РУБРИКИ |
Конспект лекций по этологии |
РЕКЛАМА |
|
Конспект лекций по этологииp>17. Условные рефлексы второго родаАсcоциативное научение принято подразделять на два вида: классические и инструментальные условные рефлексы. При выработке классических, или павловских рефлексов, последовательность событий в опыте зависит не от поведения животного, а от хода эксперимента. Животное производит какую-либо реакцию, чаще - реакцию внутренних органов (например, слюноотделение), которая впоследствии связывается с новым стимулом. Животное как бы отвечает старым способом на новый стимул . По-английстки “ответ” - response, поэтому павловские рефлексы называют еще респондентным научением. При инструментальном же научении поведение животного само служит
важным фактором, определяющем ход событий. Процедура инструментального
научения состоит в том, что положительное или отрицательное подкрепление
подается при определенной реакции животного - “правильной” или Итак, классические и инструментальные рефлексы отличаются методикой выработки. Но внутрение процессы, лежащие в основе этих двух типов рефлексов, одинаковы. Выработка УР 1-го рода сопровождается УР 2-го рода. Укрепленной в станке Павлова собаке поднимали переднюю ногу, а затем давали порцию мясного порошка. После нескольких таких проб собака сама поднимала ногу, если ее помещали в станок голодной. С другой стороны, при инструментальном научении условным раздражителем можно считать обратную афферентацию от мускулатуры, которая сигнализирует о предстоящем подкреплении. Раньше считали, что УР 1-го рода вырабатывают связь стимулов с
реакциями внутренних органов, а УР 2-го рода - с реакциями скелетных мышц. Инструментальное научение классифицируется в зависимости от применяемых методик. а) “Пробы и ошибки” по-Торндайку. Методика разработана в 1898 году. Проблемная клетка (проблемный ящик) Торндайка представляет собой клетку, которую можно открыть изнутри, нажав на рычаг. Заключенные в клетке кошка или собака первоначально пытаются убежать, хаотично и безостановочно двигаясь по клетке, но через некоторое время животное случайно нажимает на рычаг и открывает дверцу. Животное вновь возвращают в клетку. Вторая и третья попытки животного выйти из клетки могут быть случайным повторением, но постепенно животное сосредотачивает свое поведение около рычага. После ряда проб животное, как его только запирают в клетке, нажимает на рычаг и освобождается. Животное учится исключать из своего поведения все, что не ведет к подкреплению и увеличивает число двигательных реакций, которые при предыдущих попытках приводили к подкреплению. Но в начале опыта в поведении животного нет определенной системы - первое подкрепление животное получает случайно. “Закон эффекта” Торндайка гласит: “Для реакции, за которой следует вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие, вероятность повторения снижается”. Большинство современных психологов соглашаюся с тем, что для
объяснения поведения взрослого человека “закон эффекта” имеет ограниченную
сферу применения. Подкрепление не обязательно должно следовать за каждой реакцией. Иногда оно может быть перемежающимся: например, можно подкреплять только каждый энный ответ или только первую реакцию после данного интервала времени. Если подкрепление совсем прекратить, происходит снижение вероятности и темпа реакции , то есть происходит угашение. Природа реакций и подкрепления должны быть выбраны с учетом особенностей изучаемого вида . Например. самцов сиамских бойцовых рыбок обучают совершать оперантную реакцию, в качестве подкрепления демонстрируя модель другой рыбы в агрессивной позе. Существуют доказательства того, что у голубей, находящихся в
камере Скиннера, вырабатывается, кроме оперантного, еще и классический
рефлекс на ключ, который они должны клевать, чтобы получить подкрепление. Интересные исследования по выработке оперантных реакций у
дельфинов были проведены американской исследовательницей Прайер. В каждой
серии проб подкреплялись различные реакции. После того, как какая-либо
реакция подкреплялась, в последующих сериях эта реакция уже не позволяла
животному получить подкрепление. Когда был исчерпан весь репертуар реакций,
на которые способны дельфины, животные стали вырабатывать множество новых, Опыты на выработку оперантных рефлексов были неоднокатно
