РУБРИКИ

Контроль за сохранением редких и исчезающих видов животных и растений и пути решений этой проблемы на Дальнем Востоке

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Контроль за сохранением редких и исчезающих видов животных и растений и пути решений этой проблемы на Дальнем Востоке


2.3. Нелегальные рубки на Дальнем Востоке


Уникальные леса Дальнего Востока России

Леса Дальнего Востока представляют собой уникальный природный комплекс. Здесь на единице лесной площади сосредоточено несравненно больше видов растений и животных по сравнении с другими природными зонами России. Сейчас площадь особо охраняемых территории охватывает 6.3% от общей площади края и в перспективе возможно будет доведена до 14.6%.

В лесах края сосредоточены огромные запасы древесины, технического, лекарственного сырья, недревесных продуктов леса. Лесной фонд Приморского края составляет более 12 млн га, с общим запасом 1770 млн кбм из них 37% это эксплуатационные спелые и перестойные насаждения. Расчетная лесосека составляет 8.8 млн. кбм в год, но осваивается менее чем на 20%. В Приморье находятся запасы ценнейших хвойных и твердолиственных пород, имеющих высокий спрос на внешнем рынке. Экономика края традиционно зависит от лесного комплекса, более половины трудоспособного населения связана с лесным сектором. До 30% дохода в бюджете некоторых лесных районов края формируется за счет прибыли, получаемой от лесного сектора экономики.



Экспортная ориентация лесного комплекса региона

В силу свой близости к лесным рынкам Азиатско - Тихоокеанского региона, Приморье является одним из наиболее выгодных лесных экспортно ориентированных регионов.

По данным экспертов потенциальная емкость лесного рынка Японии - около 200 млн. кбм, Китая - более 100 млн.кбм, Южной Кореи - около 20 млн.кбм.

Очевидно, что лесная продукция Российского Дальнего Востока может быть значительно шире представлена на рынках этих стран, но к сожалению за последние 10 лет официальный экспорт российского леса сократился почти в 2 раза.

Согласно статистике FAO среднее потребление в год на 1 чел в развитых странах мира составляет 1 кбм, несколько меньшее в развивающихся странах. Эти тенденции продолжают сохраняться, несмотря на развитие замещающих древесину материалов, а население азиатских стран, как известно, довольно быстро увеличивается.


Незаконные рубки и экологические проблемы лесов ДВР

В последнее годы заметно усилилось осознание в обществе экологических последствий нерационального лесопользования прошлых лет. За годы покорения природы, к сожаления в первую очередь пострадали наиболее ценные кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока. В погоне за выполнением планов по заготовке леса в крае длительное время применялись условно-сплошные рубки, в результате которых безвозвратно исчезли кедрово-широколиственные леса на площади от 250 тыс. га до 3 млн. га.

Древесина многих дальневосточных пород (ясень, дуб, орех и т.д.) имеет большой спрос на японском и китайском рынке. Цены на отдельные сортименты достигают 700-800 $ за кубометр, что привлекает внимание не всегда честных людей. Согласно оценок экспертов до 30 % заготовленной на Дальнем Востоке древесины ценных пород имеет криминальный характер. Это существенно выше, чем средний показатель по России. По данным WWF объем незаконно или с нарушениями заготовленной древесины в России составляет 12% от объема лесозаготовки.

Сопоставление данных об отпуске древесины органами управления лесным хозяйством, экспорте лесной продукции зафиксированных в документах российских и японских таможенных органов. Проблема незаконных рубок на Дальнем Востоке стала новой проблемой нашего времени. В результате незаконных рубок выбираются только лучшие насаждения или экземпляры ценных деревьев, уничтожается лесная среда обитания животных, а экономика края не получает соответствующих платежей.


Особенности экспорта леса на Дальнем Востоке

В настоящее время на территории Дальнего Востока имеется около 500 различных фирм в той или иной степени осуществляющих экспорт леса, лесопродукции и пиломатериалов. Только на территории Приморья находится более 180 лесодобывающих, деревообрабатывающих и осуществляющих экспорт леса организаций, предприятий и фирм.

Согласно данным Управления по борьбе с экологическими преступлениями УВД по Приморскому краю в 1997 году заготовкой, переработкой и реализацией леса и лесоматериалов занимались 459 предприятий различных форм собственности. Анализ товара, экспортируемого участниками ВЭД Дальнего Востока, специализирующихся на вывозе леса, показывает, что в основном вывозятся необработанные лесоматериалы. В первую очередь это касается хвойных пород, таких как ель обыкновенная, пихта белая, сосна обыкновенная, а также лиственных пород, таких как дуб, ясень, тополь, береза и др.

Согласно японскому справочнику «Japan Lambert Report», анализ цен на лесоматериалы в Японии а также средних цен на декларируемые лесоматериалы основных контрактодержателей леса показывает, что отдельные фирмы, такие как «Дальлес», «Приморские лесопромышленники» осуществляли вывоз леса в Японию по ценам за 1 куб. м почти на 50% ниже японских, а в отдельных случаях еще ниже. Подобные факты отмечаются и на китайском направлении.

Данные факты позволяют сделать вывод об укрытии части выручки от налогоообложения, или о демпинговой торговле лесоматериалами. Наиболее активны на экспорте лесоматериалов так называемые фирмы «однодневки». В 1998 году только через КП «Маркова» экспорт леса (в основном ясеня и дуба) осуществляло более 200 фирм-«однодневок» со 100% иностранным капиталом. Абсолютно большинство фирм осуществляло эксперт ясеня и дуба. В 1998 году через ТП «Марково» оформлено более 2000 ГТД (грузовых таможенных деклараций).

После вывоза такие фирмы оставляют свою валютную выручку на счетах в зарубежных банках и затем самоликвидируются. За такими фирмами стоят как правило одни и те же лица, известные в регионе.


Сравнение документальных и реальных площадей и расположения рубок леса

В 1996-1997 гг. WWF и Траффик проведена работа по сравнению данных по площадям и расположению рубок леса (лесосек) полученных от лесного хозяйства (лесоустройства) и по данным дешифрирования космических снимков (независимая оценка). В качестве модельных выбраны 3 участка лесного фонда на юге и центральной части Приморского края с интенсивными рубками леса. Район исследования лежит в пределах Приморья и включает в себя типичные участки природных комплексов юга Дальнего Востока: территории побережья Японского моря от Татарского пролива на севере до залива Петра Великого на юге, охватывая восточные склоны Сихоте-Алиня.

