РУБРИКИ |
Методика проведения практических работ в теме Клеточное строение растений |
РЕКЛАМА |
|
Методика проведения практических работ в теме Клеточное строение растенийМетодика проведения практических работ в теме Клеточное строение растенийметодика – самая жуткая вещь на свете и я искренне надеюсь, что моя безумная писанина вам поможет избавиться от камня на шее и получить желанную закорючку в зачетку.Удачи! Содержание:1. Введение……………………………………………………………………...2 2. Обзор практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма» в различных учебниках…………………3 3. Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение»……………………………………………………………………5 4. Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы……………………………………….…………………5 5. Приготовление временного микропрепарата………………………..7 6. Постановка простейших демонстрационных опытов……………9 7. Опыт с целлофановым мешочком……………………………………..9 8. Клеточка Траубе…………………………………………………………10 9. Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»……… …...11 10. Заключение…………………………………………………………………12 11. Список литературы……………………………………………………..13 Введение. Практические работы в разделе «Ботаника» планируется проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями учащихся (например, преобладание образного мышления над логическим), материальной базой школы.Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываются основы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения, воспитания и развития учащихся. Однако в ряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможности эксперимента.Тематика опытов определяется, конечно, школьной программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития природы и т.д. У учащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию вышеперечисленных понятий. Можно выделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися: Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза) Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа) Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образования крахмала). Биологические опыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее. Также очень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть хлорофилл». Учителю всегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза» - и не более этого). Можно выделить несколько целей данной курсовой работы: 1. описание методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных приборов и приготовлением микропрепаратов 2. описание методики ряда демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное строение» 3. дать краткий обзор имеющихся мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное строение» Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения демонстрационных опытов. Обзор практических работ по теме: «Клеточное строение растительного организма» в разных учебниках. Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практических работ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках. 1. В.В. Пасечник Биология 6 класс (2002г) В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ об увеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе – микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правила его эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа. Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этом параграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовление микропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом, выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы. Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельность клеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые были получены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы. 2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.) Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточное строение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогично учебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника: ü Увеличительные приборы. Лабораторная работа – приготовление микропрепарата. ü Строение растительной клетки на примере изучения препарата. Лабораторная работа – приготовление препарата кожицы лука. ü Жизнедеятельность клетки. ü Ткани. Подача материала аналогична учебнику Пасечника. Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторных работ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкая работа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будет способствовать не только изучению конкретного материала, но и развитию мелкой моторики, воспитанию терпения и усидчивости.
3. В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г) Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширно представлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательность подачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, её функции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения. ü Работа 1: Устройство лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значение и функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа, названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способность микроскопа. ü Работа 2: Клеточное строение растений. Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначале невооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденной клеточной структуры. ü Работа 3: Препарат кожицы лука под микроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливают микропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок, обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, как нужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, по алгоритму, описанному в учебнике. ü Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этой работе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом и выполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущих работах. При выполнении последующих практических работ, но уже по другим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, в работе по изучению внутреннего строения ветки дерева. На основании изучения материалов учебников по теме «Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что в большинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которые подразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовление микропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой вид работы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективное усвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимым и что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность, аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – это и практические умения, и теоретические знания. Но, на наш взгляд, было бы неплохо разнообразить такую форму работы рядом простейших демонстрационных опытов, которые не требуют никакого дополнительного оборудования, но в тоже время очень наглядны. Этими опытами можно предварить изучение тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки».
Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма». Работа 1: Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы. Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей устройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работы со сложным увеличительным прибором Задачи: обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом и правилам изучения микропрепаратов развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности и бережности в работе воспитательные: развитие самостоятельности у учеников Оборудование: световой микроскоп, салфетка, демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных его деталей, готовые микропрепараты.
