|
|
|
|
Факторы эволюции современного человека
Факторы эволюции современного человека
ТЕМА:
«Факторы эволюции современного человека»
Содержание
Введение
1) Происхождение человека
2) Характерные признаки человека
3) Движущие силы эволюции человека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эволюция
человека, или антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis
- развитие) - это исторический процесс эволюционного становления человека.
Науку, изучающую происхождение человека, называют антропологией, возникновение
которой датируют рубежом ХVIII –
ХIХ вв. Эволюция человека качественно отличается от эволюции организмов других
видов, ибо в ней действовали не только биологические, но и социальные факторы.
Сложность проблем антропогенеза углубляется тем, что человек сам по себе
двулик. Одним лицом он обращен к животному миру, из которого вышел и с которым
остается связанным анатомически и физиологически, а вторым — в мир создаваемых
коллективным трудом научных и технических достижений, культуры и т. д. Человек,
с одной стороны, является биологическим существом, с другой — социальным. Еще в
начале ХХ в. И.И. Мечников отмечал, что «...теория происхождения человека может
быть причислена к числу наиболее прочных научных теорий». Будучи связанным
тесными узами кровного родства с животным миром, человек имеет свою
биологическую предысторию. Однако человек имеет качественные отличия от
животных. Эти отличия возникли под влиянием социальных факторов в процессе
исторического развития человеческого общества. Наследственная конституция
человека сложилась в результате постепенного и длительного процесса эволюции. У
непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе
генетической программы непрерывно возникали противоречия между их
морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами
«инстинктивно-трудовой» деятельности. Разрешение этого противоречия путем
естественного отбора вначале привело к изменениям передних конечностей, затем к
развитию коры больших полушарий головного мозга и наконец, к появлению
сознания. Это был первый, но решающий акт в завершении специализации генов на
гены структуры и гены-регуляторы, причем сознание обеспечило не только
становление, но и дальнейшее развитие человека. В последующем темпы биологического
развития человека стали снижаться. Поскольку появление сознания обеспечивало
новые формы и возможности приспособления к среде, это вело к уклонениям от
действия естественного отбора, в результате чего биологическое развитие
уступило место социальному развитию и совершенствованию. Как заметил в свое
время К.А. Тимирязев, биологическая эволюция человека осталась за порогом его
истории. Таким образом, современный человек является продуктом его генов и
среды. Выйдя из природы, человек остался тесно связанным с ней, со всем живым
миром. В научном плане учение об антропогенезе тесно связано с учением о
расогенезе. Вопреки научному пониманию расогенеза извращение научных представлений
о происхождении рас ведет к расизму, в основе которого лежит реакционная идея о
высших и низших расах.
I) ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
Еще в
античное время Анаксимен, Аристотель признавали человека "родственником"
животных. К.Линней в XVIII
веке впервые относит человека к отряду приматов, который включает обезьян и
полуобезьян и дает ему видовое название Homo sapiens (человек разумный).
Первую
гипотезу естественного происхождения человека высказал Ж.Б. Ламарк в своем
труде "Философия зоологии" (1809). Исходным предком человека он
считал "четверорукое" высокоразвитое существо, которое перешло к
наземному образу жизни, приобрело вертикальное положение тела. Дарвин в XIX
веке, разрабатывая свою теорию естественного отбора и накапливая сведения о
процессах, происходящих в живой природе, был уверен, что человеческий род не
является исключением и своим существованием обязан постепенной эволюции одного
из стволов животного мира. В 1871 году вышла его книга "Происхождение
человека". Дарвин приводит факты из сравнительной анатомии, эмбриологии о
родстве с млекопитающими, особенно с обезьянами. По Дарвину, предок человека не
современные обезьяны, а приматы, которые жили в прошлые эпохи. Дарвин решил
проблему происхождения человека, лишь с позиции биологии, исходя из теории
естественного отбора. Последователями Дарвина в XIX веке были Т.Гексли,
Э.Геккель, Э.Дюбуа. Данные палеонтологии, анатомических исследований
подтвердили доказательства Дарвина о происхождении человека.
В
1866 году Ф.Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека" показывает, что становление человека происходило на основе
социально-экономических закономерностей, а ведущим фактором в становлении
человека был труд.
Место
человека в системе животного мира
Общие
принципы строения организма человека заложены в период, когда сформировался
генетический код и возникла первая клетка, т.е. миллиарды лет назад. В генах
человека содержится часть генофонда древних рыб, первых хордовых,
беспозвоночных животных, основные черты человека, унаследованные от животных,
приведены в таблице 1.