Оценка выявила значительное расхождение официальных и независимых данных. Картографическая основа проекта составлялась по материалам планов лесничеств с нанесенными датированными точками отводов под вырубки (м 1:200 000); картограммами контуров лесосек (м 1:25 000); космических снимков топографической камеры МК-4 и сканерных снимков системы «РЕСУРС-О» N2 и 3 (1993 и 1995 гг). При дешифрировании ключевого участка «Владивосток» было использовано 2 снимка (1993 и 1995 гг), ключевого участка «Бикин» - 2 снимка (1995 г) и 1 снимок (1993 г), ключевого участка «Светлая» те же. Основные типы нарушений, наблюдающиеся дистанционно по космическим снимкам МК-4, МСУ-Э и МСУ-СК, в пределах тестовых участков - крупные массивы гарей, вырубки и дорожная сеть. Последовательность проведения работ была следующей:

1.  на основе материалов космосъемки высокого разрешения (май 1993) была отдешифрирована речная сеть, местоположение населенных пунктов, транспортные коммуникации (главным образом, лесовозные дороги и зимники) и наиболее очевидные вырубленные массивы (лесосеки) нескольких типов;

2.  на созданную таким образом цифровую модель нанесены массивы, отведенные, по материалам лесоустройства, под рубки различных типов;

3.  совмещением этих данных с материалами космических съемок (декабрь1993 и февраль1995) были выявлены площадные изменения лесопокрытой площади за этот период;

4.  цифровые материалы за различные сроки наблюдения проанализированы графически и визуально, что позволило выявить тенденции динамики рубок лесов.

 

Данные по ключевому участку N1 «Владивосток»

Ключевой участок «Владивосток» расположен на самом юге Приморья и охватывает территорию от западной границы Лазовского заповедника до населенного пункта Большой Камень (с востока на запад) и от г.Находка до н.п. Сергеевка (с севера на юг). В центре тестового участка расположены города Партизанск и Углекаменск. Общая площадь участка 3502 кв. км. По материалам лесоустройства практически все плановые рубки приурочены к массивам вторичных широколиственных лесов, расположенных в доступных местах с относительно выровненным низкогорным рельефом.

Выявленные по материалам космической съемки несанкционированные рубки приурочены к хвойным лесам. На водоразделах они консолидируются с плановыми рубками, но практически нигде не соответствуют друг другу по форме и по площади.

Чаще всего наблюдается локализация незапланированных вырубок к окраинным частям гарей, однако видна (в сопоставлении с двумя другими ключевыми территориями - «Светлая» и «Бикин») невысокая доля площадей, занятых свежими горельниками.

Отмечается явное несоответствие расположения и площадей лесосек, зафиксированных документально по материалам лесоустройства (33.01 кв. км.) и площадей выявленных по материалам съемки МСУ-СК 1995 года (31.09кв. км.).

Зафиксированы массовые нарушения лесного покрова вырубками и пожарами. Все запланированные рубки (по данным лесоустройства) приурочены к участкам вторичных лесов. Реальные рубки, большей частью сплошные, приурочены или к массивам сохранившихся горных темнохвойных лесов или - к участкам смешанных лесов с примесью темнохвоев. Площади гарей незначительны, но некоторая часть лесосек соседствует со свежими горельниками.

 

Участок 2. Река Светлая

Район ключевого участка Светлая расположен на восточном склоне Сихоте-Алиня вплоть до побережья Татарского пролива. В пределах ключевого участка распределены с севера на юг три лесхоза: Самаргинский, Светлинский и Верхне-Перевальненский.

Помимо несоответствия площадей и местоположения вырубок, обращает внимание факт нарушения лесозаготовками водоохранной зоны реки Бол. Пея и других.

Сводная таблица площадей рубок по ключевому участку «Светлая»

Данные материалов лесного хозяйства 1993-1995гг.

Данные дешифрирования материалов космической съемки 1993-1995гг.

 

сплошные рубки

18,08 км2

27,66 км2

общая площадь рубок (включая выборочные и промежуточное пользование)

30.34 км2

27.66 км2

Превышение суммарных итоговых площадей задокументированных в материалах лесного хозяйства происходит за счет санитарных рубок и рубок ухода, практически не находящих отражение на материалах космической съемки.

Что же касается сплошных и выборочно-концентрированных вырубок - наносящих основной урон темнохвойным лесам - их реальные площади в полтора раза превышают документально зафиксированные.



2.4. Усилия WWF по нормализации обстановки

 

Для решения сложившихся проблем Российским представительством WWF была сделана попытка наладить действенный оперативный контроль за соблюдением правил лесопользования и выявлением нарушений. С этой целью было решено создать хорошо оснащенную мобильную группу «Кедр»и имеющую необходимые полномочия для осуществления проверок лесопользователей.

Бригада «Кедр» была создана по инициативе WWF в 1998 г. на базе Приморского комитета по экологии, при поддержке администрации. За 1998 года проверено 16 лесхозов, 59 лесопользователей, досмотрено более 120 лесовозов.

В ходе проверок бригадой «Кедр» выявлены следующие массовые нарушения:

·                     Нарушение рекомендаций лесоустройства при назначении рубок главного пользования,

·                     Нарушения лесхозами правил отпуска древесины на корню

·                     Слабый контроль за освидетельствованием лесосек

·                     Назначение в рубку главного пользования приспевающих древостоев ценных пород.

·                     Нарушение правил рубок главного пользования, назначение в рубку насаждений различных категорий защитности и в первую очередь водоохранных лесов первой группы.

·                     Нарушение технологий лесозаготовительных работ.

·                     Отсутствие у лесопользователей документов на право пользования -лесорубочных билетов, планы рубок, арендные записки и т.д..

·                     Несоответствие фактических мест рубок главного пользования и оформленных по документам.

