РУБРИКИ

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций в аммиачно-компрессорном цеху ОАО "Спартак" г. Гомель

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций в аммиачно-компрессорном цеху ОАО "Спартак" г. Гомель

Начальник штаба ГО ОВС «Минскводопровод» О.Ю.Игнатьев

5.4 Разработка и утверждение в установленном порядке «Плана ликвидации аварийных ситуаций на объекте

Начальник Фрунзенского Начальник ОВС «Минскводопровод» РОЧС МЧС Республики Беларусь УП «Минскводоканал»

А.В. Шаройко А.С. Иванов

ПЛАН

ликвидации аварийных ситуаций очистной водопроводной станция (ОВС) производства “Минскводопровод” унитарного предприятия “Минскводоканал”

РАЗДЕЛ I

Оценка возможной обстановки при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

1.                Краткая характеристика объекта.

Место нахождения ОВС: Промузел “Западный”, 4-й переулок Монтажников, строение № 8; телефон 227 – 37 – 04; факс 236 – 70 – 64.

Хлорное хозяйство состоит из:

·                   склада хлора емкостью 50 т, сблокированного с хлораторной;

·                   трубы вытяжной диаметром 1500 мм к этому зданию;

·                   реконструируемой хлораторной под склад хлора емкостью 30 т;

·                   трубы вытяжной диаметром 1000 мм к этому зданию;

·                   глухой ограды двухметровой высоты, ограждающей территорию вышеперечисленны зданий;

·                   трансформаторной подстанции;

·                   навеса для порожних контейнеров;

·                   платформы с площадкой для погрузки и выгрузки контейнеров с железнодорожных составов, оборудованной козловым краном грузоподъемностью 5т;

·                   инженерных сетей, обеспечивающих эксплуатацию хлорного хозяйства.

Вокруг зданий хлорного хозяйства предусмотрены пожарные проезды. Для основного въезда, пожарного и для связи с площадкой разгрузки контейнеров в ограде имеется трое ворот. Покрытие проездов асфальтированное, их минимальная ширина 3,5 м.

Проектируемый склад хлора, сблокированный с хлораторной (в плане имеет форму прямоугольника с размерами в осях 1857 м, высота здания 8,82 м), расположен в юго-западной части площадки хозяйственно-питьевого водопровода ХПВ, рядом с существующей хлораторной.

Территория этих 2-х зданий ограждается глухой оградой высотой 2 м из железобетонных панелей. Для основного въезда, пожарного и для связи с площадкой разгрузки контейнеров в ограде запроектировано трое ворот. Покрытие проездов асфальтированное, их минимальная ширина 3,5 м. Снаружи ограда обваловывается грунтом на высоту 0,3 м для препятствия утечки хлора в случае аварии за территорию хлорного хозяйства.

За восточной стороной ограды устраивается площадка с краном и навесом для выгрузки контейнеров с железнодорожных составов.

За оградой территории с севера располагается трансформаторная подстанция для электроснабжения склада хлора и существующей хлораторной с разворотной площадкой размером 1515 м.

Хлорное хозяйство находится на территории водоочистительной станции, одном из предприятий УП “Минскводоканал”. Располагается площадка водоочистительной станции на западе города Минска, за кольцевой дорогой севернее ТЭЦ-4.

Город Минск и площадка, рассматриваемого хозяйства, расположены в центральной части республики, в районе Белорусской гряды, именуемой Минская возвышенность, на наиболее высоком ее участке. Географическое положение города определяется координатами:

500 54' – Северной широты, 270 33' – Восточной долготы.

Рельеф территории города отличается четко выраженными формами, с чередующимися возвышенностями, переходящими в небольшие долины, со значительным колебанием отметок и общим уклоном местности с северо-запада на юго-восток, определяемым общим выражением поймы реки Свислочь.

Максимальные отметки в западной и северо-западной части города 270-260 м. Минимальные отметки рельефа города территориально лежат в долине реки Свислочь и составляют в пониженных местах 190-195 м. Средняя абсолютная отметка территории хлорного хозяйства 252,50 м.

Начальником ОВС определен штатно-должностной список газоспасательной службы ОВС в состав которой входит 7 человек (командир газоспасательной службы и 6 газоспасателей).

При необходимости привлекаются взаимодействующие городские (г.Минска) силы и средства.


Таблица 1. Расчет привлекаемых сил и средств для выполнения работ при аварии на складе хлора ОВС.

п/п

Силы и

Средства

Решаемые задачи.

Время готовности

Ответственный за оповещение, доведение информации

1.

ОВС

Специализи-рованная

Группа

- 7 чел

Объектовые

Разведка, оценка обстановки, локализация очага химического заражения. Вынос пораженных.


Ч + 10 мин


Сменный инженер, зам. начальника ОВС


2.

ТЭЦ-4.

ПАСЧ-33:

- 2 ед. техни-

ки

Взаимодействующие

городские

Локализация очага химического заражения, постановка водяной завесы.

Ч + 10 мин.


Сменный инженер, начальник, зам. начальника

3.

МГУ МЧС:

- 10 ед. АБР


Локализация и ликвидация последствий аварий:

- постановка водяных завес;

-обеззараживание территории;

- тушение пожара;

-оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ч + (15 – 20) мин

Сменный инженр ОВС, деж. диспетчер ЦДС, начальник, зам. начальника ОВС.

4.

ГУВД:

- 3 ед. Патрульных машин с ГГС.

Оцепление зоны возможного химического заражения. Регулирование движения в районе выброса хлора.

Ч + (15 – 20) мин

Сменный инженер ОВС, деж. диспетчер ЦДС, начальник, зам. начальника ОВС.

5.

ЦЭМП:

- 2 бригады ск. мед. Помощи

Оказание медицинской помощи пострадавшим, доставка их в лечебные учреждения

Ч + 20. мин

Сменный инженер ОВС, деж. диспетчер ЦДС, начальник, зам. Начальника ОВС.