Часть 1: Устройство микроскопа. Ход работы: 1. Методические рекомендации: вначале следует объяснить целесообразность соблюдения правил пользования микроскопом – это обезопасит работу, сделает её более удобной и эффективной, предотвратит порчу школьного имущества. Микроскоп при переносе нужно держать двумя руками, взяв одну руку штатив микроскопа, а другой – придерживать его снизу за подставку. Микроскоп нужно всегда держать вертикально, чтобы не выпал объектив. Нельзя ставить микроскоп на край стола, иначе его легко уронить или он будет мешать работе. 2. Учитель на схеме показывает основные части микроскопа, вкратце говорит об их функциях: штатив (основная крепежная структура), тубус (труба окуляра), окуляр (часть оптики микроскопа, через него наблюдающий рассматривает изображение, создаваемое объективом, представляет из себя трубку с линзами внутри)), малый и большой объективы (соответствуют малому и большому увеличению, создают изображение, которое наблюдающий видит через окуляр), револьверная головка (к ней крепятся объективы, осуществляет переключение между ними), регулировочные винты (с их помощью наблюдатель устанавливает объектив на определённую высоту над объектом), предметный столик (на нём располагается сам объект изучения), диафрагма (регулирует световой пучок, просвечивающий объект), зеркало (формирует тот самый пучок света, фокусируя рассеянный солнечный свет или свет от искусственного источника). Ученики вслед за учителем находят называемые части микроскопа. 3. Учитель объясняет, как вычисляется увеличение оптики микроскопа – путем перемножения чисел, указанных на окуляре и объективе, например если установлен окуляр с увеличением 7х и объектив 40х, то это значит, что изображение объекта увеличивается в 240 раз. 4. По окончанию работы необходимо салфеткой аккуратно протереть линзы окуляра и объектива. Опустить тубус в крайнее нижнее положение, револьвер перевести на объектив малого увеличения. Основные понятия, усвоенные в работе: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объектив, револьвер, предметный столик, диафрагма, зеркало.
Часть 2: Правила работы с микроскопом. Ход работы: 1. Зеркалом нужно направить пучок света в отверстие на предметном столике. Зеркало и диафрагма служат для создания необходимого уровня освещения. Принцип работы светового микроскопа – объект должен просвечиваться точно направленным световым лучом. 2. Следует рассмотреть малый и большой объектив, обратив внимание на способ их крепления и работы. Для начала нужно установить малый объектив, вращая револьвер по часовой стрелке до щелчка. 3. Положите микропрепарат на предметный столик, закрепив его с помощью зажимов. 4. Глядя сбоку, нужно опустить с помощью большого регулировочного винта тубус до высоты 1-2см над объектом. Затем, глядя уже в окуляр, следует медленно поднимать тубус, вращая большой винт на себя, до того момента, когда увидите более-менее четкое изображение. Тонкая подстройка резкости осуществляется с помощью малого регулировочного винта. Далее надо рассмотреть объект, выделить основные детали. 5. Аккуратно, не трогая препарат и регулировочные винты необходимо перевести револьвер на объектив с большим увеличением. Если микроскоп исправен и правильно настроен, то при переводе объектива нет необходимости поднимать тубус, в противном случае его надо немножко поднять. 6. С помощью большого и малого регулировочного винта аккуратно, стараясь не раздавить стекло с препаратом, требуется установить резкость, объект должен быть максимально четко виден. 7. После настройки микроскопа необходимо внимательно изучить объект и зарисовать его. 8. По окончании работы следует подготовить микроскоп к дальнейшей работе: перевести револьвер на объектив малого увеличения, поднять тубус, снять препарат с предметного столика, протереть оптику. В этой работе сформируются умения по работе с микроскопом. Работа может быть проведена в нескольких вариантах – либо ученики будут повторять за учителем все действия, который будет демонстрировать их на своём микроскопе, либо учитель будет пошагово объяснять последовательность действий, либо же учащиеся могут работать по индивидуальным карточкам, а учитель осуществляет общий контроль происходящего, помогает решать появляющиеся затруднения. В этой работе в качестве готового микропрепарата можно взять простой объект, например, волокна ваты, потому что цель этой работы – научиться работать с микроскопом и давать сложные препараты натуральных объектов было бы не правильно. Хотя, если в школе это есть, можно использовать окрашенные препараты мышечных тканей – они весьма наглядны, не сложны, ученики просто зарисуют мышечные волокна, не вдаваясь в тонкости их структуры. Основные понятия, усвоенные в работе: способ крепления и работы оптики микроскопа; принцип работы светового микроскопа; малый и большой регулировочные винты; готовый микропрепарат.
