РУБРИКИ |
Предмет и основные концепции науки о человеке |
РЕКЛАМА |
|
Предмет и основные концепции науки о человекеПредмет и основные концепции науки о человекеПредмет и основные концепции науки о человеке Содержание 1. Человечество – живое (разумное) вещество 2. Происхождение человека 3. Человек – сознательная форма движения материи 4. Ноосфера Список использованных источников 1. Человечество – живое (разумное) вещество Вернадский В.И. включил человечество в состав "живого" вещества. Он писал, что "включение человечества в круг живых веществ и является выражением в научной форме убеждения, которое кажется мне неизбежным Это новая форма живого вещества резко отличается от всех остальных живых веществ, во-первых, интенсивностью геологического эффекта, и, во-вторых, влиянием на все остальные живые вещества. При изучении человечества как живого вещества мы сталкиваемся с новым фактором – человеческим сознанием. Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой". Вернадский В.И. подчеркивал, что "…включая человечество в состав живого вещества, мы, несомненно, сталкиваемся с новыми, ранее нам неизвестными свойствами живого вещества. Этим до известной степени объясняется проявляющееся иногда бессознательно стремление исключить человека из той картины природы, которая охватывает натуралиста во время его научной работы. Будем ли мы рассматривать совокупность всех людей как одно видовое однородное живое вещество, разделим ли мы его на расовые однородные живые вещества – все равно несомненно, что вещество, захваченное человеком во время его размножения и жизни, входит как часть в общую геохимическую работу животных организмов. К нему применимы все те законности и все те правильности, которые найдены для других – растительных или животных – однородных веществ". В.И. Вернадский был современником К. Маркса и Ч. Дарвина – великих ученых-революционеров XIX века, которые внесли коренные изменения в представления человека о живой природе и человеческом обществе. "Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, "богом созданные" и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно исторический процесс", - подчеркивал В.И. Ленин. Дарвин и Маркс уже завершали свой путь в науке, а Вернадский только начинал его. Естественно, он не мог не находиться под влиянием великих научных теорий, созданных его предшественниками–современниками. Карл Маркс: "… естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука". Конрад Лоренц (лауреат Нобелевской премии по биологии): "Человеческая культура и человеческий дух могут и должны изучаться методами естествознания, с присущими ему четкими постановками вопросов" 2. Происхождение человека Антропология – [anthröpos – человек] – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии: антропогенез (учение о происхождении человека), морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела) и этническая антропология (расоведение, раса – исторически сложившиеся группы людей, объединенных общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых по потомству второстепенных признаков: цвет кожи, глаз, волос, очертания головы, рост и т.д.; основные же черты физической организации человека, т.е. строение скелета, мышц, мозга и т.д., одинаковы у людей всех рас; все человечество представляет единый биологический вид). Отличительные признаки человека: человек на классификационной лестнице живых существ: "тип – хордовые; подтип – позвоночные; класс – млекопитающие; подкласс – плацентарные; отряд – приматы; семейство – гоминиды (люди); род – человек; вид – разумный (homo sapiens)". Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Отличительные признаки человека: морфологические (прямохождение; большой относительно тела объем мозга; отсутствие сезонных периодов для создания потомства; отсутствие сплошного волосяного покрова; медленное взросление детенышей – сильное влияние окружающей среды на их умственное развитие: бытие определяет сознание) и социокультурные (наличие сознания, определяющего бытие; способность накапливать и передавать информацию вне организма; членораздельная речь как средство коммуникации; умение производить орудия труда). Организм человека тесно связан с другими живыми организмами (одомашненными животными, растениями, микроорганизмами). Особенно большое значение для жизни человека имеют микроорганизмы, бактерии и вирусы: полезные (молочнокислые бактерии, кишечная флора и фауна и др.) и болезнетворные (патогенные). И те и другие – его вечные попутчики (мир будущего – это мир управляемых, а не истребленных инфекций). Человек-индивид как биологическое существо подчиняется основным биологическим законам, характерным для всех живых существ, включая рождение, потребление пищи, размножение, смерть и т.д.). Законы биологии выполняются также в социологии (общественной жизни человека) точно так, как законы механики выполняются в физике, а законы физики – в химии. Но социология не сводится к биологии, так как в ней есть законы, которых нет в биологии (точно так же, как химия не сводится к физике, а физика – механике). Популяция животных слепо подчиняется законам природы, она не имеет возможности выбирать путь развития, хотя является нелинейной динамической системой, способной существовать в качественно различных состояниях, в том числе мультистабильных (равновозможных) состояниях. За нее это делает окружающая среда (естественный отбор). 