Перечень потенциальных опасностей на территории объекта и прилегающей к ней местности.

Процесс хранения хлора на очистной водопроводной станции не связан с химическим процессом (нет реакционных химических превращений, отсутствуют экзо- и эндотермические реакции, нет образования химических соединений, повышающих опасность ОВС).

Продукт, хранящийся на ОВС относится к токсичным. Поэтому разгерметизация оборудования может привести к образованию облака с возможностью последующего поражения людей.

К основным причинам возникновения аварийных ситуаций, в результате которых возможен выброс хлора в окружающую среду, относятся:

-                     отказ (неполадки) оборудования;

-                     ошибочные действия персонала;

-                     внешние воздействия природного и техногенного характера.

Возможными причинами возникновения аварийных ситуаций являются:

-                     внезапное прекращение подачи на участок энергосредств (электроэнергии, воздуха КИП и А);

-                     выход из строя средств контроля и сигнализации;

-                     разгерметизация аппаратов и трубопроводов.

Причинами разгерметизации емкостей могут быть:

-                     ошибки при проектировании и изготовлении;

-                     нарушение режимов эксплуатации;

-                     нарушение герметичности прокладок, сальников, фланцевых соединений оборудования и трубопроводов с хлором, находящихся под давлением.

Анализ возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера показывает, что наиболее характерная для ОВС авария – это разгерметизация контейнера с хлором. Вероятностью одновременной реализации нескольких начальных событий (разгерметизация нескольких контейнеров) пренебрегаем, так как частота такого события в силу естественных причин является крайне малой величиной порядка 10-10 случаев/год на всю территорию ОВС, а возможность диверсии мы не рассматриваем. Результаты статистического анализа Смита и Уорика с 99%-ной вероятностью дают значение частоты отказа контейнера 8,3∙10-5 отказов/год. При возникновении такой аварии максимальное количество опасного вещества составляет 1 т.

Рассмотрим различные возможности разгерметизации емкости и условия протекания аварии.

Сценарий А1

Разгерметизация контейнера происходит внутри склада. В этом случае автоматически включается аварийный вытяжной вентилятор, одновременно включается насос для перекачки нейтрализующего раствора из резервуара в верхнюю зону скруббера. Автоматически открываются затворы в камере переключений и задвижки на линиях подачи воды на водяную завесу склада. После открытия затворов в камере переключений с интервалом в 30 сек. включается насос водяной завесы. Таким образом, образовавшееся облако хлора нейтрализуется. Наиболее неблагоприятным событием является полное разрушение емкости, содержащей хлор в максимальном количестве (1т), полное испарение всей этой массы и рассеивание образовавшегося облака по объему помещения. Ситуация, при которой хлор в опасных количествах может оказаться за пределами складского помещения, является маловероятной (поскольку связана с наложением двух маловероятных событий - разрушение емкости и выход из строя системы безопасности).

Вместе с тем, возможна ситуация, когда выход хлора за пределы помещения произойдет до срабатывания аварийной системы (например, через дверные проемы складов). В этом случае облако распространится в пределах глухого ограждения. При переходе через ограждение срабатывают газоанализаторы (порог срабатывания 20 мг/м3), автоматически включаются насосы для подачи воды на водяную завесу периметра ограждения, что предотвращает дальнейшее распространение облака.

В обеих ситуациях опасности подвержен только персонал склада (2 человека).

Сценарий А2

Разгерметизация контейнера происходит на территории ОВС. В этом случае образовавшееся облако хлора может дрейфовать, нанося поражающее действие на персонал ОВС и население прилегающих территорий. Последствия аварии зависят от массы вышедшего вещества и скорости его выхода. Для оценки максимальных последствий необходимо рассматривать следующие условия ее реализации. Полное разрушение емкости, содержащей хлор в максимальном количестве (1т), на открытом пространстве (вне помещения, оборудованного средствами противоаварийной защиты), полное испарение всей этой массы и рассеивание образовавшегося облака в окружающем пространстве. Наиболее неблагоприятные для рассеивания облака метеорологические условия: класс устойчивости атмосферы – инверсия, скорость ветра – минимальная (1 м/с). Увеличение скорости ветра способствует рассеиванию облака, но вместе с тем приводит к увеличению площади заряженной территории. На густонаселенной территории это может привести к увеличению числа жертв. Следовательно, при моделировании аварии по сценарию А2 необходимо варьирование метеорологических условий.

Возможны различные модификации сценария А2, связанные с различием места и характера разгерметизации емкости, к примеру, разгерметизация выше уровня жидкости, - ниже уровня жидкости, образование трещины, образование отверстия, полное разрушение и др. Эти особенности при неизменной массе выброса приводят к существенному перераспределению составляющих токсодозы за счет первичного и вторичных облаков ОХВ, но слабо влияют на суммарную токсодозу. Характер и место разгерметизации могут существенно повлиять на суммарную токсодозу косвенным образом – за счет изменения массы выброса. Увеличение времени выброса увеличивает возможности влияния персонала на ход аварии с целью ее ликвидации. В дальнейшем масса выброса не варьируется за исключением случая, рассмотренного в сценарии А3.

Сценарий А3

В сценарии А2 рассмотрена разгерметизация заполненной емкости на открытом пространстве, что возможно в процессе разгрузки вагона и транспортировки емкостей на склад, т.е. в течение весьма ограниченного времени. На территории водоочистной станции предусмотрен навес, под которым хранится порожняя тара. В отработавших емкостях может сохраниться некоторое количество хлора в газообразном (а при нарушении технологии возможно и в жидком) состоянии под давлением насыщенных паров. В отличие от заполненных емкостей отработавшие емкости расположены в месте, не оборудованном средствами противоаварийной защиты, в течение продолжительного времени. Это приводит к возрастанию вероятности аварийной ситуации: нарушение герметичности емкости, содержащей хлор в газообразном состоянии, выброс его в открытое пространство и рассеивание по прилегающей территории.