Работа 2: Приготовление временного микропрепарата. Это весьма тонкая работа и вряд ли многим ученикам удастся выполнить её безошибочно с первого раза. Поэтому для начала можно её предельно упростить и сделать препарат с использованием обыкновенной газеты – вырезать из нее маленькую букву и использовать её в качестве объекта. Чтобы не тратить время на уроке, учитель в таком случае должен заранее озаботиться подготовкой достаточного количества «объектов». Цель: обучить правилам приготовления микропрепарата. Задачи: обучающие: сформировать ряд базовых умений по работе с микроскопом, приготовлению временных микропрепаратов. воспитательные: способствовать воспитанию терпения и усидчивости. развивающие: развить умение аккуратно выполнять свою работу. Оборудование: «объекты» исследования, покровные и предметные стекла, пипетки, вода, салфетки, фильтровальная бумага, микроскопы. Ход работы: 1. Вырезанную букву положить в центр предметного стекла, нанести на него пипеткой капельку воды. 2. Затем нужно накрыть его покровным стеклом. Необходимо сделать так, чтобы между стеклами не было пузырьков воздуха, поэтому нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку. 3. Излишек воды удаляется с помощью фильтровальной бумаги. 4. Приготовленный микропрепарат помещается на предметный столик и микроскопируется на малом и большом увеличении, увиденное зарисовывается с соблюдением пропорций. Затем вычисляется увеличение микроскопа. В том случае, если микропрепарат сделан не аккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить процесс, начиная с п.1 Основные понятия, усвоенные в работе: покровное и предметное стекло, микроскопирование, правила приготовления микропрепаратов. По окончании вышеописанных работ можно предложить ученикам ряд вопросов: Ø Что является источником света в микроскопе? Ø Как вычисляется увеличение оптики микроскопа? Ø Почему нельзя допускать появление пузырьков воздуха между покровным и предметным стеклом? Ø Каков основной принцип работы светового микроскопа? На эти две работы планируется потратить целый урок – примерно 15 минут на работу 1 и оставшееся время – работа 2. В ряде случаев можно часть 2 работы 1 (Правила работы с микроскопом) провести в рамках работы 2. Наиболее целесообразно и удобно будет провести работу по приготовлению микропрепарата таким образом – на один стол приходится один микроскоп, при этом каждый ученик делает свой препарат и самостоятельно его микроскопирует. Иначе, нахождение на столе двух микроскопов будет сильно стеснять учащихся, мешая им аккуратно выполнить работу. Если в кабинете недостаточное освещение, то придётся использовать настольные лампы – это ещё больше затруднит процесс выполнения задания. Навыки, которые будут приобретены в ходе этих практических работ, очень важны в дальнейшем, так как ещё не раз учащиеся будут манипулировать с микроскопом и препаратами. Поэтому очень важно, чтобы каждый ученик самостоятельно приготовил свой микропрепарат и изучил его. Учитель должен у каждого проверить результат работы, и оценить качество приготовленного объекта. В дальнейшем, когда ученики приобретут некоторые базовые практические умения и знания, планируется переход к изучению содержания темы «Клеточное строение», которая подразумевает выполнение практических работ по вышеописанным алгоритмам, например, работы по приготовление микропрепаратов кожицы лука, эпидермиса листа, их последующее микроскопирование, изучение и зарисовка. Работы с натуральными объектами требуют гораздо больше усилий и терпения от учеников. Важно не перегружать их работой, к примеру, будет неправильно давать сразу очень большой объем работы – сделать препарат, микроскопировать, зарисовать, приготовить другой и т.