РУБРИКИ

Аудит операций с денежными средствами

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Аудит операций с денежными средствами

Аудит операций с денежными средствами

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Организация аудита операций с денежными средствами 4

1.1. Понятия и цели аудита 4

1.2. Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций с денежными средствами. 14

ГЛАВА 2 АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 16

2.1. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе. 16

2.2. Программа проведения проверки кассовых операций. 18

1.3. Аудиторская проверка кассовых операций. 21

1.4. Аудит кассовых операций в иностранной валюте 36

Глава 3 аудит денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках. 44

3.1. Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках. 44

3.2. Программа проведения проверки операций по счетам в банках. 54

3.3. Аудиторская проверка счетов организации в банках. 55

Глава 4 Порядок завершения аудита денежных средств 65

4.1. Анализ отчета о движении денежных средств 65

4.2. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

Литература 85

ВВЕДЕНИЕ

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами.
Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены вопросы аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.

Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.

При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятия и цели аудита в целом;
- Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств;
- Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;
- Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству;
- Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств;
- Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

В первой главе дается понятие организации аудита операций с денежными средствами Во второй главе показана процедура проведения аудиторской проверки кассовых операций. В третьей главе описана процедура аудиторской проверки денежных средств на расчетных, валютных и прочих счетах в банках.
Четвертая глава содержит описание отчета о движении денежных средств и оформление результатов аудиторской проверки операций с денежными средствами.

Работа выполнена на основе изучения нормативных документов, статей разных авторов, опубликованных в периодических изданиях, и практического опыта проведения аудиторских проверок.

Глава 1 Организация аудита операций с денежными средствами

1.1. Понятия и цели аудита

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ аудиторы и аудиторские фирмы могут осуществлять следующие виды деятельности:

- независимую вневедомственную проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов;

- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- экспертизу финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;

- анализ хозяйственно-финансовой деятельности, оценку активов и пассивов предприятия;

- прогнозирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ;

- обучение работников бухгалтерских служб предприятий;

- методическое и информационное обеспечение предприятий;

- разработку методических пособий по бухгалтерскому учету и налогообложению и оказание других услуг.

Основные стадии (этапы) аудита обозначены в разделе 4 «Объем и стадии аудиторской проверки» Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
20.08.99.

Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита и диктуется обстоятельствами проверки.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают: а) планирование аудита; б) получение аудиторских доказательств; в) использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта, третьими сторонами; г) документирование аудита; д) обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.
Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности
«Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита».

В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организация должна выполнять требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»,
«Применимость допущения непрерывности деятельности».

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской организации при оформлении хода аудита необходимо выполнять положения правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.

Предплановая (преддоговорная) деятельность

Деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Аудит как вид предпринимательской деятельности связан с необходимостью формирования определенного портфеля заказов, т.е. с поиском и выбором клиентов. При формировании портфеля заказов следует учитывать условия, обеспечивающие доходность аудиторской фирмы, и соблюдать такие основные принципы аудита, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение.

Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией.

Принимая заказ, аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее: имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки; может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа: отрасль хозяйственной деятельности заказчика; текучесть сотрудников за последний год; финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем; уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета; темпы роста производства и их перспективы.

Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной проверки следует выяснить: правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству; в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если: произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия; аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения; имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию; имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства; обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства; участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

Формирование перечня предложений аудитора при подтверждении заказа на проведение аудита. Согласие на проведение аудита аудиторская фирма документально подтверждает, направляя клиенту письмо-обязательство, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при
Президенте РФ от 25.12.96, протокол № 6.

Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.

