РУБРИКИ

Ландшафтная архитектура пришкольного двора

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ландшафтная архитектура пришкольного двора

Ландшафтная архитектура пришкольного двора



Министерство образования Российской Федерации

Муниципальная общеобразовательная школа №34

 

 

 





 

 

Проектная работа   

по   биологии на тему:

«Ландшафтная архитектура пришкольного двора».

 


Выполнила: ученица 11А класса

 Васильева Н.И.

Проверила: Василенко Г.П.







г. Хабаровск

2005г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение.

2.     Школьный участок и его проблемы.

3.     Школьный участок как экосистема.

4.     Растительный и животный мир школьного участка.

5.     Ландшафтный дизайн школьного участка.

5.1  Газоны.

5.2  Цветоводство.

5.3  Деревья и кустарники.

6.     Заключение.

7.     Список литературы.

8.     Приложение.

8.1  Мои предложения по благоустройству школьного участка.

8.2  План школы №34.

8.3  Предполагаемый план школы №34.

8.4  Растительный мир в картинках.























1. Введение.

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

В этих целях ландшафтная архитекту­ра использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, пода, растительность и др.) и под­вергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно снизаны между собой, их состояние и развитие зави­сит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в своей работе ландшафтному архитектору.

Только в последние годы сложилось представление об искусственной среде, ко­торая формируется в процессе урбаниза­ции,— сложном организме со многими ант­ропогенными компонентами, проявляющи­мися через факторы среды и через населяю­щих его жителей. Среда, сочетающая био­генные и антропогенные компоненты в од­ной системе, имеет и свои экологические за­кономерности.

Предстоит создать в городских поселе­ниях среду, не менее благоприятную и здо­ровую, чем любая разновидность «загород­ной» среды. Это — существенная сторона процесса стирания граней между городом и деревней, которую все еще принято огра­ничивать аспектами улучшения быта дере­венского, а не городского.

Задачи рационального использования природных ресурсов в народном хозяйстве и те специфические условия, которые сло­жились в разных районах нашего города, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду с мно­гими другими специалистами. К первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов; вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразова­ниями; наконец, третья группа, еще отно­сительно мало развитая, связана с пробле­мой создания «искусственного» ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природ­ный ландшафт.

Естественные ландшафты весьма чутки к изменениям, вызываемым процессами ур­банизации и их промышленного освоения. Сегодня мы вправе говорить лишь об очаго­вом сохранении нетронутого ландшафта, на базе которого должно вестись постоянное изучение закономерностей развития природ­ной среды, что позволит, с одной стороны, правильно решать различные проблемы ос­воения природных ландшафтов и с дру­гой — разработать основу методики форми­рования новых «искусственных» ландшафтов.

При разрушении структуры естествен­ного ландшафта в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антро­погенный ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно процессы развития этого ландшаф­та должны контролироваться и управляться человеком. Человек в этом случае высту­пает в активной роли, он своей постоянной деятельностью определяет структуру ланд­шафта и его развитие. В настоящее время основную часть составляют преобразован­ные деятельностью человека ландшафты, с которыми приходится иметь дело ланд­шафтному архитектору.

Но наиболее сложные проблемы возни­кают в тех случаях, когда непродуманное или излишне интенсивное освоение природ­ных ресурсов ведет к образованию «обезображенных» или «мертвых» ландшафтов. Их восстановление - одна из наиболее важных и сложных проблем современной ландшафтной архитектуры, многие техни­ческие и биологические аспекты которой еще не исследованы. Однако подобные неблагоприятные участки представляют со­бой важный резерв территории, которую можно использовать для строительства, сельского хозяйства, отдыха.

В наше время ландшафтная архитек­тура все более и более тесно связывается с архитектурой, градостроительством, район­ной планировкой: все эти области в настоя­щее время занимаются изучением и регули­рованием особых процессов, каждый из ко­торых обладает спецификой динамического развития. Комплекс этих процессов в значи­тельной степени определяет особенности формирования среды в целом, поэтому дея­тельность в какой-либо из указанных обла­стей вне связи с остальными немыслима.

