверки по отдельным вопросам деятельности медицинских учреждений в системе ОМС.
Помимо плановых и внеплановых проверок, могут также проводиться тематические проверки, которые проводятся в случаях необходимости по отдельным специальным вопросам.
Проверки медицинских учреждений фондом осуществляются на основании приказа исполнительного директора фонда.
Программа документальной проверки содержит перечень вопросов с учетом материалов предыдущей проверки, проводимой территориальным фондом, анализа представленных отчетов медицинского учреждения об использовании денежных средств обязательного медицинского страхования (форма № 14, утвержденная приказом Федерального фонда ОМС от 20.03.98г. № 26) и включает:
- проверку использования финансовых средств обязательного медицинского страхования, направленных в медицинские учреждения;
- проверку финансово-хозяйственных операций по средствам обязательного медицинского страхования по данным первичных документов для установления их целесообразности и достоверности;
- проверку заключений тендерных комиссий при закупках продуктов литания, медикаментов и перевязочных материалов, мягкого инвентаря, медицинского оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования;
- проверку правильности отражения в учетных регистрах бухгалтерских операций по средствам обязательного медицинского страхования на основании выборочного изучения первичных документов.
Сопоставление представленной медицинским учреждением в фонд отчетной формы №14 "Отчет лечебно-профилактического учреждения о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования" с данными бухгалтерского учета медицинского учреждения.
При проверке деятельности учреждения здравоохранения, функционирующего в системе ОМС, следует проверить :
- наличие лицензии медицинского учреждения на право осуществления им определенных видов медицинской деятельности по программам обязательного медицинского страхования, сроков ее действия и сравнения видов медицинской помощи и услуг, указанных в лицензии и сертификатах аккредитации, с фактически оказываемыми видами медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых на оплату медицинским учреждением за оказанную медицинскую помощь;
- наличие и соблюдение договоров со страховщиком на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию;
- наличие приказа, утверждающего учетную политику в медицинском учреждении;
- наличие в медицинском учреждении открытого в установленном порядке отдельного текущего счета по средствам ОМС "Средства государственных внебюджетных фондов";
- соблюдение требований раздельного учета средств обязательного медицинского страхования, бюджета и средств, поступивших в медицинское учреждение из других источников;
- целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации;
- правильность учета и отнесения кассовых и фактических доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации;
- обоснованность получения, целевое, рациональное и своевременное использование субвенций, кредитов и других финансовых средств системы ОМС;
- правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности движения средств ОМС.
Приведем пример проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.
Осуществление медицинской деятельности государственному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» разрешено Комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО на основании лицензии от 21.01.02 г. № 201 со сроком действия до 21.01.04 г.
Договор на предоставление лечебно- профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию заключен с территориальным фондом обязательного медицинского страхования от 10.05.02 г. № 3.
Средства обязательного медицинского страхования учреждение получает от Биробиджанского филиала ТФ ОМС ЕАО согласно принятых счетов и реестров и на основании распоряжений и приказов исполнительного директора ТФ ОМС ЕАО.
Проверка проводилась с ведома главного врача и в присутствии главного бухгалтера.
Для проверки были представлены следующие бухгалтерские документы за проверяемый период: накопительные ведомости к мемориальному ордеру № 1,3,5,6,8,9,10,11,12,13,17 с приложенными к ним первичными учетными документами; книга “Журнал-главная”; оборотные ведомости по учету материальных запасов; карточки аналитического учета основных средств; инвентаризационные ведомости за 2003 год; ведомости аналитического учета фактических и кассовых расходов средств обязательного медицинского страхования. Сплошной проверке подвергнуто движение денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам, кассовые операции и выдача денежных средств под отчет за счет средств обязательного медицинского страхования. Прочие документы проверены выборочно с охватом 25%.
Выявленные предыдущей проверкой нарушения и недостатки в использовании средств обязательного медицинского страхования медицинским учреждением устранены не полностью: на момент проверки в кассе находились исполненные кассовые документы не учтенные в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; не организовано питание больных дневного стационара.
Движение средств ОМС осуществляется на текущем счете № 40404810270120300064 в отделении Сбербанка №4157 г. Биробиджана. Договор на кассовое обслуживание заключен 09.11.00 г. № 567.
