РУБРИКИ

Шпаргалки к экзамену по ОБЖ (Брянск)

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Шпаргалки к экзамену по ОБЖ (Брянск)

Величина импульсного сопротивления заземлителя связана с предельно допустимым сопротивлением растеканию тока промышленной частоты.

 Rи = K где - коэффициент импульса принимается согласно РД; Rи для каждого

 заземлителя должна быть не более 10 Ом (для защиты II категории 20 Ом), а в грунтах с удельным сопротивлением 500 Ом*м допускается до 40 Ом.

171. Определение термина "Огнестойкость". Классификация по огнестойкости.

 Способность конструкции задерживать распостранение огня (пожара) определяется их огнестойкостью - это свойство их сохранять несущую и ограждающую способность в условиях пожара.

 Огнестойкость характеризуется пределом огнестойкости - это время, выраженное в часах определяемое от начала испытания конструкции на огнестойкость до возникновения одного из следующих признаков : потери конструкцией несущей способности (обрушение), образование сквозных трещин, повышения температуры необогреваемой поверхности в среднем на 140°С или в любой точке поверхности более чем на 180°С по сравнению с температурой конструкции до испытания или более 210°С не зависимо от величины температуры до испытания. Испытания проводятся в огневой камере не менее чем двух образцов натуральной величины при нормативной нагрузке.

 Согласно СНиП 2.01.02-85 здания и сооружения по степени огнестойкости подразделяются на 5 степеней от I до V, которые характеризуются различным пределом огнестойкости основных элементов (стен, перекрытий, лестничных площадок и др.). Здания I степени огнестойкости имеют все элементы несгораемости, а V степени - все элементы сгораемые.

172. Определение термина "Возгораемость". Классификация материалов по возгораемости.

 При проектировании и строительстве производственных зданий и сооружений необходимо учитывать пожароопасность производства и применять соответствующие по возгораемости и огнестойкости строительные материалы и конструкции.

 Возгораемостью - называется способность материала самовозгораться, воспламеняться или затлевать.

 Согласно СНиП 2.01.02-85, все строительные материалы и конструкции делятся по возгораемости на три группы:

 НЕСГОРАЕМЫЕ - под действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (металлы, камень).

 ТРУДНОСГОРАЕМЫЕ - воспламеняются, тлеют или продолжают тлеть или гореть только при наличии источника огня (состоящие их несгораемых и сгораемых составляющих - асфальтобетон, войлок, вымоченный в глиняном растворе, дерево, покрытое листовым железом, штукатуркой).

 Сгораемые - под действием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и продолжают тлеть или гореть после удаления источника огня.

Глава IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших.

Статья 18. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

1.   Граждане РФ имеют право:

· на защиту жизни, здоровья, личного имущества в случае возникновения ЧС.

· использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предназначенное для защиты населения от ЧС.

· быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах безопасности.

· участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в следствие ЧС.

· на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.

· на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС.

· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности, полученном при ЧС.

· на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Граждане РФ обязаны:

· соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской федерации, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

· соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС.

· изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

· выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.

· при необходимости оказать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава V. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Статья ГО.

Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется правительством РФ.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Статья 22. Финансирование целевых программ.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 24. Финансирование мероприятий о ликвидации ЧС.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ.

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Резервы финансовых материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от ЧС.

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 29.

Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ.

Глава IX. Заключительные положения.

Статья 30. Вступление Федерального закона в силу.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 31. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Нормативные акты президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствии в настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Правительство РФ в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального собрания РФ предложения о приведении законодательства РФ в соответствие с настоящим Федеральным законом.





ПОЖАРЫ


                        Любой пожар начинается с загорания, которое может ликвидировать один человек. Пожар же в одиночку, тем более без соответствующих средств тушения, определенных навыков, самообладания и мужества одолеть не просто; разгулявшаяся стихия зачастую требует колоссальных усилий, большого числа людей, огромного количества пожарной и другой техники.

                        Чрезвычайно опасными являются лесные пожары. Причиной возникновения этого бедствия очень часто являются действия человека. Такие пожары возникают чаще всего из-за несоблюдения элементарных мер пожарной безопасности - разведение костров и неосторожное обращение с ними, сельскохозяйственные палы, использование неисправной техники, браконьерская охота в засушливый период года. Причиной лесных пожаров являются также грозовые разряды и самовозгорание торфа. В случае несвоевременного принятия мер лесные пожары разрастаются в стихийные бедствия и наносят огромный материальный ущерб.