Проблемы роста населения и всесто­роннего развития деятельности человека взаимосвязаны с процессами преобразова­ния и развития среды; основным местом концентрированного взаимодействия этих процессов являются человеческое поселение и прилегающие к нему территории. Не слу­чайно поэтому, что основные опыты улуч­шения среды средствами ландшафтной ар­хитектуры, основной объем проектирования и строительства относятся к крупным и средним городским образованиям

Естественные ресурсы, используемые городом, как и сфера его влияния, выходят за пределы его установленных администра­тивных границ. Следовательно, понятие сре­ды города не совпадает с понятием его тер­ритории, более того, влияние среды крупно­го города распространяется иногда и за пре­делы агломерации.

Целесообразно учитывать наличие трех уровней рассмотрения взаимодействия при­родных факторов и городской среды.

Первый уровень рассмотрения законо­мерностей формирования среды городского поседения исходит из представления о сре­де города как элементе глобальной среды, связанном с нею разнообразными взаимны­ми влияниями.

Так, растительность, окружающая го­род, испытывает с его стороны двоякое воздействие: непосредственное, когда расти­тельность уничтожается для потребления городом или для расчистки территории в связи с изменением ее использования, и вторичное — через климат. Эпизодиче­ские изменения климата в городском окру­жении способны вызвать устойчивые изме­нения в состоянии и развитии раститель­ности. Можно считать, что растительность испытывает неблагоприятное воздействие всех видов деятельности человека, проис­ходящей в самом городе и его окружении. Даже специально охраняемые вблизи горо­да участки растительности испытывают на себе подобное его влияние.

Второй уровень рассмотрения проблемы среды городского поселения составляет изу­чение состояния среды в пределах границ поселения. Среда города противопоставле­на своему природному окружению. Природ­ные ландшафты подвергнуты радикальному преобразованию, они стали неузнаваемы; введены новые архитектурно-градострои­тельные элементы, формирующие новую среду. Эта среда пока еще изучена частич­но. Так. в архитектурной и градостроитель­ной теории более или менее изучен вопрос о рельефе и силуэте города; однако рельеф как выражение геологической структуры го­рода, как компонент, определяющий состоя­ние остальных компонентов среды, рассмат­ривается пока лишь в немногочисленных работах. Еще меньше разработана концеп­ция, рассматривающая и самую застройку как изменение первоначальной рельефной подосновы города, как своеобразный «ант­ропогенный рельеф» города.

Третий уровень рассмотрения городской среды — это, так сказать, точка зрения жи­теля города на его непосредственное окру­жение, рассмотрение «ячеек», формирующих целое городской среды. Этот уровень срав­нительно более изучен, хотя бы, например, в аспекте народного жилища, в котором воплощен вековой опыт регулирования сос­тояния «микросреды». Кроме того, совре­менные исследования среды города начи­нались чаще всего «от частного», и в этой области также накоплен значительный ма­териал. Этот аспект чрезвычайно важен, так как именно здесь поддаются лучше всего учету и оценке ощущения обитателя среды, индивидуума, ради которого в конце концов и существует город. Здесь происхо­дит непосредственный контакт с разными типами окружения, определяющими смену состояний человека, ритм его жизни. Здесь становится равноценным участие природных и искусственных компонентов в формирова­нии среды, и элементы природного ландшафта используются, так или иначе, в искус­ственной форме.

На всех трех уровнях при рассмотрении взаимодействия природных элементов с го­родом выявляются одни и те же закономер­ности:

·       рельеф и застройка в равной мере яв­ляются основой, на которой формируются экологические связи в городской среде;

·       климат и микроклимат, чутко восприни­мая антропогенные воздействия, своим из­менением определяют комфортность среды обитания человека;

·       вода играет ведущую роль во всех про­цессах формирования и оздоровлении го­родской среды;

·       растительность - надежное средство улучшения химического состава воздуха, в других отношениях — относительно сла­бый регулятор состояния среды.

Уровни взаимодействия природной сре­ды и города проявляются и в эстетическом восприятии ландшафтов человеком и в за­дачах ландшафтного проектирования. Это сказывается даже в терминологии ланд­шафтного проектирования, где существует понятие пейзажа, более конкретное, чем по­нятие ландшафта1. Действительно, ланд­шафт местности слагается из ряда пейза­жей, может быть и разных, но в целом создающих единое представление об общем ландшафте данной местности или парка.

Пейзаж — ограниченное пространство, открывающееся с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызываю­щие разные ощущения и настроения. Как в пейзажной живописи, где изображение природы художником отражает его отно­шение к природе, его мысли, чувства, об­щественное мировоззрение, так и в ланд­шафтном искусстве изменение природы, сде­ланное в натуре по определенному замыс­лу, создает определенные пейзажные картины.