Бухгалтерский учет движения средств ОМС осуществляется в накопительной ведомости по движению средств на текущих счетах по внебюджетным средствам в мемориальном ордере № 3. Средства ОМС с текущего счета использовались на цели, указанные в платежном поручении Биробиджанского филиала фонда.
Наличные денежные средства, полученные в кассу с банковского счета, оприходованы в кассу поликлиники своевременно и в полном объеме.
По состоянию на 05.12.03 г. проведена инвентаризация денежных средств, находящихся на ответственном хранении у кассира. При ревизии установлено наличие денежных средств в сумме 2478-37 руб., что соответствует книжному остатку.
В результате сверки данных реестров, представленных к оплате ТФ ОМС за медицинские услуги и данных статистического учета по пролеченным больным выявлено, что за период с января по сентябрь 2003 г. за счет средств обязательного медицинского страхования проводилось лечение категорий граждан, не предусмотренных программой обязательного медицинского страхования. По состоянию на 01.10.03 г. фактически произведенные расходы в сумме 19550-25 руб. восстановлены.
На субсчете 170 “Расчеты по недостачам” на момент проверки числятся непогашенные недостачи в сумме 6603 руб.
Документальная проверка взаиморасчетов с разными учреждениями и организациями показала наличие длительно числящейся дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.
Полная годовая инвентаризация материальных ценностей проведена с 01.11.03 г. по 01.12.03 г. на основании приказа от 24.10.03.г. № 403- ОД. По результатам проверки бухгалтерией обнаружены медикаменты на постах и в подразделениях больницы, полученные сверх текущей потребности в нарушение Инструкции по учету медикаментов № 747 от 02.06.87 г. и распоряжений главного врача о количественно- суммовом учете медикаментов на постах, списанные с суммового учета на фактические расходы учреждения по факту выдачи.
Факты нецелевого использования средств ОМС:
Использование средств ОМС на лечение категорий граждан, не включенных в территориальную программу в сумме 19550-25 руб.
На основании всего вышеизложенного необходимо принять меры по устранению нарушений выявленных в ходе проверки, штраф за нецелевое использование средств перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС ЕАО.
Можно сделать вывод о том, что несмотря на ежегодное проведение контрольно-ревизионных проверок лечебные учреждения допускают факты нецелевого использования средств системы ОМС, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии т.к. средства использованные не по назначению должны быть возвращены в систему ОМС, а штрафы за данные нарушения перечисляются учреждением за счет собственных средств.
Переход к новым экономическим отношениям вносит кардинальные изменения в процессе управления, планирования и финансирования в сфере здравоохранения. В этих условиях стратегической задачей учреждения становится повышения качества и конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Однако осуществление вышеназванного возможно лишь при достаточном финансовом обеспечении. Необходимо отметить, что в настоящее время главной для всех лечебно - профилактических учреждений является проблема поиска недостающих финансовых средств, с помощью которых возможно расширение объема оказываемых медицинских услуг. В данной ситуации можно предложить такой инструмент финансирования лечебно - профилактического учреждения, как лизинг.
Лизинг - это способ финансирования предпринимательской деятельности, в данном случае платной медицинской помощи, финансовая аренда машин и оборудования.
Лизинговые операции рассматриваются как перспективный вид финансирования, поскольку они не только оказывают финансовую помощь медицинским учреждениям, но и обеспечивают экономические выгоды для учреждений: сохранение финансовой устойчивости, балансовые преимущества, выгода страхования.
Финансовый лизинг - вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем оборудование у определенного продавца и передать лизингополучателю данное оборудование в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный договором срок в пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга. Финансовый лизинг- это овеществленное кредитование, при котором право собственности на предмет лизинга сохраняется за кредитором до момента полного выкупа оборудования и оплаты его вознаграждения (процентов).
Преимуществами лизинга стоматологического оборудования являются:
- экономия на налогах:
Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;
За счет ускоренной амортизации предмета лизинга, предприятие сэкономит на налоге на имущество в части оборудования, переданного в лизинг.
- возможность получить оборудование стоимостью в три раза больше, чем наличие средств без дополнительного залога:
Необходимо оплатить лишь 30% от стоимости приобретаемого стоматологического оборудования в качестве авансового платежа. Если учреждение успешно функционирует более полугода и приобретаемое оборудование является расширением существующего объема работ, для получения оборудования на условиях лизинга дополнительный залог не требуется в отличие от ситуации с обычным банковским кредитом, где наличие ликвидного залога является обязательным условием.
