РУБРИКИ |
Аудит развития и организации |
РЕКЛАМА |
|
Аудит развития и организацииАудит развития и организацииСОДЕРЖАНИЕ 1. Введение………………………………………………3 ВВЕДЕНИЕ Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. Можно согласиться, что аудит в России состоялся. Хотя его нынешние противоречия, состояние и перспективы развития определяются не только трудностями реальной экономики; по существу, мы только приступили к научно- практическому изучению проблем аудита. Определенные узловые моменты законодательного и иного нормативного регулирования аудиторской деятельности также пока остаются неразрешенными в общероссийском масштабе. Многие отечественные аудиторские фирмы, пришедшие на рынок всерьез и надолго, испытывают недостаток знаний в этой новой для российской экономики сфере деятельности. Их сотрудники – это, как правило, весьма опытные контролеры-ревизоры и бухгалтера, управленцы и юристы; они отлично сознают, на что они тратят свою энергию, как им конкретно использовать в работе свое знание российской специфики. Но и им надо упорно наверстывать упущенное, знакомиться с подробной международной технологией аудита, активно применять ее на практике. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ
аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудиторов со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Задача аудитора – проверить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации. Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического субъекта,
осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение до
приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в
финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их
пользователей. Вместе с тем аудит обеспечивает не только проверку
достоверности финансовых показателей, но и разработку рекомендаций по
повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта. ВОЗНИКНОВВЕНИЕ АУДИТА Развитие и контроль в бывшем СССР, в том числе и в Российской В чистом виде советский и российский аудит как таковой отсутствовал. Конечно, отдельные элементы данной области деятельности специалистов
по учету, контролю и анализу ввиду их объективной необходимости в СССР и в Те отдельные исследования и практические разработки, которые обычно
выполняются на Западе аудиторскими фирмами и сопровождаются конкретными
рекомендациями для администрации клиентов в области управления, учета и
анализа хозяйственной деятельности, автоматизации учетно-аналитических
работ, стали необходимы и новой России. За годы перестройки первыми
употребили эти термины представители нашей профессии в Казахстане и В 1989 г. Министерство финансов СССР, Торгово-промышленная палата После этого семинара (с 1989 г.) в нескольких вузах СССР, в том числе и на базе Киевского государственного университета, Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и Ленинградского института советской торговли им. Ф. Энгельса, несколько лет функционировала система подготовки аудиторов и специалистов по учету в соответствии с международными стандартами. Одновременно в 1989 – 1991 гг. в Москве и Ленинграде также были
созданы первые аудиторские фирмы. Среди них – хозрасчетные аудиторские
организации «Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит» и «Мосаудит», АО В 1990 г. в Москве было зарегистрировано первое совместное
предприятие в области аудита – «Эрнст и Янг Внешаудит». А в первой половине На Всероссийском съезде аудиторов, который проводился совместно с В настоящее время в Российской Федерации функционирует несколько
тысяч аудиторских фирм. Ведущие московские и петербургские аудиторские
фирмы имеют представительства в регионах, есть клиенты на Украине, в НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает три основных уровня: Первый уровень - указы Президента РФ, постановление Правительства Второй уровень – правила (стандарты( аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Третий уровень – методические указания, инструкции, положения и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются в том числе и самими аудиторскими фирмами (например внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме. Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, являются: 1. Указ Президента РФ от 22.12.93г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ, утвердивший “Временные правила аудиторской деятельности “». 2. Распоряжение Президента РФ от 01.12.94г. № 54 – РП «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ» 3. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» (с изм. от 21.07.97г. № 907). 4. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.97г. № 907). 5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» (с изм. 21.07.97г. № 907). 6. Постановление Правительства РФ от 07.12.94г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» (с изм. от 25.04.95г. № 408). 7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В указанных документах отражены нормативные положения по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений. В настоящее время подготовлены и обсуждаются несколько проектов В соответствии с действующим законодательством аудиторской деятельности в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием иностранных юридических и физических лиц. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Доля аттестованных аудиторов в уставном капитале фирмы должна быть не менее 51%, что объективно гарантирует независимость от государственных и коммерческих структур. Физические лица регистрируются в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская фирма. Лицензирование аудиторской деятельности производиться с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое высшее или среднее
специальное образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних
пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя
предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных
ограничений. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора
должен иметь также специальное профессиональное образование, включающее
обучение по 240-часовой программе в определенном учебно-методическом
центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу выпускных экзаменов. Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим
направлениям аудиторской деятельности: Порядок лицензирования определен Правительством РФ по представлению Лицензия может быть аннулирована в случаях: Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе проверки недостатков; невозможность проведения проверки при родственных или деловых отношениях аудитора и клиентом, превышающих рамки договора на оказание аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством. Работа аудиторов постоянно усложняется в связи с часто меняющейся нормативной и законодательной базой. В современных условиях регулярно выходят новые законы, указы, постановления, инструкции, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета и налогообложения предприятий, поэтому аудиторы должны располагать полным банком данных действующей нормативной информации, относящейся к особенностям деятельности проверяемого предприятия. СТАНДАРТИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественного оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнение аудиторской проверки. Значение стандартов состоит в следующем: Все стандарты рассматриваются и утверждаются на заседаниях Комиссии
по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Предусматривается
подготовить 39 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три
основные группы: Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено. Примерная структура стандарта включает следующие разделы: общие
положения, основные понятия, сущность стандарта, практические приложения. Национальные стандарты аудита определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самими аудиторами (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита. Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг
аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать
свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и
раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора
аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с
клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и
обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации
и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких
руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы. В то же время стандарты не должны быть излишне детализированными,
сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в
механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. ВИДЫ АУДИТА С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита. Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. В тоже время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях. Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные различия. Это, прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и находятся полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношениях структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе. Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего аудита
на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы (см. таблицу 1). Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т.д. Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Периодичность внешнего аудита, как правило, - один раз в год. ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В настоящее время отечественные аудиторские фирмы, как правило,
оказывают следующие виды услуг: (редакционно-издательских по распространению нормативной, справочной и методической литературы); Оценка инвестиционных проектов и их технико-экономическое
обоснование; До утверждения Временных правил многие аудиторские фирмы России,
исходя из своего кадрового потенциала и актуальных потребностей
элементарного выживания, оказывали услуги своим клиентам и в других
областях деятельности, на прямую ни как не связанные со своим профилем. Даже приведенный выше перечень услуг является не полным, хотя в целом он не противоречит духу Временных правил. Положительным моментом явилось то, что Временные правила ввели определенные ограничения. С середины 90-х гг. аудиторы и аудиторские фирмы: Не могут заниматься не связанной с аудитом предпринимательской деятельностью; Не в праве передавать полученные при аудите сведения третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ Права аудиторов, их обязанности и ответственность предписываются Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: Аудиторы (аудиторские фирмы) обязаны: (руководителя) экономического субъекта. Действующим законодательством предусмотрены определенные
обстоятельства, препятствующие проведению аудита. Так, аудиторская проверка
не может проводиться: Ответственность аудиторов за качество оказываемых ими аудиторских
услуг определяется Гражданским кодексом РФ, часть 1 от 30.11.94г. № 51-Ф3 Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности,
по инициативе заинтересованного экономического субъекта, по собственной
инициативе или по поручению органов прокуратуры он может назначить проверку
качества выданного аудиторского заключения. В случае обнаружения
неквалифицированного проведения проверки, которая привела к убыткам для
государства или для экономического субъекта, с аудитора могут быть взысканы
на основании решения суда или арбитражного суда: 500 МРОТ. В случае неоднократного (2-х или более раз) неквалифицированного проведения аудиторских проверок аудитор или аудиторская фирма могут быть лишены лицензии. За осуществление аудиторской деятельности без лицензии налагается штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ. А в пользу введенных в заблуждение заказчиков взыскивается сумма незаконно полученного от них дохода. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
Некоторые российские специалисты с различной степенью детализации
выделяют следующие этапы аудиторской проверки: Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения, представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов рассматривают процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки. Исходя из этого целесообразно выделить три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации, составления аудиторского заключения. Подготовка и планирование аудиторской проверки производится в
соответствии с действующим законодательством, условиями договора с
клиентами финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и
осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на
достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой
оценки определяется содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств и их документирования. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству. ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяется с учетом
объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В
настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторов и
аудиторских фирм. Это создает возможность выбора предприятием того