                        Тушение лесных пожаров производится с использованием самых различных средств пожаротушения. При этом широкое применение могут найти подручные средства и простейший инвентарь - ветви лиственных деревьев, лопаты и т. д. Ветвями можно захлестывать кромку пожара; с помощью лопат можно засыпать кромку пожара грунтом. Верховые лесные пожары и пожары на больших площадях ликвидируются, как правило, специальными противопожарными формированиями.

                        Основным правилом каждого, кто привлечен к тушению лесных пожаров, должна быть осторожность и предусмотрительность. При тушении таких пожаров подгоревшие деревья нужно сваливать в направлении пожара; передвижения следует осуществлять с максимальной осторожностью, так как можно провалиться в торфяные прогары.

                        Пожары нередки в городах и других населенных пунктах, на промышленных объектах, на различных сооружениях и на транспорте.

                        При возникновении пожара в населенном пункте или на производстве в первую очередь надо сообщить об этом по телефону, а затем вступать в борьбу с огнем. Нужно заранее знать месторасположение всех средств тушения пожара и порядок приведения их в действие. Это прежде всего относится к различным противопожарным установкам и водопроводам. Но кроме этих средств следует применять подготовленный противопожарный инвентарь, пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, а также подручные материалы (песок, землю и пр.).

                        Горючие жидкости, а также загоревшуюся электропроводку водой тушить нельзя. Бензин, керосин, различные органические масла и растворители следует тушить песком, землей, пенными и порошковыми огнетушителями, а если очаг пожара небольшой - накрыть его асбестовым или брезентовым покрывалом, тяжелой тканью или одеждой смоченной водой. Горящую электропроводку тушить можно только убедившись, что с нее снято напряжение.

                        Пожары воздействуют на людей своим сильным психологическим эффектом. Известно, что паника среди людей даже при небольших пожарах служит причиной значительных жертв. Зная правила поведения, человек, застигнутый этим бедствием, в любой обстановке сможет не только выстоять, спасти свою жизнь, но и оказать помощь в спасении другим людям, в спасении материальных ценностей от огня.

                        В случае если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное, порой неосознанное решение. Обычно люди, испугавшись надвигающегося вала огня, стараются бежать в противоположную сторону от огня, не оценивая скорости его движения. При обнаружении рядом с собой быстро надвигающегося вала огня степного или низового лесного пожара нужно преодолевать кромку пожара против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара, скорость распространения которого невелика, нужно также в наветренную сторону, используя открытые пространства, а также участки лиственного леса.

                        При самоспасании и спасании других людей в зданиях, охваченных огнем, действовать следует быстро, поскольку основными опасностями являются высокая температура воздуха, задымление, наличие опасных концентраций различных продуктов сгорания, возможные обрушения строительных конструкций. Горящее помещение нужно преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой; через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись. Дверь в задымленное помещение нужно открывать осторожно, иначе быстрый приток воздуха вызовет вспышку пламени. Войдя в помещение, где могут быть люди, следует окликнуть их; отыскивая пострадавших, надо помнить, что дети от страха часто прячутся под кровать, в шкаф, забиваются в угол и другие места. Получившим ожоги необходимо немедленно оказать первую помощь.

Укрытие населения в убежище

Защитными сооружениями называются специальные инженерные сооружения для защиты населения от воздействия ядерного взрыва, химического оружия, бактериальных средств, а также от возможных второстепенных факторов поражения.

Защитные сооружения подразделяются:

1.         по защитным свойствам

–          убежища;

–          противорадиационные укрытия;

–          простые укрытия;

2.         по назначению

–          защита людей;

–          размещения органов управления;

3.         по расположению

–          встроенные;

–          отдельно стоящие;

–          размещенные в метро, горных выработках;

4.         по срокам строительства

–          создаваемые заблаговременно;

–          быстро возводимые убежища (БВУ);

5.         по материалу ограждающей конструкции

–          железобетонные;

–          каменные стены;

–          из лесоматериалов;

–          мешки с грунтом;

–          тканево каркасные;

Убежищами называются сооружения, обеспечивающие защиту людей от отравляющих веществ (ОВ), бактериальных средств (БС), химического оружия (ХО), а также от воздействия высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Противорадиационными укрытиями называются сооружения, обеспечивающие защиту людей от ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения при ядерном взрыве, а также от попадания капель ОВ.

