РУБРИКИ

Основы антропологии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Основы антропологии

(Астенический тип у женщин) Астенические женщины по своему габитусу напоминают астенических мужчин, за исключением одного: они не только худощавы, но часто и малорослы. Нормальный и даже усиленный рост в длину у них встречается, но не так часто. Среди 20 женщин я встретил одну ростом 169 и одну ростом 161 см, остальные имели рост 160, а самая маленькая - 145 см. Эта группа женщин не просто астенична, а астенично-гипопластична, причем во всей нашей работе под астеническим мы понимаем задержанный рост в толщину, под гипопластическим - общее недоразвитие тела и его частей, особенно роста в длину. Так, у астенических женщин самый низкий средний рост 153,8 см, между тем как у астенических мужчин он равен 168,4 см, что соответствует среднему росту швабского населения мужского пола. Несоответствие между ростом и весом тела у астенических мужчин выражено более резко, чем у женщин. У мужчин оно равно примерно 18, у женщин - 9 (см. табл. 1).

(Атлетический тип у мужчин) Мужской атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи (см. рис. 2). Общий облик самых ярких представителей этого рода: среднего или высокого роста мужчины с особенно широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, сужающегося книзу, так что таз и все еще статные ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее, причем линейные контуры trapezius , видимые спереди, придают шейной части плеча особый отпечаток. Линии, очерчивающие тело, образуются выступающими мышцами хорошей или гипертрофической мускулатуры, которая вырисовывается пластически, как мускульный рельеф. Костный рельеф наиболее заметен в чертах лица. Грубое строение костей характерно для ключицы, запястья и плюсны. Наряду с плечевым поясом трофический акцент лежит еще на концах конечностей, которые могут напоминать акромегалию. Наибольший объем руки у атлетиков достигает 25 см, величины, превышающей на 5 см средние размеры, сравнительно умерен, почти нормально выражен. Этим прежде всего обусловливается точный мускульный рельеф, причем чрезмерно развитая мускулатура заметно проступает через тонкий жировой слой у мужчин Объем руки в 23 см довольно част. Кроме объема руки, при этом типе любопытна и ширина плеч, которая в двух случаях достигает наибольшей цифры в 42,5 см, превышающей среднюю величину ширины плеч нашего населения (37,5-38 см) на 5 см. Длина конечностей скорее велика, чем мала. Наряду с костями и мышцами в гипертрофии участвует и кожа. Она обладает хорошим упруго-эластичным тургором, а на лице кожа особенно плотная, толстая… Рост тела в общем выше среднего, длина больше 180 см встречается нередко - самый большой атлетик в нашем исследовании имел рост 186 см. Нижнюю границу фиксировать невозможно, так как морфологические переходы между атлетическим типом и типом гипопластическои плечистости довольно неясны. Любопытны переходы к формам великанов (см. табл. 2)


Таблица 2 Основные размеры тела у людей атлетического типа (в среднем)

Признаки

Мужчины

Женщины

Вес (кг)

62.9

61.7

Длина тела (см)

170.0

163.1

Ширина плеч (см)

39.1

37.7

Объем груди (см)

91.7

86.0

Объем живота (см)

79.6

75.1

Объем в области бедер (см)

91.5

95.0

Объем предплечья (см)

26.2

24.2

Объем кисти (см)

21.7

20.0

Объем икр (см)

33.1

31.7

Длина ног (см)

