РУБРИКИ |
Грегор Мендель |
РЕКЛАМА |
|
Грегор МендельГрегор МендельМендель Грегор Иоганн 22 июля 1822 - 6 января 1884 Австрийский священник и ботаник Грегор Иоганн Мендель заложил основы такой науки, как генетика. Он математически вывел законы генетики, которые называются сейчас его именем. Грегор Иоганн Мендель
Грегор Мендель- учитель или монах? Судьба Менделя после Богословского института уже устроена. Рукоположенный в священники двадцатисемилетний каноник получил превосходный приход в Старом Брюнне. Он уже целый год готовится сдавать экзамены на степень доктора богословия, когда в его жизни происходят серьезные изменения. Георг Мендель решает довольно резко изменить свою судьбу и отказывается от несения религиозной службы. Он хотел бы изучать природу и ради этой своей страсти решает занять место в Цнаймской гимназии, где к этому времени открывается 7 класс. Он испрашивает место “супплента-профессора”. В России “профессор”- звание чисто университетское, а в Австрии и Германии так величали даже наставника первоклашек. Гимназический суплент - это скорее, можно перевести как “заурядный учитель”, “помощник учителя”. Это мог быть человек, прекрасно владеющий предметом, но так как он не имел диплома, принимали его на работу скорее временно. Сохранился и документ, поясняющий столь необычное решение пастора Менделя. Это официальное письмо епископу графу Шафготчу от настоятеля монастыря Святого Томаша прелата Наппа.” Ваше Милостивое Епископское Преосвященство! Высокий Императорско-Королевский Земельный Президиум декретом от 28 сентября 1849 года за № Z 35338 почел за благо назначить каноника Грегора Менделя супплентом в Цнаймскую гимназию. “... Оный каноник образ жизни имеет богобоязненный, воздержанием и добродетельным поведением, его сану полностью соответствующим, сочетающимся с большой преданностью наукам... К попечению же о душах мирян он, однако, пригоден несколько менее, ибо стоит ему очутиться у одра больного, как от вида страданий он бывает, охватываем непреодолимым смятением и сам от сего становится опасно больным, что и побуждает меня сложить с него обязанности духовника “. Итак, осенью 1849 года каноник и супплент Мендель прибывает в Цнайм, дабы приступить к новым обязанностям. Мендель получает на 40 процентов меньше своих коллег, имевших дипломы. Он пользуется уважением у своих коллег, его любят ученики. Однако преподает он в гимназии не предметы естественнонаучного цикла, а классическую литературу, древние языки и математику. Нужен диплом. Это позволит преподавать ботанику и физику, минералогию и естественную историю. К диплому было 2 пути. Один - окончить университет, другой путь - более краткий - сдать в Вене перед специальной комиссией императорского министерства культов и просвещения экзамены на право преподавать такие-то предметы в таких-то классах.
Законы Менделя Цитологические основы законов Менделя базируются на: • парности хромосом (парности генов, обусловливающих возможность
развития какого-либо признака) • особенностях процесса оплодотворения (случайного комбинирования хромосом, несущих по одному гену из каждой аллельной пары) Научный метод Менделя Основные закономерности передачи наследственных признаков от
родителей к потомкам были установлены Г. Менделем во второй половине XIX
в. Он скрещивал растения гороха, различающиеся по отдельным признакам, и на
основе полученных результатов обосновал идею о существовании наследственных
задатков, ответственных за проявление признаков. В своих работах Мендель
применил метод гибридологического анализа, ставший универсальным в изучении
закономерностей наследования признаков у растений, животных и человека.
Закономерности наследования признаков Аллели - обозначают буквами латинского алфавита, при этом одни признаки Мендель назвал доминирующими (преобладающими) и обозначил их заглавными буквами - А, В, С и т. д., другие - рецессивными (уступающими, подавляемыми), которые обозначил строчными буквами — а, в, с и т. д. Поскольку каждая хромосома (носитель аллелей или генов) содержит лишь одну из двух аллелей, а гомологичные хромосомы всегда парные (одна отцовская, другая материнская), в диплоидных клетках всегда есть пара аллелей: АА, аа, Аа, ВВ, bb. Bb и т. д. Особи и их клетки, имеющие в своих гомологичных хромосомах пару одинаковых аллелей (АА или аа), называются гомозиготными. Они могут образовывать только один тип половых клеток: либо гаметы с аллелью А, либо гаметы с аллелью а. Особи, у которых в гомологичных хромосомах их клеток имеются и доминантный, и рецессивный гены Аа, называются гетерозиготными; при созревании половых клеток они образуют гаметы двух типов: гаметы с аллелем А и гаметы с аллелем а. У гетерозиготных организмов доминантная аллель А, проявляющаяся фенотипически, находится в одной хромосоме, а рецессивная аллель а, подавляемая доминантом, — в соответствующем участке (локусе) другой гомологичной хромосомы. В случае гомозиготности каждая из пары аллелей отражает либо доминантное (АА), либо рецессивное (аа) состояние генов, которые в обоих случаях проявят свое действие. Понятие о доминантных и рецессивных наследственных факторах, впервые примененное Менделем, прочно утвердилось в современной генетике. Позже были введены понятия генотип и фенотип. Генотип — совокупность всех генов, которые имеются у данного организма. Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития выданных условиях. Понятие фенотип распространяется на любые признаки организма: особенности внешнего строения, физиологических процессов, поведения и т. д. Фенотипическое проявление признаков всегда реализуется на основе взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.