д. Но в то же время необходимо добиться того, чтобы каждый проделал все действия в необходимой последовательности, усвоил и понял увиденное. То, что видно в микроскоп, порой разительно отличается от рисунков в учебнике и школьных пособий, плакатов, поэтому в работе необходимо проводить аналогии между увиденным в микроскопе и нарисованном в учебнике, отбросив лишние детали, объяснить, зачем в рисунках не нужно отображать лишние детали – для удобства изучения. Кроме того, умение отбрасывать лишние детали способствует развитию таких психических операций, как абстрагирование, выделение существенного из ряда побочных явлений, моделирование объекта, на основе его основных характеристик. Оформлять работу удобно было бы не в тетради, а на альбомном листе, или даже в отдельном не большом альбоме: Ø название рисунка Ø рисунок в левой части листа, подписи справа Ø примечания, уточнения В рабочей тетради нецелесообразно размещать рисунки, которые будут перемежевываться с текстом. Рисунки, расположенные отдельно будет очень удобно использовать в работе с текстом учебника или изучать рисунок, параллельно слушая объяснение учителя. В тетради невозможно будет систематично разместить рисунки, для поиска нужного будет затрачиваться лишнее время, будет трудно проследить закономерности и различия в разных рисунках. Поэтому рекомендуется вести отдельный альбом для рисунков. Правила оформления рисунка: Ø соответствие пропорций и форм объектов Ø правильно подобранная цветовая гамма Ø стрелочки от подписей к частям рисунка не должны пересекаться Ø подписи и сам рисунок выполняется карандашом По окончании изучения темы учитель проверяет эти альбомы, оценивает. На закрепляющем уроке можно предложить такие задания, как определение «слепых» микропрепаратов, т.е. не подписанных или указать на плакате основные структуры изображенного объекта.
Постановка простейших демонстрационных опытов. Цели демонстрационных опытов: Ø заинтересовать аудиторию Ø предложить учащимся новый способ изучения материала – на примере моделей тех или иных объектов Ø разнообразить учебный процесс Ø сделать доступным усвоение сложной научной информации, показав, что клетка растения есть реально существующая структура, обладающая рядом специфичных свойств «Целлофановый мешочек» Суть этих опытов – показать ряд важных физиологических процессов и общие структурные особенности организации клетки. Это опыты с моделью клетки, изготовленной из целлофанового мешочка. Такой опыт, помимо своей обучающей функции, также несёт и очень большую познавательную роль, доказывает существование полупроницаемых структур (мембраны), и что очень важно – заинтересовывает аудиторию, сподвигая её на дальнейшее более углубленное изучение темы. Как уже было сказано, эти опыты планируется проводить в начале изучения тем «Жизнедеятельность клетки» и «Строение клетки». Предварительно следует разъяснить ученикам суть понятия «модель» в биологическом его смысле – это некий материальный объект, который представляет собой копию реально существующей структуры (в данном случае клетки), задача которого акцентировать внимание зрителя на внутренней своей стуктуре, выявив основные закономерности. Это понятие можно разъяснить проще – на примере маленькой модели настоящего автомобиля (точная копия “большой” машины, но сильно уменьшенная в размерах и упрощенная в строении), либо чуть сложнее – на примере трехмерной модели какого-либо объекта (которая представляет собой образ какого-либо реального объекта, построенный с точным соблюдением