90.9

85.0


В остальном у представителей атлетического типа, главным образом в чертах лица, наблюдаются варианты. В строении тела мы находим наряду с только что намеченным типом, обладающим сравнительно стройной нижней частью тела и пластическим выступанием форм тела, еще вариант, который отличается общей неуклюжестью. Различие в развитии плеч и таза при этом не заслуживает внимания, все некрасиво, грубо, неуклюже, кожа лица пастозна, мускульный рельеф затушевывается диффузным развитием жира. Чисто морфологически нельзя решить, имеет ли здесь место вариант, комбинация, другая стадия развития или, что вероятнее, особенный тип с существенным отклонением биологической основы. В моем исследовании есть лишь несколько случаев такого рода, один из пациентов, наряду с тяжелым кататоническим слабоумием, страдал эпилептическими припадками. У больного с инфантильным развитием жира наблюдались слаборазвитые половые органы и двусторонний крипторхизм. Среди неуклюжих атлетиков я встречал в больнице и таких, у которых громадная верхняя часть туловища сидела не просто на стройной, а крайне тонкой его нижней части, на инфантильно узком тазе и астенически тонких ногах. Также многочисленны морфологические взаимоотношения между атлетическим типом и дисгенитальной группой. Комбинации атлетических элементов с евнухоидной великорослостью не представляют собой необычного явления, например, чрезмерная длина конечности с большими кистями, частичная плотность костей, мускулистый плечевой пояс и т.д. Наблюдается также резкий феминизм. Недавно я видел шизоидного психопата с атлетическим строением тела, но с узкими опущенными округленными плечами, с талией и женским тазом большого объема… … Исследование развития атлетического типа в зависимости от возраста дает мало интересного. Этот тип ясно выступает уже в периоде созревания приблизительно с 18 лет; с полным развитием головы после 25 лет он становится более пластичным и четким. Мне удалось установить несколько случаев атлетиков в 50-летнем возрасте. В более позднем возрасте, на шестом десятке, я не имею в своем распоряжении ни одного испытуемого, что объясняется случайностью, так как атлетическая группа гораздо меньше астенической и охватывает лишь около 30 случаев, считая мужчин и женщин вместе.

(Атлетический тип у женщин) Атлетический тип у женщин, поскольку его здесь можно распознать, такой же, что и у мужчин, но с известными характерными отличиями. Развитие жира у атлетических женщин не задержано, а обильно: конечно, оно гармонирует с остальными тканями, прежде всего с костями и мышцами, и, по крайней мере, в наблюдаемых нами случаях не элективно усилено, как у пикников. Наряду с этим типом атлетических женщин с женственно-округленными формами мы встречаем, однако, и пациенток с выраженным маскулинизмом в чертах лица и строении тела. Несколько таких случаев, по мускульному рельефу и пропорциям плеч и таза точно напоминают мужчин. Вообще следует иметь в виду, что трофическое акцентирование плечевого пояса можно часто наблюдать и у атлетических женщин (до 39 см ширины плеч), причем оно не идет по линии вторичных половых признаков, а скорее противоречит ей. Последнее указывает на то, что такое строение плечевого пояса представляет собой не что-то случайное, а вытекает из своеобразно направленных импульсов роста. Кроме грудино-плечевого пояса часто сильно развит и таз.

(Нормальность и анормальность строения. Субъективизм оценок) Строение тела атлетических женщин производит впечатление ненормального, чрезмерно выступающего, грубоватого и массивного в отличие от строения тела у атлетических мужчин. Это происходит потому, что мужчины-атлетики иногда приближаются к нашему художественному идеалу красоты, в то время как наш идеал женской красоты не согласуется с атлетическим. Здесь уместно предостеречь от внесения субъективных оценок в диагностику строения тела. Мы мало чего достигнем характеристикой "нормальный" и "анормальный" по отношению к нашим трем главным типам. Все три встречаются как у здоровых, так и у душевнобольных и больных с внутренними болезнями. Нельзя также утверждать, что один из трех типов в физическом отношении лучше приспособлен к жизненной борьбе. Атлетику легче быть борцом, астенику - летчиком, при многих профессиях совершенно безразлично, посвящает ли себя им тот или другой. Многие астеники в течение всей жизни здоровы и доживают до глубокой старости, тогда как их более статные ровесники давно умерли от сердечного удара. Поэтому неправильно (и здесь я совершенно согласен с Бауэром) говорить о morbus asthenicus. И определение "артритический габитус" или "физический габитус" являются узкими клиническими терминам. Для совершенно объективного натуралистического учения о строении тела они как крайне односторонне устанавливающие тенденцию к определенному заболеванию не могут быть использованы. Если астеник очень предрасположен к туберкулезу, то он более иммунен к ревматизму, диабету, артериосклерозу, чем пикник, и наоборот. В отличие от психиатрических, о предрасположенности атлетиков к внутренним заболеваниям мы ничего определенного не могли найти. Поэтому ни одну из больших конституциональных групп нельзя признать ни более здоровой, ни более больной.

