РУБРИКИ |
Задачи ГО по защите населения ГО Магаданской области |
РЕКЛАМА |
|
Задачи ГО по защите населения ГО Магаданской областиВ убежище должны быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его, паспорт, план, правила содержания и табель оснащения убежища, схема внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния убежища и др.
Обучение населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение населения в области ГО проводится в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принято постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Данное постановление устанавливает, что подготовка населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Она осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе образовательных учреждениях), а также по месту жительства. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерству образования Российской Федерации с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке государственных образовательных стандартов и образовательных программ предусматривать обязательный минимум подготовки лиц, обучающихся в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций.. Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. 1. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - работающее население); б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуется - неработающее население); в) лица, обучающиеся в образовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуется - обучающиеся); г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; д) работники
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций, специально
уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и включенные в состав органов управления единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее именуется - уполномоченные е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуется - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям); 2. Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) обучение
населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания
первой медицинской помощи пострадавшим, б) выработка у
руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления
силами и средствами, входящими в единую в) совершенствование
практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и
организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении
мероприятий по предупреждению г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно- спасательных работ. 3. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденных Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. 4. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико- специальных и комплексных учений и тренировок: а) Командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. б) Тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуется - формирований) организаций один раз в три года, а с участием формирований постоянной готовности - один раз в год в) комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов. г) Тренировки в общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно. Краткая характеристика ЧС природного характера и меры по их ликвидации. Стихийные бедствия - это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности. Землетрясения - это специфические явления, происходящие в определенных участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Землетрясения всегда поражали людей и своей разрушительной силой, и последствиями, выражающимися в опускании земной коры, активизации вулканической деятельности, образовании цунами и т.д. Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в последние годы в этом направлении наметились определенные успехи. Предвестниками землетрясений, как это уже установлено, могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например, имеет место поднятие геодезических реперов, изменяются параметры физико-химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются специальными приборами геофизических станций. К предвестникам возможных землетрясений следует отнести также некоторые признаки, которые особенно должно знать население сейсмически опасных районов; это - появление запаха газа в районах, где до этого воздух был чист и ранее подобное явление не отмечалось. Беспокойство птиц и домашних животных. Вспышки в виде рассеянного света зарниц. Искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электрических проводов, голубоватое свечение внутренней поверхности стен домов, самопроизвольное загорание люминесцентных ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут являться основанием для оповещения населения о возможном землетрясении. Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется неосознанными действиями самих пострадавших, обуславливаемыми паническим состоянием и страхом. Землетрясение может длиться от нескольких мгновений до нескольких суток (периодически повторяющимися подземными толчками). Примерная периодичность толчков и время их возникновения, возможно, будут сообщаться по радио и другими доступными способами. Следует свои действия сообразовывать с этими сообщениями. После землетрясения или даже в процессе его будут вестись работы по оказанию помощи пострадавшим, по ликвидации последствий землетрясения. В первую очередь такие работы будут проводить лица, состоящие в формированиях гражданской обороны. Но и остальное население по призыву органов местной власти и органов управления ГО должно принимать участие в первоочередных спасательных и аварийно- восстановительных работах в районах разрушений. Большая помощь со стороны населения может быть оказана медицинским учреждениям и медицинской