РУБРИКИ |
Природа опасности |
РЕКЛАМА |
|
Природа опасностиНа предприятиях существуют такие виды работ или условия труда, при которых работник может получить травму или иное воздействие, опасное для здоровья. В этих случаях для защиты человека необходимо применять средства индивидуальной защиты (СИЗ). Средствами индивидуальной защиты на производстве называют средства, предназначенные для обеспечения безопасности одного работающего. Большую часть этих средств человек носит непосредственно на себе. СИЗ не устраняют имеющиеся в окружающей среде вредные и опасные производственные факторы, а во многих случаях в большей или меньшей мере даже мешают выполнению профессиональной деятельности, создавая помехи труду. Поэтому необходимо применять СИЗ только тогда, когда конструкция оборудования, архитектурно-планировочные решения, применение организационных мер и средств коллективной защиты не обеспечивают безопасности труда. Вместе с тем имеется много производственных процессов или отдельных, в том числе аварийных, производственных ситуаций, при которых применение СИЗ является наиболее надежным, а иногда и единственным способом обеспечения безопасности, позволяющим выполнить производственную задачу, например, работать в условиях чрезвычайных ситуаций или ликвидировать их последствия. Так, в условиях недостаточного количества кислорода или чрезмерно высокой загазованности воздушной среды нельзя работать без средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Электросварщик не может выполнить производственную работу без средств защиты глаз и лица. При наличии в воздухе радиоактивных аэрозолей необходимы СИЗОД, а часто и изолирующие костюмы, защищающие все тело рабочего. В зависимости от назначения выделяют следующие классы СИЗ: — изолирующие костюмы (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры); — средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, пневмошлемы, пневмомаски); — специальная одежда (комбинезоны, полукомбинезоны, куртки, брюки, костюмы, халаты, плащи, полушубки, тулупы, фартуки, жилеты, нарукавники); — специальная обувь (сапоги, ботфорты, полусапоги, ботинки; полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы); — средства защиты рук (рукавицы, перчатки); — средства защиты головы (каски, шлемы, подшлемники, шапки, береты, шляпы); — средства защиты лица (защитные маски, защитные щитки); — средства защиты органов слуха (противошумные шлемы, наушники, вкладыши); — средства защиты глаз (защитные очки); — предохранительные приспособления (пояса, диэлектрические коврики, ручные захваты, манипуляторы, наколенники, налокотники, наплечники); — защитные дерматологические средства (моющие пасты, кремы, мази). Организационно в одних случаях те или иные СИЗ применяют непрерывно и постоянно на протяжении всего рабочего времени, в других используют только для некоторых производственных операций. Отдельно предусматривается применение СИЗ в условиях аварий и вызванных ими или другими источниками чрезвычайных ситуаций. В последнем случае соответствующие средства защиты (так называемые самоспасатели) находятся постоянно в распоряжении работающих, но используются лишь для выхода из очага поражения или для срочных действий по предупреждению последствий аварий. Специальные СИЗ предназначены для работы в очагах поражения участников пожарных и спасательных команд. При чрезвычайных ситуациях могут применяться фильтрующие и изолирующие СИЗОД. Изолирующие средства защиты должны применяться: — в условиях возникновения недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе; — в условиях загрязнения воздуха в больших концентрациях или когда концентрация неизвестна; — в случае, когда фильтрующее СИЗОД не обеспечивает защиту от установленного загрязнения или когда загрязнитель неизвестен; — в случае тяжелой работы, когда дыхание через фильтрующие средства затруднено из-за сопротивления фильтра. Если нет необходимости использования изолирующих СИЗОД, нужно использовать фильтрующие средства, имеющие преимущества в легкости и свободе движений для работника. Кроме названных средств индивидуальной защиты на производственных предприятиях для защиты персонала используются технологические средства защиты. К средствам защиты от механических травм относятся предохранительные, тормозные, оградительные устройства, средства автоматического контроля и сигнализации, системы дистанционного управления, знаки безопасности. Предохранительные защитные средства предназначены для автоматического отключения агрегатов и машин при отклонении какого-либо параметра за пределы допустимых значений. Такие средства при аварийных режимах работы агрегатов и машин (увеличении давления, температуры, рабочих скоростей, силы тока, крутящих моментов, проникновения персонала в запретную зону и т. п.) позволяют исключить возможность взрывов, поломок, воспламенений, нанесения травм. Предохранительные устройства по характеру действия бывают блокировочными и ограничительными. Блокировочные устройства препятствуют проникновению человека в опасную зону либо во время пребывания его в этой зоне устраняют опасный фактор. Примерами