·                     Слабый контроль за заготовленной древесиной, отсутствие клеймление, занижение качества и объемов заготовленной древесины,

В ходе оперативной работы бригадой сотрудниками бригады «Кедр» задержаны 46 лесовозов с древесиной ценных пород и изъято около 400 кбм ореха маньчжурского и ясеня, материалы нескольких проверок отправлены в прокуратуру. Сумма представленных исков и наложенных штрафов за нарушение правил лесопользования значительно превосходит затраты на организацию и оснащение группы. Группа «Кедр» показала возможность действенной организации, его необходимость и контроля за лесопользованием в крае.


Аналитическая работа

Аналитическая работа по оценке масштабов нелегальных лесозаготовок

В связи с тем, что в последнее время ситуация с нелегальной заготовкой леса в России стала катастрофической, одним из направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. В рамках этого направления проводится:

·                     изучение схем перемещения экспортируемой древесины;

·                     анализ официальных данных по объемам поставок леса;

·                     анализ породного состава экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород (например, занесенных в Красную книгу, ограниченных или запрещенных к вырубке);

·                     анализ деятельности компаний лесного сектора и их экологической политики.

В опубликованных отчетах WWF приводятся данные экспертов по объемам нелегально заготовленной древесины и древесины сомнительного происхождения, вывозимых за пределы страны породах деревьев, об основных потоках нелегальной древесины внутри страны и оценки покупателей сомнительного леса.


Дальний Восток. Торговля лесной продукцией с Китаем и Японией

Наиболее остро проблема экспорта нелегально заготовленной древесины стоит на Дальнем Востоке России и в Сибири. Основные лесозаготовки проводятся в лесах южной Сибири и на юге Дальнего Востока – в регионах, входящих по оценке WWF в список двухсот наиболее ценных природных территорий мира. Основными импортерами российской древесины на восточных форпостах страны являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, потребности которых в древесном сырье непрерывно растут. В первую очередь, речь идет о Китае и Японии.

WWF более шести лет ведет кампанию по борьбе с нелегальными рубками на Дальнем Востоке России. В 2001 - 2002 гг. были опубликованы первые результаты исследования ситуации с незаконными лесозаготовками в Приморском крае и анализ российско-японской и российско-китайской торговли лесоматериалами. Отчеты имели широкий резонанс в прессе и заставили правящие структуры обратить серьезное внимание на проблему.

Япония занимает второе место после Китая по импорту лесоматериалов из России. На нее приходится 17% лесного экспорта России стоимостью около 700 миллионов долларов США. В ходе исследования WWF были изучены схемы перемещения древесины от лесной делянки до портов в Японии. Особое внимание было уделено выявлению основных цепочек торговли древесиной между Россией и Японией, а также определению степени экологической и социальной ответственности участвующего в ней лесного бизнеса. В докладах WWF впервые приведен социально-экологический рейтинг ведущих российских экспортеров древесины в Японию, построенный на материалах опроса представителей лесного бизнеса, обработки публикаций в СМИ, анализа официальных данных таможни и т.д.

На основании тревожных результатов исследований, WWF обратился к правительствам и лесному бизнесу России и Японии с предложением предпринять совместные усилия, направленные на подписание специального соглашения по лесной торговле между Россией и Японией. Это соглашение предусматривало бы как усиление координации таможенных органов двух стран с целью прекращения трансграничного перемещения нелегально заготовленной древесины, так и продвижение прозрачной и экологически ответственной лесной торговли.


Проект: Отслеживание происхождения легальной древесины в России

Объем и значение российских поставок круглого леса и пиломатериалов на европейские рынки возрастает с каждым годом. Учитывая растущий спрос европейских рынков на древесину, заготовленную по высоким экологическим стандартам, очевидным становится заинтересованность датских импортеров в уменьшении объема древесины невыясненного происхождения, поступающей из России.

В рамках сотрудничества с датскими импортерами леса, Датской лесоторговой федерацией и Министерством окружающей среды Дании, WWF проводит анализ рынка лесной торговли на северо-западе России и в Красноярском крае – регионов экспорта лесной продукции в Данию (проект осуществляется с 2005 г.). Цель такого проекта – сбор, систематизация и анализ информации об объемах древесины неизвестного происхождения, экспортируемой из России на европейский рынок. Исследования основаны на официальной информации, полученной от российских властей, а также из литературы, интервью, знаний и опыта специалистов WWF по незаконным лесозаготовкам. Для выбора поставщиков WWF предлагает Датским покупателям экорейтинг трейдеров, основанный на оценке экологической и социальной ответственности лесных компаний, приведенной в отчете.

Совместная деятельность заинтересованных сторон дает возможность привлечь внимание журналистов не только в России, но и за рубежом к проблеме нелегальных рубок, в частности, в Сибири, возможных путях решения и современному состоянию лесной промышленности и экспорта леса из России.




2.5. Российско-китайское взаимодействие


Российско-китайское взаимодействие по поддержке легального лесопользования в России и Китае

Российско-китайское взаимодействие ведется по трем основным направлениям: предотвращение нелегальных лесозаготовок, незаконного оборота древесины и несанкционированной торговли вдоль российско-китайской границы. С одной стороны, этот компонент охватывает внутрироссийскую деятельность по снижению объемов нелегальной заготовки леса, с другой стороны, являясь международным, он направлен на укрепление легального ведения лесного хозяйства в России и Китае.

За последние 5 лет Россия (подобно другим лесоэкспортирующим странам) столкнулась с возрастающей потребностью Китая в древесине - см. схему:

Объемы поступающей на мировой рынок российской древесины

Это было обусловлено как необычайным подъемом всей китайской экономики, так и бурным развитием лесопромышленного комплекса в частности. Китай стал главным импортером круглого леса из России. В общем объеме импорта древесины в Китай 2/3 занимает российская древесина. Основным способом торговли (около 90 %) является приграничная, так как при этом НДС существенно ниже (6,5 %). Большинство организаций, торгующих лесом, – это частные компании, лишь 10-15 % составляют государственные предприятия (по данным 2004 г.). Политика импорта характеризуется «свободной торговлей», т. е. отменой разрешений и лицензий на ведение торговых операций.

