РУБРИКИ |
Аудит расчетов по заработной плате и единому социальному налогу |
РЕКЛАМА |
|
Аудит расчетов по заработной плате и единому социальному налогуАудит расчетов по заработной плате и единому социальному налогуСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.1. Цели, задачи и объекты аудита 5 1.2. Нормативные документы, используемые при аудите 6 1.3. Источники информации 7 2.1. Проверка расчетов по начислению заработной платы 10 2.2. Аудит удержаний из заработной платы 18 2.3. Проверка сводных расчетов по оплате труда 21 3.1. Аудит расчетов с Пенсионным фондом 24 3.2. Аудит расчетов с Фондом социального страхования 26 3.3. Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования 28 30 32 34 ВВЕДЕНИЕ. В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор. Рассматривая проблемы аудита заработной платы и единого социального налога, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. В то же время в связи с введением в силу части II Налогового кодекса Российской Федерации все предприятия и организации обязаны уплачивать единый социальный налог в размере 35,6% с фонда оплаты труда, а также выплат по авторским договорам. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия. Целью написания данной работы является изучение методики аудита расчетов по заработной плате и единому социальному налогу и разработка программы аудита. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг
задач: Объектом исследования являются расчеты по заработной плате и единый социальный налог. При написании данной работы была использована специальная
литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И ЕСН. 1. Цели, задачи и объекты аудита. Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям. Согласно ФЗ от 7.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой Цель аудита расчетов по заработной плате и ЕСН – основываясь на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате и ЕСН. К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при
аудите расчетов по заработной плате и ЕСН, относятся следующие: Объектами аудита расчетов по заработной плате и ЕСН являются
первичная информация, в качестве которых в основном используются
унифицированные формы первичной документации, разработанные 2. Нормативные документы, используемые при аудите. При аудите расчетов по заработной плате и единому социальному налогу
необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н. России от 31.10.00г. №94н. «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 2000 году». 07/465. 3. Источники информации. Источниками информации по аудиту расчетов по заработной плате и ЕСН
являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников
предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и
отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются
унифицированные формы первичной документации, разработанные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения. №Т-8) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения. По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Для учета выработки и сдельной заработной платы применяются следующие первичные документы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы. Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты (показатели): место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы (операции); количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; норы времени и расценки за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата; количество нормо-часов по выполненной работе. По учету расчетов с персоналом по оплате труда применяются расчетно-
платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-51), платежная
ведомость (ф. №Т-3) и лицевой счет (ф. № Т-54). В расчетной ведомости
содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих
выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты
заработной платы. В ней указывают фамилии и инициалы работников, их
табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости
распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по
счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по
исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8
и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № ГЛАВА 2. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ. 2.1. Проверка расчетов по начислению заработной платы. В процессе решения первой задачи аудитор определяет основные категории
работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение
достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем
выборки включаются различные категории работающих или уволенных При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др. При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная. При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. В этом случае заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. При использовании повременно премиальной системы оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате труда являются табели. При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за
число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из
твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Аккордная форма оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции. Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке. Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет
учет отступлений от нормальных условия труда, которые оплачиваются
дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют
следующими документами: Таким образом, аудитор проверяет наличие вышеуказанных документов и производит аудит доплат, размеры и условия выплаты которых предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством. Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое с
указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной
ставки рабочего, размера оплаты и суммы. Согласно ст. 157 Трудового Кодекса На обнаруженный брак продукции должен быть составлен акт, в котором
отражаются затраты на брак и сумма потерь. Браком в производстве считаются
изделия, детали и узлы, не отвечающие требованиям стандартов или
техническим условиям, которые не могут быть использованы по прямому
назначению. На основании ст. 156 ТК РФ брак не по вине работника
оплачивается наравне с годными изделиями, но не ниже 2/3 тарифной ставки Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля
учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст. Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными
табеля. Согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые
два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не
менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого
работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на
работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в
выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном
размере (ст. 153 ТК РФ): Согласно ст. 114 ТК РФ штатным работникам ежегодно предоставляются
очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы
возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в
данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику
может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Последующие
очередные отпуска – по графику, утвержденному администрацией предприятия. При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать
правильность исчисления отпускного пособия. Расчет оплаты за отпуск
производится исходя из средней заработной платы, которая рассчитывается
согласно установленному Министерством труда порядку (Постановление Минтруда Кроме того, при расчете средней заработной платы из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством. Аудитору необходимо помнить, что если в расчетном периоде или в том месяце, когда работник уходит в отпуск, произошло повышение тарифных ставок или окладов по отрасли или на предприятии, то заработок работника должен корректироваться на коэффициент повышения. Эта корректировка не производится, если тарифная ставка или оклад повышены у конкретного работника. Перерасчет производится по-разному в зависимости от того, когда