службе гражданской обороны в поддержании нормальных санитарно-бытовых условий в местах временного расселения (в палаточных городках, антисейсмических зданиях) пострадавшего в результате землетрясения населения. Надо способствовать предупреждению вспышек в таких местах инфекционных заболеваний, являющихся, как правило, спутниками стихийных бедствий. В целях предупреждения возникновения и распространения эпидемий следует строго выполнять все противоэпидемические мероприятия, не уклоняться от прививок и принятия лекарств, предупреждающих заболевания. Необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены и следить за тем, чтобы их выполняли все члены семьи; нужно напоминать об этом соседям, товарищам по работе. Наводнения. Тяжелыми стихийными бедствиями являются наводнения. Основными причинами большинства наводнений являются сильные ливни, интенсивное таяние снегов, речные паводки в результате приливной волны иди изменения ветра в устье реки. Действия населения при наводнениях осуществляются с учетом времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за проявлениями этой стихии. Масштабы наводнений, например, вызываемых весенними, летними или осенними паводками, могут прогнозировать за месяц и более, нагонные наводнения - за несколько часов (до суток). При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих гидротехнических сооружений на реках и в других местах предполагаемого - наводнения, по подготовке и проведению заблаговременной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных, по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления. В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок. Внезапность возникновения наводнения вызывает необходимость особых поведения и действий населения. Если люди проживают на первом этаже или других нижних этажах и на улице наблюдается подъем оды, необходимо покинуть квартиры, подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный - занять чердачные помещения. При нахождении на работе по распоряжению администрации следует, соблюдая установленный порядок, занять возвышенные места. Находясь в поле, при внезапном затоплении следует занять возвышенные места или деревья, использовать различного рода плавающие предметы (например, камеры шин сельскохозяйственной техники). Поиск людей на затопленной территории организуется и осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи плавающих средств формирований гражданской обороны и все другие имеющиеся силы и средства. При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание, строго выполнять требования спасателей. Нельзя переполнять спасательные средства (катера, лодки, плоты и т. п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы, воспользоваться ими до получения помощи. Селевые потоки - это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, осколков камней и даже валунов. Оползни происходят в результате нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов; основной причиной их возникновения является насыщение подземными водами глинистых пород до пластического и текучего состояния, в результате чего и происходит сползание по склону огромных масс грунта со всеми постройками и сооружениями. Большое влияние на поведение и действия населения при селевых потоках и оползнях оказывает организация своевременного обнаружения и учета признаков этих стихийных бедствий и организация оповещения (предупреждения) о бедствии. В селеопасных районах прямыми признаками возможного возникновения селевых потоков являются чрезмерные (ливневые) атмосферные осадки (селевые потоки в результате ливневых осадков обычно формируются после засухи). Быстрое таяние снегов и ледников в горах, переполнение горных озер и водоемов, нарушения в естественном стоке вод горных рек и ручьев с изменением русел и образованием запруд. Косвенными признаками возможного селя являются повышенная эрозия почв, уничтожение травяного покрова и лесонасаждений на склонах гор. В большинстве случаев население об опасности селевого потока может быть предупреждено всего лишь за десятки минут и реже за 1 - 2 ч и более. Приближение такого потока можно слышать по характерному звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов и осколков камней, напоминающих грохот приближающегося с большой скоростью поезда. Наиболее эффективным в борьбе с селевыми потоками является заблаговременное осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий. Первоначальным признаком начавшихся оползневых подвижек является появление трещин на зданиях, разрывов на дорогах, береговых укреплениях и набережных, выпучивание земли, смещение основания различных высотных конструкций и даже деревьев в нижней части относительно верхней. Противооползневыми мероприятиями, в которых должно принимать участие население, являются отвод поверхностных вод, древонасаждение, устройство различных поддерживающих инженерных сооружений, отрывка траншей в целях осушения грунтов оползневого массива, разгрузка и планировка оползневого склона. Кроме того, население, проживающее в оползнеопасных районах, не должно допускать обильной утечки воды из кранов, поврежденных труб водопровода или водоразборных колонок; необходимо свое временно устраивать водоотводящие стоки при скоплении поверхностных вод (с образованием луж). Зимние проявления стихийных сил природы нередко выражаются снежными заносами в результате снегопадов и метелей. Снегопады, продолжительность которых может быть от 16 до 24 ч, сильно воздействуют на хозяйственную деятельность населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными буранами), при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Выпадение снега с дождем при пониженной температуре и ураганном ветре создает условия для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей электротранспорта, а также кровли зданий, различного рода опор и конструкций, что нередко вызывает их разрушения. С объявлением штормового предупреждения - предупреждения о возможных снежных заносах - необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива. В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер. Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полную дезориентацию на местности. Во время гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затруднят, а на сильно пересеченной местности и совсем остановят работу автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затруднятся. Обрушения различных конструкций и предметов под нагрузкой станут реальной опасностью; в этих условиях необходимо избегать находиться в ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор. В горных районах после сильных снегопадов возрастет опасность схода снежных лавин. Об этом население будет извещаться различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и возможных снежных обвалов. Не следует пренебрегать этими предупреждениями, надо строго выполнять их рекомендации. Причины возникновения катастроф. За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержения вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но 26 апреля 1986 года в 1: 23 (Чернобыльская катастрофа) стало ясно, что катастрофы, созданные руками людей, могут быть в тысячи раз страшнее и опаснее даже самых сильных природных катаклизмов. В этот день человечество впервые испугалось само себя больше, чем вулкана или землетрясения. Почему происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия. Но, внимательно присмотревшись к перечню катастроф, легко увидеть, что не меньшую, а даже большую опасность таят в себе творенья рук человеческих. Аварии атомных реакторов и взрывы химических заводов, падение самолётов и столкновения поездов - сообщения об этих событиях есть практически в каждой газете и ежедневных выпусках новостей. Но в последнее время стало ясно, что такое деление катастроф на природные и искусственные на самом деле неверно. Американцы и англичане совместно провели исследование под названием «Стихийные бедствия: дело рук Бога или Человека?» И вывод был ошеломляюще неожиданным: главной причиной так называемых стихийных природных бедствий также является вмешательство Человека! Землетрясения и наводнения, засухи и взрывы подземных газов - ко всем этим губительным событиям человек тем или иным способом прикладывает свою руку. Именно по этому в последние годы родился термин «рукотворные катастрофы» - катастрофы, так или иначе связанные с деятельностью людей. Обычно считают, что землетрясение - это стихия, абсолютно не связанная с деятельностью людей. Но это не так. Выбирая из-под земли нефть, закачивая туда воду с загрязнителями, человек может сильно влиять на процессы, скрытые от его глаз глубоко под землёй. Поэтому в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки. Не меньшую опасность несёт и строительство водохранилищ. Огромные массы воды, специально собранные человеком в одном месте, давят на земную твердь, заставляя смещаться подземные слои. В результате этих движений в районах крупных искусственных озёр возникают землетрясения. Теперь ясно, что многие катастрофы, причиной которых на первый взгляд кажется слепая стихия, на самом деле являются результатом деятельности людей. Да что там ураганы и подземные толчки. Известная всему миру трагедия последних десятилетий - катастрофическая засуха в африканском Сахеле, в результате которой уже сотни тысяч людей умерло от голода, - тоже результат действия неумелых человеческих рук. По мнению большинства учёных, гибельное иссушение земель на огромных площадях произошло не в результате природного изменения климата, а из-за неправильного ведения населением сельского хозяйства. В 1988 году во Флориде при заполнении дизельным топливом лопнул резервуар. Примерно 14 000 тонн горючего за считанные секунды гигантской волной высотой 10м перехлестнули через огораживающую насыпь и попали в реку Мононгахилу. Без воды осталось 23 тыс. человек, пришлось эвакуировать 1. 200 семей, закрыть десятки предприятий. В 1991 году в Северном море в результате технической неисправности затонула боевая атомная лодка «Комсомолец». Часть экипажа погибла, а на дне под ненадёжной защитой корпуса остались заряды с плутонием - одним из наиболее радиоактивных и ядовитых веществ на Земле (смертельная для человека доза - 0, 0001 г.). Чем закончится эта катастрофа, пока совершенно невозможно предсказать. В декабре 1985 года в индийском городе Бхопале произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших в ней людей считается крупнейшей за всю историю развития промышленности. В результате ошибки оператор технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химическое вещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за три дня после катастрофы в городе умерло от удушья 2. 