Сценарий А4

Разгерметизация контейнера происходит на территории, ограниченной глухим ограждением, за пределами склада. В этом случае облако распространится в пределах глухого ограждения. При переходе через ограждение срабатывают газоанализаторы (порог срабатывания 20 мг/м3), автоматически включаются насосы для подачи воды на водяную завесу периметра ограждения, что предотвращает дальнейшее распространение облака. Максимальное количество людей, которое может при этом пострадать, не превышает 2 человека (персонал склада). В этом случае облако распространится в пределах глухого ограждения. При переходе через ограждение срабатывают газоанализаторы (порог срабатывания 20 мг/м3), автоматически включаются насосы для подачи воды на водяную завесу периметра ограждения, что предотвращает дальнейшее распространение облака.

Трубопроводы ОВС, находящиеся под избыточным давлением, характеризуются незначительной протяженностью (не более 10 м) и небольшими диаметрами (25 мм). Основная часть трубопроводов находится под вакуумом и не представляет опасности. В оборудовании минимизировано количество резьбовых, фланцевых и сварных соединений, чтобы предотвратить возможность потери плотности соединений и не допустить к утечке хлора. Поэтому аварии, связанные с разгерметизацией трубопроводов и арматуры в ПЛАС не рассматриваются.

По степени надежности электроснабжения склады хлора и хлораторная относятся к потребителям первой категории по ПУЭ. Поэтому аварии, связанные с внезапным прекращением подачи на участок энергосредств (электроэнергии, воздуха КИП и А), выходом из строя средств контроля и сигнализации в ПЛАС не рассматриваются.

Ошибочные действия производственного персонала возможны при:

-                     экстремальных ситуациях;

-                     нарушении правил и норм техники безопасности;

-                     принятии неправильных решений при ведении технологического процесса, при остановке или пуске в работу оборудования.

К внешним воздействиям природно-техногенного характера относятся:

-                     разряды статического электричества;

-                     грозовые разряды, в результате которых может произойти взрыв или пожар на участке;

-                     смерч, ураган, сопровождающийся повреждением оборудования и коммуникаций;

-                     диверсии.

Учитывая, что территория ОВС охраняется, в данном ПЛАС аварийные ситуации от диверсий не рассматриваются.

Радиационные аварии.

На атомных электростанциях, расположенных относительно г.Минска:

- с севера - Игналинская в 156 км;

- с востока - Смоленская в 290 км;

- с юго-востока Чернобыльская в 320 км;

- с юго-запада Ровенская в 300 км.

При аварии на одной из выше перечисленных атомных электростанциях могут загрязнить территорию Беларуси и облучить население.

Для защиты рабочих, служащих необходимо принять следующие меры защиты:

- произвести оповещение;

- ограничить пребывание людей на открытой местности;

- привести в готовность защитное сооружение;

- осуществить герметизацию жилых и служебных помещений;

- провести йодную профилактику рабочих и служащих завода.

Раздел II

Порядок приведения в готовность органов управления и сил ГСЧС при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Органы управления и силы, входящие в районное звено городской подсистемы по предупреждению и ликвидации ЧС.

Во Фрунзенское районное звено территориальной подсистемы г.Минска по предупреждению и ликвидации ЧС от станции (ОВС) производства “Минскводопровод” входят:

- органы управления - комиссия по чрезвычайным ситуациям, штаб гражданской обороны, служба оповещения;

-                     силы и средства:

-                     специализированная группа повышенной готовности;

-                     пост радиационного и химического наблюдения;

-                     звено разведки;

-                     газоспасательная служба ОВС в составе 7 человек (командир газоспасательной службы и 6 газоспасателей);

-                     группа убежищ и укрытий;

-                     аварийно-техническое звено;

-                     медицинская группа.

которые контролируют состояние окружающей среды, концентрацию паров хлора в зоне заражения, ведут постоянное визуальное наблюдение за движением зараженного облака. и производят другие действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются силы и средства Первомайского районного звена территориальной подсистемы г.Минска по предупреждению и ликвидации ЧС:

- Фрунзенского РОЧС;

- РУВД Фрунзенского района;

- группа обеззараживания Минскзеленстроя ФРЭО;

- бригада скорой помощи поликлиники № 29;

-сводная спасательная команда от стройтреста № 3.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением начальника ОВС, по представлению КЧС завода, в пределах конкретной территории объекта устанавливается один из следующих режимов функционирования объектового звена ГСЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

чрезвычайный режим - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

В режиме повседневной деятельности.

В целях снижения последствий ЧС различного характера на ОВС «Минскводоканал» организуется:

- совершенствование и поддержание в исправном состоянии системы оповещения и связи.

- поддержание в исправном состоянии защитных сооружений.

- подготовка расчетов по возможной эвакуации работников (членов их семей), материальных ценностей, продовольствия.

- поддержание в постоянной готовности формирований объекта.

- создание резерва материальных средств для ликвидации последствий.

- подготовка работников объекта к действиям в различныхаварийных ситуациях и при стихийных бедствиях.

-                     охрана завода.

Предупреждение аварийных ситуаций и проводимые мероприятия:

- руководители структурных подразделений ОВС составляют годовой план мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на своем участке и представляют их начальнику штаба ГО, для составления годового плана по предупреждению аварийных;

- контроль состояния окружающей среды осуществляет ПРХН, наблюдение за обстановкой на заводе осуществляет начальник штаба ГО, инспектор по пожарной профилактике, инженер по охране труда и ТБ, главный энергетик и главный механик.

В режиме повышенной готовности.