ограничительных устройств являются элементы механизмов и машин, рассчитанные на разрушение (или несрабатывание) при перегрузках. Оградительные устройства, как средства защиты от травм, по конструктивному исполнению подразделяются на кожухи, щиты, козырьки, барьеры, экраны и др. Они бывают стационарные и передвижные. При необходимости наблюдения за рабочей зоной кроме сеток и решеток применяют сплошные оградительные устройства из прозрачных материалов. Средства сигнализации используются для предупреждения об опасности. Чаще всего в них применяют световые и звуковые сигналы, поступающие от различных контрольно-измерительных приборов и приборов, регистрирующих ход технологического процесса, в том числе уровень опасных и вредных факторов. Большое применение находит предупредительная сигнализация, опережающая включение оборудования или подачу высокого напряжения. Системы дистанционного управления и автоматические сигнализаторы на опасную концентрацию паров, газов, пыли применяют чаще всего во взрывоопасных производствах и производствах с выделением в воздух рабочей зоны токсичных веществ. Повышение электробезопасности в установках достигается применением систем защитного заземления, зануления, защитного отключения и других средств и методов защиты, в том числе знаков безопасности и предупредительных плакатов и надписей. К средствам индивидуальной защиты от статического электричества относятся электростатические халаты и специальная обувь, подошва которой выполнена из кожи или электропроводной резины, а также антистатические браслеты. Большую опасность для персонала и некоторых производственных установок представляет атмосферное статическое электричество, эффективным средством защиты от которого является молниезащита. Она включает комплекс мероприятий и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности людей, предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, воспламенений и разрушений, возможных при воздействии молний. Применение средств защиты обычно сопровождается определенными неудобствами — ограничением обзора, затруднением дыхания, ограничением в перемещениях и т. п. В тех случаях, когда рабочее место постоянно, устранить эти неудобства удается применением защитных кабин, снабженных системами кондиционирования воздуха, вибро- и шумозащитой, защитой от излучений и электрических полей. В целом, эффективные меры защиты персонала на рабочих местах могут существенно повлиять на его безопасность, а следовательно, дать ему возможность достаточно успешно функционировать и в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.5 Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономикиНесмотря на меры, принимаемые по подготовке объектов экономики к устойчивому функционированию, аварии на этих объектах или воздействие на объект стихийных бедствий и других аварий извне приводят, как правило, к нарушению на этом объекте производства или выполнения им других его целевых функций. В результате приходится принимать меры по восстановлению утраченной устойчивости функционирования. Кроме того, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях после аварийно-спасательных и других неотложных работ в ряде случаев остаются неустраненными их долговременные последствия. В качестве таких последствий могут быть значительные разрушения объектов производственного и социального назначения (при землетрясениях, массовых пожарах, сильных взрывах), загрязнения радиоактивными веществами обширных территорий при радиационных авариях, загрязнения иного характера, значительно усугубляющие экологическую обстановку (нефтью, нефтепродуктами, стойкими АХОВ, диоксинами), изменения ландшафта вследствие землетрясений, оползней, селей, карстовых явлений, наводнений и других. Эти последствия не позволяют оперативно восстановить прежний уровень жизнедеятельности на пострадавшем объекте, возобновить его функционирование. Требуются восстановительные работы, а в начале — подготовка к ним. Основными задачами подготовки к восстановлению функционирования объекта являются: — анализ и оценка разрушений и объемов восстановительных работ в целях возобновления функционирования объекта экономики, принятие решения о целесообразности восстановления и восстановлении; — задействование в интересах восстановления резервных фондов материальных и финансовых ресурсов, изыскание дополнительных ресурсов в требуемых объемах; — разработка проектно-сметной документации по восстановлению основных производственных фондов (зданий, технологического оборудования, связи, транспортных и энергетических коммуникаций и т. п.); — разработка плана восстановления объекта и графика проведения работ; — создание и подготовка на объектовом уровне специализированных формирований для проведения восстановительных работ, привлечение к работе, при необходимости, строительно-монтажных организаций; — организация контроля хода и результатов восстановления объекта. При определении времени на ведение восстановительных работ на химически и радиационно опасных объектах экономики следует учитывать возможность радиоактивного, химического, биологического заражения