000 человек! Все эти катастрофы - результат столкновения человека с искусственной средой, которую он создал для своей безопасности и комфорта. Искусственная среда грозит человеку не извержением вулкана, а пожаром на химическом заводе и взрывом атомной станции, не ураганом, а столкновением поездов и падением самолётов. Окружающая нас искусственная среда столь же опасна и непредсказуема, как и природная. Огромный город так же враждебен человеку, как и девственный лес, только гибнут здесь люди не от зубов тигра, а под колёсами автомобиля, проваливаются не в болотные омуты, а в канализационные люки, травятся не ядовитыми растениями, а опасными лекарствами. Приборы радиационной разведки. За последние 30 лет в связи с бурным развитием электроники созданы новые современные приборы для регистрации всех видов ионизирующего излучения, что оказало существенное влияние на качество и достоверность измерений. Повысилась надежность средств измерения, значительно снизились энергопотребление, габариты, масса приборов, повысилось разнообразие и расширилась сфера их применения. Приборы для регистрации ионизирующего излучения предназначены для измерения величин, характеризующих источники и поля ионизирующих излучений, взаимодействие ионизирующих излучений с веществом. Приборы и установки, используемые для регистрации ионизирующих излучений, подразделяются на следующие основные группы: 1. Дозиметры - приборы для измерения дозы ионизирующего излучения (экспозиционной, поглощенной, эквивалентной), а также коэффициента качества. 2. Радиометры - приборы для измерения плотности потока ионизирующего излучения. Спектрометры ионизирующих излучений используются в дозиметрии и радиометрии как приборы, дающие информацию об энергетическом спектре источников излучений (существуют полупроводниковые, ионизационные, сцинтилляционные, магнитные и т. п. приборы). Перед работой спектрометры градуируют с помощью набора образцовых спектрометрических источников со строго известными энергетическими характеристиками. В зависимости от решаемых задач источники для градуировки спектрометров выбираются близкими по спектру к исследуемым спектрам. Разработка мероприятий по снижению ущерба от ЧС природного и техногенного характера. Проблема снижения опасности и ущерба, наносимого тем или иным стихийным бедствием, имеет много сторон - научную, инженерную, экономическую, социальную, административную, психологическую и др. Снижение воздействия землетрясений достигается организацией прогностических центров. Сейсмостойким строительством, созданием запасов продовольствия, медикаментов, разработкой планов эвакуации, подготовкой формирований и населения, созданием четко действующей системы оповещения. В зависимости от вида наводнения применяют различные способы борьбы: - для регулирования стока воды на реках строят различные гидротехнические сооружения (плотины, дамбы, селехранилища, укрепление и спрямление берегов и др.); - проводят в речных бассейнах крупных рек лесомелиоративные мероприятия; организуют непрерывное наблюдение и своевременное доведение обстановки до объектов АПК; - подготавливают население и специальные команды, необходимое количество плавсредств; - определяют пути эвакуации людей и животных; - разрабатывают в планах ГО количество и порядок использования формирований для проведения СНАВР. Защита от разрушительных последствий цунами сводится к гидродинамической оценке опасности участков побережья и организации своевременного оповещения населения о грозящей опасности. Лучший способ борьбы со снежными лавинами - не допускать скопления снега на опасных участках. Для этого используют артиллерийский обстрел «несозревших» лавин, сажают деревья на верхних участках горных склонов, строят различные инженерные сооружения (рвы, насыпи, подпорные стены, террасы, бетонные галереи, лавинорезы и др.). Стратегия борьбы со снежными заносами сводится к решению таких задач, как перехват снеговетровых потоков и остановки их «на дальних подступах» к объекту защиты с помощью лесозащитных полос, переносных щитов и снежных барьеров, разработка и внедрение надежных машин и механизмов для снегоочистительных работ. Для борьбы с оползнями прокладывают дренажные системы, изменяют размеры и рельеф склонов (озеленение, отсыпка контрфорса, укладка подпорных стенок). Заблаговременное проведение противопожарных мероприятий в значительной степени уменьшает возможность возникновения пожаров и снижает ущерб от них. Такие мероприятия заключаются в широкой массово-разъяснительной работе среди населения, работников лесного, торфяного хозяйства, объектов АПК; постоянном контроле за соблюдением мер и требований пожарной безопасности; проведении разнообразных специальных мероприятий. Большое значение по предотвращению лесных и торфяных пожаров имеет своевременно разработанный научный прогноз пожарной обстановки. В целях своевременного обнаружения возникшего очага пожара управления лесного и торфяного хозяйств организуют воздушное и наземное патрулирование. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф представляют собой комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин этих явлений, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ. Наиболее эффективное мероприятие - закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, максимально уменьшающих вероятность возникновения аварий или снижающих материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-транспортного оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. История создания ГО г. МАГАДАНА В соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1950г. в МАГАДАНЕ была создана МПВО. Первым начальником МПВО г. Магадана был назначен председатель Магаданского горисполкома Николай Петрович Кусанин. На базе отделов и управлений Дальстроя были образованы службы МПВО города, созданы штабы на наиболее важных объектах народного хозяйства города, организована боевая и политическая подготовка командного и начальствующего состава. Созданы: пункт управления и учебный центр. С этого времени начинает свой отсчет существование новой государственной структуры на Колыме. Давайте перелистнем страницы истории. Декабрь 1953 года - подписан Указ об образовании новой административной единицы в составе РСФСР - Магаданской области. Область ко времени своего рождения уже имела хорошую основу для дальнейшего развития. Были построены - 3 морских порта, 141промышленное предприятие, проложено свыше 4 тыс. км автодорог. В 1954 г. был создан штаб МПВO Магаданской области. Первым начальником штаба назначается подполковник Чистяков П.