В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме- обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания: по условиям аудиторской проверки: объект и цели аудиторской проверки; включение в аудиторское заключение мнения о достоверности отчетности филиалов и подразделений; законодательные акты и нормативные документы; дополнительные вопросы, решаемые в ходе аудита; по обязательствам аудиторской организации: форма отчетности о результатах проведенной работы; ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги; соблюдение коммерческой тайны; риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента; по обязательствам экономического субъекта: ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; обеспечение свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации; получение подтверждений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности; неоказание давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; а также дополнительные данные: общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах; примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы; общая характеристика применяемых методов проверки; условия оплаты; предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов; использование результатов работы предшествующей аудиторской организации; важнейшие ограничения ответственности аудиторской организации; рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению; предложения о дальнейшем развитии договорных отношений.

При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации.
Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов, и ее обновлении по прежним.

Планирование аудита

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности включает: а) планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка; б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки; в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Планирование аудита подразделяется на предварительное планирование, подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом. Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если: заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки; обнаружены существенные ошибки и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры; задержки по вине заказчика привели к изменению сроков проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Разработка и составление общего плана аудита. Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки, т.е. объем информации для выборок. Объем выборки зависит от: степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции годовой бухгалтерской отчетности; уровня существенности; степени точности ожидаемых результатов; оценки надежности системы внутреннего контроля.

В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять: а) уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной; б) результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если: количество ошибок намного превышает планируемый объем, поэтому необходимо увеличить объем проверки; первая предварительная оценка оказалась неправильной. Данная позиция отчетности не содержит риска, т.е. объем проверочных процедур уменьшится; в) прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты. Во время проверки было обнаружено, что позиции отчетности, по которым ранее не предвиделось существенных ошибок, содержат риск.

Все изменения плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности необходимо вносить в рабочую документацию. В соответствии с п.5.2 Правила
(стандарта) аудиторской деятельности «Планирование аудита» вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

Проверка годовой бухгалтерской отчетности

Во время проверки годовой бухгалтерской отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры.
Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности: сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»); оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»); исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности
(«Аналитические процедуры»); проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»); получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта»); отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов
(«Документирование аудита»); оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»); установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»); получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»); проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»); проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»); проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»); оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»); контроль качества работы в ходе проведения аудита («Внутрифирменный контроль качества аудита»).

К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности клиента на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

Заявление об ответственности заказчика имеет очень большое значение для аудитора, поэтому он должен проследить за тем, чтобы заказчик предоставил ему подписанное заявление об ответственности в случае ограничения допуска к информации. Заявление подтверждает, что членам аудиторской группы были предоставлены все необходимые для проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности документы, сведения и информация.

Завершение и оформление результатов аудита

Обобщение результатов аудита и формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. На заключительном этапе аудиторского процесса составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы.

После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.

Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую отчетность, т.е. в какой степени отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство.

Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения - безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

Подготовка письменной информации аудитора и аудиторского заключения. По итогам проведенной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности аудиторская фирма представляет «Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита». В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей - руководство
(собственников) экономического субъекта.

Письменная информация (аудиторский отчет) - это результат работы аудитора, который предоставляется заказчику. Заказчик на основании аудиторского отчета оценивает качество его деятельности.

1.2. Предварительная подготовка к аудиторской проверке операций с денежными средствами.

Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской
Федерации нормативным документам.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета.

До заключения договора на аудиторскую проверку осуществляется предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько аудиторов и на какой период требуется для проведения проверки кассовых операций организации:

1. Сколько касс в организации;

2. Имеет ли организация структурные подразделения и, как осуществляются расчеты с подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет структурные подразделения, находящиеся в удаленных от головной организации местах, то передача денежных средств может осуществляться следующими способами:
- Денежные средства перечисляются на счет в банке. Кассир структурного подразделения получает денежные средства и приходует их в кассу структурного подразделения.
- Денежные средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;
- Денежные средства перевозятся уполномоченными лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая будет сопровождать уполномоченного представителя. Поскольку этот вариант не дает полной гарантии сохранности денежных средств его применение нецелесообразно.
- Инкассация – перевоз денежных средств специальными организациями.

3. Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

4. Какие операции проводятся через кассу (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты с поставщиками и подрядчиками и т.п.);

5. Сколько расчетных счетов у организации;

6. Осуществляются ли расчеты с использованием иностранных валют и сколько валютных счетов у организации;

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод проверки: сплошной или выборочный.

ГЛАВА 2 АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Прежде чем приступить к процедуре аудиторской проверки, целесообразно рассмотреть порядок ведения бухгалтерского учета наличных денежных средств организации.

2.1. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе.

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира.
Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

При ведении бухгалтерского учета с использованием программных продуктов регистрация приходных и расходных кассовых документов осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме
«Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

Ведение кассовых операций оформляется следующими проводками:
1. дебет счета 50 «Касса» - кредит счета 90 « Продажи» - на сумму полученной выручки от реализации продукции, работ или услуг основного производства (по обычным видам деятельности);
2. дебет счета 50 «Касса» - кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму полученных прочих доходов (включая реализацию прочего имущества и выручку от реализации продукции (работ, услуг), не относящихся к обычным видам деятельности);
3. дебет счета 50 «Касса» - кредит счета 51 «Расчетные счета» - на сумму денежных средств, полученных с расчетного счета и оприходованных в кассе;
4. дебет счета 50 «Касса» - кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» - на сумму наличных денежных средств, полученных в качестве вклада в уставный

(складочный) капитал организации;
5. дебет счета 50 «Касса» - кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму полученных авансов (под поставку товаров или продукции, выполнение работ или оказание услуг);
6. дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - кредит счета 50

«Касса» - на сумму произведенных выплат, начисленных работникам организации (оплата труда, премии, и т.п.);
7. дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - кредит счета 50 «Касса»

- на сумму денежных средств, выданных подотчетному лицу;
8. дебет счета 51 «Расчетный счет» - кредит счета 50 «Касса» - на сумму сверхлимитного остатка наличных денег, сданных по объявлению в кредитное учреждение;
9. дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - кредит счета 50

«Касса» - на сумму выданных авансов под приобретение продукции, оплату выполненных работ или оказанных услуг (от выдачи денег под отчет отличается тем, что аванс передается в кассу организации-поставщика).

Кроме того, на счете 50 отражается приобретение за наличный расчет различных денежных документов (почтовых марок, марок госпошлины, вексельных марок, оплаченных авиабилетов, путевок в дома отдыха и др.), а также выбытие денежных документов.

В том случае, когда денежные документы приобретаются кассиром (что является весьма распространенной практикой), в учете делается проводка:

Дебет счета 50 «Касса», субсчет «Денежные документы» - кредит счета 50
«Касса» - на сумму денежных документов, приобретенных за наличный расчет.

При выбытии денежных документов кредитуется счет 50 «Касса» и дебетуется счет учета источников возмещения затрат. Например: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - кредит счета 50 «Касса» - на сумму стоимости путевок в оздоровительные учреждения, оплачиваемых за счет чистой прибыли организации; дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» кредит счета 50 «Касса» - на сумму стоимости почтовых марок, использованных для пересылки корреспонденции.

Если почтовые марки выдаются должностным лицам (например, секретарю или офис-менеджеру) для постепенного использования, в учете такая выдача оформляется, как выдача подотчетных сумм: дебет счета 71«Расчеты с подотчетными лицами» - кредит счета 5 «Касса», а на общехозяйственные расходы стоимость марок списывается по мере использования: дебет счета 26
«Общехозяйственные расходы» - кредит счета 71«Расчеты с подотчетными лицами».

2.2. Программа проведения проверки кассовых операций.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

- инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

- проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);

- проверка правильности документального оформления операций;

- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

- аудиторская проверка правильности списания денег;

- проверка соблюдения кассовой дисциплины;

- проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

- оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

- отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

- отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

- отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Составляется примерный перечень вопросов для определения качества внутреннего контроля в организации:

1. Хранятся ли деньги в несгораемом сейфе?

2. Имеется ли сигнализация в помещении кассы?