- удобная схема выплат:
Схема лизинговых платежей подразумевает равные ежемесячные платежи, что помогает точно рассчитывать бюджет. В случае необходимости, предоставляется отсрочка по лизинговым платежам на срок поставки и монтажа оборудования. Учреждение сохраняет свой оборотный капитал, приобретая необходимое стоматологическое оборудование ведущих мировых производителей и погашая регулярные лизинговые платежи за счет амортизационных отчислений. Оборудование, полученное в лизинг окупает само себя.
- привлекательные условия:
Оплата услуг лизинговой компании составляет лишь 9%-10% в год от стоимости приобретаемого оборудования. После выплаты всех лизинговых платежей учреждению передается право собственности на оборудование, бывшее в лизинге
Помимо вышеуказанных преимуществ существует ряд других:
1.Лизинг предполагает сто процентное кредитования и не требует немедленного начала платежа. Это позволяет без резкого финансового напряжения обновлять медицинское оборудование и аппаратуру. Тогда как при использовании обычного кредита поликлиника должна часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.
2.Лизинговое соглашение более гибкое, чем кредит, так как позволяет выбрать достаточно удобную схему выплат. Кроме того, лизинговое соглашение требует для оформления значительно меньше документов, чем оформление кредита.
3.Для лечебного учреждения уменьшается риск морального и физического износа, старения оборудования, ибо оно не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
4.Лизинговое оборудование не числится у лечебного учреждения на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это оборудование.
6.Лизинг дает возможность получать редкое и даже уникальное медицинское оборудование для решения стоящих перед поликлиникой задач.
Таким образом, при использовании лизингового механизма имеющиеся у медицинского учреждения денежные средства можно направить на приобретение лекарственных препаратов, медикаментов и т.п.
Основные отличия лизинга от всех других видов аренды состоит в том, что в пользование передается не старое, уже бывшее в употреблении оборудование, а совершенно новое.
Для лизинга характерно то, что срок аренды приближается к сроку службы оборудования. Переданное имущество в течении всего срока действия договора лизинга является собственностью лизинговой фирмы и находится на его балансе. Иными словами, для расширения объема оказываемых медицинских услуг лечебное учреждение приобретает необходимое оборудование, не затрагивая при этом собственных средств. Кроме того, процент по лизинговым платежам гораздо ниже процента, выплачиваемого по банковскому кредиту.
Стоимость лизингового медицинского оборудования, поступившего в медицинское учреждение учитывается на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства”.
Для расчета общей суммы лизинговых платежей используется следующая формула:
ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ + НДС (3.1)
ЛП - общая сумма лизинговых платежей;
АО - величина амортизационных отчислений причитающихся лизингодателю в текущем году;
ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объект договора лизинга;
КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;
ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги предоставляемые лизингодателю и предусмотренные договором лизинга;
НДС - налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.
В последние годы в стоматологии появились новые технологии лечения зубов лазером.
Универсальная лазерная система Fidelis 320 A разработана и выпущена в серийное производство в 2001 году. На сегодняшний день этот аппарат работает практически в любой европейской стране и более того, допущен на внутренний рынок США, для применения его в области терапевтической и хирургической стоматологии и пластической хирургии.
Во-первых, Fidelis 320A - эрбиевый лазер, длина излучаемой волны - 2940 нм, что соответствует максимальному пику поглощения лазерной энергии водой. Следовательно, эффективное воздействие лазера возможно при взаимодействии с любыми тканями, содержащими воду, то есть, любыми твердыми и мягкими тканями организма.
Во-вторых, наиболее сложным в техническом плане, является момент доставки лазерного луча до ткани-мишени. Инженерам Fotona удалось создать уникальный жесткий рукав с системой зеркал, проводящий лазерный луч до рабочей насадки, соединенной с рукавом посредством шарнира. Степень свободы при движении наконечника такова, что практически не ограничивает движения врача.
И в-третьих наконечник стоматологической насадки заканчивается световодным стекловолокном, которое рассчитано на соприкосновение с зубом, то есть мы имеется возможность работать контактным способом.
Данная установка позволяет лечить кариес, работать лазерным скальпелем, ставить дерматохирургическую насадку и шлифовать кожу.