Население занимает убежище в случае чрезвычайных ситуаций, таких как взрыв ядерной бомбы, распространение ОВ,  сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ) и т.п. После  сигнала «Закрыть защитные сооружения!» доступ в убежище прекращается, двери закрываются и включают вентиляцию. В убежищах не разрешается курить, шуметь, зажигать керосиновые лампы и свечи, вводить домашних животных, вносить громоздкие вещи, легковоспламеняющиеся вещества.

Укрывающиеся должны соблюдать установленный порядок, содержать в готовности индивидуальные средства защиты, проводить аварийные работы при ликвидации повреждений. В случае повреждения убежища взрывом все должны пользоваться индивидуальными средствами защиты.

Люди могут выходит из убежища только по специальному разрешению, если  нет на пути их выхода зараженных участков, зданий, сооружений, грозящих обвалом, или другой опасности. При этом указывается путь движения на контрольно-распределительный пункт и какие меры предосторожности необходимо соблюдать при этом.

Руководители предприятий, учреждений и КСК (кооператив собственников квартир), ответственные за убежища и укрытия, создают звенья, обслуживающие убежища и укрытия, из расчета одно звено в составе 7-9 человек на одно убежище или 5 укрытий. Командир звена, как правило, является комендантом убежища.

Комендант вместе с личным составом звена участвует в  проверке герметизации убежища и обеспечивает поддержание порядка в нем, постоянную готовность к приему населения, организует прием, а также отвечает за сохранность и исправность всего оборудования.

По установленному сигналу звено немедленно является в убежище, комендант открывает его для приема людей и выставляет посты.

Пост 1 (двухместный, круглосуточный) выставляют у входа в убежище. Дежурные открывают наружные двери, следят за порядком при входе, а после заполнения убежища или по сигналу «Закрыть защитные сооружения!» закрывают двери и остаются внутри помещения у входа. На наружных дверях вывешивают объявление «Убежище заполнено!» и указывают адрес ближайших убежищ.

Пост 2 (двухместный, круглосуточный) обязан подготовлять и включать фильтровентиляционный агрегат и регулировать его  работу, следить за состоянием  герметизации, проверять средства аварийного освещения, закрывать или открывать защитно-герметический клапан аварийного воздухопровода.

Пост 3 (двухместный, круглосуточный) включает освещение, закрывает ставни аварийного выхода, перекрывает водопровод, канализацию и отопление.

При возникновении аварий или повреждений личный состав звена участвует в их ликвидации, а также оказывает первую помощь пострадавшим.

Роль и место ВС РФ в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Законом Российской Федерации «О безопасности» установлено, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основу системы безопасности составляют Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие  на основании законодательства.

Главными задачами этой системы являются:

·          выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление мер по их предупреждению и нейтрализации;

·          создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

·          управление силами и средствами обеспечения безопасности;

·          осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

·          участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Вооруженные Силы составляют основу обороны государства и являются главным элементом обеспечения его безопасности. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.


Современные средства поражения, их краткая характеристика, поражающие факторы

Ядерное оружие — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии. Ядерное оружие — одно из самых разрушительных средств ведения войны — входит в число основных видов оружия массового поражения. Оно включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (носители). Поражающее действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.

Поражающие факторы ядерного взрыва — ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

Ударная волна — основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражений людей обусловлены ее воздействием.

Световое излучение — это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом.

Проникающая радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов. Источниками его служат ядерные реакции деления и синтеза, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, а также радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва.

Время действия проникающей радиации на наземные объекты составляет 15—25 с.

Радиоактивное заражение. Основные его источники — продукты деления ядерного заряда и радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва. Наиболее опасно в первые часы после выпадения радиоактивных осадков.

Электромагнитный импульс — это кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия испускаемых при этом гамма-лучей и нейтронов с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть выход из строя отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в тех случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями.