М. В 1959г. проводится первое областное учение по Гражданской Обороне в Магаданской области. В этот период времени приказом начальника МПВО Магаданской области Т.С.Иваненко создается комиссия по передаче штабов МПВО, командных пунктов и учебного центра из МПВО РСФСР в Министерство обороны СССР. В июле 1961 г. МПВО переименовывается в ГО СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в деле защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника. В марте 1965г. в г. Магадане открылась выставка ГО области - первая на Дальнем Востоке. По итогам соцсоревнования в 1967г. Магаданская область заняла первое место по ГО на Дальнем Востоке. На ведущих предприятиях края создаются штабы ГО, которые проводят регулярные учения своих невоенизированных формирований. Между формированиями проводятся ежегодные соревнования. Так в 1967 году лучшей санитарной дружиной области признана дружина "Северовостокзолото". Лучшими предприятиями и коллективами по ГО являлись: Магаданский авиапорт (56км), Управление гражданской авиации, Морской торговый порт, универмаг "Восход", среди районов в лучшую сторону выделились Сусуманский и Ягоднинский. Не остались в стороне от этого и школы области. В 1968 году во всех школах области введено внеклассное обучение в области ГО учащихся 5-7 классов. В мае 1975г. впервые в Магадане проведен день ГО. Он явился смотром готовности формирований города, штабов и служб. Особое значение придавалось подготовке сводных отрядов, команд и групп по повышению готовности, с целью их широкого использования для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. 11.12.89г. приказом начальника ГО СССР №16 в должность начальника штаба ГО Магаданской области вступил полковник Мушников. 27.12.1990г. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Позже он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991г. - в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В систему ГКЧС России вошли Штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска гражданской обороны и др. Основные задачи ГКЧС России: - обеспечение функционирования Российской системы предупреждения и действий в ЧС; - руководство ГО; руководство работами по ликвидации крупных ЧС; создание и обеспечение готовности необходимых для этого сил. Указом Президента РФ от 8.05.1993г. "О Гражданской Обороне" областной штаб ГО переименовывается в. "штаб по делам ГО и ЧС Магаданской области", а областные курсы ГО - в Учебно-методический центр по ГО и ЧС области. 18.04.92г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях". Указом Президента РФ от 10.01.1994г. на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации (КОПРОН). 1 июля 1997г. на основании постановления Правительства РФ от 23 ноября 1997г. №1396 штаб по делам ГО и ЧС Магаданской области переименовывается в Главное управление по делам ГО и ЧС области, а штаб г. Магадана в Управление по делам ГО и ЧС г. Магадана. По итогам работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 1997г. Главное управление по делам ГО и ЧС Магаданской области заняло второе место среди девяти краев и областей Дальнего востока. Приказом начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Магаданской области от 02.09.98г., на основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с Федеральным законом « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в Главном управлении по делам ГО и ЧС Магаданской области был создан поисково-спасательный отряд. Основной целью создания поисково-спасательного отряда явилась необходимость иметь небольшое, мобильное подразделение, которое могло бы оперативно решать вопросы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В сентябре 1998г., в соответствии с постановлением губернатора Магаданской области - начальника ГО Магаданской области N199 от 09.09.98г. на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям введена в действие единая дежурно-диспечерская служба Магаданской области (ЕДДС). ЕДДС области представляет собой штатное подразделение Главного управления по делам ГО и ЧС области, предназначенное для координации действий дежурно-диспетчерских служб, в первую очередь имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: Главного управления по делам ГО и ЧС области "001", экстренного вызова "01 ", "02", "03", жилищно-коммунального хозяйства и других в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС. В настоящее время Главное управление по делам ГО и ЧС Магаданской обеспечение области осуществляет организационно-техническое деятельности комиссии по Чрезвычайным ситуациям. Главное управление выполняет основную работу по организации спасения населения и материальных ценностей, а также восстановлению жизнедеятельности в пострадавших населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и транспорте. Главное управление по делам ГО и ЧС области участвует в разработке и организации профилактических и подготовительных мероприятий, направленных на уменьшение ущерба при возможных стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Так, только за период 1993 по 2000 гг. Главное управление по делам ГО и ЧС области и управление города Магадана организовали и провели работы: по ликвидации пожара и эвакуации людей с плавбазы "Комсомольск-на-Амуре"; осуществляли доставку продуктов, материальной помощи населению пос.