В области стоматологии за 2002 прошедший год лазер Fidelis появился в двух клиниках Москвы (это "Эстетик-клуб" и клиника доктора Тарасенко), в системе клиник "Меди" в Санкт-Петербурге, в ООО "Дантист" в Перми. Везде лазеры работают на текущем стоматологическом приеме и везде принесли ощутимую пользу и выгоду. В пластической хирургии лазер используется в том же "Эстетик-клубе" в Москве, в "Клинике пластической и реконструктивной хирургии профессора Белоусова А.Е." в Санкт-Петербурге, в клинике "Анастасия" в Нижнем Новгороде, в том же ООО "Дантист" в Перми, и ряде других мест. Несомненно одно - все отмечают высокую скорость работы стоматологической насадки, возможность лечения кариеса без анестезии, взаимодействия лазера и тканей зуба.
Стоимость лазерной системы Fidelis 320 A - 35.000 у.е. в комплектации с одной (стоматологической) насадкой и системой клапанов по воде и воздуху для подключения к стоматологической установке, а также две пары защитных очков для медперсонала. В стоимость включены обучение врача на базе Московской клиники в течении 1-2 дней, что достаточно для полного освоения технологии работы, и шеф-монтаж установки инженером фирмы. В соответствии с требованиями производителя, гарантийные обязательства на лазерную систему (на аппарат) действуют в течение 1 года; комплектующие имеют отдельные сроки гарантии. Срок поставки аппарата - 2 месяца.
Очевидно, что лазерные технологии в обработке твердых тканей зуба пришли на отечественный рынок. Безусловно, количество клиник будет расти. Имидж лазерной клиники, комфортное лечение - дают приток пациентов и деньги. Высокое качество лечения позволяет увеличивать сроки гарантии и т.д.
Произведем расчет лизинговых платежей:
- стоимость медицинского оборудования (предмет договора) 1050 тыс.рублей;
- срок договора - 3 года;
- норма амортизационных отчислений на полное восстановление - 10 % годовых;
- процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение оборудования - 30 % годовых;
- величина использованных кредитных ресурсов - 1050 тыс.рублей;
- дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, всего - 24 тыс.рублей (командировочные расходы, обучение персонала);
- ставка налога на добавленную стоимость - 20 %.
Лизинговые взносы осуществляются равными долями ежеквартально, первого числа и первого месяца каждого квартала.
Расчет среднегодовой стоимости имущества представлен в таблице 3.1.
Расчет среднегодовой стоимости имущества, тыс. рублей
Срок
действия
договора
Стоимость имущества
на начало года
Сумма
амортизационных отчислений
Стоимость имущества на конец
года
Ср.годовая стоимость имущества
1 - й
1050,0
105
945
997,5
2 - й
945
105
840
892,5
3 - й
840
105
735
787,5
Расчет общей суммы лизинговых платежей за первый год:
АО = 1050,0 * 10 : 100 = 105 тыс.рублей
ПК = 945 * 30 : 100 = 283,5 тыс.рублей
ДУ = 24 тыс.рублей
В = 105 +283,5 + 24 = 412,5 тыс.рублей
НДС = 412,5 * 20 : 100 = 82,5 тыс.рублей
ЛП = 105 + 283,5 + 24 + 82,5 = 495 тыс.рублей
Расчет общей суммы лизинговых платежей за второй год:
АО = 1050,0 * 10 : 100 = 105 тыс.рублей
ПК = 840 * 30 : 100 = 252 тыс.рублей
В = 105 + 252 = 357 тыс.рублей
НДС = 357 * 20 : 100 = 71,4 тыс.рублей
ЛП = 357 + 71,4 = 428,4 тыс.рублей
Расчет общей суммы лизинговых платежей за третий год:
АО = 1050,0 * 10 : 100 = 105 тыс.рублей
ПК = 735 * 30 : 100 = 220,5 тыс.рублей
В = 105 + 220,5 = 325,5 тыс.рублей
НДС = 325,5 * 20 : 100 = 65,1 тыс.рублей
ЛП = 325,5 + 65,1 = 390,6 тыс.рублей
Общая сумма лизинговых платежей за весь срок договора лизинга: 495 + 428,4 + 390,5 = 1314 тыс.рублей
Размер лизинговых взносов:
1314 : 3 : 4 = 109,5 тыс.рублей в квартал.
Завершая рассматриваемую форму финансирования, необходимо отметить, что она действительно выгоднее и привлекательнее банковского кредита. Во-первых, к данной форме можно обратиться, если нет возможности использовать кредит для закупки нового медицинского оборудования, а оно крайне необходимо.