аудитора, который окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы, в свою очередь, должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиентов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономического развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действующие правила ведения учета и составления отчетности. К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с
клиентом относятся следующие: Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудитора или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю предприятия- клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора. При достижении между аудитором и клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого договора определяются ГК РФ, но в отличие от других договоров возмездное оказание услуг он имеет ряд особенностей. Это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудитором и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей информации финансовой отчетности). Перед этими потребителями аудитор несет ответственность при нанесении им ущерба в результате некачественной проверки. Качество выполнения аудиторских услуг, бесконфликтность
взаимоотношений аудитора и клиента во многом зависят от четкости
составления договора на проведение аудита. Поэтому в договоре следует точно
сформулировать права, обязанности и ответственность сторон, сроки
выполнения работ. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и
порядок расчетов. Возможно также включение в договор пункта, обязывающего
клиента оказывать помощь аудитору (выделять работников для проведения
инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в
командировки и т.п.). В зависимости от поставленной в договоре цели аудита
результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. ЦЕНА АУДИТА Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих услуг, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов. Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости
аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы: Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалификации (около 10 – 40 $ USA в час). При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА 1. Планирование 1.1. Оценка риска аудита. 1.2. Договор. 1.3. Общие сведения о клиенте. АУДИТОРСКИЙ РИСК Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским. Предпринимательский риск означает, что аудитор может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом или к нему могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудитора, финансовым состоянием клиента, характером операции клиента, компетентностью администрации и учетного персонала. К финансовым потерям в виде штрафов, а также к подрыву деловой репутации аудитора может привести и выдача недоброкачественного аудиторского заключения. Аудиторский риск – риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключений о достоверности финансовой отчетности при наличии в ней существенных ошибок и пропусков. Аудиторский риск связан с субъективностью действий аудитора при
проверке отчетности. Его величина всегда находится в пределах от 0 до 1. Существует два основных метода оценки аудиторского риска: ПАР = ВР * РК * РН, где ПАР – приемлемый аудиторский риск – относительная величина, отражающая суждение аудитора о приемлемой вероятности наличия в финансовой отчетности существенных ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту безусловно положительного заключения; ВР – внутрихозяйственный (чистый) риск, характеризующий вероятность появления в отчетности в целом существенных ошибок до того, как они будут выявлены средствами системы внутреннего контроля клиента; РК – риск средство контроля, выражающий вероятность пропуска РН – риск необнаружения (процедурной), устанавливающей вероятность невыявления в процессе проведения проверки существенных ошибок. Приведенная модель может рассматриваться в качестве основы планирования аудита, так как позволяет понять скорее качественную, чем количественную взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем предстоящей работы. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности предприятия
представляет мнение аудитора о достоверности этой отчетности. Оно должно
выражать оценку соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской
отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность
в РФ. Это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических
лиц, органов государственной власти и управления, судебных органов. Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности». По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская фирма (аудитор) должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм: Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия он отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов. Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов. Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов. Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств аудитору не может выразить и не выражает мнение о бухгалтерской отчетности предприятия (в одной из приведенных форм) В аудиторском заключении указывается объект аудита: наименование
предприятия, все формы бухгалтерской отчетности, в отношении которых
проводился аудит, отчетный период и отчетная дата. Если предприятие имеет
филиалы и представительства, то проверяемая отчетность должна содержать
показатели их деятельности. В заключении должны быть учтены все
существенные обстоятельства, влияющие на достоверность отчетности. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской фирмы и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводился аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускаются. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ведущей формой внешнего контроля в условиях рыночных отношений является независимое аудиторство. Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлено потребностью внешних пользователей информацией качественных данных о деятельности предприятия. В соответствии с действующим законодательством аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволить обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки. ЛИТЕРАТУРА 1. Адамс Р. «Основы аудита», - М.: - 1998 М.: Изд-во «Дело и сервис» - 1998. Новосибирск: КНОРУС ЭКОР, 1997. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ 1. Общие правила (стандарты) аудита 1. Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности (разработка и принятие в 1998г.). Приведено определение аудита как предпринимательской деятельности. Сформулированы цели и задачи аудита. Раскрыто содержание основных принципов аудиторской деятельности. 