РУБРИКИ

Стратегическое планирование природопользования в РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Стратегическое планирование природопользования в РФ

Стратегическое планирование природопользования в РФ





Реферат:  «Стратегическое планирование природопользования в РФ»




Содержание


Введение

1.                        Взаимодействие человека с природой

2.                        Природопользование

3.                        Состояние экологии в результате экономической деятельности

4.                        Мониторинг системы стратегического планирования

5.                        Пути решения проблемы природопользования

6.                        Заключение

Список использованной литературы

Введение


Стоимостная оценка объемов услуг, предоставляемых населению в качестве государственных минимальных социальных стандартов, соответствует стоимости затрат на содержание учреждений социальной сферы, оказывающих бесплатные или льготные услуги населению за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных социальных фондов. В состав системы государственных минимальных стандартов включаются минимальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.

Стратегическое планирование отраслей социальной сферы определяет ее развитие, так как определяет качество жизни, к интегральным показателям которого относятся: индекс развития человеческого потенциала, индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. За период рыночных реформ этот индекс снизился с 0,71 - в 1980 г. до 0,47 - в 1997 г., а к 2005 г. по прогнозам составит - 0,38.

Индикатором качества жизни является человеческий капитал на душу населения, отражающий уровень затрат государства и граждан на отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможность сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики.

Для того чтобы обеспечить свое существование, человек вынужден вступать во взаимодействие с природой. Поэтому природа является для человека и местом обитания, и источником удовлетворения культурных, эстетических, рекреационных запросов.

Взаимодействие человека с природой


С развитием производительных сил общества взаимодействие человека с природой приобретало все более интенсивный характер. В условиях современной НТР производительные силы общества неизмеримо выросли, в результате чего хозяйственная деятельность человека по своему масштабу и значению сделалась сравнимой с процессами самой природы.

В связи с этими обстоятельствами изучение многообразного влияния НТР на окружающую природную среду (биосферу) является одной из важнейших проблем современности. Фундаментальные исследования по дальнейшей разработке проблем рационального использования ресурсов биосферы, охраны и улучшения окружающей среды, получили название экологии. Наиболее актуальными экологическими проблемами в условиях современной НТР являются:

а) загрязнение Мирового океана. По оценкам специалистов, общая площадь нефтяного загрязнения составляет сейчас примерно 20% площади океана. Нефтяное загрязнение таких размеров может послужить причиной существенного нарушения между атмосферой и гидросферой. Это может вызвать понижение температуры воздуха Земли;

б) тепловое загрязнение. Современное производство для своего осуществления требует ежегодно сжигания топлива в количестве, которое высвобождает 34·1015 Ккал тепла. Это тепло рассеивается в пространстве и тем самым вызывает изменения температурного режима окружающей человека среды и динамики происходящих в ней процессов. По имеющимся расчетам, при ежегодном росте производства энергии на 6%, в середине XXI в. начнется повышение средней планетарной температуры, что может создать большие трудности для хозяйственной деятельности. Таким образом, неконтролируемый рост производства тепла будет способствовать появлению своеобразного теплового барьера на пути развития производства;

в) быстро нарастающее пылевое загрязнение атмосферы. Только за последние 10 лет в атмосфере Земли накопилось около 20 млн. т пылевых частиц, 600 тыс. т меди, 4,5 млн. т свинца, 3 млн. т цинка;

г) накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса усиливает тенденцию в сторону повышения температуры атмосферы Земли.


Природопользование


Можно выделить ряд наиболее важных направлений и видов природопользования:

I. Потребление ресурсов:

а) добыча ресурсов (в том числе выявление, изучение, подготовка, непосредственное извлечение);

б) пользование ресурсами (без непосредственного извлечения из природной среды);

в) использование элементов среды как “вместилища” отходов производства и потребления.

II. Конструктивное преобразование:

а) комплексные программы преобразований природной среды;

б) улучшение отдельных свойств ресурсов среды (мелиорация, обогащение);

в) защита от стихийных явлений;

г) ликвидация последствий хозяйственной деятельности.

III. Воспроизводство природных ресурсов:

а) непосредственное воспроизводство возобновляемых ресурсов (создание искусственных биогеоценозов, лесоразведение, опреснение морских вод);

б) создание условий для воспроизводства ресурсов (например, защита лесов);

в) восстановление (рекультивация ландшафтов, очистка рек).

IV. Охрана среды обитания и природных ресурсов:

а) предотвращение негативных воздействий производства и потребления;

б) собственно охрана (консервация) ландшафтов;

в) сохранение генетического разнообразия биосферы.