территории объекта, а также необходимость выполнения при этом режимных мероприятий. Все это может отодвинуть сроки начала восстановительных работ и снизить их темпы. Работы по восстановлению функционирования объекта до приемлемого или прежнего уровня весьма трудоемки, часто требуют привлечения огромных объемов финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Они организуются и ведутся путем устранения разрушений и восстановления пострадавших объектов, нового строительства, мероприятий по реабилитации пострадавших территорий и т. д. Восстановительные (реабилитационные) работы в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации ведутся, как правило, в условиях повседневного функционирования объекта. Они выполняются в соответствии с упомянутыми планами восстановления и графиками проведения работ, чаще всего специализированными организациями (ремонтными, строительными, монтажными и др.). Однако следует иметь в виду, что первоочередные восстановительные работы, в основном, будут выполняться рабочими и служащими объекта. Поэтому в планах восстановления производства предусматривается создание ремонтно-восстановительных бригад из специалистов и квалифицированных рабочих объекта. Восстановление объектов ведется за счет средств организаций, эксплуатирующих эти объекты, страховых средств, банковских кредитов, средств виновников происшествия, если таковые определены. При определении подходов к восстановлению функционирования объекта после чрезвычайной ситуации возможны различные варианты. В некоторых случаях такое восстановление представляется нерациональным и восстановительные или реабилитационные работы не проводятся. В других случаях ограничиваются восстановлением минимально необходимых производственных или иных функциональных элементов, иногда по временной схеме, не доводя функционирование до уровня, который имелся до чрезвычайной ситуации. Такие меры особенно характерны для восстановления неперспективных с экономической и других точек зрения объектов экономики. Часто администрации стремятся восстановить функционирование своих объектов в прежних масштабах, ввести в строй все разрушенные или поврежденные объекты производственного и социального назначения. Это наиболее распространенный подход к восстановлению, применяемый в большинстве случаев чрезвычайных ситуаций. В отдельных случаях после чрезвычайных ситуаций восстановление происходит на качественно новой основе, когда достигается не только прежний уровень функционирования, но и происходит интенсивное развитие объекта. Так случилось, например, с моторным заводом КамАЗа после пожара 1993 года. Выбор подхода к восстановлению и состав конкретных восстановительных мер зависит от: — конкретных масштабов последствий чрезвычайных ситуаций; — социально-экономической значимости и вида объекта экономики; — степени необходимости восстановления его функционирования; — перспектив развития и заинтересованности в этом органов власти и населения; — реальных возможностей владельцев и соответствующей объектовой администрации провести необходимые работы, наличия у них необходимых финансовых и материальных ресурсов. Проведенное в соответствии с рационально выбранным подходом, в короткие сроки и с незначительными затратами восстановление устойчивости функционирования объекта экономики существенно снижает издержки от чрезвычайной ситуации соответствующей хозяйственной структуры — владельца. Вопросы и задания 1.Дайте определение устойчивости функционирования объекта экономики при чрезвычайной ситуации. 2.Назовите факторы, влияющие на устойчивое функционирование объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации. 3.Перечислите основные направления по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях. 4.В чем состоит подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайной ситуации? 5.Какое влияние на устойчивость функционирования объектов экономики имеет рациональное размещение их с точки зрения безопасности? 6.Перечислите основные организационно-экономические меры повышения устойчивости функционирования объекта экономики. 4.6 Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностьюУсложнение технологий, использование широкой номенклатуры химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить все более катастрофический характер, оказывая пагубное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Впервые серьезное внимание мирового сообщества к крупным промышленным авариям было привлечено после двух катастроф в середине 70-х годов. 1 июня 1974 г. в Великобритании (г. Фликсборо) на предприятии, производящем циклогексан, произошел взрыв, в результате которого 28 человек погибли, 89 получили травмы. Предприятию был нанесен значительный материальный ущерб. Спустя два года (10 июля 1976 г.), в итальянском городе Севезо на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу диоксина, имевший серьезные последствия для здоровья людей, окружающей среды и приведший к эвакуации нескольких тысяч человек. Основная причина таких тяжелых последствий - неподготовленность персонала к действию во время аварий. Европейское сообщество отреагировало на эти аварии принятием так называемой “Директивы по Севезо” (Директива Европейского Сообщества от 24 июня 1982 № 82.501.