Основные составляющие передвижения российского леса в Китае

Для того чтобы обсудить вопросы торговли лесной продукцией между Россией и Китаем, а также проанализировать долгосрочные последствия этой торговли для экономики, окружающей среды и общества этих двух стран, в августе 2006 ведущие представители российских, китайских и международных деловых кругов, международных инвесторов, правительственных и природоохранных организаций, а также научной общественности собрались в поселке Бурдугуз (Иркутская область). Представители WWF активно участвовали в этой встрече, озвучили цели и задачи текущего проекта WWF – IKEA и наметили сферы дальнейшего сотрудничества с администрацией Иркутской области. Обсуждался огромный спектр вопросов, из которых необходимо выделить следующие:

·                     Российская база лесных ресурсов.
В настоящее время существует некоторая неопределенность, связанная с российской базой лесных ресурсов. В связи с тем, что государственный лесной фонд действительно огромен, нетрудно поверить в неисчерпаемость запасов его древесины. Однако в экономически доступных местах осталось мало коммерчески ценной древесины. Начинают преобладать деградированные леса, которые все сильнее подвергаются воздействию пожаров, болезней и вредителей.

·                     Доля нелегальных лесозаготовок по Сибири и ДВ.
На китайский рынок приходится до 98 % экспорта многих лесозаготовительных предприятий. При этом широко распространен неконтролируемый вывоз необработанной древесины, сопровождающийся ее нелегальной заготовкой, коррупцией и многочисленными нарушениями налогового и таможенного законодательства. Расчетная доля незаконных лесозаготовок в Сибири и на Дальнем Востоке России составляет от 15 до 70 % в зависимости от используемых методов определения и оценки.

·                     Эффективность деревопереработки в Китае.
Крупные перерабатывающие древесину предприятия, развивающиеся быстрыми темпами в Китае, в основной своей массе отличаются от предприятий российской промышленности современным оборудованием, высокой эффективностью и глобальной конкурентоспособностью.

·                     Социальные аспекты
(нелегальные иностранные работники, высокая социальная напряженность в регионах с высоким уровнем безработицы). На первых этапах развития лесного бизнеса как региональные администрации, так и население Восточной Сибири и Дальнего Востока ожидали, что активный экспорт древесины на огромный китайский рынок приведет к повышению уровня экономического и социального развития этих регионов. Однако оказалось, что, несмотря на существенную экологическую нагрузку на леса, расположенные в районах, граничащих с Китаем или находящихся вблизи от морских портов и железнодорожных станций, торговля лесом не сопровождалась равновесным доходом и не приносила должной прибыли местной экономике и населению.


С целью улучшения ситуации было предпринято несколько конкретных и весомых шагов. Российское и китайское правительства взяли на себя обязательства по борьбе с торговлей древесной продукцией незаконного или неизвестного происхождения. В ноябре 2005 г. на министерской конференции «Европейско-североазиатский процесс по обеспечению законодательства и правоприменения в лесном секторе» обе страны подписали Санкт-Петербургскую декларацию и тем самым обязались бороться с торговлей нелегальной продукцией. Россия подготовила проект Национального плана действий по борьбе с незаконными лесозаготовками и связанной с ними торговлей, а Министерство торговли КНР, в свою очередь, выступило инициатором создания специальной группы по устойчивому развитию и торговле.

В рамках проекта WWF – IKEA разрабатывается руководство «Действуй легально!», которое представляет собой практический справочник и дает возможность определить легальность древесины. Подобные руководства были разработаны для Китая, Малайзии и Индонезии.

Начата разработка демонстрационных (пилотных) цепочек поставок на приграничной территории (из российского леса к китайскому производителю) с целью проследить легальность происхождения партий древесины на всех этапах ее передвижения.

Ведется анализ таможенных процедур вдоль российско-китайской границы и по его результатам готовятся рекомендации по улучшению существующей практики.

Важным направлением деятельности является изучение методов таможенного учета лесоматериалов, т.к. расхождения в таможенной статистике обеих стран очень значительны. Это может объясняться различием процедур измерения объема и веса лесоматериала, а также разницей применяемых статистических методов. Такие различия делают международную торговлю непрозрачной, ведут к ошибкам в экономических и экологических прогнозах и облегчают реализацию незаконно заготовленной древесины на рынке. Улучшение существующей системы, а также сотрудничество между таможенными органами Китая и России помогут решить эти проблемы и проконтролировать незаконную торговлю и перевозку древесины через границу в коммерческих целях, а также стабилизировать цены на древесину и уменьшить расходы на проверку ее законности частными предпринимателями.

Планируется обучение специалистов, как в России, так и в Китае (аспекты законодательства, способы определения происхождения древесины).


2.6. Сокращение нелегальных лесозаготовок

 

Проблема нелегальных лесозаготовок

Согласно международным нормам, нелегальная древесина – это не только древесина, вырубленная без разрешительного документа (лесорубочного билета) – так называемые “самоволки”. Это и древесина, при заготовке которой по разрешительным документам были допущены различные злоупотребления и искажения, официально указанных в документе норм (занижение запаса и товарного качества древесины на лесосеке, неверное указание породного состава древесины, перерубы по площади, не отчисление требуемых налогов и сборов и т.д.). Кроме того, даже легально заготовленный лес впоследствии может стать “криминальным”, если нарушения законодательства произойдут в процессе его переработки и транспортировки – что и случается наиболее часто на таможенных постах при пересечении государственной границы.


Определение WWF

«Под незаконными рубками понимается добыча, перевозка, переработка, купля или продажа древесины с нарушением или в обход государственных или региональных законодательных норм».

Позиция WWF по незаконным рубкам и правонарушениям в лесном секторе, апрель 2002 г.

Определение Верховного Суда РФ

«Незаконная рубка – это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением существующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, заготовка которых запрещена законом...»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»


3. Морская программа


Воздействие человека на моря и побережья никогда не было столь сильным, как в наши дни. Добыча нефти и газа на шельфе разрушает места обитания морских млекопитающих и рыб. Загрязнение вод приводит к тому, что стойкие органические загрязнители накапливаются в животных. Браконьерство и нелегальный экспорт морепродуктов сокращают численность многих популяций, например, камчатского краба, трески, минтая. Птицы, в том числе такие редкие, как белоспинный альбатрос, гибнут, когда заглатывают крючки с наживкой, используемые при ярусном промысле.