V. Управление и мониторинг:

а) инвентаризация, учет и контроль;

б) регулирование состояния ресурсов и природной среды;

в) управление процессами природопользования.

Оптимальное взаимодействие общества с окружающей средой становится возможным на основе реализации принципов рационального природопользования. К ним относятся:

1. Учет количественного и географического распространения природных ресурсов, изучение закономерностей их развития и воспроизводства.

2. Установление рациональной очередности объемов и методов вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот.

3. Обеспечение комплексного и экономного использования ресурсов природы, а также их расширенного воспроизводства.

4. Рациональное перераспределение ресурсов во времени и в пространстве.

5. Создание лучших условий для труда, отдыха, оздоровления и эстетического развития людей.

Экологическая ситуация в Российской Федерации, несмотря на глубокий спад производства и связанное с ним снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, остается достаточно острой. Об этом позволяет судить ряд фактов, например:

– ухудшение качества вод;

– продолжающийся процесс расширения экологически неблагополучных зон, охватывающих в настоящее время 15% территории России, на которой проживает 25-30 млн. чел.;

– ухудшение состояния воздушного бассейна;

– деградация природных ресурсов;

– увеличение загрязнения продуктов питания.


Состояние экологии в результате экономической деятельности


Состояние современной российской экономики усугубляет положение дел в экологической сфере. Имеется серьезная опасность дальнейшего ухудшения экологической ситуации. Ее обусловливают: несоблюдение предприятиями технологической дисциплины, рост аварийности производства; финансовые трудности, испытываемые предприятиями, не позволяют осуществлять природоохранные мероприятия; хронический бюджетный дефицит, не позволяющий финансировать в полном объеме отрасли экономики, отвечающие за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Изменить радикальным образом экологическую ситуацию в стране возможно лишь на основе проведения активной экологической политики. Под экологической политикой следует понимать целостную систему мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.

Создание благоприятной для обитания человека окружающей среды путем: радикального улучшения среды обитания городского и сельского населения; улучшения качества продуктов питания и питьевой воды; предотвращения загрязнения воздушного и водного бассейнов; обеспечения радиационной безопасности. 3. Оздоровление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России. 4. Участие в решении глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, лесов и т.д.).

Особое внимание в современной экологической политике государства уделяется вопросам обеспечения экологической безопасности, так как экологическая ситуация в России угрожает существованию уже нынешнего поколения россиян. Экологическая безопасность в современном мире рассматривается как качественно новый вид социальных благ. Она представляет собой степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительного устойчивого социально-экономического развития общества.

Регулирование и стратегическое планирование важнейших направлений взаимодействия общества и природы невозможно без использования обширной информации о состоянии природной среды.


Мониторинг системы стратегического планирования


Под мониторингом понимается система наблюдения и контроля над всеми изменениями природной среды, вызванными антропогенной (хозяйственной) деятельностью человека. Система мониторинга призвана выявлять наиболее неблагоприятные для жизнедеятельности человека районы, предупреждать возможные вредные изменения внешней среды п разрабатывать научные прогнозы ее состояния в будущем.

Это положение чрезвычайно важно, так как лишь при его соблюдении показатели, которые используют существующий биоэкологический мониторинг, будут иметь всеобщий характер, а не только эмпирический и локальный.

Биосферный мониторинг обеспечивает наблюдение и контроль над глобальными изменениями окружающей среды (биосферы), а также экологическую оценку этих изменений. Поэтому его основные показатели дают обобщенную информацию о состоянии атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и т.д.

Важным аспектом функционирования всех подсистем мониторинга является оценка окружающей среды. При ее осуществлении центральной проблемой выступает проблема выявления факторов, оказывающих негативное влияние на среду обитания, и определение вызываемого ими ущерба. Виды ущерба могут быть различными. Прежде всего – это ущерб для здоровья человека, для населения. Для оценки порога выявления такого ущерба разработаны специальные санитарно-гигиенические критерии, так называемые предельно допустимые концентрации различных ингредиентов (ПДК) в природной сфере. Второй тип ущерба, который необходимо учитывать при всестороннем анализе состояния окружающей среды, – это ущерб экологический (учитывающий воздействие на все элементы биосферы). Здесь речь идет о воздействии на биотическую (жизненную форму биосферы – живые существа) и абиотическую (живое вещество) составляющие биосферы. Следующий тип ущерба – ущерб экономический, который довольно тесно связан с ущербом экологическим и имеет стоимостную оценку. Четвертый тип ущерба – ущерб эстетический (изменение прозрачности воды, окружающего ландшафта и т.д.). Существуют и другие виды ущерба, среди которых специально можно выделить психологический ущерб.