ЕЕС по предотвращению крупных промышленных аварий), которая обязала руководителей опасных производств проводить оценку опасности или риска, принимать меры по подготовке к возможным авариям и предоставлять информацию об опасностях. Через 10 лет (19 ноября 1984 г.) произошла крупная авария в г.Мехико (пригород г.Мехико Сан-Хуан-Иксуатепек) - взрыв хранилища сжиженного нефтяного газа, в результате чего около 650 человек погибли, несколько тысяч получили травмы, а около 200 тыс. остались без крова или были эвакуированы. Выброс метилизоцианата на химическом предприятии в г. Бхопале (Индия) в том же году (3 декабря 1984 г.) привел к распространению ядовитого газового облака, из-за этого более 2000 чел. погибли (число погибших точно не было установлено, по разным оценкам цифра колеблется в пределах от 2 до 10 тыс. человек), более 200 тыс. были травмированы. В этих случаях также сказалось практическое отсутствие соответствующих политики, законодательства и механизмов управления безопасностью на промышленных объектах. При расследовании аварий выяснилось, что предприятия и соответствующие государственные органы не имели конкретных планов действий на случай аварии, отсутствовала необходимая информация об используемых химических веществах и технологиях, не были вовремя приняты меры по предотвращению этих аварий. Откликом на эти события стали поправки в Директиве по Севезо для Европейских стран. В Великобритании в 1985 г. была разработана и принята основная часть законодательства по предупреждению крупных аварий, именуемая Системой нормативных актов - CIMAN - английская версия Директивы Севезо. Конгрессом США в 1986г. был принят Закон “О чрезвычайном планировании и праве населения на информацию” (поправки к Закону о Суперфонде) и некоторые другие документы. Поскольку уровень и характер законодательства всегда отражают степень подготовленности общества к решению тех или иных проблем, далеко не во всех странах в 70-80-е годы начало формироваться законодательство по промышленной безопасности, оно было в то время достаточно редким явлением. В 90-е годы международные организации продолжали активную деятельность по урегулированию вопросов предупреждения промышленных аварий. Принятые в последующие годы Конвенция МОТ по предотвращению крупных промышленных аварий и Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий обязывают страны, подписавшие их, разработать политику в области обеспечения промышленной безопасности. Однако ратификация их возможна только при наличии соответствующего государственного правового регулирования в этих странах. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов, как уже отмечалось, заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии. Структура систем законодательства в большинстве случаев, в т.ч. и в России, представляет многоступенчатую пирамиду, в вершине которой располагается Основной закон страны (Конституция) или Головной Закон, имеющий либо объединяющие вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже расположены законы по промышленной безопасности (не во всех странах), которые принимаются либо парламентом, либо региональными органами власти. На следующей ступени- межотраслевые нормативные документы, принимаемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отраслевая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными государственными органами. За ними следуют различные ведомственные инструкции, положения, правила и т.д. Основные элементы правового регулирования промышленной безопасности, составляющие национальные системы регулирования национальной безопасности, сводится к следующим требованиям. 4.6.1 Классификация промышленных объектов по степени опасностиПервое мероприятие в любой системе контроля за опасностями - разработка правительствами через компетентный орган соответствующих критериев, согласно которым должно определяться, какие объекты представляют наибольшую потенциальную угрозу для безопасности. В большинстве стран (США, ФРГ, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Франции) классификация промышленных объектов по опасности производится по наличию опасных веществ на объекте. Такой же подход предлагается в Директиве по Севезо и Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий. В законодательных актах устанавливается перечень опасных веществ и их пороговых количеств, при превышении которых на промышленном объекте последствий относят к категории опасного. Однако в законодательной международной практике известны и другие подходы к идентификации. Например, законодательством Бельгии опасные промышленные объекты классифицируются по видам опасной деятельности (шахты и каменоломни; паровые машины; предприятия по производству взрывчатых веществ; ядерные реакторы и установки, использующие радиоактивные материалы; предприятия, производящие и использующие отравляющие вещества). В Греции используется иной классификационный признак - по видам опасности. Промышленные объекты классифицируются как опасные (возможность взрыва, пожара и т.