Во-вторых, по лизингу приобретается дорогостоящее и редкое медицинское оборудование, которое обслуживается лизингодателем лучше, чем медицинским учреждением.
В третьих, если затраты по эксплуатации медицинского оборудования окажутся ниже медицинского учреждения, чем у лизинговой компании, то учреждение приобретает это оборудования.
С финансовой точки зрения оборудование, приобретенное по лизингу, не увеличивают задолженности учреждения, поскольку не числится на балансе. С полным основанием можно утверждать, что данная форма действительно является перспективной формой финансирования учреждения.
На этапе формирования рынка перед здравоохранением в целом и перед медицинскими учреждениями в частности встает проблема интегрирования в рыночную экономику и адаптации к новым условиям.
В рыночной ситуации медицинскому учреждению необходимо осуществить выбор поля деятельности по проведению мероприятий, обеспечивающих переход к экономичным методам управления своей работой, а также новых подходов к финансированию из внебюджетных источников, с оптимальным сочетанием бюджетного и страхового финансирования.
Поиск дополнительных источников финансирования целесообразно сосредоточить по следующим направлениям:
1. Рынок медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;
2. Рынок медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования;
3. Рынок платных медицинских услуг.
Каждый из этих секторов рынка имеет свои отличительные особенности и специфику.
Источник поступления средств в обязательное медицинское страхование - взносы работодателей, включаемые в себестоимость продукции, и платежи местной администрации на неработающее население. Тарифы устанавливаются медицинскими учреждениями по согласованию с фондом обязательного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг осуществляется по согласованным тарифам.
В условиях обязательного медицинского страхования для расчета стоимости медицинской услуги используется прейскурантная цена, рассчитанная нормативным методом, где расчет себестоимости услуг определен утвержденными сметами. Средняя цена обращения пациента в ОМС определяется в зависимости от медицинской специальности, видов ее обеспечения, а также объема оказываемой медицинской помощи на основе утвержденной базовой программы.
Добровольное медицинское страхование представляет собой финансово - коммерческую деятельность, это - личное добровольное страхование. Главной характерной чертой добровольного медицинского страхования является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя сам пациент, либо работодатель. Источником поступления средств являются личные доходы граждан или доходы организаций за счет прибыли.
Тарифы устанавливаются договором между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией, а оплата медицинских услуг осуществляется страховщиком в размере, определенном двухсторонним соглашением. В системе добровольного медицинского страхования при расчетах поставщика медицинских услуг применяется договорная цена, отличительной особенностью которой является калькулирование себестоимости затратным методом (по статьям затрат), с учетом самостоятельно установленных затрат на заработную плату, накладных расходов и уровня рентабельности. Средняя цена одного обращения к специалисту в добровольном медицинском страховании складывается из следующих услуг: обращения к специалисту и комплекса сопутствующих функциональных обследований, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги населению предоставляются в рамках договоров с гражданами и организациями, причем медицинские учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам, по их желанию, на условиях повышенной комфортности. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются по прейскурантной цене, с учетом себестоимости платных медицинских услуг, ожидаемой прибыли (норматив рентабельности) и применяемого медицинского стандарта.
Основным отличием добровольного медицинского страхования от платных услуг является то, что в системе добровольного медицинского страхования от платных услуг является то, что в системе добровольного медицинского страхования набор услуг представляет собой целостный комплекс, что скрывается на объеме и уровне цены медицинской услуги.
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. Важной предпосылкой появления и развития, альтернативных государственным медицинских организаций является разгосударствление различных секторов народного хозяйства. В условиях развития рынка в здравоохранении наиболее естественно в такие отношения вошли стоматологи. Во-первых, стоматологи во всем мире, независимо от принятой в стране системы здравоохранения, имеют наиболее обширный опыт оказания платных услуг населению, во-вторых, при принятии соответствующей законодательной базы еще во времена кооперативного движения именно стоматологические услуги можно было наиболее просто, безопасно и выгодно предложить на рынке медицинских услуг.
В конце 80-х - начале 90-х годов в крупных городах России появилось множество частных стоматологических кабинетов, кооперативов, центров и фирм, предлагающих населению платные медицинские услуги. В этих условиях вопросы современного менеджмента и маркетинга в стоматологии приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени, несмотря на ряд опубликованных работ, посвященных данной проблеме.