С получением сигнала (предупреждения) об угрозе возникновения ЧС начальник ГО завода вводит режим повышенной готовности. Организуется выполнение мероприятий согласно календарному плану, при этом:

- собирается КЧС завода;

- оповещается руководящий состав, рабочие и служащие об угрозе возникновения ЧС;

- дежурного по станции включает сирену С-40 на 25-30 сек;

- дежурный включает усилитель громкоговорящей связи и передает речевую информацию;

- при необходимости приводится в готовность оперативная группа повышенной готовности;

- уточняются планы ликвидации аварийных ситуаций;

- усиливается группа оповещения и приводится в готовность звено связи;

- усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выставляется ПРХН;

- осуществляется прогнозирование возможной чрезвычайной ситуации и ее масштабы;

осуществляются мероприятия по защите и обеспечению устойчивости работы объекта;

- приводятся в готовность все имеющиеся силы и средства.

В чрезвычайном режиме функционирования.

С получением информации (доклада) о возникновении ЧС начальник ГО завода вводит чрезвычайный режим функционирования. Организуется выполнение мероприятий согласно календарному плану, при этом:

производится оповещение руководящего и командно-начальствующего состава, рабочих и служащих завода о возникновении ЧС;

- дежурный по заводу уточняет метеообстановку, скорость и направление ветра, какие предприятия, жилые дома, попадают в зону заражения;

- дежурный по заводу включает сирену С-40 на 25-30 сек.;

- дежурный по заводу включает усилитель громкоговорящей связи, объявляет об аварии и направлении эвакуации рабочих и служащих завода;

- объявляется сбор руководящего состава завода, до которого доводится обстановка, ставятся задачи на выполнение мероприятий по снижению воздействия аварии или стихийного бедствия;

- силами ПРХН, звена разведки производится разведка возникшей обстановки с определением границы зоны заражения, направление движения зараженного облака;

- осуществляется контроль концентрации хлора в облаке;

- ведется постоянное визуальное наблюдением за движением зараженного облака;

- данные разведки постоянно докладывается руководству завода, председателю комиссии по ЧС и через дежурного по связи в штаб ГСЧС (ГО) г.Минска, председателю комиссии по ЧС Фрунзенского района;

- по сигналу «Газы-хлор» специализированная группа повышенной готовности переводит средства защиты в боевое положение и приступает к локализации и ликвидации аварии.

Спасательное звено группы осматривает все помещения, производит поиск пострадавших, их вынос на развернутый медицинский пункт для оказания доврачебной помощи.

Аварийно-техническое звено, используя комплект запчастей устраняет саму неисправность, при необходимости, используя свой запас материальных ресурсов.

Звено связи осуществляет непрерывную связь с руководством завода и комиссией по чрезвычайным ситуациям завода.

Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для защиты рабочих, служащих и ИТР ОВС «Минскводоканал» привлекаются:

-                     специализированная группа повышенной готовности;

-                     пост радиационного и химического наблюдения;

-                     звено разведки;

-                     газоспасательная служба ОВС в составе 7 человек (командир газоспасательной службы и 6 газоспасателей);

-                     группа убежищ и укрытий;

-                     аварийно-техническое звено;

-                     медицинская группа.

Люди, привлекаемые для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС, обеспечиваются питанием решением начальника станции.

Обеспечение людей при ЧС имуществом, подменной одеждой, обувью, горюче-смазочными материалами с материальных складов производится на основании решения начальника станции.

Управление проводимыми мероприятиями и действиями в ЧС .

Руководство по проведению аварийно-спасательными и другими неотложными работами осуществляют:

- при чрезвычайной ситуации, возникшей на территории завода: общее - начальник ГО завода, заводская комиссия по ЧС, штаб ГО;

- при ЧС, возникшей за пределами объекта: общее - комиссия по ЧС Фрунзенского района, непосредственное на объекте - начальник ГО завода;

Оповещение работников завода осуществляется согласно схеме оповещения через:

В рабочее время через дежурного ПСО (пост№1)

В нерабочее время через дежурного ПСО (пост№2), дежурного водителя Малаховского В.Г.

Управление проведением мероприятии на заводе по защите рабочих, служащих и ИТР осуществляется из объектового пункта управления, размещенного в приемной начальника станции .

Для связи используется телефонная сеть, внутренняя телефонная сеть завода.


5.5           Организация обучения руководящего состава и специалистов объекта по выработке навыков управления силами и средствами для ликвидации ЧС

Обучение, инструктаж и проверка знаний персонала Очистной водопроводной станции, являющейся структурной единицей УП “Минскводоканал”, проводятся согласно “Положения об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь”, утвержденного 02 декабря 1999 года.

Профессиональное обучение и повышение квалификации рабочих проводится в соответствии с “Типовым положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих”, утвержденным совместным приказом и постановлением Министерства образования и науки Республики Беларусь и Министерства труда республики Беларусь от 02 июня 1995 года 3 201/51.

Обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов по охране труда осуществляется при всех видах обучения в соответствии с Положением о беспрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 января 1995 года № 20.

Обучение персонала ОВС, в том числе хлорного хозяйства, по охране труда осуществляется при профессиональной подготовке, переподготовке, стажировке (производственном обучении) на рабочем месте, на курсах повышения квалификации, а также на специальных курсах.

Обучение персонала безопасным методам работы проводится независимо от характера, сложности и степени опасности производства, а также от стажа работы, образования и квалификации работников.

Хлораторщики проходят обучение на Республиканском учебном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров “Минжилкомхоз”, по окончании которого получают соответствующее удостоверение на право эксплуатации оборудования хлорного хозяйства.

Подготовка других должностных лиц ОВС проводится на республиканском и городском учебно-методическом центре МЧС РБ, учебном центре по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Производственное обучение по профессиям, видам работ с повышенной опасностью предусматривается в учебных программах не менее 12 смен, а для других профессий и видов работ - не менее 4 смен, в зависимости от стажа, опыта, характера работ и квалификации рабочего.

Рабочие, не прошедшие проверку знаний, к самостоятельной работе не допускаются

Лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям).

Работники, включенные в резерв для исполнения обязанностей временно отсутствующих работников, проходят обучение в объеме требований по замещаемым должностям и проверку знаний по охране труда на допуск к работе в этой должности.

Проведение обучения работников по вопросам охраны труда возлагается на заместителя начальника ОВС.