Пейзажи разделяются на виды, незна­чительные по пространству. В ландшафтном искусстве раскрытие в пейзаже отдельных видов связано с удачной планировочной системой. Общая ландшафтная картина как бы слагается из ряда пейзажей и видов.

Пример — в пригородном ланд­шафте растительность воспринимается в общих массах. Она создает многоплановость в ландшафте; передний план акцентируется, создавая рамку ландшафту; все группиров­ки воспринимается крупными пятнами от­крытых и закрытых ландшафтов. В малом саду среди декоративных качеств расти­тельности особую роль приобретают факту­ра и цвет листьев, ствола, ветвление каж­дого дерена, яркие тона цветов.

В области ландшафтного проектирова­ния существует как бы своя типология: об­щая система озелененных территорий города; система озелененных территорий для за­городного отдыха; проектирование отдель­ных элементов системы озеленения — пар­ков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно-защитных зон и мно­гих других объектов.

Проектирование системы озелененных территорий города неразрывно связано с проектированием его генерального плана. При этом нужно отметить, что в настоящее время и объем, и содержание понятия «ландшафтное проектирование» города значительно возрастают. Помимо подробной проработки мер по преобразованию или вос­становлению рельефа, по организации ком­плексной системы водных пространств и озелененных территорий, ландшафтное проектирование сегодня подразумевает и анализ территории будущей застройки, имеющий целью заранее наметить зоны ох­раняемого ландшафта и зоны, в различной степени подвергающиеся преобразованию. Кроне того, в генеральном плане намечает­ся характер общей пространственной кон­цепции, основой для которой служит взаи­модействие элементов архитектуры и ланд­шафта, природного или искусственного», т. е. преобразованного человеком.

Таким образом, тщательная проработка системы городских озелененных террито­рий — одна из основных задач ландшафт­ной архитектуры, значение которой по мере расширения деятельности по строительству и реконструкции городов будет повышаться.

Специфический комплекс проблем вста­ет перед ландшафтным архитектором в об­ширной области проектирования мест заго­родного отдыха; в особенности сложны и разнообразны эти проблемы в зонах влия­ния крупных городов.

Усилия ландшафтных архитекторов по-прежнему направлены на проектирование и строительство озелененных внутригород­ских территорий — именно они играют важ­нейшую роль в формировании своеобразно­го облика города. Внутригородские озеле­ненные территории имеют и сложнейшую функциональную нагрузку. Поэтому внима­ние, уделяемое в проектной практике раз­работке городских парков и зон отдыха, вполне оправдано.

Цель обучения ландшафтному про­ектированию - выработать у школьника средовой, экологический подход к творчеству, создать правильное представле­ние об эстетических и функциональных возможностях природных элементов.

Моя задача - дать ясное представление о принципах решения основных проблем ландшафтной архитектуры, о том, как они проявляются в современной архитектурной практике.

1 Понятия «ландшафт» и «пейзаж» взя­ты условно. В принятой терминологии эти слова обычно являются синонимами, при­шедшими из немецкого (Landschaft) и французского (pay-sage) языков. В геогра­фической ландшафтоведении ландшафт — понятие территориальное; оно отражает определенную структуру экологических связей, возникшую в процессе эволюции.

2. ШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК и его проблемы.

Средняя школа №34 расположена на одной из центральных улиц города Хабаровска – Гоголя 24. Она окружена различными зданиями: восточная и южная сторона граничит с Государственным Медицинским Университетом, на северной стороне находится гаражный сектор, а западную часть составляют жилые дома. На заднем дворе  школы – спортивная площадка, представленная стадионом. Площадь участка приблизительно равна 1га 955кв.м.

Хочется отметить, что рядом со школой расположены: площадь Ленина,  украшенная фонтанами; различные культурные центры - театр Драмы, театр Музыкальной комедии,  юного зрителя, детский центральный парк, парк «Динамо», различные музеи и выставочные залы. Но технический прогресс отрицательно сказывается на  экологической ситуации. И моя цель: хотя бы на школьном участке  предложить решение данной проблемы.