Цель морской программы WWF, существующей с 1999 года - сохранить биологическое разнообразие российских морей при одновременном устойчивом развитии прибрежных районов.

Морская программа WWF охватывает, прежде всего, Берингово, Охотское, Японское, Баренцево и Белое моря.

Она работает над сохранением западно-тихоокеанской популяции серого кита, стремится к развитию системы морских заповедников и других резерватов, внедряет эффективные методы борьбы с незаконным, неучтенным и неконтролируемым выловом морских биоресурсов и снижения прилова морских птиц при ярусном промысле.

При помощи WWF создано одно из самых эффективных подразделений по борьбе с морским браконьерством - инспекторская группа заповедника «Курильский».

Кроме этого, WWF стремится к развитию в России добровольной экологической сертификации морского рыболовства по системе Морского попечительского совета (МSC) – признанного в мире экономического механизма перехода к неистощительному рыболовству - и разрабатывает проекты в области участия населения в управлении береговой зоной.

С 2006 г. начат большой проект по охране и развитию неистощительного использования тихоокеанских лососей на Камчатке.


3.1. Морские заповедники и парки


Для чего нужны морские заповедники

Долгое время считалось, что в силу глобальности, «открытости» Мирового океана охрана отдельных его участков не может быть эффективной. Но постепенно стало очевидно, что океан подвергается не только глобальному воздействию. Строительство в береговой зоне, углубление судоходных фарватеров, плохо регулируемый промысел, «дикий» туризм — это все формы местного, локального воздействия человека на морскую среду.

Именно для защиты от такого рода воздействий и создаются морские охраняемые природные акватории (marine protected areas — MPA). Сейчас их в мире более 3000. Деятельность человека в этих акваториях ограничена и тщательно регламентируется. Здесь также проводятся научные исследования на биологических станциях.


Развитие сети морских заповедников

В 2002 г. в Йоханнесбурге прошел Саммит Земли- мировая конференция по устойчивому развитию. На нем было особо отмечено, что морские охраняемые природные участки - важное средство устойчивого развития, связанного с морями и океанами.

В качестве вехи на этом пути предполагается создание к 2012 г. глобальной сети морских резерватов - Морской экологической сети. Всемирный фонд дикой природы провел анализ существующих морских природных участков российских морей, находящихся под охраной. Впервые воедино были сведены данные о морских участках и морских охранных зонах заповедников, федеральных заказников и зонах охраны морских млекопитающих.

Результаты этого анализа были представлены в виде обзорной карты, на которую были нанесены все существующие на сегодняшний день и планируемые охраняемые участки российских морей.

Если говорить о развития Морской экологической сети в нашей стране, то безусловно, у этого проекта нее уже сейчас есть определенные перспективы.

Министерством природных ресурсов РФ принят Десятилетний план развития заповедников и национальных парков , который, в частности, предполагает создание ряда заповедников и национальных парков с морскими частями. К их числу относятся:

·                     Государственный природный заповедник «Ингерманландский» (Ленинградская область), включающий участок акватории Финского залива Балтийского моря;

·                     Национальный парк «Онежское Поморье» (Архангельская область), включающий участок акватории Онежского залива Белого моря;

·                     Национальный парк «Берингия» (с упразднением природного парка «Берингия» в Чукотском АО), включающего участок акватории Берингова моря;

·                     Национальный парк «Шантарский архипелаг» (Хабаровский край), включающий прилегающую к островам одноименного архипелага акваторию Охотского моря;

·                     Национальный парк «Русская Арктика» (с упразднением федерального заказника «Земля Франца-Иосифа») с обширной акваторией Баренцева моря, прилегающей к островам архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Кроме того, экспертами Всемирного фонда дикой природы  разработаны основные критерии выделения охраняемых морских природных участков. На основании этих критериев, безусловно, и должно планироваться развитие Морской экологической сети.


3.2. Экологические аспекты рыболовства

Позиция WWF

04.06.2007

Новые правила рыболовства для Дальнего Востока несут существенную угрозу редким видам морских млекопитающих

До последнего времени местообитания краснокнижных видов морских млекопитающих, за исключением охотоморской популяции серого кита, находящейся вод воздействием поисковых и буровых работ на шельфе Сахалина, были надежно защищены. И немаловажную роль в этом играли Правила рыболовства;

И вот сейчас на побережье Курильских островов, (где обитают помимо котиков, численность которых пока не внушает опасений) сивучи, каланы и тюлени-антуры, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, согласно новым Правилам рыболовства практически сняты все ограничения на хозяйственную деятельность, включая добычу морской капусты и промышленный лов лосося. Этот промысел производится на побережье и является серьезным фактором беспокойства для морских млекопитающих. При приближении людей сивучи и морские котики уходят с лежбищ в море, взрослые самцы в панике давят молодняк и самок, нарушается естественный жизненный цикл животных, ухудшаются условия воспроизводства.

Данные изменения Правил рыболовства грубо противоречат пункту 3 статьи 4, пункту 1 статьи 60 Федерального закона “Об охране окружающей среды”; абзацу 3 статьи 12, абзацу 1 статьи 20, абзацу 2 статьи 24 Федерального закона “О животном мире”, пункту 3.10 Правил 1986 года (в силе согласно приказу Минсельхоза России от 26 апреля 2007 № 218;

К сожалению, обсуждение окончательного варианта текста новых Правил рыболовства проходило без привлечения широкой общественности, как рыбаков, так и экологов. Не учтены многие предложения из регионов. Это вызывает тревогу не только международных неправительственных организаций, таких как WWF, но и природоохранных структур, занимающихся охраной этих редких видов. Об этом свидетельствует письмо Управления Россельхознадзора по Сахалинской области, направленное в этом году заместителю руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Г.К. Ковалеву, в котором выражается серьезная тревога по поводу этих изменений, и даже обращения рыбаков, озабоченных сохранением здоровой окружающей среды в районах их традиционного промысла.