Контроль за своевременностью и качеством обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда осуществляет зам. начальника производства “Минскводопровод”.

Ответственность за организацию и проведение обучения, инструктажей и проверку знаний по вопросам охраны труда возлагается на зам. начальника производства “Минскводопровод”.

Инструктажи по охране труда проводятся всем поступающим на работу рабочим с целью ознакомления их с общими требованиями и нормами безопасности, основными положениями трудового законодательства, правилами внутреннего трудового распорядка, нормами поведения на территории ОВС, характеристиками основных опасностей и вредных производственных факторов.

Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, ознакамливается вышестоящим должностным лицом с должностными обязанностями и организацией работы по охране труда, состоянием охраны труда и мерами по обеспечении безопасности труда на вверенном ему объекте. участке.

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда подразделяются на:

- вводный;

- первичный на рабочем месте;

- повторный;

- внеплановый;

- целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводят:

- со всеми работниками, которые впервые приняты на постоянную или временную работу, независимо от их образования, трудового стажа или стажа работы по этой профессии, должности;

- с работниками, которые находятся в командировке и принимающими непосредственное участие в производственном процессе;

- учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику.

Вводный инструктаж не проводится для лиц, посещающих предприятие в сопровождении его работников.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда УП “Минскводоканал”.

Запись о проведении вводного инструктажа фиксируется в Журнале регистрации вводного инструктажа, а также в документе о приеме на работу. Журнал регистрации вводного инструктажа после окончания хранится 5 лет у инженера по охране труда, а затем передается в архив УП “Минскводоканал”.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

- со всеми работниками, принятыми на работу;

- работниками, переведенными из одного подразделения в другое;

- с работниками, выполняющими новую для них работу, временными работниками;

- со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории ОВС;

- с командированными, которые непосредственно принимают участие в производственном процессе (выполняемых работах);

- со студентами, учащимися, прибывшими на производственную практику.

Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте проходят в течении 2 - 14 смен ( в зависимости от характера работы, квалификации рабочего) стажировку под руководством работника, назначенного приказом нанимателя.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж допускается проводить с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе и инструкции по охране труда, которые учитывают особенности производства (выполняемых работ) и требования нормативных правовых актов (документов) по охране труда или по инструкциям данного рабочего места.

Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в 3 месяца.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте или в объеме инструкций на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводят при:

- введении в действие новых или переработанных нормативных актов (документов) по охране труда или внесении изменений и дополнений к ним;

- изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;

- нарушении рабочим нормативных правовых актов (документов) по охране труда, которые могли привести к травмированию, аварии или отравлению;

- требовании государственных органов надзора и контроля при нарушении работниками действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

- перерывах в работах - для, работ по профессиям, к которым предъявляются повышенные требования более чем 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 календарных дней;

- при поступлении информационных материалов об авариях и несчастных случаях, происшедших на аналогичных предприятиях.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызванных необходимостью его проведения, а также с учетом уровня исполнения требуемых правил безопасности на рабочих местах.

При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.

Целевой инструктаж проводится при:

- выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;

- ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т.п.;

- проведении экскурсии на предприятии и т.п.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде-допуске.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственно руководитель работ.

Инструктажи на рабочем месте завершаются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков проведения безопасных способов работ.

Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажей и стажировки фиксируется в Журнале регистрации инструктажа установленной формы лицом, проводящим инструктаж, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Работники допускаются к самостоятельной работе только после прохождения ими предусмотренных инструктажей по безопасному ведению работ, стажировки и проверки знаний.

Рабочие, имеющие перерыв в работе по специальности более трех лет, а при работах, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности труда - более одного года, должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда до начала самостоятельной работы.

Рабочие, связанные с выполнением работ с повышенной опасностью, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом.

Рабочему, имеющему право на выполнение работ с повышенной опасностью, выдается соответствующее удостоверение по охране труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих осуществляется комиссией, назначенной приказом начальника производства “Минскводопровод”.

В состав комиссии включаются: зам. начальника производства, специалисты, профсоюзные работники.

Рабочие, не прошедшие проверку знаний, к самостоятельной работе не допускаются.

При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторная проверка знаний назначается не позднее двух недель и к самостоятельной работе по данной специальности на этот период он не допускается.

рабочий, показавший неудовлетворительные результаты после повторной проверки знаний, к работе по данной специальности не допускается. Вопрос о его дальнейшем использовании решается нанимателем в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.

Руководители и специалисты, принятые нанимателем на работу, проходят вводный инструктаж.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность и периодически не реже одного раза в три года руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда.

Перед проверкой знаний руководителей и специалистов организуются курсы или семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда.

Для проверки знаний руководителей и специалистов при производстве “Минскводопровод” создана постоянно действующая комиссия, которая ежегодно проверку профессиональных знаний и практических навыков руководителей, специалистов и рабочих.

В состав комиссии входят главные специалисты производства, возглавляет ее зам. начальника производства “Минскводопровод”.

Члены комиссии, руководители предприятия проходят проверку знаний в комиссии УП “Минскводоканал”.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем комиссии.

Проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным правовым актам (документам) по охране труда, обеспечение и соблюдение требований, которых входит в их служебные обязанности.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов утвержден приказом № 31 от 15.02.2002 г. УП “Минскводоканал”.

Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдается удостоверение. Удостоверение действительно на всей территории Республики Беларусь.

Руководители и специалисты не прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний. Лица, не прошедшие проверку знаний, к самостоятельной работе не допускаются.

Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда во второй раз, решается нанимателем в соответствии с нормами трудового законодательства.

В период между очередными проверками знаний проводятся целевые мероприятия (лекции, тематические курсы и т.п.) по повышению уровня знаний руководителей и специалистов по актуальным вопросам охраны труда с участием представителей государственных органов надзора и контроля.

Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по охране труда проводится:

- при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов (документов) по охране труда;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрения новых технологических процессов;

- при переводе руководителя (специалиста) на другое место работы или назначении его на другую должность, которая требует дополнительных знаний по охране труда;

- по требованию государственных органов надзора и контроля по охране труда при выявлении нарушений действующих нормативных правовых актов (документов) по охране труда.


5.6           Создание и поддержание в готовности локальной системы оповещения персонала производственного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций


Для оповещения производственного персонала ОВС и объектов промышленного узла “Западный” создана локальная система оповещения на базе аппаратуры П-164 (Основание – решение комиссии по чрезвычайным ситуациям г. Минска, протокол № 11 п. 11.2 от 26.10.1999 г. Акт приемки в эксплуатацию аппаратуры оповещения П-164 от 13.09.200 г. Утвержден заместителем председателя Мингорисполкома).

Аппаратура П-164 смонтирована на базе узла связи ТЭЦ-4 УП “Минскэнерго” и ОВС УП “Минскводоканал” и включает в себя блоки управления, передачи и приема необходимых сигналов.

Автоматизированная аппаратура позволяет в кратчайшие сроки произвести оповещение обслуживающего персонала ОВС и объектов промузла “западный” о возникновении аварии на ОВС УП “Минскводоканал” (включение электросирен, передача информации о чрезвычайной ситуации по громкоговорящей связи и по телефонам АТС, включенным в стойку циркулярного вызова (СЦВ)).

На ОВС для оповещения работников станции о чрезвычайных ситуациях используется телефонная связь, громкоговорящая связь и электросирена С-40. Сирена находится на здании лабораторного корпуса. Микрофоны громкоговорящей связи и тумблер включения сирены находятся у сменного дежурного инженера ОВС.

Техническая проверка работоспособности аппаратуры оповещения проводится периодически по согласованию с Минским городским управлением МЧС Республики Беларусь. Ответственным за эксплуатацию аппаратуры, ее техническое обслуживание назначен инженер 1-ой категории по управлению и обслуживанию систем автоматики электромеханического участка ОВС.

Схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Информация о возникновении аварии до объектов промышленного узла “Западный” доводится сменным инженером ОВС с помощью аппаратуры П-164.

До местных органов власти и населения города Минска информация об аварии доводится сменным инженером ОВС через оперативного дежурного Минского городского управления МЧС Республик Беларусь по прямой телефонной связи.

Информация о возникновении чрезвычайной ситуации и возможном химическом заражении для населения г. Минска передается оперативным дежурным Минского городского управления МЧС Республик Беларусь через городскую радиотрансляционную сеть.

Схема организации оповещения промышленного узла "Западный" при аварии на ОВС

ОД ПУ МГУ МЧС

 
 


ОВС

 
прямая

тел. связь

 















Требования к передаваемой при оповещении информации.

Сообщение об аварии должно содержать:

1. Должность, фамилия, имя, отчество лица, сообщающего информацию.

2. Указание факта происшествия (аварии, пожара и т.п.). Краткие сведения о нем.

3. Подтверждение лица, принявшего сообщение, о правильности приема информации от сменного инженера ОВС.

5.7           Мероприятия по защите персонала производственного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

 

Характеристика мероприятий по созданию на производственном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на ОВС создана нештатная специализированная группа – 7 человек, из лиц обслуживающего персонала, которые наряду с выполнением своих функциональных обязанностей выполняют функции газоспасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Группа оснащена средствами защиты органов дыхания (промышленные противогазы марки В) и средствами защиты кожи (Л-1).

В соответствии с Планом основных мероприятий по гражданской обороне утвержденным генеральным директором УП “Минскводоканал” с личным составом нештатной специализированной группы проводятся ежеквартальные противоаварийные тренировки. На занятиях и учениях отрабатываются вопросы по приведению их в готовность, по действиям при возникновении возможных чрезвычайных ситуаций, оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Характеристика мероприятий по защите персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ответственным руководителем по ликвидации аварии на хлораторной ОВС является заместитель начальника ОВС.

Все люди, не связанные непосредственно с ликвидацией аварии, выводятся с территории станции в безопасное место. Пострадавших из зоны аварии выводят или выносят в безопасное место силами специализированной группы, оказывается доврачебная помощь.

Для защиты обслуживающего персонала на ОВС создан запас средств индивидуальной защиты органов дыхания. Аварийные средства защиты хранятся в шкафах.

Для защиты органов дыхания и кожи применяются гражданские фильтрующие противогазы, промышленные противогазы марки “В”, изолирующие противогазы, костюмы Л-1.

Порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае локального характера чрезвычайной ситуации для ее ликвидации привлекается обслуживающий персонал ОВС и средства в порядке, предусмотренным Планом ликвидации чрезвычайных ситуаций ОВС.

В случае аварии выходящей за пределы ОВС ответственным руководителем работ по ликвидации аварии является начальник ОВС. До прибытия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии спасением людей и ликвидацией аварии непосредственно руководит зам. начальника ОВС.

Руководитель работ обязан:

- принять меры по оповещению о чрезвычайной ситуации согласно существующей схеме;

- оценить обстановку, уточнить, спрогнозировать развитие чрезвычайной ситуации;

- принять меры по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации силами обслуживающего персонала и специализированной группы;

- принять меры по оцеплению места аварии силами охраны;

- принять меры по выводу из опасной зоны людей не участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- выявить количество пострадавших;

- принять меры по спасению людей;

- руководить действиями персонала, специализированной группы, обеспечить их взаимодействие с дежурными силами и средствами МГУ МЧС;

- информировать органы повседневного и управления МЧС о ходе работ по локализации чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий;

- при необходимости через представителей КЧС УП "Минскводоканал" запросит дополнительные силы и средства.

В соответствии с инструкцией о взаимодействии МГУ МЧС и УП “Минскводоканал” утвержденной Председателем городской комиссии по чрезвычайным ситуациям 21.03.2001 г. и приказом начальника МГУ МЧС №90 от 28.12.2001 г. для локализации и ликвидации последствий возможных аварий на ОВС, выделяется до 12 ед. автомобилей быстрого реагирования и аварийно-спасательных автомобилей.