Химическое оружие — это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения.

Отравляющие вещества (ОВ) — это химические соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Применяют ОВ в капельно-жидком состоянии, в виде пара и аэрозоля. Проникать в организм человека и поражать его они могут через органы дыхания, органы пищеварения, кожу и глаза.

По действию на организм человека отравляющие вещества подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические.

Отравляющие вещества нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой.

Отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров — дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой — органы пищеварения.

Отравляющие вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания.

Отравляющие вещества общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют).

Отравляющие вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают острое жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.

Отравляющие вещества психохимического действия (Би-Зет) специфически действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.

По тактическому назначению отравляющие вещества подразделяют на группы в зависимости от характера поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и раздражающие.

Отравляющие вещества смертельного действия предназначены для смертельного поражения противника или вывода его из строя на длительный срок. К таким ОВ относятся зарин, зоман, Ви-Икс, иприт, синильная кислота, хлорциан, фосген.

К отравляющим веществам, временно выводящим из строя, относятся психохимические вещества, которые действуют на нервную систему людей и вызывают у них временные психические расстройства (Би-Зет).

Раздражающие отравляющие вещества (полицейские) поражают чувствительные нервные окончания слизистых оболочек верхних дыхательных путей и действуют на глаза. К ним относятся хлорацетофенон, адамсит, Си-Эс, Си-Ар.

Бактериологическое оружие — это специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряженные биологическими средствами. Это оружие предназначено для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур. Поражающее действие его основано на использовании болезнетворных свойств микробов —возбудителей заболеваний людей, животных и сельскохозяйственных растений.

Болезнетворные микробы — это большая группа мельчайших живых существ, которые могут вызывать различные инфекционные заболевания. В зависимости от биологических особенностей болезнетворные микробы подразделяют на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки.

К классу бактерий относятся возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, сапа.

Вирусы вызывают заболевание натуральной оспой и желтой лихорадкой.

Риккетсии являются возбудителями сыпного тифа и пятнистой лихорадки Скалистых гор.

Тяжелые болезни (бластомикоз, гистоплазмоз и др.) вызываются грибками.

К насекомым — вредителям сельскохозяйственных культур относятся колорадский жук, саранча, гессенская муха. Колорадский жук — опасный вредитель картофеля, томатов, капусты, баклажанов, табака. Саранча уничтожает различные сельскохозяйственные растения. Гессенская муха поражает пшеницу, ячмень и рожь.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, зенитные, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении (осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва), а также зажигательные боеприпасы и огнесмеси.

Осколочные боеприпасы предназначены главным образом для поражения людей убойными элементами (шарики, иголки) и осколками.

Фугасные боеприпасы предназначены для поражения ударной волной и осколками больших

наземных объектов (промышленные и административные здания, железнодорожные узлы и т. д.).

Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей. Принцип их действия основан на прожигании преграды толщиной в несколько десятков сантиметров мощной струей газов высокой плотности с температурой 6000—7000 °С.

Бетонобойные боеприпасы предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие.

Боеприпасы объемного взрыва предназначены для поражения воздушной ударной волной и огнем людей, зданий, сооружений и техники.

Зажигательные боеприпасы. Их поражающее действие на людей, технику и другие объекты основано на непосредственном воздействии высоких температур. К этому виду оружия относятся зажигательные вещества и средства их боевого применения.

Зажигательные вещества подразделяют на три основные группы: составы на основе нефтепродуктов; металлизированные зажигательные смеси; термиты и термитные составы. Особую группу зажигательных веществ составляют обычный и пластифицированный фосфор, щелочные металлы, а также смеси, самовоспламеняющиеся на воздухе.

Организация призыва на военную службу.

Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным ко­миссаром и осуществляет призывная комиссия, ко­торая создается в каждом районе, городе без район­ного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. Призыв на военную службу граждан, не пребываю­щих в запасе, включает:

•           явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

•           явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы;

•           нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Для проведения призыва на военную службу в каж­дом районе или городе создается призывная комис­сия. допризывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования призывников в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 390 от 20 апреля 1995 г.. и принятию в отношении их одного из следующих решений:

•           о призыве на военную службу;

•     о направлении на альтернативную гражданскую службу;

•     о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

•     об освобождении от призыва на военную службу;

•     о зачислении в запас;

•     об освобождении от исполнения воинской обязан­ности.