Между тем многие вопросы менеджмента и маркетинга в стоматологии остаются недостаточно изученными. Относительно многочисленные работы зарубежных авторов не всегда можно адаптировать к отечественным условиям. Прежде всего, следует иметь в виду, что рыночные отношения в здравоохранении, и в стоматологии в частности, строятся в нашей стране на базе практически разрушенной государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет, причем на некоторых этапах действовала весьма успешно. Психология и врачей, и пациентов, в массе своей не знающих, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом. Наконец, резко отличаются принятые в государственных учреждениях в прошлые годы административные методы управления от современных методов управления, прежде всего в негосударственных организациях, с преобладанием экономических и социально-психологических методов.
Внедрение рыночных методов хозяйствования в стоматологии показало, что государственная система стоматологического обслуживания имеет еще определенный потенциал реформирования.
Таким образом, формирование рынка стоматологических услуг, появление большого числа негосударственных стоматологических организаций, определенный потенциал дальнейшего реформирования государственных стоматологических организаций ставят теоретические и научно-практические исследования вопросов менеджмента и маркетинга в стоматологии в ряд весьма актуальных.
Для достижения намеченной цели были сформулированы следующие задачи:
- анализ существующей в городе сети стоматологических учреждений разных форм собственности и условий их деятельности, в том числе анализ демографической и географической сегментации рынка стоматологических услуг;
- социально-гигиеническая характеристика пациентов, обратившихся в негосударственную стоматологическую организацию;
- научное обоснование целей и структуры крупной негосударственной стоматологической организации, как основных параметров внутренней среды организации в условиях развития рынка стоматологических услуг;
- изучение основных механизмов обеспечения качества оказываемой стоматологической помощи;
- изучение форм, методов и организации рекламы стоматологической помощи при развитии рынка стоматологических услуг;
- научное обоснование формирования имиджа крупной стоматологической фирмы;
- анализ формирования штатов, подготовки и повышения квалификации медицинского персонала в негосударственной стоматологической организации;
- выбор оптимальной стратегии и тактики ценообразования в деятельности крупной негосударственной стоматологической организации в современных условиях;
- разработка и применение системно-ситуационного метода в управлении деятельностью крупной негосударственной стоматологической организацией;
- поиск путей оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников фирмы с целью совершенствования управления ее работой.
Лечебно-профилактические учреждения в новых условиях осуществляют переход к экономическим методам управления процессом предоставления медицинских услуг для создания гарантий надежности и качества медицинской помощи при эффективном использовании ресурсов.
Формирование ценовой политики медицинского предприятия - одна из основных составляющих маркетинга, проектирования и управления процессом предоставления медицинских услуг.
Цены на медицинские услуги тесно взаимосвязаны с другими переменными маркетинга и деятельности поставщика услуг. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла медицинских услуг- от высоких для привлечения покупателей-новаторов, ориентирующихся на престиж, до низких, предназначенных для массового рынка.
Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге поставщика медицинских услуг заключается в установлении таких цен на услуги и изменений в зависимости от состояния рынка, которые обеспечивали бы достаточный уровень прибыли и помогали решать другие стратегические и оперативные задачи.
Медицинские услуги в условиях рынка должны оплачиваться на основании обоснованных и взаимно согласованных тарифов на услуги, которые являются денежными средствами, возмещающими расходы учреждения по оказанию данных услуг.
Поскольку сфера предоставления медицинских услуг характеризуется ее высокой трудоемкостью, т. е. значительными затратами труда на единицу результата, то оценка трудозатрат на услуги - один из основных объектов изучения экономики труда в медицинском учреждении. В зависимости от способа построения и формы выражения затрат труда при предоставлении услуг разрабатываются способы измерения и оценки продуктивности, трудового вклада, эффективности труда работников и организации заработной платы. Актуальным является определение стоимости каждого вида деятельности медицинских работников и затрат на заработную плату врачей и медицинских сестер за конкретно выполненную работу.В заключение следует указать, что рынок добровольного медицинского страхования – это цивилизованная форма обеспечения дополнительных социальных запросов граждан в отношении охраны здоровья. Кроме того, он является основой для профилактики среди здоровых людей и для активного выявления риска заболеваний и скрытой патологии.
Современный этап развития системы здравоохранения характеризуется широким внедрением во врачебную практику прогрессивных медицинских технологий. Существующие в стране экономические условия, связанные с ограниченным бюджетным финансированием, наличием достаточно широкого рынка лечебно-диагностического оборудования, неустойчивостью ценовой политики, требуют от организаторов здравоохранения всесторонней экспертизы новых проектов.
Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что экономисты лечебных учреждений зачастую не владеют методами финансового анализа. Кроме того, традиционное калькулирование медицинских услуг на основе бюджетной сметы расходов учреждения и имеющаяся финансовая отчетность не всегда позволяют сделать достоверное экономическое обоснование внедрения какой-либо медицинской технологии.
Развитие существенно отличающихся друг от друга организационно-правовых форм оказания стоматологической помощи населению России и сочетание их вариантов (государственной, ведомственной и частной; бюджетной и коммерческой; финансируемой из фондов обязательного медицинского страхования или средств страховых компаний) в рамках деятельности стоматологических служб и учреждений каждого конкретного региона на протяжении последних 10 лет ставит многочисленные проблемные вопросы в принятии решений на всех уровнях управления стоматологической службой.
Наиболее актуальные из них:
- Должны ли быть единые требования к стандартизации в системах оказания стоматологической помощи в структурных подразделениях стоматологической службы, финансируемой:
- из бюджета государственных и муниципальных органов власти;
- за счет средств ФОМС;
- за счет личных средств пациентов и/или предприятий?
Должна ли быть единой методика оценки себестоимости стоматологической помощи для всех источников финансирования, указанных выше.
Что должно стать основой для стандартизации: нозология заболевания, вид работ, манипуляция, технология.
Что должно стать медико-экономической единицей для формирования методики оценки себестоимости стоматологической помощи и адекватности ей - финансирования: посещение, условная единица, государственный стандарт на нозологию заболевания.
Факторы, мешающие принятию эффективных управленческих решений
Противоречивость существующей нормативно-правовой базы здравоохранения.
Отсутствие единой методологии формирования оценки себестоимости и ценообразования в системе стоматологической помощи; методологии, способной в определенной степени сгладить данные противоречия.
Несогласованность и путаница в понятиях: стоимость, себестоимость, тариф, цена.
Подмена данных понятий при финансировании стоматологической помощи как со стороны органов, обеспечивающих бюджетное финансирование, так и при финансировании со стороны страховых организаций, включая фонды обязательного медицинского страхования.
Принимая во внимание все вышеизложенное можно сказать что эффективность использования финансовых ресурсов в учреждении здравоохранения зависит и от общей стратегии финансирования отрасли, и от поиска внутренних резервов здравоохранения. Внутренними резервами финансовых ресурсов могут быть:
1. Доходы от развивающихся платных услуг. При этом любая услуга может быть платной, если она осуществляется сверх Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
2. Формирование цен на медицинские услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать прибыль лечебно - профилактического учреждения как дополнительный источник финансирования. Сегодня тариф в системе обязательного медицинского страхования - цена ниже себестоимости объективно дорогой медицинской услуги.
3. Экономия средств внутри лечебно - профилактического учреждения.
4. Более широкое внедрение и развитие медицинского лизинга как способ финансирования без кредитования. Создание и поощрения развития медицинских лизинговых компаний.
5. Развитие добровольного медицинского страхования как разновидности платной медицинской помощи. Добровольное медицинское страхование больше формирует ответственность пациента за свое здоровье, чем в условиях “платной медицинской помощи”.
6. Внедрение прогрессивных медицинских технологий.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1999.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: “Издательство ПРИОР”,1999.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Часть 1 - 2 . - М.; Проспект, 1999.
4. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. Утверждена Приказом Министерства финансов Российской федерации от 30.12.1999. № 107н.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996. № 129 - ФЗ// : Российская газета . - 1996 - 12 декабря. - с. 4.
6. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации”. ПБУ 4 / 99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 - Н.
7. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств”. ПБУ 6 / 97. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65 - Н.
8. О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями состоящими из бюджете. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. № 12.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от13.01.1996 г. № 27 “Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”.
10. Постановление Правительства Еврейской автономной области от 26.12.2002 г. № 140 «Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью в 2003 году».
11. Перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов с любыми формами собственности, личных средств граждан, а также по добровольному медицинскому страхованию.
12. Приказ Правительства ЕАО Управления здравоохранения от 01.02.2001г. № 20 «Об утверждении объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью, условий и порядка предоставления медицинской помощи населению на территории ЕАО».
13. Алешин С.М., Нефедов В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. - М.: Финансы, 1978.