проведены с людьми. Карл Роджерс в книге “Взгляд на
психотерапию.Становление человека” приводит результаты таких экспериментов. Роджерс, как гуманист, хорошо пониматет опасность возможности
манипулирования поведением человека и пишет, что психология - “орудие, в
сравнении с социальной силой которого атомная энергия кажется слабой”. При
этом он полагает, что достижения психологии могут использоваться или как
средство управления человеком. или как средства освобождения человека. Одновременная дифференцировка. Все стимулы предъявляются в одно и тоже время. Задача животного - выбрать правильный стимул. Последовательная дифференцировка. Стимулы предъявляются по одному. Животное должно тормозить реакцию в присутствии неправильного стимула. Переделка дифференцировки. Значение положительного стимула меняется от одной задачи к другой. Например, животное должно выбирать между красным и зеленым стимулом, причем красный - положительный. Через некоторое время, не информируя животное, начинают подкреплять зеленый стимул. Многие виды животных обнаруживают способность улучшать решение таких задач при их повторении, то есть вырабатывают установку на научение. Отсроченные реакции дифференцировки. Приманку на глазах у животного помещают под один из двух предметов. Через длительный промежуток времени животное должно выбрать стимул, который подкрепляется. Вероятностное научение. Во всех рассмотренных до сих пор случаях подкрепление в данной задаче было постояннным, или стопроцентным. Выбор одного из стимулов подкреплялся всегда, выбор другого - никогда. При вероятностном научени выбор “правильного стимула” подкрепляется чаще, чем выбор неправильного. Животное не может определить, ответ на какой из стимулов будет правильным. Например, можно подкреплять выбор красного стимула в 70% проб, а выбор зеленого стимула - в 30% проб. Задача на вероятность подкрепления в пропорции70:30. Хотя ясно, что при большом числе проб красный стимул будет подкреплен в 70%, невозможно предсказать, какой ответ окажется верным в данный момент. Максимальное число подкреплений животное получит, если будет выбирать тот стимул, который подкрепляется чаще. Эта стратегия выбора называется максимилизирующей. У некоторых животных наблюдается выбор в соответствии с вероятностью подкреплений. В этом случае животное реагирует на каждый из стимулов с частотой, пропорциональной его подкреплению ( т.е. в нашем примере в 70% случаев на красный и в 30% случаев на зеленый). Животное, применяющее стратегию выбора в соответствии с вероятностью подкрепления, получит подкрепление в 58% проб (0,7х0,7 +0,3х0,3). При максимилизирующей стратегии животное получит подкрепление в 70% проб (0,7х1+0,3х0). Интересно, что у одного и того же вида животных, например, у
золотой рыбки, при зрительных (красный-зеленый) дифференцировках наблюдался
выбор в соответствии с вероятностью подкрепления, а при пространственных
дифференцировках (право-лево) наблюдалась максимилизирующая стратегия
выбора. д) Научение в лабиринте. Это одна из форм дифференцировок. Первый
лабиринт для крыс построил Уильям Смолл в 1900 году. Простейший лабиринт
напоминает по форме буквы Обезьян также научали выбирать стимул по признаку отличия. 18. Сходство и различие рефлексов 1-го и 2-го рода В природе часто встречается ситуация, когда животное находится в
состоянии голода, жажды или страха, но Безусловный стимул, который вызывал
бы соответствующий Безусловный рефлекс, отсутствует. При этом у животного
появляется поисковое поведение, в процессе которого оно спонтанно выполняет
разнообразные действия: принюхивается (если речь идет о млекопитающих),
осматривается, передвигается. Иногда одно из таких действий подкрепляется 19. Опыты Скиннера Животное, обучаемое по методу Скинера, подвергается не отдельным пробам, как предлагал Торндайк, а имеет возможность свободно совершать любую двигательную реакцию в любое время. Обычно в камере Скинера находится приспособление, на которое животное должно научиться воздействовать. Это может быть рычаг, на который нажимает млекопитающее для того, чтобы освободиться, или “ключ”, который должна научиться клевать птица, чтобы получить пищу или воду, или стеклянное кольцо, сквозь которое должна проплывать рыба и т.д. В начале опыта животное выполняет движения, далекие от требуемых, но из всего числа выполняемых реакций экспериментатор подкрепляет те действия, которые приближаются к желаемой для экспериментатора реакции. При этом требования к реакции, заслуживающей подкрепления, постепенно повышаются. Например, ставится цель научить голубя клевать светящуюся