(Пикнический тип у мужчин) Пикнический тип в среднем возрасте характеризуется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при нежной структуре двигательного аппарата (плечевого пояса и конечностей). Общее впечатление при выраженных случаях довольно характерное, среднего роста плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной, сидящей между плечами, шее, основательный жирный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки. Если мы рассмотрим конечности, то заметим, что они мягкие, круглые, со слабовыраженным рельефом мышц и костей, часто изящные; руки мягкие, короткие и широкие. Кистевые суставы и ключицы нередко стройные и нежные. При этом плечи не выступают широко как у атлетиков, но (главным образом у старых людей) круглы, не сколько приподняты и сдвинуты вперед, часто спускаются к груди при резком изгибе на внутреннем крае deltoideus. Создается впечатление, что весь плечевой пояс сдвинут вперед и вверх по отношению к несколько вздутой грудной клетке; голова принимает участие в этом статическом перемещении она опускается вперед между плечами, так что короткая, толстая шея постепенно почти исчезает и верхняя грудная часть позвоночника делает легкий кифотический изгиб. В профиль шея не выглядит, как у других типов, стройной, круглой колонной, на которой держится резко выступающая и отграниченная голова, а в выраженных случаях среднего и более пожилого возраста кончик подбородка косой линией непосредственно связан с верхним концом грудины (см. рис. 3) Пропорция груди, плеч, шеи, не касаясь конфигурации лица, характера ожирения, является самой интересной в пикническом строении тела. Отношение умеренном ширины плеч к большому объему груди отличается от соответствующих пропорций у атлетиков, где объем груди незначителен по сравнению с чрезмерной шириной плеч. Если туловище атлетического типа кажется широким, то пикнического - глубоким. Конечности в среднем скорее коротки, чем длинны (см. табл. 3).


Таблица 3 Основные размеры тела у людей пикнического типа (в среднем)

Признаки

Мужчины

Женщины

Вес (кг)

68.0

56.3

Длина тела (см)

167.8

156.5

Ширина плеч (см)

36.9

34.3

Объем груди (см)

94.5

86.0

Объем живота (см)

88.8

78.7

Объем в области бедер (см)

92.0

94.2

Объем предплечья (см)

26.5

22.4

Объем кисти (см)

20.7

18.6

Объем икр (см)

33.2

31.3

Длина ног (см)

87.4

80.5


Пикники имеют определенную тенденцию к ожирению. Характер ожирения также типичен и должен быть сразу замечен не для сравнения с атлетиками и астениками, которые не проявляют склонности к ожирению, а для сопоставления с известными грубодиспластическими типами. Ожирение пикников держится в умеренных границах и в первую очередь проявляется в склонности к ожирению торса, жир преимущественно отлагается в компактном жирном животе. Все остальные формы тела благодаря диффузному отложению жира мягки и закругленны, но не скрыты и не уродливы… Кожа не дряблая, как у астеников, не упругая, как у атлетиков, а мягкая и хорошо облегает тело. Она средней толщины с сильными изгибами контуров, в особенности у скуловых костей. На наружной поверхности плеч кожа натянута. Мышцы средней силы, но мягкой консистенции. Рост пикников средний - 167,8 см. Относительно сильное отложение жира сказывается на том, что, в противоположность другим типам, а также атлетическому, вес тела у пикников превышает рост (68,0). Вес тела свыше 100 кг наблюдается редко и только в определенные периоды жизни. Наибольший вес у пикников в нашем исследовании был равен 107 кг при росте 171 см. Тем не менее мы встречаем особенно у старых лиц значительное снижение веса как следствие сильной инволюции. Пикники нередко обнаруживают в зависимости от периодов и смены психотических фаз сильные и резкие колебания веса тела. В упомянутом случае приблизительно на 30-м году началось сильное повышение веса, который после многочисленных колебаний достиг 107 кг, а затем в 60-летнем возрасте одновременно с психической депрессией быстро снизился до 76 кг и после депрессии больше не поднимался. Небольшие коренастые фигуры среди пикников нашего населения встречаются довольно часто, но только один из обследованных нами был ниже 160 см. Очень высокие пикники бывают редко. Мы обнаружили только два случая сростом 181 и 182 см (при наличии атлетических элементов строения тела), которые перешли границу 180 см. Пикнически и тип является достаточно очерченным и не обнаруживает каких-либо неожиданных вариантов. Следует подчеркнуть, что он, благодаря строению скелета и прежде всего не зависящим от жирового слоя размерам черепа лица и кистей, часто имеет характерные пропорции груди, плеч и шеи. Для его диагноза вовсе не требуется наличия более сильного жирового слоя. Грубые очертания тела существенно различаются взависимости оттого, имеетли пикник жирный живот или толстую шею. Если не забывать того, что большинство рабочих тяжелого труда и лица моложе 35-40 лет не обладают компактным пикническим жировым слоем, то можно понять, почему возможны ошибочные диагнозы, если полагаться только на этот весьма важный и производящий впечатление, но не всегда постоянный симптом. Присоединение признаков других типов может совершенно затушевывать пикническую картину, но при тщательном рассмотрении и измерении обнаруживаются характерные пикнические компоненты. Комбинации с атлетическими элементами нередки - в этом случае плечи шире и конечности более костлявы и грубы. Астенически-пикнические структурные интерференции наблюдаются в следующем сочетании: небольшой жирный живот, длинный thorax, длинные узкие конечности. Кроме того, в конфигурации лица и черепа можно отметить легкую оксицефалию с мягкими пикническими щеками и широкими челюстями. Здесь, как и при других типах, возможно бесчисленное множество таких комбинаций; нет вообще ни одного отдельного симптома, который не комбинировался бы со стигматами другого типа. Морфологические различия у пикников разных возрастных групп значительно больше, чем при других типах. Пикнический тип приобретает свою характерную форму в более зрелом возрасте, между 30-40 годами, а после 60 лет стирается. Эти различия зависят прежде всего от жирового слоя и отчасти от вторично обусловленного этим изменения формы грудной клетки. Встречаются случаи, когда жирный живот и одновременное с ним расширение нижней апертуры грудной клетки развиваются вскоре после 20 лет. Но это исключения. В большинстве случаев у молодых пикников в возрасте 20-30 лет мы находим следующий габитус: широкая, нежная форма лица с правильными пропорциями и характерной нижней челюстью, короткая, чаше толстая, но весьма плотная и резко отграниченная от нижней поверхности подбородка шея. Thorax еще не вздут, соблюдена гармония между шеей и плечами, поэтому нет еще кифоза и не отмечается характерного наклона головы вперед между приподнятыми плечами. При таком телосложении молодой пикник на первый взгляд может быть принят за атлетика… …В старческом возрасте жирный живот мало заметен, он иногда западает, и тогда грудная клетка не вытягивается кверху. Кожа дряблая и сухая. Существенные признаки строения тела, однако, сохраняются.