Около входа в школу расположена автостоянка. Здесь происходит постоянное движение и парковка автомобилей. Зачастую машины стоят возле школы со включенными двигателями. В связи с чем идет постоянное загрязнение воздуха вредными для организма веществами (соли тяжелых металлов и др.). На территории школы слева от центрального входа находятся мусорные баки. Освещение школьного участка недостаточно. Отсутствуют фонари как на самом участке, так и на прилегающей к ней улице. Нет питьевых фонтанчиков.

Дорога к зданию школы лежит через школьный участок. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды.

Запрет курения  во  всех общественных местах, на пришкольном дворе, обеспечил бы нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира.  На сегодняшний день считается нормальным курение на школьной лестнице, когда, может быть, 2 года назад это строго запрещалось. Борьба с  курением - это  непрекращающееся сражение,  которое  мы  все еще  ведем.  Богатство и  рекламные  возможности американской  табачной  индустрии  делают  курение  серьезным  врагом. Число старых  курильщиков уменьшилось, но молодые люди, включая  девушек, все  еще попадают в ловушку  этой вредной привычки. Мы не имеем  права позволить себе проиграть это сражение.

 Необходимо ввести запрет на употребление жевательной резинки. Жевательную резинку вставляли в  замочные скважины, асфальт, стены.  Брошенная  на  пол  жевательная резинка  значительно  увеличивала   стоимость  уборки  и  портила  уборочное оборудование.

     Не  приложи  мы усилий, чтобы убедить людей изменить свои привычки, мы жили бы в куда более грубом и диком  обществе. Мы  начали с  воспитания  наших людей. После того, как мы убедили  большинство из  них,  мы стали  издавать  законы,  чтобы наказывать меньшинство  людей,  преднамеренно  нарушавших правила. Это сделало школьный двор более  приятным  местом  для жизни.

Благодаря законодательному изменению за загрязнение или засорение (выбрасывание окурков, мусора, бумаг, использованных упаковок, бутылок и т.д.) общественных мест, лица, участвующие в таких мероприятиях, должны быть призваны к административной ответственности.

Необходимо немедленное решение проблемы грязи и пыли в районе школьного двора. Мы, конечно, привыкли так жить. Но постоянное существование в таких условиях может повредить нашему здоровью. Уборка школьного участка должна осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка.

Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей – все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации. И в своем реферате я бы хотела осветить все данные аспекты.

3. ШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ЭКОСИСТЕМА.

Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экология занимается отдельными особями, популяциями, сообществами и экосистемами, включающими сообщества и окружающую их среду. Экологи изучают, как среда влияет на живые организмы и как организмы воздействуют на среду.

Экология занимает значительное место среди других биологических дисциплин. Понятие «экология» распространено очень широко. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из нас.

Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю политику государств.

В обществе растет беспокойство по поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды стало абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий.

Все сферы жизни взаимодействуют. Единство экологии лежит в основе концепции экосистемы. Почвенная, водная, наземная и воздушная сферы – результат постоянного взаимодействия живого и неживого. Не один вид живых организмов не может существовать исключительно среди себе подобных. Определенные условия предполагают стабильное развитие экосистемы.

Таким образом, экосистема – это единая природная система, образованная живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и неживые составляющие связаны между собой постоянным обменом вещества и энергии. Под экосистемой может иметься в виду как Земля в целом, так и более простые объекты. В моем реферате  в качестве экосистемы я выбрала школьный участок как микро-экосистему нашего города.

4. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.

Считаю, что озеленение школы достаточное (70 вязов, 5 тополей, 4 березы, 2 елки, черемуха и большое множество различных кустарников), но по непонятным мне причинам большие деревья были не аккуратно подрезаны, а варварски спилены до середины ствола. Встает вопрос зачем? Ведь листья выделяют кислород, поглощают углекислый газ и очищают атмосферу от вредных газов и пыли, попадающих в нее.

На территории пришкольного двора произрастает около 80 деревьев, из них 5 тополей, 4 березы, 70 вязов, 2 елочки и одно плодово-ягодное дерево. Также произрастает 18 кустарников.

На одного учащегося нашей школы приходит 0,2 дерева и 0,3кв.м кустарника. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50кв.м. зелёных насаждений.

Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5 - 6 м, между широколистными -  8-10 м. На нашем участке это сохранено. Известна роль зелёных насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 - 80 % аэрозолей и пыли.