лампочку (ключ) для получения пищи или воды. Вначале экспериментатор
подкрепляет всего лишь нахождение птицы в той части клетки, где расположена
лампочка. После того, как птица сосредотачивает все свои движения в
требуемом месте, экспериментатор начинает подкреплять только те движения,
при которых птица удерживает голову на высоте ключа (лампочки). Подкрепление не обязательно должно следовать за каждой реакцией. Природа реакций и подкрепления должны быть выбраны с учетом особенностей изучаемого вида. Например, самцов сиамских бойцовых рыбок удобно учить выполнять оперантную реакцию проплывания сквозь кольцо, используя в качестве подкрепления демонстрацию модели другой рыбы в агрессивной позе. 20. Различия между классическим условным рефлексом и оперантным Во-первых, различны методики их выработки. А вот вопрос о том, до какой степени различаются внутренние процессы, лежащие в основе формирования этих рекций, остается открытым. При выработке павловских рефлексов изучаемая реакция (например, слюноотделение) сопровождается также реакцией со стороны скелетных мышц, которая может стать условной по схеме оперантных реакций. С другой стороны, при оперантном обучении условным раздражителем можно считать обратную афферентацию от мускулатуры, которая сигнализирует о предстоящем подкрелении в период выполнения реакции. Так, укрепленной в павловском станке собаке поднимали переднюю
ногу, а затем давали порцию мясного порошка. После нескольких таких проб
собака спонтанно поднимала лапу, если ее голодной помещали в станок. Эллисон и Конорский смогли продемонстрировать независимость инструментальной реакции от классического условного рефлекса. В их опыте собака должна была до тех пор реагировать на первый раздражитель, пока не появлялся второй, за которым следовало пищевое подкрепление. Оказалось, что первый раздражитель вызывал инструментальную реакцию, не сопровождавшуюся слюноотделением, тогда как второй - вызывал слюноотделение. Так удалось в опыте разделить инструментальную и классическую условные реакции. Вторая проблема, возникающая при сопоставлении классических и инструментальных реакций, касается их связи с реакциями внутренних органов и реакциями скелетных мышц. Раньше считалось, что классическая методика применима к первым реакциям, а оперантная - ко вторым. Теперь эта точка зрения опровергнута. Миллер выработал оперантную реакцию на слюноотделение. Если у
собак, испытывающих жажду, подкреплять водой возникающее время от времени
спонтанное слюноотделение, происходит постепенное его увеличение, тогда как
у собак, вознаграждаемых в моменты отсутствия слюноотделения, оно
постепенно уменьшается. Еще более показательные результаты были получены в
эксперименте над крысами, когда давалось подкрепление только при все
большем изменении частоты сердечных сокращений, которую удалось изменить
почти на 20 процентов. Как для павловских, так и для скиннеровских реакций характерны генерализация, дифференцировка и угасание. Итак, разделение УР 1-го и 2-го рода полезно в лабораторных
опытах, но оно вряд ли существует в природе. 21. Закономерности научения Другой пример. Исследователь Севенстер обучал самцов трехиглых колюшек проплывать через узкое кольцо, чтобы приблизиться к самке. Но он не мог научить кусать самцов стеклянный стерженек, потому что самец упорно направлял на него свое ухаживание.Стеклянный стерженек по виду отдаленно напоминал самку. Еще пример. Бреланды, используя метод оперантного обучения,
научили енотов опускать монеты в копилку. На первых порах никаких
затруднений не возникало. По мере того, как еноты научились опускать
монеты, у них начали появляться добавочные действия: они стали тереть
монеты одну о другую и “макать” их в сосуд. Если бы Бреландам не были
известны особенности поведения енотов в природе, они не смогли бы понять
эти страные действия. Но, будучи хорошими специалистами, они сразу
