РУБРИКИ |
Изображение Диониса в виде козла и быка |
РЕКЛАМА |
|
Изображение Диониса в виде козла и быкаИзображение Диониса в виде козла и быка В обычаях европейского крестьянства дух зерна выступает, как правило,
в животной форме. Нельзя ли положить этот факт в основу объяснения
отношения тех или иных животных к древним божествам растительности - Дионис в виде козла и в виде быка. В одних случаях этот бог представлен козлом, в других - быком. Дионис-
козел ничем не отличается от второстепенных богов - всех этих Панов, Почему так часто лесные духи выступают в обличье козла? Необходимым,
а возможно, и достаточным основанием для этого является пристрасти козлов к
лесным прогулкам, а также их склонность обгладывать древесную кору, которой
они причиняют очень большой вред. Итак, вопреки всякой логике, бог
растительности питается той самой растительностью, которую олицетворяют? Широко распространенное представление о духах леса как о козлах
является, таким образом, естественным для ума первобытного человека. Дионис выступал также в облике быка. Только что проведенный анализ
позволяет надеяться, что и эта оболочка окажется всего лишь еще одной
парафразой Диониса - бога растительности. Сильным аргументом в пользу
такого предположения является то, что в Северной Европе распространенным
символом хлебного духа служит бык, а тесная связь Диониса с Деметрой и Выдвинутая гипотеза выиграет в достоверности, если удастся показать, что древние убивали быка как представителя духа растительности не только на обрядах Диониса. Именно так поступали афиняне во время жертвоприношения, носившего название «быкоубийство» (буфонии). Совершалось оно где-то в конце июня - начале июля, что приблизительно совпадало с окончанием обмолота зерна в Аттике. Это жертвоприношение, по преданию, было учреждено для того, чтобы положить конец засухе и голоду. Протекало оно следующим образом. На бронзовый алтарь Зевса, хранителя
города, в Акрополе клали ячмень, перемешанный с пшеницей, или
приготовленные из них пироги. Вокруг этого алтаря прогоняли волов; в жертву
приносился тот из них, который подходил к алтарю и съедал подношение. Топор
и нож, которыми закалывали животное, предварительно увлажняли водой,
принесенной двумя девушками-водоносами. Потом оружие затачивали и
передавали палачам, один из которых валил вола ударом топора, а другой
ножом перерезал ему горло. Повалив быка, первый палач отбрасывал топор в
сторону и убегал. Второй палач следовал его примеру. Тем временем вола
успевали освежевать, и всем присутствующим давали отведать его мяса. После
этого воловью шкуру набивали соломой и зашивали. Чучело поднимали на ноги и
впрягали в плуг, как бы намереваясь пахать. Затем под председательством так
называемого «царя» устраивали суд для установки того, кто же убил вола. Само название жертвоприношения («быкоубийство»), старания, прилагаемые его участниками для того, чтобы переложить вину за убийство на плечи других, официальный суд и вынесение приговора топору или ножу или и тому и другому - все это свидетельствует о том, что вол был не просто жертвой, приносимой богу, но священным животным, умерщвление которого мыслилось как святотатство. Это мнение подкрепляется замечанием Варрона о том, что в древности убийство вола считалось в Аттике преступлением, караемым смертной казнью. Выбор жертвы указывает на то, что вола, отведавшего зерна или пирогов, рассматривали как божество хлеба, вошедшее во владение своим достоянием. Первобытные народы, как правило, пробуют первины урожая лишь после
того, как совершен обряд, который делает этот акт благочестивым и
безопасным. Причина такого поведения заключается в том, что первины урожая,
по их убеждению, принадлежат богу и даже содержат в себе бога. Так что в
существе, будь то человек или животное, которое безбоязненно прикасается к
священным певинам урожая, естественно, начинают видеть само божество,
принявшее облик человека или животного. Время совершения афинского
жертвоприношения (оно приходилось приблизительно на конец обмолота) говорит
в пользу предположения, что ячмень и пшеницу возлагали на алтарь в качестве