произошло повышение тарифных ставок: Необходимо отметить, что замена отпуска компенсацией за него не
допускается. Лишь часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по
письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией Если работник увольняется или переводится на другое предприятие, не
использовав очередной отпуск, то ему начисляется компенсация (ст. 127 ТК Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам
работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без
сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по
соглашению между работником и работодателем и регламентируется ст. 128 ТК Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование согласно «Положению о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию», утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84г. №13-6 (с последующими изменениями и дополнениями). Основанием для выплаты пособий являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и среднего заработка: при непрерывном стаже работы до 5 лет – 60% заработка; от 5 до 8 лет – 80% заработка; более 8 лет – 100% заработка. Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях. Заработная плата, применяемая для исчисления пособия, определяется: При расчете пособий по временной нетрудоспособности в расчет средней
заработной платы не включается: С 1 января 2002г. изменен порядок ограничения максимального размера
пособий, выплаченных за счет средств социального страхования. Согласно
ст.15 ФЗ РФ от 11.02.02г. №17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников : 1. За счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг: Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и
приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных
вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 11, В некоторых организациях ввиду сезонности производства отпуска
работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более
правильного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые
работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года
равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут
выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков. Кроме этого,
организация может создать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет. 2. Из собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 91 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70. 3. За счет средств Фонда социального страхования отражают суммы начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм: Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70. 2.2. Аудит удержаний из заработной платы. Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за товары, купленные в кредит; подписная плата за периодические издания; перечисления в филиалы Сберегательного банка и т.п. Проверка правильности удержаний из заработной платы осуществляется аудитором выборочно. Причем размеры выборки определяются теми же методами, что и при проверке начислений. Затем по данным свода удержаний определяются виды удержаний из заработной платы, осуществляемые на конкретном экономическом субъекте. Основным видом удержания, которому при проверке уделяется главное
внимание, является налог на доходы физических лиц. Ранее налог на доходы
регулировался Законом РФ «О подоходном налоге физических лиц», но с Приступая к проверке правильности удержания налога на доходы, аудитору
сначала необходимо выявить суммы, которые подлежат обложению данным
налогом. Согласно ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются
все доходы налогоплательщика, полученные ими как в денежной, так и в
натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у них возникло, а
также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со
ст.212 НК РФ. При получении дохода в натуральной форме в виде товаров Необходимо помнить, что в налоговую базу не включаются суммы, указанные в ст.217 НК РФ – это государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности), государственные пенсии и т.п. Кроме того, при определении размера налогооблагаемой базы
налогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты: стандартные Таким образом, после проверки исчисления налоговой базы аудитор проверяет правильность применения тех или иных налоговых ставок. Они устанавливаются ст.224 НК РФ и составляют 13, 30 и 35%. При этом практически все доходы граждан облагаются именно по ставке 13% в то время как ставки 30 и 35% применяются в исключительных случаях, например с сумм выигрышей в лотереях, на тотализаторах и других, основанных на риске игр, стоимости призов и выигрышей в конкурсах и др. мероприятиях, проводимых в целях рекламы, превышающей 2 000 руб. и т.п. При проверке удержаний налога на доходы аудитор должен проконтролировать то, что с сумм доходов, в отношении которых применяется ставка 13%, исчисление налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца с зачетом ранее удержанных сумм налога. Причем сумма налога определяется в полных рублях. Согласно ст.230 НК РФ налоговые агенты ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за предыдущим, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. В заключение проверки данного объекта аудита, аудитору необходимо
удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах
бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц
должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам. По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета. Как известно, размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляет: на одного ребенка – ј (25%) от заработной платы за вычетом налога на доходы; на 2 детей – 1/3 (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы; на 3 и более детей – Ѕ (50%) от заработной платы за вычетом налога на доходы. Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит
со всех видов дохода как по основной, так и по совмещенной работе, со всех
видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной
нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итого работы. Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте. На сумму удержаний по исполнительным листам в бухгалтерском учете
должны быть сделаны следующие записи: Другой наиболее распространенный вид удержания – это удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается Трудовым Кодексом РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника». Если по решению руководителя (согласно приказа, распоряжения) организации выявленная недостача относится на виновных материально- ответственных лиц, то согласно ст.248 ТК РФ взыскание суммы материального ущерба с виновного работника должно производиться в сумме, не превышающей среднего месячного заработка. Причем распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. При погашении недостачи путем удержания из заработной в бухгалтерии должна быть сделана следующая запись: Дт 70 Кт 73.2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Проверка других видов удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного подоходного налога за пользование ссудой. 2.3. Проверка сводных расчетов по оплате труда. При проверке правильности составления учетных регистров аудитор должен быть готов к тому, что на различных предприятиях применяются разнообразные учетные регистры, что не должно осуждаться, если это обеспечивает полноту учетного процесса и удобно для самого предприятия. При проверке учетных регистров должны быть охвачены следующие вопросы: Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее. В сводной ведомости представлены коды (виды) начислений и удержаний и относящиеся к ним суммы. Кроме того, здесь отражается сумма, которая должна быть выдана работникам предприятия. При ее выдаче расчетно- платежная ведомость закрывается вместе со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При проверке расчетно-платежной ведомости аудитор построчно проверяет
расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против
фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в
получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Кроме того, аудитору необходимо проконтролировать ведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы или на депонентских карточках. Если не выданная ранее сумма заработной платы так и не была востребована в течение трех лет, предприятие перечисляет ее в состав прибылей: Дт 76 Кт 99. После проверки сводной ведомости по заработной плате, а также бухгалтерского учета сумм депонированной зарплаты аудитор осуществляет проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. Необходимо отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений. При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) – для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведенные в целях вуалирования и фальсификации отчетных данных. В заключение аудита расчетов по оплате труда необходимо сверить обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета Затем сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). ГЛАВА 3. Аудит расчетов по ЕСН. 1. Аудит расчетов с Пенсионным фондом. С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог Как было отмечено выше, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов. Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, аудитор
сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая
регламентируется 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом аудитору
необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и
ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся
работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений,
начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая
база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам Далее аудитором проверяется правильность применения той или иной
налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной
статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и
налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются
друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на
работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей,
выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также
индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов
соответственно. Таким образом, аудитору при определении правильности
применения налоговой ставки необходимо установить категорию
налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового тарифа (Приложение Кроме того, в связи с введением в действие ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть
зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые
взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить
соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему
законодательству. На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ за три дня до
получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа
месяца, следующего за отчетным, организация должна уплатить двумя
платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению». По кредиту счета 69.2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а
также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над
отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части
отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. По дебету счета 69.2 должны отражаться перечисленные суммы платежей 2. Аудит расчетов с Фондом социального страхования. Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). Средства ФСС РФ расходуются на оплату больничных листов по болезни, беременности и родам, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия на погребение, на оплату путевок в санатории и дома отдыха и другие выплаты. Страховые взносы, направляемые предприятием в ФСС РФ, являются составной частью ЕСН и регулируются главой 24 НК РФ «Единый социальный налог». Поэтому при проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР. Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ) Далее аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют (Приложение 1). Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса). В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку
правильности составления бухгалтерских записей. Как известно,
бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 По кредиту счета 69.1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а
также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае
превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи
производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части
отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. По дебету счета 69.1 должны отражаться заключение перечисленные суммы платежей (Дт 69.1 Кт 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Дт 69.1 Кт 70). 3. Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. Т.к. медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ. Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков (Приложение 1). При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки,
в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее И, наконец, в заключение аудитор проверяет правильность составления
бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на
балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к
которому открывается субсчет 69.3 – «Расчеты по обязательному медицинскому
страхованию». Кроме этого, на предприятии могут вестись счета 69.3.1 По кредиту счета 69.3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а
также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над
отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со: счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части
отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита. В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Программа аудита расчетов по заработной плате и ЕСН представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Она составляется в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских средств по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета (Приложение 4). Их назначение в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку
верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Приступая непосредственно к самой проверке расчетов по заработной плате и ЕСН аудиторам, прежде всего, необходимо удостовериться в правомерности принятия первичных документов, используемых на предприятии при начислении заработной платы, к бухгалтерскому учету. Они должны отвечать требованиям ст.9 ФЗ от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Далее аудиторы проверяют правильность начисления как основной, так и дополнительной заработной платы. Напомним, что к основной заработной плате относят оплату по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, и т.п. К дополнительной заработной плате -- выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, и др. Помимо этого, аудиторам необходимо осуществить проверку удержаний из заработной платы. Причем главное внимание здесь следует уделить налогу на доходы физических лиц. При проверке расчетов по ЕСН аудиторам надлежит проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии. Кроме того, осуществляется проверка записей по учету расчетов по заработной плате и ЕСН на счетах бухгалтерского учета. Здесь аудиторам следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания хозяйственных операций и соответствующих сумм. В заключение аудиторами выполняется проверка сводных расчетов по
заработной плате и ЕСН, которая состоит в идентификации данных по счетам 70 Таким образом, выполнив намеченные процедуры по проверке расчетов по заработной плате и ЕСН, аудиторы собирают необходимую им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого ими составляется аудиторское заключение, где они выражают свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате и ЕСН. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кодекс законов о труде. Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №43н. России от 31.10.00г. №94н. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев. – М.: Дело, 1996. ЮНИТИ-Дана, 2000. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. 2001. 2001.
|
|
© 2000 |
|