В целом, вопросы охраны и промысла морских млекопитающих затронуты в Правилах, в отличие от других, достаточно выборочно, только в части добычи. Есть также спорные моменты,по разрешению промысла для крупонотоннажных судов в прибрежной зоне, а также касающиеся прилова. К сожалению, такой серьезный документ как Правила формально не включены в состав объектов государственной экологической экспертизы, которая позволила бы сразу выявить негативные последствия их введения для окружающей среды.

WWF-Россия предлагает:

1.                    Минсельхозу России исключить любую хозяйственную деятельность в охранных зонах морских млекопитающих без специального разрешения;

2.                    МПР России на основании абзаца 1 статьи 21 Федерального закона “О животном мире” поддержать, а Росприроднадзор направить представление главам и природоохранным ведомствам субъектов Российской Федерации о запрете промышленного лова в запретных зонах;

3.                    МПР России охранные зоны морских млекопитающих включить в общую схему особо охраняемых территорий.

Хозяйственная деятельность на Дальнем Востоке не должна ставить под угрозу сохранение редких видов морских млекопитающих! WWF и дальше готов участвовать в создании системы сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.


Рациональное ведение рыболовства

С начала 20-го века российская часть Тихого океана становится важным мировым районом промысла рыбы и морских беспозвоночных. Исходно здесь сложилось рыболовство прибрежного типа с развитой береговой базой, оказавшейся затем, с развитием экспедиционного лова в значительной степени разрушенной. С 1960-ых гг. дальневосточные моря России обеспечивали значительную часть вылова рыбы и морских беспозвоночных Советским Союзом, который, в то же время, активно осваивал промысловые районы далеко за пределами своей шельфовой зоны. В начале 1990 гг. российский рыбная промышленность прошла через обвальную приватизацию, и рыболовный флот, тот, что не был распродан, оказался сосредоточен в российской экономической зоне и занят ловом валютоемких, как теперь говорят, объектов. Богатые ресурсы дальневосточных морей привлекли рыбаков Японии, Южной Кореи, Китая, Польши, Тайваня, Испании, часть которых покупает или получает по межправительственным соглашениям квоты для промысла в экономической зоне России. Существовавшие в СССР механизмы регулирования и контроля использования морских биоресурсов оказались неадекватны новой ситуации и до сих пор находятся в процессе изменения.

На этот процесс оказывает влияние экономическая и политическая коньюктура, конфликты между региональными и федеральными интересами, проблемы взаимоотношений регионов, борьба ведомств за сферы влияния и многое другое. Показательный пример того, как все эти противоборствующие интересы тормозят принятие решений - судьба Закона РФ о рыболовстве, проект которого был принят в первом чтении Государственной Думой РФ в октябре 1996, но который дошел до Совета Федерации только в апреле 2001 г.(подробнее см. Законодательство). Промысловое усилие сосредотачивается на выгодных добытчику ресурсах, а общий вылов морепродуктов с начала 1990х гг. постоянно снижается. С этими же объектами, крабами, минтаем, в меньшей степени треской и палтусом связаны просчеты управления и наибольшие злоупотребления в рыбном промысле: вылов сверх отпущенных норм и прямое браконьерство.


Куда уплывает российская рыба?


статья Константина Згуровского,
координатора морской программы WWF России

Дальний Восток – рыбная «житница» России. Здесь добывается около 60% от всего улова страны. Но при этом до отечественного потребителя эти уловы часто не доходят. Какую рыбу тогда мы едим? Почему иностранный производитель задавил российского? Почему российская рыбная отрасль в упадке? И как это влияет на экологию морей и рыбную популяцию? В проблеме решил разобраться Константин Згуровский, координатор морской программы Всемирного фонда дикой природы.

Основная часть рыбы, выловленная на Дальнем Востоке, уходит за рубеж прямо из районов промысла. В российские порты привозят чаще всего то, что невозможно сбыть за границу. Это гораздо легче и выгоднее – позволяет избежать налогов, бюрократической волокиты при оформлении захода в порт, оставить часть прибыли «за бугром» – на «черный день», и т.п.

Но есть и другая причина - сильное влияние на этот процесс оказывает неразвитость и дикость российского рынка, недостаточная привлекательность рыбы, поставляемой на внутренний рынок, «для населения» ввиду ее не очень товарного вида, иногда - невысокого качества. Это приводит к тому, что отечественную покупательскую нишу активно осваивают зарубежные поставщики, везущие нам: тунца, макрель (или корифену, которую подают в наших ресторанах под названием «Дорадо» или «Дорада»), норвежский лосось (семга или форель), оттуда же сельдь, датскую или голландскую мидию, креветку и т.д.

Причем эту рыбопродукцию можно обнаружить не только в Сибири, Приморье и Хабаровском крае, но даже на Сахалине и Камчатке! Внешне эта рыба выглядит аппетитнее, упакована она лучше, наша горбуша, часто перемороженная, скрученная при заморозке, дефростированная (размороженная) или окисленная часто по внешнему виду, а иногда и вкусу, не может с ней конкурировать.

Да что там горбуша – народная рыба! Ведь даже изысканные нерка, чавыча или кижуч, которые идут на японский рынок и лишь часть которых все же попадает на наши прилавки, продается у нас по цене в два раза ниже, чем эти привозимые семга или форель! И мало кто из покупателей, а зачастую и продавцов знает, что это семга или форель - выращенная в садках рыба, доставленная из Норвегии. И что на зарубежных рынках «дикая» рыба стоит гораздо дороже садковой.

Кстати, а знаете - что такое садковая рыба? Есть два типа выращивания – так называемое «пастбищное», когда лосося, например, выращивают на рыборазводных заводах и выпускают в реки, откуда они мигрируют для нагула в океане. При этом уже взрослые рыбы через несколько лет возвращаются в свои реки, влекомые инстинктом – в устьях этих рек их в основном и ловят. И есть – выращивание в садках в море, то есть в «клетках», до взрослого товарного вида. Таким методом выращивают европейского лосося – семгу или форель, в Чили – кижуча (но он на наш рынок не поступает), тунца и даже меч-рыбу!