14. Альбом форм бюджетной документации для бюджетных учреждений. - М.: Бюджет, 2000.
15. Аудит / под ред. В.И.Подольского. - М.: ЮНИТИ, 2000.
16. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. - М.: Консультант, 1996.
17. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998.
18. Габуева Л.А., Линькова И.В. Организационные аспекты учетной политики медицинского учреждения – 2000. //Здравоохранение. – 2000. - №4 с.145.
19. Горелый В.И. Основы автоматизации бюджетного учета. - М.: Финансы и статистика, 1999.
20. Гришин В.В., Семенов Ю.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. - М.,1995.
21. Гун Г.Е., Дорофеев В.М. Актуальные вопросы статистического исследования и анализа в деятельности лечебно - профилактических учреждений” - М.; 1994.
22. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т.М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. - М.: Финансы и статистика, 1999.
23. Данилевский Ю.А., Луговой В.А. Ревизия кассовых операций и ценных бумаг. - М.: Контакт, 1999.
24. Дедков Е.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и его централизация. - М.: Финансы, 1998.
25. Дедков Е.П. Бюджетный учет. - М.: Финансы и статистика,1983.
26. Джеджелава Е.И. Особенности экономического анализа инвестиционных проектов в здравоохранении.// Здравоохранение.- 2000. -№ 10. С.45.
27. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Бухгалтерская отчетность. - М: Издательство : “Дело и Сервис”, 1998.
28. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд – во «Бухгалтерский учет», 1999.
29. Использование бюджетных средств. Издание 3 - е (переработанное и дополненное), - М.: фирма “ЭКАР”,2000.
30. Кадыров Ф.Н., Петриков И.П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. - СПб,Ривьера,1995.
31. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении. - М.,Гранть,1998.
32. Кадыров Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинского учреждений. - М.,МЦФЭР, 1999.
33. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1998.
34. Кондратьев Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: Инфра, 2000.
35. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М.: Проспект, 1999.
36. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: “ДИС”,1997.
37. Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебно - практическое пособие. - М.: “Издательство ПРИОР”, 1999.
38. Кузин В.Ф. некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению.// здравоохранение. – 2000.- № 4. С.36.
39. Методические рекомендации по повышению эффективности использования коечного фонда больничных учреждений. - М.: НИИ СГЭ и УЗ им.Н.А.Семашко РОМН, 1995.
40. Нефедов В.П.,Долгае В.М., Жоромская Н.Н.Бухгалтерский учет лечебного учреждения. - М.: Книжный мир, 1999. - 160 с.
41. Нефедов В.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. - М.: АО “ЦИТП”, 1993.
42. Николаева С.А., Палий В.Ф. Бухгалтерский учет, отчетность, экономический анализ. - М.: Союзаудит,1999.
43. Новодворский В.Д. Организация сводного учета и составления отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1991.
44. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской федерации, 1999.
45. Послание Президента Федеральному Собранию на 2001 год. – М.: 2001.
46. Родионова в.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Издательство “Перспектива”, 1995.
47. Самодин В.И.,Шамшурина Н.Г. Экономический анализ лечебно - хозяйственной деятельности ЛПУ в условиях становления рыночных отношений: Здравоохранение, № 12, 1997 - с. 25 - 48.
48. Сборник нормативных документов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. - 2 - е изд. - М.: Бюджет, 1999.
49. Сборник нормативных документов по финансов - хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения. - М.: АГАР, 1999 - с.438.
50. Составление смет бюджетных учреждений: Лекции / Врублевская О.В.,Микельсон О.М. - Л.: ЛФЭИ, 1998 - с.50.
51. Стародубов В.И., Гончаренко Д.Р., Кадыров Ф.Н., Шиляев Д.Р. О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранения.// Здравоохранение.- 2000. - №2. С.9.
52. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс / Пер. с англ. - М.: Сирин,1998.
53. Шеремет А.Д., Сайфунин Р.С., Е.В. Негашев Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000.
54. Шеремет А.Д, Комплексный экономический анализ. М.: Экономика, 2000.
55. Шеремет А.Д., Сайфунин Р.С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 1999.
56. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно - финансовый контроль и аудит. - М.: Финансы и статистика, 1997.
57. Эрик Хельфр. Техника финансового анализа / Пер. с англ. П.П. Белых. - М.: “Аудит”, “ЮНИТИ”,1996.
|
© 2000 |
|