(Пикнический тип у женщин) Пикническое строение тела у женщин несколько модифицируется. Жир откладывается главным образом на торсе, но его больше на груди и бедрах. Соотношение груди и плеч такое же, как у мужчин. По объему груди и бедер пикнические женщины относительно превосходят атлетических. Низкий рост (меньше 150 см) у них наблюдается довольно часто. Минимальный рост наших пациенток был 145 см. Очень молодых пикнических женщин с изящным строением тела, не имеющих значительного жирового слоя, при первом взгляде можно принять за атлетических. Такой ошибки мы избежим, если уделим должное внимание данным измерения, конфигурации лица, формам, которые и здесь являются более круглыми и полными. Молодые пикнические мужчины с хорошей мускулатурой и свежим тургором кожи на первый взгляд могут казаться атлетическими. Если форма лица и пропорции между грудью и плечами типичны, то их смешать нельзя. В отдельных случаях дифференциальный диагноз может быть довольно сомнительным. Вообще при сравнении юношеских фотографий пожилых циркулярных больных бросается в глаза, что отдельные мужчины к 20 годам обнаруживали совершенно атипические формы тела, удлиненное лицо, узкое телосложение, которые позже развились совершенно пикнически. Поэтому надо быть весьма осторожным с отрицательным суждением о молодом циркулярном, так как до 40 лет нельзя с уверенностью утверждать, что отсутствуют пикнические компоненты. Вопрос о смене явлений именно при этих эпизодически наступающих пикнических компонентах играет немаловажную роль. У нас было только двое циркулярных моложе 17 лет; оба при хорошо выраженных, округленных формах обнаруживали явное недоразвитие для своего возраста. Из-за недостаточности наблюдений нельзя утверждать, что в этом проявляется определенная закономерность.

