РУБРИКИ

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии

Личностно-ориентированное обучение


1. Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»


         В педагогике и психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру.

         Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные и передаются по наследству.

         Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные черты не наследуются, т.е. они не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обуславливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, становятся все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше подходят друг на друга, чем подростки или взрослые люди.

         Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируются логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Если бы в результате катастрофы погибло бы взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы, история человечества была бы прервана. Машины, книги и прочая культура остались бы, но некому было бы раскрыть для детей их назначение. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать личностью, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

         Таким образом, личность как социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

         Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

         Личность есть продукт развития психики в социальных условиях. Становление личности происходит к 10 – 12 годам.


1.1. Структура личности

1. Базой является биологическая структура: пол, возраст, тип нервной системы, темперамент, конституция тела.

2. Индивидуальные особенности психических процессов, способностей.

3. Социальный опыт (знания, умения, навыки).

4. Направленность личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер).



Таким образом, в среднюю школу к нам приходят ученики – личности.

Характеристика детей по физическому состоянию:

1. Глухие

2. Слабослышащие, позднооглохшие

3. Слепые

4. Слабовидящие, поздноослепшие

5. Речевая патология

6. Нарушение опорно-двигательного аппарата

7. ЗПР

8. УО.

В зависимости от умственных способностей, количество детей:


      -                                             норма                                              +


Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание

на уроке личностно-ориентированные ситуации


1. Метод экспрессии в творческой ситуации.

2. Метод чтения вслух.

3. Метод интроспективного анализа.

4. Метод развития творческого самочувствия.

5. Метод творческого самовыражения.

6. Метод дискуссии.

7. Игровые методы.

Уроки биологии и экологии как нельзя лучше подходят для личностно-ориентированного обучения. Лабораторные работы необязательно делать строго по инструкции. Можно дать небольшую свободу детям, создать проблемную ситуацию. На своих уроках у меня дети часто пишут сочинения, в которых просто учатся размышлять, анализировать. Ведь очень часто даже ученые не могут дать однозначного ответа на тот или иной вопрос по биологии или экологии. Поэтому, если даже ответ был не совсем верен, но доводы были достаточно аргументированы, дети не получают плохой оценки.

Исследовательские работы.

Оценка личности ученика


Типологические показатели урока



Деятельность и поведение учеников

Признак ярко выражен


3 балла

Признак выражен средне


2 балла

Признак выражен очень слабо

1 балл

Признак отсутствует


0 баллов

1. Актуализация субъектного опыта учащихся

Свободно, без боязни выражают свое мнение





Свободно и без боязни выражают свои эмоции





Предлагают разные способы выполнения учебного задания





Предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни






Итого:





2. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха

Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы





Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь»





Проявляют высокую работоспособность





Демонстрируют уверенное поведение






Итого:





3. Введение учащихся в диалог

Задают интересующие их различные вопросы





Проявляют активность в обсуждении проблемы





Выражают точки зрения разных авторов





Умело и охотно включаются в дискуссию






Итого:





4. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Работают над заданием в парах и группах





Свободно владеют разными видами самоанализа





Умело осуществляют взаимоконтроль





Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь






Итого:






Общая сумма баллов:








© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.