Зайдите в любой ресторан Владивостока – что вам предложат из рыбопродукции? Ту же самую семгу, тунца, «Дораду», в лучшем случае белокорого или синекорого палтуса. В самый разгар лососевой путины я зашел в одно модное кафе в центре Владивостока и увидел в меню ту же норвежскую семгу и голландскую (!) мидию. Нашей - не было в помине! Позже, принимая коллег из-за границы, мы решили их угостить ужином в одном популярном ресторане нашего города. Они выразили желание, раз они в России, попробовать все российское, в том числе и рыбу. Но из рыбы нам опять–таки предложили того же тунца, семга и форель, лангуста и тропическую креветку. Я пытался несколько раз узнать у официантов и администраторов наших ресторанов и кафе – ПОЧЕМУ нет нашей, дальневосточной рыбы? И получал в ответ недоуменные взгляды, дескать, чего ему надо?? Ведь семга - такая вкусная и жирная, мидия – так хорошо очищена.

Даже в богатых домах или ресторанах нашей столицы люди, вкушающие креветок из Таиланда, лангустов из Средиземного моря, не догадываются, например, что треска, которую им везут самолетами из Швеции – балтийская. А это значит, что, во-первых, они едят рыбу, запасы которой в морях серьезно истощены и существование ее популяций под угрозой, а во-вторых, учитывая загрязненность Балтики, едят рыбу просто опасную для здоровья! И в самой Европе, из которой нам ее везут, придав ей красивый товарный вид, ее стараются не есть. А наши люди, видимо, считают - раз «СААБы», «ВОЛЬВО» и холодильники «Электролюкс» – «сделаны с умом», то и треска у иностранцев должна быть – супер!

Ну а про садковый лосось на рынке – это отдельная печальная история. Мало того, что он дороже обычного, дикого, в два раза, он еще и может представлять опасность для здоровья. Можно не верить нашим санитарным властям и посчитать, что введенные ими недавно ограничения поставок норвежского лосося объясняются политическими причинами (своего рода месть за задержанные российские браконьерские суда в Баренцевом море). Но есть и объективная, свидетельствующая о вреде такого лосося, научная информация.

Ведь при таком выращивании рыбы используются корма, в которые часто добавляют ускорители роста рыб, лекарства, включая антибиотики, а также красители, которые делают таким аппетитным вид этой рыбы. Все это делает достаточно рискованным употребление такой рыбы, особенно, если это происходит регулярно. Вредные вещества имеют свойство накапливаться, и частое употребление этой рыбы в пищу может даже привести к разным болезням, в частности, к ухудшению зрения.

А наши российские (и не только дальневосточные) рыбаки и производители рыбных деликатесов недостаточно рекламируют свою родную натуральную рыбопродукцию, слабо изучают рынок и спрос, совсем (или почти совсем) не пытаются улучшить товарный вид своих продуктов и их ассортимент.

А ведь у наших технологов (в частности ТИНРО-центра) есть масса перспективных разработок, которые часто пылятся на полках. Отчасти, конечно, это объясняется и оправдывается сложной ситуацией, в которой оказалась отрасль в последние годы, отсутствием стимулов для долгосрочных планов и инвестиций в переработку. Плюс к этому - наша недостаточная информированность, леность, беспорядок в управлении, позволяют иностранцам легко завоевывать рынок нашей страны. Теснят нашу рыбопродукцию и с зарубежных рынков, где наши рыбопромышленники не могут договориться между собой о единой ценовой политике, а наши браконьеры, поставляя нелегальную рыбопродукцию, обрушивают цены.

Сейчас, после вступления нашей страны в ВТО, ситуация может усугубиться. Требования цивилизованного рынка по сертификации продукции нам все труднее выдерживать, труднее им соответствовать. Речь идет не только о сертификатах качества и происхождения (ХААСП, ИСО 9000 и 12000), но и об экологической сертификации рыболовства по стандартам Морского попечительского совета, о котором наш потребитель в большинстве своем даже не слышал.

Что же делать, как помочь в этой ситуации, что предпринять?

Прежде всего, для поддержания отечественного производителя и сохранения своего здоровья, в магазинах спрашивайте российскую рыбу (если она, конечно, качественная). Ту рыбу, которая ловится в наших водах, а не ту, которая неизвестно где и когда выловлена. А то ведь сейчас на нашем рынке уже попадаются китайские лосось и минтай то есть то, чего в принципе быть не может!

НУ, НЕТ ЭТИХ РЫБ В КИТАЕ - НЕ ВОДЯТСЯ (за исключением лосося Амура, отравленного фенолами)! Значит – это все та же наша рыба, реэкспортированная из Китая.

А ведь на «диком» Западе существует такое выражение: «Chain of custody» - цепочка от производителя – до потребителя. Она должна быть ясна, иначе есть опасность «нарваться» на что-то нелегальное или опасное для здоровья. Мы понятия не имеем – ЧТО ЗА ТУНЕЦ И МАКРЕЛЬ ПОДАЮТСЯ в наших ресторанах, ОТКУДА ОНИ? То же самое относится и к Дорадо (макрель, если только это действительно она) – ведь это тропическая рыба, которая в Японском море попадается только случайно. Могу также предположить, что тунец у нас - либо выращенный в садке, либо отвергнутый японским рынком по каким-то неведомым нам, но, очевидно, веским причинам.

Кроме того, рыбакам, переработчикам, и продавцам рыбопродукции, государственным органам надо обратить особое внимание на согласованную политику на зарубежном и отечественном рынке по качеству и ценам, защитить свои ресурсы от браконьеров, заниматься созданием прозрачного рынка, поиском новых рынков и внедрением новых продуктов и технологий, пропаганду традиционных российских продуктов.

Ну, где скажите, например, вы сможете в России заказать кулебяку с рыбой?

Кто занимается образованием шеф-поваров, продавцов рыбопродукции и как?

Почему считается незазорным потреблять браконьерскую продукцию (по сути ворованную у наших детей), ту же черную икру ведрами, как на Олимпиаде в Италии? Или ловить и продавать краснокнижные виды – сахалинского тайменя, Калугу, окуня Ауху – которых легко можно найти, например, на рынке Хабаровска.