распознали в этом “полоскание” - характерный для енотов стереотип поведения Итак, мы можем сформулировать еще одну закономерность научения: Так, голубей учили клевать ключ, используя отрицательное подкрепление - удар электротоком (ток пропускали по проволочной сетке, служившей полом клетки). Реакцию (рефлекс) выработать не удалось, то есть ударом тока пищевое поведение обусловить не удалось. Тех же самых голубей стали учить взмахивать крыльями, чтобы предупредить электрическое раздражение. В природе подобные взмахи крыльями характерны при проявлении агрессии. Требуемую реакцию удалось выработать очень быстро. Можно сделать следующий вывод. Животных гораздо легче научить связывать стимул с реакцией, если похожая связь существует в их инстинктивном поведении. 22. Общая характеристика инстинкта В настоящее время принято использовать для обозначения инстинкта
следующие понятия: “видоспецифичное поведение”, “стереотипическое
поведение, “врожденное поведение”, “генетически запрограммированное
поведение”, “комплекс фиксированных действий”. Приведенные термины обладают
большей информационной емкостью, чем термин “инстинкт”, которым мы будем
пользоваться для простоты. “Инстинкт ( лат. инстинктуус - побуждение) -
эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения,
свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность
унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние
раздражения”, - даёт определение инстинкту отечественный биолог Имея в виду инстинкты человека, часто употребляют образное выражение “видовая память”. В человеческом обществе выделяют два типа “видовой памяти” -
передаваемую по наследству (генетическую) и негенетическую. Инстинкт
представляет собой “видовую память”, передаваемую из поколения в поколение
по наследству. “Негенетическая память” человеческого коллектива - культура 1) Инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы, например, насекомых. Так, самка роющей осы должна в течение нескольких недель, до того, как она погибнет, встретиться с самцом и выполнить сложную серию действий, связанных с рытьем гнездовой норки, постройкой в ней камер, снабжением камер добычей. Далее, она должна отложить яйца и “запечатать” ячейки. Оса не смогла бы выполнить эту плотную программу, если бы должна была всему учиться от случая к случаю методом проб и ошибок. Врожденное поведение характерно и для млекопитающих, например, у обезьян есть врожденный страх перед змеями. Знание инстинктов животных помогает управлять их поведением. 2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для
всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях. Инстинктивным является поведение млекопитающих при протекании процесса родов. Самки млекопитающих инстинктивно находят самую удобную позу для родов; женщина должна быть раскованной, чтобы сделать то же самое. К сожалению, “культурные” соображения - традиции общества, мода и удобство врачебного ухода - ограничивают врожденные адаптивные программы поведения рамками, диктуют матери позы и движения во время родов. В последние годы прогрессивные врачи считают, что инстинктивная поза, принимаемая роженицей безотчетно, наиболее благоприятна для протекания процесса родов и уменьшает необходимость вмешательства врачей. 3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного. Генотип гибридных особей отличается от генотипа их родителей. Ярким примером генетического контроля поведения, по мнению Другим примером кодирования инстинктивных движений в геноме служит поведение “мозаичных” дрозофил. У таких мух генотип состоит из фрагментов генотипов разных организмов обоих полов. Фенотипически это может выражаться в том, например, что сложные глаза у мухи окрашены участками, как на мозаичной картине. Различные участки тела несут различный набор генов. Поведение таких особей фрагментарно. Например, муха может начать движения, подобные брачному поведению самца, затем выполнить движения, типичные для комфортного поведения, вернуться к половому поведению самки, и, наконец, закончить серию движений пищевым поведением. В поведении можно условно выделить врожденный и приобретенный
компоненты: инстинкт и научение. Для психически низко организованных
животных адаптивность полностью обеспечивается врожденным, генетическим
компонентом поведения. Американский этолог Д.Дьюсбери считает, что Ранние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта
относились статически, то есть как к факту существования инстинкта в