п.), вредные для здоровья (дым, газы и т.п.), дискомфортные (шум, запах и т.д.). 4.6.2 Оценка опасности промышленного объектаНеобходимо определить: · возможные сбои, неполадки и ошибки, которые могут привести к аварии, а также сценарии возможных аварий; · необходимые превентивные технические и организационные меры, которые должен принять предприниматель во избежание аварии; · возможные последствия аварий; · меры, которые должны быть приняты при локализации аварии и ликвидации ее последствий. Для оценки опасности могут использоваться различные методы, такие как предварительный анализ опасности, анализ дерева ошибок и анализ последствий аварий, оценка риска. Какой бы метод ни применялся, цель оценки опасности - определение потенциальных причин отказа в работе или аварий на промышленном объекте. В большинстве стран критерий оценки опасности - качественные показатели. В Нидерландах используют количественный показатель степени риска. 4.6.3 Декларация безопасности опасного промышленного объектаЭто одна из форм предоставления информации, закрепленная законодательно в странах Европейского сообщества для опасных промышленных объектов. Основная цель декларирования безопасности - заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. Декларация должна включать: - информацию об объекте и процессах на нем с целью определения характера и масштабов использования опасных веществ; - перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работ; - идентификацию типа возможной аварии, ее вероятность и возможные последствия; - инструкции на случай аварийной ситуации на объекте. Декларация безопасности должна обновляться либо через определенные промежутки времени, установленные законодательством, либо в случаях внесения изменений на объекте, либо получения новой информации об опасных веществах. 4.6.4 Требования к размещению промышленного объектаПри размещении промышленного объекта должны учитываться возможные отрицательные воздействия на окружающую среду и население. Законодательно устанавливается процедура получения разрешения на размещение промышленного объекта, обеспечивающее участие в нем государства, предпринимателя и общественности. Политика правильного размещения объекта применяется только к новым объектам. Что касается уже существующих, то она может быть направлена на ограничение развития районов в непосредственной близости от промышленных объектов. В развитых странах, таких как Нидерланды, Бельгия, Япония, в определенных случаях правительство компенсирует населению затраты на переселение из особо техногенно опасных регионов. 4.6.5 Система лицензированияЗаконодательствами многих стран предусматривается предоставление компетентным органам право ограничивать производство путем установления лицензионного порядка. В большинстве стран требования по лицензированию промышленной деятельности касаются промышленных объектов, отнесенных к категории опасных. 4.6.6 Экспертиза промышленной безопасностиПроведение экспертизы промышленной безопасности предусматривается на всех стадиях функционирования промышленных объектов, начиная со стадии проектирования. Декларации безопасности также могут стать объектом экспертизы. В практическом руководстве Международного бюро труда ”О предупреждении крупных промышленных аварий” говорится о необходимости проведения экспертиз промышленных объектов. Они могут проводиться как в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, так и по поручению специально уполномоченных органов, местных органов власти или общественности. 4.6.7 Информирование государственных органов и общественности об опасностях и аварияхПо оценке западных специалистов одно из наивысших достижений демократии - “право общественности на информацию о вредном воздействии” (Community Right-to-Know), внесенное в США в раздел 313 части 111 Закона о поправках к Суперфонду (1986 г.). Эта информация должна включать описание: · установки - объект потенциальной опасности; · потенциально опасных видов деятельности, опасных используемых веществ и методов контроля за ними; · способов оповещения о чрезвычайных ситуациях; · действий населения, принимаемых в случае чрезвычайных ситуаций; · известного воздействия на людей в результате происшедших ранее аналогичных аварий; · мер, которые необходимо принимать в случае поражения в результате аварии. Рекомендации по определению территории вокруг объекта, на которой население необходимо информировать о нем, могут дать эксперты, проводившие экспертизу опасности. Информация должна периодически повторяться и при необходимости дополняться, обновляться с учетом возможных процессов миграции населения. В странах, где введена процедура декларирования безопасности, указанная информация для опасных промышленных объектов предоставляется в составе декларации безопасности. Местные власти и администрация должны проверять, насколько такая информация доходит до людей и полно ими понимается. При необходимости принимать меры, направленные на усовершенствование этой работы. Во время чрезвычайных ситуаций администрация должна информировать население, проживающее вблизи опасного объекта, о развитии аварии, результатах расследования причин возникновения чрезвычайной ситуации и возможном ближайшем или долгосрочном воздействии последствий аварии на население и окружающую среду. 