И как сохранить наши морские биоресурсы, причем не от бытового, а от широкомасштабного браконьерства, практически сведшего на нет западнокамчатскую популяцию камчатского краба?

С учетом невозможности решить эти проблемы силовыми методами, этими вопросами должны озадачиться сами рыбаки и переработчики рыбы, кровно заинтересованные в устойчивости своего бизнеса. Нужно помнить, что компании, подобные «Юнилевер», сети супермаркетов «Вал-Март», «МакДональдс» (вспомните фишбургеры и фишфингеры), да другие крупнейшие в мире покупатели рыбы, внимательно отслеживают ее происхождение, проверяют то, что к ним поступает.

Сами рыбаки часто выступают с интересными инициативами типа «Рыба – на берег», т.е. прохождение ВСЕЙ рыбопродукции через отечественные рыбпорты, которые сейчас занимаются перевалкой чего угодно, но только не рыбы! Заслуживает всяческого одобрения предложение Ассоциации ловцов минтая о введении нормы выхода икры минтая не выше 4.5%, что существенно может помочь снизить уровень нелегального вылова этого основного объекта промысла Дальнего Востока. Некоторые продвинутые компании разрабатывают свои узнаваемые бренды.

Вы можете спросить – почему этими вопросами занимается WWF , крупнейшая природоохранная организация в мире?

Дело в том, что прозрачность происхождения рыбопродукции – это очень эффективный рыночный механизм сохранения рыбных запасов и устойчивости морских экосистем. Именно поэтому WWF и крупнейший покупатель в Европе мороженой рыбопродукции – компания Юнилевер ((Unilever), организовали MSC – Морской попечительский совет, занимающийся экологической сертификаций промыслов. WWF по всему миру разрабатывает и издает различные руководства для потребителей.

Мы издали и собираемся переиздать брошюру по этой сертификации. Сейчас мы (совместно с Центром дикого лосося и Пасифик Энвайронмент из США) готовим соответствующую брошюру по садковому лососю, которую сможет получить любой желающий, включая наших деловых партнеров. В Швеции, например, рынок настолько чувствителен, что после публикации такого пособия WWF Швеции, у части крупных продавцов, продажи некоторых видов продуктов упали вдвое! Наш рынок не таков, но это время не за горами и к этому надо готовиться! И если мы тоже хотим поставлять рыбу конечным потребителям, а не посредникам, действовать цивилизованным, полезным и для покупателя и для производителя путем, нам надо серьезно задуматься о том, что происходит сейчас и какие же потери сейчас несет и государство, и каждый конкретный покупатель нашей страны.

 

Президент Путин: нелегальный рыболовный промысел должен быть прекращён

На состоявшемся 31/08/2007 в Астрахани заседании президиума Государственного совета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России Президент России констатировал, что «промысел в российской морской экономической зоне является источником крупнейших нелегальных финансовых потоков. И от Правительства требуется незамедлительное принятие необходимых мер по наведению порядка».

Среди приоритетных государственных задач обозначены поддержка переработчиков рыбы внутри страны, пресечение незаконной ловли и контрабанды и сбережение водных биологических ресурсов. Также Президентом поддержана необходимость развития аквакультуры, при этом отмечено, что до настоящего момента в стране «практически не уделялось внимания» этой растущей отрасли хозяйства.

«…Изменения в отрасли пока идут медленно. А ее конкурентоспособность абсолютно не соответствует богатейшему потенциалу отечественных рыбных ресурсов, - отметил В.В.Путин. - Кардинальных позитивных перемен как в добыче, так и в переработке рыбы не произошло. Мы по-прежнему продаем сырье, причем достаточно дешево, и потом переплачиваем, покупая импортную морепродукцию».

Также отмечено, что существующая сейчас процедура распределения квот ограничивает возможности оперативного регулирования промысла, порождая тем самым незаконный вылов и коррупцию. Особое внимание было уделено предотвращению браконьерства, в частности в экономической зоне России за пределами 12-мильной таможенной зоны. Сейчас, по словам Президента, мы «не имеем там никаких механизмов учета и контроля за объемами вылова и экспорта рыбных ресурсов, сам экспорт не проходит таможенного оформления, мы не имеем и международных соглашений с большинством стран, потребляющих данную продукцию… В целом промысел в российской морской экономической зоне является источником крупнейших нелегальных финансовых потоков».

В полном стенографическом отчете об этом заседании Президиума Госсовета содержится большой перечень решений и поручений практически каждому из 16 федеральных ведомств, отвечающих на разных уровнях за рыбохозяйственные вопросы. Позднее в ходе визита на Камчатку Президент назвал ключевые условия роста всей отрасли - эффективность государственного контроля и управления, увеличение полномочий региональных властей, стимулирование инвестиций, а также внедрение передовых технологий переработки рыбы и морепродуктов, технологий, позволяющих продавать не сырье, а продукцию переработки с высокой добавленной стоимостью.

Морская программа Всемирного фонда дикой природы активно борется за сохранение рыбных ресурсов нашей страны на Каспии, в районах Баренцева и Баренцева морей, на Камчатке и на Дальнем Востоке. Многие сторонники уже несколько лет поддерживают и принимают участие в наших акциях в защиту рыбных ресурсов, и мы уверены, что в сегодняшних решениях есть и наш общий голос в защиту рыбных ресурсов. Эксперты WWF готовы предложить свой опыт и знания государству для того, чтобы планируемые меры по развитию рыбохозяйственного комплекса реально помогли сохранению и рациональному использованию возобновимых морских природных ресурсов.




ССЫЛКИ



  1. WWF на Дальнем Востоке. URL: http://www.wwf.ru/dvo.

  1. Ляпустин С. 11. Транснациональные преступные группы и работа таможенных органов по выявлению и пресечению незаконного перемещения объектов фауны и флоры Дальнего востока России. Владивостокский центр исследования организованной преступности при Юридическом институте ДВГУ. (Электрон, ресурс): Режим доступа World Wide Web. URL: http://crime/vl/ru/docs/stats/tseminar2003/t_3.htm

  1. ФТС России но охране исчезающих видов флоры и фауны (Электрон, ресурс): Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/ru/rigt def7popup.php?part592=6&id286=1721&i286=l. От 19.12.2005.



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.