Летом в школе проходит практика. Есть много направлений, и одно из них – работа на пришкольном участке. Эта бригада школьников ухаживает за растениями, кустарниками и клумбами. Для большей заинтересованности учеников в озеленении территории и самой школы необходимо провести ряд мероприятий, направленных на поощрение лучших экологов. Например, вручение путевок в летние оздоровительные лагеря, билетов на различные концерты и спектакли,  ценных призов.

Животные в нашем школьном участке представлены не только обычными  в естественных экосистемах видами (птицы: зяблики, горихвостки, трясогузки, славки; млекопитающие: полевки, бурундуки), но и особой группой животных – спутников человека. В ее составе – птицы (воробьи, скворцы, галки, голуби), грызуны (крысы и мыши) и насекомые (тараканы, клопы, муравьи, мухи и др.). Многие животные, связанные с человеком, питаются отбросами на помойках (галки, вороны, воробьи). Это – санитары города. Разложение органических отходов ускоряют личинки мух и другие животные и микроорганизмы.


 5. ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА.

                                                  Красота это плод постоянного вдохновения,

                                                   Порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Для оформления школьного участка я выбрала пейзажный стиль. В нем равновесие и гармония могут быть достигнуты при живописном, асимметричном расположении объектов, что приводит к более тесной гармонии с природой.

Пейзажный стиль пришел к нам из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда отсюда трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. В саду пейзажного стиля вы не увидите прямых дорожек и геометрических форм. Характер садовых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле, то что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ланшафтом

Для каждого клочка, сотки, гектара земли существует идеальное применение. Для каждого применения существует идеальный участок. Но удачно лишь то, что взвешено с точки зрения законов природы, богатства опыта и здравого смысла. Хочется привести слова французского поэта  Жака Делиля:

С тех пор как человек пахать обрел уменье,

Украсить дом и двор он  ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

5.1 ГАЗОНЫ.

Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий  фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.

Но газон на участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат сада. Известно так же, что газон поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков.  

Газон желательно засевать одним видом трав или соответственно виду почвы и назначению газона смесью из двух-трех видов злаковых трав. Для устройства устойчивого газона рекомендуют обычные смеси газонных трав, хотя некоторые специалисты советуют применять чистый посев мятника лугового.

Мятник луговой. На плодородных почвах и в солнечных местах наиболее устойчивый к вытаптыванию вид газонных растений. Он образует хорошо пронизанную корнями дернину. При скашивании или стравливании у него быстро образуются новые побеги. На плодородной почве растет быстрее, засухоустойчив, сохраняется на газонах годами. Оптимальная высота скашивания газона из мятника 4 см.

Мятник лесной. Наряду с мятником луговым в тенистых местах хорошо растет мятник лесной. Это один из немногих газонных злаков, который может хорошо расти в тени кустов и деревьев на удобренных почвах. Мятник лесной не переносит вытаптывания или скашивания более двух раз в лето.

Овсяница красная – травянистое газонное растение, образующее многочисленные вегетативные побеги – отпрыски, нетребовательна, при хорошем удобрении может расти в сухих местах с тонким плодородным слоем как на солнце, так и в тени. Хорошо переносит вытаптывание и частое скашивание, образует густой газон. На гумусовых почвах устойчивость овсяницы красной слабее, чем у мятника лугового, а на песчаных – слабее.

Овсяница овечья – незаменимое газонное растение для сухих и бедных питательными веществами почв. Мощная коневая система овсяницы овечьей глубоко проникает в почву. Переносит сильное вытаптывание. Мирится с полутенью, хорошо растет под соснами.

Овсяница луговая – светолюбивое растение, переносящее пыль. Хорошо растет в умеренно влажных почвах. На сухих и бедных почвах растет плохо. Недолговечна, в посевах держится 4-6 лет. При недостатке семян мятника лугового и овсяницы красной в смеси газонных трав использует овсяницу луговую.

Райграс пастбищный – светолюбивое растение, требующее тяжелых плодородных почв. Хорошо переносит вытаптывание. При частом скашивании выпадает из травостоя через 2-4 года, всходы появляются очень быстро. Райграс пастбищный используют для периодических подсевов и создания газонов в короткий срок.

Полевица – растение для регулярно  скашиваемых газонов. Образует травянистый покров серовато-зеленого цвета, малотребовательна к почвам и влаге. Хорошо растет на сухих почвах. Нередко она образует густую низкую, переносящую вытаптывание дернину.