всех свойств прототипа, как пример – 3D модель автомобиля). Моделирование – процесс создание модели на основании известных фактов об оригинале. Изготовления такой модели по силам любому педагогу, можно даже попробовать вместе с учениками изготовить модель прямо на уроке. Для этого необходима пленка, которая при попадании в воду становится эластичной, это может быть упаковочная пленка от некоторых продуктов питания, например сосисок. В самом простом варианте – модель может быть изготовлена из мешочка и стеклянной трубки. Изготовление: вначале целлофановый мешочек, величиной с грецкий орех промачивают водой, затем обсушивают фильтровальной бумагой. Его прикрепляют к пробке с большим отверстием (1-1.5см) с помощью ниток. Затем в большое отверстие пробки вставляют другую пробку, внутри которой насквозь проходит стеклянная трубочка. Главное требование – герметичность конструкции. Можно изготовить и более простую модель клетки – без пробки, так называемой сухой мешочек. Он может быть в двух вариантах – с трубкой (для демонстрации поступления воды в клетку) и без (поступление в клетку веществ, растворенных в воде). Для этого на лоскут предварительно смоченного и просушенного целлофана насыпают сахарный песок или смесь сахар + крахмал 10:1, свертывают содержимое в плотный мешочек, подрезают концы и вставляют между ними тонкую стеклянную трубочку, затем плотно прикручивают нитками мешочек к трубочке. Сухой мешочек без трубочки представляет собой шарик (клетка) диаметром ~1см, изготовленный из целлофана, содержимое сахар или крахмал. При постановке опыта, шарик помещают в воду. О поступлении внутрь воды и появлении давления судят по внешнему виду шарика – он округляется, становится упругим, если его проколоть – брызнет струйка. Данный факт демонстрирует полупроницаемые свойства мембраны растительной клетки. Недостаток такого опыта – очень мелкие размеры модели, но учитель может пронести модель по всему классу, либо заложить сразу несколько опытов. «Клеточка Траубе» Это опыт, показывающий модель клетки растения и ряд её свойств – поглощение воды и полупроницаемость мембраны. Он очень прост в проведении и можно, в ряде случаев, видоизменить его из демонстрационного в учебный - ученики, разбившись по парам, самостоятельно его осуществят, руководствуясь либо инструктивной карточкой, либо словами учителя. Ход работы: В пробирку наливается ~10 мл раствора CuSO4 с концентрацией 1.5H. В раствор опускается один кристаллик желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. На границе соприкосновения раствора и кристалла образуется пленка железосинеродистой меди и «клетка» начинает расти. Пленка является идеально полупроницаемой: пропускает только воду, не пропуская растворенные вещества. Так как концентрация раствора желтой кровяной соли, окружающая кристалл, выше, чем концентрация внешнего раствора CuSO4, поступление воды идет внутрь мешочка – процесс протекает абсолютно аналогично процессу, идущему внутри настоящей растительной клетки. По результатам работы следует задать ряд вопросов ребятам: · Почему «клетка растёт»? (потому что через пленку проходит вода в клетку) · Почему вода не выходит из клетки? (на этом вопросе очень хорошо объяснить само понятие «полупроницаемость» - это способность мембраны клетки пропускать одни молекулы и ионы, задерживая при этом другие, в данном случае мембрана пропускает растворитель (воду), задерживая при этом частицы растворенного вещества) · Как происходит рост? (клетка набухает от воды, увеличиваясь в размерах) В конце работы нужно сделать рисунок результата опыта и написать вывод, ответив на вопросы.
Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»
Современные информационные технологии достигли такого уровня развития, что их использование становиться не просто желательным, а обязательным в процессе изучения не только предмета «биология» в общем, и конкретной темы в частности, а и при изучении ряда других школьных предметов. Фактически, возможности мультимедийных средств обучения ограничиваются только тремя факторами: творческими способностями педагога, его умениями, связанными со способностью работать на компьютере, используя программные пакеты высоко уровня сложности (редакторы 3D графики) и материальной оснащенностью школы. Компьютерные средства обучения имеют массу преимуществ перед «классическими» – таблицами, плакатами, схемами. Они более наглядны, позволяют демонстрировать изображения (к примеру, электронные микрофотографии) любой сложности и детальности, возможна демонстрация видеофрагментов; дают возможность задействовать все органы чувств учащихся – усвоение видео и аудио информации. Появляется возможность осуществить единовременную работу всех учеников, при использовании переносных компьютеров. Используя цифровые фотоаппараты и электронные окуляры для микроскопов (выводящие изображение на монитор) возможно создание отчетных работ, рефератов, докладов, проектов. При изучении темы «Клеточное строение» можно использовать следующие средства: презентации, демонстрация микрофотографий, специальные электронные окуляры для микроскопов, трехмерные демонстрационные опыты с участием модели растительной клетки и прочее. Создание трехмерной модели клетки и использование её при изучении данной темы видится очень выгодным решением, несмотря на высокую трудоемкость и сложность подготовки материала. Требуется очень высокая квалификация педагога, простого знания компьютера на уровне пользователя здесь недостаточно. Сама модель клетки не представляет никакой сложности – работа выполняется в любом редакторе 3d – графики и представляет собой пространственный многоугольник заданной сложности. Внутри многоугольника находятся объемные схематические модели органоидов. Сложность заключается в дальнейшей работе с этой моделью, как её использовать, например, возможно создание видео ролика, демонстрирующего поступление воды в клетку. В принципе, можно ограничиться только самой моделью – использовать её лишь как часть другой работы, например, презентации, которая будет демонстрироваться в начале изучения темы «Клеточное строение». Очень перспективным и интересным выглядит использование электронных окуляров для обыкновенных школьных световых микроскопов. Этот окуляр представляет собой устройство, которое устанавливается вместо стандартного окуляра, и подключается к компьютеру. С помощью соответствующего программного обеспечения осуществляется вывод изображения на монитор и последующая работа с ним: увеличение и уменьшение, изменение контрастности и яркости, фокусировка на отдельных областях исследуемого объекта, распечатка изображения. Этот метод гораздо функциональнее обыкновенной работы с микроскопом и помимо своей функции в обучении, он не оказывает столь большой нагрузки на физическое состояние учеников, ведь известно, что некоторым детям с ослабленным зрением крайне вредно подолгу работать с микроскопом. Заключение. В своей работе мы привёли общий алгоритм проведения «классических» практических работ в теме: «Клеточное строение растительного организма» – работ с использованием микроскопа для изучения микропрепаратов тканей растения, которые предлагаются в большинстве учебников. А также было предложено использовать при изучении этой темы ряд демонстрационных опытов, которые подразумевают пассивность аудитории, что сильно отличается от подхода в случае «классических» работ, где от учеников требуется максимум внимания, сконцентрированности и аккуратности. При изучении и этой и других тем необходимо максимально разнообразить способы подачи материала ученикам – нужно направить в нужное русло все способности отдельно взятого учащегося, т.е. необходимо задействовать максимально широкий спектр средств усвоения новой информации. Педагог при подготовке урока должен акцентировать своё внимание не только на успешном усвоении материала учениками, а должен озаботиться и тем, чтобы вызвать интерес к этой весьма сложной и трудно воспринимаемой теме. Понятие «клетка» должно потерять свою неосязаемость, должно быть подкреплено какой-то материальной основой, обязано вызывать четкие и конкретные ассоциации у учеников – именно для этого служат демонстрационные опыты. Помимо предложенных выше конкретных опытов, нужно разрабатывать и проводить другие работы. Учитывая современный уровень развития информационных технологий можно создать виртуальную модель клетки – трехмерный объект, который будет обладать ничуть не меньшей наглядностью, и, к примеру, презентацией с его участием можно предварить изучение ряда тем в разделе «Ботаника». Но это требует очень высокого уровня подготовки педагога и отличной материальной оснащенности учебного заведения. В данной курсовой работе мы в целом ответили на те цели, что были изложены в главе «Введение», а именно – описали общие позиции методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма» и предложили два демонстрационных опыта, которые следует включить в программу изучения темы по вышеописанным причинам. А также мы дали краткий обзор современных мультимедийных средств, которые можно использовать при изучении не только данной темы, но и всего содержания предмета Биология. Список литературы:
|
|
© 2000 |
|