РУБРИКИ |
Экология жизни |
РЕКЛАМА |
|
Экология жизниЭкология жизниОтрадненский нефтяной техникум Реферат на тему: "Экология жизни" Студентка: гр. 01 ЭКСМ – 2 Савелиева Ю.А. Преподаватель: Ахременко О.А. Отрадный 2002 г. Введение Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос – дом,
жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно "наука о
местообитании". В более общем смысле экология – это наука, изучающая
взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания Очевидно, что экология тесно связана с другими биологическими дисциплинами, например с зоологией и ботаникой. Это действительно так. На заре развития этих наук внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре писание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В изучении фауны также пришли к тому, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания. Большинство этих сведений относятся, по существу, к экологии. Теперь перейдем к следующему подразделению экологии и будем рассматривать особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определенную территорию и относящихся к одному виду. Такие группы называют популяциями (от латинского слова популус – народ, или население). Наша особь начинает испытывать влияние соседей, а главное – начинает размножаться. И здесь возникают новые проблемы, относящиеся к изучению влияния внешних факторов уже не на отдельную особь, а на их группу, на изменение ее численности и состава. Жизнь и функционирование популяций достаточно сложный процесс. Дело в том, что популяция – не просто сумма отдельных особей. Взаимодействия организмов в популяции приводят к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Природная популяция всегда представляет собой некое единство. Под влиянием различных факторов численность (число особей) популяции, ее возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Часто эти изменения способны приводить к неблагоприятным последствиям. Например, вспышки численности насекомых- вредителей могут наносить большой урон сельскому хозяйству. И наоборот, ущерб может возникать вследствие снижения численности организмов, используемых человеком для своих нужд (промысловых рыб, охотничьих и других видов животных и растений). Изучение жизни отдельных популяций, определение причин их изменений представляют собой большой материал, определяющий популяционную экологию. В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда
образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом (от
греческих слов биос – жизнь и ценоз – общее). Сообщество – довольно
устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к
самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних
воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других
факторов. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью
входящих в него популяций, но и особенностями взаимодействия между ними. Совокупность всех экосистем Земли, в пределах трех геосфер В биосфере протекают очень сложные процессы. Все живые организмы тесно взаимосвязаны между собой и со своим окружением, состоящим из элементов неживой природы. Это вода, воздух, почва, свет, температура. Организмы не только зависят от внешних условий, но и сами оказывают
огромное влияние на окружающий их мир. Иными словами, живые организмы и
неживая природа тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. В экологии имеются и другие подразделения. Одно из них ставит в центр внимания изучение человека. Эту отрасль экологии, использующую экологический подход применительно к человеческому обществу, называют сейчас наукой об окружающей среде, или экологией человека. Итак, экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его
непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую
ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию и в свою жизнь. Это
желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как
сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной
деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном
итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин Следует помнить, что экология – фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень важное значение. И если мы признаем важность этой науки, нам надо научиться правильно пользоваться ее законами, понятиями, терминами. Ведь они помогают людям определять свое место в окружающей их среде, правильно и рационально использовать природные богатства. Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу
и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой В настоящее время экология превратилась в одну из главенствующих
междисциплинарных синтетических наук, решающую актуальную проблему
современности – изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Цель: Я хочу изучить основу науки экологии. Задачи: 1. Изучить "экологию жизни". 2. Понять термины экологии. 3. Обобщить факты давних времен экологии. "Экология жизни" Экология вызывает в настоящее время особый интерес как в различных естественно-научных дисциплинах, так и в гуманитарном знании. Интегрирующее направление в этой науке связано с исследованием гармоничных взаимодействий системы и окружающей среды и с исследованием экосистем. Подобное направление хорошо коррелирует с концепцией относительных равновесий в природе. Можно даже сказать, что относительные идеи экологии основаны на относительных равновесиях. Экология – одна из наук биосферного класса, которые получили широкое распространение в современном естествознании, поскольку в ней равновесные взаимодействия природной системы и окружающей среды принимаются в качестве исходного понятия. Экология рассматривается в свете основных принципов естествознания. Сам термин "экосистема" введен А. Тенсли в 1935 г. Экосистема
слагается из всех организмов, обитающих в данной местности и зависящих друг
от друга в различных отношениях, и из окружающей эти элементы физической и
химической среды. Выделение в ландшафте различных экосистем осуществляется