(Циркуляная и шизофреническая группы. Ограничения методики) Прежде чем перейти к более тонкой диагностике строения головы и поверхности тела, следует дать обзор того, как выражаются в цифрах типы строения тела циркулярной и шизофренической групп. Следует отметить, что, само собой разумеется, не существует резкой разницы между отдельными типами, и, следовательно, отнесение пограничных случаев к той или иной группе не может быть точным. У циркулярных случаи с несомненным преобладанием пикнических структурных элементов мы выделили в отдельную рубрику (58 случаев). Остальные 14 - это смешанные варианты, которые обнаруживают явные пикнические симптомы строения тела, но вместе стем и сильные гетерогенные налеты, например пикнически-атлетические (5 случаев) и пикнически-астенические смешанные картины. У шизофреников астенически-атлетические смешанные формы мы также рассматриваем особо. Некоторые черты других типов в деталях строения тела мы, разумеется, сможем установить в большом количестве "чистых" случаев. Им следует уделить должное внимание; в связи с наследственностью, характерологией и психотическим построением симптомов они могут быть весьма интересны. В общем статистическом обзоре они не играют никакой роли. Картина, которую дает таблица 4, является показательной и имеет большое биологическое значение (см. табл. 4).


Таблица 4 Строение тела и психическая предрасположенность

Типы

Циркулярные

Шизофреники

Астеническое

4

81

Атлетическое

3

31

Атлетически-астеническое смешанное

2

11

Пикническое

58

2

Пикнические смешанные формы

14

3

Диспластическое

-

34

Расплывчатые картины и не внесенные в рубрики

4

13

Всего

85

175


Разумеется, нельзя полагаться на абсолютные цифровые данные. Надо считаться с пограничными случаями и возможностью возникновения ошибок из экзогенных факторов. Следует, прежде всего, помнить, что наши исследования хотя и относятся во всех группах к самым разным внешним условиям жизни, профессиям и возрастам, но все же при этом использовано преимущественно швабское население, поэтому необходимо тщательно проверить и сопоставить этот материал с соматическим состоянием других. Наше подробное сравнение портретов различнейших немецких племен и других европейских народов позволяет предположить, что и там можно встретить приблизительно сходные, хотя в деталях не совсем одинаковые, соотношения между строением тела и психической предрасположенностью. При всех этих оговорках мы можем установить для швабского населения следующее:

·                     Мы находим у циркулярных больных среди большого числа смешанных и неясных картин значительное преобладание пикнических типов строения тела, с одной стороны, при слабом участии классически выраженных астенических, атлетических и диспластических форм тела - с другой.

·                     Напротив, у шизофреников мы находим среди известного числа гетерогенно-смешанных и неясных картин явное преобладание астенических, атлетических и диспластических типов (или их комбинаций), с одной стороны, при слабовыраженном участии классических пикнических форм тела - с другой.

Следовательно, мы можем сделать выводы, что:

·                     между психической предрасположенностью к маниакально-депрессивным заболеваниям и пикническим типом строения тела существует ясное биологическое родство;

·                     между психической предрасположенностью к шизофрении и строением тела астеников, атлетиков и некоторых диспластиков существует ясное биологическое родство;

·                     напротив, существует незначительное родство между шизофренией и пикническим типом строения тела, с одной стороны, и циркулярным психозом и астенически-атлетически-диспластическим типом строения тела - с другой.


12. Видовое единство человека. Понятие о расе


Видовое единство человечества

История науки знает неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собою различные виды и даже роды, однако большинство исследователей определяет человечество как единый вид.

Все расы при смешении дают плодовитое потомство. Поэтому не удивительны высокие цифры рождаемости населения Южной Америки, Южной Азии и других областей. В Бразилии количество "чистых" индейцев, живущих в лесах, составляет 2% от общего количества населения, а количество метисов - 33%.

Все зоны соприкосновения разных расовых типов всегда являлись одновременно зонами смешения. Стихийный процесс расового смешения не могут остановить социальные преграды и террористические меры, направленные на сохранение "чистоты" расы. Некоторые расы выглядят внешне достаточно контрастно (пигмеи Африки и северо-американские индейцы, северные европейцы и южные китайцы), но все человеческие расы связаны рядом промежуточных типов.

Понятие расы

Все ныне живущее человечество с точки зрения биологической науки представляет один вид Homo sapiens ("человек разумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому "ras" ("начало", "происхождение"), итальянскому "razza" ("раса", "племя").

Расы человека отличаются друг от друга рядом признаков - цветом кожи, волос, глаз, типом волос, чертами лица, формой черепа, пропорциями тела и другими не существенными для жизнедеятельности признаками. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды.