Появление
этих черт объясняется крупными ароморфозами, которые привели к прогрессивному
развитию позвоночных животных. В зоологической систематике человек занимает
следующее положение: Тип хордовые, Подтип позвоночные, Класс млекопитающие,
Подкласс высшие звери, Отряд приматы, Подотряд антропоидные, Семейство гоминид,
Род человек, Вид человек разумный.
Таблица
1
Основные черты
|
От кого унаследовали
|
Генетический код ядра
|
Первые одноклеточные прокариоты
|
Генетический код митохондрии
|
Прокариоты
|
Двусторонняя симметрия
|
Предшественники ранних хордовых
|
Костный скелет
|
Рыбы
|
Пятипалые конечности
|
Рыбы, земноводные
|
Легочное дыхание
|
Земноводные, пресмыкающиеся
|
Амниотическое лицо
|
Пресмыкающиеся
|
Удлиненные конечности, дифферен-
цированная зубная система, молочные железы, теплокровность
|
Примитивные млекопитающие
|
Плацента, живорождение
|
Ранние плацентарные млекопитающие
|
Основные
этапы антропогенеза
Найденные
костные останки ископаемых предков человека позволяют считать, что формирование
его как биологического вида прошло 4 основных этапа эволюции гоминид:
предшественник человека (проантроп), древнейший человек (архатроп), древний человек
(палеоантроп), человек современного типа (неоантроп). В таблице 2 показаны
основные этапы антропогенеза и наиболее характерные черты развития предков
человека.
Таблица
2
Основные
этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека
Временные
границы
|
Этапы
антропогенеза
|
Характерные черты развития
|
40
тыс.лет.
|
Формирование типа современного Homo
sapiens.
|
Формирование типа современного
человека. Возникновение общества. Одомашнивание животных и растений. Переход
к овладению природной средой.
|
200-500
тыс.лет.
|
Неандерталец
H.neandertaliensis
|
Сочетание черт современного
человека (объем мозга 1200-1400 куб.см) и антропоидов. Высокая культура
изготовления орудий. Совершенствование речи и племенных отношений.
|
1-1,3 млн. лет
|
Человек прямоходящий
H.erectus
|
Объем мозга 800-1200 куб.см.
Формирование речи. Овладение огнем.
|
2-2,5 млн. лет
|
Человек умелый
H.habilis
|
Переходная стадия к формированию
типа современного человека. Изготовление первых орудий.
|
9 млн. лет
|
Древнейшие австралопитеки
|
Использование предмета в качестве
орудий добывания пищи и защиты. Дальнейшее развитие стадности.
|
25 млн. лет
|
Общие предки антропоморфных обезьян
и гоминид-дриопитеки
|
Древесный образ жизни.
Манипулирование предметами и стадность.
|
2) ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА
Одна из главных проблем,
сразу же вставшая перед учеными, – это идентификация той линии приматов,
которая дала начало гоминидам. На протяжении XIX в. по этому поводу выдвигалось несколько гипотез. Некоторые
из них отвергли идею о тесном родстве человека с ныне живущими
человекообразными обезьянами и связывали происхождение линии гоминид с теми или
иными более примитивными приматами. Другие же, напротив, предполагали, что
человек, шимпанзе и горилла находятся в близком родстве, так как произошли от
общего предка – вида, существовавшего в течение значительного периода времени,
пока он не разделился на три современные формы. Эти разногласия обозначили
фундаментальную проблему: как выработать приемлемые критерии для распознавания
организмов, являвшихся ступенью или ступенями в развитии гоминид, и как
выделить такие ступени из всего массива данных о древних приматах.
Гоминиды обладают на
анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют
выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий первичны, а
другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в
результате появления первичных отличий.
Передвижение
на двух ногах. Прямохождение
– важнейший признак человека. Остальные приматы, за немногими исключениями,
живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда
говорят, «четверорукими». Вертикальное положение тела человека, конечно же,
оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число
входят изменения в пропорциях рук и ног, модификация стопы,
крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника, а также соединения
головы с позвоночным столбом.
Увеличение
мозга. Следующее из
первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим
приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. По сравнению, например, со
средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше;
даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе.