противовес существованию выученного, приобретенного в процессе
индивидуального развития поведения. Проблема ставилась таким образом: “Чем
отличается врожденное поведение от приобретенного поведения? Является ли
данный тип поведения врожденным или это поведение приобретено в процессе
жизни?” В последние десятилетия к проблеме инстинктивного поведения стали
относится динамически, то есть как к проблеме формирования поведения. Современные исследователи считают, что у высших животных и
человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами
по себе, а переплетаются в единый поведенческий акт. Спрашивать, что
сформировало данное поведение, врожденные наклонности или условия жизни,
все равно, что спрашивать, от чего зависит площадь фигуры, от длины или
ширины. С такой постановкой вопроса мы могли встретиться в телепередаче “Я
сама”, когда обсуждалась проблема, является ли родительский инстинкт
человека врожденным или он приобретается в процессе правильного воспитания. Первый подход - достаточно широкий. Его обычно придерживаются, когда говорят об инстинктах млекопитающих и человека. Под инстинктами понимают поведенческие стратегии в ответ на возникновение в организме какой- либо биологической потребности: голода, жажды, потребности во сне, в обладании территорией, половой потребности, познавательной потребности, которая имеется у высших млекопитающих. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием “драйв”, что значит влечение, страсть. При этом подходе имеется в виду, что конкретные проявления инстинктов у разных людей могут быть разные, но стратегии проявления инстинктов одинаковые или укладываются в рамки какой-либо классификации (типологии). Таков, например, психоаналитический подход к проблеме влечений. Второй подход - узкий. Его предлагал, например, Конрад Лоренц (
этолог, нобелевский лауреат, автор книг “Агрессия. Так называемое зло”, Какая точка зрения верна? Что такое инстинкты: поведенческие стратегии или комплексы фиксированных действий? Некоторые исследователи поведения, например, американский ученый Уоллес Крэйг (в другой транскрипции - Крег), работы которого были опубликованы еще до появления работ К. Лоренца и до формирования представлений психоаналитиков об инстинкте, применяли оба подхода одновременно. Сравнивая позицию У.Крэйга и вышеизложенные, как может показаться, противоречивые воззрения на природу инстинкта, можно убедиться, что разные воззрения на инстинкт описывают разные структурные части инстинктивного поведенческого акта. В инстинктивном поведении Крэйг выделил аппетентную и
консумматорную части. Аппетентное поведение составляют последовательные
реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных. В аппетентной В физиологии принято представлять заключительную фазу
инстинктивного поведения в виде совокупности безусловных рефлексов. Этологи
находят ряд отличий в проявлении инстинкта и рефлекса. По мнению этологов,
консумматорная фаза инстинктивного поведения отличается от безусловно-
рефлекторной деятельности определенной спонтанностью (независимостью от
средовых влияний), сложностью, многоступенчатостью. Этологи полагают, что
при упрощении понятия “инстинкт”, при сведении этого понятия к понятию Заключительная фаза инстинктивного поведения детерминирована Роль аппетентной и консумматорной фаз инстинктивного поведения различна у животных разных систематических групп. У млекопитающих, животных с высокоразвитой нервной системой, большую роль в поведении играет научение, поэтому у них начальная фаза инстинктивного поведения достаточно вариабельна. Инстинкты животных, которым учиться “некогда” (к ним относятся, например, насекомые), состоят из одной завершающей фазы и стереотипны в своем проявлении. Птицы отличаются высокой интенсивностью обменных процессов (высокой энергетикой). Инстинктивные действия птиц достаточно стереотипны, как полагают, с целью экономии энергии, и хорошо описываются моделью К. Лоренца. Врожденное поведение человека играет меньшую роль в сравнении с
приобретенным поведением. Кроме того, у людей врожденные импульсы
подвергаются культурному вытеснению или корректировке в соответствии с
требованиями социума. Так, сексуальные и агрессивные желания человека
современное общество считает, большей частью, “неприличными” и Основное отличие инстинктов животных и инстинктов человека
