РУБРИКИ |
Расследование и учет несчастных случаев на производстве |
РЕКЛАМА |
|
Расследование и учет несчастных случаев на производствеРасследование и учет несчастных случаев на производствеРасследование и учет несчастных случаев на производствеОхрана труда в России представляет собой систему экономических, технических, санитарно-гигиенических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют различные государственные органы, профсоюзные и другие общественные организации, коллективы предприятий и строек, научно-исследовательские институты. Законодательство по охране труда содействует облегчению и оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему. Данной цели служат нормы о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Расследование несчастного случая - это прежде всего выяснение в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве. А учет несчастных случаев - объективная документальная фиксация каждого такого несчастного случая. Согласно ст. 147 КЗОТ РСФСР администрация предприятий, учреждений, организаций с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, а в установленных законодательством случаях - с участием представителей и других органов обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. После слияния в 1933 году Наркомтруда СССР и ВЦСПС действовавшие в СССР Положения, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждались профсоюзами в лице ВЦСПС. Последнее из них было утверждено постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР в 1989 году. Такой порядок регулирования расследования несчастных случаев на производстве вполне объясним, поскольку в СССР профсоюзы были наделены рядом властных государственных полномочий: они управляли государственным социальным страхованием, осуществляли надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В соответствии со старым Положением одним из участников расследования несчастных случаев была техническая инспекция профсоюзов. Заключение технического инспектора труда по несчастному случаю признавалось обязательным для исполнения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия. Статья 147 КЗОТ предусматривала, что в случае отказа администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации. С распадом СССР ситуация изменилась. Не существует и самих организаций, утвердивших Положение 1989 года. Основы законодательства Российской Федерации по охране труда, принятые 6 августа 1993 года, оставили за профсоюзами только функции общественного контроля за охраной труда. Согласно ст. 25 Основ законодательства РФ по охране труда за профсоюзами сохранено лишь право принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, однако они уже не выступают в качестве органа, решающего споры, связанные с расследованием несчастных случаев. В связи со сказанным, видимо, назрела необходимость внесения соответствующих изменений и в ст. 147 КЗОТ. В постановлении о порядке введения в действие Основ Верховный Совет РФ предусмотрел, что Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве впредь будет утверждаться Правительством РФ. Такое Положение утверждено 3 июня 1995 года и введено в действие с 1 августа 1995 года. С этой даты Положение 1989 года на территории РФ не применяется. Новое Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее - несчастные случаи), обязательный для предприятий, учреждений и других организаций всех форм собственности (далее - организации). Иными словами, все ведомственные Положения органов надзора о расследовании несчастных случаев, если они ранее были приняты, должны полностью соответствовать Положению от 3 июня 1995 года. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и другие), расследуются в соответствии с настоящим Положением с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями. В соответствии с Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрыва, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. В Положении от 3 июня 1995 года даны общие принципиальные условия, при наличии которых можно считать, что несчастный случай произошел на производстве. Если в момент несчастного случая пострадавший был связан с производственной деятельностью предприятия и нахождение его в месте происшествия объяснялось исполнением трудовых обязанностей, считается, что такой несчастный случай произошел на производстве. Если Положение 1989 года предусматривало, что не подлежат учету случаи естественной смерти, самоубийства, а также травмы, полученные пострадавшим при совершении им преступления, так как они не связаны с производством, то Положение от 3 июня 1995 года полностью отказалось от понятия так называемой квалификации несчастных случаев (деления их на связанные и не связанные с производством). С позиций нового Положения несчастный случай на производстве можно определить как внезапное повреждение здоровья рабочего или служащего при выполнении им трудовых обязанностей или при обстоятельствах, специально оговоренных в законе (в пути на работу и с работы на транспорте, предоставленном организацией). Как видно из определения, основным фактором отнесения несчастного случая к категории "на производстве" является наличие трудовых отношений между потерпевшим и предприятием - причинителем вреда. Не имеет значения при этом, зачислен рабочий или служащий на предприятие на срок определенный либо неопределенный, на постоянную, временную или сезонную работу; является штатным или нештатным; работает на основной работе или по совместительству, поскольку во всех перечисленных случаях он вступил в трудовые отношения с предприятием. Положение о расследовании несчастных случаев на производстве тесно связано и корреспондируется с Правилами возмещения вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, утвержденными Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 года. Для применения Правил к случаям возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, необходимо сочетание трех условий - работы потерпевшего у работодателя, непосредственной связи повреждения здоровья с исполнением трудовых обязанностей и причинения вреда источником повышенной опасности или наличия вины работодателя при причинении вреда не источником повышенной опасности. При совокупности этих условий ответственность работодателя за причинение вреда устанавливается по Правилам, а заявления потерпевших (и нетрудоспособных, потерявших кормильца) рассматриваются администрацией и судом. Правила установили, что даже в случаях, когда вред потерпевшему причинен по его грубой неосторожности, полный отказ в иске не допускается (ст. 7 Правила), однако размер возмещения вреда может быть уменьшен (смешанная ответственность). Смешанная ответственность в принципе не применяется к дополнительным видам возмещения вреда, к выплате единовременного пособия, а также при наличии вреда в связи со смертью кормильца. Все это делает бессмысленным деление несчастных случаев на связанные и не связанные с производством. Главное, что должно быть установлено: произошел ли данный несчастный случай на производстве либо нет. Положение не регулирует расследование профессиональных заболеваний, так как эти вопросы регламентируются специальными нормативными актами. Что касается "острых профессиональных заболеваний", упоминавшихся в Положении 1989 года, то они рассматриваются как несчастные случаи, поскольку являются результатом "острого отравления", а не постепенного действия неблагоприятных производственно-профессиональных факторов. Диагноз хронического профессионального заболевания имеют право устанавливать впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения - Центры профпатологии (клиники и отделы профзаболеваний НИИ, кафедры профзаболеваний медицинских институтов, государственных институтов усовершенствования врачей). Действие Положения распространяется на: работодателей; работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту); граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору подряда и поручения; студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях; военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Из сказанного следует, что сфера действия Положения от 3 июня 1995 года значительно шире, чем сфера действия ранее действовавших. Новое Положение охватывает не только рабочих и служащих, то есть граждан, работающих на условиях трудового договора (контракта), но и лиц, приравненных к ним по государственному социальному страхованию, членов колхозов и других кооперативов, а также граждан, работающих по гражданско-правовым договорам подряда и поручения. По договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу (ст. 350 ГК РСФСР). Предметом договора подряда является результат определенной работы подрядчика, например возведенное строение, сделанный ремонт и т. п. Подрядчик обязан выполнить работу за свой риск. Работа считается выполненной, когда достигнут обусловленный договором результат и когда она сдана заказчику. Все невыгодные последствия, возникшие в процессе выполнения работы, то есть до сдачи объекта подряда, в том числе его случайная гибель, подрядчик принимает на себя (это и есть его риск). По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если уплата вознаграждения предусмотрена законом или договором (ст. 396 ГК РСФСР). Граждане, работающие по договорам подряда и поручения, подлежат пенсионному страхованию. Время их работы включается в трудовой стаж для назначения государственных пенсий (при условии уплаты за них страховых взносов), а полученное по этим договорам вознаграждение учитывается при исчислении пенсий. Сказанное дает основание рассматривать отношения, складывающиеся при подрядных работах, как близкие к трудовым. Именно поэтому Правила возмещения вреда от трудового увечья, а вслед за ними и Положение от 3 июня 1995 года рассматривают несчастные случаи, происшедшие при исполнении гражданско-правовых договоров подряда и поручения, как трудовые увечья. Особо выделены в Положении ситуации, непосредственно, казалось бы, и не связанные, но по своему характеру и специфике нуждающиеся в специальном регулировании. Согласно п. 3 Положения оно распространяется на граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эту норму следует рассматривать как исключение, и поэтому на несчастные случаи, происшедшие при указанных ситуациях, Правила возмещения вреда от 22 декабря 1992 года не распространяются. В подобных случаях потерпевшие обращаются с иском о возмещении вреда в общегражданском порядке либо к непосредственному причинителю вреда (в зависимости от конкретных обстоятельств), либо к органу местного самоуправления - организатору работ. В тех случаях, когда травма получена пострадавшим не при обстоятельствах, связанных с исполнением трудовых обязанностей, по общему правилу Положение от 3 июня 1995 года не применяется. Так, несчастные случаи, происшедшие, например, в быту или по пути на работу в городском транспорте, пешком и т. п., по правилам Положения не расследуются как производственные травмы, если действия пострадавшего не были результатом выполнения задания администрации. Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим. В Положении подробно регламентированы как порядок расследования несчастного случая, так и сроки, в течение которых оно должно быть проведено. В работе по расследованию несчастного случая можно проследить три основных этапа: а) фиксация обстоятельств, приведших к несчастному случаю; б) процесс расследования, включающий в себя выявление обстоятельств несчастного случая, установление его причин и разработку профилактических мероприятий; в) выявление лиц, виновных в несчастном случае. Положение от 3 июня 1995 года подробно регламентирует обязанности работодателя при расследовании несчастного случая. Работодатель или лицо, им уполномоченное, обязаны: обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение; организовать формирование комиссии по расследованию несчастного случая; до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обеспечить сохранение обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии); сообщить в течение суток по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (два или более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом в: государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; соответствующий федеральный орган исполнительной власти; орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу; организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; соответствующий профсоюзный орган. В Положении особо подчеркнуто, что ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель. Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан ознакомить его с материалами расследования. Напомним, что профсоюзы в лице их соответствующих органов имеют право не только принимать участие в расследовании несчастных случаев, но и расследовать их самостоятельно. Если суд рассматривает спор о возмещении вреда, он учитывает материалы расследования, проведенного профсоюзом. Положение установило жесткие сроки, в течение которых должно быть проведено расследование обстоятельств и причин несчастного случая, - трое суток с момента происшествия. При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего. Все это позволяет получить полную и объективную картину происшедшего. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления этого заявления в порядке, установленном Положением. В целях предотвращения возможных споров в Положении от 3 июня 1995 года предусмотрено, что несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации. Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошел несчастный случай. Новое Положение не содержит такого раздела, как "специальное расследование несчастных случаев" (этот раздел Положения 1989 года предусматривал расследование групповых несчастных случаев, происшедших одновременно с двумя и более работниками независимо от тяжести телесных повреждений, и несчастных случаев со смертельным исходом). Однако это не означает, что оно не учитывает характера и серьезности последствий конкретного несчастного случая. Особый порядок расследования установлен не только для групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, но и тогда, когда травма, по всей вероятности, может привести к инвалидности пострадавшего. Положение предусматривает, что расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. При гибели на производстве пяти и более работников в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. По требованию комиссии, проводящей расследование, работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить: выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов; фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов; предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, для решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсации и льгот. Если государственный инспектор по охране труда по объективным причинам не имел возможности принять участие в расследовании несчастного случая, он обязан в случае необходимости провести расследование с использованием материалов ранее проведенного расследования и составить заключение по специальной форме, образец которой приложен к Положению. В заключении должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных требований по охране труда и лица, допустившие их. Надо особо подчеркнуть большую роль инспекции по охране труда в расследовании несчастных случаев. Положение предусматривает, что государственный инспектор по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от срока давности происшествия. По результатам расследования составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и может быть обжаловано в органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или в суд. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.reflist.ru |
|
© 2000 |
|