Расы связаны с определенной территорией (ареалом).В настоящее время данная связь может не обнаруживаться (черная раса представлена в населении Африки и Америки), однако она существовала в прошлом. Не все биологические признаки человека являются расовыми признаками. Например, развитие жироотложения, мускулатуры, различия в осанке - не расовые отличия, так как связаны с влиянием среды сейчас.

На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения физического типа человека, известна под

именем "антропологии" (греч, "антропос" – человек). Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке.

Деление вида Homo Sapiens на расы произошло два с половиной столетия назад. Происхождение термина "раса" точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова "рас" (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит "племя". Слово "раса" примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Расы - это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

Развиваясь под влиянием исторических факторов и относясь к одному виду (H.sapiens), раса отличается от народа, или этноса, который, обладая определенной территорией расселения, может содержать несколько расовых комплексов. К одной и той же расе может принадлежать ряд народов и носителей многих языков. Большинство ученых сходятся во мнении, что существует 3 крупных расы, которые в свою очередь распадаются на более мелкие. В настоящее время по мнению разных ученых, насчитывается 34 – 40 рас. Расы отличаются друг от друга по 30-40 элементам. Расовые особенности наследственны и являются приспособительными к условиям существования.

Целью моей работы является систематизировать и углубить знания о человеческих расах.


13. Социальные корни расизма. Научная несостоятельность расистских теорий


Антропология (наука о человеке) как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века во Франции и Германии. Ее границы с этнологией, биологией, анатомией человека тогда еще не были четко очерчены, но она считалась точной наукой и на начальной стадии занималась изучением различных человеческих рас. (Только позднее она превратилась в общественную дисциплину.)

Интерес к расам возник в мире вследствие развития путешествий и последующих описаний увиденного, а также распространения в мире колониализма. Вначале антропология имела лишь описательный характер, затем появляются различные классификации.

В 1738 году швед К.Линней опубликовал "Систему природы" ("Systema nature"), в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано еще несколько аналогичных сочинений, и хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас.

Наконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя бы и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдварде не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения).

Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" - черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп. В начале 40-х годов 19 века швед Рециус предложил коэффициент для измерения черепов (длина черепа делится на его ширину и умножается на 100) - так называемый cephalic index. Многие годы эта формула служила исходной точкой в исследованиях не только псевдо- но и настоящих ученых.

В 1893 году французский философ Альфред Фуйе предсказал - не осознавая в полной мере силу своего предвидения: "Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами".

Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.

Обращаем особое внимание на этот переход науки от сухого научного факта к социальным спекуляциям; подобный процесс, как мы убедимся далее, происходил и в других отраслях знания. Повсеместное его распространения было связано с тем абсолютным значением, которое общество придавало научным открытиям.

Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" - историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

Так был сделан первый шаг к расизму, развившемуся в полной мере в первой половине 19-го века.

У идеологического расизма была, конечно, связь и с общественно-политическими процессами развития национализма и колониализма, но эта связь переживала еще так называемый "наивный" - младенческий период; пока у людей еще оставалась возможность быть расистами, отрицая насильственный и иерархический его характер.

Новая стадия расизма, вскоре ставшая доминирующей, началась, когда в систему антропологических проблем стали вплетать проблемы биологические.

Биология

В отличие от общепринятой в то время Библейской версии о единовременном сотворении мира и идентичности современной природы с той, которая была сотворена Творцом, в 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы.

Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Летом 1830 года во Французской Академии состоялся горячий диспут о достоверности ламаркизма, немецкий поэт Гете внимательно следил за ходом этих споров.

Несколько позже в Англии нашлось множество сторонников теорий социолога Герберта Спенсера, обосновавшего в 50-х годах свои социологические гипотезы именно новейшими биологическими открытиями. Окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: его "On origin of species" ("Происхождение видов"), впервые опубликованное в 1859 году, переиздавалось бесчисленное множество раз на всех языках Европы. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.

На научные гипотезы Дарвина жадно, как на сокровищницу, набросились люди, решившие использовать их для разработки социальных тем (отсюда и возник термин - "социальный дарвинизм"). Вот главные тезисы "социал-дарвинистов":

а. природа построена на эволюции, и самая высшая ступень эволюции - млекопитающие, среди которых первенствуют приматы, а венчает пирамиду человек - хомо сапиенс;

б. у эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно, среди людей нынче тоже протекает процесс эволюции. Следовательно, внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них - самый высший.