Ягодное в период ликвидации ЧС, связанной с разморозкой теплосетей, эвакуацию в 50-градусные морозы пострадавшего населения; офицеры и служащие Главного управления по делам ГО и ЧС области участвовали в проведении поисково-спасательных работ в бухте Забияка (затонуло маломерное судно, с 9 человек на борту);в пос.Чайбуха Северо-Эвенского района (разбился при взлете самолет АН-8 с 21 пассажирами и экипажем на борту); рыболовного судна Рс-зоо "Рыболов" (затонувшего в сильнейший шторм в 4,5 милях от м.Чирикова с 17 рыбаками ); осуществляли погрузку и доставку гуманитарной помощи населению пос.Нефтегорска, пострадавшего от разрушительного землетрясения; на шахте "Кадыкчанская" при взрыве забоя погибло 6 человек; в бухте Нагаево затонула плавбаза "Феликс Кон" (команда была вовремя эвакуирована);в результате схода весенних паводковых вод, произошел размыв автодороги Магадан - Якутск (в минимально сжатые сроки трасса была восстановлена); принимали непосредственное участие в поисково-спасательных работах на Набережной реки Магаданки 85 (обрушение 9-ти пролетов строящегося здания, где погибли две рабочие); координировали аварийно-спасательные службы в работах по строительству временного моста через р.Буюнда (в результате обрушения старого моста был отрезан Омсукчанский район) и в ликвидации пожаров на территории Магаданской области, и многие другие. В сложных природно-климатических условиях области и в связи с кризисными явлениями в экономике страны, деятельность Главного управления по делам ГО и ЧС области и его структурных подразделений приносит ощутимый положительный результат в обеспечении выживаемости населения области. Гражданская оборона: взгляд в будущее (ГО третьего тысячелетия). Почти семь десятилетий существовали две системы защиты населения от нападений с воздуха - МПВО и ГО. За эти годы они показали свою жизненную необходимость, разумность большинства мероприятий, а потому приобрели всенародный характер. МПВО в годы Великой Отечественной войны, надо прямо сказать, спасла от разрушения немецкими фашистами Москву, Ленинград, Мурманск, Киев, Севастополь, Воронеж, Тулу и многие другие города. Про Сталинград такого не скажешь, и не потому, что там были плохие бойцы МПВО. Этот город более полугода был фронтом. Гитлер бросил на него чуть ли не всю свою авиацию, но город выстоял и победил. С 1961 г. и по сей день гражданская оборона выполняла стратегическую оборонную задачу: защищала население и промышленность от оружия массового поражения вероятного противника. Большинство населения обеспечили укрытием в надежных защитных сооружениях. Были накоплены достаточные запасы средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической) разведки. Многое сделано для повышения устойчивости работы промышленных предприятий. Но время неумолимо. Меняются политические устройства государств, социально-экономические условия, технологии производств и системы оружия, соответственно им и военные доктрины. Появились Концепция национальной безопасности России, законы "Об обороне", "О гражданской обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Все они впитали в себя новое состояние нашей страны, особенности современной международной политики и отношений государств многополярного мира. Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 - 1976 годов. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям. Гражданская оборона ХХI века будет существенно отличаться от современной. - Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность. - Во-вторых, настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, Т.к. части и соединения ГО - это ее самое организованное и боеготовое ядро. - В-третьих, ГО в ХХI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку". - В-четвертых, она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В ХХI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений. Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных городов. На наш взгляд, возможна только частичная эвакуация (отселение) населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда другие способы защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как исключительный вариант. Видимо, отпадет необходимость накапливать, хранить средства индивидуальной защиты для всего населения страны. Они потребуются в первую очередь для личного состава формирований, участвующих в спасательных и других неотложных работах, а также персоналу радиационно и химически опасных объектов и населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения). Исходя из этого придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной. Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан, значит и в финансировании ее должны участвовать все органы власти, коммерческие структуры, а не только федеральное правительство. - В-пятых, значительно повышается роль и значимость мобилизационной готовности гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться повсеместно, на территории всей страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских и материальных ресурсов. Список используемой литературы: 1. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. БЖ «Военное знание» М.2000 2. Современная война и ГО. Сборник №3 БЖ «военное знание» М.2000 3. Учебники ОБЖ 10-11кл. С.И.Смирнов, М. Асгрель. АСТ 2002г. 4. Журналы: «Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания». 5. Архивный и методические материалы УМЦ по ГО и ЧС Магаданской области.
Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|