4.6.8 Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущербВопросы ответственности администрации предприятия регулируются во всем блоке законодательства, касающегося вопросов охраны окружающей среды, труда и обеспечения промышленной безопасности. Эти вопросы обычно рассматриваются в головных законодательных актах. В США - это Закон “О профессиональной безопасности и здравоохранении”, в России - это “Закон об охране окружающей природной среды”, “Закон о недрах”, в Великобритании - закон “Об обеспечении охраны труда и здоровья”, в Нидерландах и Норвегии - Законы “Об охране окружающей предприятие природной среды” и т.д. Усиление ответственности предприятий, на которых производят, перевозят, обрабатывают или хранят опасные вещества, регулируется в поправках 1990 г. к Закону США “О чистом воздухе”. Администрация промышленных объектов несет ответственность за проектирование и безопасную эксплуатацию установки, происшедшие аварии и сведение к минимуму их последствий. Ответственность за последствия аварий по западному законодательству наступает вне зависимости от вины. 4.6.9 Учет и расследованиеПри проведении оценки опасности и составлении декларации безопасности необходимо учитывать опыт вех происшедших аварий, анализировать причины их возникновения. Поэтому требование учета и расследования аварий- обязательный элемент законодательства по промышленной безопасности. Информацию об авариях администрация промышленного объекта обязана предоставлять в компетентные органы власти. Здесь следует отметить, что учету и расследованию причин мелких аварий придается большое значение, поскольку любая мелкая авария при определенном стечении обстоятельств может привести к катастрофическим последствиям. В Европейском сообществе ведется банк данных по учету аварий. Члены ЕЭС обязаны предоставлять туда информацию о происшедших авариях. Такое требование тоже содержится и в национальных законодательных актах. Например, в Законе ФРГ “Об аварийных ситуациях” указано, что владелец установки обязан сообщить в компетентные органы об аварии, а также не позднее, чем в недельный срок сообщить о причинах аварии и мерах, принятых для ее локализации и ликвидации ее последствий. 4.6.10 Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасностиБольшое внимание в законодательстве развитых стран уделяется участию местных органов власти и общественности в регулировании промышленной деятельности. Они могут повлиять на решение о размещении промышленного объекта, принимают участие в информировании граждан об опасных объектах и авариях, которые могут нанести ущерб населению, в подготовке к действиям во время аварий и чрезвычайных ситуаций. В США разработана такая система, которую в настоящее время пытаются адаптировать и в других странах, в частности в России. В ней детально разработан механизм участия местных органов и общественности в регулировании промышленной безопасности. 4.6.11 Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностьюЛюбая система надзора и контроля объектов повышенной опасности должна строиться на государственном уровне, т.е. должен существовать специальный орган (или органы), ответственный за промышленную безопасность и охрану труда. В России, например, Госатомнадзор – государственная организация, занимающаяся надзором за безопасной эксплуатацией объектов ядерной энергетики (АЭС, АСТ, АТЭЦ и др.), в США - это OSHA (Occupational Safety and Health Administration) и EPA (Enviromental Protection Agency), во Франции - служба промышленной экологии и Бюро оценки риска и промышленного загрязнения, в Норвегии - Государственный орган по борьбе с загрязнениями и Директорат по предотвращению пожаров и взрывов. Основная их задача - контролировать соблюдение требований действующего законодательства в области экологической и промышленной безопасности. На предприятиях должны существовать специально уполномоченные лица или органы, контролирующие соблюдение требований промышленной безопасности, что закрепляется законодательно. Например, в Законах ФРГ “Об инженерах по технике безопасности “ и Нидерландов “Об охране окружающей предприятие среды”. 4.6.12 Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуацийВ странах, где законодательством регулируется предоставление Декларации безопасности, в которую входят планы по локализации аварий и ликвидации их последствий, требование о составлении таких планов в отдельных законодательных актах отсутствует. Однако в некоторых законах самостоятельно регулируются вопросы планирования, в частности в Законе США “О планировании на случай чрезвычайных ситуаций и о праве общественности на информацию”. Для планирования действий при ЧС создаются местные комитеты, которые разрабатывают планы действий. В этих планах определяются объекты, на которых используются опасные вещества, маршруты их перевозок, содержатся инструкции и меры по ликвидации последствий аварий на промышленной площадке и за ее пределами. 