заключается в том, что только человек способен сам конституировать смысл
своего инстинктивного поведения, в то время как смысл инстинктивного
поведения животных состоит в обеспечении лучшей адаптации к условиям
внешней среды. Кроме того, для животных инстинктивное поведение императивно Следующий перечень основных инстинктов человека считается общепринятым: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, социальный инстинкт и инстинкт самосовершенствования. Лоренц добавляет к этому списку “инстинкт борьбы” - агрессию. При всей своей спорности и противоречивости, теории инстинктов
находят применение в психологии человека, потому что позволяют перейти от 22. Теория инстинкта К.Лоренца Характеристика комплексов фиксированных действий В ХХ веке интерес к изучению инстинкта появился после публикации работ австрийского этолога Конрада Лоренца. Лоренц подразумевал под инстинктом специфичный для данного вида животных комплекс фиксированных действий (КФД). Слово “фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивных движений животных. Охарактеризуем комплексы фиксированных действий. (Обратимся к учебнику Р.Дьюсбери). 1) Комплексы фиксированных действий - сложные комплексы движений. 2) Комплексы фиксированных действий вызываются простыми, но высокоспецифичными стимулами. Например, реакцию “выпрашивания корма” у птенцов серебристой чайки вызывает красное пятно на клюве у родителей. 3) Комплексы фиксированных действий являются самопроизвольно истощающимися реакциями. Само осуществление КФД ведет к тому, что его становится труднее вызвать вновь. 4) В случае комплексов фиксированных действий внешние раздражители необходимы лишь в качестве “пусковых” стимулов. Будучи однажды вызваны, КФД продолжаются, даже если в среде возникнут изменения, в результате которых это поведение перестанет быть уместным. Например, серый гусь и многие другие птицы, гнездящиеся на земле, возвращают яйца, выкатившиеся из гнезда. При этом птица встает и движением клюва направляет яйцо в гнездо. Уже начатое движение клюва, направляющее яйцо к гнезду, не зависит от дальнейших внешних раздражителей. Если убрать яйцо, то движение тем не менее продолжится, словно ничего не изменилось, до тех пор, пока клюв не коснется шеи птицы. 5) В ряде случаев, комплексы фиксированных действий могут начаться самопроизвольно, без всякой внешней стимуляции. Так, самка канарейки особыми “ткацкими” движениями проталкивает полоски материала в стенки своего гнезда. Если птице не предоставить ни места для гнезда, ни гнездового материала, то она будет выполнять эти движения “вхолостую”, сидя на дне клетки. По своему характеру эти движения не отличаются от тех, которые она выполняет в нормальной ситуации. Это означает, что раздражители, получаемые от гнезда или гнездового материала, играют незначительную роль в регуляции этих движений . 6) Комплексы фиксированных действий независимы от прошлого опыта. Они осуществляются практически полностью с первого раза. Наблюдая поведение животных, К.Лоренц и его последователь,
голландский этолог НиколаусТинберген, заметили, что животные реагируют
инстинктивно на специфические стимулы, поступающие из внешней среды. Например, у самца трехиглой колюшки в брачный период брюшко
становится ярко-красным. Это и есть сигнальный раздражитель, который
вызывает агрессию со стороны другого самца, охраняющего свою территорию. Тинберген сделал вывод о том, что животные как бы “слепнут” в отношении всех признаков объекта внешнего мира, кроме одного признака, выступающего сигнальным раздражителем. Пользуясь зоопсихологической терминологией, можно сказать, что в
процессе осуществления видоспецифической реакции “отражение” становится
неадекватным (несоответствующим), бедным, схематичным. Отечественный
зоопсихолог К.Э.Фабри объясняет “поверхностность и ограниченность отражения