Наблюдения в службе осуществляются по физическим, химическим и гидробиологическим для водных объектов показателям. Таким образом, эта служба основана не только на химическом анализе проб природной среды, и поэтому она по существу является основой экологической службы. Измерение и контроль состояния экологических систем, в частности водных объектов по гидробиологическим показателям, дает возможность судить не только об уровне загрязнений этого объекта, но и о состоянии этого объекта в целом, о состоянии его экологической системы. Контроль по таким показателям представляет собой чрезвычайно важный элемент в службе государственного контроля. В Российской Федерации в настоящее время сложилась разветвленная система органов, призванных регулировать процесс природопользования и осуществлять мониторинг окружающей среды.

Общее руководство указанными процессами осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Важные функции в области регулирования процесса природопользования в стране выполняет Министерство экономического развития и торговли РФ. На него возложена обязанность: в процессе разработки комплексных прогнозов социально-экономического развития России выделять экологические аспекты в этих плановых документах; совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и другими органами государственной власти разрабатывать специальные мероприятия по охране природы в составе генеральных схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам страны, разрабатывать схемы комплексного использования и охраны вод.

Стратегическое планирование природопользования имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой этого объекта планирования.

1) Объектом планирования являются результаты взаимодействия общественно-производственных и природных процессов.

2) Стратегическое планирование природопользования заключается в многообразии средств воздействия на природу и последствий их применения.

3) Преимущественно региональный характер этой сферы стратегического планирования.

4) Необходимость учета социальных эффектов от загрязнения среды как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Ближайшие во времени и более точно предсказанные социальные последствия загрязнения могут быть учтены в стратегическом планировании на основе подсчета экономических потерь от загрязнения. Более сложная задача – проблема учета долгосрочных эффектов загрязнения окружающей среды – глобальное изменение климата, генетические последствия загрязнений и т.д.

5) Стратегическое планирование природопользования предполагает использование методов системного анализа и разработку программ федерального и регионального уровней.

Системный анализ и синтез в стратегическом планировании для того, чтобы:

1) определить меру взаимосвязи между природной средой и экономикой;

2) оценить состояние производственных систем;

3) определить степень природных ресурсов;

4) определить структуру загрязнения по производственным и территориальным системам.

Разработками эколого-экономических прогнозов устанавливаются возможные будущие побочные эффекты, которые появятся в результате реализации крупных экономических проектов. Должно быть определено, как реализация крупных проектов отразится на человеке, обществе и окружающей их среде.

Прогнозы и стратегические программы в РФ охватывают следующие компоненты природной среды: 1) водные ресурсы; 2) атмосферный воздух; 3) земельные ресурсы; 4) лесные ресурсы; 5) рыбные запасы;   6) минеральное сырье; 7) заповедники и национальные парки.

Невосполнимые – это почти все виды минеральных ресурсов (кроме некоторых солей, которые откладываются в водоемах). Здесь главная задача – максимально полное извлечение и комплексное использование минерального сырья (при добыче калийных солей и слюды теряется до 85%, нефти – 56%, каменного угля – в шахтах 40%).


Пути решения проблемы природопользования


На основе учета ресурсов материального сырья ежегодно производится расчет запасов минерального сырья (по видам, типам руд и в территориальном аспекте). Баланс запасов конкретного минерального сырья рассчитывается в годах обеспеченности балансовым запасом полезных ископаемых народнохозяйственной потребности в данном ископаемом.

Рациональное использование минеральных ресурсов определяется полнотой извлечения полезных ископаемых из недр при добыче, а также полезных компонентов из руд при технологической и металлургической их переработке.

В целях снижения потерь полезных ископаемых при добыче, повышения степени извлечения основных и попутных компонентов, а также комплексного использования добываемого минерального сырья, используется механизм платежей за недра.

Укрепление экологической безопасности страны путем осуществления природоохранных мероприятий требует выделения на эти цели все возрастающих затрат.

В самом общем виде особенности измерения эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия могут быть сформулированы следующим образом.

1. Если капитальные вложения в реальный сектор экономики обеспечивают прирост прибыли, то эффект затрат на охрану окружающей среды выражается в основном в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

2. Эффект природоохранных мероприятий имеет четко выраженный, региональный характер. Значит, при определении эффекта природоохранных мероприятий необходимо узнать не только затраты данного предприятия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, использующих нарушенные природные ресурсы.