Так, уцепившись за уже существующий расизм, социал-дарвинисты создали расистский дарвинизм. Но как можно было среди прочих рас выделить высшую расу? Расисты начали утверждать, что таковой является белая раса:

- в войнах белый человек завоевал мир и создал повсюду свои колонии, духовно поработив все народы;

- в сфере духа породил величайших философов-европейцев;

- в музыке - создал классику;

- в архитектуре белыми созданы величайшие творения, например, - готические соборы;

- в технологии - паровозы и пароходы - изобретения белого человека, заставившего природу работать на себя и т.д.

Сразу видно, что это субъективные критерии, основанные как на посылке на собственном же выводе, предполагавшем, что белая раса - высшая. Но в свое время (а, может быть, не только в свое) они считались вполне объективными, доказывающими подлинное различие рас в талантах и интеллекте.

Второй вывод, как бы дополняющий первый, был связан с "борьбой за существование".

Считая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного характера, социал-дарвинисты утверждали, что возражение пацифистов-моралистов против войн не обоснованы. Более того, лица, отрицавшие справедливость "законов природы", возможно, и есть "злоумышленники", "слабые", придумавшие эти гуманистические теории, чтобы с их помощью предотвратить свое поражение от руки "высших", "лучших" по природе. Мир и гармония в среде народов, проповедовавшиеся в Европе ранее, перестали теперь казаться обязательными даже для нравственных людей.

Лингвистика

Развитию расистских идей содействовали исследования в еще одной науке - в лингвистике (языкознании), развивавшейся с конца 18 века.

Готфрид фон Гердер в книге "Происхождение языка" (1772 г.) обратился к проблеме рождения языков: по его мнению, в основе появления речи у человека лежал инстинкт. Когда европейцы открыли для себя санскрит, язык праиндийцев, и узнали о его близости к европейским языкам, в науке возникла новая лингвистическая школа (вместо признанной со времен Римской империи) - сравнительно-историческая.

Англичанин Вильям Джонс, первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского, древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков - есть общий предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге "О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в частности - древнеисландским языком.

Новый вклад внес в лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы, романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).

В 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый профессиональный термин - "ариец". В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, - "хозяин", "аристократ" или "чистый", т.е. отличающийся от аборигенов.

Эти исследование были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве (возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины "арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в "арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит "богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".

19-й век дал толчок изучению еще одного пласта лингвистики - восточных языков. Катализатором этого процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока название "семитские языки", использовав библейское сказание о происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).

В 1855 году, опубликовав "Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов" Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию расистской аргументации.

Истоки расизма

Итак, в 19 веке сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг., т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы", похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу:

"Счастливая случайность помогла выполнить главную задачу... но мало шансов на счастливое будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю человечества.

Другие расисты с ним не соглашались: дарвиновские идеи о возможности повлиять на "природу", т.е. "улучшить расу", их явно ободряли. Кроме того, эту группу идеологов объединяло трагическое ощущение необходимости и срочности каких-то действий для "спасения мира", "гонки наперегонки со временем".

Следует отметить попутно, что лично Гобино относился к евреям с определенной симпатией, хотя и считал их расой ниже арийцев. Он ценил их, как он выражался, за "мудрость народа", понявшего еще во времена Эзры и Нехемии, т.е. в 5-ом веке до нашей эры, важность принципа чистоты расы и воспринявшего объявленный запрет на смешанные браки.

Расизм и его социальные корни

С расистской точки зрения, человечество делится на "высшие" и "низшие" расы, причем различия между ними наследственны и не могут изменяться под влиянием внешних условий, вследствие чего никакие социальные преобразования не могут превратить "низшую" расу в "высшую" или даже сгладить их различия. "Низшие" расы, по утверждению расистов, всегда подчинялись "высшим", а в тех случаях, когда по каким-либо случайным обстоятельствам этого не происходило, культура деградировала, и средством для ее возрождения могло служить только приведение "низшей" расы к покорности или полное ее уничтожение.

Антропология была использована для "доказательства" того, что все те явления, которые в действительности, неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе.

Для этой цели была создана особая отрасль тенденциозной публицистики, имеющая некоторое внешнее сходство с антропологией, но в действительности менее всего заинтересованная в фактах и их научном освещении <...> (с. 511—512).