Клевер белый хорошо растет на интенсивно вытаптываемых площадках. У него на корнях образуются клубеньки, связывающие азот воздуха, в результате чего он снабжает азотом и злаковые растения газона. Клевер белый размножается семенами, хорошо укрепляет дернину, благодаря укореняющимся наземным ползучим побегам.

Смеси газонных трав. Рекомендуется  сеять мятник луговой доминирующим компонентом в смеси трав для спортивных газонов, а овсяницу красную для декоративных газонов. Очень хорошо смесь обеих газонов.

Необходимыми условиями для роста и развития травяного покрова является плодородие субстрата. Оно заключается не только в достаточном количестве питательных веществ, но в благоприятном соотношении воды и воздуха в субстрате. Избыточное увлажнение тоже неблагоприятно, поскольку вода может полностью вытеснить воздух, и корневые системы начнут «задыхаться». Поэтому за газоном требуется специальный уход и специальные инструменты.

5.2 ЦВЕТОВОДСТВО.

Цветы - украшение, фон, элемент декоративного покрытия и постоянные жители нашего участка. Без цветов не обойдется ни один земельный надел. Цветы действительно украшают участок.

Цветы требуют определенного тщательного ухода. Красота цветника зависит не только от сочетания растений по окраске, фактуре, высоте, времени цветения, но и от того, какие условия будут созданы для ухода. Каждый вид растений по-своему требователен к влаге, свету, почве. Одни нужно пересаживать весной, другие осенью. Каким-то растениям нужен частый полив, посаженным по соседству – воды требуется мало. Цветочных растений так много и они так разнообразны, что их разделяют по ряду признаков.

По продолжительности жизни все цветочные растения делятся на однолетники и многолетники. У однолетников жизненный цикл, т.е. период от посева до образования новых семян и полного отмирания, проходит за 6-7 месяцев. Неблагоприятный зимний период они переносят в виде семян.

Многолетники сохраняются зимой в виде корневищ, клубней, луковиц. Каждый год у них вырастает новые побеги. С третьего года жизнеспособность падает, цветение становится слабым, многие из них погибают.

Растения различаются и по отношению к теплу, свету и влаге. Теплолюбивые растения неприхотливы на юге, в условиях, когда лето короткое, тепла не хватает, необходимо выращивать их через рассаду. Холодостойкие и быстрорастущие растения можно высевать прямо в грунт, на постоянное место. Светолюбивые растения плохо растут при недостатке света и в тенистых местах, а тенелюбивые на солнце. Теневыносливые: Анютины глазки, Бегония, Василек, Мальва, Маргаритка, Незабудка, Табак душистый, Астильба, Барвинок, Водосбор, Ландыш, Нарцисс, Примула…. Светолюбивые астра, Вербена, Гвоздика,  Календула, Колокольчик, Ирис, Пион, Тюльпан, Львиный зев…

Потребность в воде у цветочных растений различная. Есть очень влаголюбивые растения, растущие у водоемов, много воды требуется и многолетникам, цветущим весной, таким как водосбор, купальница, ландыш, незабудки, папоротник… Другие растения, напротив, плохо переносят избыток влаги, они перестают расти, а иногда  даже погибают: душистый горошек, петуния, очиток.

По высоте растения делятся на высокие, средние и низкие.

5.3 Деревья и кустарники.

Деревья, прелесть их - вот главное в саду.

Как много их у нас, деревьев самых разных,

Густых или сквозных, всегда разнообразных:

Вот это  гибкостью своею тешит взгляд,

Другое – высится сурово, как солдат,

Одно – раскидистые ветви простирает,

Другое – на ветру трепещет и играет.

Лужайки, цветники и дорожки образуют нижний уровень. Над ними возвышаются древесные растения – деревья и кустарники, которые и создают вертикальную структуру сада. Зимой, когда травы и цветы скрыты под слоем снега, деревья не дают забыть, что перед вами сад, а не безжизненная пустыня.