Однако величина – не единственная особенность человеческого мозга: различные
его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных
клеток и изменилось их расположение. Эти, а также некоторые другие модификации
наделили мозг человека его повышенными возможностями. К сожалению, ископаемые
остатки черепов не дают достаточного сравнительного материала для оценки многих
из этих структурных изменений. В отличие от других признаков, отмеченных выше в
качестве адаптивных к прямохождению, увеличение мозга не имеет с ним прямой
связи, хотя вполне вероятна опосредованная взаимосвязь между прямохождением и
развитием мозга.
Строение
зубов. Третье из
базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие
трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего
человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер
изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков;
закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у
приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов;
развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую
форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги
обезьян.
В ходе эволюции гоминид,
увеличение мозга, изменения в краниальных сочленениях и трансформация зубов
сопровождались значительными изменениями структуры различных элементов черепа и
лица, и их пропорций.
Различия
на биомолекулярном уровне. Использование молекулярно-биологических методов позволило по-новому
подойти к определению как времени появления гоминид, так и их родственных
связей с остальными семействами приматов. Результаты пока не бесспорны. К числу
используемых методов относятся следующие: иммунологический анализ, т.е.
сравнение иммунного ответа различных видов приматов на введение одного и того
же белка (альбумина) – чем более сходна реакция, тем теснее родство;
гибридизация ДНК, позволяющая оценить близость родства по степени соответствия
парных оснований в двойных цепях, образуемых нитями ДНК, взятыми от разных
видов; электрофоретический анализ, при котором степень сходства белков разных
видов животных и, следовательно, близость этих видов оценивается по подвижности
выделенных белков в электрическом поле; секвенирование белков, а именно
сравнение аминокислотных последовательностей какого-то белка, например
гемоглобина, у разных видов животных, что позволяет определить количество
изменений в кодирующей ДНК, ответственных за выявленные различия в строении
данного белка, и, более того, вычислить, за какое время такие изменения могли
произойти, а тем самым и оценить, какова степень родства сравниваемых видов и
как давно они разделились.
Перечисленные методы
показали очень близкое родство и, следовательно, относительно недавнее
разделение в ходе эволюции таких видов, как горилла, шимпанзе и человек.
Например, в одном из исследований по секвенированию белков было обнаружено, что
различия в структуре ДНК шимпанзе и человека составляют всего 1%.
3) ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Историческое
развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической
эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза
недостаточно действия одних биологических факторов - он сопровождается еще
социальными факторами.
Факторы антропогенеза
|
Биологические:
|
Социальные:
|
1) мутации,
|
I) трудовая
деятельность,
|
2) популяционные волны,
|
2) общественный образ
жизни,
|
3) дрейф генов,
|
3) речь,
|
4) изоляция,
|
4) мышление,
|
5) борьба за
существование,
|
5) культура.
|
6) естественный отбор.
|
|
Главной
движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших
людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность. На
эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека». Освобождение руки от функции
опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования.
Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на
расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек
постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе
изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально
и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой
деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая
центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей,
неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних
людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.
Общественный
труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной
трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В
процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения
голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.
Трудовая
деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали
необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим
поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только
поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов
общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в
различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий
труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии
человека передаются по наследству на основе генетической информации, то
социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет
духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт,
знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
В современном
человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело
значительные изменения. В нем полностью исключена внутривидовая борьба за
существование, утратил свое ведущее значение естественный отбор, который в
основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек
разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных
регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным
колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных
барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.
Сохранил свое
значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения
и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций.
Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в
популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это
обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности,
и, прежде всего в охране окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек – существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение в природе и качественно отличает от всех других организмов, благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа –социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения. Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов – общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и пр. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды. Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов. Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Воронов В.К.,
Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие
для вузов. – 2-е изд., стер. – М.:, Высшая школа, 1999. – 247 с.
2.
Горелов А.А.
Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших
учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.
3.
Назаренко В.А.,
Попов А.А., Глебова В.Д., Изучение эволюции органического мира: Метод. Пособие
для учащихся, студентов и преподавателей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 64 с.
4.
Найдыш В.М.
Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. –
М.: Альфа – М; ИНФА – М, 2009. – 704 с.
5.
Пехов А.П.
Биология с основами экологии: Учебник. 6-е изд., испр. – СПб.: Издательство
«Лань», 2006. – 688 с.
|
|
|
|
|