В зависимости от складывающейся обстановки сменный инженер ОВС через центр оперативного управления МГУ МЧС прямой тел. связи или по тел. 9-01 может запросить необходимое количество:

- милицейских автомобилей с громкоговорителями - для оцепления очага химического поражения;

- машин скорой помощи – для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.


5.8 Информирование местных исполнительных и распорядительных органов, населения о прогнозируемых и возникших на производственном объекте чрезвычайных ситуаций

 

Порядок информирования населения, местных исполнительных и распорядительных органов на территории которых расположен объект о прогнозируемых и возникших на нем чрезвычайных ситуациях.

В настоящей работе отражен характер и масштабы последствий возможных ЧС на ОВС.

В случае возникновения на ОВС чрезвычайной ситуации информирование администрации города осуществляется через оперативного дежурного МГУ МЧС по прямой телефонной связи. Информирование населения о возникших чрезвычайных ситуациях осуществляется Минским городским управлением МЧС и администрацией города по городской радиотрансляционной сети.

Администрацией УП "Минскводоканал" назначается должностное лицо, ответственное за информирование и за связь с общественностью.

Наряду с "Декларацией безопасности" составляется "Информационный лист", в котором кратко изложены основные разделы "Декларации безопасности" и представлена краткая информация о предприятии, изложенная в доступной для общественности форме.

"Информационный лист" представляется по запросам общественности или населения. В случае недостаточности информации, представленной в нем, лицо, ответственное за информирование, дополнительно по требованию общественных организаций или населения, представляет соответствующую информацию о предприятии в объеме "Декларации безопасности".


6. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на территории объекта

6.2           Прогнозирование и оценка последствий аварий, связанных с выбросом хлора

Прогнозирование и оценка последствий аварий, связанных с выбросом хлора

на ОВС «Минскводопровод» выполнена в соответствии с требованиями РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте».

Методика дает возможность заблаговременного и оперативного прогнозирования масштабов заражения на случай выбросов сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) в окружающую среду при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте.

Исходные данные для прогнозирования масштабов заражения СДЯВ:

общее количество СДЯВ на объекте- 80 т. Из них 50т. –склад хлора (50 контейнеров по 1 т.), 30т.- реконструируемая хлораторная под склад хлора;

количество СДЯВ, выброшенных в атмосферу – 1 т.;

характер разлива на подстилающей поверхности - в приямок;

высота приямка складских емкостей- 1.5 м., размеры 14х9 м.;

метеорологические условия - инверсия, скорость ветра 1 м/с, t=20 С0.

Принятые допущения

Емкость (контейнер), содержащий СДЯВ, при аварии разрушается полностью.

Толщина слоя жидкости для СДЯВ (h), разлившихся в поддон или обваловку, определяется при разливах из емкостей, расположенных группой, имеющих общий поддон (обваловку), следующим образом:

=1/126х1.553= 0.0051м.


где: Qo - количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества, т;

d - плотность СДЯВ, т/м3;

F - реальная площадь разлива в поддон (обвалование), м2;

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГЛУБИНЫ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ СДЯВ

Определение количественных характеристик выброса СДЯВ

Количественные характеристики выброса СДЯВ для расчета масштабов заражения определяются по их эквивалентным значениям.

Определение эквивалентного количества вещества в первичном облаке

Эквивалентное количество вещества по первичному облаку (в тоннах) определяется по формуле:


=0.18х1х1х1х1=0.18 т.


где K1 - коэффициент, зависящий от условий хранения;

K3 - коэффициент, равный отношению пороговой токсодозы хлора к пороговой токсодозе другого СДЯВ;

K5- коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха: принимается равным для инверсии - 1, для изотермии - 0,23, для конвекция - 0,08;

K7 - коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха;

Q0 - количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества, т.

Определение эквивалентного количества вещества во вторичном облаке

Эквивалентное количество вещества во вторичном облаке рассчитывается по формуле:

=(1-0.18)х 0.052х1х 1х0.219х1х (1/0.0051х 1.553) = 1.174 т.


где: K2 - коэффициент, зависящий от физико-химических свойств СДЯВ;

K4 - коэффициент, учитывающий скорость ветра;

d - плотность СДЯВ, т/м3;

h - толщина слоя СДЯВ, м.

K6 - коэффициент, зависящий от времени, прошедшего после начала аварии N;

значение коэффициента K6 определяется после расчета продолжительности испарения вещества Т (ч):


= 0.0051х1.553/0.052х1х1=0.15ч.=8.9 мин.


где: h - толщина слоя CДЯB, м;

d - удельный вес CДЯB, т/м3;

К2, К4, К7 - коэффициенты.

K6 = N0,8 при N<T; K6 = T0,8 при N³T , при Т<1 ч K6 принимается для 1 ч;

т.е. в нашем случае:

K6 = T0,8 = 0.150,8 =0.219

Расчет глубины зоны заражения при аварии на химически опасном объекте

Полная глубина зоны заражения Г (км), обусловленная воздействием первичного и вторичного облака СДЯВ, определяется: Г=Г'+0,5Г", где Г' - наибольший, Г" - наименьший из размеров Г1 и Г2. Полученное значение сравнивается с предельно возможным значением глубины переноса воздушных масс ГП, определяемым по формуле:


ГП = Nv=1х5=5км.


где: N - время от начала аварии, ч;

v - скорость переноса переднего фронта зараженного воздуха при данных скорости ветра и степени вертикальной устойчивости воздуха, км/ч

Методом интерполирования находим значение Г1 :

Г1 =1.25+(3.16-1.25/0.5-0.1)х(0.18-0.1)=1.632 км.

Методом интерполирования находим значение Г2 :

Г2=4.75+(9.18-4.75/3-1)х(1.174х1)=7.35 км.