Среди множества видов отдать предпочтение следует наиболее неприхотливым нетребовательным к почвам и уходу, теневыносливым и быстрорастущим породам. Конечно, не исключаются и медленнорастущие. В наших российских суровых условиях, когда снег держится примерно пять- шесть месяцев, а заморозков можно  ждать и в мае, хвойные деревья часто создают основу. Высокая морозостойкость отличает все виды хвойных деревьев и кустарников, однако  морозостойкость не означает неприхотливость. Как правило, хвойные породы плохо приживаются на новом месте, зимой крона хвойных может оседать и повреждаться под тяжестью снега. Хвойные кустарники ни в чем не уступают деревьям. Очень красив  вечнозеленый можжевельник, низкорослая сосна горная.

Без лиственных деревьев, сбрасывающих свой убор на зиму, невозможно представить себе наш школьный двор. Листва пожелтела и опала, ветки скованы инеем и гнутся под тяжестью снега, но с приходом весны появляются новые почки и зеленеют первые клейкие листики.

Береза – прекрасное, исключительно декоративное дерево. Удивительна неприхотливость, выносливость этого быстрорастущего дерева. Хочется сказать, что в березовом лесу с его чистым и насыщенным фитонцидами воздухом легко дышится.

Липа- долгожитель, медленно растущее дерево. Ценится душистым нектаром. Ботаническое название липы-тилиа кордата, что означает крылатая сердцевидная.

Вяз - морозостоек. Теневынослив.  Засухоустойчив.

Тополь (китайский, берлинский, советский пирамидальный, черный) - морозостоек, засухоустойчив, светолюбив.

Кустарники практически лишены недостатков – почти все они цветут, занимают мало места. Вырастить кустарник  и получить законченную композицию гораздо проще и быстрее, чем вырастить дерево. Кустарники редко болеют. Пестроокрашенная листва так же декоративна, как листва. Выращивание декоративных кустраников – интересное занятие. Заслуженной любовью в наших условиях пользуется сирень, айва японская, чубушник, гортензия мельчатая.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе проектной работы я пришла к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Не только школьный участок нуждается в перестройке, я считаю,  что необходимо пересмотреть систему экологического воспитания школьников.

 Под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому,  к природе

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его общественной деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих чувств, а также эстетических духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства, как и живопи­си, скульптуры, должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на активное положительное воздействие, на него. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафт­ного ансамбля и его художественного образа находятся закономерности пре­красного, заложенные в природе, пре­ломленные через призму искусства и психологических потребностей челове­ка.

Произведение ландшафтного искус­ства должно обладать идейным содержа­нием и активно обращаться к чувству, разуму каждого человека, быть ему понятным и доходчивым. Однако только тогда созданное произведение оказывает сильное эмоциональное воздействие, когда его идейное содержание находит образное выражение, соответствующую художественную форму.  

Надеюсь, что вы по достоинству оцените мои предложения, внесенные в проектирование ландшафтной архитектуры пришкольного двора, и останетесь, не равнодушны к нашей общей проблеме.

7. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:


·        Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

·        Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.

·        Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

·        Винокурова Н.Ф. Изучаем экологию родного города// Биология в школе. – 1990. - №3.

·        Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование. 10-11 класс: учебное пособие для учащихся. – М., 1994.

·        Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

·        Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.

·        Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

·        Камерилова Г.С. Экология города. – М., 1997.

·        Суравегина И.Т., Сенкевич В.В. как учить экологию. – М. 1995.

·        Гусев В.Г. Наши питомцы .М. Лесная промышленность , 1987.

·        Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.

·        Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.


8. ПРИЛОЖЕНИЕ.

8.1 Мои предложения по благоустройству школьного участка.

1.                Создать аллею выпускников, т.е. каждый класс при выпуске должен посадить свое дерево или кустарник.

2.                Создать небольшую теплицу, в которой бы школьники воплощали теорию в практику (выращивание рассады цветов и редких растений).

3.                Поощрение лучших экологов школы.

4.                Создать мини-сад в свободном (пейзажном) стиле на школьном участке.

4.1             Засеять газоны.

4.2             Вымостить дорожки.

4.3             Оформить бордюры, клумбы, партеры.

4.4             Установить питьевые фонтанчики.

5.                Построить беседку для отдыха.

6.                Обустроить спортивную площадку.

6.1             Натянуть волейбольную сетку.

6.2             Обустроить баскетбольные щиты.

6.3             Заасфальтировать беговые дорожки.

7.                Оградить подъезные пути к школе шлагбаумами (профилактика терроризма и улучшение экологической ситуации).

8.                Перенести мусорные баки за пределы школы.




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.