Антропосоциология, социальный дарвинизм и их реакционная сущность

Расизм становится системой, пытающейся объяснить основные закономерности общественной жизни, исходя из антропологических фактов. Вырастает так называемая антропосоциология, которая сводит проблему развития общества к конкуренции различных расовых типов. <...> Важнейшим из всех направлений, близких к антропосоциологии, был социалдарвинизм. Число авторов конца XIX в., развивавших "концепции" о том, что европейские расы являются высшим продуктом естественного отбора и что руководящие классы — это победители в борьбе за существование, чрезвычайно велико. <...> Дарвину принадлежат важнейшие доказательства огромного сходства между расами.

Таким образом, социалдарвинисты в расовой проблеме развивали концепции, глубоко враждебные и идеям, и чувствам самого Дарвина. <...> Основателем современного евгенического движения был Гальтон.

Защитники наиболее реакционных вариантов евгенической теории вскоре выступили с проектами принудительной стерилизации "наследственно неполноценных" людей. В ряде стран эти проекты получили юридическое оформление и частично практически осуществлялись.

Невиданные размеры приняла расистская фальсификация науки на службе германского фашизма. Приход гитлеровцев к власти ознаменовался превращением расизма в основу государственной идеологии Германии.

Научная несостоятельность расистских теорий

Необоснованность расистских теорий можно показать на примере одного из самых распространенных положений расизма, а именно на утверждении, что североевропейская раса — это наиболее духовно одаренная раса человечества, которой мир якобы обязан созданием всех индоевропейских языков, а также культур тех народов, которые говорят на этих языках.

Прежде всего следует обратить внимание на полное несоответствие этой "теории" картине распространения индоевропейских народов. Исчисляющееся многими десятками миллионов темноволосое и темноглазое население Южной Европы, исключая небольшой народ — басков, говорит только на индоевропейских языках; к этой же семье языков относится язык иранцев и северных индийцев, в подавляющей массе весьма темноволосых и темноглазых.

Положение об "исключительной одаренности" северной расы расисты "основывают" в значительной степени на современном развитии техники и цивилизации у тех европейских народов, антропологический тип которых относится к северной расе.

Однако и это положение не выдерживает критики.

Творчество человеческого гения уже горело ярким пламенем в Месопотамии, в Египте, в долине Инда (Мохенджо-Даро), на Крите, в то время как север Европы еще был объят глубоким мраком. Более поздние цивилизации — Карфагена, Греции, Ирана, Бактрии, Согдианы, Хорезма, Рима, Аксума (в Абиссинии) — также возникли задолго до расцвета культуры у северных европейцев. Для развития античной культуры исключительное значение имела древнеегипетская культура. Здесь уместно напомнить, что цвет кожи древних египтян был очень смуглым, близким к коричневому и общий их тип довольно близок к эфиопской восточноафриканской расе.

Совершенно неверно представление, что негрская Африка была всегда "страной хижин". Большие и многочисленные древние города имеются в области иорубов, далее — между Тимбукту и Ниамини, где они особенно часты, и, наконец, у гауссов. Город Ибадан в прошлом веке имел свыше 150 тысяч жителей.

Человечество, включая все его расы принадлежат к одной единой стадии развития человеческого рода. Выделившись из среды своих предков, новый вид человека вступил в мир, уже обладая комплексом свойств, необходимым для речевой и мыслительной деятельности. Это наследие было получено от общего предка всеми ныне живущими расами. Опираясь на это последнее, люди любых рас, независимо от различий в "темпераменте", обладают способностью к бесконечному продолжению своего культурного роста" (с. 512—516).

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. "Народы, расы, культуры", 1985:

"В сентябре 1967 г. в Париже состоялось совещание экспертов ЮНЕСКО, принявшее "Декларацию о расе и расовых предрассудках", в которой подчеркивается, что "все современные люди относятся к одному виду и происходят от одного корня", что "современная биологическая наука не позволяет относить различия в культурных достижениях народов за счет различий в их наследственных свойствах", что "расизм грубо фальсифицирует данные биологии человека... препятствует развитию тех, кто от него страдает, развращает тех, кто его исповедует, разделяет нации между собой, усиливает международную напряженность и угрожает миру во всем мире". "Основные средства борьбы с расизмом, — читаем мы в "Декларации", — заключаются в изменении общественных условий, порождающих предрассудки: в противодействии поступкам лиц, убеждения которых заражены предрассудками, в борьбе с самыми ложными убеждениями" (с. 166).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.