В случае уклонения граждан от призыва комиссия или военный комиссар направляют соответствую­щие материалы прокурору по месту жительства ука­занных граждан.Комиссия определяет вид и род войск, в которых граждане будут проходить военную службу. Призывная комиссия организует также медицин­ское освидетельствование граждан, изъявивших же­лание поступить в военные образовательные учреж­дения, и принимает решение о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении. Решение призывной комиссии может быть обжаловано.

Ответственность граждан по вопросам призыва.Граждане, подлежащие призыву, извещаются пове­стками, которые вручаются под расписку работни­ками военкомата или другими должностными лица­ми. В случае неявки гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата он счи­тается уклоняющимся от военной службы. Уклонение от призыва на военную службу при отсут­ствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в раз­мере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.



М Ч С   Р Ф

Ответственность за нарущшение законодательства РФ в области ГО– неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области г.о. влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Региональные центры РФ. и Региональные деления РФ– в целях эффективного и оперативного управления г.о. вся территория РФ разделена на 9 регионов: Северо-Западный, Центральный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный, каждый из которых включает несколько субьектов федерации.

Структура региональных центров РФ– начальник РЦ, у которого два зама: зам. начальника Регионального центра, зам. начальника РЦ по вопросам спасения на водн. бассейнах. Региональный центр подразделяется на: оперативное управление; отдел подготовки; отдел организацион. мобилизационный; отдел по режиму; экономический отдел; отдел МТО; отдел капитального строительства; научный отдел; отдел вооружения и техники; финансовое отделение; административно-хозяйственное отделение; группа реализации гос. и региональный программ; группа связи; секретное отделение; отделение по правовым вопросам; отдел кадров. А так же входят подразделения: регональный центр подготовки; войска гражданской обороны; камандный пункт; фонд защиты.

Внутриорганизационные подзаконные акты– это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и роспростроняются членов этих организаций. В рамках, определенных актоми высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регултруют самые разнообразные отношения возникающие в конкретной деятельности гос. учреждений, предприятий, воинских частей и др. организаций.

Этапы работы КЧС– организация работы КЧС начинается с получения председетелем комисии доклада(сигнала)о возникновении ЧС. Оповещение комиссии производится дежурным по управлению ГО ЧС по установленной схеме оповещения личного состава рабочих органов комиссии. В дальнейшем всю работу комиссии можно условно разделить на 4 этапа: 1-принятие экстренных мер; 2-оперативного планирования; 3-спасательных и др. неотложных работ; 4-ликвидации последствий.

Права и обязанности граждан РФ по вопросам ГО– граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий; принемают участие в проведении др. мероприятий по г.о.; оказывают содействие органам гос. власти и организациям в решении задач в области г.о.

Обязанности федеральных органов исролнительной власти в области ГО– принемают нормативные акты в области г.о., доводят их требования до сведения организаций и контралируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы г.о., согласованные с федеральным органом исполнительной власти, спезиально уполномоченным на решение задач в области г.о., организуют проведение мероприятий по г.о., включая подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления г.о.; создают и сожержат в целях г.о. запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Состав группировки войск ГО– в составе группировки войск ГО насчитывается 43 соединения, в том числе: отдельных спасательных бригад-8; отдельная учебная спасательная бригада-1; отдельных механизированных полков-17; отдельных мобильных и механизированных батальонов-8; отдельных вертолетных отрядов-4; отдельных рот специальной защиты–4;

отдельный автомобильный полк-1.

Предназначение войск ГО– они предназначены для защиты территории страны и ее населения при ч.с., вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Краткое содержение постановления правительства РФ от 06.05.94 №457– Постановление правительства РФ «Вопросы Министерства РФ по делам г.о., ч.с. и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Принципы организации ГО– г.о. организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.

Характеристика подзаконных актов правительства РФ– подзаконные акты прознаны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к различным отраслям правоотношение между которыми регулируются правовыми нормами. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства и находят внешнее ныражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Организации с которыми сотрудничает МЧС России- с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев,по доставке гуманитарных грузов, Комиссией Европейских сообществ в рамках международного четырехстороннего соглашения по ЧАЭС.