окружающего мира в процессе инстинктивного поведения следующим образом: Для изучения знаковых стимулов этологи используют модели - искусственные объекты, обладающие характерными признаками стимулов. Этологи создали модели, преувеличивающие, утрирующие “знаковые” признаки релизеров. Такие релизеры, более эффективные в отношении запуска КФД, чем природные стимулы, назвали “сверхоптимальными”. Например, в природных условиях птенец серебристой чайки клюет красное пятно, находящееся внизу клюва взрослой особи, для того, чтобы получить пищу . Н. Тинберген с сотрудниками изготовили картонные модели головы взрослой чайки, которые предъявляли птенцам. Подсчитывали число клеваний модели птенцами за определенный промежуток времени. Выяснилось, что цвет клюва и головы почти не оказывают влияния на реакцию выпрашивания корма. В то же время, очень длинный и тонкий искусственный клюв, на который нанесено несколько красных поперечных полос, вызывает большее число клеваний, чем модель, похожая на голову взрослой чайки с одним красным пятном на нижней части клюва нормальной формы. Знаковыми в данном примере являются два признака: тонкая вытянутая форма и красное пятно. Для объяснения механизмов действия врожденного поведения К. Каждому инстинкту соответствует своя энергия, действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых стимулов не произведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном участке мозга есть структура, названная им “разрешающим механизмом”, на которую и действуют знаковые стимулы. Этот механизм Лоренц сравнивал с жидкостью в сосуде: каждый инстинкт соответствует своему “сосуду” (центру инстинкта). При появлении пускового раздражителя (релизера), “жидкость выливается” в форме инстинктивной силы или “драйва” (влечения). Тинберген развил теорию Лоренца. Он высказал предположение, что центры инстинктов организованы по иерархическому принципу (принципу господства-подчинения). Энергия, ответственная за более высокий в иерархическом ряду тип активности, например, за размножение, будет вызывать ряд подчиненных активностей, таких, как строительство гнезда, брачное, а затем и родительское поведение. Психогидравлическая модель инстинктивного поведения Лоренц создал психогидравлическую модель инстинкта ( упрощенный
вариант модели иногда называют, не совсем верно, гидравлической моделью
мотивации). Модель объясняет действие инстинкта, согласуясь с принципами
функционирования КФД. Пользуясь психогидравлической моделью, можно
проиллюстрировать “холостые” действия инстинкта, то есть проявление КФД в
отсутствие внешних раздражителей. Модель также объясняет и “самоистощение” Лоренц считает, что каждый КФД имеет собственный “резервуар” специфической энергии. Энергия относится только к данному типу активности и не связана ни с какими другими типами поведения. Накопление энергии аналогично постепенному накоплению воды в резервуаре, куда она поступает через кран. Вытекание воды из резервуара представляет собой двигательную активность. В норме выход воды из резервуара закрыт клапаном, имеющим пружину. Клапан символизирует блокирующее, тормозящее влияние ЦНС на врожденный разрешающий механизм. Клапан открывается двумя способами. Первый - помещение на чашку весов грузов разного веса, что соответствует действию внешних раздражителей. Постепенно нарастающее давление воды в резервуаре и груз на чашке весов действуют в одном направлении - открывают клапан. Чем выше уровень воды, тем меньшим может быть требуемый вес груза. Если уровень воды очень высок, то открывание клапана достигается только давлением воды - это будет активность “вхолостую”. Разная интенсивность двигательной активности представлена в модели с помощью лотка, на наклонном дне которого имеются отверстия. Если клапан открыт лишь немного, через него выливается мало воды, и она попадает лишь в первое, самое нижнее отверстие лотка. Вытекание воды из самого нижнего отверстия лотка соответствует двигательной активности, имеющей самый низкий порог. Если клапан открывается больше, то вода выливается и через другие отверстия лотка, что соответствует активности с более высоким порогом. Если резервуар опорожнился, то поведение уже обнаружить нельзя,
как бы ни были сильны раздражители. Когда Лоренц говорит об “истощении”
какого-либо двигательного акта, он имеет в виду именно этот случай данной
модели. Психогидравлическая модель хорошо описывает циклические изменения
реактивности. Покой после осуществления двигательного акта зависит от
выполнения этого акта - в модели это единственный способ опорожнить
резервуар. Итак, для объяснения врожденного поведения К.Лоренц предложил
модель, которая объясняет проявление инстинкта одновременно и внутренними,
и внешними факторами. |
|
© 2000 |
|