достаточно произвольно. Четкие границы между ними встречаются редко. Важной разновидностью экосистем можно считать экосистему человека, под которой понимаются отдельные люди вместе со своими культурными растениями и домашними животными. Каждый организм может жить, только взаимодействуя со своим окружением в рамках экосистемы. Устойчивые экосистемы – основное условие устойчивости жизни на Земле. В каждой экосистеме выделяют два основных компонента: организмы и факторы окружающей их неживой среды. Первые (совокупность организмов – растений, животных, микробов) называют биотой экосистемы. Развитие представлений об экологии как науке об экосистемах
позволяет сформулировать три основных принципа функционирования экосистем 1. Получение ресурсов и избавление от отходов осуществляется в рамках круговорота всех элементов. 2. Экосистемы существуют за счет не загрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии, количество которой относительно постоянно в пределах экосистем и избыточно. 3. Чем больше биомасса популяции, тем ниже должен быть занимаемый ею трофический (пищевой) уровень. Первый принцип хорошо гармонирует с законом сохранения массы. Второй принцип делает акцент на основном факторе, который обеспечивает устойчивость процессов взаимодействия экосистем с окружающей их средой. Количество солнечной энергии, достигающей земной поверхности, является постоянной величиной и может служить наглядным примером природных равновесий. Второй принцип органически вписывается в основополагающие принципы современного естествознания, он хорошо коррелирует с концепцией относительных равновесий природы. Третий принцип связан с принципом дополнительности. Одной из
важнейших форм энергетических потоков в экосистемах являются пищевые цепи. В природе существуют два типа процессов: первый – экологическое
равновесие и закономерные изменения среды; второй – экологическое
равновесие организмов во времени. Исследование экосистем ведется прежде
всего в рамках исследования биогеоценозов. Здесь основную роль сыграли В.Н. Понятия "экосистема" и "адаптация" тесно связаны между собой. Они ориентированы на совместное рассмотрение понятий "система" и "среда", их влияния друг на друга. Экологическое равновесие обеспечивает в природе устойчивость существования совокупности животных, растительных организмов и человека. В основе экологического равновесия лежит относительное постоянство круговорота веществ в каждой конкретной экосистеме. В связи с этим уместно подчеркнуть, что простые системы экологически нестабильны и, наоборот, разнообразие – залог стабильности. Прибавление особей обусловливается биотическим потенциалом, их гибель – сопротивлением среды. Подобное равновесие называют динамическим, так как параметры сопротивления редко подолгу остаются неизменными. Размер популяций является результатом динамического равновесия между их биотическим потенциалом и сопротивлением среды. Нечто подобное можно сказать и относительно вида. Основным условием,
определяющим жизнеспособность вида, является его способность устанавливать
и поддерживать равновесие с другими видами в пределах экосистемы,
обеспечивающей эффективный круговорот биогенов и устойчивый поток энергии. Выделенный нами подход к экологическим проблемам иллюстрируется рядом важнейших экологических принципов и законов. Отметим правило В. Шелфорда, согласно которому процветание популяции
зависит от комплекса экологических факторов, каждому из которых
соответствует определенный диапазон выносливости (толерантности). К этому
правилу примыкает закон Ю. Либиха, который сформулировал его применительно
к сельскохозяйственным культурам: вещество, имеющееся в минимальном объеме,
определяет урожай, а также величину и устойчивость последнего во времени. В экологии следует особо отметить термодинамический метод, который позволяет исследовать передачи массы и энергии. С ним связаны цепи питания, а также загрязнения окружающей среды. Процессы деградации энергии неизбежны, но начала термодинамики не запрещают с помощью работы преобразовать более опасные продукты деградации в менее опасные. Особенно много разрушающего (деградационного) действия производит неразумно организованная энергетика. В настоящее время одна она способна привести к всепланетарной экологической катастрофе. Циклические процессы, с которыми связаны взаимодействия организмов и
окружающей их среды, часто бывают организованы весьма сложным образом. Таким образом, все рассмотренные основные понятия экологии тесно связаны с различными типами равновесий, причем равновесий динамических, т.е. непрерывно регулирующихся. Экологию можно считать ступенью восхождения к планетарному мышлению. Экология – это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Э. Геккель (1866) в своем капитальном труде "Всеобщая морфология организмов". Он писал: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт". Однако в настоящее время отмечается разнообразие толкования самого термина: 1) экология – одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания; 2) экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества; 3) экология – особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход); 4) экология –совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). Заключение Итак, я познакомилась с основными разделами экологии. Завершение
любого курса из тех дисциплин, с которыми я знакомилась, требует подведения
некоторых итогов. Знакомясь с экологией, я узнала, что устойчивое
существование организмов в природе обеспечивается определенным способом их
организации. 1. Брылов С.А., Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. Охрана окружающей среды. 2. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. 4. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. 5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9класс: Учеб. для общеобразов. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997. 6. Справочник по охране природы / Под ред. К.П. Митрюшкина.
|
|
© 2000 |
|