4.6.13 Экономические механизмы регулирования промышленной безопасностиВ мировой практике широко применяются экономические механизмы регулирования промышленной безопасности. К ним относятся штрафы, квоты на загрязнение, налоговые и страховые механизмы, общественные и государственные фонды и т.д. Вопрос экономического регулирования промышленной безопасности - предмет отдельной статьи. Однако отметим, что наиболее эффективный источник компенсации для запланированных экологических ущербов (плановые выбросы и сбросы предприятий) - экологические фонды, формирующиеся за счет штрафов, квот и т.д. В случае нестационарных (аварийных) ущербов наиболее эффективный источник - фонды страховых компаний, образующиеся из страховых сумм по страхованию ответственности (за ущерб, нанесенный деятельностью предприятия населению и окружающей среде). Страхование ответственности в развитых странах обязательно и закреплено соответствующими законодательными актами. Конкретные системы тарификации страховых сумм должны определяться страховыми компаниями совместно с компетентными органами. Основная задача всех мероприятий по промышленной безопасности - предупреждение промышленных аварий и подготовка к действиям при их возникновении. К наиболее важным мероприятиям относятся введение критериев для выявления опасных промышленных объектов, проведение оценки опасности и составление для опасных промышленных объектов на базе этих оценок Декларации безопасности и введение лицензирования опасных видов промышленной деятельности. 4.6.14 Российское законодательство в области промышленной безопасностиВ России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставаниям сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и ликвидации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Наблюдается устойчивая тенденция быстрого износа и старения основных фондов. В целом по России износ основных фондов составляет 40,6%, а машин и оборудования - 57%. Особенно тяжелое положение сложилось в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности. Амортизационный износ оборудования достигает 80-85%, а в отдельных производствах 100%. Допускаются грубые нарушения установленных требований по проведению ремонта оборудования, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта на упрощенные. Оценка состояния технической безопасности ряда объектов угольной, горнометаллургической промышленности показала, что большая часть производств не соответствует надлежащему уровню безопасности. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность. Ухудшение положения в области промышленной безопасности также обусловлено слабым механизмом ответственности предприятия за нарушения требований безопасности. Нормы, содержащиеся в КЗОТе, административном и уголовном кодексах, явно недостаточны и ориентированы на административно-командную систему управления. Например, в них не предусмотрена ответственность опасных предприятий за нарушение требований лицензии, несвоевременное предоставление декларации безопасности, непредоставление соответствующей информации и за многие другие нарушения. Поскольку промышленная безопасность как самостоятельная область права появилась недавно, то и контроль в этой области российским законодательством почти не регулируется. Однако, учитывая мировую практику в части правового обеспечения промышленной безопасности, в Российской Федерации введен с 1996 года принципиально новый подход в части обеспечения безопасности людей и защиты окружающей среды, основанный на процедуре декларирования безопасности промышленных объектов. Для обоснования безопасности проекта особо опасного промышленного объекта или действующего особо опасного промышленного объекта, определения характера и масштабов опасности на нем, выработки организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и предупреждению аварий, регламентации действий персонала в аварийных условиях, предприятием обеспечивается подготовка декларации безопасности промышленного объекта. В настоящее время действуют следующие документы, регламентирующие процедуру декларирования безопасности: 1. Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 675). 2. Временное руководство по организации работы территориальных подсистем РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утверждено приказом министра Российской Федерации по делам чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.08.95 № 569). 3. Временное требование к идентификации объектов, связанных с повышенной опасностью (утверждены 14.09.95 министром РФ по делам чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и председателем Федерального горного и промышленного надзора России). Кроме того, необходимо учитывать действующие в смежной области регулирования вопросов обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций и промышленной безопасности нормативные акты: 1. Указ Президента РФ от 19 августа 1993 г. № 1267 “Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности”. 2. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 223 “О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии”. 