3. Человек - сознательная форма движения материи Человека создал труд и коллективный (общественный) образ жизни. Производство и использование орудий труда – главное, что разделяет человека и животных, включая современных человекообразных обезьян. Условия жизни человека зависят не от природной среды, а от уровня развития созданных им средств труда (искусственной среды). Человек уже не живет "дарами природы", а сам производит необходимые ему жизненные блага. Поэтому как сознательная форма движения материи он практически вышел из-под контроля естественного (природного) отбора. Как физическое, так и умственное развитие человека зависят уже в основном от социальных условий его жизни. Не только бытие определяет сознание, но и сознание – бытие. Это подчеркивал К. Маркс в работе "Тезисы о Фейербахе": "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан". Венгерский музыкант З. Кодай доказал, что даже музыкальный слух может быть воспитан у любого здорового ребенка, если начать с ним заниматься с раннего детства. То, что 17 музыкантов из династии Бахов, достигших серьезных профессиональных успехов, скорее не результат врожденной музыкальности, а влияния обстановки в их семьях. Аналогичные условия необходимы ребенку для развития любых способностей. Детство – решающий период в развитии человека. Сознание – функция мозга человека, способность человека как высокоорганизованной материи идеального воспроизведения (создания образа, представления, мыслимой модели) объективного (реального) мира (материи, действительности), необходимого для его изменения, преобразования, контроля и управления человеком, а также целесообразных действий, практической деятельности человека. Маркс подчёркивал, что "сознание есть общественный продукт и остается им, пока существуют люди". Различают индивидуальное (человека-индивида) и общественное (коллективное) сознание. Общественное сознание – отражение общественного бытия людей, их реальной жизни. Оно воплощается в языке как средстве общения (коммуникации), в искусстве, науке как высшей форме теоретической деятельности, идеологии, религии, мифах, фольклоре, нравственности, социальных нормах поведения, воззрениях социальных групп. Индивидуальное и общественное сознания диалектически взаимосвязаны. Итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето в конце XIX века, анализируя распределение доходов среди населения, выявил закон, согласно которому во всех странах и во все времена основная масса богатства сосредоточена в руках меньшинства. Согласно закону Парето деньги рождают деньги, власть рождает власть. Этот закон, согласно Парето, внутренне присущ природе человека. Парето считал, что этот закон жестоко соласуется с дарвинизмом, что демократия – самообман. Будучи либералом, Парето, пораженный открытым им законом, стал сочувственно относиться к идеям социализма. После смерти (1923 г.) итальянские фашисты возвели его в ранг кумира. Социал-дарвинизм борьбу между видами и внутри вида за выживание в животном мире отождествляет с классовой борьбой в обществе (правильная посылка), считая ее неустранимой, вечной в человеческом обществе (неправильная посылка). Он оправдывает существование бедных слоев населения и эксплуатацию их считает неизбежной и определяющей прогресс общества. Но из истории известно, что классов когда-то не было и, несмотря на их нынешнее существование, они согласно третьему закону диалектики рано или поздно должны исчезнуть. Кроме того, человек в отличие от животных – сознательное существо, он в состоянии делать выбор, сознательно выбирать путь развития общества, путь не только прогрессивный, но и справедливый. Не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие, человек преобразует природу. Поэтому социал-дарвинизм является антинаучным учением. 4. Ноосфера Вернадский В.И., как и К. Маркс, осознавал, что все явления природы, включая жизнь, неразрывно связаны, что "… явления жизни, и явления мертвой природы являются проявлением единого процесса", что "человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли – ее биосферой". Он отмечал, что "в последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу "как современную стадию, переживаемую биосферой". Иначе говоря, просто "живое вещество" переходит в разумное "живое вещество". Понятие "ноосферы" как современной стадии переживаемой биосферой (слово "ноосфера" составлено из греческого "ноос" – разум и "сфера" в смысле оболочки Земли) ввел в 1927 г. французский математик и философ Е. Ле Руа. Вернадский В.И., анализируя рассуждения о "грозящем крушении цивилизации, о самоистреблении человечества", подчеркивал, что это следствие "недостаточно глубокого проникновения в окружающее", что "не вошла еще в жизнь научная мысль" и сожалел о том, что "мы живем под влиянием еще не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания". Веря в силу науки, Вернадский писал, что эта вера "нашла опору в первых поборниках социализма – крупных и глубоких творческих выразителей", что "реальное значение эти искания получили в работах К. Маркса и Ф. Энгельса". Он отмечал, что "социализм явился прямым и необходимым результатом роста научного мировоззрения", "вырос из науки и связан с нею тысячью нитей", "является ею детищем" и "представляет из себя, может быть, самую глубокую и могучую форму влияния научной мысли на ход общественной жизни, какая только наблюдалась до сих пор в истории человечества", что он "есть явление сознательное, и вся сила и весь смысл его заключается в проявлении сознательности в народных массах, в их сознательном участии в окружающей жизни". Он высоко отзывался о Марксе как ученом, писал, что "К. Маркс – крупный научный исследователь и самостоятельно мыслящий гегельянец" и отмечал, что "Маркс и Энгельс правы в том, что они реально положили основы научного (не философского) социализма, так как путем глубокого научного исследования экономических явлений они, главным образом К. Маркс, выявили глубочайшее социальное значение научной мысли, которая философски интуитивно выявилась из предшествующих исканий "утопического социализма". Он подчеркивал, что "понятие ноосферы находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей "научный социализм"". Вернадского беспокоила "старая философская проблема, проблема человеческого сознания", вопрос о том, как может человеческое сознание изменять природные и общественные процессы, "как и почему влияет человеческая мысль на их течение?". Он возлагал надежды на науку, считая, что "научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего". Он был убежден в том, что "тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни – тот получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики". Список использованных источников 1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. ЮНИТИ, 2008. 2. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение: Учебник для биол. спец. вузов. – 5-е изд., испр. и доп.. – М.: Высщ. шк., 2004. 3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Вернадский В.И., М.: Сов. Россия, 1989. 4. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 5-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. |
|
© 2000 |
|