Три закона Менделя Г. Мендель сформулировал на основе анализа результатов
моногибридного скрещивания и назвал их правилами (позже они стали называться
законами). Как оказалось, при скрещивании растений двух чистых линий гороха с
желтыми и зелеными семенами в первом поколении (F1) все гибридные семена
имели желтый цвет. Следовательно, признак желтой окраски семян был
доминирующим. В буквенном выражении это записывается так: Р АА х аа;
все гаметы одного родителя А, А, другого — а, а, возможное
сочетание этих гамет в зиготах равно четырем: Аа, Аа, Аа, Аа, т. е. у
всех гибридов F1 наблюдается полное преобладание одного признака над
другим — все семена при этом желтого цвета. Аналогичные результаты получены
Менделем и при анализе наследования других шести пар изученных признаков.
Исходя из этого, Мендель сформулировал правило доминирования, или первый
закон: при моногибридном скрещивании все потомство в первом поколении
характеризуется единообразием по фенотипу и генотипу — цвет
семян желтый, сочетание аллелей у всех гибридов Аа. Эта закономерность
подтверждается и для тех случаев, когда нет полного доминирования: например,
при скрещивании растения ночной красавицы, имеющего красные цветки (АА),
с растением, имеющим белые цветки (аа), у всех гибридов fi (Аа)
цветки оказываются не красными, а розовыми — их окраска имеет промежуточный
цвет, но единообразие полностью сохраняется. После работ Менделя промежуточный
характер наследования у гибридов F1 был выявлен не только у растений, но
и у животных, поэтому закон доминирования—первый закон Менделя—принято называть
также законом единообразия гибридов первого поколения. Из семян,
полученных от гибридов F1, Мендель выращивал растения, которые либо
скрещивал между собой, либо давал им возможность самоопыляться. Среди потомков F2,
выявилось расщепление: во втором поколении оказались как желтые, так и зеленые
семена. Всего Мендель получил в своих опытах 6022 желтых и 2001 зеленых семян,
их численное соотношение примерно 3:1. Такие же численные соотношения были
получены и по другим шести парам изученных Менделем признаков растений гороха.
В итоге второй закон Менделя формулируется так: при скрещивании
гибридов первого поколения их потомство дает расщепление в соотношении 3:1 при
полном доминировании и в соотношении 1:2:1 при промежуточном наследовании
(неполное доминирование). Схема этого, опыта в буквенном
выражении выглядит так: Р Аа х Аа, их гаметы А и я, возможное
сочетание гамет равно четырем: АА, 2Аа, аа, т. е. 75% всех семян в F2
имея один или два доминантных аллеля, обладали желтой окраской и 25 % -
зеленой. Факт появления в рецессивных признаков (оба аллеля у них рецессивны-аа)
свидетельствует о том, что эти признаки, так же как контролирующие их гены, не
исчезают, не смешиваются с доминантными признаками в гибридном организма, их
активность подавлена действием доминантных генов. Если же в организме
присутствуют оба рецессивных по данному признаку гена, то их действие не
подавляется, и они проявляют себя в фенотипе. Генотип гибридов в F2 имеет
соотношение 1:2:1. Для объяснения существа явлений единообразия гибридов первого
поколения и расщепления признаков у гибридов второго поколения Мендель выдвинул
гипотезу чистоты гамет: всякий гетерозиготный гибрид (Аа, Bb и т. д.)
формирует “чистые” гаметы, несущие только одну аллель: либо А, либо а,
что впоследствии полностью подтвердилось и в цитологических исследованиях. Как
известно, при созревании половых клеток у гетерозигот гомологичные хромосомы
окажутся в разных гаметах и, следовательно, в гаметах будет по одному гену из
каждой пары. 1)
гибридная особь
гетерозиготная (Аа), фенотипически неотличимая от гомозиготной,
скрещивается с гомозиготной рецессивной особью (аа): Р Аа х аа:
их гаметы - А, а и а,а, распределение в F1: Аа, Аа, аа, аа,
т. е. в потомстве наблюдается расщепление 2:2 или 1:1, подтверждающее
гетерозиготность испытуемой особи; 1) доминирование должно быть полным (при неполном доминировании
и других формах взаимодействия генов числовые соотношения имеют иное выражение);
2) независимое расщепление приложимо для генов, локализованных в разных
хромосомах.
|
|
© 2000 |
|