Федеральные и конституционные законы, порядок принятия– первый этап законодательного процесса-внесение подготовленного законопроекта на рассмотрение Парламента; второй этап-включение рассмотрения законопроекта в повестку дня заседания Гос. Думы и дальнейше обслуживание законопроекта; третий этап-подписание и обнародование президентом РФ принятого федерального закона.

Подсистемы РСЧС– 1-территориальные подсистемы РСЧС создаюстя в субьектах РФ для предепреждения и ликвидации ч.с. в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих адменистративно-территориальному делению. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования итих подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими органами гос. власти субъектов РФ. 2-функциональные системы РСЧС создаюстя федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ч.с. в сфере их деятельности и полученных им отрослях экономики.

Уровни функционирования РСЧС- 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

Нормативно-правовая основа создания РСЧС– РСЧС создана в соответствии с постановлением правительства №261 от 18.04.92г., была преобразована в единую гос. систему предупреждения и ликвидации ч.с. (постановление правительства РФ №1113 от 5.11.95г.) Стр№13

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования территотиальных и функциональных подсистем РСЧС– Во исполнения федерального закона «о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС (создана в соответствии с постановлением правительства №261 от 18.04.92г.), была преобразована в единую гос. систему предупреждения и ликвидации ч.с. (постановление правительства РФ №1113 от 5.11.95г.). Минестерства и ведомства определены указом президента РФ от 30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

Силы гражданской обороны.

Степень на­дежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполне­нию поставленных задач.

Управление гражданской оборо­ной - это целенаправленная деятель­ность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, органи­зации их действий и направлению уси­лий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи уп­равления: поддержание высокого по­литико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; при­нятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всесто­роннее обеспечение проводимых меро­приятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устой­чивой связи в ходе ведения граждан­ской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и вы­полнением поставленных задач.

В современных условиях к управ­лению предъявляются следующие тре­бования: высокая постоянная готов­ность всей системы управления, твер­дость, гибкость, непрерывность, высо­кое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся сис­тема управления буквально с первых минут после получения сигналов тре­воги смогла обеспечить успешное вы­полнение задач в любой сложной об­становке.

Штаб гражданской обороны объек­та - основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи и в первую очередь - поддержание повсе­дневной готовности гражданской обо­роны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач.

От начальника штаба зависит сла­женная и согласованная работа шта­ба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава фор­мирований.

При организации управления уста­навливаются: порядок сбора, обработ­ки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой форме и когда докладывают­ся начальнику ГО и начальнику шта­ба ГО объекта; какие данные и в ка­кие сроки выдаются штабу ГО, служ­бам, начальникам ГО цехов и коман­дирам формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и пред­ставления донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил гражданской обороны; порядок не­сения дежурства на пункте управ­ления, порядок работы узла связи, вы­числительного центра и использования их должностными лицами для теку­щей работы; порядок контроля и ока­зания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бы­товые вопросы; мероприятия по со­блюдению скрытого управления.

Для обеспечения устойчивого уп­равления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть осна­щен современными техническими сред­ствами связи и обеспечивать благопри­ятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для от­дыха, приема пищи, оказания меди­цинской помощи. На пункте управле­ния ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включаете радио и проводные средства связи, подвижные и сигналь­ные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и досто­верную передачу, в первую очередь командной информации, а также до­несений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организу­ется в соответствии с решением на­чальника (командира), указанием на­чальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосред­ственную ответственность за ее орга­низацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

Радиосредства - основные средст­ва связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в отно­сительно короткое время установить связь практически на любое расстоя­ние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных слу­чаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.

Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управ­ление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во вся­кой обстановке.

Связь организуется со старшим на­чальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимо­действующими органами и силами.

Характерная черта современного этапа управления - всестороннее ис­пользование организационной техники, к которой относятся: средства добыва­ния информации (промышленная теле­визионная установка, которая позво­ляет вести наблюдения за производст­венной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.); средства обработки информации и производства оператив­ных и инженерно-технических расче­тов (клавишные вычислительные ма­шины, электронно-вычислительные ма­шины и т. д.); средства документиро­вания и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и уст­ройства), канцелярские принадлежно­сти, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.

 

 



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.