3. Систему сертификации безопасности взрывоопасных производств РОС РУ 001.01.ПВ 00. Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации был подготовлен с учетом замечаний заинтересованных министерств и ведомств (Госкомсанэпиднадзора России, Роскомнефтехимпрома, Минтопэнерго России, Роскомметаллургии, Госкомоборонпрома России, Госстроя России, Госстандарта России и др.) и утвержден приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59. Рассмотренные нами в п. 11.1-11.13 элементы регулирования промышленной безопасности в виде отдельных фрагментов также присутствуют в российских законах, относящихся к смежным отраслям права, таким как природоохранная, санитарная, законодательство об охране труда, а также в законах профилирующих и специальных отраслей права. Важное значение для проведения оценки опасности и прогнозирования возникновения возможных аварий и их последствий имеет наличие систематизированной информации по учету и расследованию аварий. Предприятия обязаны давать информацию только по категорийным авариям в соответствии с Инструкцией по расследованию аварий. В Основах законодательства об охране труда впервые появилось требование об учете аварий. Правда, это касается аварий, повлекших за собой несчастные случаи (статьи 3, 9). Статья 6 Федерального Закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” предусматривает в обязательном порядке гласность и информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Наиболее полно в законодательстве РФ регулируется порядок размещения промышленных объектов - при выдаче разрешения на размещение предписывается учет возможных нарушений экологических и санитарных норм. Правовые основы обязательной сертификации продукции и услуг с целью обеспечения контроля безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества установлены в Законе о сертификации. В ст. 7 указано, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Достаточно ново для российского законодательства — введение разрешительной системы для регулирования возможности ведения тех или иных видов хозяйственной деятельности. Впервые такой элемент регулирования появился в Законе “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. В ст. 21 записано, что отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основе лицензии. Перечень таких видов деятельности должен определяться либо уполномоченными органами, либо Правительством РФ. Следующим законом, которым вводится лицензирование, стал Закон “О недрах”, однако в нем регулируются только вопросы лицензирования использования недр. Порядок лицензирования опасных видов промышленной деятельности не регулируется. Проведение обязательной экспертизы включено в Законы “Об охране окружающей природной среды” и “О местном самоуправлении в РСФСР”. Соответствующими статьями регулируется необходимость обязательного проведения экологической экспертизы, а в “Основах законодательства об охране труда” - экспертизы по охране труда. Большое внимание в законодательстве любого демократического государства уделяется информированию и участию населения и органов местного самоуправления в вопросах управления экологической и промышленной безопасностью. Почти все законы, имеющие отношение к вопросам промышленной безопасности и принятые в России после 1991 г., включают статьи, обязывающие информировать государственные органы и общественность по вопросам, которые регулируются тем или иным законом. Особое место в российском законодательстве занял принятый 20 июня 1997 года Государственной думой Федеральный Закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” [68]. Таким образом Россия ликвидировала пробел в этой отрасли права, отстав на 15 лет от стран Европейского сообщества. Настоящий Федеральный Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Федеральный Закон позволит повысить уровень обеспечения безопасности проектируемых и действующих промышленных объектов, эффективно использовать новые, апробированные мировым сообществом методы регулирования промышленной безопасности, улучшить информирование властей, специально уполномоченных органов, населения и общественности об опасностях промышленных объектов, способствовать предотвращению крупных промышленных аварий. Федеральный Закон предусматривает, определяет и устанавливает: · лицензирование опасных видов деятельности в области промышленной безопасности; · сертификацию технических устройств, применяемых на ОПО; · требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО; · требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО; · требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; · производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; · техническое расследование причин аварии; · экспертизу промышленной безопасности; · разработку декларации промышленной безопасности; · обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО; · федеральный надзор в области промышленной безопасности в целях проверки выполнения требований промышленной безопасности; · ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства в области промышленной безопасности. |
|
© 2000 |
|