Полная глубина зоны заражения Г=Г'+0,5Г", где Г' - наибольший, Г" - наименьший из размеров Г1 и Г2 :

Г=Г'+0,5Г"= 7.35х(0.5х1.632)=5.998 км.

За окончательную расчетную глубину зоны заражения принимается меньшее из двух сравниваемых между собой значений, т.е

Г= 5 км.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОШАДИ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ

Площадь зоны возможного заражения первичным (вторичным) облаком СДЯВ определяется по формуле:

Sв = 8,72×10-3Г2j=8.72х10-3 х52 х180 =39.24 км2.


где: Sв - площадь зоны возможного заражения СДЯВ, км2.;

Г - глубина зоны заражения, км;

j - угловые размеры зоны возможного заражения, град.

Площадь зоны фактического заражения первичным (вторичным) облаком СДЯВ определяется по формуле:

Sф = К8 Г2 N0.2=0.08х52 х1=2.025 км2

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПОДХОДА ЗАРАЖЕННОГО ВОЗДУХА К ОБЪЕКТУ (ЖИЛОЙ КВАРТАЛ «МАЛИНОВКА-8»)

Время подхода облака СДЯВ к заданному объекту зависит от скорости переноса облака воздушным потоком и определяется по формуле:


= 1.2/5=0.24 ч.=14.4 мин.

где х - расстояние от источника заражения до заданного объекта, км;

n - скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха, км/ч.

5. ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ ЗОНЫ ЗАРАЖЕНИЯ НА КАРТУ И СХЕМЫ

Зона возможного заражения облаком СДЯВ на картах (схемах) ограничена окружностью, полуокружностью или сектором, имеющим угловые размеры j и радиус, равный глубине заражения Г. Центр окружности, полуокружности или сектора совпадает с источником заражения.

1. При скорости ветра по прогнозу меньше 0,5 м/с зона заражения имеет вид окружности



Точка «О» соответствует источнику заражения; угол j = 360°; радиус окружности равен Г.

2. При скорости ветра по прогнозу 0,6-1 м/с зона заражения имеет вид полуокружности.



Точка «О» соответствует источнику заражения; угол j = 180°; радиус полуокружности равен Г; биссектриса угла совпадает с осью следа облака и ориентирована по направлению ветра.

3. При скорости ветра по прогнозу больше 1 м/с зона заражения имеет вид сектора

 






Точка «О» соответствует источнику заражения;

j = 90° при u = 1,1 …2 м/с;

j = 45° при u > 2 м/с;

радиус сектора равен Г; биссектриса угла совпадает с осью следа облака и ориентирована по направлению ветра.

Т.к. в нашем случае метеорологические условия - инверсия, скорость ветра 1 м/с, t=20 С0, то зона заражения будет иметь вид полуокружности с центром, соответствующем источнику заражения, углом j = 180°, радиусом полуокружности равном Г=5 км. и биссектрисой угла, совпадающей с осью следа облака и ориентированной по направлению ветра.

7. Оценка производственных возможностей объекта

7.1 Сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций


п/п

Наименование инструментов, оборудования, материалов и средств защиты

Количество

Основные

характеристики

1

2

3

4

1.

Противогазы марки “В” (коробка желтого цвета)

15 шт.

Защита от хлора. Используется при содержании в воздухе кислорода более 16%, при содержании хлора менее 1%.

2.

Изолирующие противогазы ИП-4М

12 шт.

Время защиты при нагрузке - 40 мин. Интервал температур – 40 - + 50 град. С

3.

Костюм Л – 1

11 компл.

Защита кожи.

4.

Носилки санитарные

1 шт.

Переноска пораженных.

5.

Сумки санитарные

2 шт.

Набор медикаментов, инструментов для оказания первой медицинской помощи.

6.

Бульдозер

1 ед.

Выполнение земляных работ.

7.

Автокран

1 ед.

Выполнение г/п работ.

8.

Грузовые автомобили

1 ед.

Выполнение транспортных работ.

9.

Газосварочный аппарат

1 шт.

Выполнение сварочных работ.

10.

10% р-р гипосульфита натрия.

20 тыс.л

Для нейтрализации хлора

11.

Гипосульфит натрия кристаллический

0,5 т

Для нейтрализации хлора

12.

Аптечки первой доврачебной помощи

1 шт.

Для оказания первой доврачебной помощи.


7.2 Порядок оказания до врачебной помощи пострадавшим


Доврачебная помощь пострадавшим при чрезвычайной ситуации с утечкой хлора оказывается силами личного состава нештатной специализированной группы ОВС в соответствии с инструкцией "О порядке действий должностных лиц ОВС при утечке хлора", которая включает порядок оказания до врачебной помощи пострадавшим.

Доставка пострадавших в городские медицинские учреждения осуществляется автомобилями скорой медицинской помощи.


Литература

- Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1998 г. №1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001г. №495 « О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- СНиП 2.04-02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения”;

- Правила безопасности для производств, хранения и транспортировки хлора ПБХ-83 (с дополн. Пост. ГГТН от 24.09.86 г. № 29);

- Правила техники безопасности при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест (Разработан МЖКХ РСФСР, 1979 г.);

- Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда (Постановление №82 от 14.06.1994 г. Госкомтруд Республики Беларусь);

- Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний. (Утв. Министерством труда РБ №62 от 29.08.1996 г.);

- типовая инструкция по организации безопасности проведения газоопасных работ (Утв. Госпроматомнадзором от 20.02.1994 г.);

- Правила пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики беларусь (Утв. ГУПО МВД от 31.07. 1992 г., утв. Госпроматомнадзором РБ от 28.07.1992 г.);

- Правила технической безопасности электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (Утв. ГГЭН от 21.12.1984 г.);

- Правила устройства электроустановок ПУЭ (утв. ГТУ по эксплуатации энергосистем МэиЭ, 1987 г.);

- Методические рекомендации по применению правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (Приказ № 16 от 15.02. 2002 г. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС Республики Беларусь).

- РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте».


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.