3. Социальный эффект природоохранных мероприятий (улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости не всегда имеет матричный характер, т.е. не поддается стоимостной оценке).

При расчетах эффективности затрат мероприятий по охране окружающей среды учитывается эффект экономический и социальный.

Экономический эффект заключается в экономии или в предотвращении потерь живого овеществленного труда. В реальном секторе экономики он выражается в приросте объемов чистой продукции или прибыли, а в отдельных отраслях и на предприятиях – в снижении себестоимости, в сфере услуг – в экономии затрат на производство работ и оказание услуг; в сфере личного        потребления – в сокращении расходов из личных средств населения, обусловленных загрязнением окружающей среды.

Социальные результаты затрат на охрану природы выражаются прежде всего, в улучшении физического развития населения и в сокращении заболеваемости. Важной формой социального эффекта природоохранных мероприятий является увеличение продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, памятников природы, заповедников, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности.

Экономическая эффективность затрат на охрану природы определяется путем отнесения величины первичных эффектов к вызвавшим их затратам. В свою очередь, первичные эффекты рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и по разности показателей состояния окружающей среды после проведения мероприятий.

Измерение экономической и социальной эффективности затрат на охрану природы осуществляется следующим образом.

Социальная эффективность мероприятий по охране окружающей среды измеряется отношением натуральных показателей, выражающих социальный результат, к затратам, требующимся для его достижения. Сам социальный эффект определяется по разности показателей, характеризующих изменение в социальной сфере в результате осуществления мероприятий по охране природы.

В процессе расчетов эффективности природоохранных затрат используются показатели общей (абсолютной) эффективности и сравнительной экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимум совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений, приведенных к годовой размерности с учетом фактора времени.

При проведении краткосрочных мероприятий, а также долгосрочных с примерно равными размерами годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений в каждый год периода их осуществления, выбирается вариант, обеспечивающий минимальную величину приведенных к годовой размерности затрат.

Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования средств и предметов труда, технических методов и форм организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки. Это процесс накопления знаний, поступательного количественного и качественного развития производительных сил.

Периодизация НТП позволяет представить процесс экспансии науки во все сферы жизни следующим образом:

1) первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX вв. – переход к машинному производству на научной основе;

2) вторая промышленная революция конца XIX – начала XX вв. – развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей;

3) третья промышленная революция середины XX в., переросшая в научно-техническую революцию (НТР), – техническое развитие производства на научной основе.

В последние десятилетия XX в. начали складываться признаки нового, четвертого этапа промышленной революции. Ее основные   черты – преобразование технологии производства на основе электроники, регулирование в возрастающих масштабах биологических процессов и систем. Новый этап НТР имеет и обратную сторону – обостряет экологические проблемы, что, в свою очередь, требует сознательного регулирования НТП.

Таким образом, в науке и технике наблюдается чередование эволюционных и революционных периодов развития: количественное нарастание прогрессивных изменений в средствах и предметах труда сменяется появлением принципиально новых подходов, технологий и материалов.

Наиболее точная оценка НТП возможна при определении его места в числе факторов эффективности производства. Как известно, на эффективность производства влияет совокупность экстенсивных и интенсивных факторов.

Заключение


Экстенсивные факторы характеризуются расширением масштабов производства, привлечением дополнительных ресурсов, наращиванием объемов основных фондов. В этой ситуации возможен и регресс, когда наращивание основных фондов не сопровождается их обновлением. В определении сущности и факторов НТП выделяют следующие направления:

1) результативное: результат НТП – совершенствование производственного процесса на основе достижений науки;

2) ресурсное: НТП – процесс совершенствования знаний, изделий, технологии и организации производства.

Главный результат НТП (экономическая эффективность) формируется в производстве. Экономический аспект НТП проявляется в развитии производительных сил, в качественных изменениях орудий и предметов труда, новых технологиях, формах организации труда и подготовки кадров. Другой аспект НТП – технологический – тесно связан с производственными отношениями и проявляется в хозяйственных результатах. Он отражает эффективность технических, технологических и организационных решений, а также применяемых форм стимулирования.

Список использованной литературы

1. Рянский А.С. «Расчёты наличными в условных  единицах»,  журнал  «Главбух»

   №17-1998 год.

2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учёт» 1999 год.

3.  Смирнов   В.В.   «Оценки   рыночной   стоимости   предприятия»,   журнал

   «Бухгалтерский учёт» №9-1995 год.

4.  Новодворский  В.Д.  «Анализ  оборачиваемости  текущих  активов»,  журнал Бухгалтерский учёт №11-1993





© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.