3. Заключен ли договор с вневедомственной охраной?

4. Сопровождает ли охрана кассира при получении им денег в банке?

5. Имеются ли вторые ключи от сейфа у руководителя предприятия? (где и у кого хранятся дубликаты ключей)

6. Инкассируется ли данная организация?

7. Снимаются ли остатки денежных средств ежеквартально?

8. Проводятся ли внезапные проверки в кассе?

9. Присутствует ли главный бухгалтер при снятии остатков в кассе?

10. Проверяет ли отчеты кассира главный бухгалтер?

11. Снимаются ли остатки денежных средств в кассе на конец года?

12. Регистрируются ли приходные документы в журналах?

13. Присваивает ли кассир номера приходным и расходным документам денежных средств?

14. Составляет ли кассир приходные и расходные документы денежных средств?

15. Производятся ли записи в отчете кассира: ежедневно или по мере накопления документов?

16. Кроме денежных средств в кассе хранятся ли: бланки облигаций, акций, путевок в до и санаторий?

17. По движению валютных средств в кассе составляются ли отдельные отчеты?

18. Вся ли сдается в банк выручка поступившая в кассу?

19. Практикуется ли получение денег от клиента, работников за товары, услуги другими лицами (минуя кассира)?

20. Нужны ли две подписи на документах отражающих выдачу денег из кассы?

21. Практикуется ли выдача денег из кассы за одной подписью

(руководителя, главного бухгалтера)?

22. Разработана ли (по дебету, кредиту счета 50) наиболее характерная корреспонденция счетов хозяйственных операций, типичных для данного предприятия?

23. Сверяет ли бухгалтер данные ведомости по реализации материальных ценностей, работ, услуг с данными денежных средств, поступившими в кассу?

24. Датируется ли приходные, расходные, кассовые документы в журнале регистрации по дате, указанных в них?

25. Сдает ли кассир в бухгалтерию ежедневно кассовые отчеты?

26. Проверить операции по счету 57;

27. Проверить оприходование сумм (остатков) на счета в банке;

28. Проверить операции по приобретению и выдаче путевок (источник приобретения, невозмещаемая часть, полнота объема поступления в кассу средств за путевки);

29. Получить перечень денежных документов и сверить его с данными главной книги.

1.3. Аудиторская проверка кассовых операций.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40 и Положением Банка
России от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утв. ЦБР 19.12.97г. (с изменениями и дополнениями от 22.01.99 г., 31.10.02г.) все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Движение денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации: журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;
Главная книга; баланс предприятия (ф. № 1), 2-й раздел актива;
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы:

1. Кассовая книга;

2. Отчеты кассира;

3. Приходные и расходные кассовые ордера (ПКО, РКО);

4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

5. Выписки банка;

6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

7. Чековые книжки;

8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

9. Договоры о материальной ответственности;

10. Документы по ККМ;

11. Книги кассира-операциониста ;

12. Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

16. Приказы руководящего органа;

17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

18. Учетная политика в части документооборота.

В первую очередь, надо проверить наличие с кассиром договора о полной материальной ответственности в соответствии с п.32 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г.
№ 40, в котором сказано, что после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в РФ, после чего с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.

На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности. Исходя из этого следует проверить происходила ли замена кассира другим лицом в течение проверяемого периода и заключен ли договор с заменяющим кассира лицом договор о полной материальной ответственности.

Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Также следует установить, вся ли первичная учетная документация по учету кассовых операций составляется по унифицированным формам, утв.
Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта,
3 мая 2000 г.).

Инвентаризация кассы

Прибыв на место проверки, аудитор, в случае аудита текущего отчетного периода, может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации.

При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет не оприходованных или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, составленным по унифицированной форме, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

- обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

- имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

- застрахована ли касса организации;

- соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа).
Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

- соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

Согласно п. 2.5 Положения Банка России от 05.01.98 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изменениями от 22 января 1999 г., 31 октября 2002 г.) в кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

В соответствии с гл.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. За невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.