2. Образование аудитора (от 22.01.1998г.). Сформулированы требования к уровню базового образования и стажу практической работы для соискателя аттестата аудитора. Определено содержание специального профессионального образования, включающее обучение в учебно- методическом центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу экзаменов по изучаемым дисциплинам. Приведен перечень документов, подтверждающих образование и повышение квалификации аудитора. 3. Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы (разработка и принятие в 1998 г.).Приведено содержание программы квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора (по направлениям аудиторской деятельности и дисциплинам). Раскрыт порядок формирования и работы экзаменационных комиссий, рассмотрения жалоб претендентов на получение аттестата аудитора. 4. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (от 25.12.96 г.).Описаны основные тезисы письма-обязательства о согласии аудитора на сделанное предложение, устанавливается объем аудиторской работы, мера ответственности клиента и аудитора, форма отчетности. В приложении приведен примерный образец такого письма. 5. Порядок заключения договоров-контрактов на оказание аудиторских услуг (разработка и принятие в 1999 г.). 6. Требования по оказанию сопутствующих аудиту работ и услуг (разработка и принятие в 1998 г.).Раскрыто содержание сопутствующих аудитору услуг; составление бухгалтерской отчетности; совершенствование действующей системы учета; проведение экономического анализа; консультирование по широкому кругу финансовых и юридических вопросах и др.). Описаны требования к качеству оказания аудитором этих услуг, а также ограничения, связанные с проверкой достоверности отчетности предприятия, которому оказываются такие услуги. 7. Родственные организации (разработка и принятие в 1998 г.). 8. Требования к внутренним стандартам аудиторских организаций (разработка и принятие 1998 г.). 9. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (от 25.12.96 г.). Изложены основные термины и определения, употребляемые при осуществлении аудиторской деятельности. Приведенные толкования являются едиными для всех правил (стандартов) аудиторской деятельности. 2. Правила (стандарты) проведения аудиторской деятельности 1. Планирование аудита (от 25.12.96 г.). Рассмотрен процесс планирования аудита, определены основные элементы этого процесса и практические вопросы планируемых работ. Раскрыты принципы и содержание общего плана и программы аудита. 2. Использование работы другого аудитора (разработка и принятие в 1998 г.). 3. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внешнего контроля в ходе аудита (от 25.12.96 г.) Определены действия аудитора по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого предприятия. Приведен перечень сведений, которые должны быть изучены аудитором с целью формулирования объективной оценки на стадии планирования и в ходе проведения аудита. Дано описание структуры системы внутреннего контроля предприятия, рассмотрены особенности ее оценки в субъектах малого предпринимательства. 4. Внутрифирменный контроль качества аудита (от 15.07.98 г.). Изложены функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита. 5. Внешний контроль качества работы в ходе аудита (разработка и принятие в 1998 г.). 6. Аудиторские доказательства (от 25.12.96 г.). Определены требования, предъявляемые к аудиторским доказательствам, приведены виды аудиторских доказательств, их источники и методы получения. 7. Документирование аудита (от 25.12.96 г.). Сформулированы принципы документирования аудита, приведены требования к форме и содержанию рабочей документации аудитора. Описан порядок составления и хранения рабочей документации, перечень документов, которые могут быть включены в ее состав. 8. Учет работы внутреннего аудитора (разработка и принятие в 1998 г.). 9. Действие аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности (от 23.12.98 г.). Приведен перечень искажения бухгалтерской отчетности, описаны факторы, влияющие на увеличение риска таких искажений. Определены действия аудитора в связи с обнаружением в ходе проверки искажений бухгалтерской отчетности. Установлена его ответственность за выражение объективного мнения, а также ответственность персонала проверяемого предприятия за достоверность отчетности. 1999 г.). Сформулированы общие требования к проведению аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) определены требования к уровню компетентности аудитора и условия привлечения эксперта. Дана характеристика действий аудитора в среде КОД, применяемых процедур контроля, получения аудиторских доказательств и их документирования. Раскрыто также содержание требований по оформлению результатов работы эксперта. Приведен перечень работ, для выполнения которых аудитор может привлекать соответствующего эксперта. Определен подход аудиторской организации к определению применимости допущения непрерывности деятельности. 1998 г.). 1998 г.). 15.07.98 г.). Определено влияние соблюдения экономическим субъектом нормативных актов на достоверность его бухгалтерской отчетности. (разработка и принятие в 1998 г.). 3. Правила (стандарты) отчетности 1. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (от 09.02.96 г.). Установлен единый порядок составления аудиторами аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности предприятий. Сформулировано назначение, принципы подготовки, виды, состав и содержание аудиторского заключения, порядок его представления руководству проверяемого предприятия. 2. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности (от 25.12.96 г.). Определены действия аудитора по датированию аудиторского заключения и по оценке обнаруженных событий, состоявшихся после даты составления бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия, но влияющих на ее содержание и достоверность. Приведен порядок действий аудитора в связи с возникновением таких событий, степень его ответственности. 3. Заключение аудитора по специальным аудиторским заданиям (разработка и принятие в 1999 г.). 4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (от 25.12.96 г.). Приведен перечень обязательных и рекомендуемых сведений, которые аудитор должен приводить в своей письменной информации. 5. Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта (от 15.07.98 г.). Отражен порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта.
|
|
© 2000 |
|