жатвенных приношений. Следующая за этим ритуальная трапеза, участники
которой причащались мясом священного животного, напоминает жатвенные ужины
в современной Европе, во время которых жнецы едят мясо животного -
представителя хлебного духа. Предание, согласно которому жертвоприношение в Бык выступает в качестве представителя духа хлеба и в других частях
света. Жители Великого Бассама (в Гвинее) убивают двух волов, чтобы
обеспечить хороший урожай. А чтобы жертва возымела должное воздействие,
волы должны плакать. Для этого женщины селения усаживаются перед волами и
поют: «Вол заплачет, о, а заплачет вол!». Время от времени женщины
совершают обход животных, бросая им в глаза муку маниоки или пальмовое
вино. Когда из глаз волов начинают катиться слезы, местные жители пускаются
в пляс и поют: «О, вол плачет, плачет вол!». После этого двое мужчин
хватают животных за хвосты и одним ударом отрубают их. Если хвост не
удается отрубить с первого удара, то в течение года, по местному поверью,
произойдет какое-то ужасное несчастье. Волов режут, а их мясо съедают
вожди. Слезы быка, подобно слезам людей, приносимых в жертву у ацтеков и
кондов, скорее всего, являются дождевыми чарами. В некоторых случаях
предполагается, что сила духа хлеба, воплотившегося в животном, находится в
его хвосте; «хвостом» духа в отдельных случаях считают последний сноп. Это
представление находит выражение в многочисленных скульптурных памятниках
митраизма, на которых Митра представлен ставящим колено на спину быка и
вонзающим ему в бок нож. На некоторых из этих памятников бычий хвост
оканчивается тремя колосьями, а на одной скульптуре вместо крови из ножевой
раны у быка виднеются хлебные колосья. Из этих памятников явствует, что бык Еще более очевидно в качестве представителя духа хлеба вол выступает
в обряде встречи весны, справляемом во всех провинциях Китая. В первый день
весны, который по китайскому календарю совпадает с началом Нового года и
приходится на 3 или 4 февраля, губернатор ил начальник города в
сопровождении процессии направляется к восточным воротам города и там
приносит жертву божественному Землепашцу, изображаемому с бычьей головой на
человеческом теле. Для такого случая изготавливают статую вола, коровы или
буйвола больших размеров и устанавливают ее рядом с сельскохозяйственными
орудиями у выхода из восточных ворот. Статуя представляет собой деревянный
каркас с наклеенными на него кусками разноцветной бумаги; оклейка
производилась слепым человеком или в соответствии с указаниями местного
некроманта (вызывателя душ). По цветной гамме наклеенной бумаги можно
судить о погодных условиях наступающего года. Если преобладает красный
цвет, надо ждать пожаров, если белый - широкого разлива рек и изобилия
дождей. Мандарины медленной поступью обходят вокруг статуи вола и при
каждом шаге что есть мочи колотят ее разноцветными прутами. Изображение
наполнено пятью разными видами зерна, удары прутов пробивают в нем бреши,
через которые зерно просыпается на землю. Клочья бумаги бросают в огонь, а
присутствующие, давя друг друга, стараются их ухватить. Считается, что те,
кому это удастся, будет благоденствовать на протяжении всего года. После
этого убивают буйвола, тушу которого распределяют между мандаринами. Все это позволяет сделать вывод, что Дионис в образе козла и Дионис в образе быка был прежде всего богом растительности. Китайские и европейские обычаи, которые мы только что привели, проливают, видимо, свет на древнегреческий обычай разрывать живого быка на части в время дионисийских мистерий. На части животное разрывают для того, чтобы каждому из участников культа досталась частица его животворящей, оплодотворяющей силы. Точно так же поступают конды с человеческими жертвами. Участники культа причащались сырым мясом, а его остаток забирали с собой и зарывали в полях или употребляли с какой-то другой целью, чтобы дать богу растительности возможность оказать благотворное воздействие на рост земных плодов. Не исключено, что участники дионисийских мистерий инсценировали воскресение бога так же, как участники ритуала «быкоубийства» в Афинах, то есть набивали чучело быка и ставили его на ноги. |
|
© 2000 |
|